Научная статья на тему 'Риск-ориентированный налоговый контроль: региональный аспект'

Риск-ориентированный налоговый контроль: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
609
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ (ВНП) / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ВНП / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / TAX INSPECTION (GNI) / EFFICIENCY / EFFECTIVENESS / ISSUES OF EFFICIENCY / RISK-FOCUSED APPROACH / THE REGIONAL DIMENSION / IMPROVING THE QUALITY OF GNP / TAX CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Конкина Н. В.

В данной статье исследуется влияние налоговой политики на социально-экономическое развитие определенных регионов. Также поднимается проблема повышения эффективности работы налоговых органов, а именно улучшения качества проведения выездных налоговых проверок. Цель данной работы: выявить пути решения найденных проблем. В ходе работы были использованы следующие методы: сравнение, анализ, дедукция, обобщение, статистический метод обработки информации. Взаимосвязь налоговой сферы и социально-экономического развития субъекта была рассмотрена на примере показателей дотационных и развитых регионов России. В конечном итоге определены направления совершенствования эффективности выездных налоговых проверок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Risk-Based Tax Audits:Regional Aspect

The purpose of this article is to describe the impact of tax policy to socio-economic development of individual regions as a whole. Also it is important to show the problem of insufficient work of tax bodies, namely improvement the quality of field tax audit. The aim of this article is to identify the ways of solving the problems. There were used the following methods in this article: comparison, analysis, deduction, generalization and statistical method of information processing. Statistics of subsidized and developed regions introduced the relationships between tax policy and socio-economic development. All in all, the directions of improvement the quality of field tax audit were identified.

Текст научной работы на тему «Риск-ориентированный налоговый контроль: региональный аспект»

налоговая политика

УДК 336.2(045)

риск-ориентированный налоговый контроль: региональный аспект

Конкина Н. В.,

студентка, Финансовый университет, Москва, Россия

[email protected]

Аннотация. В данной статье исследуется влияние налоговой политики на социально-экономическое развитие определенных регионов. Также поднимается проблема повышения эффективности работы налоговых органов, а именно - улучшения качества проведения выездных налоговых проверок. Цель данной работы: выявить пути решения найденных проблем. В ходе работы были использованы следующие методы: сравнение, анализ, дедукция, обобщение, статистический метод обработки информации. Взаимосвязь налоговой сферы и социально-экономического развития субъекта была рассмотрена на примере показателей дотационных и развитых регионов России. В конечном итоге определены направления совершенствования эффективности выездных налоговых проверок.

Ключевые слова: выездные налоговые проверки (ВНП); эффективность; результативность; проблемы повышения эффективности; риск-ориентированный подход; региональный аспект; повышение качества ВНП; налоговый контроль

the risk-based tax audits:

regionalaspect

Konkina N. V.,

student, Financial University, Moscow, Russia

[email protected]

Abstract. The purpose of this article is to describe the impact of tax policy to socio-economic development of individual regions as a whole. Also it is important to show the problem of insufficient work of tax bodies, namely improvement the quality of field tax audit. The aim of this article is to identify the ways of solving the problems. There were used the following methods in this article: comparison, analysis, deduction, generalization and statistical method of information processing. Statistics of subsidized and developed regions introduced the relationships between tax policy and socio-economic development. All in all, the directions of improvement the quality of field tax audit were identified.

Keywords: tax inspection (GNI); efficiency; effectiveness; issues of efficiency; risk-focused approach; the regional dimension; improving the quality of GNP; tax control

Научный руководитель: Смирнова Е.Е., кандидат экономических наук, доцент, доцент Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования, Финансовый университет, Москва, Россия.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора). В предусмотренных Федеральным законом1 случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю и профилактике нарушений определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, либо классу опасности.

Риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности набирает все большую популярность. Он предполагает концентрацию ограниченных ресурсов государства в зонах максимального риска и одновременно снижение административной нагрузки на добросовестные хозяйствующие субъекты.

