Научная статья на тему 'РИСКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГЕРОНТООБРАЗОВАНИЯ'

РИСКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГЕРОНТООБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пожилой человек / цифровизация геронтообразования / риски цифровой образовательной среды / самоизоляция / пандемия коронавируса / elderly person / digitalization of gerontology / risks of the digital educational environment / self-isolation / coronavirus pandemic

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорчук Татьяна Александровна, Сидорчук Мария Александровна

В статье рассматриваются основные риски участников геронтологического образовательного процесса в период самоизоляции, которые могут влиять на реализацию единой цифровой образовательной среды. Даны краткие рекомендации по минимизации указанных рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISKS OF DIGITALIZATION OF GERONTOFORMATION

The article examines the main risks of participants in the gerontological educational process during the period of self-isolation, which can affect the implementation of a unified digital educational environment. Brief recommendations are given on how to minimize these risks.

Текст научной работы на тему «РИСКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГЕРОНТООБРАЗОВАНИЯ»

РИСКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГЕРОНТООБРАЗОВАНИЯ

Сидорчук Татьяна Александровна (Смоленск, Россия), кандидат психологических наук, доцент, директор Социально-психологического центра Смоленского государственного университета. E-mail: Week24@mail.ru

Сидорчук Мария Александровна (Москва, Россия), студентка Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова. E-mail: maria_m.98@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются основные риски участников геронтологического образовательного процесса в период самоизоляции, которые могут влиять на реализацию единой цифровой образовательной среды. Даны краткие рекомендации по минимизации указанных рисков.

Ключевые слова: пожилой человек, цифровизация геронтообразования, риски цифровой образовательной среды, самоизоляция, пандемия коронавируса.

RISKS OF DIGITALIZATION OF GERONTOFORMATION

Sidorchuk Tatyana Aleksandrovna (Smolensk, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Director of the Socio-psychological Center of Smolensk State University. E-mail: Week24@mail.ru

Sidorchuk Maria Alexandrovna (Moscow, Russia), a student of the I.M. Sechenov First Moscow State Medical University. E-mail: maria_m.98@mail.

Abstract. The article examines the main risks of participants in the gerontological educational process during the period of self-isolation, which can affect the implementation of a unified digital educational environment. Brief recommendations are given on how to minimize these risks.

Keywords: elderly person, digitalization of gerontology, risks of the digital educational environment, self-isolation, coronavirus pandemic.

Актуальность. Прошел год самоизоляции для пожилых людей. Образовательная деятельность всех возрастов, включая геронтообразование, претерпела существенные изменения из-за эпидемии коронавируса COVID-19.

За это время было проведено много различных исследований в области реализации единой цифровой образовательной среды среди преподавателей, обучающихся всех возрастов и их ближайшего окружения. Обзор таких исследований позволяет создать общее представление об основных проблемах и рисках дистанционного обучения, а также их влиянии на образовательные результаты пожилых слушателей.

Какие уроки вынесли все субъекты геронтообразования? Изменилась ли безопасная образовательная среда для пожилых слушателей? С каким знаком удовлетворенности старшее поколение, вынужденное перейти на онлайн-обучение, оценивает теперь свою жизнь? Как отразилась самоизоляция на межпоколенческих подходах в обучении?

В России до коронавирусной пандемии около 5 % пожилого населения было охвачено образовательной деятельностью, и из них только четверть владела цифровой грамотностью. Если среди школьников 35 % имели этот уровень ниже базового, то среди пожилого населения можно говорить о почти тотальной информационно-коммуникационной некомпетентности. В результате «мы имеем целый комплекс объективных трудностей в организации образовательного процесса» пожилых людей, находящихся на самоизоляции [4].

К основным трудностям, которые выделили преподаватели, можно отнести проведение уроков по видеосвязи, технические и организационные проблемы, психологическую неготовность к такому формату обучения из-за цифровой неграмотности пожилых и резкого снижения мотивации к обучению.

Риски цифровизции геронтообразования

Введение единой цифровой образовательной системы само по себе порождает ряд рисков, которые угрожают обеспечению безопасности различных аспектов жизни участников образовательной деятельности [1].

1. Риски, связанные с ухудшение физического и психоэмоциального здоровья ретро-студентов. Здесь можно отметить увеличение психологического дискомфорта из-за возрастных нарушений слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата, снижение внимания и восприятия, так как при обучении за компьютером включается «эффект стекла».

