Научная статья на тему 'Социокультурные детерминанты ресоциализации пожилых людей в условиях постсоветской модернизации'

Социокультурные детерминанты ресоциализации пожилых людей в условиях постсоветской модернизации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
433
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОСТСОВЕТСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / АДАПТАЦИЯ / СТАРОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Липич Т. И., Азарина М. С.

В данной статье проанализирован инновационный российский и зарубежный опыт ресоциализации пожилых людей, выявлены социокультурные детерминанты. Описаны особенности ресоциализации и социальной адаптации пожилых людей в условиях трансформации общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурные детерминанты ресоциализации пожилых людей в условиях постсоветской модернизации»

46 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ ВЯ Серия Философия. Социология. Право.

2012. №14(133). Выпуск 21

ЧЕЛОВЕК. КУЛЬТУРА. ОБЩЕСТВО

УДК 132.2

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ ПОСТСОВЕТСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

В данной статье проанализирован инновационный российский и зарубежный опыт ресоциализации пожилых людей, выявлены социокультурные детерминанты. Описаны особенности ресоциализации и социальной адаптации пожилых людей в условиях трансформации общества.

Ключевые лова: ресоциализация, постсоветская модернизация, социокультурные детерминанты,адаптация, старость.

Т.И. ЛИПИЧ11 М.С. АЗАРИНА21

Белгородский государственный национальный

исследовательский университет

1)e-mail: [email protected]

2)e-mail: [email protected]

Современный процесс старения населения не имеет аналогов в истории человечества. Указанный процесс в России начался гораздо позже, чем в большинстве западноевропейских стран. Следует заметить, что с середины 6о-х годов XX века он проходил интенсивнее, чем на Западе. В нашей стране старение населения не настолько очевидно, как в других развитых странах, но имеет тенденции к опережающему росту: на границе тысячелетий 30 миллионов россиян уже принадлежат к старшему поколению1.

Адаптация к старости не всегда являет собой процесс роста. Эволюция личности может остановиться или повернуть вспять вследствие ослабления физических и психологических возможностей человека. Активность многих пожилых людей падает из-за неудовлетворительного состояния здоровья, финансовых затруднений и эмоциональных переживаний. Данная тенденция вызывает беспокойство во всем мире. В развитых странах, где с глубоким уважением чтут традиции, например в Японии, старики пользуются почетом; в Америке же пожилых людей «отправляют на выгон», когда они уходят на пенсию, - неожиданно они становятся совсем ненужными обществу2.

Необходимо отметить, что ресоциализация в пожилом возрасте неэффективна. Люди тяжело примиряются со старостью. На предшествующих этапах человеческого существования, жизнь приносит радости и блага: увеличение дохода, власть, любовные приключения, а в пожилом возрасте человека ожидают главным образом потери. Социализация пожилых отличается от социализации на более ранних этапах жизни еще

1 Забелина Н. В. Маргинализация пожилых людей в условиях социокультурной трансформации России: дис... канд. социол. наук: 22.00.04 / Н.В. Забелина. - Курск, 2006. - С. 81.

2 Смелзер Н. Социология/Н. Смелзер. - М.: Феникс,2005. - С. 562.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 14 (133). Выпуск 21

и тем, что роли пожилых людей четко не определены3. Истинная роль пожилых людей в современном обществе неясна. Они не пользуются особым почетом. По мнению Н. Смелзера, ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших4.