Количество выявленных нарушений в ходе налоговых проверок показывает эффективность работы налоговых органов. В данной статье определим, насколько эффективно проводятся выездные налоговые проверки (далее - ВНП).

Чтобы оценить эффективность ВНП, необходимо взять во внимание такие показатели, как результативность, количество ВНП, налоговая нагрузка, количество доначислений, в том числе налоговых, в ходе проведения ВНП. Следует отметить отличие понятия эффективности от результативности.

Эффективность - это получение максимального результата при минимальных затратах. (Эффективность = Результат / Затраты по проведению ВНП).

результативность - это степень реализации запланированной деятельности. (Результативность = Кол-во ВНП, выявивших нарушения / Общее кол-во ВНП).

Анализ эффективности ВНП проведен на примере показателей дотационных регионов [Республика Саха (Якутия), Ростовская область, Магаданская область] и регионов-«доноров»

1 Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» URL: http://base.garant.ru/12164247/ (дата обращения: 05.02.2018).

(Республика Татарстан, Краснодарский край, Белгородская область).

Применение риск-ориентированного подхода оказывает воздействие на эффективность проведения контрольной работы налоговых органов.

Вначале рассмотрим на примере указанных регионов изменение основных показателей, связанных с проведением контрольной работы налоговых органов за период 2016-2017 гг. (табл. 1)2.

Динамика показателей по дотационным регионам приведена в табл. 23.

Итак, можно выделить характерные особенности для дотационных регионов:

1. Во всех трех регионах произошло увеличение налоговой нагрузки. Данный факт связан с увеличением ВРП региона 4. ВРП характеризует развитие региона в целом. Например, с увеличением ВРП повышается уровень жизни населения, что может увеличить зарплаты работников, которые пополняют бюджет, уплачивая налоги.

2. Доля безвозмездных поступлений снизилась, что говорит об уменьшении зависимости регионов от регионов-«доноров».

3. Снижение количества ВНП за период 2016-2017 гг. Причиной данного изменения является модернизация электронного документооборота и 1Т-технологий. Федеральная налоговая служба в целях улучшения качества все больше переходит на электронное взаимодействие с налогоплательщиками, что значительно ускорит взаимодействие и сотрудничество.

2 Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов (сведения о проведении камеральных и выездных проверок). Официальный сайт Федеральной налоговой службы. URL: https://www.naLog.ru/rn71/reLated_ activities/statistics_and_anaLytics/forms/ (дата обращения: 18.12.2017).

3 Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов (сведения о проведении камеральных и выездных проверок). Официальный сайт Федеральной налоговой службы. URL: https://www.naLog.ru/rn71/reLated_ activities/statistics_and_anaLytics/forms/ (дата обращения: 18.12.2017).

4 Росстат. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 18.12.2017).

Таблица 1

Статистические данные дотационных регионов за 2016-2017 гг.

Республика Саха (Якутия) Ростовская область Магаданская область

2016 2017 2016 2017 2016 2017

1. Доходы, из них, тыс. руб.: 162300900 156701583 149 463 576 150 760 807,9 29 702 773,80 27 510 226,9

1)безвозмездные поступления, тыс. руб. 49 398 690 39 695 551 35 395 433 34997144 9 908 734,40 7 499 780,5

2) налоговые поступления, тыс. руб. 102424500 100 047 710 102056852 114 216081 19 261 840,3 19 798 002

2. Налоговая нагрузка 63% 64% 68% 76% 65% 72%

3. Кол-во ВНП, единиц 208 102 472 309 45 22

4. Результативность, % 100% 98% 99,8% 100% 100% 100%

5. Доначисление на 1 ВНП, тыс. руб. 5880 5277 8713 8706 5015 9732

6. Доначисления, тыс. руб. 1223040 527 687 4103745 2690134 225685 214 105

7. Налоговые доначисления, тыс. руб. 942 018 399528 3126130 2094694 165000 157019

8. ВРП, тыс. руб. 792000000 900000000 1 264452900 1 358 029 600 119 292 786 128043900

Таблица 2

Динамика изменения показателей дотационных регионов за 2016-2017 гг.

