Научная статья на тему 'Трансформация мотивации образовательной деятельности пожилых людей в период самоизоляции'

Трансформация мотивации образовательной деятельности пожилых людей в период самоизоляции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
195
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пожилой человек / геронтообразование / цифровые технологии / самоизоляция. / elderly person / geront formation / digital technologies / self-isolation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сидорчук Татьяна Александровна, Сидорчук Мария Александровна

В статье рассматривается динамика мотивационных подходов к образовательной деятельности пожилых людей в новых условиях самоизоляции. У пожилых людей, оставшихся вне социального и цифрового пространства, резко ухудшилось качество жизни, поэтому необходимость цифровой диспансеризации позволит простимулировать в будущем мотивацию непрерывной учебной деятельности людей старшего возраста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF OLDER PEOPLE IN THE PERIOD OF SELF-ISOLATION

The article discusses the dynamics of motivational approaches to the educational activities of older people in the new conditions of self-isolation. Elderly people who have remained outside the social and digital space have sharply worsened the quality of life, so the need for digital medical examination will stimulate future motivation for the continuous learning activities of older people

Текст научной работы на тему «Трансформация мотивации образовательной деятельности пожилых людей в период самоизоляции»

ТРАНСФОРМАЦИЯ МОТИВАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ

Сидорчук Татьяна Александровна (Смоленск, Россия), кандидат психологических наук, доцент, директор Социально-психологического центра Смоленского государственного университета. E-mail: Week24@mail.ru

Сидорчук Мария Александровна (Москва, Россия), студентка Первого Московского медицинского университета им. И.М.Сеченова. E-mail: maria_m.98@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается динамика мотивационных подходов к образовательной деятельности пожилых людей в новых условиях самоизоляции. У пожилых людей, оставшихся вне социального и цифрового пространства, резко ухудшилось качество жизни, поэтому необходимость цифровой диспансеризации позволит простимулировать в будущем мотивацию непрерывной учебной деятельности людей старшего возраста.

Ключевые слова: пожилой человек, геронтообразование, цифровые технологии, самоизоляция.

TRANSFORMATION OF THE MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF OLDER PEOPLE IN THE PERIOD OF SELF-ISOLATION

Sidorchuk Tatyana Aleksandrovna (Smolensk, Russia), candidate of psychological Sciences, associate Professor, Director of the Socio-psychological center of Smolensk state University. E-mail: Week24@mail.ru

Sidorchuk Maria Alexandrovna (Moscow, Russia), a student of the First Moscow Medical University. IM Sechenov. E-mail: maria_m.98@mail.

Abstract. The article discusses the dynamics of motivational approaches to the educational activities of older people in the new conditions of self-isolation. Elderly people who have remained outside the social and digital space have sharply worsened the quality of life, so the need for digital medical examination will stimulate future motivation for the continuous learning activities of older people.

Keywords: elderly person, geront formation, digital technologies, self-isolation.

Актуальность. Как правило, большинство пожилых людей приходят к мысли о необходимости продолжать обучение в течение всей жизни. Сегодня мотивация обучения людей старшего возраста помогает им мобилизовать ресурсы для решения своих жизненно важных проблем и способствует продлению активной жизнедеятельности, значительно улучшая качество жизни и сохраняя их интеллектуальный потенциал.

Проблеме мотивации в психологии и педагогике посвящено много исследований. Мотивацию образовательной деятельности чаще всего рассматривают как осознанное побуждение человека к деятельности. В психолого-педагогической литературе (О.В. Ар-хипова, С.И. Змеев, А.С. Роботова, N. Barr и др.) отмечается перестройка мотивационно-целевой сферы людей третьего возраста, изменение структуры и иерархии мотивов пожилого человека [1, 2, 4, 5]. Так, В.Д. Роик подчеркивает, что жизнь в старших возрастах с позиций ментальности, психологии, мироощущения, здоровья — это другая жизнь [3]. Это, безусловно, влияет и на мотивационно-целевую сферу людей третьего возраста.

Сегодня ситуация в области геронтообразования в связи с самоизоляцией резко изменилась. В России до коронавирусной пандемии меньше 5 % пожилого населения было охвачено образовательной деятельностью, и из них только четверть владеет цифровой грамотностью, что является в сложившейся чрезвычайной ситуации важнейшим демоти-ватором обучения людей старших возрастов.

Большинство людей старшего поколения из-за цифровой неграмотности оказались в информационном и социальном вакууме, что отражается на их физическом и психическом здоровье. Одним из вариантов обучения в новых условиях для «необученных» пожилых людей является сегодня «цифровое волонтерство». Например, в Санкт-Петербурге

разрабатывается программа «Цифровой волонтер», направленная на то, чтобы помочь пожилым разобраться с компьютером, смартфоном и другими цифровыми устройствами. Цифровые волонтеры, чаще всего студенты, уже начали выезжать к пожилым петербуржцам и помогают им осваивать цифровые технологии со всеми правилами безопасности, чаще всего они обучают самостоятельно заказывать через интернет продукты или лекарства, находить нужную информацию. Их основная задача — обучение цифровым гад-жетам для получения нужных компетенций и профилактики социального одиночества граждан пожилого возраста. Поэтому необходимо извлечь опыт самоизоляции и после ее завершения провести в стране обязательную цифровую диспансеризацию для пожилых, учитывая темпы старения населения в РФ и специфику современных инфекций.

А для тех, с кем герагоги все-таки могут уже сейчас взаимодействовать в онлайн-ре-жиме, при работе с ретростудентами надо менять практику взаимодействия, переходя на виртуальное общение, например, используя формат вебинаров и ЗУМ-программы.

