УДК 657.446 (470.333)
ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Tax Control Efficiency in the Bryansk Region
1 Кувшинов Н.М., доктор сельскохозяйственных наук, профессор [email protected] 2 Кувшинов М.Н., кандидат экономических наук, доцент Kuvshinov N.M., Kuvshinov M.N.
:ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» 243365 Брянская область, Выгоничский район, с. Кокино, ул. Советская, 2а Bryansk State Agrarian University 2ФГБОУ ВПО «Брянский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной
службы при Президенте Российской Федерации» 241050, г. Брянск, ул. Горького, д. 18
Russian Presidential Akademy of National Economy and Public Advinistration, Bryansk Branch
Реферат. В настоящее время в Российской Федерации проводится модернизация налоговой системы для закрепления наметившихся тенденций экономического роста, однако эффективная комплексная система для этого пока не создана. Формирование концептуальных основ бюджетно-налоговой политики, их практическая реализация является сложнейшей и актуальнейшей проблемой для каждого субъекта РФ. Важное место в налоговом процессе отводится налоговому администрированию. Определяющим инструментом налогового администрирования является налоговый контроль, реализуемый через определенную систему форм и методов. В статье проведен анализ и оценка эффективности контрольной деятельности налоговых органов в Брянской области за период 2012-2016 гг. Проведена оценка и сравнение результативности камеральных и выездных проверок. Выявлено, что проблема уклонения от уплаты налогов является одной из самых значительных для экономики региона, она создаёт угрозы для экономической безопасности, устранить которую можно, создав определённые условия для работы финансовой системы. Необходимо исключить возможность незаконного использования финансовых средств в различных областях экономики Брянской области и страны в целом, что требует совершенствования системы налогового контроля.
Summary. Currently the tax system of the Russian Federation is being modernized to consolidate the emerging trends of an economic growth. However, no effective integrated system for it has been developed. The ^ formation of the conceptual ^ foundations of fiscal policy, and their practical implementation is a difficult and the most urgent problem ^ for each subject of the Russian Federation. An important place in the tax process is given by the tax administration. The defining tool of tax administration is tax control, implemented through a certain system of forms and methods. The article presents the analysis and efficiency evaluation of control activity of tax authorities in the Bryansk region for the period of 2012-2016. The assessment and comparison of the effectiveness of cameral and outsourced audits are carried out. It is revealed that the problem of tax evasion is one of the most significant for the region's economy. It creates a threat to economic security. It is possible to eliminate it by creating certain conditions for the financial system. It is necessary to exclude the possibility of the illegal use of funds in various fields of economy of the Bryansk region and the country as a whole, that requires improvement of tax control.
Ключевые слова: налоговый контроль, эффективность, налоговые поступления, Брянская область.
Key words: tax control, efficiency, tax revenues, the Bryansk region..
Введение. Значительная часть поступлений в бюджет составляют налоговые поступления, которые собираются как по общей схеме налогообложения, так и по специальному налоговому режиму [4, 5, 6]. Уровень мобилизации налоговых доходов в большой степени определяется эффективностью налогового контроля. В настоящее время налоговыми органами для оценки качества и эффективности работы применяются количественные и качественные показатели: выполнение плановых назначений по мобилизации доходных источников в бюджетную систему; темпы роста поступлений в бюджет к уровню соответствующего периода предыдущего года; сумму доначислений и взысканий в ходе контрольной работы; поступления доходов и сборов на 1 руб. затрат на содержание налоговых органов; затраты на содержание налоговых органов на 100 руб. поступлений налогов и сборов; уровень охвата налогоплательщиков и др. Все эти показатели представлены на сайтах Федеральной налоговой службы РФ. Однако.эти показатели оценки эффективности работы территориальных налоговых органов не связаны с предупредительно -профилактической работой налоговых органов, которая лежит в основе партнерской модели налогового администрирования [3, 9].
