Научная статья на тему 'Совершенствование предпроверочных процедур на основе рейтинговой оценки'

Совершенствование предпроверочных процедур на основе рейтинговой оценки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОТБОР НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ / РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА / TAX CONTROL / EXIT TAX AUDIT / EFFICIENCY / SELECTION OF TAXPAYERS / RATING ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алехин Сергей Николаевич, Бушинская Татьяна Владимировна

Показана необходимость дальнейшего совершенствования процедур отбора налогоплательщиков для повышения эффективности налогового контроля. Предложено в дополнение к существующим мероприятиям предпроверочного анализа и предпро-верочного контроля использовать рейтинговую оценку результатов контрольных мероприятий по видам экономической деятельности и в разрезе налогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF PRECHECKING PROCEDURES ON THE BASIS OF THE RATING ASSESSMENT

Need offurther improvement of procedures of selection of taxpayers for increase of efficiency of tax control is shown in article. It is offered to use in addition to the existing actions of the pretest analysis and pretest control a rating assessment of results of control actions for types of economic activity and in a section of taxes.

Текст научной работы на тему «Совершенствование предпроверочных процедур на основе рейтинговой оценки»

УДК 336.225.61

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕДПРОВЕРОЧНЫХ ПРОЦЕДУР НА ОСНОВЕ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ

С.Н. Алехин, Т.В. Бушинская

Показана необходимость дальнейшего совершенствования процедур отбора налогоплательщиков для повышения эффективности налогового контроля. Предложено в дополнение к существующим мероприятиям предпроверочного анализа и предпро-верочного контроля использовать рейтинговую оценку результатов контрольных мероприятий по видам экономической деятельности и в разрезе налогов.

Ключевые слова: налоговый контроль, выездная налоговая проверка, эффективность, отбор налогоплательщиков, рейтинговая оценка.

В условиях изменения правил контрольно-надзорной деятельности все большую актуальность приобретают вопросы повышения качества налогового контроля [4], наиболее эффективной формой которого с точки зрения количества выявляемых нарушений налогового законодательства и доначисленных в результате сумм является выездная налоговая проверка (ВНП). Как показывают статистические данные, по итогам девяти месяцев 2014 года сумма доначислений в расчете на одну ВНП составила по Российской Федерации 9,0 млн. руб.[3]

В Тульской области наблюдается устойчивая тенденция роста доначислений как в целом по ВНП, так и по сумме доначислений на одну выездную проверку (за рассматриваемый период на 65,8% и в 3,28 раза соответственно, рис. 1 ).[6]

Рис.1. Динамика доначислений по результатам ВНП, проведенных налоговыми органами Тульской области

Несмотря на положительную динамику одной из стратегических задач налоговых органов на современном этапе по-прежнему остается повышение результативности и эффективности налогового контроля. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, это состояние расчетов с бюджетом по налогам и сборам. В условиях регулярных налоговых проверок уровень задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему остается высоким, о чем свидетельствуют данные, представленные на рис.2 [6] .

70 ООО ООО 60 ООО ООО 50 ООО ООО 40 ООО ООО 30 000 000 20 000 000 10 000 000 о

• _

- __

ш —■ — — — ■

62426 19 6234746 6: >64 3 67 4- '16555 4213&< 36 4811960 53251С 1 _

1*1 1 --*= ----*

25,0%

5,0%

0,0%

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

в % к общей сумме поступивших налогов — поступило в бюджет налогов, тыс. руб. * задолженность по налогам и сборам, тыс.руб.

Рис.2. Динамика задолженности по налогам и сборам по Тульской области

Во-вторых, это необходимость соблюдения одного из базовых принципов бюджетной системы Российской Федерации, закрепленного в ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принципа эффективности использования бюджетных средств. Соблюдение этого принципа предполагает достижение максимального результата с использованием выделенного объема бюджетных средств. В-третьих, сложившиеся экономические реалии требуют изыскания резервов роста доходов бюджетной системы для эффективной и полной реализации функций государства и местного самоуправления. Правительство Российской Федерации в непростых для экономики и социальной сферы условиях, реализуя кейнсианскую модель, разработало антикризисную программу, центральной идеей которой является оправданное и адекватное снижение налоговой нагрузки, перенос ее с производства в сферу престижного потребления. Указанные причины диктуют отказ от повышения ставок налогов и, соответственно, определяют необходимость поиска новых инструментов налогового администрирования. В Послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года президентом В.В. Путиным поставлена задача «максимально снять ограничения с бизнеса, избавить его от навязчивого надзора и контроля» [2].

Необходимо подчеркнуть, что рост результативности ВНП во многом обусловлен отказом от тотального контроля и переходом к риск-

ориентированному подходу в контрольной деятельности налоговых органов. Этапами становления указанного подхода являются формирование методологии предпроверочного анализа и предпроверочного контроля, принятие Концепции системы планирования выездных налоговых проверок с общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок [1].

Представляется, что в условиях сокращения бюджетного финансирования реализовать принцип эффективности использования бюджетных средств и обеспечить заданный уровень эффективности контрольной работы налоговых органов возможно путем использования в дополнение к общедоступным критериям отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок дополнительных инструментов.

К таким инструментам, по мнению авторов, можно отнести рейтинговую оценку, которую предлагается проводить по двум направлениям.