Результаты исследования

Почти 10 лет работает Институт третьего возраста Смоленского государственного университета (СмолГУ). Диагностика мотивации людей третьего возраста к непрерывному образованию является первым этапом их обучения в Институте третьего возраста. Знание потребностей и мотивов учения пожилых людей способствует созданию условий для их самореализации, самовыражения путем формирования комфортной среды в образовательном учреждении.

Цель исследования: проследить динамику мотивационных подходов и образовательных потребностей ретростудентов по созданию оптимальных социально-психологических условий включения их в единое образовательное полисубъектное пространство.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: проанализировать результаты практического опыта Института третьего возраста СмолГУ в выявлении мотивов учения пожилых людей и их ценностного отношения к образованию до и в период самоизоляции.

Для выявления мотивов пожилых людей к продолжению образования был использован метод контент-анализа их психолого-педагогических эссе на тему «Что дает мне обучение в Институте третьего возраста».

По результатам контент-анализа на первом этапе (до периода самоизоляции) основным мотивом обучения люди третьего возраста отметили заботу о своем здоровье, включая сохранение познавательных процессов, затем — овладение цифровыми технологиями для приобщения к современным реалиям, приданию жизни нового смысла, расширения круга общения и приобретения новых друзей. Далее в порядке ранжирования идут: мотив самосовершенствования, саморазвития и самореализации; желание общаться и взаимодействовать другими людьми; быть включенным в общественную жизнь и приносить пользу обществу.

Таким образом, у ретростудентов до периода самоизоляции мы наблюдаем широкий круг мотивов учебной деятельности, при этом освоение профессиональных навыков и компетенций постепенно с возрастом и с продвижением к старшим курсам отходит на второй план, тогда как мотивы самореализации, развития личности остаются актуальными.

На втором этапе (в период самоизоляции) основным демотиватором в рамках образовательного пространства в новых условиях стала цифровая неграмотность, что привело к резкому снижению объема нужной информации и сужению коммуникации и общения с сокурсниками по Институту и ближайшими родственниками. Такое состояние ретростуденты оценили как «пропасть и пустота». Увеличение объема «ненужной», тревожной информации по коронавирусу усиливает у пожилых чувство изменчивости мира, нарушает спокойное установившееся течение жизни, что расценивается людьми

старшего возраста как угроза их жизни и здоровью. Отсюда особую роль в новых условиях приобретает психологическая безопасность ретростудентов и их социально-психологическое сопровождение. Поэтому резко возрастает роль студентов-волонтеров, особенно медиков, психологов, православных волонтеров и социальных работников, объединившихся в единый волонтерский центр, которые все-таки посещают дома пожилых. Например, в Ульяновской области запущен социальный проект «Санаторий на дому», где волонтеры-медики предоставляют пенсионерам на дому социально-реабилитационные, психологические услуги, консультации по вопросам профилактики ЗОЖ и питания. Смоленский мобильный медицинский отряд «Пульс» СГМУ дополнительно раздает информационные памятки с рекомендациями «Как помочь пожилым людям перенести карантин и самоизоляцию». Видим, что волонтерская деятельность в период самоизоляции резко сместила свой вектор в сторону сопровождения пожилых людей, оказавшихся в группе риска, превращая молодежь в главную действующую силу межпоколенческого взаимодействия.

Таким образом, у ретростудентов в период самоизоляции мы наблюдаем на фоне некоторой растерянности надежду на скорейшее возвращение к «живому» взаимодействию преподаватель—ретростудент, но уже обогащенного опытом онлайн-общения и готовности изучать современные цифровые технологии в рамках образовательного процесса. Полученный в Институте третьего возраста багаж знаний и навыков позволяет им самостоятельно перенастраивать свою жизнь, планируя ее в будущем и ставя позитивные цели.

Лучшим примером эффективной реорганизации для улучшения качества жизни пожилых в период самоизоляции является проект «Московское долголетие». Все 180 организаций проекта работают в онлайн-режиме во время режима самоизоляции, где преподаватели записали видеоуроки по своим направлениям для социальных сетей. Однако преимущество московских пенсионеров в том, что за последние два года более 100 тысяч участников «Московского долголетия» освоили компьютерную грамотность. Поэтому в регионах необходимо в будущем провести «Цифровую диспансеризацию», в рамках которой обучить на бесплатной основе старшее поколение цифровой грамотности и оснастить цифровой техникой с учетом возрастных изменений. Кроме того, необходимо развивать «Цифровую геронтопедагогику и геронтопсихологию», в рамках которых будут обучать пожилых людей современным образовательным сервисам и ориентироваться на индивидуальные ретрообразовательные траектории.

Таким образом, здоровьесберегающие мотивы пожилых людей до и в период самоизоляции стимулируют и другие мотивы, входящие в комплексную структуру мотивации учебной деятельности ретростудентов: социальные и познавательные мотивы, мотивы общения и мотивы самосовершенствования, нацеленные на достижение успеха, самоутверждения и саморазвития.

Литература

1. Архипова О.В. Концептуальный подход к обучению пожилых людей в стационарных условиях // Психология зрелости и старения. 2012. № 4 (60). С. 67—79.

2. Роботова А.С. Люди третьего возраста как субъекты непрерывного образования: методология и основные направления изучения // Непрерывное образование. Научный электронный журнал. [Электронный ресурс]. URL: Шр8://еиЬгагу.ги/Ийе_аЬои1:.а8р?1ё=41265_(дата обращения: 21.04.2020).

3. Роик В.Д. Мир пожилых людей и как его обустроить. — М.: Эксмо, 2011.

4. Шагидаева А.Б. Мотивация пожилых людей: роль возраста, региона и места проживания // Системная психология и социология. 2014. № 1 (9).

5. Barr N. Pensions: Overview of the Issues // Oxford Review of Economic Policy. 2006. Vol. 22, No. 1. P. 1-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.