Научная статья на тему 'Повышение композиционной грамоты на занятиях по живописи у студентов начальных курсов художественных вузов'

Повышение композиционной грамоты на занятиях по живописи у студентов начальных курсов художественных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИВОПИСЬ / КОМПОЗИЦИЯ / ЧУВСТВО РИТМА / РИТМ / PAINTING / COMPOSITION / RHYTHM / SENSE OF RHYTHM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костикова Светлана Геннадьевна

В статье рассматривается значение междисциплинарных связей между предметами живопись и композиция, а также выделяется важность такого аспекта в повышении композиционной грамоты, как развитие чувства ритма. Предлагается проведение занятий по живописи у студентов начальных курсов художественных специальностей с включением задач, направленных на развитие чувства ритма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving literacy in classroom composition painting at the first-year students of art schools

The article discusses the importance of relations between objects painting and composition, as well as highlight the importance of this aspect in enhancing composite letters as the development of a sense of rhythm. It is proposed to conduct classes in painting at the beginning students of art specialties with the inclusion of tasks aimed at developing a sense of rhythm.

Текст научной работы на тему «Повышение композиционной грамоты на занятиях по живописи у студентов начальных курсов художественных вузов»

УДК 378.147.88

С. Г. КОСТИКОВА

Омский государственный педагогический университет

ПОВЫШЕНИЕ

КОМПОЗИЦИОННОЙ ГРАМОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ У СТУДЕНТОВ НАЧАЛЬНЫХ КУРСОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВУЗОВ_

В статье рассматривается значение междисциплинарных связей между предметами живопись и композиция, а также выделяется важность такого аспекта в повышении композиционной грамоты, как развитие чувства ритма. Предлагается проведение занятий по живописи у студентов начальных курсов художественных специальностей с включением задач, направленных на развитие чувства ритма. Ключевые слова: живопись, композиция, чувство ритма, ритм.

Постоянно повышающиеся требования к профессиональному уровню будущих художников-педагогов требуют комплексной подготовки специалистов, свободно владеющих не только специальными умениями и навыками, высокой эстетической и художественной культурой. Известно что, композиционная грамотность является важнейшей составляющей творческого процесса. Именно композиционной организацией картинной плоскости достигается цельность восприятия и выразительность в любом изображении. Содержание любого учебного живописного изображения, ее идея неразрывно связанны с форматом картины, ритмом, симметрией, асимметрией, соразмерностью, контрастами и т.д.

Для методики обучения живописной композиции огромное значение имеет осмысление опыта педагогической деятельности и творческой работы выдающихся российских художников и педагогов П. П. Чистякова, Д. Н. Кардовского, Е. А. Кибрика, В. А. Фаворского, К. Ф. Юона, Н. Н. Волкова, Е. В. Шоро-хова, считавших основной целью обучения изобразительному искусству развитие у обучающихся гибкости композиционного мышления.

Несмотря на исследовательский интерес современных ученых к многогранной проблеме композиционного построения, все-таки определенные ее кардинальные вопросы остаются еще не решенными.

В этом контексте следует подчеркнуть, что процесс совершенствования композиционной грамоты неразрывно связан с процессом развития творческих способностей — и этот процесс управляемый и формирующий личность художника. А. В. Петровский пишет: «Способность, не существует вне конкретной деятельности человека, а формирование ее происходит в условиях обучения и воспитания» [1].

Важнейшим компонентом существования композиции является ритмическая составляющая живописного изображения. Известно, что ритмические закономерности достаточно обстоятельно изучаются в музыковедении, танцах, поэтике, архитектуре и других творческих областях [2].

Своеобразие ритма в живописи, прежде всего, проявляется в конфликте трехмерного восприятия предметов изображения и двухмерности изобража-

емой плоскости. Изображение мы обозреваем с различных точек зрения и направлений [3].

Линейный ритм, чередование величин и акцентов по одному направлению легко оценить. Но если действие картины разворачивается не линейно, если внутренняя структура имеет более сложное строение? Тогда возникает вопрос о критериях оценки ритмичности картины.

Оценки «ритмично», «неритмично» по отношению к живописи основаны на необъяснимом для авторов «чувстве ритма». Исходя из этого чувства происходит выбор того или иного качества изобразительных средств, для выражения идеи, замысла композиции [4].

Выбор формата будущей живописной композиции — в нем уже заложено ритмическое чередование — чередование горизонтали и вертикали, и если формат приближается к квадрату, то ритмически он более спокойный; если вытянутый, то внутренняя структура его более динамична.

Соотношение изображения к формату, это тоже своего рода ритм, т.к. наше восприятие отделяет предметы от фона, в этом случае ритм спокойный тогда, когда изображение соразмерно формату, когда ему не слишком тесно и не слишком свободно в формате. Если происходит конфликт этих двух величин (или затерянность, или вытеснение), то изменяется восприятие ритма, он становится беспокойным.

Цвето-тональное решение живописной работы так же определяется ритмом светлотных и цветовых отношений; если они сближены, т.е. интервалы между цвето-тональными градациями не велики, то композиция будет восприниматься более спокойно и наоборот.

Силовые линии, они пронизывают любую живописную работу. Линии присутствуют как сами по себе, так и в силуэте цветовых пятен, из которых организуется живописное полотно и воссоздается предметный мир. Силовые линии активно участвуют в ритмической организации. Меняя свое направление, размер, интенсивность, пластику, они так же замедляют или ускоряют восприятие зрителя.

