Научная статья на тему 'Рекрутская обрядность в русских традициях Прикамья'

Рекрутская обрядность в русских традициях Прикамья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
814
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРЯДНОСТЬ / ПРОВОДЫ В РЕКРУТЫ / РИТУАЛ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / RITUAL / SEEING THE RECRUITS / MILITARY SERVICE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чернышева Юлия Сергеевна

Представлена целостная картина рекрутского обряда русских в Прикамье. Выявлены и охарактеризованы основные этапы, из которых состоит рекрутский обряд в Прикамье. Рассматриваются различные ритуальные действия, входящие в структуру обряда. Хронологические рамки представлены второй четвертью концом ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECRUITING RITUALS IN THE TRADITION OF RUSSIAN IN PRIKAMYE

The article presents a holistic picture of the Russian recruitment rite in the Kama region. Identified and characterized the main stages that comprise the recruit the rite in the Kama. Various ritual actions included in the structure of the rite are considered. The chronological framework is represented by the second quarter-the end of the twentieth century.

Текст научной работы на тему «Рекрутская обрядность в русских традициях Прикамья»

13. Мошинская В.И., Лукина Н.В. О некоторых особенностях отношения к собаке у обских угров // Археология и этнография Приобья. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1982. С. 46-60.

14. Перевалова Е.В. Северные ханты: этническая история. Екатеринбург: УрО РАН, 2004. 414 с.

15. Федорова Е.Г. Представления о смерти, мире мертвых и погребальный обряд обских угров // Мифология смерти: структура, функция и семантика погребального обряда народов Сибири: Этнографические очерки. СПб.: Наука, 2007. С. 198-220.

16. Фольклор хантов и манси [Электронный ресурс]. URL: http://knowledge.allbest.ru/moscow/2c0a65625b2bd78b5d53b88421206d37_1.html (дата обращения: 12.06.2016).

17. Хэкель Й. Почитание духов и дуальная система у угров (к проблеме евразийского тотемизма) / пер. с нем. Н.В. Лукиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. 108 с.

УДК 392.1

Чернышева Юлия Сергеевна

студентка I курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: [email protected]

РЕКРУТСКАЯ ОБРЯДНОСТЬ В РУССКИХ ТРАДИЦИЯХ ПРИКАМЬЯ

Yuliya S. Chernysheva

1st year Student of History Faculty

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia e-mail: [email protected]

RECRUITING RITUALS IN THE TRADITION OF RUSSIAN IN PRIKAMYE

Аннотация. Представлена целостная картина рекрутского обряда русских в Прикамье. Выявлены и охарактеризованы основные этапы, из которых состоит рекрутский обряд в Прикамье. Рассматриваются различные ритуальные действия, входящие в структуру обряда. Хронологические рамки представлены второй четвертью - концом ХХ в.

Ключевые слова: обрядность, проводы в рекруты, ритуал, военная служба.

Abstract. The article presents a holistic picture of the Russian recruitment rite in the Kama region. Identified and characterized the main stages that comprise the recruit the rite in the Kama. Various ritual actions included in the structure of the rite are considered. The chronological framework is represented by the second quarter-the end of the twentieth century.

Key words: ritual, seeing the recruits, ritual, military service.

Исследование рекрутской обрядности русских началось во второй половине XIX — начале ХХ в. М.И. Богдановичем, П.Л. Лобко, В.В. Щепетильниковым и др. Изучение данной темы продолжалось в советское

© Чернышева Ю.С., 2018

время, однако бурное развитие получило только в послевоенные годы — были опубликованы работы В.А. Корнилова, С.С. Лукичева и др. В настоящее время наиболее полное исследование в области рекрутской обрядности представленов монографии Ж.В. Корминой «Проводы в армию в пореформенной России. Опыт этнографического анализа». Но данная работа представляет собой описание рекрутского обряда на территории северо-западной России, а про рекрутский обряд русских Прикамья мы можем узнать из сборников по традиционной культуре, обряду и фольклору русских на территории Пермского края под редакцией А.М. Белавина, И.А. Подюкова, А.В. Черных, С.В. Хороборых, Н.Б. Крыласовой, С.М. Поздеевой и др. Однако стоит заметить, что рекрутская обрядность русских Прикамья до настоящего времени недостаточно изучена.

Рекрутский обряд представляет собой систему общепринятых ритуальных действий, соблюдающихся на протяжении длительного времени. Довольно продолжительный по своему времени (включая «гуляния» до проводов, которые могли продолжаться до 2-3 месяцев) рекрутский обряд состоит из трех основных этапов, продолжающихся с момента получения повестки и до прибытия в военкомат с последующим отправлением на службу.

