Научная статья на тему 'РИСКОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТСТВА'

РИСКОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
74
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ВЗРОСЛЕНИЕ / ДЕТСТВО / РИСКИ ВЗРОСЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Терещенко Владимир Валерьевич

В статье дополнено и расширено представление о современных подростках, их личностном развитии и взрослении. В дискуссии сделан акцент на рассмотрение взросления как дина- мического процесса особой линии становления субъекта социального действия в системе развития. Описаны риски взросления современных детей в пространстве Детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РИСКОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТСТВА»

Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2017. С. 148-152

УДК 159.922 Терещенко Владимир Валерьевич Смоленский государственный университет

рискованное поведение подростков в современном

пространстве Детства

Ключевые слова: подросток; личностное развитие; взросление; Детство; риски взросления.

В статье дополнено и расширено представление о современных подростках, их личностном развитии и взрослении. В дискуссии сделан акцент на рассмотрение взросления как динамического процесса особой линии становления субъекта социального действия в системе развития. Описаны риски взросления современных детей в пространстве Детства.

Анализируя специфические особенности личностного развития и взросления современного ребенка в пространстве Детства, мы определили, что взросление следует рассматривать не только как сущностно присущее ребенку свойство и результативный момент его развития, но и как динамический процесс особой линии становления субъекта социального действия в системе развития [5; 6]. Процесс становления взросления, на наш взгляд, активно формируется на протяжении именно подрост-ничества. В этот период развития ребенка он включает возможность обрести им несколько измерений зрелости (когнитивной, эмоциональной и поведенческой).

Несмотря на то, что в наши дни прослеживается множественность интерпретаций проблематики взросления детей (больше уделено этому внимание не столько в психологических, сколько в других — социологических, культурологических концепциях), для нас чрезвычайно важным является понять, что формирует сегодня в семьях проблемы инфантилизма, отклоняющегося (саморазрушающего) поведения, приводящие к нарушению взросления и социализации подрастающих детей.

К анализу взросления ребенка мы подошли через описание стадий, имеющих взаимосвязь с определенными видами деятельности [6]: деятельность, имеющая общепризнанный характер, то есть ведущая в подростничестве (Д.И. Фельдштейн); формирование у подростка своеобразного чувства зрелости как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому (Т.В. Драгунова, Д.Б. Эльконин); осознание подростком своего места в будущем, своей жизненной перспективы (В.В. Давыдов, Н.Н Толстых); появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни (Э. Шпрангер); развитие рефлексии и на ее основе — самосознания (социальное знание, перенесенное внутрь) (Л.С. Выготский); готовность к личностному и жизненному самоопределению (14—16 лет) (И.В. Дубровина, О.В. Лишин).

Нельзя не отметить работы А.А. Реана, который описывая показатели социальной зрелости ребенка, выделил четыре компонента, являющиеся базовыми, фундаментальными: ответственность, терпимость, самостоятельность, позитивное отношение к миру.

Исследование социальных институтов (школа, клубы по интересам, учреждения дополнительного образования, семья) позволило нам вычленить ряд проблем взросления [1]. Во-первых, искажение смысла взросления в воспитании — разница в понимании понятий «самостоятельность», «свобода» и «ответственность» у взрослых и подростков. В результате этого расхождения взросление приобретает форму «борьбы за равноправие со взрослыми» и ведет к различного рода конфликтам. Во-вторых, непонимание взрослыми субкультуры подрастающего поколения — пренебрежение и отсутствие всякого интереса со стороны взрослых к увлечениям, культурным ценностям и предпочтениям ребенка, что в свою очередь порождает у подростков оппозицию к культуре взрослых. В-третьих, жесткое отделение детей по возрастам, что лишает возможности детей разных возрастов полноценно взаимодействовать друг с другом, например, старшим заботиться о младших и т.п. «Замыкаясь в группе ровесников, обособляясь от интересов других возрастов, подростки невидимо... ежедневно упражняются в социальной глухоте.» (Фиофанова О.А) [8, с. 26]. В-четвертых, воспитание подрастающего поколения терпит фиаско на фоне «просвещения» средств массовой информации, которые задают стандарты и жизненные ориентиры подрастающему поколению. В-пятых, преобладание «деятельности», ориентированный на процесс (игры, конкурсы, шоу), а не на социально значимый результат. И, наконец, в-шестых, несовместимое сочетание требования «взрослости» с ожиданием «детскости» порождает стереотип ребенка как «взрослого невзрослого» [2] и формирует протекционизм со стороны взрослых, которые знают, «как лучше» и не считаются с реальными нуждами детей.

