Научная статья на тему 'Ритмическая организация фасадов венецианских палаццо'

Ритмическая организация фасадов венецианских палаццо Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
184
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дмитриева С. Л.

Дворцовое зодчество Венеции одна из ярчайших и интереснейших страниц в развитии мировой архитектуры. Облику этого города всегда был присущ неповторимый колорит своеобразия, обусловленный и необычностью географического положения, и уникальностью его значения как важнейшего экономического центра на пересечении торговых путей между Востоком и Западом, и удивительной стойкостью культурных и художественных традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ритмическая организация фасадов венецианских палаццо»

№ 1 (26), 2008

' 'Кул ътурная жизн ь Юга России "

С.Л.ДМИТРИЕВА

РИТМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ФАСАДОВ ВЕНЕЦИАНСКИХ ПАЛАЦЦО

Дворцовое зодчество Венеции - одна из ярчайших и интереснейших страниц в развитии мировой архитектуры. Облику этого города всегда был присущ неповторимый колорит своеобразия, обусловленный и необычностью географического положения, и уникальностью его значения как важнейшего экономического центра на пересечении торговых путей между Востоком и Западом, и удивительной стойкостью культурных и художественных традиций.

Архитектурный язык дворцового зодчества Венеции стал формироваться уже в ХП-ХШ веках. Главный фасад патрицианского жилища, как «носитель» информации о личности и статусе его владельца, оказался в фокусе внимания венецианских зодчих. До наших дней дошли немногие образцы жилищной архитектуры Венеции того времени, но им суждено было стать родоначальниками ряда важных и стойких приемов архитектурной организации фасада дворца. Как правило, в этих зданиях семейная, частная жизнь совмещалась с деловой, коммерческой. В трехъярусной схеме такого палаццо нижний этаж отводился подсобным помещениям и решался в виде открытой аркады-галереи, удобной для загрузки и разгрузки товаров. Главным помещением являлся просторный салон (рог1сао) в бельэтаже, выходивший на фасад открытой лоджией.

У истоков специфического венецианского стиля стоит знаменитое здание Фандако деи Турки (нлл. /). построенное в ХП-ХШ веках. Его фасад представляет собой аркаду, состоящую из двух различных по размерам горизонтальных рядов арочных проемов, образующих в своей совокупности сложную полиритмическую композицию. Фасадной стены, как таковой, нет, если не считать плоскость междуэтажного перекрытия, заполненную нарядными барельефными медальонами (1оппс11с). Это впечатление создается благодаря «прорезанности» фасада, чрезвычайной открытости нижней галереи и верхней лоджии. Модулем ритма выступает именно многократно повторенный арочный проем. Такая особенность решения ритмической задачи в подходе к композиции фасада приживется в дворцовом венецианском зодчестве и будет основополагающей его характеристикой в течение нескольких веков.

В решении фасада палаццо Корнер-Лоредан XIII века (илл. 2) идущие от Фондако деи Турки аркады полувизантийского / полуисламского толка и полиритмия разноразмерных арочных проемов центральной части сочетаются с иным ритмическим решением боковых частей. В этом обнаруживается зарождение нового приема, которому в дальнейшем было суждено стать важнейшей характерной чертой ритмической организации фасадов венецианских палаццо. Отметим, что стык центральной части и боковых «флангов» фасада акцентирован на уровне бельэтажа удвоением ко-

лонн, обозначающим границы рой©0о. Таким образом, фасад палаццо Лоредан выявляет расположенную за ним трехчастную структуру внутреннего объема, где по сторонам центрального зала для приемов идут параллели жилых комнат.

В области дворцового зодчества ни один город Европы не подвергался в такой мере влиянию готики, как Венеция. Переломным моментом в эволюции стиля венецианской архитектуры было строительство Дворца Дожей (илл. 3), возведенного в период с 1340 по 1424 год. Новаторский арсенал художественных средств Палаццо Дукале являлся своего рода камертоном, по которому настраивались в течение полутора веков вкусы и пристрастия владельцев городских палаццо и их создателей. Стилистическая близость архитектуре Дворца Дожей становилась знаком принадлежности хозяев палаццо к привилегированной верхушке общества.

Оценка места и значения Дворца Дожей в процессе стилевой эволюции венецианского зодчества - один из характерных случаев общей проблемы соотношения уникального и массового в развитии архитектуры. Общеизвестно, что композиция Дворца Дожей, в которой в соответствии с функциональной задачей тяжелый объем поставлен на ажурные аркады, абсолютно уникальна. Однако при этом двухъярусная аркада нижней части здания, восходящая к Фондако деи Турки, решена уже в ином, готическом стиле и с использованием тех ритмических закономерностей «связанной системы», которая уже родилась к этому времени в структурах заальпийских готических храмов

В Х1У-ХУ веках стрельчатые арки с каменным кружевом над ними становятся настолько характерной стилевой особенностью венецианской готики, что это позволяет определить ее как своего рода «венецианский готический ордер», в котором так последовательно проявляется присущее венецианским зодчим «чисто ритмическое чутье» (1). Главный фасад венецианского дворца фактически не являлся несущей, опорной конструкцией, поскольку от него требовалось лишь выдержать вес передней части кровли. Такая возможность окончательно «развязала» руки зодчим, позволив фасад «дырявить, заботясь лишь о радости, которую могло подарить созерцание того или иного декоративного мотива» (2). Так появились многочисленные ажурные аркады и лоджии фасадов,

2 2 "Культурная жизнь Юга России" № 1 (26), 2008

изысканно украшенные барельефными фризами, медальонами, рядами замысловатых квадрифоли-ев и хрупких колонн. Готика породила феномен того ритмического очарования, которое является самой характерной чертой городского пейзажа Венеции. Вдоль канала Гранде и других водных магистралей Венеции протянулись различные в деталях, но в то же время схожие по приемам компоновки фасады патрицианских палаццо.

