Научная статья на тему 'РИСКИ И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ СЕТЕВЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ГЛОБАЛЬНОМ ИНТЕГРИРУЮЩЕМСЯ МЕДИАПРОСТРАНСТВ'

РИСКИ И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ СЕТЕВЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ГЛОБАЛЬНОМ ИНТЕГРИРУЮЩЕМСЯ МЕДИАПРОСТРАНСТВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
281
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСКИ КОММУНИКАЦИЙ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / ГЛОБАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ / СЕТЕВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / УГРОЗЫ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шарков Феликс Изосимови, Киреева Ольга Феликсовна

Известно, что маркетинговые коммуникации интегрируются в целях достижения рекламных целей и повышения осведомленности о продуктах и услугах компаний. Для этого система интегрированных маркетинговых коммуникаций (ИМК) включает в себя оптимальную комбинацию различных компонентов, размещаемых как на классических носителях, так и в современных сетях и мезо- и макро медиапространствах. Успешной реализации плана ИМК способствует различные факторы, включая мониторинговое измерение в целях обнаружения наличия рисков и угроз в социальных сетях, а также прогнозирование возможного появления не всегда замечаемых коммуникационных рисков, образующиеся в информационном пространстве. В статье анализируются риски маркетинговых коммуникаций в медиапространстве (и более конкретно - в социальных сетях); рассматриваются акторы, облегчающие интеграцию коммуникаций и обнаружение рисков, и преодоление неопределенностей. На основе сравнительного анализа отечественных и зарубежных маркетинговых исследований, связанных с рисками и инцидентами в сетевых коммуникациях, делается вывод, что в контексте антикризисного управления среди субъектов маркетинговых коммуникаций существуют существенные различия в восприятии рисков, формирующихся в социальных сетях. Особенно это заметно по отношению к глобальным рискам и угрозам. В кризисных ситуациях риски функционирования маркетинговых коммуникаций резко возрастают, усиливаются неопределенности их реализации в трансформирующемся медиапространстве. Опираясь на исследования отечественных и зарубежных авторов, а также практику возникновения и развития кризисных коммуникаций, в статье рассматриваются различные ситуации, с которыми сталкиваются лидеры и организации на разных этапах появления неопределенностей и развития рисков. Рассматривая проблемы и возможности, создаваемые цифровыми коммуникациями в медиапространстве, предложены общие рекомендации, а также способы преодоления кризиса в социально-сетевых коммуникациях, которые, надеюсь, помогут в разработке решений, которые также снизят эти риски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РИСКИ И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ СЕТЕВЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ГЛОБАЛЬНОМ ИНТЕГРИРУЮЩЕМСЯ МЕДИАПРОСТРАНСТВ»

Suleymanova Sh. S. (2009). The National Policy of Russia and the Media (1990-2000): theory and practice / Sh. S. Suleymanova; Russian Academy of State Services under the President of the Russian Federation. Moscow: RAGS Publishing House. 123 p. (In Rus.).

Suslakov B. A., Ryumshin S. A. (2015). Gender problems of the elderly: a mediative aspect. In: Communicology. Vol. 3. No. 6, pp. 89-104. (In Rus.).

РИСКИ И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ СЕТЕВЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ГЛОБАЛЬНОМ ИНТЕГРИРУЮЩЕМСЯ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ

Шарков Ф.И.1,2, Киреева О.Ф.3

1 Московский государственный институт международных отношений (МГИМО МИД РФ), Москва, Российская Федерация

2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация. 3Сетевое издание «Коммуникология: электронный научный журнал.

Аннотация. Известно, что маркетинговые коммуникации интегрируются в целях достижения рекламных целей и повышения осведомленности о продуктах и услугах компаний. Для этого система интегрированных маркетинговых коммуникаций (ИМК) включает в себя оптимальную комбинацию различных компонентов, размещаемых как на классических носителях, так и в современных сетях и мезо- и макро медиапространствах. Успешной реализации плана ИМК способствует различные факторы, включая мониторинговое измерение в целях обнаружения наличия рисков и угроз в социальных сетях, а также прогнозирование возможного появления не всегда замечаемых коммуникационных рисков, образующиеся в информационном пространстве. В статье анализируются риски маркетинговых коммуникаций в медиапространстве (и более конкретно - в социальных сетях); рассматриваются акторы, облегчающие интеграцию коммуникаций и обнаружение рисков, и преодоление неопределенностей. На основе сравнительного анализа отечественных и зарубежных маркетинговых исследований, связанных с рисками и инцидентами в сетевых коммуникациях, делается вывод, что в контексте антикризисного управления среди субъектов маркетинговых коммуникаций существуют существенные различия в восприятии рисков, формирующихся в социальных сетях. Особенно это заметно по отношению к глобальным рискам и угрозам. В кризисных ситуациях риски функционирования маркетинговых коммуникаций резко возрастают, усиливаются неопределенности их реализации в трансформирующемся медиапространстве. Опираясь на

исследования отечественных и зарубежных авторов, а также практику возникновения и развития кризисных коммуникаций, в статье рассматриваются

различные ситуации, с которыми сталкиваются лидеры и организации на разных этапах появления неопределенностей и развития рисков. Рассматривая проблемы и возможности, создаваемые цифровыми коммуникациями в медиапространстве, предложены общие рекомендации, а также способы преодоления кризиса в социально-сетевых коммуникациях, которые, надеюсь, помогут в разработке решений, которые также снизят эти риски.

Ключевые слова: риски коммуникаций, интегрированные маркетинговые коммуникации, медиапространство, глобальные угрозы, сетевые коммуникации, угрозы в медиапространстве

Для цитирования: Шарков Ф.И., Киреева О.Ф. Риски и неопределенности сетевых маркетинговых коммуникаций в глобальном интегрирующемся медиапространстве//Коммуникология: электронный научный журнал. 2021. Том 7. №1. C. 38-60.

Сведениия об авторах: Шарков Феликс Изосимович, доктор социологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры социологии МГИМО (У) МИД РФ, заведующий кафедрой общественных связей и медиаполитики факультета журналистики ИГСУ РАНХиГС; Киреева Ольга Феликсовна, кандидат социологических наук, заместитель главного редактора сетевого издания «Коммуникология: электронный научный журнал». Адрес: 119606, Москва, пр-т Вернадского, д. 84. E-mail: sharkov_felix@mail.ru; E-mail: kirolga08@list.ru

Статья поступила в редакцию: 27.12. 2020. Принята к печати:. 28.03.2021. Введение

Социальные сети часто рассматриваются как инструмент личного общения. Использование социальных сетей в качестве средства общения с друзьями и родственниками дополняет существующие методы коммуникации, например, такие как электронная почта. Легкость, с которой сайты социальных сетей позволяют людям поддерживать связь с текущими знакомыми и восстановить связи со старыми друзьями, подтверждает растущую популярность сетевого общения.

В дополнение к личному использованию сети предоставляют возможность учитывать профессиональные потребности пользователей и помогать заинтересованным лицам создавать и поддерживать профессиональные сети. Такие возможности изменили ландшафт сетевого пространства, особенно в его цифровом измерении (Sharkov 2020). Наиболее простой способ использования сетей в деловых коммуникациях -это общение по вопросам, связанным с поиском новой работы и трудоустройством или найма людей для удовлетворения коммерческих потребностей организации. Устанавливая связь с существующими и будущими клиентами, где они проводят свое онлайн-время, компании, как в

поисковом, так и в таргетинговом режиме осуществляют сетевые коммуникации. В связи с пандемией резко возросло сетевое обслуживание клиентов (включая покупателей товаров, еды) в маркетинговом пространстве. Однако, социальные сети в резко расширяющемся пространстве маркетинговых коммуникаций несут в себе и риски и неопределенности.