Республика Саха (Якутия) Ростовская область Магаданская область

Налоговая нагрузка 1% 7% 7%

ВРП, тыс. руб. 108000000 93576700 8 751 114

Кол-во ВНП -50,96% -34,53% -51,11%

Результативность ВНП -2% 0,2% 0

Доначисления -56,85% -34,45% -5,13%

Налоговые доначисления -57,59% -32,99% -4,84%

Доначисления на 1 ВНП -10,26% -0,08% 94,05%

Эффективность ВНП Снизилась Снизилась повысилась

Таблица 3

Статистические данные регионов-«доноров» за 2016-2017 гг.

Республика Татарстан Краснодарский край Белгородская область

2016 2017 2016 2017 2016 2017

1. Доходы, всего, тыс. руб.: 214 388 682 222665760 196 866 368 221342 418 66555824 75264446

1) собственные доходы, тыс. руб. 143000000 151 600000 172300000 180000000 21775000 32500000

2) налоговые поступления, тыс. руб. 178 618 699 182 164 509 158 238 844 194 673 499 35 711 913 45 333171

2. Налоговая нагрузка 83,3% 81,8% 80% 88% 54% 60%

3. Кол-во ВНП, единиц 450 203 796 396 155 65

4. Результативность, % 100% 100% 99,4% 98,2% 100% 100%

5. Доначисление на 1 ВНП, тыс. руб. 5596 8979 4886 5190 4633 7068

6. Доначисления, тыс. руб. 2518008 1 822670 3864736 2018833 718083 459 451

7. Налоговые доначисления, тыс. руб. 1966315 1 400838 2897713 1 486929 532073 342118

8. ВРП, тыс. руб. 1944100000 2072000000 2200000000 2300000000 692700000 1 039 050000

4. Результативность ВНП достаточно высока, приближена к 100%. Необходимо подчеркнуть, что рост результативности ВНП во многом обусловлен отказом от тотального контроля и переходом к риск-ориентированному подходу в контрольной деятельности на-лотовых органов [1, с. 167].

5. Снижение доначислений, в том числе налоговых. Данный факт связан с сокращением выездных налоговых проверок, а также достаточно частым использованием схем уклонения от уплаты налога. Как правило, подобные фиктивные сделки заключаются недобросовестным налогоплательщиком с фирмами-однодневками. Чтобы оценить, насколько появление фирм-однодневок является частой схемой уклонения от

уплаты налогов, следует проанализировать количество юридических лиц, прекративших свою деятельность в связи с исключением юридического лица по решению регистрирующего органа из Единого государственного реестра юридических лиц. В Республике Саха - 14 938 юр. лиц, в Ростовской области - 55 044, в Магаданской области - 8720 юр. лиц. Данные показатели достаточно велики5.

5 Отчет по форме № 1-ЮР, Сведения о работе по государственной регистрации юридических лиц по состоянию на 01.01.2017. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. URL: https://www.naLog.ru/rn77/reLated_activities/ statistics_and_anaLytics/forms/5953348/ (дата обращения: 18.12.2017).

6. Чтобы оценить, как изменилась эффективность ВНП, необходимо рассчитать, сколько приходится доначислений на одну проверку [2, с. 161].

В Республике Саха эффективность снизилась за счет уменьшения доначислений, темп роста доначислений медленнее темпа роста количества проверок, выявивших нарушения.

В Ростовской области снижение эффективности связано с увеличением затрат на проведение ВНП. Ростовская область относится к регионам, где цена проверки ниже средней от 5 до 10 млн руб. и составляет 9 млн руб. За период 2016-2017 гг. прослеживается тенденция к увеличению расходов на ВНП на 33%6.

Повышение уровня эффективности ВНП в Магаданской области может быть связано с использованием в дополнение к существующим аналитическим процедурам рейтинговой оценки налогоплательщиков в условиях сокращения мероприятий налогового контроля7.

Далее рассмотрим статистику регионов-доноров» и выделим характерные особенности8.