1 направление - рейтинг в разрезе налогов. Для этого были отобраны следующие показатели [6]:

- количество ВНП по видам налогов (ед.);

- количество результативных ВНП в разрезе налогов (ед.);

- общий объем доначислений в разрезе налогов (тыс. руб.);

- доначислено всего на 1 ВНП в разрезе налогов (тыс. руб.).

2 направление - рейтинг по видам экономической деятельности. Он проводился по следующим показателям [5]:

- удельный вес отгруженной продукции по виду экономической деятельности;

- доля выручки по виду экономической деятельности;

- доля просроченной кредиторской задолженности;

- удельный вес вида экономической деятельности в формировании доходов бюджетной системы РФ;

Информационной основой проведения рейтинговой оценки послужили данные официальной статистической отчетности УФНС России по Тульской области для проведения рейтинга по видам налогов (формы 1 НМ, 1 НОМ, 2 НК)[6], а также официальные данные Росстата для проведения рейтинга по видам экономической деятельности [5].

Результаты оценки представлены в табл.

В итоге лидерами рейтинговой оценки являются налогоплательщики, осуществляющие деятельность в следующих сферах: производство пищевых продуктов, химическое производство, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий. Рейтинг по видам налогов рекомендуется учитывать при формировании программы выездной налоговой проверки. По данной группе критериев лидируют налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций.

Результаты рейтинговой оценки выездных налоговых проверок, проведенных УФНС России по Тульской области

Место в рейтинге Вид экономической деятельности R Вид налога R

1 производство пищевых продуктов 1,37155 НДС 0,92743

2 химическое производство 1,89437 НДФЛ 0,99466

3 металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 2,03861 налог на прибыль организаций 1,58828

4 строительство 2,29714 транспортный налог 1,93383

5 транспорт и связь 2,52323 налог на имущество организаций 1,93984

6 сельское хозяйство 2,58212 земельный налог 2,07990

7 добыча полезных ископаемых 3,05633 ЕНВД 2,14456

8 текстильное и швейное производство 3,08435 УСН 2,14618

Рейтинговую оценку целесообразно проводить в случае, если для ВНП отобрано несколько налогоплательщиков с одинаковой степенью риска совершения налоговых правонарушений (рис.3).

G

1 этап. Анализ результатов камеральных налоговых проверок

А/-:-:-

2 этап. Предпроверочный анализ и предпроверочный контроль (оценка степени риска совершения налоговых правонарушений, в том числе на основе Концепции системы планирования выездных налоговых проверок)

_ _ 3 этап. Анализ на основе общедоступных критериев

группа налогоплательщиков, отобранных для проведения ВНП, с одинаковой степенью риска

4 этап. Рей' ги яговая оценка 1

Чг

Окончательный отбор объекта для проверки и составление программы

проверки

Рис.3. Место рейтинговой оценки в подготовительном этапе ВНП

Использование в дополнение к существующим аналитическим процедурам рейтинговой оценки налогоплательщиков в условиях сокращения мероприятий налогового контроля позволит обеспечить научный подход к отбору налогоплательщиков для проведения проверок и тем самым обеспечить требуемый уровень эффективности контрольной работы налоговых органов.

170

Список литературы

1. Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок: приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@// ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». Загл. с экрана.

2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации 04 декабря 2014 года. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17177 (дата обращения 12.03.2016)

3. Алехин С.Н., Устинова Т.Е. Основные направления реализации прав налогоплательщиков при подготовке и проведении выездных налоговых проверок // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2015. № 2-1. URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 14.04.2016).

4. Бушинская Т.В. Эффективность налогового контроля в условиях надзорных каникул // Современная экономика: проблемы и решения. 2015. № 1. URL: http://meps.econ.vsu.ru/doku.php7id / (дата обращения: 14.04.2016).

5. Единая межведомственная информационно-статистическая система: https://www.fedstat.ru (дата обращения: 20.03.2016)

6. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации. URL: http://www.nalog.ru/rn71/ (дата обращения: 18.03.2016).

Алехин Сергей Николаевич, д-р экон. наук, проф., alehin.sn@,mail.ru, Россия, Тула, руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области,

Бушинская Татьяна Владимировна, канд. экон. наук, bush-tv@yandex.ru, Россия, Тула, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Тульский филиал)

IMPROVEMENT OFPRECHECKING PROCEDURES ON THE BASIS OF THE RATING

ASSESSMENT

S.N. Alekhin, T. V. Bushinskaya

Need offurther improvement of procedures of selection of taxpayers for increase of efficiency of tax control is shown in article. It is offered to use in addition to the existing actions of the pretest analysis and pretest control a rating assessment of results of control actions for types of economic activity and in a section of taxes.

Keywords: tax control, exit tax audit, efficiency, selection of taxpayers, rating assessment.

Alekhin Sergey Nikolaevich, Doctor of Economic Sciences, alehin.sn@,mail.ru, Russia, Tula, the CEO of Tula region Administration of the Federal Tax Services, Tula region Administration of the Federal Tax Services,

Bushinskaya Tatiana Vladimirovna, candidate of Economic Sciences, bush-tv@yandex.ru, Russia, Tula, Tula branch of the Financial University under the Government of Russian

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.