Материалы и методы исследования. Исходным материалом исследования явилась информация по динамике дополнительных начислений платежей по результатам контрольной работы налоговых инспекций. В работе использовались различные методы экономических исследований - монографический, статистико-аналитический, расчетно-конструктивный.
Результаты исследований и их обсуждение. Оценка результативности - один из наименее изученных вопросов в сфере налогового контроля. Это обусловливает необходимость изучения российских и зарубежных методических подходов к оценке результатов налогового администрирования и прежде всего налогового контроля.
В настоящее время все большее внимание уделяется повышению системы государственного управления в стране. Это относится и к системе налогового администрирования [2, 8, 10, 11, 12]. В последние годы ощущается значительное сокращения центрального и региональных аппаратов Управления ФНС РФ (до 40%), что указывает на переход к интенсивным методам налогового администрирования в стране для повышения эффективности налогового контроля. Эффективный организованный контроль позволяет уменьшить: -размер сумм налогов, не увеличенных в результате сокрытия налоговой базы; -размер сумм налогов, не увеличенных из-за сокрытия денежных средств на имущества, на которое должно быть наложено изыскание;
-масштаб неуплаты налогов в результате неправильного применения налогового законодательства; -масштаб потерь от применения противозаконных схем снижения налоговых платежей [7]. Одним из наиболее полезных инструментов для регулирования налоговых отношений может стать оценка итогов проведения налогового контроля при помощи показателей результативности и эффективности (понятия взаимодополняющие).
В новой экономической энциклопедии результативность отмечена только для результативности аграрных реформ. Автор отмечает, что при разработке коэффициента применялся нетрадиционный подход к оценке результатов проведения аграрной политики, не использующий стоимостные показатели, поэтому данный коэффициент получил название результативности [13].
В словаре по антикризисному управлению результативность определяется как специальный показатель, характеризующий уровень достижений на пути реализации поставленных целей [15]. Как считает Морозов М.С. результативность имеет более широкую область применения, чем эффективность налогового контроля, потому что позволяет комплексно оценить результаты проведения налогового контроля. Автор отмечает, что результативность налогового контроля включает в себя следующие основные категории: 1) эффект как совокупность объективных последствий налогового контроля и степень его достижимости; 2) эффективность как соотношение результата и произведенных затрат. Показатели результативности включают в себя количественные и качественные показатели, характеризующие как эффект, образующийся в результате проведения налогового контроля, так и степень его достижимости. Кроме того, они также содержат показатели эффективности, которые анализируют соотношение результатов налогового контроля и понесенных затрат для его достижения [8].
Эффективность определяется исходя из поставленной целей, как функция достигнутых результатов и затраченных на этот результат [8, 14].
Эффективность представляет собой частное отделения результата или эффекта на затраты, необходимые для получения этого эффекта. Применительно к налогам, эффективность является характеристикой деятельности налоговых органов федерального, регионального и муниципального уровней, вытекающую из соотношения генерируемых ими налоговых доходов, с одной стороны, и расходов на их функционирования, с другой стороны.
До последнего времени наименее исследованными являются эффективность и результативность налогового контроля.
Несмотря на актуальность задачи повышения результативности налогового контроля, она до настоящего времени не реализована ни в теории, ни на практике, что подтверждает необходимость продолжения исследований в этой области.
Эффективность работы ФНС России и территориальных налоговых органов в первую очередь оценивается по результатам непосредственно контрольной работы, т.е. проведенных налоговых проверок. Как правило, эффективность контроля определяется соотношением результатов к произведенным затратам времени и материальным расходам.
Далее проанализируем дополнительно начисленные платежи по результатам контрольной работы Инспекций Брянской области за 2012-2016 гг. (табл. 1).
Таблица 1 - Анализ дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы Инспекций за период 2012-2016 гг. (тыс. руб.)