Первый этап включает в себя время с получения повестки до традиционного сбора гостей на проводы. Стоит отметить, что с момента получения повестки или проведения жеребьевки рекрут освобождается от работы и начинает некрутить(ся) (рекрушиться, лекрутить), холоститься, становится лиминальным членом сообщества» [1, с. 34]. Данный этап включает гуляния рекрута — поездки по родственникам, друзьям. Свидетельства респондентов помогают не только воспроизвести сам ход гуляний, но и отражают эмоциональное настроение этих действий. Из анализа материалов можно заключить, что основными элементами рекрутских «гуляний» были катание на лошадях, гостевание, гуляния по деревне. Отдельно следует выделить катание на лошадях — прочную и укоренившуюся традицию в рекрутских гуляниях. Во время катания призывники демонстрировали всем

55

свое особое положение: проезжали по населенному пункту, заезжали в соседние села и деревни. Во время поездок провожающие исполняли рекрутские песни и частушки под гармонь. Коней и сани обязательно украшали лентами, колокольчиками. Стоит также отметить параллель со свадебными катаниями, которую очень часто проводят исследователи. Этот этап рекрутского обряда является самым продолжительным, так как гуляния растягивались на один (реже два-три) месяца. Примечательно, что во время данного этапа ритуальных действий как таковых нет — есть стремление молодого человека продемонстрировать новый социальный статус.

Второй этап. Этот этап не является столь продолжительным, как первый — обычно он проходит за 1-2 дня. Однако он несет на себе самую большую эмоционально-смысловую нагрузку всего обряда. Практически во всех источниках упоминается о вечере, который устраивался накануне отъезда рекрута. Приглашали на данное мероприятие и родственников, и друзей новобранца: парней, девушек. В воспоминаниях очевидцев сохранилось много сведений про застолье во время проводов. Все они в первую очередь отмечают большое скопление народа (преимущественно молодежи): «Наконец настает день отправки. С утра в избу рекрута собирается народ со всей деревни на проводы. Парни и девушки усаживаются за стол вместе с рекрутом. Он садится уже совсем готовый к отъезду, угощает девиц, ребят, родных и знакомых вином, прощаясь со всеми. Родственники дарят ему на дорогу денег. Мать, сестры, отец, братья ревут в голос. Рекрут сам плачет или громко играет и поет, чтобы заглушить тоску» [1, с. 38]. Любопытные ритуалы происходили во время застолья: было принято закапывать или прятать бутылку с алкоголем, а также разбивать посуду, из которой пил рекрут. Вот что говорят по этому поводу респонденты: «Делали у меня сыну три бутылки, на бутылках с водкой заставляли парня расписываться. И эти бутылки на завалине в землю закапывают. Пока он служит, эти бутылки стоят. А потом приходит — его встречают этим» (Бадья Юрл., Юрлинский район) [4, с. 102]. «Нальют рюмку, он выпьет, и рюмку об стену вдребезги» (Шестина Юрл., Юрлинский район) [4, с. 103]. Подобные действия можно прокомментировать следующим образом:

56

бутылка, спрятанная от рекрута, «ждет его возвращения», а разбивание посуды несет в себе привычный смысл — «на счастье».

Кроме этого, необходимо отметить еще один важный ритуал — стрижка новобранца — именно отсюда появляется выражение «быть забритым», т.е. быть принятым на службу. Волосам уделяли особое внимание, считалось, что они несут информацию о человеке, защищают его от злых духов, излучают разного рода энергию. Именно поэтому ритуал стрижки волос у новобранца имеет столь существенное значение. В Прикамье ритуал стрижки новобранца в разных местностях отличался незначительно. На территории Кудымкарского района, например, обрезанные волосы клали под икону: «Потом волосы, говорят, состригнут, ложат на полку под икону, чтоб домой вернулся» (Ракшино Кудымк., Кудымкарский район). В соседней деревне ритуал мог отличаться незначительным элементом: «С некрута волосы состригали и за печку клали, хранили. А когда вернется, волосы эти в печку кинут». «Солдату будушему волосы сострегешь, положишь на полочку. Когда домой придет, сожгем в печке» (Полва Кудымк., Кудымскарский район) [4, с. 103]. Таким образом, мы понимаем, что ритуал стрижки новобранца имеет как значение презентации нового социального статуса, так и сакральное.