Важно отметить, что в процессе взросления подросток решает ряд специфических проблем, связанных с его развитием: принятие своего тела и внешнего вида; усвоение специфики взрослого полоролевого поведения; формирование эмоциональной автономности от взрослых, прежде всего родителей; выбор будущей профессии; формирование социально-ответственного поведения, системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения в отношениях, в том числе и конфликтных, с родителями, учителями и сверстниками [7]. Нерешенные проблемы взросления блокируют развитие личности, перекрывают путь к самореализации. Многие проблемы взрослых людей (комплекс неполноценности, неуспешность и т.п.) — это не решенные в детстве и подростковом возрасте проблемы взросления.

Оперируя понятием «нормальное взросление», мы прежде всего делаем акцент на постепенное развитие у подростка автономности и ответственности, проявляющих себя в его поступках и поведении. Однако важно отметить, что гармоничное формирование личности ребенка возможно только при активном участии взрослых. Важнейшей задачей взрослых является формирование у подростка ценностных позиций, ответственного поведения. В качестве основных помощников здесь выступа-

Материалы Научно-практической конференции «Современные подходы и православные традиции ...

ют культура и массовое искусство, транслирующие в обществе идеальные ценности и образцы поведения. Это, по мнению К.Н. Поливановой [2], является достаточно значимой проблемой в формировании личности растущих детей.

В наши дни исследование феномена рискованного поведения на дистанции подросткового возраста чрезвычайно актуально. Исследования социологов [9], показывает, что риски взросления связаны, прежде всего, с нарушением иерархии отношений «ребенок-взрослый», а также с исчезновением традиционной культуры и подменой ее массовой потребительской культурой, несущей ценности «индивидуализированного гедонизма и нравственной эмансипации» (Дж.Де Граф, Д. Ванн, Т.Х. Нэйлор). Сущность этих рисков заключается в том, что у ребенка происходит деформация его нравственной позиции, что делает проблематичным формирование у него полноценной ответственности за свое поведение.

В анализе рисков взросления современного ребенка мы попытаемся проанализировать наиболее значимые. На первый план выступают риски, связанные с нарушением, деструкцией семейных отношений. Как эвристично описывает В.И. Слобод-чиков [4], разрушается детско-родительская близость. Определяется «со-бытийная депривация и позиционный сепаратизм». Последствия этого коренятся в нарушениях воспитания, эмоциональных нарушениях у родителей, девиантного поведения у детей. В-вторых, на фоне деформации отношений «ребенок-взрослый» формирующееся у подростков чувство одиночества определяет зависимость от сети Интернет и от социальных сетей. На фоне относительности культурных норм и ценностей, новых моделей поведения подросток подвергается вполне реальному риску появления зависимости, навязчивого виртуального поведения, уход в виртуальную реальность, теряет возможность реализации нормальных реальных отношений. По мнению А.А. Реана [3], зависимость от интернет-сетей формирует рискованное поведение ребенка, проявляющееся в мошенничестве, зависимости, вымогательстве, расставании с друзьями, экстремизме, призывах нанести вред другим. В-третьих, риски, связанные с обучением в образовательных организациях. Сегодня образование представляет собой услугу, а обучающиеся являются её потребителями. Это приводит к деформации процесса обучения и является одной и главных причин формального отношения ребенка к учебной деятельности, формирования механизмов школьной дезадаптации. За пределами анализа в данной статье остаются проблемы экстенсификации учебных нагрузок, конфликтный характер взаимоотношений между учителем и учеником, наличие у детей глубоких отрицательных эмоциональных переживаний. И, в-четвертых, риски взросления, связанные с современными средствами массовой информации. На первый план выступают досуговые практики, носящие бездарный и малосодержательный характер. Пропаганда в современных фильмах, сериалах насилия, неуважения к законам и обществу, а также безнаказанность и «простота» решения проблем порождают развитие различных форм девиантного поведения у детей. Новейшие исследования подросткового возраста убедительно показывают распространение рискованного поведения среди подростков. При этом ставится вопрос о возрастной закономерности этого явления [2]. Для самих подростков рисковое поведение тождественно вхождению во взрослость.