Год Дополнительно начислено платежей по результатам контрольной работы
Всего, тыс. руб Налог Пеня Штра( )
сумма, тыс. руб. уд.вес, % сумма, тыс. руб. уд.вес, % сумма, тыс. руб. уд.вес, %
2012 1284451 1015263 79 156965 12 112223 9
2013 944703 737929 78 131233 14 75541 8
2014 1127335 82053 73 200781 18 98501 9
2015 1823059 1462231 80 226787 12 134041 8
2016 1371617 1059042 77 224350 16 54590 4
Динамика сумм дополнительно начисленных платежей имеет тенденцию к увеличению в силу увеличения числа нарушений налогового законодательства со стороны налогоплательщиков за период с 2012-2016 гг., однако одним из главных критериев эффективного контроля остаётся взыскание доначисленных сумм налогов и сборов.
Проанализировав динамику дополнительных начислений платежей по результатам контрольной работы инспекций можно сделать вывод, что за последние 5 лет в Брянской области динамика дополнительно начисленных платежей довольна разная, причем, вначале наблюдается тенденция увеличения начислений. Однако к 2016 году ситуация нормализуется и динамика дополнительно начисленных платежей по результатам налоговых проверок заметно снижается, что говорит об уменьшении количества налоговых нарушений со стороны налогоплательщиков.
Далее проверим качество работы налоговой инспекции по начислению налоговых платежей, так как это имеет важное значение в процессе налогового контроля, а именно рассчитаем отношение суммы дополнительно начисленных налоговых платежей к сумме фактических поступлений налоговых платежей в бюджет на территории Брянской области (табл. 2.).
Таблица 2 - Анализ динамики дополнительно начисленных инспекцией платежей в сумме фактических налоговых поступлений в бюджет за период 2012 -2016 гг. (тыс. руб.)
Год Сумма дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы, тыс. руб. Сумма фактических поступлений налоговых доходов, тыс. руб. Удельный вес доначисленных платежей в сумме фактических налоговых поступлений, %
2012 1284451 39233736 3,3
2013 944703 33338373 2,8
2014 1127335 31790023 3,5
2015 1823059 34108661 5,3
2016 1371617 48890809 2,8
За последние годы возрастало число налоговых правонарушений в области уклонения от уплаты налогов. Представленные данные показывают, что удельный вес доначисленных платежей по итогам контрольной работы инспекций в налоговых доходах в последние годы увеличивается, что говорит о повышении качества работы налогового контроля в данной области.
Далее проведем анализ контрольной работы Инспекции отдельно по камеральным и выездным проверкам (табл. 3).
Таблица 3 - Анализ сведений о проведенных Инспекцией камеральных проверках за 2012-2016 гг. (тыс. руб.)
Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Количество проведенных камеральных проверок, ед. 284711 246780 238066 246673 285972
Из них выявившие нарушения 12542 10986 11363 14013 16794
Доначисленно платежей по результатам проверок всего (тыс. руб.) 135321 44172 113814 236292 272552
Из них: налоги 109183 31165 95427 208167 220701
пени 3365 866 4534 7916 -
штрафные санкции 22773 12141 13853 20209 51851
Приведённые данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что за анализируемый период происходит снижение количества проводимых камеральных проверок в среднем на 0,5%. Этот факт может быть связан с уменьшением числа представляемых налогоплательщиками деклараций.
Однако, из приведённой таблицы также видно увеличение количества выявленных нарушений в ходе проведённых проверок на 25,3%, что также подтверждает рост числа налоговых правонарушений и эффективной работы налоговых органов.
Теперь определим процент результативных налоговых проверок (табл. 4).
Таблица 4 - Анализ расчета процента результативных камеральных проверок за 2012-2016 гг. (тыс. руб.)
Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Количество проведенных камеральных проверок, ед. 284 711 246 780 238 066 246 673 285972
из них выявившие нарушения, ед. 12 542 10 986 11 363 14 013 16 794
Процент результативных проверок, % 4,4 4,4 4,7 5,7 5,8
Процент результативных проверок за анализируемый период имеет тенденцию к увеличению, что является позитивным явлением, так как говорит об эффективной работы контрольных налоговых органов.