Социальные сети и система интегрированной маркетинговой коммуникации выстраивают коммуникации с ориентацией на возможные риски и вознаграждения. ИМК в социальных сетях рассматривается как маркетинговое коммуникативное действие по отношению к организациям и их аудитории с учетом этики взаимоотношений [ Social media risks...]. Организации могут соблюдать или не соблюдать нормы этики, используя модели ИМК в Интернете. Аналогично их аудитория также может прагматически использовать этот коммуникационный синтез, как в теории, так и практике коммуникаций. Таким образом, анализ процессов интеграции маркетинговой системы в целом (так и между собой компонентов маркетинговых коммуникаций) в общественную среду является важным вопросом как с теоретической, так и с практически-управленческой точки зрения.

Система экономической маркетинговой коммуникации формируется как в среде массовой коммуникации (неструктурированной, однородной с точки зрения восприятия отправителем информации), так и в специализированной (маркетинговой, субъект которой четко определен в соответствии с общими или частными рыночными целями). Коммуникация в маркетинговом канале может функционировать как процесс, посредством которого передается соответствующая информация [Кирилина 2011, 2014].

Взаимодействия между субъектами всегда связаны как с поведенческими проблемами, так и со структурными элементами в каналах коммуникации, а также со средой, в которой они осуществляются. Однако эмпирические исследования маркетинговых коммуникаций, осуществляемых в медиапространстве, до сих пор мало изучены, многие неопределенности сетевых маркетинговых коммуникаций так и остаются неразгаданными. Такие коммуникации могут быть эффективными лишь при условии соблюдения определенных «правил входа» в соответствующие сетевые пространства и их применения. Требуется также учитывать очень тонкий процесс интеграции в медиапространстве средств рекламы, связей с общественностью, прямого маркетинга и продвижения, воздействующих как на субъекты, так и на объекты маркетинговой коммуникации.

Теоретическая основа и методика исследования

Анализ социальных сетей в данном исследовании осуществлялся путем выделения ключевых действующих лиц и определения их характеристик, по которым выделялись люди, которые являлись

потенциальными лидерами общественного мнения. И данные лидеры становились объектом изучения и экспертом-респондентом. Такой анализ сопровождался изучением факторов, способствующих распространению информации о рисках. Кроме того, на основе анализа подгрупп были проанализированы содержание и отношение к различным блогам, чтобы обеспечить более полное понимание механизмов, влияющих на работу и функционирование сетей.

Теоретическая основа формировалась в процессе проведения обзора статей, посвященных антикризисному управлению, теории коммуникации, рискам, неопределенностям и угрозам, возникающим в сетевых маркетинговых коммуникациях. Использовались результаты как количественного, так и качественного анализа. В частности, изучалось поведение китайского населения в социальных сетях в процессе коммуникации через восприятие рисков и неопределенных факторов, воздействующих на респондентов1. Анализ различий в отношении аудитории к рискам среди заинтересованных сторон проводился с целью выработки некоторых практических рекомендаций для риск-менеджеров и других заинтересованных сторон.

Авторское исследование основывается на более ранних работах, касающихся использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в управлении рисками. В контексте анализа сформировавшегося ранее опыта на примере Китая рассматривается контекст управления рисками и чрезвычайными ситуациями [Kapucu and Garayev 2013]; [Hu and Kapucu 2014], а также использование социальных сетей в коммуникациях, несущих в себе определенные риски [Bird, Ling and Haynes 2012]; [Mergel, Rethemeyer and Isett 2016].

В этом исследовании используются теории коммуникации для понимания сущности рисков в целях совершенствования взаимодействий, связанных с риском. Кроме того, анализируются работы, связанные с изменением восприятия риска [Renn, Klinke and Asselt 2011], [Кравченко]. Теория восприятия риска используется для анализа как качественных, так и количественных данных и сопоставления позиций множества интересов на уровне всей сети [Wauters et al., 2014]. Цель проведенного анализа -уменьшить или предотвратить возможные риски, в том числе путем расширения каналов общественного участия.

Прикладное исследование проводилось на основе социологических (опросных), эмпирических наблюдений и статистических данных. В опросах использовались полузакрытые анкеты. Анкетный опрос проводился случайным образом среди покупателей различных потребительских товаров. В то же время было проведено интервью с некоторыми

1 В том числе использовались результаты исследования, проведенного автором статьи в период стажировки в Шеньянском университете (Shenyang University) в 2016 году.

ответственными менеджерами по коммуникациям из коммерческих фирм и некоммерческих организаций. Во вторичных исследованиях использовались классические методы оценки. Небольшое авторское пилотажное исследование сетевой структуры маркетинговых коммуникаций (в процессе их осуществления) было нацелено на восприятие рисков в социальных сетях. Опрос и анализ результатов проводился в контексте методики аналогичного исследования, проведенного китайскими социологами.

В статье используются результаты исследования восприятия глобальных рисков (GRPS)1.

Разработанность проблем интеграции маркетинговых коммуникаций

Интеграция коммуникаций не является новой концепцией. Она впервые появилась еще в 1930-х годах. В течение последующего периода торговые представители определенным образом сотрудничали с рекламной командой, а в 1966 году ученые уже рекомендовали совместное использование рекламных инструментов для обеспечения синергии. В 1970 и 1980 годах маркетологи стали применять новое направление в рекламе -фьюжн, объединяющее в себе совершенно разные идеи из, казалось бы, несовместимых стилей, не теряя при этом целостности. Эта идея повлияла на рекламную индустрию, начинающуюся ориентироваться на целостную систему мер по обеспечению обслуживания клиентов. В конце 1980 года в разработках ученых началось слияние маркетинга с другими системами коммуникаций, в частности, началось доминирование в маркетинге элементов связей с общественностью [Thorson, Moore 1996]. В 1990 году концепция ИМК стала одной из самых современных обсуждаемых маркетинговых проблем [Percy 1997].

Более того, в 1990-х годах в вузовских программах появилась дисциплина «Интегрированная маркетинговая коммуникация». Предлагаемыми названиями для этой дисциплины были интегрированная коммуникация (IC) и общая коммуникация (TC), но, наконец, интегрированная маркетинговая коммуникация (IMC) была завершена и стала наиболее предпочтительным термином [Kerr, Schultz, Patti, Kim 2008]. Несмотря на неоднозначность, данное определение ИМК показывает, что это совместное использование рекламных и других инструментов для обеспечения последовательности, ясности и максимального воздействия на коммуникацию [Schultz 2003]. Дункан и Мориарти [Duncan, Moriarty 2002] раскрывают роль ИМК-сообщения в разработке коммуникационных стратегий фирм и их реализаций. Эта концепция предполагает, что

1 Опрос проводился с 5 сентября по 22 октября 2019 года среди сообществ Всемирного экономического форума с участием многих заинтересованных сторон// Appendix A: Descriptions of Global Risks 2020. In: The Global Risks Report 2020. Insight Report 15th Edition In partnership with Marsh & McLennan and Zurich Insurance Group. P.86.

организация должна контролировать (планировать) и влиять на сообщения (незапланированные, продукты, услуги), чтобы создавать и поощрять отношения с заинтересованными сторонами.

