Научная статья на тему 'Ритм в живописной композиции'

Ритм в живописной композиции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3169
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЖИВОПИСЬ / КОМПОЗИЦИЯ / РИТМ / PAINTING / COMPOSITION / RHYTHM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Костикова Светлана Геннадьевна

В статье рассматриваются особенности живописной композиции и выделяется ритм как основное организующее начало. Определяются стороны живописной композиции, в организации которых применяется ритм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rythm in pictorial composition

The article considers the peculiarities of pictorial composition and outstanding rhythm as the main organizing principle. It defines the side pictorial composition, which is applied rhythm.

Текст научной работы на тему «Ритм в живописной композиции»

УДК 7.013

С. Г. КОСТИКОВА

Омский государственный педагогический университет

РИТМ В ЖИВОПИСНОЙ КОМПОЗИЦИИ

В статье рассматриваются особенности живописной композиции и выделяется ритм как основное организующее начало. Определяются стороны живописной композиции, в организации которых применяется ритм.

Ключевые слова: живопись, композиция, ритм.

Опыт преподавания рисунка, живописи и композиции в художественных институтах убедительно показывает, что теоретические положения этих дисциплин, особенно композиция, разработаны в недостаточной степени. Многие понятия и определения, положенные в основу их преподавания, толкуются неоднозначно, в частности ритм. Каждый художник-педагог полагается на личный опыт, на опыт своих учителей и неизбежно вносит в обучение долю субъективизма.

«Композиция — построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция — важнейший, организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому» [1, ст. 1765].

Важнейшим средством упорядочения элементов композиции в единую систему является ритм.

Ритм — понятие многообъемлющее. Можно прочесть и услышать о «ритме спектакля», «ритме образа», «ритме здания», «ритме картины», «ритме песни», «ритме трудового процесса» и т.д.

«Ритм (от греч. rhythmos) — чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых, изобразительных и т.п.), происходящих с определённой последовательностью, частотой. Ритм воздействует на чувства и эмоциональное восприятие. Ритм является одним из важнейших средств приведения многообразных или одинаковых элементов формы к гармоничному расположению, служит для выражения упорядоченности, динамики и красоты закономерности» [2].

Любой процесс организации материала заключается в том, что различные элементы этого материала приводятся в определенные соотношения друг с другом, в определенную систему. При этом самые соотношения элементов определяются направленностью всего процесса, в результате чего материал приобретает органическое единство [3].

В живописи изобразительным элементом выступают точка, линия, пятно, которые могут менять свои свойства: местоположение, пропорции, форму, цвет, тон, пластику и т.д., тем самым помогают зрителю воспринимать изобразительную плоскость с тем или иным темпом, в том или ином направлении, создавая «мелодию» живописного произведения. Ритму могут быть подчинены не только изменения формы, но и цвет, пластика и другие изобразительные свойства. Различные свойства могут меняться параллельно (например, одновременное возрастание величин и яркости элементов) или встречно (наоборот).

При параллельном развитии различных свойств ритм композиции подчеркнуто активный, стремительный, при встречном — более сложный для восприятия.

Ритм может быть, в зависимости от того, в какую сторону направлено движение, где находится главный акцент, — нарастающим или убывающим, в зависимости от его направления — горизонтальным, диагональным; может быть направлен по плавной линии или угловатой, а также организовываться по геометрической форме; по степени выделения чередующихся элементов — явным или скрытым, по характеру организованного им движения — спокойным или беспокойным, плавным или прерывистым.

В живописном произведении ритм редко бывает математически правильным, только в том случае, когда вся композиция должна передавать ощущение стабильности, четкости, строгости. И в этом случае ритм является главным средством выразительности. Этот частный случай ритма, когда происходит повторение через равный интервал одинаковых или сходных признаков называется метр. Понятие метра относится также и к музыке, поэзии, танцу. Но метр в живописи воспринимается как отсчет изображений, которые воспринимаются одновременно, тогда как в музыке, например, он происходит во времени. Сходство же состоит в том, что как в изображении, так и в музыке происходит затрата времени на восприятие чередования.

Ритм в живописном произведении, можно сказать, застывший, неподвижный, но он дает ей жизнь. Линия, пятно, цветовое, тональное, фактурное — элементы живописного произведения, которые мы можем воспринять как цельное произведение, лишь, когда они находятся в определенном соотношении, взаимосвязи, т.е. в ритме.

В живописи принято рассматривать ритм как чередование цвето-тональных пятен, из которых складываются объекты реального мира, которые, в свою очередь, могут объединяться в единые композиционные узлы, разбиваться на отдельные композиционные элементы и качестве активного композиционного элемента может выступать интервал между предметами.

Но ритм проходит сквозь всю живописную работу, начиная с самых первых уровней восприятия изобразительной стороны живописного произведения, от характера выбранного автором формата, до структуры живописного мазка.

Ритмически воспринимается не только порядок размещения элементов в формате, но и сам формат — граница поля изображения. Живописное произведение мы обозреваем в разных направлениях.

