Научная статья на тему 'ДЕГРАДАЦИЯ КЛАССИЧЕСКИХ СМИ И ЗАРОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ МЕДИАКОММУНИКАЦИИ'

ДЕГРАДАЦИЯ КЛАССИЧЕСКИХ СМИ И ЗАРОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ МЕДИАКОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
876
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСКИ КОММУНИКАЦИЙ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / ГЛОБАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ / СЕТЕВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / УГРОЗЫ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Силкин Владимир Владимирович, Шарков Феликс Изосимович

Современные исследования средств коммуникации имеют широкий охват, и многие примеры иллюстрируют интерес к тому, как средства массовой коммуникации влияют или отражают социальный или индивидуальный опыт. Социологические исследования отечественных и зарубежных авторов во многом ориентированы на: анализ взаимодействия между средствами массовой информации и политикой; между средствами массовой информации и военными (особенно в период появления военной напряженности и конфликтов; использование средств массовой информации в качестве инструментов пропаганды; влияние средств массовой информации на спорт и на другие актуальные проблемы. Общепризнано, что средства массовой информации в своей истории с появления газет до настоящего времени оказали глубокое влияние на политику. Новые средства коммуникации предоставили все большее количество средств взаимодействия между странами, народами, организациями, личностями. В последние годы социологи стали активно изучать проблематику коммуникаций, уходя от разработанных ранее подходов анализа посреднических структур, элементами которых явились не просто классические средства массовой информации и традиционных типов взаимодействия между людьми и организациями. Коммуникативное знание нового формата и новые способы и методы взаимодействия с посредническими электронными системами имеют совершенно иную основу и способы воздействия на человека. Активное развитие медиакоммуникаций, с одной стороны, предоставляет более широкий доступ к информации с возможностями расширения прав и возможностей отдельных лиц, демократии участия. С другой стороны, существует озабоченность по поводу сохраняющегося «цифрового разрыва» с большими различиями в доступе к средствам медиакоммуникаций: в промышленно развитых и развивающихся странах; у богатых и бедных. Начало процесса деградации классических СМИ и зарождение современной социологии медиакоммуникации требует по-новому посмотреть на проблему. Использование средств коммуникации предполагает создание новых форм действий и взаимодействия в социальном мире. Когда люди используют средства коммуникации, они вступают в формы взаимодействия, которые в определенных аспектах отличаются от типа взаимодействия лицом к лицу, характеризующего большинство встреч в повседневной жизни. Использование средств коммуникации фундаментальным образом преобразует пространственную и временную организацию социальной жизни, создавая новые формы действий и взаимодействия и новые способы осуществления власти, которые больше не связаны с общим местом проживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕГРАДАЦИЯ КЛАССИЧЕСКИХ СМИ И ЗАРОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ МЕДИАКОММУНИКАЦИИ»

Project Y. L. (2014). The development of network technologies as a factor of transformation of the living space of a modern person. In: Universum: Bulletin of the Herzen University. No. 2. P. 2. (In Rus.).

Sun, Tzu. (2011). The Art of War. Eksmo, 160 p.

Zemlyanova L. M. (2004). Communication studies and media // English-Russian Explanatory Dictionary of concepts and Terms. M. P. 416. (In Rus.).

■ ■ ■ ДЕГРАДАЦИЯ КЛАССИЧЕСКИХ СМИ И ЗАРОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ МЕДИАКОММУНИКАЦИИ

Силкин В.В., Шарков Ф.И.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Российская Федерация.

Аннотация. Современные исследования средств коммуникации имеют широкий охват, и многие примеры иллюстрируют интерес к тому, как средства массовой коммуникации влияют или отражают социальный или индивидуальный опыт. Социологические исследования отечественных и зарубежных авторов во многом ориентированы на: анализ взаимодействия между средствами массовой информации и политикой; между средствами массовой информации и военными (особенно в период появления военной напряженности и конфликтов; использование средств массовой информации в качестве инструментов пропаганды; влияние средств массовой информации на спорт и на другие актуальные проблемы.

Общепризнано, что средства массовой информации в своей истории с появления газет до настоящего времени оказали глубокое влияние на политику. Новые средства коммуникации предоставили все большее количество средств взаимодействия между странами, народами, организациями, личностями. В последние годы социологи стали активно изучать проблематику коммуникаций, уходя от разработанных ранее подходов анализа посреднических структур, элементами которых явились не просто классические средства массовой информации и традиционных типов взаимодействия между людьми и организациями. Коммуникативное знание нового формата и новые способы и методы взаимодействия с посредническими электронными системами имеют совершенно иную основу и способы воздействия на человека. Активное развитие медиакоммуникаций, с одной стороны, предоставляет более широкий доступ к информации с возможностями расширения прав и возможностей отдельных лиц, демократии участия. С другой стороны, существует озабоченность по поводу сохраняющегося «цифрового разрыва» с большими различиями в доступе к средствам медиакоммуникаций: в промышленно развитых и развивающихся странах; у богатых и бедных. Начало процесса деградации классических СМИ и зарождение современной социологии медиакоммуникации требует по-новому посмотреть на проблему. Использование средств коммуникации предполагает создание новых форм действий и взаимодействия в социальном мире. Когда люди используют

средства коммуникации, они вступают в формы взаимодействия, которые в определенных аспектах отличаются от типа взаимодействия лицом к лицу, характеризующего большинство встреч в повседневной жизни. Использование средств коммуникации фундаментальным образом преобразует пространственную и временную организацию социальной жизни, создавая новые формы действий и взаимодействия и новые способы осуществления власти, которые больше не связаны с общим местом проживания.

Ключевые слова: риски коммуникаций, интегрированные маркетинговые коммуникации, медиапространство, глобальные угрозы, сетевые коммуникации, угрозы в медиапространстве

Для цитирования: Шарков Ф.И., Силкин В.В. Проблема устаревания классических СМИ и зарождение современной социологии медиакоммуникации //Коммуникология: электронный научный журнал. 2021. Том 6. No 2. C.79-97.