В условиях конкуренции маркетологи вполне естественно стремятся взаимодействовать с клиентами наиболее эффективным и действенным способом, чтобы донести преимущества своего продукта и качества обслуживания до потенциальных клиентов [Clow 2010]. Следовательно, маркетинговые коммуникации стали фундаментальным аспектом маркетинга, бизнес-видением и существенным фактором успешного управления бизнесом. Его значение резко возросло в последние десятилетия, учитывая, что маркетинг и, особенно сетевая коммуникация в условиях рыночных отношений взаимообусловлены, все организации области бизнеса, использующие различные формы маркетинговой коммуникации для предоставления своих предложений и достижения финансовых или некоммерческих целей [Shimp 2003]. Для создания устойчивого конкурентного преимущества создаются новые концепции и инструменты маркетинга, например, для создания сильного бренда организации при условии, что маркетинговая коммуникация будет более четко сформулирована для достижения ее целей.

При этом нельзя забывать, что информационная составляющая ИМК представляет собой очень сложный контент. В последние годы социальные сети, функционирующие в медиапространстве, в которых формируется основной контент, превратились в самый популярный и широко обсуждаемый инструмент маркетинговых коммуникаций играет важную роль в совокупном плане коммуникаций фирмы. Сафко отмечает, что функции социальных сетей могут быть наподобие «средств массовой информации, которые мы используем, чтобы быть социальными». Он подчеркивает важность знания тактики и стратегий инструментов, доступных пользователям для взаимодействия друг с другом, а не просто понимания определения [Safko 2010].

Хотя люди взаимодействовали и использовали различные маркетинговые методы на протяжении всей истории, социальные сети более эффективны, чем традиционные методы, потому что они предлагают двустороннюю коммуникацию. Китцман и др. [Kietzmann, Hermkens McCarthy, Silvestre 2011] высказывают пожелания, чтобы социальные сети представляли собой набор «высокоинтерактивных платформ», созданных с использованием мобильных и веб-технологий, в которых отдельные лица и сообщества могут делиться, разрабатывать, обсуждать и изменять контент, созданный другими пользователями. Мангольд и Фолдс [Mangold and Faulds 2009] утверждали, что влияние коммуникаций между потребителями на рынке значительно возросло.

Таким образом, социальные сети - это гибридный элемент системы продвижения, который позволяет компаниям общаться со своими клиентами; с другой стороны, это позволяет клиентам напрямую общаться друг с другом. Это позволяют уникальные особенности социальных сетей, с головой ушедших в медиапространство, которое непрерывно интегрирует участвующих в нем субъектов, так и свой контент. Сетевые сообщества не просто функционируют в расплывчатом и неопределенным в глобальном медиапространстве, а формируют свои конкретные маркетинговые среды, что делают их важным инструментом коммуникаций в современном маркетинге.

Исследование рисков и инцидентов в сетевых коммуникациях (на примере Китая)

С быстрым развитием и популяризацией ИКТ противоречия в сетевом пространстве становятся более значимыми. Стремительный технический прогресс привел к эпохе высокого риска, связанного с конфликтами между государствами и организациями, которые повлияли на общественную безопасность [Douglas and Wildavsky 1983]; [Beck 1992]; [Cottle 1998]; [Rasborg 2012].

Названного типа инциденты между организациями и сообществами, носящие массовый характер, с наибольшей яркостью стали появляться в преобразующемся китайском обществе. Здесь быстро формируются новые тенденции в формировании платформ социальных сетей. Однако быстрые темпы преобразований привели к повсеместным и часто - к невидимым рискам. С ростом числа массовых инцидентов и изменением характера массовых инцидентов в китайском обществе усиливается осознание угроз. В Китае также быстро видоизменяются способы распространения информации и формы проявления интереса. Дени-Ремис, Лебрати и Филипп [Denis-Remis, Lebraty and Philippe 2013] сравнили несколько массовых инцидентов в Китае, которые вызвали сильные дебаты на платформах социальных сетей (например, инцидент с Сямынь PX, антифранцузские демонстрации и Крушение поезда Вэньчжоу). Их исследования показали, что китайская социальная сеть Weibo1 помогла собрать драматические события, а также пролила свет на вопросы, связанные с кризисным управлением, и дала основные ответы на них.

C точки зрения восприятия риска, возникающего в контексте массовых инцидентов, немаловажно изучать функционирование микроблогов, занимающих значительную долю на данных платформах. Так, Sina Weibo - самая популярная платформа занимает 56% рынка микроблогов в Китае. Что еще более важно, микроблоги, несмотря на то,

1 Weibo Corporation-китайская социальная сетевая компания, известная своим сайтом микроблогов Sina Weibo.

что имеют меньший размер, позволяют пользователям публиковать статьи, фотографии и видео в Интернете и позволяют получать информацию о рисках и управлении кризисными ситуациями на платформах социальных сетей. Эти различия в восприятии рисков существуют не только между правительством и общественностью, но и между другими заинтересованными сторонами. Такие расхождения в восприятии рисков могут привести к вспышке массовых инцидентов [Shi, Kapucu, Zhu, Guo, Haupt].

Распространение информации на платформах социальных сетей повлияло на процесс информирования о рисках и управления кризисными ситуациями [Yu 2013]. В более ранних исследованиях, касающихся использования информационно-коммуникационных технологий управления рисками, контекст Китая используют и не китайские ученые: а) в вопросах проектирования, управления и поддержания сетей управления чрезвычайными ситуациями - Капуку и Гараев [Kapucu and Garayev 2013]; б) по проблемам использования информационно-коммуникационных технологий для эффективных сетей управления чрезвычайными ситуациями - Ху и Капуку [Hu and Kapucu 2014]; в) о рисках коммуникаций при использовании социальных сетей - Берд, Линг и Хейнс [Bird, Ling and Haynes. 2012]; г) по проблемам участия общественности в СМИ - Мергель Ретеймер и Изетт [Mergel, Rethemeye and Isett 2016]. Кроме того, в названных исследованиях были определены методы оценки, приводились результаты эмпирических исследований сетевой структуры коммуникации и распространения рисков в социальных сетях, а также восприятия риска вовремя/до массовых инцидентов. Восприяте риска оценивалось как с количественной, так и с качественной точек зрения в контексте Китая. Некоторые ученые (например, Юй Джей [Yu 2013] отмечали, что в последние годы характер инцидентов, их влияние на распространение информации, а также проявление интереса к этой проблеме, в Китае изменились.

На основе вторичного анализа результатов отмеченных исследований автор статьи делает следующие выводы:

1. Лидеры общественного мнения (важнейшие участники сети) оказывают влияние на распространение рисков в социальных сетях. Различные ценности, позиции и установки приводят к различным представлениям о риске.

2. Уровень взаимодействия между государственными и муниципальными служащими и другими пользователями сети крайне низок. Государственные политики, эксперты и непрофессионалы, как правило, действуют по-разному до и во время инцидента. Метод анализа социальных сетей может быть успешно применен для определения критических

участников, способных вольно или невольно внести во взаимодействия значимые угрозы.

3. Социальные сети используются террористическими группами для взаимодействия между собой для совершения киберпреступлений, а также межгрупповой координации деятельности по сбору средств, осуществляемой частично или полностью в Интернете. Социальные сети также используются преступными группировками для пропагандистской деятельности, направленной на обнародование успешных террористических актов и, следовательно, на то, чтобы повергнуть гражданское население в панику. Преступные организации и лица занимаются контрабандой наркотиков, торговлей людьми и отмыванием денег и используют для этих целей социальные сети для получения необходимых сведений с открытым исходным кодом (OSINT). Через блоги, Facebook, электронную почту и Twitter они свободно получают необходимую им инфорацию и комментируют сведения в свою пользу, искажая актуальные политические, экономические и социальные события.

Восприятие глобальных рисков и угроз

Исследование восприятия глобальных рисков (GRPS) проводилось с 5 сентября по 22 октября 2019 года среди сообществ Всемирного экономического форума его организаторами. Его результаты явились источником исходных данных о рисках, которые был обобщен опыт обширной сети деловых кругов, правительств, гражданского общества и лидеров мнений.

