Научная статья на тему 'РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНЫХ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ'

РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНЫХ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савельева Надежда Константиновна, Созинова Анастасия Андреевна, Каранина Елена Валерьевна, Тимкина Татьяна Алексеевна

В статье поднимается проблема методики антимонопольного регулирования транснациональных корпораций. Проведена оценка законодательной базы стран, входящих в Евразийскую экономическую комиссию, выявлены основные черты антимонопольного регулирования. Сравнительный анализ подходов к оценке рисков в странах ЕАЭС позволил сделать ряд выводов, на основе которых предлагается новая методика оценки степени нарушения антимонопольного законодательства в масштабе межстрановой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Савельева Надежда Константиновна, Созинова Анастасия Андреевна, Каранина Елена Валерьевна, Тимкина Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK-BASED APPROACH AS THE BASIS FOR EFFECTIVE CROSS-BORDER RELATIONS

The article raises the problem of the methodology of antimonopoly regulation of transnational corporations. The assessment of the legislative base of the countries included in the Eurasian Economic Commission has been carried out, the main features of antimonopoly regulation have been identified. A comparative analysis of approaches to risk assessment in the EAEU countries allowed us to draw a number of conclusions, on the basis of which a new methodology for assessing the degree of violation of antimonopoly legislation on the scale of cross-country activities is proposed.

Текст научной работы на тему «РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНЫХ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Научная статья УДК 336

doi: 10.47576/2411-9520_2022_1_10

РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНЫХ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Савельева Надежда Константиновна

Вятский государственный университет, Киров, Россия, nk_savelyeva@vyatsu.ru Созинова Анастасия Андреевна

Вятский государственный университет, Киров, Россия, aa_sozinova@vyatsu.ru Каранина Елена Валерьевна

Вятский государственный университет, Киров, Россия, karanina@vyatsu.ru Тимкина Татьяна Алексеевна

Вятский государственный университет, Киров, Россия, tatyana_timkina@inbox.ru

Аннотация. В статье поднимается проблема методики антимонопольного регулирования транснациональных корпораций. Проведена оценка законодательной базы стран, входящих в Евразийскую экономическую комиссию, выявлены основные черты антимонопольного регулирования. Сравнительный анализ подходов к оценке рисков в странах ЕАЭС позволил сделать ряд выводов, на основе которых предлагается новая методика оценки степени нарушения антимонопольного законодательства в масштабе межстрано-вой деятельности.

Ключевые слова: конкуренция; риск-ориентированный подход; транснациональные корпорации; антимонопольное законодательство; Евразийская экономическая комиссия.

Для цитирования: Савельева Н. К., Созинова А. А., Каранина Е. В., Тимкина Т. А. Риск-ориентированный подход как основа эффективных трансграничных отношений // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. - 2022. - № 1. - С. 10-16. https://doi.org/10.47576/2411-9520_2022_1_10.

Original article

RISK-BASED APPROACH AS THE BASIS FOR EFFECTIVE CROSS-BORDER RELATIONS

Savelyeva Nadezhda K.

Vyatka State University, Kirov, Russia, nk_savelyeva@vyatsu.ru Sozinova Anastasia A.

Vyatka State University, Kirov, Russia, aa_sozinova@vyatsu.ru Karanina Elena V.

Vyatka State University, Kirov, Russia, karanina@vyatsu.ru Timkina Tatyana A.

Vyatka State University, Kirov, Russia, tatyana_timkina@inbox.ru

Abstract. The article raises the problem of the methodology of antimonopoly regulation of transnational corporations. The assessment of the legislative base of the countries included in the Eurasian Economic Commission has been carried out, the main features of antimonopoly regulation have been identified. A comparative analysis of approaches to risk assessment in

the EAEU countries allowed us to draw a number of conclusions, on the basis of which a new methodology for assessing the degree of violation of antimonopoly legislation on the scale of cross-country activities is proposed.

Keywords: competition; risk-based approach; transnational corporations; antimonopoly law; Eurasian Economic Commission.

For citation: Savelyeva N. K., Sozinova A. A., Karanina E. V., Timkina T. A. Risk-based approach as the basis for effective cross-border relations. Innovative economy: information, analysis, prognoses, 2022, no. 1, pp. 10-16. https://doi.org/10.47576/2411-9520_2022_1_10.

Конкуренция имеет основополагающие значение для любой экономики, является двигателем роста и развития. Формирование экономических отношений может происходить как внутри страны, так и между участниками других стран. Межгосударственные отношения являются залогом развития благоприятных условий, выгодных сделок, максимизации прибыли и достижения целей двух и более государств. Создание каналов взаимодействия, благоприятных условий сотрудничества является прерогативой государства. Одним из таких органов можно рассматривать Евразийскую экономическую комиссию.