Сведениия об авторах: * Силкин Владимир Владимирович, доктор политических наук, профессор, почетный работник высшего образования, декан факультета журналистики ИГСУ РАНХиГС. Адрес: 119606, Москва, пр-т Вернадского, д. 84. E-mail: [email protected] *Шарков Феликс Изосимович, доктор социологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры социологии МГИМО (У) МИД РФ, заведующий кафедрой общественных связей и медиаполитики факультета журналистики ИГСУ РАНХиГС. Адрес: 119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 76, корпус В.. E-mail: [email protected];

Статья поступила в редакцию: 20.04.2021. Принята к печати: 28.06.2021.

Введение

Сверхбыстрое развитие новых систем коммуникации и протекания коммуникационных процессов привело к необходимости возвращения к теоретическим основам коммуникации, обогатив их новыми парадигмами и темами. Социологи исходят из того основания, что Никлас Луман медиакоммуникацию рассматривал как обязательный и очень важный компонент социальной системы. Медиакоммуникация - это многогранный процесс, характеризующийся «передачей, получением, сохранением и актуализацией смысловой и оценочной информации» оказывающий прямое воздействие на адаптацию и социализацию личности. Коммуникации в медиасфере влияют как на социальную установку участвующих в коммуникации субъектов, так и на их поведение, взаимоотношения между странами, группами стран и сообществами различных уровней. Экономический компонент этого процесса (медиаиндустрия) охватывает и технико-технологические средства), при помощи которых регулярное тиражирование контента на носителях медиакоммуникации: печати, радио, телевидения, Интернета. Благодаря своим характеристикам медиакоммуникация способна решать такие

социальные задачи, как создание международной «картины мира», так и создание «образа отдельной общности». Это доказывает, что медиакоммуникация может нести с собой новый стиль жизни, новую культуру, распространяя ее независимо от пространственной и временной отдаленности.

В политической сфере они взяли на себя важную роль в определении повестки дня, отбирая и интерпретируя информацию, помогая определять вопросы, которые доминируют в общественных дебатах. Критики отмечают, что телевидение делает больший акцент на имидже и «упаковке» в ущерб вопросам и политике. Так, отмечалось, что еще в 1960-годах прошлого века стали активизироваться телевизионные дебаты. К примеру, в президентской кампании в США 1960 года между Джоном Ф. Кеннеди и Ричардом Никсоном в большей мере проявлялись имиджевые компоненты, нежели теории и методам телевизионной коммуникации. Вытесняя традиционные варианты осуществления коммуникации и методам медиавоздействия классических СМИ, современные средства взаимодействия, особенно медиакоммуникации формируют ныне совершенно новую социальную реальность, новую общественно-политическую среду.

От печатных к электронным СМИ

Газетная пресса - первое средством массовой информации. В конце девятнадцатого века социальные и экономические изменения открыли путь к развитию газет, привлекающих массовую аудиторию. Изменения в экономической сфере имели решающее значение: рост рекламы позволил поддерживать дешевую популярную прессу; а развитие газетных (и журнальных) сетей позволило добиться экономии за счет тиража. Влиятельные владельцы, такие как лорд Нортклифф в Великобритании и Уильям Рэндольф Херст и Джозеф Пулитцер в США, создали крупные предприятия прессы и способствовали развитию журналистских стилей, которые привлекали массовую аудиторию и заинтересовывали рекламодателей, расходы которых обеспечивали прибыльность.

На протяжении всего двадцатого века широкое распространение массовых газет, листовок и популярных таблоидов оставалось значительным. Доходы от рекламы поддерживали газетные предприятия. К 1920-м годам прошлого века Нортклифф и его семья владели многочисленными газетами и журналами в Великобритании), сохраняется (корпорация глобальных новостей Мердока является выдающимся современным примером).

Газетная индустрия была вынуждена сдавать свои позиции новым медиа. Однако новостные газеты выдержали конкуренцию со стороны новых популярных средств массовой информации (радио, телевидение, Интернет), адаптируясь к изменениям. Новостные газеты стали предлагать более сложные услуги через интернет-сайты; престижные ежедневные

газеты и таблоиды продолжают предоставлять дешевые, легко распространяемые и портативные средства распространения информации и развлечений для массового читателя.

В конце девятнадцатого века, опираясь на изобретения и технологические (применение электричества, развитие фотографии и целлулоидной пленки, изобретение кинокамеры, новые методы проекции) также появился фильм как средство массового развлечения (коммуникации). Первоначально городское развлечение для рабочего класса, в начале двадцатого века фильм стал «респектабельным», привлекательным для аудитории среднего класса, поскольку был использован потенциал фильма рассказывать истории, были построены постоянные кинотеатры и внедрены более эффективные методы распространения. Роскошные дворцы кино 1920-х годов привлекали все большую аудиторию и повышали популярность кинозвезд. Система престижных голливудских студий включала «большую пятерку» -Paramount Pictures, 20th Century Fox, Warner Brothers, Loew's (Metro Goldwyn Mayer была ее производственной дочерней компанией) и RKO (Radio Keith Orpheum) - доминировали на рынке, добившись вертикальной интеграции (контролируя производство, дистрибуцию и выставку), при этом также важны Universal, Columbia и United Artists. Привлекательность кинематографа возросла, когда появление звука положило конец эре немого кино в 1927 году.

1920-е и 1930-е годы считаются золотыми годами радио, когда развивалось богатое разнообразие жанров программ. Музыка занимала центральное место в раннем радио, и это оказало огромное влияние на музыкальную индустрию. Вещатели нанимали живые группы и оркестры, а затем включали записанную музыку в программы по мере того, как граммофонные пластинки становились популярными. Высокий уровень зависимости между радио и музыкальной индустрией сохраняется благодаря технологическим изменениям (магнитофонные записи заменили пластинки, которые были заменены компакт-дисками) и изменению моделей потребления аудитории. В дополнение к музыке появились и другие программы: радиопостановки, комедийные и эстрадные шоу, вестерны и детективные программы, мыльные оперы (основными спонсорами были компании - производители мыла) и викторины. Трансляция спортивных событий стала важной составляющей радиопрограмм. Радио также использовалось в политических целях (президент Франклин Д. Рузвельт транслировал «беседы у камина» для национальных радиослушателей в США, Адольф Гитлер использовал радио для передачи агрессивных нацистских посланий внутри и за пределами границ Германии в 1930-х годах).