На основе результатов GRPS создана карта Глобального ландшафта рисков и взаимосвязей. В отчете о глобальных рисках дано следующее определение: «Глобальный риск - это неопределенное событие или условие, которое, если оно произойдет, может оказать значительное негативное воздействие на несколько стран или отраслей в течение следующих 10 лет». В данном исследовании респондентам было предложено оценить, увеличатся или уменьшатся риски, связанные с 40 текущими проблемами, в 2020 году по сравнению с 2019 годом (см. таблицу 1). Респондентам также была предоставлена возможность назвать любую другую проблему, не включенную в список 40 рисков, которые, как они ожидают, станут источником повышенного риска в 2020 году. Возможные ответы на вопросы опроса варьировались от «значительно уменьшиться» до «значительно увеличиться» по шкале от 1 до 5, где 1 означает «значительное уменьшение», а 5 - «значительное увеличение». Для каждого риска доля каждого ответа была получена путем деления числа респондентов, которые выбрали этот ответ, на общее количество ответов.

Респондентам было предложено основывать свои ответы на каждый из этих 40 рисков на глобальном уровне (таблица 1). Для расчета результатов были использованы ответы 777 респондентов, которые

оценили, по крайней мере, четыре из рисков, перечисленных в этом вопросе.

Таблица 1. Процент респондентов, которые считают, что риск, связанный с отмеченными проблемами возрастет в 2020 году по сравнению с 2019 годом1_

Проблемы, которые создают риски в %

Экономические столкновения между крупными державами 78,5

Внутриполитическая поляризация 78,4

Экстремальные волны жары 77,1

Разрушение природных экосистем 76,2

Кибератаки: нарушение операций и инфраструктуры 76,1

Протекционизм в отношении торговли и инвестиций 76,0

Популистские и националистические программы 75,7

Кибератаки: кража данных/денег 75,0

Рецессия в крупной экономике 72,8

Неконтролируемые пожары 70,7

Водные кризисы 69,3

Потеря конфиденциальности (для компаний) 69,1

Потеря доверия к средствам массовой информации/источникам информации 68,4

Потеря конфиденциальности (для правительств) 67,4

Воздействие на здоровье человека воздуха, загрязнение пластика и воды 67,1

Общественный гнев против элит 66,3

Протекционизм в отношении иностранных работников 65,7

Неравенство (внутри стран) 65,0

Кража личных данных 63,8

Авторитарное руководство 62,9

Иностранное вмешательство во внутреннюю политику 60,5

Гражданские беспорядки (включая забастовки и беспорядки) 60,2

Враждебность в отношении меньшинств 57,5

Потеря доверия к альянсам коллективной безопасности 57,4

Преступное использование криптовалют 56,3

Вынужденная миграция, связанная с климатом 53,8

Эрозия координации глобальной политики в области изменения климата 53,0

Высокий уровень вызванной кризисом или экономической миграции 53,0

Потеря рабочих мест из-за технологий 47,3

Коррумпированное руководство 46,6

Дефолты по долгам (государственным или частным) 44,7

Военные действия, не связанные с войной 44,3

Эрозия глобальных цепочек поставок 43,7

Высокий уровень безработицы среди молодежи 42,9

Неэффективные денежные стимулы 42,8

Обвал рынка акций или других активов 40,9

Валютные кризисы 40,6

Глубокая или широко распространенная бедность 36,5

1 Appendix A: Descriptions of Global Risks 2020. In: The Global Risks Report 2020. Insight Report 15th Edition In: Artnership with Marsh & McLennan and Zurich Insurance Group. P. 89.

Военный конфликт между государствами 27,3

Террористические атаки 23,1

Источник: https://www.researchcosmos.com/reports/cloud-computing-arket/92916729

Этот рейтинг, скорее всего, характеризует не рост реального состояния рисков на глобальном уровне, а их восприятие респондентами. Разве последние две проблемы с процентилями 27,3 и 23,1 увеличат риски в значительно меньшей мере, нежели, например, чем первые две позиции (экономические столкновения между крупными державами, внутриполитическая поляризация) с процентилями 78,5 и 78,4. Как видим, ранжирование степени опасности рисков зависит от представлений тех, кто оценивает риски. В этом опросе участвовали обычные респонденты, не являющиеся экспертами в своей сфере жизнедеятельности. Не меньшие расхождения в показателях получаются и при определении факторов риска экспертами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные глобальные угрозы человечеству

Рассмотрим два различных источника, ранжирующих 10 наиболее опасных угроз человечеству (в 1916, 1917 гг.). В Rambler1 опубликованы 10 глобальных угроз человечеству, среди которых: сокращение природных ресурсов, особенно водных; разрушение экосистем и утрата биоразнообразия; рост численности населения за пределами способности Земли; глобальное потепление и антропогенное изменение климата; химическое загрязнение земной системы, включая атмосферу и океаны; рост продовольственной незащищенности и ухудшение качества питания; ядерное оружие и другие виды оружия массового уничтожения; пандемии новых и неизлечимых болезней; появление мощных, неконтролируемых новых технологий.

Центр изучения экзистенциального риска Кембриджского университета (CSER)2 опубликовал статью в которой отмечены 10 угроз, которые могут когда-нибудь спровоцировать апокалипсис: Bскусственный интеллект; Биохакинг; Роботы-убийцы; Ядерная война; Изменение климата; Столкновение с астероидом; Реальность - это иллюзия;3, Нехватка продовольствия; Ускоритель частиц;4, Тиранический правитель1.

1https://weekend.ramЫer.m/read/44063952-nazvany-10-glavnyh-ugroz-chelovechestvu/

2 https://www.dailymail.co.uk/sciencetech/article-4219622/The-10-biggest-threats-wipe-humanity.html Опубликовано: 19:16 BST, 13 февраля 2017 г.

3 Хотя идея о том, что мир, который мы воспринимаем как «реальный», на самом деле является лишь симуляцией, по-прежнему остается достоянием научной фантастики, ученые, философы и даже бизнесмены всерьез задумываются над ней. Развитие нашего понимания квантовой механики укрепило эту идею, поскольку граница между «внешним миром» и нашим собственным субъективным сознанием стала размытой. Один отчет, опубликованный Банком Америки в сентябре 2016 года, давал 20-50-процентную вероятность того, что мы сами живем в какой-то матричной симуляции.

4 Предположение, что эксперименты суперколлайдерами могут случайно уничтожить планету Земля.

В обоих рейтингах в десятку включены (с небольшими отличиями в формулировках) ядерная, климатическая угроза, продовольственная безопасность, пандемия и/или биохакинг. Кембриджские эксперты выделяют довольно необычную угрозу для человечества - представление реальности как иллюзии (на 7-месте из 10-ти). Многие до сих пор по-разному комментируют высказывание Альберта Эйнштейна: «Реальность-это всего лишь иллюзия, хотя и очень стойкая»2. В частности, он не верил, что время существует в том виде, в каком мы его воспринимаем. У него была похожая цитата о том, что смерть друга до него не имела никакого значения «...для нас, физиков, разделение между прошлым, настоящим и будущим - всего лишь иллюзия, хотя и убедительная». Он считал, что Вселенная - это один огромный четырехмерный объект. Особый статус настоящего момента - это иллюзия. Более чем философский момент, он вытекает из специальной теории относительности.