Динамика показателей по регионам-«доно-рам» приведена в табл. 49.

Итак, можно выделить характерные особенности для регионов-«доноров»:

6 Предпроверочный анализ - фактор повышения эффективности налоговых проверок // Учет. Налоги. Право. 03.03.2017. URL: https://www.naLog.ru/rn65/news/ smi/6724798/ (дата обращения: 18.12.2017).

7 Предпроверочный анализ - фактор повышения эффективности налоговых проверок // Учет. Налоги. Право. 03.03.2017. URL: https://www.naLog.ru/rn65/news/ smi/6724798/ (дата обращения: 18.12.2017).

8 Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов (сведения о проведении камеральных и выездных проверок). Официальный сайт Федеральной налоговой службы. URL: https://www.naLog.ru/rn71/reLated_ activities/statistics_and_anaLytics/forms/ (дата обращения: 18.12.2017).

9 Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов (сведения о проведении камеральных и выезд-

ных проверок). Официальный сайт Федеральной нало-

говой службы. URL: https://www.naLog.ru/rn71/reLated_ activities/statistics_and_anaLytics/forms/(дата обращения: 18.12.2017).

1. Увеличение налоговой нагрузки в Краснодарском крае и Белгородской области обусловлено увеличением ВРП, а также ростом собственных доходов. В Республике Татарстан отмечается уменьшение налоговой нагрузки. Это связано с тем, что темп увеличения налоговых поступлений ниже темпа роста общего количества доходов.

2. Количество ВНП снизилось, что также связано с внедрением 1Т-технологий.

3. Результативность в регионах достаточно высокая, равна 100% или приближена к этому значению. Снижение результативности ВНП в Краснодарском крае обусловлено тем, что количество проверок, выявивших нарушения, снижается, и общее кол-во ВНП снижается, однако темп уменьшения первых превышает темп снижения общего количества ВНП.

4. Количество доначислений снизилось, в том числе налоговых во всех областях. Причины аналогичные, как и в дотационных регионах: сокращение количества ВНП, применение схем уклонения от уплаты налогов. Данные по юридическим лицам, прекратившим свою деятельность в связи с исключением юридического лица по решению регистрирующего органа из Единого государственного реестра юридических лиц: в Республике Татарстан - 52 687, в Краснодарском крае - 68 842, в Белгородской области - 19 206. Эти показатели выше, чем в дотационных регионах10.

5. Во всех трех областях прослеживается увеличение эффективности ВНП, доначислений на 1 ВНП [5, с. 65]. Причина данной тенденции та же, что и в дотационных регионах. При проведении ВНП следует особое внимание обратить на предпроверочный анализ11.

Итак, проанализировав данные по регионам, выделим сходства и различия по показателям.

10 Отчет по форме № 1-ЮР, Сведения о работе по государственной регистрации юридических лиц по состоянию на 01.01.2017. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. URL: https://www.naLog.ru/rn77/reLated_ activities/statistics_and_anaLytics/forms/5953348/ (дата обращения: 18.12.2017).

11 Предпроверочный анализ // Деловой журнал Инвест Форсайт. URL: https://www.if24.ru/tajny-predproverochnyh-meropriyatij-naLogovogo-organa/ (дата обращения: 18.12.2017).

Таблица 4

Динамика изменения показателей регионов-«доноров» за 2016-2017 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республика Татарстан Краснодарский край Белгородская область

Налоговая нагрузка -1,5% 8% 7%

ВРП 127900000 100000000 346350000

Кол-во ВНП -54,89% -50,25% -58,06%

Результативность ВНП 0 -1,1% 0

Доначисления -27,61% -47,76% -36,02%

Налоговые доначисления -28,76% -48,69% -35,70%

Доначисления на 1 ВНП 60,46% 6,22% 52,57%

Эффективность ВНП Повысилась Повысилась Повысилась

Схожие черты:

1. Снижение количества ВНП.

2. Снижение в целом доначислений, в том числе налоговых.

3. Результативность близка к высшему уровню (100%).