Заметим, что существуют культурные детерминанты в «опыте старения» различных народов, например, в отношении ощущения или переживания старения (самоидентичность, мораль, удовлетворенность жизнью) или социального контекста (структуры семьи и общества, норм в отношении поддержки. Также, есть различия по культурным факторам, оказывающим влияние на оказание семейной помощи. Детерминанты проявляются в объеме оказания помощи и представлениях о необходимости ухода за пожилыми родителями, в том как взрослые дети понимают старение. Например, в одних странах, родственники ухаживают за пожилыми на дому, в семье, в других прибегают к профессиональной помощи. Проведенное исследование по изучению семейной солидарности в Европе показало, что культурные модели действительно продолжают действовать и сейчас5. Так, в государствах с сильными традициями семейной солидарности пожилые люди обращаются к своим детям за материальной помощью (Испания, Греция). В Испании, пожилые люди неохотно обращаются к профессионалам, если им требуется обслуживание на дому. В тоже время, остается открытым вопрос о том, в какой степени принадлежность к определенному народу влияет на переживания старения? Какова роль этнической идентичности в пожилом возрасте? Эти проблемы требют изучения и на них нет четких и однозначных ответов. Все исследования, имеющие отношение к этнической группе, чем к этнической идентичности, можно условно разделить на три группы. Первая группа, наиболее многочисленная, связана с исследованием стереотипов и аттитюдов отношений к старшим в определенной культуре. Например, в транскультурном исследовании, проведенном в 1979-1982^. в нашей стране, посвященном изучению специфических национально-культурных особенностей пожилых людей на Кавказе и в средней полосе России, ученые опирались на геронтофильную теорию долголетия. Согласно этой теории, большая частота случаев долгожительства в некоторых районах Кавказа объясняется положительными национально-культурными традициями, предполагающими почтительное отношение, уважение и любовь к пожилым людям. По мнению исследователей, этим в значительной мере обеспечивается благоприятное (внестрессовое) положение стариков в обществе, способствующее их активному долголетию. Однако несмотря на трудности формализации проявлений традиционно-национального этикета по отношению к пожилым в различных этнических группах, был сделан вывод об определенном преувеличении и идеализации кавказского национального этикета как основной причины кавказского долгожительства: «у всех национальностей и во всех районах в основе отношения к пожилым людям лежит чувство уважения, стремление облегчить физические и моральные тяготы позднего возраста»6.

Заметим, что за рубежом и в России накоплен очень интересный опыт ресоциализации пожилых людей. Выделим следующие сферы применения инновационных технологий работы с пожилыми людьми: в сфере социального обслуживания; в сфере туризма; в сфере информационного обеспечения; в сфере образования.

Ресоциализация — это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни7.Процесс ресоциализации пожилых людей во всем мире проходит достаточно тяжело. Причинами этого являются изменение

3 Смелзер Н. Социология/Н. Смелзер. - М.: Феникс,2005. - С. 567.

4 Там же. - С. 545.

5 Краснова О.В. Исследование структуры социальной поддержки пожилых людей//Психология зрелости и старения. 2008. №2. - С. 22.

6 Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития. - М.: Черо, 2005. - С 324.

7 Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: Парадигмы и темы. -- М.: Анкил, 1997. - С. 425.

социального статуса пожилого человека, потеря контактов с окружающими ранее людьми, избыток свободного времени, а также сама травмирующая ситуация, связанная с выходом на пенсию8. Поэтому, во многих развитых странах мира пожилые люди живут в геронтологических центрах, схожих по функциям с отечественными стационарными учреждениями социальной защиты. Ведущие геронтологические центры располагаются в США, Японии, Германии и скандинавских странах. Геронтологические центры - новый тип учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста, где предоставляется гериатрическая помощь. Они открыты в Республике Татарстан, Краснодарском и Ставропольском краях, в Волгоградской, Воронежской, Новосибирской, Омской, Орловской, Смоленской, Ярославской областях, Ханты-Мансийском автономном округе и Москве9. Геронтологический центр во взаимодействии с социальными учреждениями может обучить пожилого и старого человека приемам выхода из состояния «социального сиротства» и вернуть его в пространство социальной, трудовой и семейной жизни».

Отметим, что одной из новых технологий в работе геронтологических центров является включение в социально-профилактическую, воспитательную работу с пожилыми клиентами специализированных программ сдерживания темпов биологического старения. Их основное содержание составляет помощь в самопознании, раскрытии творческого потенциала личности, а также обучение оптимальному использованию резервных возможностей организма10. Отличие геронтологического центра от дома престарелых в том, что здесь помимо медицинской гражданам оказывают и консультативную помощь по вопросам профилактики старения.

