Научная статья на тему 'Институт третьего возраста в рамках семейного образовательного проекта'

Институт третьего возраста в рамках семейного образовательного проекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пожилые люди / институт третьего возраста / детский центр развития / семейный образовательный проект / непрерывное образование / elderly people / the third-age institution / children’s developmental centre / family educational project / continuous education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорчук Татьяна Александровна

В статье рассмотрена необходимость внедрения семейного образовательного проекта, который основан на идее непрерывного образования в единстве пространства и времени. Это позволит укрепить межпоколенческие связи, усилить роль старшего поколения в семейном воспитании, активизировать патриотическое воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the necessity of family educational project implementation based on the idea of continuous education within the unity of space and time. It will enable to establish intergeneration links, strengthen the role of elder generation within family education, and activate patriotic education.

Текст научной работы на тему «Институт третьего возраста в рамках семейного образовательного проекта»

ИНСТИТУТ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

Т. А. Сидорчук

В статье рассмотрена необходимость внедрения семейного образовательного проекта, который основан на идее непрерывного образования в единстве пространства и времени. Это позволит укрепить межпоколенческие связи, усилить роль старшего поколения в семейном воспитании, активизировать патриотическое воспитание.

The article deals with the necessity of family educational project implementation based on the idea of continuous education within the unity of space and time. It will enable to establish intergeneration links, strengthen the role of elder generation within family education, and activate patriotic education.

Ключевые слова: пожилые люди, институт третьего возраста, детский центр развития, семейный образовательный проект, непрерывное образование.

Key words: elderly people, the third-age institution, children's developmental centre, family educational project, continuous education.

В связи с постарением населения в России актуальной социальнопсихологической проблемой является разработка научных основ образовательной составляющей геронтологической инфраструктуры.

Геронтообразование должно включать несколько направлений: (1) образовательные программы для пожилых людей (Открытие геронтологических факультетов для людей старшего возраста - «Институтов третьего возраста», что позволит им получить дополнительное образование, даст возможность новой познавательной деятельности и передачи своих собственных знаний и богатого опыта другим, в том числе используя дистанционное образование. И здесь встает проблема подготовки специалистов, работающих со взрослыми); (2) образовательная работа с родственниками и ближайшим окружением пожилых людей (Открытие специальных курсов для более молодого поколения, на которых оно получит необходимые знания по уходу и общению с пожилыми людьми, что позволит пожилым получать достойный уход в домашних условиях.); (3) научно-исследовательская работа в области геронтологии (Открытие научно-образовательных центров по геронтологии, которые бы занимались перспективными научными исследованиями, распространением инновационных социальных технологий в области геронтологии, внедряли новые формы работы с пожилыми людьми, проводили конференции, в том числе международные, приглашали лучших специалистов для обмена опытом и т. д.); (4) подготовка и обучение геронтологических кадров для нужд геронтологических центров и домов-интернатов, хосписов, отделений милосердия, центров социального обслуживания и т. д.; (5) волонтерство (Социальное волонтерство самих людей пожилого возраста посредством разработки и реализации социальных проектов, имеющих большую общественную значимость. Это и сотрудничество с домами-интернатами по установлению шефства над проживающими, организация работы по озеленению и благоустройству территории, проведение мастер-классов народного

493

прикладного творчества, участие в совместных концертах, творческих вечерах и многие другие проекты.).

Уже несколько лет почти во всех регионах РФ действуют институты и университеты третьего возраста. В октябре 2012 г. начал свою работу Смоленский «Институт третьего возраста» на базе Социально-психологического центра Смоленского государственного университета.

На основании результатов социально-психологического мониторинга была разработана Образовательная программа для пожилых людей Смоленского региона «Помоги себе сам». Задачи программы: (а) предоставление пожилым людям и их ближайшему окружению образовательных услуг по различным направлениям подготовки; (б) изучение духовно-исторического наследия родного края и православной культуры; (в) расширение духовнообразовательного пространства (формирование библиотечного фонда и видеотеки при «Институте третьего возраста»); (г) подготовка и выпуск учебных пособий «Помоги себе сам», «Семейная гостиная», «Семейные традиции на Смоленщине» и др.; (д) подготовка и стажировка специалистов-геронтологов; (е) создание консультативного центра (система консультаций и тренингов для пожилых людей и их ближайшего окружения) и др.

Первые наши «ретро-студенты» уже перешли на третий год обучения. Занятия на каждом курсе проводятся 3-4 раза в неделю по два часа; курс -девять месяцев, т. е. обучение на каждом курсе длится полный учебный год. Одновременно с открытием Института третьего возраста реализовывается социально-просветительский проект «Образование через всю жизнь», который является инновационным семейным образовательным проектом и предусматривает одновременное обучение членов семьи разных возрастов. Работают четыре отделения: детский центр развития «Знайка» для детей от 1,5 до 7 лет; отделение психологических технологий и консультирования «Содействие»; логопедическое отделение и социальное отделение «Мудрость» для пожилых людей (Институт третьего возраста). Отличительная особенность центра заключается в том, что у нас обучаются в едином временном пространстве люди всех возрастов, от 1,5 до 80 лет. Одновременно Институт третьего возраста является экспериментальной площадкой для обучения студентов Смоленского государственного университета. Преподаватели-наставники привлекают студентов к проведению различных образовательных программ во всех отделениях центра.

Смоленский социально-просветительский проект «Образование через всю жизнь» является инновационным образовательным проектом и предусматривает одновременное обучение членов семьи разных возрастов. Обучение пожилых людей в рамках семейного образовательного проекта является сегодня делом исключительной социальной важности.

Изложенное выше заставляет по-новому взглянуть на задачи социальной семейной политики. Внедрение семейных образовательных проектов различной направленности позволит поддержать семейные традиции, наладить связь поколений, укрепить духовно-нравственное начало всех членов семьи, поднять статус пожилых людей в семье и в обществе в целом.

494

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.