Внутренняя структура дворца зависела от конфигурации участка и конкретных функциональных задач, а это, в свою очередь, влияло на компоновку фасада. В одних случаях она могла стать несимметричной в целом, но при этом у каждой из частей фасада была своя ось симметрии. Характерным примером такой двухосевой композиции является фасад знаменитого Ка-д-Оро (1422-1440 гг., Бартоломео Бон и Маттео Роверти, илл. 4). Однако подобные асимметричные решения являлись все же исключением, а преобладала симметрия, и эта закономерность, сформировавшаяся уже в период готики, устойчиво перешла в архитектуру эпохи Ренессанса и последующих веков.

В конце XIII века возникает прием, играющий важную роль в организации фасада городского дворца. Он заключается в акцентировании горизонтальных и вертикальных границ фасада, что придает его композиции необходимую законченность. Пластически проработанная линия карниза в сочетании с рустовкой углов здания создает некое подобие рамки. Такой прием ритмической организации фасада можно определить термином «рамочная композиция». В эпоху Ренессанса и барокко принцип рамочной композиции реализуется не только рустовкой углов (как это было в готике), но и другими приемами, в том числе соответствующим использованием ордерных элементов.

В ХШ-ХУ веках сложилась и стала самой популярной традицией архитектуры венецианских палаццо ритмическая структура, которая может быть определена термином «кулисная композиция». Сущность ее заключается в том, что в соответствии с внутренней планировкой здания центр фасада, решенный в виде ярусов лоджий, фланкировался боковыми частями, в которых превалировала масса фасадной стены. Таким образом, «кулисная композиция» строилась на контрасте ажурности центра и относительной массивности флангов, при этом центру отводилась роль своего рода открытой «сцены», а боковым участкам фасада - неких «кулис». Наиболее характерными примерами использования этой ритмической формулы являются фасады дворцов семейств Джустиниани (XIII в.), Соранцо (XIV в.), Пизани-Моретта (XIV в.), Фоскари (1452 г., илл. 5).

Идеология Ренессанса, принесшая на венецианскую почву преклонение перед античной ордерной системой, коренным образом повлияла на изменение языка дворцового зодчества. Плоскостные, графичные фасады готических палаццо сменились более пластичными фасадами дворцов Возрождения. Приобщившись к миру ордерных форм, архитекторы П. Ломбардо и М. Кодусси дали фасадам своих дворцов но-

вую ритмическую и пластическую трактовку, повлиявшую и на изменение их художественного образа. Композиции дворцов Контарини даль Дзаффо (1490 г., П. Ломбардо), Корнер Спинелли (ок. 1500 г., М. Кодусси), Вендрамин-Калерджи (1500-1504 гг., М. Кодусси, илл. 6) показывают идущее от новаций Альберти иное, уже ренес-сансное, по сути, понимание ордера, опирающееся на традиции античности. В фасадах этих дворцов, наполненных пластикой ордерных элементов, явственно наметился шаг к изменению метро-ритмических соотношений в расстановке акцентов и пауз. Но «кулисная» схема, хоть и изложенная новым ренессансным языком, сохранила свое значение, оставаясь художественной константой ритмической композиции фасадов венецианских палаццо.

В этом нарастающем противоборстве традиций и новаций интереснейшим примером влияния римской архитектуры периода Браманте является произведение архитектора Антонио Скарпаньино - палаццо Контарини делла Фигуре (после 1504 г.), в котором фасад лоджии portego обработан в виде портика древнеримского храма с фронтоном, а окна боковых частей piano nobile обрамлены (пожалуй, впервые в венецианской архитектуре) наподобие античной эдикулы.

Появление в Венеции архитектора Якопо Сансовино, окончательно завершившего своим творчеством переход архитектуры города на воде на позиции Ренессанса, несколько пошатнуло господство «кулисной» системы, превратив поэтажный ордер в основу ритмических структур фасадов, что особенно наглядно проявилось в композиции фасада палаццо Корнер делла Ка Гранде (1533-1556 гг., илл. 7). Но на примере дворца Дольфин-Манин (1530-е гг.) мы видим, что даже такой убежденный классицист, как Я. Сансовино, вынужден был считаться с традициями местного зодчества и совместить «колизейное» распределение ордеров с приемом «кулисной» ритмической схемы, что доказывает необычайную жизнестойкость этой формулы.

Красной нитью проходит этот живучий «кулисный» прием и через весь XVII век. Самый яркий представитель венецианского барокко Б. Лонгена также отдал дань этой своеобразной традиции, что иллюстрируется фасадами таких дворцов, как Видманн (ок. 1630 г.), Джустиниани-Лолин и Беллони-Баттаджа (оба- ок. 1650 г.). Вместе с тем в творчестве Б. Лонгены отчетливо проявляется продолжение традиций ордерных приемов Сансовино, что еще раз подтверждает тезис об определенной преемственности между ренессансом и барокко в архитектуре фасадов венецианских дворцов.

Литература

1. Гинзбург М. Я. Ритм в архитектуре. М., 1922. С. 76-77.

2. Говард Д. Торжество готики. Венеция. Искусство сквозь века. М., 2003. С. 120.

Иллюстрации к статье см. на 3-й стр. обложки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.