Для более детального анализа результативности камерального контроля рассчитаем сумму доначисленных платежей в расчете на одну проверку, выявившую нарушения (табл. 5).
Таблица 5 - Анализ расчета суммы доначислений на одну результативную проверку за 20122016 гг. (тыс.руб.)
Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Доначисленно платежей по результатам камеральных проверок всего (тыс. руб.) 135321 44172 113814 236292 272552
Результативных проверок, ед. 12542 10986 11363 14013 16794
Сумма доначислений в расчете на одну результативную проверку, тыс.руб. 10,79 4,02 10,01 16,87 16,23
Приведенные данные таблицы 5 свидетельствуют о том, что суммы доначисленных в расчёте на одну камеральную проверку, выявившую нарушения, за анализируемый период увеличиваются.
Так в 2013 год наблюдается тенденция снижения на 6,77 тыс.руб., это связано со снижением суммы доначислений платежей по результатам камеральной проверки, далее в 2014 году замечен рост на 5,99 тыс.руб., и в 2015 году намечен значительный рост на 6,86 тыс. руб. или на 40,7%, в 2016 году сумма доначислений практически не изменилась. Таким образом, данная тенденция связана с увеличением сумм доначисленных платежей по результатам камеральных проверок, что в свою очередь говорит об результативности налогового контроля.
Далее аналогичным образом проанализируем организацию и проведение выездных налоговых проверок за период 2012 - 2016 гг. (табл. 6).
Таблица 6 - Анализ сведений о проведенных Инспекцией выездных проверках за 2012-2016 гг. (тыс.руб.)
Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Количество проведенных выездных проверок, ед. 2382 1300 859 987 288
Из них выявившие нарушения 1011 623 439 532 287
Доначисленно платежей по результатам проверок всего (тыс. руб.) 1149130 900531 1013520 1586767 1099065
Из них налоги 906080 706764 732626 1354064 838341
пени 153600 130367 196247 218871 260724
штрафные санкции 89450 63400 84647 113 832
Проведённый анализ показал, что за анализируемый период происходит уменьшение числа проводимых выездных проверок (в среднем 12,09%). Однако в результате этого происходит снижение количества выявленных нарушений в ходе проведённых проверок на 28%, что влияет на уменьшение собираемости налогов.
Рассчитаем удельный вес проверок, выявивших нарушения законодательства о налогах и сборах, в общем количестве проведенных выездных проверок (табл. 7).
Таблица 7 - Анализ расчета процента результативных выездных проверок за 2012-2016 гг. (тыс.руб.)
Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Количество проведенных выездных проверок, ед. 2382 1300 859 987 288
из них выявившие нарушения, ед. 1011 623 439 532 287
Процент результативных проверок, % 42,5 48,0 51,1 54 100,3
Процент результативности проверок за анализируемый период возрастает в среднем в 2,5 раза, что свидетельствует о росте эффективности планирования Инспекцией Брянской области при проведении выездных проверок.
Процент результативности проверок за анализируемый период возрастает в среднем в 2,5 раза, что свидетельствует о росте эффективности планирования Инспекцией Брянской области при проведении выездных проверок.
Для более подробного анализа результативности выездного контроля рассчитаем сумму доначисленных платежей в расчете на одну проверку, выявившую нарушения (табл. 8).
Таблица 8 - Расчет суммы доначислений в расчете на одну результативную проверку за 20122016 гг. (тыс.руб.)
Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Доначисленно платежей по результатам выездных проверок всего (тыс. руб.) 1149130 900531 1013520 1586767 1099065
Результативных проверок, ед. 1011 623 439 532 287
Сумма доначислений в расчете на одну результативную проверку, тыс.руб. 1136,6 1445,5 2308,7 2982,5 3829,5
Приведенные данные таблицы 8 свидетельствуют о том, что за анализируемый период в Брянской области возрастает сумма доначислений в расчёте на одну результативную проверку.