В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и Положением о Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) данная комиссия осуществляет контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) государств - членов Евразийского экономического союза общих правил конкуренции, нарушение которых может оказать негативное влияние на состояние конкуренции на трансграничных рынках в пределах территории двух и более сторон [1].

При государственном регулировании с целью повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности относительно трансграничных рынков возможно применить

Таблица 1 - Сравнительный анализ по

риск-ориентированный подход, что позволит повысить уровень безопасности и снизить количество нарушений общих правил конкуренции. Формирование модели позволит прогнозировать и предупреждать риски в здоровой конкурентной борьбе. Вследствие чего будут формироваться благоприятные условия для бизнеса в силу снижения издержек подконтрольных лиц при проведении проверок.

Деятельность ЕЭК строится на националь -ном антимонопольном контроле и наднациональном контроле за соблюдением общих правил конкуренции. Во втором случае речь идет о государствах - членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), на данный момент в него входят: Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Республика Армения, Республика Казахстан, Российская Федерация. Антимонопольные службы представленных государств осуществляют контроль относительно запрета на антиконкурентные действия путем мониторинга возможных барьеров при ведении бизнеса, влияния естественных монополий, законности конкурсного отбора при распределении государственных закупок товаров и услуг. Сравнительный анализ подходов, которые применяются в оценке рисков в странах ЕАЭС, представлен в табл. 1.

ходов к оценке рисков в странах ЕАЭС

Критерии применяемых подходов Опыт ЕЭК Опыт РФ Беларусь Казахстан Армения Кыргызстан

Наличие риск-ориентированного подхода + + - - - -

Наличие отдельного НПА по оценке рисков в антимонопольной сфере + + + + - +

Наличие исчерпывающего перечня критериев - - - - - -

Применение как качественных, так и количественных показателей оценки рисков + + + + + +

Использование специальных АИС для оценки рисков и градации нарушений в разрезе групп рисков - - - - - +

Определены про-активные действия в зависимости от степени риска - - - - - -

Определены процедуры контроля в зависимости от степени риска - - - - - -

Открытость методики оценки рисков (наличие информации на Интернет-ресурсе, возможность пройти анкетирование) - - - - - +

Открытость правил применения системы управления рисками и результатов ее реализации - +- - - - +

Применение системы управления рисками как к рын -кам, так и к отдельным субъектам рынка - - - - - -

Риск хозяйствующего субъекта определяется отраслевыми и территориальными особенностями, а следовательно, региональными и отраслевыми рисками [10]. Срав -нительная оценка риск-ориентированных подходов относительно антимонопольного регулирования основана на нормативно-правовых актах в разрезе территориального законодательства. На территории России нормативное регулирование определено Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2018 г. № 213, в котором утверждены критерии риска деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Степень риска определяется уровнем, тяжестью негативных последствий для социально-экономической сферы деятельности, а именно риск может быть высокий, умеренный и низкий. Градация риска зависит от данных непосредственно антимонопольной службы и Росстата в рамках межведомственного взаимодействия.

Риск-ориентированный подход в Республике Беларусь определен нормативно-правовыми актами [7]. Основой для отнесения к риску в сфере антимонопольного законодательства являются данные аудиторских проверок, данные в рамках уголовного делопроизводства, сведения от межведомственного взаимодействия и наличие жалоб и обращений в рамках определенного субъекта. Выявление риска осуществляется, исходя из сферы контроля (надзора) МАРТ. Система формирует риск субъекта на основе суммы баллов по всем критериям добропорядочности.

Деятельность в Республике Казахстан закреплена на законодательном уровне [5; 6]. База для мониторинга рисков основана на результатах предыдущих временных периодов, анализе интернет-ресурсов и средств

массовой информации и жалобах к субъектам контроля.

В Республике Армения отсутствует нормативный акт по оценке рисков антимонопольных нарушений, но уровень опасности действий того или иного субъекта оценивается на основании решения государственной комиссии [7], а способ проведения мониторинга и оценки негативного воздействия определен на законодательном уровне [2].

В Кыргызской Республике оценка рисков в сфере антимонопольного регулирования осуществляется на основании постановления [4]. Отличительной чертой методики оценки рисков в сфере антимонопольного законодательства является анализ в режиме онлайн. Данная система основана на маркерах риска относительно действий на трансграничных рынках и уровня конкуренции.