При длительной работе у большинства пользователей ухудшается острота зрения, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения. Эти симптомы в совокупности имеют название «компьютерный зрительный синдром». Кроме того, продолжительная работа за компьютером приводит к увеличению утомляемости, что приводит к ухудшению сна, а впоследствии к тревоге, депрессии, сниженной самооценке. «В итоге развивается реакция мозгового переутомления: раздражительность, плаксивость, обидчивость, депрессия, изменение аппетита, нарушение работы кишечника, беспокойный сон, неумение общаться с людьми, неумение сдерживать свои эмоции» [1]. Сегодня пока не проведены исследования по качеству удерживания внимания пожилыми слушателями при онлайн-обучении, по критериям необходимых перерывов для восстановления познавательных процессов. Поэтому как результат — ухудшение физического и психического здоровья пожилых, что ведет к потере мотивации к дальнейшему обучению.

2. Кадровые риски, связанные с непрофессионализмом преподавателей при работе в онлайн-среде. Около 80 % учителей, в том числе и герагогов, столкнулись с проблемами при переходе на дистанционное обучение, введенное в связи с коронавирусом. Кроме того, педагогов-герагогов катастрофически не хватает в региональных геронтологических образовательных подразделениях в связи с отсутствием подготовки таких кадров в РФ. Здесь могут помочь продуманная и мобильная система повышения квалификации и переподготовки учителей, оказание им организационно-методической помощи, создание дистанционных и сетевых форм организации, сетевое наставничество, обмен эффективными практиками и опытом.

3. Риски угрозы ослабления социальных навыков и навыков межличностной коммуникации [1]. Среди пожилых слушателей мы наблюдаем психологическую неготовность к такому формату обучения из-за цифровой неграмотности пожилых и резкого снижения мотивации к обучению при отсутствии живого общения на уровне «преподаватель — ретростудент» и между самими ретростудентами. И если среди молодых учеников почти 60 % стали чувствовать нехватку общения с другими учениками, 45 % — нехватку общения с педагогами, то среди ретростудентов, для которых общение с педагогами и единомышленниками по учебному процессу входит в тройку основных образовательных ценностей, этот показатель приближается к 100 %. Поэтому можно сделать вывод, что одного лишь технического обеспечения недостаточно для эффективного обучения пожилых на дому. Учителя-герагоги и ретростуденты должны быть методически и психологически готовы к такому формату учебы.

4. Технические и материальные риски. Нехватка у пожилых людей компьютеров и мобильных устройств напрямую связана с приобретением дорогостоящего оборудования, а пожилые люди, как известно, относятся к материально незащищенным слоям населения. Серьезным препятствием к реализации дистанционного обучения является отсутствие у пожилых слушателей оборудованного рабочего места. По данным проведенного опроса, только 20 % школьников имеют дома полностью оборудованное рабочее место, у пожилых этот процент резко снижен и достигает 80 %.

Поэтому необходимо на бесплатной основе обучить старшее поколение цифровой грамотности и оснастить цифровой техникой с учетом возрастных изменений. К этой задаче можно подключить студентов информационных кафедр университетов. Кроме того, необходимо развивать «Цифровую геронтопедагогику и геронтопсихологию», которые

будут обучать пожилых людей современным образовательным сервисам и ориентироваться на индивидуальные ретрообразовательные траектории.

5. Информационные риски, связанные с информационной безопасностью образовательного процесса в условиях цифровой экономики. Среди актуальных для пожилого населения можно выделить риски нарушения конфиденциальности, уменьшения количества уникального образовательного материала [1]. Обязательным условием развития дистанционного обучения должна стать разработка электронных учебных материалов, предлагаемых учащимся для дистанционного обучения. Информационная безопасность является частью безопасной образовательной среды. В РФ запущен новый приоритетный проект — «Цифровая школа», который предполагает создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

6. Психологические риски. Психологическая готовность субъектов образования к дистанционному обучению в условиях карантина и самоизоляции оказалась недостаточной. Ослабления социальных навыков и навыков межличностной коммуникации резко снизили уровень мотивации к обучению. Информационный и социальный вакуум отражается на физическом и психическом здоровье пожилых. Кроме того, мы имеем риск ухудшения межпоколенных взаимоотношений в единой образовательной среде [3]. Одним из вариантов обучения в новых условиях для «необученных» пожилых людей является сегодня «цифровое волонтерство», где подготовленные студенты и ближайшие родственники «помогают пожилым осваивать цифровые технологии со всеми правилами безопасности, чаще всего они обучают самостоятельно заказывать через интернет продукты или лекарства, находить нужную информацию. Их основная задача — обучение цифровым гаджетам для получения нужных компетенций и профилактики социального одиночества граждан пожилого возраста» [3]. Вспоминая культурную концепцию М. Мид, можно отметить, что в период пандемии особая роль отводится усилению префигуративному типу межпоколенных отношений, где старшее поколение учится у своих детей и внуков в области инноваций и адаптируются к современным динамичным реалиям жизни.