Радиовещание и телевидение

В Великобритании также модель радиовещания использовалась при разработке телевидения. Первоначально Би-би-си обладала национальной монополией, без рекламы и прямого государственного контроля, финансируемой за счет продажи лицензий на радио и телевидение. Программирование соответствовало ценностям государственной службы, подчеркивая культурную и воспитательную роль телевидения. В 1954 году была добавлена коммерческая услуга, Независимое телевидение (ITV), зависящее от продажи рекламных роликов, но с более высоким уровнем регулирования и меньшими возможностями для коммерческого давления, чем в США. С добавлением второго канала общественного обслуживания в 1964 году и введением цвета в 1967 году британские телевизионные программы в 1960-х и 1970-х годах были разнообразными и высококачественными. С 1982 года 4-й канал, коммерческий канал, регулируемый Независимым управлением вещания и обслуживающий аудиторию меньшинств, добавил разнообразия. На рубеже веков Би-би-си сохранилась в качестве крупного общественного вещателя, несмотря на два десятилетия дерегулирования и сокращения государственной поддержки, наряду с коммерческими, но регулируемыми британскими каналами.

Развитие телевидения в других странах иногда шло по коммерческой модели США, иногда принимало гибрид государственной службы и коммерческого вещания и во многих случаях подвергалось высокому уровню государственного контроля. Телевидение остается мощным средством массовой информации, хотя на него влияют меняющиеся условия и формы собственности - сила идеологий свободного рынка, дерегулирование и стремление к прибыли конгломератов, поглотивших сеть. Влияние коммерческих интересов способствовало стиранию различий между рекламой и программами (примером является размещение продукта в развлекательных программах) и распространению популярных ток- и «реалити-шоу» с низкими производственными затратами.

Расширение ассортимента новых электронных средств коммуникации

С 1980-х годов появился целый ряд новых средств массовой информации. Опять же, технологические инновации имели важное значение, поскольку расширение цифровых технологий позволило объединить ранее отдельные средства массовой информации и более сложные связи между традиционными средствами массовой информации и новыми информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Расширяющийся ассортимент новых средств массовой информации включает видеомагнитофоны, домашние видеоплееры, платное телевидение, транслируемое по кабельному и спутниковому каналам, прямое спутниковое вещание, мультимедийные компьютеры, компакт-диски, цифровые видеодиски (DVD), Интернет и Всемирную паутину,

мобильные/сотовые телефоны и различные портативные устройства (последнее «поколение» этих технологий предлагает не только услуги телефонной связи и обмена сообщениями, но также коммерческие и личные видео, фотографии и графические информационные услуги). Они произвели революцию в коммуникации, открыли возможности для конвергенции медиаконтента, расширили выбор аудитории и возможности для интерактивности.

«СМИ сегодня формируют информационные потоки по целому ряду каналов: пресса (газеты, журналы), радио, телевидение, Интернет. При этом, если для одних каналов, например прессы, информационный поток является скорее односторонней коммуникацией (читателей информируют о событиях), то в Интернете коммуникация зачастую двусторонняя -читатели/зрители /слушатели имеют возможность осуществлять обратную связь относительно полученной информации, иногда и самим генерировать новостной контент» [Шарков, Силкин, 2021:136]. «Внедрение Интернета открывает новую эру в развитии коммуникации. Всемирная информационная паутина» сегодня не имеет ни физических, ни географических, ни административно-государственных, ни цензурных границ» [Делокаров, Киреева: 34].

Глобальное использование Интернета - это достойная внимания особенность развития новых медиа. Возникнув в оборонных интересах США времен холодной войны для разработки распределенной, неразрушимой системы связи в 1950-х годах, Интернет использовался академическими и исследовательскими институтами в последующие десятилетия; коммерческие интересы были задействованы в 1980-х и 1990-х годах благодаря предоставлению интернет-услуг и растущему использованию новых средств рекламы и электронной коммерции; а развитие Всемирной паутины в 1990-х годах позволило использовать Интернет в качестве общедоступной глобальной коммуникационной среды. Влиятельные корпорации, такие как Microsoft Билла Гейтса, добились известности, и в последние годы двадцатого века появились спекуляции, рост, а затем падение прибыльности предприятий «доткомов». В новом тысячелетии Интернет остается наиболее значимым из новых средств массовой информации, позволяя быстро извлекать информацию (с помощью поисковых систем, таких как Google) из постоянно расширяющихся ресурсов, для межличностного общения (по электронной почте), а также для рекламы и глобальной торговли.

Появление киноиндустрии

В медиа-ландшафте, который коренным образом изменился благодаря быстрому глобальному внедрению новых средств массовой информации (а также электронной почты, SMS и MMS, текстовых и графических сообщений с использованием мобильной телефонии, которые становятся чрезвычайно популярными), традиционные средства массовой

информации пытаются адаптироваться к изменениям. Новостные газеты, киноиндустрия, радио и телевидение предоставляют расширенные услуги и охватывают глобальную аудиторию через веб-сайты. Коммерческие интересы быстро использовали развивающиеся средства массовой информации: примером может служить перенаправление рекламного бизнеса в Интернет. Для аудитории новые средства массовой информации предоставили больший выбор и больший контроль над тем, как они получают информацию и развлечения. Они также породили новые проблемы, такие как пиратство (музыкальная индустрия пыталась ограничить бесплатную загрузку музыки через Интернет посредством судебных разбирательств) и более широкое вторжение в частную жизнь; опасения по поводу взаимосвязи между медиа-контентом и общественной моралью были сосредоточены на объеме и легком доступе к порнографическому контенту в Интернете.

Структурно-функциональная оптимальность медиакоммуникации

Структурно-функциональной оптимальности и расширения возможностей для индивидуального развития, оценки возможностей и реализации возможностей личности с учетом трансформации морально-этических составляющих в социальных коммуникациях, не теряя при этом уровень взаимного доверия, уважения личности и т.п. В этих условиях медиа выступают естественным пространством, в котором могут быть наиболее эффективно реализовывать названные качества.