Все большую роль в оказании помощи пенсионерам и инвалидам играют центры социального обслуживания. В настоящее время, в России таких центров насчитывается свыше 1,9 тысяч. По сравнению с начальной стадией развития этих учреждений, новых для периода 80-х годов, бурный количественный рост их прекратился. В последние годы ежегодно открывается 40-50 новых центров11. Однако в результате совершенствования системы видов и форм социального обслуживания, включающих комплекс услуг (медицинских, коммунальных, торговых и других), предоставляемых гражданам пожилого возраста, характерной чертой центров стала их многопрофильность. В Великобритании также есть многопрофильные центры дневного ухода за пожилыми людьми. Они были созданы в 60-х годах для расширения объема услуг в рамках общины. За последние десятилетия количество этих центров увеличивалось, снизило изолированность старых и одиноких людей12.

В России существуют специальные жилые дома для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения. При обязательном условии передачи принадлежащего им жилья в муниципальную собственность города такие старые люди получают одно- или двухкомнатную квартиру, а также соответствующую доплату разницы между стоимостью их собственного жилья и полученного в специальном доме13.

В настоящее время, кроме центров дневного ухода, в зарубежных странах существуют учреждения, которые предлагают не только временное, но постоянное проживание.В Швеции, это дома для пожилых с широким спектром услуг по уходу и лечению лиц, не желающих проживать дома. Одним из принципов обслуживания пожилых в этой стране является принцип свободы выбора, в частности сохранение за

8 Горшков М.К. Социальная ситуация в России в фокусе общественного мнения // Социс. 2006. № 12. - С. 3.

9 Якимова Е.В., Торнстон Л. Геронтология в динамическом обществе // Социальная геронтология: Современные исследования. 2004. №2. - С.58.

10 Там же. - С. 60.

11 Топчий Л.В. Социальное обслуживание пожилых людей: новые шаги к инновационным технологиям и созданию благоприятной обстановки//Работник социальной службы. 2005. №1. - С.49.

12 Корнюшина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы . - Владивосток: Дальневосточный Университет, 2004. - С. 76.

13 Топчий Л.В. Социальное обслуживание пожилых людей: новые шаги к инновационным технологиям и созданию благоприятной обстановки//Работник социальной службы. 2005. №1. - С.49.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 14 (133). Выпуск 21

пожилыми людьми права на свободу выбора жилья. Если человек хочет жить у себя дома он должен иметь такое право, даже если при этом возрастает потребность в получении помощи. Люди, которые очень нуждаются в уходе и не желают (или не способны) жить в обычных домашних условиях, должны иметь возможность выбрать проживание в «особых условиях». Дома для пожилых - это традиционная форма услуг, и многие пожилые по-прежнему отдают ей предпочтение в Швеции14.

В конце 60-х гг. в Швеции были построены первые, так называемые «дома сервиса». По замыслу их создателей в такие заведения пенсионеры могли бы переезжать еще в дееспособном возрасте и по мере возникновения необходимости получать в возрастающем объеме помощь и лечение. Однако, развитие событий пошло несколько по-иному. Расширение сферы услуг на дому, а также улучшение жилищных условий в целом привели к тому, что все большее число людей предпочитало оставаться дома как можно дольше. Поэтому просьба о переезде в «дом сервиса» поступает, как правило, уже тогда, когда потребность в уходе значительно возрастает. «Дом сервиса» представляют собой квартиры, в которых группа пожилых вне зависимости от родства проживают совместно. В этих квартирах или в непосредственной близости находится персонал, который круглосуточно может предоставлять помощь. Групповое проживание возникло как элемент развития открытых форм лечения и ухода для лиц с психическими расстройствами физическими заболеваниями, нарушениями двигательных функций, а также людей в состоянии старческого маразма15.