Таким образом, переход на дистанционное обучение в связи с эпидемиологической обстановкой привел к целому комплексу рисков и объективных проблем в организации цифрового геронтологического образовательного пространства. При этом к преимуществам цифровой образовательной среды сегодня, через год самоизоляции, можно отнести увеличение доступности образования, возможность реализации гибкой индивидуальной образовательной траектории, повышение квалификации преподавателей, экономическую выгоду, приучение к самостоятельности, тенденции на постоянное саморазвитие.

Сегодня на территории РФ внедряется программа «Цифровая экономика», которая «должна ликвидировать цифровую безграмотность, сформировать технологический задел и начать опережающую подготовку кадров» [2]. Планируется также ввести «систему стимулирующих выплат в виде индивидуальных ваучеров от государства на обучение взрослых компетенциям цифровой экономики, в том числе в онлайновых образовательных программах» [5]. При этом необходимо создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий, где аналоговым технологиям уже не будет места.

Таким образом, в условиях СОУГО-19 стали отчетливо видны все недостатки и преимущества региональных особенностей цифровой трансформации образования. Циф-ровизация образования через обязательную цифровую диспансеризацию населения всех возрастов позволит сформировать государственную политику в области человеческого капитала, где образование должно стать приоритетным направлением.

Литература

1. Ажмухамедов И.М., Кузнецова В.Ю. Анализ преимуществ и возможных последствий реализации единой цифровой образовательной среды: перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов / Сборник материалов VI Виртуального Международного форума по педагогическому образованию. Казань, 2020.

2. Современная образовательная среда в РФ. Приоритетный проект в области образования. [Электронный ресурс]. URL: http//neorusedu.ru/about (дата обращения: 25.03.2021).

3. Сидорчук Т.А. Социально-психологические и медицинские аспекты мотивации учебной деятельности ретростудентов Института третьего возраста в период самоизоляции // Психология обучения. 2020. № 3. С. 111-122.

4. Тарасова Н.В., Пастухова И.П. Как влияет сейчас и повлияет в перспективе перевод образовательного процесса в дистанционный режим на образовательные результаты. [Электронный ресурс]. URL: https://flro.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/803-tarasova-ekspertiza (дата обращения: 25.03.2021).

5. Цифровизация образования в России и мире // Аккредитация в образовании. 2018. № 98.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ И ДЕФИЦИТЫ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ

Улановская Ирина Михайловна (Москва, Россия), кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: iulanovskaya@mail.ru

Аннотация. Образовательная среда школы характеризуется внутренними целевыми установками педагогического коллектива, средствами их реализации и полученными результатами (характеристиками когнитивного, социального и личностного развития учащихся). Онлайн-обучение резко ограничило набор средств, которыми школа решает свои образовательные задачи. Основные дефициты — невозможность организовать содержательное взаимодействие учащихся, моделирование и эксперимент.

Ключевые слова: образовательная среда, учебные средства, содержательное взаимодействие, моделирование, эксперимент.

EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND ONLINE LEARNING DEFICITS

Ulanovskaya Irina Mikhailovna (Moscow, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Leading Researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of education. E-mail: iulanovskaya@mail.ru

Abstract. Educational environment of the school is characterized by the internal goals of the teaching staff, the means of their implementation and the results obtained (characteristics of cognitive, social and personal development of students). On-line training has sharply limited the set of tools that the school uses to achieve its educational goals. The main deficiencies are the inability to organize learning interaction of students, modeling and experimentation.

Keywords: educational environment, learning tools, joint learning activity, modeling, experimentation.

Понятие образовательной среды обычно используется для целостного (надпредмет-ного, надпрограммного, надличностного и т.п.) описания специфических особенностей конкретной школы.

Многочисленные исследования образовательной среды школы, выполненные в русле деятельностного подхода [1; 5; 6], показали, что базовой характеристикой, определяющей все другие качества работы школы, являются ее внутренние целевые установки. Внутренние задачи, которые конкретная школа ставит перед собой, как правило, конкретизируют общую задачу, сужают ее до более частной и поэтому более простой в достижении. В процессе такой конкретизации (адаптации общей задачи к условиям и возможностям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.