Медиа - в переводе с латыни medium - это «посредник», поэтому «под данным термином подразумевается не только собственно сам носитель коммуникации, который используется для передачи и производства символических форм, но и организуемый процесс управления развитием медиаиндустрии и социальное управления отношениями (коммуникациями) связанными с данным явлением.

Медиакоммуникации занимают сегодня формируют совершенно новую социальную реальность, новую общественно-политическую среду. В последние годы социологи стали активно изучать проблематику коммуникаций, уходя от разработанных ранее подходов анализа посреднических структур, элементами которых являлись не только классические средств массовой информации и традиционные типы взаимодействия между людьми и организациями. «Для сегментированного представления посредством медиа в медиапланировании вводится понятие целевой аудитории доставки информационного сообщения. В условиях индивидализированного массового общества медиа выполняют функцию компенсации в замещении разрушенных социальных связей» [Бузин: 178]. Коммуникативное знание нового формата и новые способы и методы взаимодействия с посредническими электронными системами, имеющими совершенно иную основу и способы воздействия на человека сегодня люди начинают приобретать с младенческого возраста. В повседневной жизни

подростки владеют коммуникативными электронными технологиями в качестве активного пользователя даже лучше, чем их родители. Однако все эти процессы имеют не только достоинства, но и большие негативные последствия. Это не только влияние «привязанного к электронным гаджетам» образа жизни, но и «переворачивания» способа мышления, например, формирование так называемого «клипового мышления.

Расширение возможностей осуществления достаточно быстрых коммуникаций между многими людьми (прежде всего имеющие наиболее общие интересы) была основной целью изобретения социальных сетей. Цель кажется выполненной извне, но, оглядываясь назад, кажется, что душа общения потеряна. Скорость связи, возможно, была бы увеличена, но надежность того же самого сильно упала. Количество распространяемых фейковых новостей растет день ото дня. В нашу эпоху технологий как в онлайн-, так и в оффлайн-коммуникациях преобладают взаимодействия в социальных сетях. Благодаря легкому доступу от человека к человеку с помощью социальных сетей люди становятся ленивыми. Исследования показывают, что 11 процентов взрослых предпочитают по выходным бывать дома и публиковать посты в Facebook вместо того, чтобы выходить на улицу и получать реальный жизненный опыт. Люди теряют интерес к личной встрече с другими людьми.

Социология медиакоммуникаций - новые реалии

Предмет и объект социологии медиакоммуникации. Объектом социологии медиакоммуникации, как и многих других гуманитарных и социальных наук, является медиакоммуникация как социальная структура и социальный процесс. Предметом является совокупность основных понятий и проблем, способствующих обнаружению общих закономерностей социальной деятельности в медиапространстве, рассмотрение медиакоммуникации как междисциплинарного научного направление. Предметная сфера медиакоммуникативных исследований распространяется как на массовую аудиторию, так и на изучение субъектов данной деятельности, а также структур непосредственно самих медиакоммуникаций и способов их функционирования. При этом медиакоммуникацией может являться не только массовая коммуникация, и групповая, межгрупповая, но и межличностная, если людьми при этом используются какие-либо медиасредства (например, даже смартфон). Однако, даже будучи медиатизированной, межличностная и групповая коммуникация могут оставаться непосредственными, чего нельзя сказать о массовой коммуникации, которая может быть только опосредованной. Большая сила ранних работ Хабермаса заключается в том, что СМИ им рассматривается в контексте формирования современных обществ. Он утверждал, что выражение своего критического мнения является жизненно важной особенностью современной демократической жизни. Видение, лежащее в основе рассказа Хабермаса, продолжает с некоторым

основанием вызывать наше уважение. Вторая традиция проистекала из работ так называемых теоретиков медиа. Самым известным из этих теоретиков был Маршалл Маклюэн, но самым оригинальным и проницательным, вероятно, был соотечественник и наставник Маклюэна Гарольд Иннис. Иннис был одним из первых, кто систематически раскрывал взаимообусловленность воздействия на аудиторию СМИ и других средств коммуникации, одной стороны, и пространственной и временной организацией власти, с другой. Его теория предвзятости коммуникации, проще говоря, заключающаяся в том, что разные предпочитают различные способы организации политической власти, будь то централизованные или децентрализованные, растянутые во времени или пространстве и т. д., Без сомнения, Была слишком грубой, чтобы объяснить сложности исторических отношений между коммуникацией и властью. Но Иннис справедливо подчеркивает тот факт, что средства коммуникации как таковые важны для организации власти, независимо от содержания передаваемых ими сообщений. Этот подход был подхвачен и разработан другими Маклюэном.

«Появление электронных носителей информации значительно расширило границы влияния массовой информации, что дает основание говорить о «четвертой волне» - наиболее мощной, охватывающей глобальное пространство» [Шарков, Силкин 2018: 290]. Более поздние теоретики, например, Джошуа Мейровиц, вдохновленный Маклюэном, объективно сочетает анализ средств массовой информации, носителем которых являются электронные средства, с описанием социального взаимодействия, отталкиваясь от Ирвина Гоффмана. Однако эта традиция менее полезна, когда речь заходит о социальной организации медиаиндустрии, и о том, как люди воспринимают медиапродукты и включают их в свою жизнь.

Развитие социологии сетевых коммуникаций

Социальные сети - это мощное средство коммуникации, имеющее широкое влияние как в городах, так и в отдаленных районах. Однако это лишь часть цифровой революции, которую мы наблюдаем. Цифровая трансформация не только повлияла на бизнес и сделала мир более доступным, но и изменила способ нашего общения.

По данным Оберло1, по состоянию на 2019 год во всем мире насчитывалось 3,2 миллиарда пользователей социальных сетей, что составляет около 42% населения Земли. Сегодня в мире 4,5 миллиарда пользователей Интернета2, а пользователей социальных сетей - 3,78 миллиарда. Эти статистические данные являются доказательством

1 https://www.oberlo.in/blog/social-media-marketing-statistics

2https://www.internetworldstats.com/stats.htm

растущего доминирования цифровых медиа в нашей повседневной жизни. Приведем показатели статистики социальных сетей за 2021 год.