Подобная форма ухода за пожилыми людьми имеется и в Великобритании. Там она называется «смягченные условия проживания». Предназначены такие условия для активных пожилых лиц. На деле это группа небольших домов, квартир или коттеджей, где жильцы могут жить независимо. В случаях необходимости приходит опекун. Такими опекунами могут быть патронажные работники, которые выступают как помощники, посредники между семьей и престарелым человеком.

Заслуживают внимания приюты семейного типа для пожилых и престарелых лиц, проживающих вне семьи в США. Они получили большое распространение. Они могут быть различной формы, но общие черты в них следующие: помощь оказывается частным лицом, предоставляющим свой дом, но не являющимся родственником; за определенную плату пожилому человеку предоставляется комната, помощь в преодолении трудностей, защита, обеспечение лекарствами; приют должен быть небольшим для создания теплой семейной атмосферы; наблюдение и контроль попечительства осуществляется профессионалами из штата агентства, которое руководит этой программой обслуживания пожилых лиц16. Дома для престарелых людей семейного типа обслуживают, главным образом, три категории населения: психически больных, умственно отсталых, старых и больных людей. Такие учреждения представляют собой нечто среднее между государственным приютом и семьей. Аналогичный опыт социального обслуживания есть в России получил название - «Приемная семья для пожилого человека». Опыт территорий показал, что проживание в приемной семье может быть законодательно закреплено как особая форма социального обслуживания пожилых людей (Пермский край). Внедрение такого вида социальной поддержки предполагает снижения очередности в дома-интернаты общего типа, она экономически целесообразна и является альтернативой стационарному обслуживанию. Приемная семья позволяет поддерживать традиции семейной заботы о старшем поколении, наладить связь поколений, поднять статус пожилых людей в семье и в обществе в целом. Новая форма социального обслуживания «Семья для пожилого» является одним из вариантов решения проблем жизнеустройства одиноких пожилых людей17.

14 Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. - М.: Флинта, 2008. - С. 135.

15 Альперович В.Д. Социальная геронтология.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - С. 246.

16 Корнюшина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы . - Владивосток: Дальневосточный Университет, 2004. - С. 54.

17 Шарин В.И. Социальное обслуживание: проблемы, пути развития//Социальное обеспечение. 2003. № 1. - С. 12.

И все-таки, как было отмечено ранее, очень многие пожилые люди хотят жить дома. В рассматриваемых странах развита социальная система помощи пожилым и престарелым на дому. Эта система включает уход и лечение. Например, в Швеции после соответствующей проверки пожилому человеку оказывается помощь в уборке, приготовлении пищи, личном уходе, покупке продуктов. Лечение на дому осуществляется медицинскими сестрами, сиделками, врачами, работающими в определенной больнице или поликлинике, к которой «прикреплены» их пациенты.

Еще одним из способов ресоциализации пожилых людей является туризм. Эта форма широко применяется как России, так и за рубежом. Доля пожилых туристов постоянно увеличивается и составляет не менее трети. Как отмечают британские исследователи, пожилые туристы расходуют на свои поездки в общей сложности 17 миллиардов фунтов в год. Если взять Соединенное королевство, то 51% заграничных туров и 43% экскурсий внутри страны покупается именно людьми, старше 50. Традиционно самыми популярными странами среди пожилых туристов являются Испания, Франция и Италия. Польша, Болгария и Хорватия привлекают, в основном, тех, кто желает отправиться в сторону от уже известных всему миру маршрутов. Ожидается, что к 2020 г. на долю таких туристов будет приходится уже 50% путешествий. Кроме того, выяснилось, что пожилые люди предпочитают городские туры курортам, и выбирают те экскурсии, которые могут рассказать о культуре места или соответствуют увлечениям путешественников18.

Стремление к активным формам проведения свободного времени способствует успешной ресоциализации и социальной адаптации, тогда как ориентация на пассивно-созерцательные виды досуга обуславливает понижение общего жизненного тонуса пожилых, допускает углубление их социальной изоляции. Подобная активность способствует переходу их от потребительства к производительной деятельности, к свободе выбора занятий, отвечающих способностям, задаткам и увлечениям человека.