Т.к. в реальной жизни человек сталкивается с тем, что в окружающей действительности преобладают вертикаль и горизонталь (линия горизонта, здания, в вертикальном положении существует и сам человек и т.д.), то эти направления и становятся первыми при восприятии картинной плоскости.

Прямоугольный, вытянутый вертикально формат создает развитие движения вверх. Горизонтальный формат выглядит «распахнутым» ослабляется чувство замкнутости, в некоторых случаях уменьшается значение композиционного центра, который, при рассмотрении его как части ритмической организации, является главным акцентом. Этот формат часто используется для сложных, многоплановых композиций. Чаще всего используется прямоугольный формат «золотого сечения». Он наиболее ритмически уравновешен и гармоничен. В формате уже заложено ритмическое чередование — чередование горизонтали и вертикали, также он задает в определенной степени направление движения восприятия, и если формат приближается к квадрату, то ритмически он более статичный, если вытянутый, то внутренняя структура его более динамична.

Ритму подчинено и соотношение изображения к формату, соотношение частей и целого. Наше восприятие отделяет изображенные объекты от фона, в этом случае ритм спокойный, тогда, когда изображение соразмерно формату, когда ему не слишком тесно и не слишком свободно в формате. Если происходит конфликт этих двух величин (или затерянность или вытеснение), то изменяется восприятие ритма, он становится беспокойным.

Пропорциональность — соразмерность частей и целого, она должна прослеживаться при переходе от одной части формы к другой и ко всей форме в целом. В данном случае мы имеем дело с ритмом величин. Это основное средство композиции [4].

Силовые линии пронизывают любую живописную работу. Линии присутствуют как сами по себе, так и в силуэте цветовых пятен, из которых организуется живописное полотно и воссоздается предметный мир на картинной плоскости. Силовые линии также активно участвуют в ритмической организации. Меняя свое направление, размер, интенсивность, пластику они также замедляют или ускоряют восприятие зрителя. Ритм связывает отдельные линии, плоскости, формы, управляет движением взгляда зрителя по изображению, помогает целостному восприятию группы объектов.

Цвето-тональное решение живописной работы определяется ритмом светлотных и цветовых отношений, если они сближены, например, если интервалы между цвето-тональными градациями не велики, то композиция будет восприниматься более спокойно, и наоборот. Если ритмически композиция плавная, спокойная или, напротив, ритм прерывистый и напряженный, то и колорит должен выразить характер живописной композиции. Следует также говорить и о ритме цветового контра-

ста и нюанса — цветовых рядах, цветовых акцентах и о ритме мазков кистью, единообразии и вариативности ударов по всей плоскости холста.

Мощным средством усиления выразительности в живописной композиции является контраст — резкое различие элементов композиции. В контрасте, можно сказать, и проявляется беспокойный, эмоционально более напряженный ритм. Это сочетание противоположных характеристик, противопоставление высокого и низкого, линии и пятен, темного и светлого, теплого и холодного, насыщенного и приглушенного. Контраст выделяет часть изображения, расставляет акценты, разной степени значимости, выражает энергию и эмоциональную составляющую произведения.

Не менее важную роль в ритмической организации композиции играет нюанс, сущность которого составляет плавный переход характеристик. Нюанс — такое соотношение элементов композиции, при котором преобладает сходство, но имеются незначительные различия, т.е. эти соотношения приближаются к метричности. На ритме контраста и нюанса выстраивается образная структура произведения.

Ритм в композиции имеет широкий диапазон действия в творчестве художников. Он выполняет не только организующую, но и эстетическую роль в композиции и направлен на выражение замысла автора.

Совершенную форму художник создает тогда, когда прочувствует ритм своей идеи, определит формат и размер холста, расположит его вертикально или горизонтально, и потом уже, не нарушая избранного ритма или умело, сознательно его нарушая, сконцентрирует его в нужном месте картины для более полного выражения идеи [5].

Библиографический список

1. Большая Советская Энциклопедия : в 30 т. Т. 12 / Ред. А. М. Прохоров [и др.]. — 3-е, испр., перераб., расшир. и доп. — М., 1973. - 293 с.

2. Данилова О. Н. Архитектоника объемных форм / О. Н. Данилова, И. А. Шеромова, А. А. Еремина. — Владивосток : ВГУЭС, 2005. — 98 с.

3. Теплов, Б. М. Избранные труды : в 2 т. Т. 1 / Б. М. Те-плов. — М. : Педагогика, 1981. — 328 с.

4. Волков, Н. Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. — М. : Искусство. — 1975. — 263 с.

5. Шорохов, Е. В. Композиция / Е. В. Шорохов. — М. : Просвещение, 1986. — 207 с.

>

КОСТИКОВА Светлана Геннадьевна, аспирантка, старший преподаватель кафедры академической живописи и рисунка.

Адрес для переписки: svetik-kostikova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.03.2015 г. © С. Г. Костикова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.