Распределение пользователей Интернета

в мире - 2021

■ Азия 53,4%

■ feeссга U 3\ Афршя*

■ 11.5% Пэт*1«ск.зя

■ 1Америка i Карие 9 6% В (Северная Америка 6 7^»« ИБлижний Восток З.вЧ.

■ Океания / Австралия 0 6%

Источник: Мировая статистика Интернета - www. internetivoridstats com stats htm База 5168 780 607 пог&зоЕателей И-тер нет а 31 марта 2021 гола Авторское праве 2021. Маркетинговая группа Mimwatts

Рисунок 1. Пользователи интернета в 2021 году.

Среди взрослых американцев 84 процента в возрасте 18-29 лет, 81 процент в возрасте 30-49 лет, 73 процента в возрасте 60-64 лет и 45 процентов в возрасте 65 лет и старше являются активными пользователями социальных сетей.

Пользователи используют социальные сети в среднем два часа и 25 минут в день.

73 % маркетологов считают, что маркетинг в социальных сетях был "несколько эффективным" или "очень эффективным" для их бизнеса.

54 % социальных браузеров используют социальные сети для исследования продуктов.

71 % потребителей, у которых был положительный опыт общения с брендом, поделятся своими впечатлениями и будут рекомендовать его своим друзьям и семье.

49 % потребителей зависят от рекомендаций влиятельных лиц в социальных сетях.

500 миллионов ежедневных активных историй в Instagram загружаются по всему миру.

91 % всех пользуются социальными сетями через смартфон, карманный компьютер, МР3-плеер, ноутбук и любое другое мобильное устройство1.

1 https://www.oberlo.in/blog/social-media-marketing-statistics

оберло

Пользователи социальных

сетей по поколениям

847. 81% 737. 457.

в возрасте 18-29 30-49 50-64 65 лет и старше

Рисунок 2. Доли пользователей социальных сетей по возрастным категориям Источник: https://www.oberlo.in/blog/social-media-marketing-statist

Часто возникает вопрос, как социальные сети стали настолько популярными и почему так много людей проявляют к ним такой интерес. Прежде всего, нужно понять, что человеческие отношения лежат в основе успеха социальных сетей. Ни в коем случае это не умаляет важности технологического аспекта. Без технологий, прежде всего, не было бы социальных сетей. Одна из главных причин успеха социальных сетей - доступность для людей с невероятной

скоростью. Интерактивность социальных сетей - это то, что связано с человеческой природой. Социологические характеристики социальных сетей можно отнести на счет их собственного прогресса.

Влияние людей друг на друга-это часть неизбежного явления. Люди делают выбор в жизни (и то же самое относится к их взаимодействию через социальные сети) в значительной степени из-за того, что делают и говорят другие люди. Так, независимо от того, какой у человека бизнес, без отношений с другими людьми та часть вашей карьеры, которая связана с продажами, была бы в лучшем случае не чем иным, как посредственностью. Способ, которым любой человек достигает точки успешной продажи своих продуктов и/или услуг, заключается в укреплении доверия и доверия. Интересно, что во многих отношениях социальные сети объединили людей на уровне, непохожем на любой другой ранее. Социальные сети и взаимодействие, которое люди через них

осуществляют, позволяют выражать множество различных эмоций и развивать отношения благодаря легкости взаимодействия.

Социология играет огромную роль в успехе самих социальных сетей. Технологию можно рассматривать как чрезвычайно сложный инструмент, который делает все возможным, когда речь заходит о социальных сетях и людях. С течением времени эти инструменты меняются, и появляются новые способы. Очень важно использовать преимущества любых предлагаемых технологических достижений, если они имеют смысл для вашего бизнеса. Трата времени и энергии на работу с новыми технологиями так или иначе окупается в процессе жизнедеятельности.

Сайты социальных сетей

Быстрое развитие сайтов социальных сетей (Social Networking Sites -(SNSs), таких как Facebook предоставляет гигантский массив данных для социологов, который в значительной степени не используется социологами, исследующими медиакоммуникации. До сих пор вклад социологов в исследовании сетевого пространства с помощью SNSs даже менее значим, чем у психологов, особенно, социальных психологов. Следовательно, главная роль социологических исследований социальных сетей состоит в том, чтобы привнести основной интеллектуальный вклад в изучение данной предметной сферы, которое в настоящее время в значительной степени зиждется на индивидуальных измерениях социального состояния объекта.

Исследование SNSs и самооценки хорошо подходит для исследования относительного вклада психологии и социологии. В конце концов, есть некоторые свидетельства того, что в последнее время социологи вновь проявили интерес к вопросам СМИ, вызванным явно разрушительным воздействием интернета (Юргенсон и Ритцер, 2012). Существует также богатая традиция социологической работы над социальным «я, имеющая очевидное отношение к формированию личности в Facebook, у психологов, конечно, есть свои собственные сложные теории идентичности и самости. Следовательно, контекст исследования социальных сетей и самого себя делает возможным своего рода естественный эксперимент.

Таким образом, основа уже создана, но SNS заслуживают большего внимания со стороны социологов и специалистов по социологии коммуникации, ориентированных на социологию.

Сайты социальной сети определяются как онлайн-сайты, которые фокусируется на построении социальных отношений между людьми, имеющими схожие интересы и/или связи в реальной жизни. Сайты социальных сетей, такие как Facebook, Twitter и LinkedIn, имеют одну общую черту; они позволяют пользователям создавать профиль, который

они используют для взаимодействия друг с другом через интегрированные каналы связи на сайте. Только в Facebook по состоянию на октябрь 2012 года насчитывается один миллиард активных пользователей в месяц, которые проводят на сайте социальной сети более 400 минут в месяц. По мере того как все больше и больше людей знакомятся и знакомятся с такими сайтами социальных сетей, возникает один вопрос: приносят ли сайты социальных сетей больше вреда, чем пользы?

Сайты социальных сетей оказывают неоспоримое влияние на общество и человеческие отношения, как положительное, так и отрицательное. Однако это эссе продемонстрирует, что сайты социальных сетей оказывают огромное негативное влияние как на взрослых, так и на детей, включая снижение производительности в офисах и школах, рост кибер-издевательств и снижение уровня конфиденциальности.