С каждым годом в России и за рубежом возрастает значимость информационных технологий. Становится все больше пожилых интернет-пользователей. По данным исследовательской компании TNS Gallup Media, в 2008 г. число пользователей рунета впервые выросло в основном благодаря аудитории «55+». Во всех крупных городах открываются специальные курсы компьютерной грамотности для пожилых людей -занятия пользуются большой популярностью. Например, только на одних компьютерных курсах Юго-Восточного округа Москвы за год прошли обучение более 800 пенсионеров19.

По данным исследовательской компании TNS Gallup Media, число пожилых пользователей в интернете выросло почти вдвое - на 73%. Такая же тенденция прослеживается на Западе. Например, в Великобритании за 2009 год количество молодежи среди общего числа пользователей интернета уменьшилось с 29 до 25%, а вот пользователей в возрасте от 55 лет стало больше. Исследования в Германии показали, что пожилые немцы пользуются интернетом чаще подростков. По оценкам скандинавской компании Telenor, вскоре пожилые и старые люди будут составлять половину интернет-аудитории Швеции, Норвегии и Дании.

Постепенно мировое интернет-пространство адаптируется под требования пожилой аудитории. Недавно начала работать поисковая система «Cranky», рассчитанная на тех, кто старше 50 лет: скромный дизайн, ограниченное число баннеров, результаты поиска выводятся только по четыре ссылки - все, чтобы пожилые пользователи не терялись в избытке информации. В ноябре 2007 г. британская компания «Saga» придумала социальную сеть для пожилых людей. А в конце лета в Лондоне у пенсионеров появился свой отдельный интернет-провайдер; в службе поддержки пользователей работают преимущественно немолодые люди, которым легче найти взаимопонимание с престарелыми клиентами, а процедура подключения к интернету максимально проста.

18 Справочник путешествееника [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.turizm.ru/uk/19398.html

19 Шевченко Д. Третий возраст [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.runewsweek.ru

Специализированные сайты успели появиться и в России. Создаются сайты, где выложены подробные и разработанные именно для пожилых людей инструкции по пользованию интернетом. Недавно в интернете заработал сайт «Третий возраст», где есть служба знакомств, онлайн-версии крупных европейских изданий, а также ссылки на интересные этой аудитории сайты. Например, сайт «Старое радио», где можно скачать записи спектаклей, литературных чтений и радиопостановок. Очень активно создаются родительские вебсайты.

Недавно появился еще один представитель группы семейных порталов -Grandparents.com. Портал создан с целью сформировать онлайновое сообщество, где современные бабушки и дедушки могут общаться со своими внуками, живущими в других странах и не имеющие возможности часто их навещать. Grandparents.com предоставляет инновационный путь развития отношений «Прародитель - внук»20.

Интересным, на наш взгляд, способом ресоциализации пожилых людей является образование в пожилом возрасте. Университет третьего возраста как отдельное направление в образовании приобрел разнообразные формы в разных странах мира. Так в США существуют два вида образовательных учреждений: институты образования для людей пенсионного возраста и пансионаты для пенсионеров. Концепция обучения пожилых людей получила название «elderhostel» - пансионаты для пенсионеров. Ее разработал Мартин Ноултон, вдохновленный атмосферой сообщества, которую он встретил на европейских туристических базах. Его идея основывалась на перенесении этой атмосферы в США и создании новых возможностей разумной и продуктивной жизни для пожилых людей в сообществе. Хорошо составленная программа, соединившая обучение и путешествия, по мнению М. Ноултона, могла бы вовлечь пожилых людей в обучение и самообучение и поддержать процесс саморазвития. Такая форма представляла собой своеобразный учебный отпуск, во время которого можно познакомиться с новыми людьми и получить новые знания21.