Тем не менее, как можно объяснить, что иллюзорный мир способен уничтожить человечество? Вопрос остается открытым. Возможно, нарушает ранжированное восприятие и то обстоятельство, что некоторые из перечисленных угроз относятся к другому основанию (уровню) классификации - к зоне среднего, а не глобального риска. В различных зонах по степени глобальности/локальности риски представляют собой проблемы, которые могут быть восприняты совершенно по-другому, и даже менять знак на противоположный. Например, в рейтинге Рамблера «Рост численности населения за пределами способности Земли» как глобальная угроза человечеству занимает четвертую позицию среди 10-ти. А, наоборот, противоположное явление - устойчивое уменьшение численности население в России и во многих других странах - считают фактором, представляющим угрозу. Так, по результатам опроса, проведенного в 23-х субъектах Российской Федерации в феврале-марте 2021 года под руководством профессора А.А. Понеделкова [Рудой, Воронцов, Понеделков, Ляхов, Васьков, Яланский 2021] и с участием автора статьи, из опрошенных более чем 1400 респондентов от 4 до 58 процентов3 в разных регионах считают, что в связи с ухудшением демографической ситуации может даже произойти потеря части территории страны в пользу других государств. Вполне объяснима большая озабоченность жителей Крыма и Северной Осетии-Алании демографическими проблемами, которые

1 Обеспокоенность тем, что отдельные мировые лидеры могут стать катализатором техногенного вымирания - возможно, из-за ядерного конфликта или плохого управления последствиями изменения климата.

2https://www.reddit.com/r/explainlikeimfive/comments/2ixdqv/eli5what_einstein_meant_when_he_said

3 Свердловская область - 4, Пермский край - 6, Краснодарский край - 8, Ярославская область -10, Татарстан, Ульяновская область - 15, Крым - 42, Северная Осетия-Алания - 58 процентов опрошенных.

представляют, по их мнению, громадную угрозу. Это, прежде всего, связано с тем, что эти регионы в большей мере ощущают напряженность в связи их включенностью в качестве объекта международных угроз, включая их приграничное расположение, включающее их в зону повышенного военно-политического риска.

Наличие рисков и угроз в социальных сетях и их преодоление

«Пользование социальными сетями требует следования таким же правилам техники безопасности как пользование автомобилем или горючими материалами. Любой пользователь социальной сети должен помнить, что он может пострадать от того или иного вида риска, поэтому наибольшую важность приобретает выработка индивидуальных мер защиты своего профиля в сети» [Bobkova 2012].

Бостонская исследовательская компания IANS, специализирующаяся на информационной безопасности, соблюдении нормативных требований и управлении IT-рисками, провела опрос компаний в 2008 году и обнаружила, что большинство из них не имеют политики безопасности в отношении социальных сетей. И согласно опросу, недавно проведенному этой же компанией, число предприятий, имеющих политику в области социальных сетей, резко подскочило всего за двенадцать месяцев. В настоящее время, сказал генеральный директор компании Джек Филлипс, что его клиенты чувствуют себя более комфортно с некоторыми медиумами. Большинство организаций считают, что Linked In является наиболее контролируемым. По словам Джека Филлипса1 социальные медиа сейчас находятся в центре внимания организаций, и обсуждение происходит не только среди сотрудников службы безопасности, но и в отделах маркетинга, продаж, управления персоналом и даже руководителей.

Политика может касаться надлежащего использования социальных медиа-сетей и сетевых сайтов на работе (включая маркетинговые коммуникации), а также типа поведения и языка, которые сотрудник может использовать на этих сайтах. В частности, многие сотрудники не соблюдают грань между личным и корпоративным.

Коммуникация по преодолению рисков рассматривается как «непрерывный процесс создания общего смысла между группами, сообществами, отдельными лицами и учреждениями и между ними в контексте кризиса с целью подготовки и уменьшения, ограничения и реагирования на угрозы и причиняемый вред» [Seeger and Ulmer 2003:13]. Исследования, посвященные докризисной коммуникации, раскрывают аналогичные тенденции в сетевых коммуникациях [Herovic, Sellnow and

1 https://www.csoonline.com/article/2124464/4-tips-for-writing-a-great-social-media-security-policy.html

Anthony 2014]. В процессе общения, заинтересованным сторонам рекомендуется совместно предотвращать и снижать риски, а также расширять обмен информацией между правительством, средствами массовой информации, экспертами и мирянами [Lundgren and McMakin 2013]. Кроме того, они мотивированы на достижение единого восприятия риска, ведущего к взаимному доверию [Slovic 1987]. По сути, эффективная коммуникация о рисках через Интернет должна быть диалогом или двусторонним потоком связи по сравнению с недостаточным потоком односторонней связи (от центрального коммуникатора или агентства по предупреждению - до общественности), который обычно возникает при появлении инцидентов.

^цианьные сети могут успешно использоваться для продвижения компании и бренда. Это может произойти, когда организация отслеживает сообщения в Twitter, в которых упоминается название компании. Представитель компании подхватывает твит и может ретвитнуть информацию, чтобы улучшить показатели, являющиеся компонентом положительного рейтинга компании.

Таблица 2. Факторы рисков и смягчения их последствий в социальных сетях

Факторы Каналы воздействия и соблюдение требований Потенциальная

риска применимость и использование

Мар- HR Пра- Риск- PR Треб- Сог- Информ. Пер- Офи- Внеш-

ка/ во менед- ован- ласо- Безопас- сона- циал- нее

Марк жмент ия ван- ность льное ьное

етинг аудита ность

1.Иностранные и V V V V V V V

внутренние

законы о

неприкосновенн

ости частной

жизни

2.Управление соблюдением V V V V V V V

законов другими

компаниями

З.Управление V V V V V V

хранением

маркетинговой информации

4.Руководящие V V

принципы одобрения

5.Трудовые V V

отношения

б.Индустрия V V V V

платежных карт

7.Законы и V V V V

нормативные акты в области

маркетинга

8.Требования FINRA V V

9.Отсутствие разделения личных и профессиональн ых коммуникаций V V V V V

10.Гражданское судопроизводств о V V V V V V V

11.Обнаружение электронных данных V V V V V

Источник: BITS. Social media risks and mitigation. June 2011. A division of the financial services roundtable. In: appendix b - building an internal social media team: suggested members. P. 60.

Исследовательские выводы и рекомендации

В этой статье, включающей анализ исследований отечественных (включая автора статьи) и зарубежных авторов ясно показывает важность интеграции маркетинговых коммуникаций организацией в цифровом медиа-пространстве [Шарков, Назарова, Жуков 2020; Шарков]. Своевременное получение информации и присутствие потребителя в средствах массовой информации и сетевом пространстве позволяют своевременно связаться с ними наиболее оптимальными способами. Для повышения эффективности маркетинговых сетевых коммуникаций субъектам маркетинговых коммуникаций необходимо осмыслить следующие положения [Social Media Risks...].