Использование сайтов социальных сетей на рабочем месте может быть большим препятствием для компании-работодателя. Это может не только значительно отвлечь внимание и резко снизить производительность, в результате чего компания потеряет большие суммы денег, но и поставить под угрозу репутацию компании, если сотрудники или работодатели опубликуют неподходящие обновления или уведомления. Представьте, что каждый сотрудник известной компании тратит 20 минут на сайты социальных сетей каждый день, совокупная потеря производительности каждый год составит тысячи и тысячи часов. Кроме того, сайты социальных сетей могут оказать разрушительное влияние на кандидатов, подающих заявки на вакансии, поскольку эти сайты часто предоставляют отличную информацию о кандидатах для проверки компаниями. Если в их профиле или сообщениях будет содержаться что-то негативное о них, работодатели вряд ли примут их на работу.

Заключение

Исследование эффектов медиакоммуникативных средств, отражающих социологические и психологические интересы, переключило внимание с влияния средств массовой информации на массовое общество на аудиторию медиакоммуникаций. Некоторые исследования основаны на негативных предположениях и страхах (моральная паника) по поводу негативного воздействия медиасредств. Тем не менее, в исследовательских кругах существует консенсус относительно того, что трудно прийти к однозначным выводам о воздействии средств медиакоммуникации на различные категории людей, представителей различных культур и поколений. Однако такие исследования привели к появлению полезных парадигм. Идея селективной, «активной аудитории», а не пассивной, привлекает внимание к способам, с помощью которых аудитория понимает смысл медиакоммуникации, подчеркивая плюрализм и отзывчивость, «использование и удовлетворение», а не механическую трансляцию

сообщений». Исследование эффектов медиакоммуникаций также способствовало признанию многих факторов, влияющих на реакцию аудитории на медиавоздействие в долгосрочной перспективе, поощряя исследования кумулятивных и обобщенных эффектов (форм стереотипов, образов и ценностей потребительской культуры).

Активное распространение сетевых поставили людей лицом к лицу с гуманитарными проблемами. Многие организации социальной работы, такие как организации по защите животных и сбору средств, также используют социальные сети для повышения осведомленности о проблемах общества. Такие сети объединяют активистов, что позволяет людям поднять свой голос против несправедливости и помогает людям объединяться для общественных целей.

Влияние социальных сетей и революционное изменение способов оперативного сетевого мышления, привело к появлению жанра медиакоммуникаций, где разговоры проходят быстро, а информация легко передается. В связи с такой ситуацией работодатели ищут специалистов, хорошо разбирающихся в платформах социальных сетей, для выполнения важных ролей в организации. Социальные сети как бизнес-функция быстро развиваются и открывают множество возможностей для трудоустройства. Социально-сетевые коммуникации изменили и способы социального воздействия (управления) сделав крен в сторону увеличения прозрачности. Многие лидеры по всему миру обращаются к социальным сетям, чтобы высказать свои мнения и ответить на актуальные вопросы, давая людям лучшее понимание избранных ими руководителей. Это также ограничило возможности безраздельного влияния политических лидеров на то, какая информация должна доходить до людей. До того, как социальные сети вошли в цифровую эру, традиционные СМИ и органы власти были почти единственными источниками социально-значимой информации. Однако медиакоммуникации в открытом цифровом пространстве все изменило, хотя лазейки для манипулирования информацией и сознанием масс еще остались. Нельзя забывать и о том, что некоторые политические субъекты продолжают злоупотреблять возможностями медиакоммуникаций, в частности, социальных сетей для негативного влияния на людей.

References:

Бузин В.Н. (2020). Гуманизация социума как императив управления медиапространством//Коммуникология. Том 8.№2. С.178.

Делокаров К. Х., Киреева О.Ф. (2019). Развитие фундаментальных направлений коммуникологии//Коммуникология. Том 7. №2. С.25-39.

Шарков Ф.И., Силкин В.В. (2018). Теория и практика массовой информации как фундаментальное направление социологии: Монография. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 304 с.

Шарков Ф.И., Силкин В.В. (2021). Спортивная журналистика. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 184 с.

Aithal S. (2017). Information Science: Science or Social Science? // International Journal on Recent Researches In Science, Engineering & Technology. Vol. 5. Issue 9.

Al-Fedaghi S., Alsaqa A. (2009). Conceptual Model for Communication // International Journal of Computer Science and Information Security, Vol. 6, No. 2.

Aslanova M., Saprykina E. (2017). Paradigm of communication science in philosophical discourse // Gramota, No 1(75). C. 26-28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Axford, B. & Huggins, R. (Eds.) (2001). New Media and Politics. Sage, London.

Barker, C. (1999). Television, Globalization and Cultural Identities. Open University Press, Buckingham.

Baughman, J. L. (1992). The Republic of Mass Culture: Journalism, Filmmaking, and Broadcasting in America since 1941. Johns Hopkins University Press, Baltimore.

Briggs, A. & Burke, P. (2002). A Social History of the Media: From Gutenberg to the Internet. Polity Press, Cambridge.

Craig, G. (2004). The Media, Politics and Public Life. Allen & Unwin, Crows Nest.

Curran, J. & Gurevitch, M. (Eds.) (2000) Mass Media and Society, 3rd edn. Arnold, London.

Eadie W. F., Goret R. (2013). Theories and Models of Communication: Foundations and Heritage. Electronic resource: https://msu.edu/~orourk51/800-

Phil/Handouts/Readings/CommTheory/EadieGoretTheories%20and%20Models-HbkCommSci-2011.pdf 7. Khan G.F., Lee S., Park J.Y., Park H.W. Theories in communication science: a structural analysis using webometrics and social network approach In: Scientometrics 108(2), 2016.

Flew, T. (2005). New Media: An Introduction, 2nd edn. Oxford University Press, Melbourne.

Gorman, L. & McLean, D. (2003). Media and Society in the Twentieth Century: A Historical Introduction. Blackwell, Oxford.

Hayes A.F. (2005).Statistical Methods For Communication Science. Lawrence erlbaum associates, London.