Курсы обычно проводят сотрудники вузов. В европейской системе обучения существует две основные модели учреждений: интегрированная, при которой молодые и пожилые студенты обучаются вместе, и сегрегационная, когда обучение пожилых людей происходит отдельно и предполагает самостоятельное функционирование университета третьего возраста. Вторая модель более распространена в Великобритании, Новой Зеландии и Австралии. При этом обучение происходит по специально разработанным учебным программам. Методы и формы обучения имеют свои особенности. Как правило, наиболее употребительными формами являются дискуссии, диалоги, экскурсии и практические занятия. Равноправные взаимоотношения преподавателя и студента являются основополагающими и способствуют положительному результату в обучении.

В Японии специальные занятия для пожилых людей начали создаваться в 60-х годах прошлого века. Организации, действующие в рамках японской системы просвещения, предлагали разнообразные программы обучения женщин, матерей в период ухода за ребенком и пожилых людей. В 1965 году правительство поручило местным властям разработать систему дальнейшего образования для этой категории людей. С 1980 года эта система стала регулярной и получает в настоящее время все большее развитие22.

В Финляндии более шестидесяти лет действуют народные университеты, которые принимают всех желающих. Как университеты, так и специальные коллегии, занимающиеся стандартным образованием и обучением взрослых, предлагают образование всем возрастным группам, в том числе специальное образование пожилым людям. В рамках народных университетов организуются академии для пожилых людей23.

20 Шевченко Д. Третий возраст [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.runewsweek.ru

21 Литвинова Н.П., Мусин К.С., Сафин З.Н. Образование взрослых в современном мире. - СПб.: Кронос, 2008. - С. 45.

22 Гнанте Т.Н. Университет третьего возраста в зарубежной системе дополнительного образования взрослых. - Волгоград, ВолгГТУ.2007. №8. - С. 9.

23 Там же. - С. 10.

Многие организации, занимающиеся обучением взрослых в Голландии, сотрудничают с промышленными предприятиями и сферой услуг в рамках проекта под названием «Пенсия в перспективе». Целью этого сотрудничества является предоставление возможности дополнительного образования работникам, собирающимся на пенсию24.

Во Франции независимо друг от друга развиваются три области обучения взрослых. Первая родилась из традиционного сельского обучения, и сейчас ее определяют как культурно-общественную; вторая - это сфера образовательной деятельности профсоюзов; третья касается профессионального обучения. Особое внимание уделяется развитию непрерывного образования для инвалидов и пенсионеров.

В отличие от французского университета в Великобритании появился новый тип учебного заведения для пожилых людей. Оказалось, что пожилые люди способны организовывать собственные занятия, если они связаны с использованием их знаний и жизненного опыта. Обучение в данном образовательном направлении понимается в самом широком смысле. Оно включает физические упражнения, а также общественную деятельность, целью которой является улучшение качества жизни пожилых людей. Основное внимание уделяется групповому обучению и эксперименту. Британский университет третьего возраста функционирует без постоянной финансовой помощи, поэтому учащиеся должны быть готовы самостоятельно решать возникающие проблемы25.

Итак, в западных странах университеты третьего возраста получают все большее развитие. Отмечается усиление внимания к ним со стороны ученых. Некоторые из них рассматривают данный вид образования как разновидность досуга, способствующего повышению социальной активности и значимости обучаемых, утверждающего их жизненные перспективы26.

Научная общественность под влиянием складывающегося опыта обучения взрослых за рубежом и в России предлагает различные концепции развития данной сферы образования. В них особо подчеркивается задача доступности образования, в том числе и для лиц третьего возраста. Для унифицирования законодательства стран входящих в СНГ, разработан Модельный закон «Об образовании взрослых».

Идет процесс обновления законодательства в субъектах Российской Федерации. Так в г. Санкт-Петербурге, Красноярском крае подготовлены проекты законов «Об образовании взрослых» и «О поддержке образования взрослых». Однако и в вышеупомянутых документах геронтообразованию уделяется неоправданно малое внимание27. Нормативные документы, регламентирующие деятельность государственных образовательных учреждений, формирующие региональную политику, ничем не отличаются от федеральных программ.