На основании данных нормативно-правового регулирования можно сделать вывод о необходимости расширения перечня индикаторов риск-ориентированного подхода для предупреждения нарушений антимонопольного законодательства в масштабе трансгра -ничных отношений.

Проблема использования риск-ориентированного подхода в разрезе управления соперничеством с учетом существующей экономической обстановки, а именно пандемических ограничений, становится все более злободневным [9]. Процессы глобализации и трансграничные отношения между странами дали возможность осуществлять работу и оказывать услуги на рынках другой страны [12; 13]. Формирование межстраново-го взаимодействия способствует появлению новых форм бизнес-процессов, которые отличаются масштабностью и прочными связями между транснациональными компаниями. Создание альянсов имеет множество преимуществ для стран-членов, такого рода

взаимодействия имеют ресурсы для развития и продвижения передовых технологий. Конкурентные преимущества могут принимать форму использования дешевых и высокопроизводительных человеческих ресурсов в рамках метода наращения численности работников, высокой маркетинговой активности на основе метода наращения затрат на маркетинг, высокой инновационной активности на базе метода наращения затрат на инновации, а также обладания большим количеством ценных активов в форме применения метода наращения активов [10]. Такая форма взаимодействия актуальна в настоящее время, прежде всего как ответ на вызовы экономики. Данного рода бизнес-процессы способствуют выгодному совместному инвестированию путем минимизации рисков, снижению издержек при освоении технологических новшеств и т. д. Масштабность компании говорит и о плюсах для самих потребителей в силу возможности установления меньшей цены, чем у конкурентов отрасли. Наличие ресурсного потенциала в силу объединения позволяет использовать современные информационные системы, упрощенные логистические инструменты реализации, снижение временных и материальных затрат.

Смена вектора мониторинга монопольных компаний на риск-ориентированный подход сложна в практическом применении в силу нарушения антимонопольного законодательства еще на начальном этапе с при-

знаками латентности. Иными словами, если начальная картина формирования незаконного сотрудничества неясна, то сложно дифференцировать реальные источники рисков антиконкурентных действий.

В качестве основных направлений развития риск-ориентированного подхода в целях повышения эффективности деятельности антимонопольных органов можно выделить:

- формирование концепции, в которой необходимо учитывать опыт ЕС касаемо процессуально-процедурных инструментов работы;

- применение штрафных санкций как эффективного механизма превентивного стимулирования законных требований антимонопольного законодательства;

- внедрение в практику антимонопольной политики такого превентивного средства, как издание и рассылка на предприятия кратких, максимально популяризованных руководящих пособий и брошюр по действующему антимонопольному законодательству;

- издание официальных, аналогично ЕС, популярных сборников по антимонопольной политике и практике в России, содержащих и статистический, и аналитический материал.

В настоящее время существует методика для анализа влияния государственной общеэкономической политики на состояние конкурентной среды, а также анализа эффективности анатимонопольной политики в разрезе деятельности компаний и взаимодействия на рынке (рис. 1).

Рисунок 1 - Индикаторы оценки законодательства и политики в области конкуренции [3]

Первый блок индикаторов включает анализ информации касаемо сферы действия (законодательство о конкуренции для государственных и иностранных фирм), политики в отношении антиконкурентного поведения (формирование эффективной среды с целью прибыльности компаний), объективности расследования (качество, обоснованность и прозрачность правоприменительной практики в области конкуренции), а также пропаган -ды, которая включает мобильность структуры (пересмотр новых норм регулирования с точки зрения их воздействия на конкуренцию и проведение рыночных исследований).

Второй блок индикаторов является детальной расшифровкой первого, который разграничивает еще 12 показателей и формирует критерии всех аспектов национального законодательства: полномочия, механизм расследования дел, горизонтальные и вертикальные соглашения, отчетность и т. д.

Создание эффективных условий для функционирования и взаимодействия компаний является приоритетной задачей антимонопольной политики как внутри страны, так и в межстрановом взаимодействии. Таким образом, необходимо сформировать актуальный перечень критериев, с помощью которого возможно предупреждать правонарушения. Формирование условий для эффективности

взаимодействия компаний из разных стран составляет основу для технологического прогресса, логистических связей, развития иностранных филиалов и представительств. В современных условиях в мировой экономике очень важен процесс установления связей между транснациональными корпорациями в ряде образования международных корпоративных альянсов. Данный формат взаимодействия является эффективным ответом на рост конкуренции на мировых рынках в силу объединения ресурсов для минимизации издержек, снижения рисков инвестирования и расширения ассортимента с целью повышения конкурентных преимуществ. Благодаря эффекту масштаба достигается значительная экономия для потребителя.