Jackson J. D., Nielsen G.M., Hsu Y. (2011). Mediated Society: A Critical Sociology of Media. Oxford University Press.

Jones, M. & Jones, E. (1999). Mass Media. Macmillan, Basingstoke.

Kashirskih O., Savin N. (2016). There is nothing more practical than a good theory: applied communication studies of Wolfgang Donsbach. In: Communications. Media. Design. Volume 1, No 1,

Lindgren, S. (2012). The Sociology of Media and Information Technologies. In: Aakvaag, G.C., Hviid Jacobsen, M, & Johansson, T. Introduction to Sociology: Scandinavian Sensibilities. London: Pearson.

https://www.researchgate.net/publication/269635704_The_Sociology_of_M edia_and_Information_Technologies

Littlejohn S.W., Foss K. A. (2009). Encyclopedia of communication theory. SAGE Publications, Inc.

Marshall McLuhan, Quentin Fiore. (1968). War and Peace in the Global Village. Bantam.

Marshall McLuhan. (2011). The Gutenberg Galaxy. University of Toronto Press.

McQuail, D. (1987). Mass Communication Theory: An Introduction, 2nd edn. Sage, London.

McQuail, D. (Ed.) (1972). Sociology of Mass Communications: Selected Readings. Penguin, London.

Media, Culture & Society. Access: http://journals.sagepub.com/home/mcs

Newbold, C. et al. (Eds.) (2002). The Media Book. Hodder, London. O'Shaughnessy, M. & Stadler, J. (2002). Media and Society: An Introduction, 2nd edn. Oxford University Press, Melbourne.

Pooley Jeff. Media Sociology: A Reappraisal Edited by Silvio Waisbord polity// https://www.jeffpooley.com/pubs/PooleySocialMediaSociology2014.pdf

RN18. Sociology of Communications and Media Research/ Evropian Socuioljgical Assjciation (ESA) https://www.europeansociology.org/research-networks/rn18-sociology-communications-and-media-research

Waisbord S. (2014). Media Sociology: A Reappraisal. May Polity. Ward, K. (1989). Mass Communications and the Modern World. Macmillan Education, Basingstoke.

Wardrip-Frum, N. & Montfort, N. (Eds.) (2003). The New Media Reader. MIT Press, Cambridge, MA.

Watt J.H., Van den Berg S. (2002). Research Methods For Communication Science. Copyright (c) Electronic resource:http://www.cios.org/readbook/rmcs/rmcs.htm

Williams, R. (1975).Television: Technology and Cultural Form. Schocken, New York. Winston, B. (1998). Media Technology and Society: A History from the Telegraph to the Internet. Routledge, London.

THE PROBLEM OF OBSOLESCENCE OF CLASSICAL MEDIA AND THE EMERGENCE OF MODERN SOCIOLOGY OF MEDIA COMMUNICATION

Silkin V.V., Sharkov F.I.

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation.

Abstract. Modern studies of the means of communication have a wide scope, and many examples illustrate the interest in how mass communication media influence or reflect social or individual experiences. Sociological research by domestic and foreign authors is largely focused on: analysis of the interaction between the media and politics; between the media and the military (especially during the emergence of military tensions and conflicts; the use of the media as propaganda tools; the influence of mass media on sports and other topical issues.

It is generally recognized that the mass media in their history from the appearance of newspapers to the present have had a profound influence on politics. New means of communication have provided more and more means of interaction between countries, peoples, organizations, and individuals.

In recent years, sociologists have begun to actively study the probematics of communications, moving away from the previously developed approaches to analyzing intermediary structures, the elements of which were not just classical mass media and traditional types of interaction between people and organizations. Communicative knowledge of a new format and new ways and methods of interaction with intermediary electronic systems have a completely different basis and ways of influencing a person.

The active development of media communications, on the one hand, provides wider access to information with opportunities for empowering individuals, participatory

democracy. On the other hand, there is concern about the continuing «digital divide» with large differences in access to media communications: in industrialized and developing countries; among rich and poor.

The obsolescence of classical media and the emergence of modern sociology of media communication requires a new look at the problem. The use of means of communication involves the creation of new forms of action and interaction in the social world. When people use the means of communication, they enter into forms of interaction that differ in certain aspects from the type of face-to-face interaction that characterizes most meetings in everyday life. The use of means of communication fundamentally transforms the spatial and temporal organization of social life, creating new forms of action and interaction and new ways of exercising power that are no longer associated with a common place of residence.

Keywords: communication risks, integrated marketing communications, media space, global threats, network communications, threats in the media space

For citation: Sharkov F.I., Silkin V. V. The problem of obsolescence of classical media and the emergence of modern Sociology of Media Communication In: Communicology: electronic scientific journal. 2021. Vol. 6. No 2. P.79-97.

Inf. about the authors: Sharkov Felix Izosimovich, Doctor of Sociology, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Professor of the Department of Sociology of MGIMO (U) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Head of the Department of Public Relations and Media Policy of the Faculty of Journalism of IGSU RANEPA. Address: 119606, Moscow, Vernadsky Ave., 684. E-mail: [email protected]; Silkin Vladimir Vladimirovich, Doctor of Political Sciences, Professor, Honorary Worker of Higher Education, Dean of the Faculty of Journalism of IGSU RANEPA. Address: 84 Vernadsky Ave., Moscow, 119606. E-mail: [email protected]

Received: 04.20. 2021. Accepted: 06.28. 2021. References:

Aithal S. (2017). Information Science: Science or Social Science? //International Journal on Recent Researches In Science, Engineering & Technology. Vol.5. Issue 9.

Al-Fedaghi S., Alsaqa A. (2009). Conceptual Model for Communication/ In: International Journal of Computer Science and Information Security. Vol. 6, No. 2.

Aslanova M., Saprykina E. (2017). Paradigm of communication science in philosophical discourse. In: Gramota. No 1(75). C. 26-28.

Axford, B. & Huggins, R. (Eds.) (2001). New Media and Politics. Sage, London. Barker, C. (1999). Television, Globalization and Cultural Identities. Open University Press, Buckingham.