Линия, пятно, цветовое, тональное, фактурное — элементы живописного произведения, которые мы

можем воспринять как цельное произведение, лишь когда они находятся в определенном соотношении, взаимосвязи, т.е. в ритме.

Ритм пронизывает всю живописную работу, ритмической организации подчиняется весь арсенал композиционных средств, которые выбирает художник для выражения своего замысла.

Так называемое «чувство ритма», «ритмичность» — отнюдь не является каким-то необъяснимым и необычайным «шестым чувством». Название это образное, и обозначает оно умение человека устанавливать и воспринимать соотношения отдельных моментов движения, образующих законченное органическое целое, то есть умение создавать, выявлять и воспринимать «ритм». В основном это умение сводится к учету конкретных ритмических соотношений, в которых протекает какой-либо процесс (бытовой, трудовой или творческий). Несомненно, что чем полнее человек осознал смысл и воспринял содержание данного процесса, тем легче ему воспринять конкретные ритмические соотношения, то есть раскрыть и воспринять ритм, присущий данному процессу.

Но в работе над выявлением своего замысла человек часто встречается с целым рядом препятствий, возникающих или на почве присущих ему органических недостатков, или вследствие неразвитости навыков к работе с данным материалом.

Развитие чувства ритма у студентов художественных направлений целесообразно осуществлять на начальных курсах обучения, так как именно в этот период происходит освоение дисциплин по основам теории композиции. Студенты знакомятся с законами композиции и возможностями их применения в различных видах изобразительной деятельности.

Так же необходимым условием развития чувства ритма, является активное участие в творческой деятельности.

Именно в процессе творчества наступает момент, когда вычленение и осознание ритмических соотношений представляет собой осознанную задачу. Продуманная последовательность таких заданий и упражнений в порядке постепенного их усложнения обеспечит целенаправленное понимание ритмических закономерностей.

Безусловно, повышение композиционной грамоты обучаемых соотносится с требованиями к практическим занятиям.

Поскольку развитие чувства ритма связано с развитием чувствительности зрительного анализатора, а занятия по живописи носят приоритетно практический характер — наглядный показ образцов живописных произведений, колористических схем, работа с натуры являются принципиально важным условием.

Теоретическая часть должна включать в себя сведения о понятии ритма, его видах, проявлениях в живописи, закономерности ритмических построений и т.д.

Огромно значение имеет наличие межпредметных связей (включение материала по рисунку, композиции, цветоведению, колористке, воздушной и линейной перспективы). Сейчас обучение проводится в основном параллельно по нескольким дисциплинам, что создает определенные трудности в работе обучаемых, которые, приступая к изображению не в состоянии правильно расположить предметы

на изобразительной плоскости, т.к. не умеют еще достаточно хорошо рисовать, не обладают чувством равновесия, ритма и формата.

Подача материала в виде схем — упражнений, максимально сжатых, схематичных, позволяет развивать образное мышление и развивать чувствительность зрительного анализатора (зрительное восприятие и зрительную память) (сравнивать, находить ритмы) задания, содержащие в себе виды ритмических построений. При этом необходимо проводить связь схемы с ее реальным применением. Н. В. Рождественская отмечает, что чувство ритма проявляется через образное мышление. Представление материала в схемах с указанием связей позволит развивать образное мышление. Схематизация учебной информации позволит сократить периоды длительного удерживания внимания, а значит, будет способствовать более полному ее восприятию студентами. Но подавая материал в схемах, необходимо проведение связи между схемой и способом применения этой схемы в живописной работе.

Важным этапом для повышения композиционной грамоты студентов на занятиях по живописи являются мотивационные установки преподавателя, направленных на выявление скрытых ритмических взаимодействий в учебной постановке.

Очень важно найти последовательный переход от выполнения формального задания по композиции к композиции в формате [5]. Намеченные на этапе форэскиза композиционные связи, образующие композиционные узлы и паузы, необходимо перенести на этап подготовительного рисунка. И в процессе работы в цвете учитывать те композиционные связи, которые наметились в процессе поисковой работы. Выбор цветового решения так же должен исходить из задачи, которую диктует композиция. Если ритмически композиция плавная, спокойная, или, напротив, ритм прерывистый и напряженный, то и колорит должен выразить характер живописной композиции. В ходе практической деятельности студентам приходится систематизировать и синтезировать информацию, касающуюся закономерности ритмических построений, применяя ее в процессе работы над живописным решением натюрморта.

Библиографический список

1. Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев [и др.] ; под. ред. В. А. Саластенина. — М., 2004. — 368 с.

2. Теплов, Б. М. Избранные труды : в 2 т. / Б. М. Теплов. — М. : Педагогика, 1981. - Т. 1. - 328 с.

3. Фаворский, В. А. Литературно-теоретическое наследие / В. А. Фаворский. — М. : Советский художник, 1988. — 588 с.

4. Волков, Н. Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. — М. : Искусство. — 1975. — 263 с.

5. Шорохов, Е. В. Композиция / Е. В. Шорохов. — М. : Просвещение, 1986. — 207 с.

КОСТИКОВА Светлана Геннадьевна, аспирантка, старший преподаватель кафедры академической живописи и рисунка.

Адрес для переписки: svetik-kostikova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.12.2014 г. © С. Г. Костикова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.