Важной и неотъемлемой частью любого обряда является благословение. Ритуал благословения является кульминационной точкой проводов: этот акт понимается как самый напряженный момент всего действа — момент коммуникации с сакральным. Существуют различные формы благословения. В Прикамье повсеместно распространен ритуал получения благословения от родителей (как биологических, так и крестных) посредством хлеба, иконы и молитвы: «Парень уходит в армию — благословление родителей самое главное» (Серга, Кунгурский район). «Уходит парень, и тут его родители благословляют. Иконой и хлебом. Это вот, когда уже все вышли, тут они его и благословляют» (Лызиб, Соликамский район). «Парню крестики давали, молитвы с собой, крёстна все делала, она же и благословляла. Запишут, он выучит ее» (Лягушино, Кишертский район) [3, с. 159]. Стоит отметить еще

одну форму благословения — на территории края распространен обряд получения благословения от коня. Считается, что именно конь решает, как пройдет служба у рекрута, поэтому к данному ритуалу относились с особым уважением: «Считалось, что еще лошадь парня благословляла. А который парень уйдет, его, если выбракуют, дак лошадь стоит как вкопанная на месте» (Лызиб, Соликамский район). Известно, впрочем, и противоположное толкование: «Рекрут в ноги лошади упадет, и смотрят. Если лошадь ногу поднимет, значит, парень не придет из армии, а стоит, не шелохнется, парень живым придет» (Поселье, Усольский район) [5, с. 127].

Обычай возвращаться в дом после выхода перед уходом играет в ритуале проводов в армию особую роль. Упоминание об этом обычае встречается очень часто, что подчеркивает его важность. На протяжении всего обряда встречаются действия, направленные на возвращение солдата в дом (пожелания и наказы родных, благословение родителей, предметы, данные рекруту с собой) и данный ритуал является завершающим в этом смысле. Повсеместно в Пермском Прикамье было распространено поверье, что рекрут во время выхода из дома обязательно должен был вернуться: «У нас говорили, что... отойдешь маленько и опять зайди в избу». «Пойдет, его скличут обратно, чтоб снова на своем месте посидел» [2, с. 145].

Так как рекруту предстояла дорога, собирали ему с собой сумку — «котомку». Обязательным было присутствие в сумке хлеба, молитвы, иконы или крестика — предметов благословения. Кроме этого, рекруту дарили различные предметы, которые он тоже брал с собой — мешочки с землей, платок от любимой, деньги. Присутствовали вещи для бытовых нужд: иголки и нитки, табак, посуда и пр.

Третьим — завершающим — этапом проводов в армию является поездка до военкомата. Как правило, данный этап происходил шумно: большое скопление народа сопровождало новобранца, с песнями и частушками под гармонь, кричалками, свистом. Обязательно украшали транспорт, на котором отправляли рекрута: «Повезут парня, в машину березки поставят. На березки

банты привяжут красные, девки юбки вовсе не пожалеют, изорвут на ленты-те» (Липухина Юрл., Юрлинский район). «Некрутам наряжали машину, на которой они ехали "допризыву" [4, с. 108]. Как мы можем заметить, третий этап практически не содержит ритуалов, а больше напоминает обычную процедуру проводов в другую местность.

Таким образом, обряды и обычаи проводов в армию представляют собой достаточно развитый вид обрядности. Рекрутский обряд, возникший с введением рекрутской повинности, плавно вписался в обрядность русских и прошел долгий путь развития. Рассмотренные этапы и обрядовые действия с некоторыми изменениями соблюдаются и в настоящее время.

Список литературы

1. Кормина Ж.В. Проводы в армию в пореформенной России. Опыт этнографического анализа. М.: Новое литературное обозрение, 2005. 376 с.

2. Мужской сборник. Вып. 1. Мужчина в традиционной культуре: Социальные и профессиональные статусы и роли. Сила и власть. Мужская атрибутика и формы поведения. Мужской фольклор / Сост. И.А. Морозов, отв. Ред. С.П. Бушкевич. М.: «Лабиринт», 2001. 244с.

3. Песни и сказы долины камней. Обрядность и фольклор Кишертского района: материалы и исследования / И.А. Подюков, С.М. Поздеева, С.В. Хороборых, А.В. Черных. Березники: Типография купца Тарасова, 2008. 384 с.

4. Русские в Коми-Пермяцком округе: обрядность и фольклор. Материалы и исследования / А.А. Бахматов, Т.Г. Голева, И.А. Подюков, А.В. Черных. Пермь: ОТ и ДО, 2008. 501 с.

5. Усольские древности. Сборник трудов и материалов по традиционной культуре русских Усольского района конца XIX-XX вв. / И.А. Подюков, А.М. Белавин, Н.Б. Крыласова, С.В. Хороборых, Д.А. Антипов. Усолье; Соликамск; Березники: Перм. кн. изд-во, 2004. 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.