Baughman, J. L. (1992). The Republic of Mass Culture: Journalism, Filmmaking, and Broadcasting in America since 1941. Johns Hopkins University Press, Baltimore.

Briggs, A. & Burke, P. (2002). A Social History of the Media: From Gutenberg to the Internet. Polity Press, Cambridge.

Buzin V.N. Humanization of society as an imperative of media space management//Communicology.2020. Volume 8.No. 2. p.178. (In Rus).

Craig, G. (2004). The Media, Politics and Public Life. Allen & Unwin, Crows Nest. Curran, J. & Gurevitch, M. (Eds.) (2000). Mass Media and Society, 3rd edn. Arnold, London.

Delokarov K. Kh., Kireeva O.F. Development of fundamental areas of communication//Communicology. 2019. Volume 7. No. 2. pp.25-39. (In Rus.).

Eadie W. F., Goret R. Theories and Models of Communication: Foundations and Heritage. 2013. Electronic resource: https://msu.edu/~orourk51/800-Phil/Handouts/Readings/CommTheory/EadieGoretTheories%20and%20Models-HbkCommSci-2011.pdf 7.

Flew, T. (2005). New Media: An Introduction, 2nd edn. Oxford University Press, Melbourne.

Gorman, L. & McLean, D. (2003). Media and Society in the Twentieth Century: A Historical Introduction. Blackwell, Oxford.

Hayes A.F. (2005). Statistical Methods For Communication Science. Lawrence erlbaum associates. London,

Jackson J. D., Nielsen G.M., Hsu Y. (2011). Mediated Society: A Critical Sociology of Media. Oxford University Press.

Jones, M. & Jones, E. (1999). Mass Media. Macmillan, Basingstoke.

Kashirskih O., Savin N. (2016). There is nothing more practical than a good theory: applied communication studies of Wolfgang Donsbach. In: Communications. Media. Design. Vol. 1, No 1,

Khan G.F., Lee S., Park J.Y., Park H.W. (2016). Theories in communication science: a structural analysis using webometrics and social network approach. In: Scientometrics 108(2).

Lindgren, S. (2012). The Sociology of Media and Information Technologies. In: Aakvaag, G.C., Hviid Jacobsen, M, & Johansson, T. Introduction to Sociology: Scandinavian Sensibilities. London: Pearson.

https://www.researchgate.net/publication/269635704_The_Sociology_of_M edia_and_Information_Technologies

Littlejohn S.W., Foss K. A. (2009). Encyclopedia of communication theory. SAGE Publications, Inc.

Marshall McLuhan, Quentin Fiore. (1968). War and Peace in the Global Village. Bantam.

Marshall McLuhan. (2011). The Gutenberg Galaxy. University of Toronto Press.

McQuail, D. (1987). Mass Communication Theory: An Introduction, 2nd edn. Sage, London.

McQuail, D. (Ed.) (1972). Sociology of Mass Communications: Selected Readings. Penguin, London.

Media, Culture & Society. Access: http://journals.sagepub.com/home/mcs

Newbold, C. et al. (Eds.) (2002). The Media Book. Hodder, London.

O'Shaughnessy, M. & Stadler, J. (2002). Media and Society: An Introduction, 2nd edn. Oxford University Press, Melbourne.

Pooley Jeff. Media Sociology: A Reappraisal Edited by Silvio Waisbord polity// https://www.jeffpooley.com/pubs/PooleySocialMediaSociology2014.pdf

RN18. Sociology of Communications and Media Research/ Evropian Socuioljgical Assjciation (ESA) https://www.europeansociology.org/research-networks/rn18-sociology-communications-and-media-research

Sharkov F.I., Silkin V.V. Sports journalism. Moscow: Publishing and Trading Corporation «Dashkov & Co», 2021. 184 p. (In Rus.).

Sharkov F.I., Silkin V.V. Theory and practice of mass information as a fundamental direction of sociology: Monograph. Moscow: Publishing and Trading Corporation "Dashkov and Co.", 2018. 304 p. (In Rus.).

Waisbord S. (2014). Media Sociology: A Reappraisal., Polity.

Ward, K. (1989). Mass Communications and the Modern World. Macmillan Education, Basingstoke.

Wardrip-Frum, N. & Montfort, N. (Eds.) (2003). The New Media Reader. MIT Press, Cambridge, MA.

Watt J.H., Van den Berg S. (2002). Research Methods For Communication Science. Copyright (c) Electronic resource. http://www.cios.org/readbook/rmcs/rmcs.htm

Williams, R. (1975). Television: Technology and Cultural Form. Schocken, New

York.

Winston, B. (1998). Media Technology and Society: A History from the Telegraph to the Internet. Routledge, London.

■ ■ ■ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ СТРУКТУР ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Разгуляева А.С.

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Росконцерт», г. Москва, Российская Федерация.

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы взаимодействия государственных и общественных структур, при реализации национальной политики России.

Концепция национальной политики Российской Федерации заключается в укреплении единства российского народа и достижении межнационального мира и согласия. В качестве факторов, влияющих на реализацию национальной политики выделены: высокий уровень социального и имущественного неравенства, правовой нигилизм и высокий уровень преступности, стирание нравственных ценностей народов, дискриминация по отношению к гражданам различной национальной, недостаточность культурного воспитания молодежи, негативные стереотипы по отношению к отдельным народам, недостаточно урегулированы вопросы миграции.

Решение данных проблем видится в духовном и нравственном воспитании общества, начиная со школы и заканчивая органами власти. А так же в совершенствовании механизма взаимодействия государственных и общественных структур.

Так же выделены концептуальные проблемы реализации национальной политики Российской Федерации, решение которых возможно при эффективном взаимодействии государственных и общественных структур, такие как:

- размывание традиционных нравственных ценностей народов Российской Федерации, которые ведут к угрозе национальной безопасности страны;

- проблемы коммуникации государственных и общественных структур при реализации национальной политики, что снижает уровень информированности населения России о национальной политике страны и механизме ее реализации;

- отсутствие учёта государственными и муниципальными служащими этнорелигиозной специфики при принятии управленческих решений. Решение проблем реализации национальной политики, в условиях развития многонационального государства и участившихся межкультурных конфликтов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.