Подводя итог, отметим, что не смотря на социокультурные детерминанты, особенности пожилого возраста выделяют пожилых людей в особую специфическую группу (субкультуру пожилых людей) многие из которых не идентифицируют себя с этой возрастной группой. Во всем мире идет активная работа по поиску новых эффективных форм ресоциализации пожилых людей, в результате значительно возрастает объем и разнообразие помощи, оказываемой учреждениями пожилым людям. Для более эффективного поиска новых форм работы с пожилыми людьми необходимо активно развивать деятельность общественных организаций в России, так как она еще малоразвита по сравнению с зарубежными странами. А также наладить непрерывное взаимодействие общественных и государственных структур в разработке и реализации социальной политики в отношении пожилых людей.

24 Гнанте Т.Н. Университет третьего возраста в зарубежной системе дополнительного образования взрослых. -Волгоград, ВолгГТУ.2007. №8. - С. 11.

25 Литвинова Н.П., Мусин К.С., Сафин З.Н. Образование взрослых в современном мире. - СПб.: Кронос, 2008. - С. 45.

26 Халицки Е. Обучающая геронтология//Новые знания. 2005. №3. - С. 46-48.

27 Краснова О.В. Исследование структуры социальной поддержки пожилых людей//Психология зрелости и старения. 2008. №2. - С. 22-34.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 14 (133). Выпуск 21

В заключении можно сказать, что вопрос об оказании услуг пожилым и старикам в настоящее время и в перспективе в развитых зарубежных странах будет заключаться в том, как сочетать формальный и неформальный уход в домашних условиях, в общине и стационарах.

1 Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития. - М.: Черо, 2005. - 524 с.

2 Гнанте Т.Н. Университет третьего возраста в зарубежной системе дополнительного образования взрослых. -Волгоград, ВолгГТУ.2007. №8. С. 9-11.

3 Горшков М.К. Социальная ситуация в России в фокусе общественного мнения//Социологические исследования. 2006. № 12. С. 3-8.

4 Забелина Н. В. Маргинализация пожилых людей в условиях социокультурной трансформации России: дис... канд. социол. наук: 22.00.04 / Н.В. Забелина. - Курск, 2006. - 141 с.

5 Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: Парадигмы и темы. -М.: Анкил, 1997. - 624 с.

6 Краснова О.В. Исследование структуры социальной поддержки пожилых людей//Психология зрелости и старения. 2008. №2. С. 22-34.

7 Корнюшина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы. - Владивосток: Дальневосточный Университет, 2004. - 85 с.

8 Литвинова Н.П., Мусин К.С., Сафин З.Н. Образование взрослых в современном мире. -Спб.: Кронос, 2008. - 70 с.

9 Смелзер Н. Социология/Н. Смелзер. - М.: Феникс,2005. - 688 с.

10 Справочник путешествееника [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.turizm.ru/uk/19398.html

11 Топчий Л.В. Социальное обслуживание пожилых людей: новые шаги к инновационным технологиям и созданию благоприятной обстановки//Работник социальной службы. 2005. №1. С.49-56.

12 Халицки Е. Обучающая геронтология//Новые знания. 2005. №3. С. 46-48.

13 Шарин В.И. Социальное обслуживание: проблемы, пути развития//Социальное обеспечение. 2003. № 1. С. 12-15.

14 Шевченко Д. Третий возраст [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.runewsweek.ru

15 Якимова Е.В., Торнстон Л. Геронтология в динамическом обществе//Социальная геронтология: Современные исследования. 2004. №2. С.58-68.

Список литературы

SOCIAL AND CULTURAL DETERMINANTS OF RE-SOCIALIZATION OF OLDERLY PEOPLE IN POST-SOVIET MODERNIZATION

TlLIPICr M.S.AZARINA2)

This article analyzes the innovative Russian and foreign experience of resocialization of eldely people in terms of socio-cultural determinants. It considers the re-socialization and social integration of eldely people in terms of transformation of society.

Belgorod National Research University

Keywords: resocialization, post-Soviet modernization, gerontologichesy center, education, University of the «third age».

1)e-mail: [email protected]

2)e-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.