Методика оценки рисков основана на действующем законодательстве как ЕАЭС, так и стран-участников и включает три группы индикаторов (рис. 2). Рыночные индикаторы анализируют экономическую сторону взаимодействия рынков. Барьерные индикаторы оценивают возможные ограничения деятельности, которые приводят к нарушениям конкуренции. Индикаторы административно-правового мониторинга формируют оценку антимонопольного регулирования. Таким образом, показатели затрагивают все сферы функционирования трансграничных рынков.

Анализируются показатели всех трансграничных рынков стран ЕАЭС на основании методики РОП

Рисунок 2 - Структура индикаторов методики на основе риск-ориентированного подхода

Методика имеет ограничения, связанные с объемом рынка, анализ которого основан на ОКВЭД. Ориентация на ОКВЭД является эффективным решением в силу выявления на рынке крупного размера факторов или угрозы их возникновения. Мелкие рынки, которые, безусловно, входят в состав крупного, будут подвергнуты традиционной проверке. Недостатки анализа рынков большого размера компен-

сируются, во-первых, комплексным анализом по нескольким показателям, тем самым отклонение от анализируемых рынков уменьшается, а во-вторых, рыночные индикаторы используются одновременно с индикаторами-барьерами, первые из которых формируют представления о тенденциях развития с ориентацией на возможности нарушений, а вторые дополняют анализ узкого рынка [8].

Формирование благоприятной среды функционирования и взаимодействия частного сектора является приоритетной задачей государства. Создание грамотных инструментов контроля и мониторинга соблюдения антимонопольного законодательства должно соответствовать современным условиям работы. При этом воздействие государственных структур на рыночные отношения должно стимулировать законные формы сотрудничества компаний с целью достижения взаимовыгодных условий. Плюсы трансграничного сотрудничества, безусловно, ясны и понятны, единственное обстоятельство - это

формы незаконных отношений в части нарушений условий конкуренции.

Создание эффективного инструмента мониторинга трансграничных отношений позволит защитить законные взаимодействия компаний, путем минимизации рисков недобросовестной конкуренции. Безусловно, риск нарушения закона легче ликвидировать на начальном этапе, чем бороться с его последствиями. Таким образом, авторами предложена методика с ориентацией на три индикатора, которые в совокупности позволят дать полную картину определенного рынка в соответствии с классификацией ОКВЭД.

Список источников

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Раздел 18 Договора о ЕАЭС, приложение №19 к Договору). 1997-2019. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Закон Республики Армения от 5 декабря 2000 г. № ЗР-112 «О защите экономической конкуренции». 20032019. URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=3627 (дата обращения: 28.01.2022).

3. Инструментарий для оценки воздействия на конкуренцию Том I: Принципы Версия 2.0. URL: http://www. oecd.org/daf/competition/49167036.pdf (дата обращения: 28.01.2022).

4. Постановления Правительства Кыргызской республики от 18 февраля 2012 года № 108 «Об утверждении критериев оценки степени риска при осуществлении предпринимательской деятельности». Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 г. № 375. 2012. URL: http://adilet. zan.kz/rus/docs/K1500000375 (дата обращения: 28.12.2021).

6. Приказ министра национальной экономики Республики Казахстан от 12 апреля 2017 года № 153 «Об утверждении Положения о Комитете по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан и признании утратившими силу некоторых приказов Министра национальной экономики Республики Казахстан». 2003-2019. URL: https://base. spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=102737 (дата обращения: 04.01.2022).

7. Решение Государственной комиссии по защите экономической конкуренции Республики Армения от 23 мая 2011 г. № 194-N «Об установлении порядка и критериев определения монопольного или доминирующего положения, в том числе рыночной власти хозяйствующего субъекта». URL: http://www.competition.am/uploads/ resources/194_N_RUS.pdf (дата обращения: 14.01.2022).

8. Указ Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2012 г. № 114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля». URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=31135456 (дата обращения: 21.01.2022).

9. Альпидовская М. Л., Савельева Н. К. Риск-ориентированный подход к маркетинговому управлению конкуренцией: концептуальные и методические аспекты // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2020. № 4 (52). С. 72-80.

10. Бондаренко В. А., Созинова А. А. Сравнительный анализ форм и методов влияния транснациональных (глобальных) компаний на состояние конкуренции // Теоретическая экономика. 2021. № 1 (73). С. 72-80.

11. Каранина Е. В., Гусейнзаде Р. Н. Характеристика параметров оценки рисков экономической безопасности предприятий региона // Современные технологии управления. 2021. № 2 (95).