а) укоренившаяся в мнении маркетологов мысль об использовании СМИ как единственного способа общения должна уйти в прошлое. Современные структура и процесс коммуникации коренным образом преобразились, они стали более интерактивным, объемным и продуктивными. Поэтому коммерческие фирмы, а также другие заинтересованные организации должны использовать те средства массовой информации, в которых потребитель чувствует себя вовлеченным и заинтересованным;

б) новый подход к использованию средств маркетинговой коммуникации стал более стратегическим, нежели только тактическим, поэтому высшее руководство должно ознакомиться с основным видением организации, цель которой должна быть четко обозначена в маркетинговом плане фирмы;

в) потребители все больше беспокоятся о том, какой продукт они используют, где он изготовлен, что в нем содержится и все, что связано с преимуществами продукта и методами его продажи и/или доставки до аотребителя. Поскольку классическая телевизионная реклама, радио и

рекламные щиты имеют ограниченное пространство и возможности охвата потребителей, рекламодатель переносит данные носители информации в средства массовой информации. Лишь в интеграции названных средств с удобными и легкодоступными цифровыми социальными сетями можно добиться максимального эффекта воздействия на необходимую аудиторию;

d) социальные сети, несмотря на то, что в них доминируют потребители и пользуются широким доверием, обладают свойствами вирусной рекламы, которые далеко не всегда поддаются контролю. Поэтому фирмы должны постоянно обновлять свою исходную информацию и отслеживать информационные процессы в глобальном интегрирующемся медиапространстве, использовать их в качестве стратегического инструмента ИМК. Синергетические и интеграционные процессы должны отслеживаться и насколько возможно контролироваться;

e) многие фирмы не в полной мере понимают, как использовать и различные услуги, доступные в социальном цифровом пространстве, особенно в постоянно изменяющемся медиапространстве. Современные технологии социального управления (в противоположность менеджериального управления путем воздействия на ценности, традиции мотивы, интересы, увлечения, престижа потребления и пр.) должны учитываться при разработке стратегической маркетинговой коммуникации фирмы;

f) Люди больше времени проводят в социальных сетях с интересным контентом и уникальными идеями, поэтому фирмам рекомендуется обеспечить большее целевое присутствие в социальных сетях в режиме «информационного сёрфинга» и продолжать регулярно участвовать в них. Использование мобильных средств коммуникации также необходимо рассматривать как дополнительный информационный ресурс организации.

Основные цели коммуникации включают предоставление информации, ознакомление, напоминание или удержание клиента, которые могут быть успешными только тогда, когда все коммуникативные инструменты создают и выполняют аналогичное сообщение и обеспечивают синергию между ними. ИМК играет эту важную роль для достижения гармонии и обеспечения эффективных коммуникаций. В то время социальные сети, особенно функционирующие в глобальном медиапространстве, как новый инструмент маркетинговой коммуникации, являются наиболее быстро растущими и широко используемыми средствами информации и коммуникации, нельзя забывать их ориентировать на отдельных лиц (включенных в целевую аудиторию) и продвигать в них персонализированную маркетинговую кампанию.

Итак, Facebook, Twitter, Youtube и Instagram в наши дни становятся наиболее используемыми сетями. В индустрии от малого до крупного бизнеса маркетинг потребительских товаров набирает все большую

популярность и эффективно приводит к инвестированию в социальные сети. Эта быстро меняющаяся технологическая среда также свидетельствует о том, что маркетологи также должны быть осведомлены об изменениях и ориентироваться на потребителя с точки зрения коммуникационного сообщения и его средств для повышения эффективности охвата целевой аудитории. Уникальное и значимое присутствие в социальных сетях, включенное в сводный план ИМК, может помочь организации в достижении как краткосрочных, так и долгосрочных устойчивых целей и задач.

Заключение и направления дальнейших исследований

Интегрированное использование средств коммуникации необходимо рассматривать как аксиому и жизненно важное решение для любой организации. Более широкое внедрение ИМК в области социального маркетинга может повысить эффективность кампаний. Однако слишком мало исследователей ориентировано на то, как ИМК необходимо внедрять в более сложном мире цифрового социального маркетинга в котором присутствуют риски и угрозы, а следствие проводимых коммуникаций зачастую является неопределенным.

На данный момент реальность, по-видимому, заключается в том, что большинству практиков нравится ИМК как концепция, но им не хватает умений относительно того, как ее можно успешно использовать в ситуации преодоления рисков и угроз, которые непрерывно возникают как в микросфере, мезо-организационном уровне, так и в мегапространстве. Таким образом, ученые и практики имеют возможность, основываясь на результаты исследований, представленных выше, обеспечивать более конкретное тактическое и стратегическое управление. Будущие исследования должны оценивать те вариации ИМК, реализуемые в медиапространстве, которые в большей мере применимы для конкретных компаний.

После распространения исследования на более широкий спектр ситуаций, связанных с социальными рисками, природными и общественными катастрофами, для сравнения и сопоставления результатов в различных условиях и сегментах населения может быть разработано профессиональное руководство для руководства стратегическим ИМК в секторе социального антикризисного маркетинга и для оказания помощи в разработке будущих мероприятий.

Литература

Мунши А.Ю., Мунши Ш.М., Александрова Л.Ю. (2014). Комплекс внешнеторгового маркетинга региональных предприятий // Вестник Российского университета кооперации. № 4 (18). С. 35-39.

Кириллина Н.В. (2011). Социальный потенциал современных маркетинговых коммуникаций: теоретико-методологические основы

социологического исследования. Социальная политика и социология.

3 (69): 243-257.

Кириллина Н.В. (2014). Социальный потенциал маркетинговых коммуникаций в информационной среде современного города (социологический анализ): автореферат дисс. канд. соц. наук / Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ. Москва.

Кравченко С.А. (2017). Сосуществование рискофобии и рискофилии - проявление «нормальной аномии» / С.А.Кравченко. Социологические исследования. 2: 3-13.

Рудой В.В., Воронцов С.А., Понеделков А.В., Ляхов В.П., Васьков М.А., Яланский А.П. (2021). Демографическое развитие России: проблемы и пути решения. Информационно-аналитические материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 26 апреля 2021 г. Ростов н/Д. Изд-во ЮРИУ РАНХиГС. 320 с.

Шарков Ф.И., Назарова Е.А., Жуков А.В. (2020). Цифровая грамотность населения и сетевые коммуникации: социологическое измерение. Коммуникология. Т.8. №: 52-62.

Abaev A., Sharkov F., Aleshnikova V. (2021). The Application of Digital Marketing Technologies for Improvement of Customer Communications. In: Popkova E.G., Sergi B.S. (eds) «Smart Technologies» for Society, State and Economy. ISC 2020. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 155. Springer, Cham.

Appendix A: Descriptions of Global Risks. (2020). In: The Global Risks Report 2020. Insight Report 15th Edition In partnership with Marsh & McLennan and Zurich Insurance Group; 86-89.

Beck, U. (1992). Risk Society: Towards a New Modernity. Thousands Oak, CA: Sage

Bird, D., M. Ling, and K. Haynes. (2012). Flooding Facebook - The Use of Social Media During the Queensland and Victorian Floods. Australian Journal of Emergency Management. 27 (1): 27-33.

Bird, D., M. Ling, and K. Haynes. (2012). Flooding Facebook - The Use of Social Media During the Queensland and Victorian Floods. Australian Journal of Emergency Management. 27 (1): 27-33.

Bobkova I. (2012). Risk of using of social networks // Artificial societies. 2012. V. 7. Issue 1-4 [Electronic resource]. Date of publication: 30.11.2012.

Clow, K. (2010). Integrated Advertising, Promotion and Marketing Communications (4th ed.), Pearson Education, Upper Saddle River (Chapter 1, 3).

Cottle, S. (1998). Ulrich Beck, 'Risk Society' and the Media - A Catastrophic View?" European Journal of Communication. 13 (1): 5-32

Denis-Remis, C., J. F. Lebraty, and H. Philippe. (2013). The 2008 Anti-French Demonstrations in China: Learning from a Social Media Crisis. Journal of Contingencies and Crisis Management. 21 (1): 45-55.

Douglas, M., and A. Wildavsky. (1983). Risk and Culture: An Essay on the Selection of Technological and Environmental Dangers. Contemporary Sociology. 15 (12): 81-82.

Duncan T, Moriarty S. (1997). Driving brand value: using integrated marketing to manage profitable stakeholder relationships. New York, McGraw-Hill.