4. Частое применение схем уклонения от уплаты налогов.

Различия:

1. Налоговая нагрузка устанавливается в соответствии с уровнем развития региона.

2. При расчете эффективности следует учитывать характерные особенности региона.

Таким образом, исходя из полученных сходств и различий, можно выделить общие проблемы, связанные с проведением ВНП, касающиеся всех регионов:

1) снижение количества ВНП, при этом снижение доначислений, и соответственно, падение уровня эффективности ВНП; 2) частое применение схем уклонения от уплаты налогов.

Выделив общие проблемы, определим возможные пути решения [4, с. 50].

Нужно большее внимание обратить на улучшение качества выездных проверок, а в даль-

нейшем уже от него будет зависеть и количество выездных проверок.

Снижение количества ВНП будет целесообразно в том случае, если доначисления будут расти. Чтобы добиться такой тенденции, ФНС необходимо реализовать следующие цели в 2017 г.:

1. Использовать критерии оценки налоговых рисков для эффективного выявления налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов и контролируемых сделок, попадающих в зону риска нарушения налогового законодательства.

2. Совершенствовать методы побуждения налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов к добровольному исполнению налоговых обязательств путем совершенствования системы управления налоговыми рисками, разъяснительной работы и электронных сервисов.

Что касается частого применения схем уклонения от уплаты налогов, в особенности создание фирм-однодневок, то способом решения может являться совершенствование услуг, оказываемых налогоплательщиками и платель-

щиками страховых взносов, повышение налоговой грамотности населения и формирование положительного имиджа налоговой службы. Этого можно добиться, выполнив следующие задачи12:

1. Повышение качества обслуживания налогоплательщиков посредством стандартизации и унификации форм документов, представляемых в налоговые органы.

2. Развитие онлайн услуг для налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов и расширение способов исполнения ими своих обязательств (совершенствование личных кабинетов налогоплательщиков - юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, развитие единого контакт-центра).

3. Повышение налоговой грамотности и информированности налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов, в том

12 Публичная декларация целей и задач ФНС России на 2017 год. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. URL: https://www.naLog.ru/rn77/about_fts/fts/ activities_fts/#t11 (дата обращения: 18.12.2017).

числе с привлечением средств массовой информации.

Итак, как видно из проведенного анализа, риск-ориентированный налоговый контроль влияет на показатели эффективности и результативности контрольной работы налоговых органов.

Риск-ориентированный налоговый контроль будет являться регулятором и направлением, которое сможет решить проблему снижения доначислений, что повысит и эффективность проведения налоговой проверки [3, с. 45].

Необходимо использовать критерии оценки налоговых рисков для эффективного выявления налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов и контролируемых сделок, попадающих в зону риска нарушения налогового законодательства. Также нужно совершенствовать методы побуждения налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов к добровольному исполнению налоговых обязательств путем улучшения системы управления налоговыми рисками, разъяснительной работы и электронных сервисов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Алехин С.Н., Бушинская Т.В. Совершенствование предпроверочных процедур на основе рейтинговой оценки // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2016. № 3-1. С. 167-170.

2. Дудин М. Н., Буркальцева Д.Д., Воробьев Ю.Н., Борщ Л.М., Домбровская Е.К. Государственный фискальный контроль в Российской Федерации: проблемы и пути повышения его эффективности // Финансы: теория и практика. 2017. № 4. С. 161.

3. Масальская М.В., Мишанова Е.В., Рожкова Н.В. Предпроверочный анализ как инструмент прогнозирования выездной налоговой проверки учреждений УИС и его совершенствование // Вестник Финансового университета. 2017. № 2. С. 44-49.

4. Рукина С.Н. Современный этап развития государственного налогового контроля // Финансовые исследования. 2017. № 2 (55). С. 47-53.

5. Яшина Н.И., Александров Е.Е. Оценка эффективности налогового контроля с учетом риска исполнения налоговых обязательств // Известия УрГЭУ. 2017. № 3. С. 65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.