Таким образом, мы хотим сделать следующие выводы:

1. Междисциплинарный анализ (психологических, педагогических, социологических, философских) работ позволяет утверждать, что рискованное поведение — образ действий субъекта, который заметно повышает вероятность потери здоровья, физического и/или социального благополучия личности. Рискованное поведение подростков является естественным и типичным на данном периоде онтогенеза. На формирование рискового поведения подростков оказывает влияние ряд факторов: биологический, психологический и социальный.

2. Основное содержание подросткового периода составляет процесс взросления. Под взрослением понимается, по мнению Д.И. Фельдштейна, процесс постоянного изменения определенных качеств и свойств, составляющих взрослость, посредством формирования отношений и связей взрослого мира. В период взросления ребенок решает ряд специфических проблем, связанных с его развитием: принятие себя, усвоение специфики взрослого полоролевого поведения, формирование эмоциональной автономности от взрослых, прежде всего родителей, выбор профессии, формирование социально-ответственного поведения и т.д.

3. Процесс взросления современных подростков сопровождается рисками. К этим рискам относятся: деформация семьи и семейных отношений; проблемы школьной адаптации; нарушение иерархии ребенок — взрослый в целом; глобальное распространение сети Интернет; огромное влияние СМИ; уход от традиционной культуры и замена ее понятиями массовой культуры.

4. Рискованное поведение подростков имеет множество разновидностей и проявлений. Условно можно выделить конструктивные и деструктивные формы рискованного поведения. Конструктивное рисковое поведение направлено на самопознание и самосовершенствование, оно обусловлено осознанием ценности жизни (спорт, путешествия, вождение и др.).

Выполненное теоретическое исследование позволило дополнить и расширить представление о современных подростках, их личностном развитии и взрослении, наметить пути дальнейшей работы по предупреждению отклоняющихся, рискованных форм поведения в молодежной среде.

Литература

1. На пути к преступлению: девиантное поведение подростков и риски взросления в современной России (опыт социологического анализа)/ коллективная монография: под науч. ред. М.Е. Поздняковой и Т.А. Хагурова. Краснодар: Кубанский гос. ун-т: М.: Институт социологии РАН, 2012.

2. Поливанова К.Н. Изменение детства: проверка гипотезы. На пороге взросления. Сборник научных тезисов / ред.: Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова. М.: МГППУ, 2011. С. 48-59.

3. Реан А.А. Подростковая субкультура — зона потенциальных рисков. // Психологическая наука и образование. 2012. №4. С. 5—10.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: ПСТГУ, 2013. 242 с.

Материалы Научно-практической конференции «Современные подходы и православные традиции ...

5. Терещенко В.В. Современный подросток в системе отношений взаимодействия «ребенок-взрослый» // Психология обучения. 2013. № 2. С. 95—105.

6. Терещенко В.В. Взросление в подростковом периоде онтогенеза: теоретико-методологические основы исследования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. «Акме-ология образования. Психология развития». 2016. Вып. 2(18). С. 110—115.

7. Фельдштейн Д.И. Мир детства в современном мире. Проблемы и задачи исследования. М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. 336 с.

8. Фиофанова О.А. Проектирование модальностей взросления подростков в воспитательном пространстве: дис.... д-ра пед. наук, М., 2008. 360 с.

9. Хагурова Н.Е. Деформация культурно-институционального пространства взросления в современном российском обществе: дис. .канд. социол. наук. Майкоп, 2015. 186 с.

Tereshchenko V. V.

Smolensk State University

Risk behavior of adolescents in the modern space

of Childhood

Key words: teenager, personal development, growing up, childhood, growing risks.

The article is supplemented and enhanced understanding of modern teenagers, their personal development and growing up. The discussion focuses on the consideration of growing up as a dynamic process of becoming the subject of a special line of social action in the development of the system. We describe the risks of modern children growing up in the space of Childhood.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.