Herovic, E., T. L. Sellnow, and K. E. Anthony. (2014). Risk Communication as Interacting Arguments: Viewing the L'Aquila Earthquake Disaster Through the Message Convergence Framework. Argumentation and Advocacy. 51 (2): 73-87.

Hu, Q., and N. Kapucu. (2014). Information Communication Technology Utilization for Effective Emergency Management Networks. Public Management Review. 18 (3): 1-26.

Hu, Q., and N. Kapucu. (2014). Information Communication Technology Utilization for Effective Emergency Management Networks. Public Management Review. 18 (3): 1-26.

Jia Shi, Naim Kapucu, Zhengwei Zhu, Xuesong Guo, Brittany Haupt. (2017). Assessing Risk Communication in Social Media for Crisis Prevention: A Social Network Analysis of Microblog.

Kapucu, N., and V. Garayev. (2013). Designing, Managing, and Sustaining Functionally Collaborative Emergency Management Networks. American Review of Public Administration 43 (43): 312-330.

Kapucu, N., and V. Garayev. (2013). Designing, Managing, and Sustaining Functionally Collaborative Emergency Management Networks. American Review of Public Administration. 43 (43): 312-330

Kerr G, Schultz D, Patti C, Kim I. (2008). An inside-out approach to integrated marketing communication: an international analysis. J. Advertising 27(4):511-548.

Kietzmann, J.H., Hermkens, K., McCarthy, I.P., Silvestre, B S. (2011). Social Media? Get Serious! Understanding the Functional Building Blocks of Social Media. Business Horizons 54(1), pp. 241-251.

Lundgren, R., and A. Mcmakin. (2013). Risk Communication: A Handbook for Communicating Environmental, Safety, and Health Risks. 297-298. New York, NY: IEEE Press, Wiley.

Mangold G and Faulds, D. (2009). Social media: The new hybrid element of the promotion mix. Business Horizons, 52, pp. 357-365/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mergel, I., R. K. Rethemeyer, and K. Isett. (2016). Big Data in Public Affairs. Public Administration Review. 76 (6): 928-937.

Mergel, I., R. K. Rethemeyer, and K. Isett. (2016). Big Data in Public Affairs. Public Administration Review. 76 (6): 928-937.

Percy L. (1997). Strategies for implementing integrated marketing communications. Chicago: NTC Business Books.

Rasborg, K. (2012). World) Risk Society' or 'New Rationalities of Risk'? A Critical Discussion of Ulrich Beck's Theory of Refllexive Modernity. Thesis Eleven 108 (1): 3-25.

Renn, O., A. Klinke, and M. V. Asselt. (2011). Coping with Complexity, Uncertainty and Ambiguity in Risk Governance: A Synthesis. Ambio 40 (2): 231-246.

Safko, Lon. (2010). The Social Media Bible: Tactics, tools & strategies for business success. 2nd Edition. John Wiley & Sons, Inc. New Jersey. United States of America.

Schultz, D. (2009). Solving Marketing Problems with an Integrated Process. International Journal of Integrated Marketing Communications, 1(I): 7-16.

Seeger, M. W, and R. R Ulmer. (2003). Communication and Organizational Crisis. New York: Praeger.

Sharkov F.I. (2020). Social Space of Digital Media Communications: a Multilevel Model of Memes Diffusion. In: Functional aspects of intercultural communication. translation and interpreting issues Proceedings. Vol. 7 Established by 2014 1 issue per year.

Shimp T.A. (2003). Advertising, promotion and supplemental aspects of integrated marketing communications. (6th ed.), South-Western, Mason, (Chapter 1, 4).

Slovic, P. (1987). Perception of Risk. Science 236 (4799): 280-285.

Social Media Risks and Mitigation. (2011). June. BITS. P. 14-15.

Social media risks and mitigation. June 2011. Bits a division of the financial services roundtable/ 1001 Pennsylvania avenue new suite 500 south Washington, DC 20004 202-2894322. P.43.

Thorson E, Moore J. (1996). Integrated communication: synergy of persuasive voices. New Jersey: Lawrence Erlbaum.

Wauters, E., F. V. Winsen, Y. De Mey, and L. Lauwers. (2014). Risk Perception, Attitudes Towards Risk and Risk Management: Evidence and Implications. Economics of Agriculture 60 (9): 389-405.

Yu, J. (2013). Problems and Solutions for Public Participation in the "We Media" Era —A Case Study of 2012 Major Group Events. Journal of Shanghai University. 30 (4): 1-8. (in Chinese).

Yu, J. (2013). Problems and Solutions for Public Participation in the "We Media" Era -A Case Study of 2012 Major Group Events. Journal of Shanghai University. 30 (4): 1-8. (in Chinese).

Risks and uncertainties of network marketing communications in the global integrating media space

Sharkov F. I.12, Kireeva O.F.3

1 Московский государственный институт международных отношений (МГИМО МИД РФ), Москва, Российская Федерация.

2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация.

3Сетевое издание «Коммуникология: электронный научный журнал.

Abstract. Marketing communications are integrated in order to achieve advertising goals and increase awareness about the products and services of companies. For this purpose, the integrated marketing communications system (IMC) includes an optimal combination of various components placed both on traditional media and in modern networks, in meso- and macro level media spaces. Various factors contribute to the successful implementation of the IMC plan, including the listening function in order to detect communication risks and threats in social networks, as well as forecasting the possible appearance of risks in the information space. The article analyzes the risks of marketing communications in the media space (and more specifically, in social networks) and considers the actors that facilitate the integration of communications and the detection of risks and overcoming uncertainties. Based on a comparative analysis of domestic and foreign marketing research related to risks and incidents in network communications, it is concluded that in the context of crisis management among the subjects of marketing communications there are significant differences in the perception of communicative risks in social networks. This is especially noticeable in relation to global risks and threats.

Besides, in crisis situations, the risks of marketing communications sharply increase, as the uncertainties of their implementation in the transforming media space increase. Based on the research of domestic and foreign authors, as well as the practice of the emergence and development of crisis communications, the article examines various situations faced by leaders and organizations at different stages of the emergence of uncertainties and the development of risks.

Considering the problems and opportunities created by digital communications in the media space, the author proposes general recommendations, as well as the ways to

overcome the crisis in social network communications, which should help in developing solutions that will reduce these risks.

Keywords: communication risks, integrated marketing communications, media space, global threats, network communications, threats in the media space

For citation: Sharkov F. I., Kireeva O. F. Risks and Uncertainties of Network Marketing Communications in the Global Integrating Media Space. In: Communicology: an electronic scientific journal. 2021.Vol. 6. No 1. P. 38-60.

Inf. about the authors: Sharkov Felix Izosimovich-Doctor of Sociological Sciences, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Professor of the Department of Sociology of MGIMO (U) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Head of the Department of Public Relations and Media Policy of the Faculty of Journalism of the IGSU RANEPA; Kireeva Olga Feliksovna, Candidate of Sociological Sciences, Deputy editor-in-chief of the online publication «Communicology: electronic scientific journal». Address: 84 Vernadsky Ave., Moscow, 119606. E-mail: sharkov_felix@mail.ru; E-mail: kirolga08@list.ru

Received: 27.12. 2020. Accepted: 28.03.2021. References

Abaev A., Sharkov F., Aleshnikova V. (2021). The Application of Digital Marketing Technologies for Improvement of Customer Communications. In: Popkova E.G., Sergi B.S. (eds) «Smart Technologies» for Society, State and Economy. ISC 2020. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 155. Springer, Cham.

Appendix A: Descriptions of Global Risks. (2020). In: The Global Risks Report 2020. Insight Report 15th Edition In partnership with Marsh & McLennan and Zurich Insurance Group; 86-89.