12. Савельева Н. К., Тимкина Т. А. Конкурентоспособность банковской системы России: трансграничный аспект // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. 2021. № 4. С. 211-216.

13. Савельева Н. К., Созинова А. А. Анализ влияния мирового финансово-экономического кризиса на транс -формацию хозяйственных систем // Теоретическая экономика. 2020. № 5 (65). С. 80-86.

References

1. The Treaty on the Eurasian Economic Union (Section 18 of the Treaty on the EAEU, Annex No. 19 to the Treaty). 1997-2019. Access from the ConsultantPlus legal reference system.

2. Law of the Republic of Armenia No. ZR-112 of December 5, 2000 "On Protection of Economic Competition". 20032019. URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=3627 (accessed: 28.01.2022).

3. Tools for assessing the impact on competition Volume I: Principles Version 2.0. URL: http://www.oecd.org/daf/ competition/49167036.pdf (accessed: 28.01.2022).

4. Resolution of the Government of the Kyrgyz Republic No. 108 dated February 18, 2012 "On approval of criteria for assessing the degree of risk in the conduct of entrepreneurial activity". Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

5. Entrepreneurial Code of the Republic of Kazakhstan dated October 29, 2015 No. 375. 2012. URL: http://adilet.zan. kz/rus/docs/K1500000375 (accessed: 12/28/2021).

6. Order of the Minister of National Economy of the Republic of Kazakhstan dated April 12, 2017 No. 153 "On approval of the Regulations on the Committee for Regulation of Natural Monopolies, Protection of Competition and Consumer Rights of the Ministry of National Economy of the Republic of Kazakhstan and invalidation of some orders of the Minister of National Economy of the Republic of Kazakhstan". 2003-2019. URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=102737 (accessed: 04.01.2022).

7. Decision of the State Commission for the Protection of Economic Competition of the Republic of Armenia No. 194-N dated May 23, 2011 "On Establishing the Procedure and Criteria for Determining the Monopoly or Dominant Position, including the Market Power of an Economic Entity". URL: http://www.competition.am/uploads/resources/194_N_RUS.pdf (accessed: 14.01.2022).

8. Decree of the President of the Republic of Belarus No. 114 dated February 27, 2012 "On some measures to strengthen State Antimonopoly regulation and control". URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31135456 (accessed: 01/21/2022).

9. Alpidovskaya M. L., Savelyeva N. K. Risk-oriented approach to marketing management of competition: conceptual and methodological aspects. Bulletin of Tver State University. Series: Economics and Management. 2020. No. 4 (52). pp. 72-80.

10. Bondarenko V. A., Sozinova A. A. Comparative analysis of forms and methods of influence of transnational (global) companies on the state of competition. Theoretical economics. 2021. No. 1 (73). pp. 72-80.

11. Karanina E. V., Huseynzade R. N. Characteristics of risk assessment parameters of economic security of enterprises in the region. Modern management technologies. 2021. № 2 (95).

12. Savelyeva N. K., Timkina T. A. Competitiveness of the Russian banking system: cross-border aspect. Bulletin of the K. L. Khetagurov North Ossetian State University. 2021. No. 4. pp. 211-216.

13. Savelyeva N. K., Sozinova A. A. Analysis of the impact of the global financial and economic crisis on the transformation of economic systems. Theoretical economics. 2020. No. 5 (65). pp. 80-86.

Информация об авторах

Савельева Надежда Константиновна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, директор Института экономики и менеджмента, Вятский государственный университет, Киров, Россия, nk_savelyeva@ vyatsu.ru

Созинова Анастасия Андреевна - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента и маркетинга, Вятский государственный университет, Киров, Россия, aa_sozinova@vyatsu.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каранина Елена Валерьевна - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой финансов и экономической безопасности, Вятский государственный университет, Киров, Россия, karanina@vyatsu.ru

Тимкина Татьяна Алексеевна - младший научный сотрудник кафедры экономики, старший преподаватель кафедры экономики, Вятский государственный университет, Киров, Россия, tatyana_timkina@inbox.ru

Information about the authors

Savelyeva Nadezhda K. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Director of the Institute of Economics and Management, Vyatka State University, Kirov, Russia, nk_savelyeva@vyatsu.ru

Sozinova Anastasia A. - Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Management and Marketing, Vyatka State University, Kirov, Russia, aa_sozinova@vyatsu.ru

Karanina Elena V. - Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Finance and Economic Security, Vyatka State University, Kirov, Russia, karanina@vyatsu.ru

Timkina Tatyana A. - Junior Researcher, Department of Economics, Senior Lecturer, Department of Economics, Vyatka State University, Kirov, Russia, tatyana_timkina@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.