Beck, U. (1992). Risk Society: Towards a New Modernity. Thousands Oak, CA: Sage Bird, D., M. Ling, and K. Haynes. (2012). Flooding Facebook - The Use of Social Media During the Queensland and Victorian Floods. Australian Journal of Emergency Management. 27 (1): 27-33.

Bird, D., M. Ling, and K. Haynes. (2012). Flooding Facebook - The Use of Social Media During the Queensland and Victorian Floods. Australian Journal of Emergency Management. 27 (1): 27-33.

Bobkova I. (2012). Risk of using of social networks. In: Artificial societies. 2012. V. 7. Issue 1-4 [Electronic resource]. Date of publication: 30.11.2012.

Clow, K. (2010). Integrated Advertising, Promotion and Marketing Communications (4th ed.), Pearson Education, Upper Saddle River (Chapter 1, 3).

Cottle, S. (1998). Ulrich Beck, 'Risk Society' and the Media - A Catastrophic View?" European Journal of Communication. 13 (1): 5-32

Denis-Remis, C., J. F. Lebraty, and H. Philippe. (2013). The 2008 Anti-French Demonstrations in China: Learning from a Social Media Crisis. Journal of Contingencies and Crisis Management. 21 (1): 45-55.

Douglas, M., and A. Wildavsky. (1983). Risk and Culture: An Essay on the Selection of Technological and Environmental Dangers. Contemporary Sociology .15 (12): 81-82.

Duncan T, Moriarty S. (1997). Driving brand value: using integrated marketing to manage profitable stakeholder relationships. New York, McGraw-Hill.

Herovic, E., T. L. Sellnow, and K. E. Anthony. (2014). Risk Communication as Interacting Arguments: Viewing the L'Aquila Earthquake Disaster Through the Message Convergence Framework. Argumentation and Advocacy. 51 (2): 73-87.

Hu, Q., and N. Kapucu. (2014). Information Communication Technology Utilization for Effective Emergency Management Networks. Public Management Review. 18 (3): 1-26.

Hu, Q., and N. Kapucu. (2014). Information Communication Technology Utilization for Effective Emergency Management Networks. Public Management Review. 18 (3): 1-26.

Jia Shi, Naim Kapucu, Zhengwei Zhu, Xuesong Guo, Brittany Haupt. (2017). Assessing Risk Communication in Social Media for Crisis Prevention: A Social Network Analysis of Microblog.

Kapucu, N., and V. Garayev. (2013). Designing, Managing, and Sustaining Functionally Collaborative Emergency Management Networks. American Review of Public Administration 43 (43): 312-330.

Kapucu, N., and V. Garayev. (2013). Designing, Managing, and Sustaining Functionally Collaborative Emergency Management Networks. American Review of Public Administration. 43 (43): 312-330

Kerr G, Schultz D, Patti C, Kim I. (2008). An inside-out approach to integrated marketing communication: an international analysis. J. Advertising 27(4):511-548.

Kietzmann, J.H., Hermkens, K., McCarthy, I.P., Silvestre, B S. (2011). Social Media? Get Serious! Understanding the Functional Building Blocks of Social Media. Business Horizons 54(1), pp. 241-251.

Munshi A.Yu., Munshi Sh.M., Alexandrova L.Yu. (2014). Complex of foreign trade marketing of regional enterprises. In: Bulletin of the Russian University of Cooperation. No. 4 (18). pp. 35-39. (In Rus.).

Kirillina N. V. (2011). The social potential of modern marketing communications: theoretical and methodological foundations of sociological research. In: Social policy and sociology. 2011. No. 3 (69). P. 243-257. (In Rus.).

Kirillina N.V. (2014). The social potential of marketing communication in urban information environment: a sociological analysis. Thesis Diss. ... Cand. Sc. (Soc.). Moscow: RANEPA 257. (In Rus.).

Kravchenko S. A. (2017). The coexistence of riskophobia and riskophilia - a manifestation of «normal anomie» / S. A. Kravchenko. In: Sociological research. No. 2. P. 313. 257 (In Rus.).

Lundgren, R., and A. Mcmakin. (2013). Risk Communication: A Handbook for Communicating Environmental, Safety, and Health Risks. 297-298. New York, NY: IEEE Press, Wiley.

Mangold G and Faulds, D. (2009). Social media: The new hybrid element of the promotion mix. Business Horizons, 52, pp. 357-365.

Mergel, I., R. K. Rethemeyer, and K. Isett. (2016). Big Data in Public Affairs. Public Administration Review. 76 (6): 928-937.

Mergel, I., R. K. Rethemeyer, and K. Isett. (2016). Big Data in Public Affairs. Public Administration Review. 76 (6): 928-937.

Percy L. (1997). Strategies for implementing integrated marketing communications. Chicago: NTC Business Books.

Rasborg, K. (2012). World) Risk Society' or 'New Rationalities of Risk'? A Critical Discussion of Ulrich Beck's Theory of Refllexive Modernity. Thesis Eleven 108 (1): 3-25.

Renn, O., A. Klinke, and M. V. Asselt. (2011). Coping with Complexity, Uncertainty and Ambiguity in Risk Governance: A Synthesis. Ambio 40 (2): 231-246.

Rudoy V. V., Vorontsov S. A., Ponedelkov A.V., Lyakhov V. P., Vaskov M. A., Yalansky A. P. (2021). Demographic development of Russia: problems and solutions. Information and analytical materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation on April 26, 2021 Rostov n / A Publishing house of YURIU RANEPA. 320, p. 257. (In Rus.).

Safko, Lon. (2010). The Social Media Bible: Tactics, tools & strategies for business success. 2nd Edition. John Wiley & Sons, Inc. New Jersey. United States of America.

Schultz, D. (2009). Solving Marketing Problems with an Integrated Process. International Journal of Integrated Marketing Communications, 1(I): 7-16.

Seeger, M. W, and R. R Ulmer. (2003). Communication and Organizational Crisis. New York: Praeger.

Sharkov F. I., Nazarova E. A., Zhukov A.V. (2020). Digital literacy of the population and network communications: a sociological dimension. Volume 8. No. 3. P. 52-62. 257. (In Rus.).

Sharkov F.I. (2020). Social Space of Digital Media Communications: a Multilevel Model of Memes Diffusion. In: Functional aspects of intercultural communication. Translation and interpreting issues Proceedings. Vol. 7. Established by 2014 1 issue per year.

Shimp T.A. (2003). Advertising, promotion and supplemental aspects of integrated marketing communications. (6th ed.), South-Western, Mason, (Chapter 1, 4).

Slovic, P. (1987). Perception of Risk. Science 236 (4799): 280-285.

Social Media Risks and Mitigation. (2011). June. BITS. P. 14-15.

Social media risks and mitigation. (June 2011). Bits a division of the financial services roundtable/ 1001 Pennsylvania avenue new suite 500 south Washington, DC 20004 202-2894322. P.43.

Thorson E, Moore J. (1996). Integrated communication: synergy of persuasive voices. New Jersey: Lawrence Erlbaum.

Wauters, E., F. V. Winsen, Y. De Mey, and L. Lauwers. (2014). Risk Perception, Attitudes Towards Risk and Risk Management: Evidence and Implications. Economics of Agriculture 60 (9): 389-405.

Yu, J. (2013). Problems and Solutions for Public Participation in the "We Media" Era —A Case Study of 2012 Major Group Events. Journal of Shanghai University. 30 (4): 1-8. (In Chinese).

Yu, J. (2013). Problems and Solutions for Public Participation in the "We Media" Era -A Case Study of 2012 Major Group Events. Journal of Shanghai University. 30 (4): 1-8. (In Chinese).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.