Так за 2013 году наблюдается тенденция роста на 308,9 тыс.руб. или на 21,4%, далее в 2014 году видно увеличение на 863,2 тыс.руб. или 37,3%, в 2015 году этот показатель вновь увеличился на 673,8 тыс.руб. или 22,5%, в 2016 показатель вырос на 847 тыс. руб. или на 77,8%. Всё это связано с увеличением сумм доначислений платежей по результатам выездных проверок. В целом результаты таблицы говорят об увеличении количества налоговых правонарушений, вследствие увеличения количества доначисленных сумм налоговых платежей.
Большое значение в налоговом контроле имеет показатель качества проведенных проверок. Он выражает правомерность доначисления налоговых платежей по результатам налоговых проверок.
Рассчитаем данный показатель, используя следующую формулу:
(Сд + Сурс) П =---, где
П - имеет показатель качества проведенных проверок;
Сурс-сумма уменьшения дополнительно начисленных платежей по решениям судебных и вышестоящих органов;
Сд -сумма дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы.
Результаты исследования представим в таблице 9.
Таблица 9 - Расчет показателя качества контрольной работы Инспекция за 2012-2016 гг. (тыс.руб.)
Год Сд Сурс П
2012 1284451 13559 0,99
2013 944703 18229 0,98
2014 1127335 22200 0,98
2015 1823059 23778 0,99
2016
Данные свидетельствуют о высоком контроле со стороны налоговых органов Брянской области, что в свою очередь увеличивает его результативность и эффективность. Несмотря на постоянное
совершенствование налогового законодательства РФ, такое явление как уклонение от уплаты налогов является весьма распространенным явлением.
Наиболее опасные формы уклонения от уплаты налогов имеют свою специфику и нанося весомый ущерб бюджетам всех уровней.
Проанализировав поступление налогов и сборов за период с 2012-2016 гг. можно констатировать о положительной тенденции к росту поступлений налогов и сборов в бюджет Брянской области (в среднем эти поступления за последние 3 года увеличились на 24,6%). Однако в последние годы в Брянской области было совершено значительное количество правонарушений связанных с уклонением от уплаты налогов, где в значительной степени уклонились от уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, что в свою очередь повлияло на состояние бюджета Брянской области.
Далее проанализируем дополнительно начисленные платежи по результатам контрольных проверок Инспекцией по Брянской области. За последние 5 лет в Брянской области динамика довольна разная, в начале наблюдается тенденция увеличения начислений, однако к 2016 году ситуация нормализуется и динамика дополнительно начисленных платежей по результатам налоговых проверок заметно снижается, что говорит об уменьшении количества налоговых нарушений со стороны налогоплательщиков. Так снижение доначислений в 2016 году по сравнению с предыдущим годом составила 24,7%.
За анализируемый период происходит снижение количества проводимых камеральных проверок в среднем на 0,5%. Этот факт может быть связан с уменьшением числа представляемых налогоплательщиками деклараций. Однако, при этом наблюдается увеличение количества выявленных нарушений на 25,3%, что также подтверждает рост числа налоговых правонарушений и повышение качества работы налоговых органов.
Процент результативных камеральных проверок за анализируемый период имеет тенденцию к увеличению, что является позитивным явлением. Суммы доначисленных поступлений в расчёте на одну камеральную проверку, выявившую нарушения, в среднем увеличились на 66,5%.
За анализируемый период происходит уменьшение на 12,09 % числа проводимых выездных проверок. В результате этого происходит снижение количества выявленных нарушений на 28%, что влияет на уменьшение собираемости налогов.
Процент результативности проверок за анализируемый период возрастает в среднем в 2,5 раза, что свидетельствует о росте эффективности планирования Инспекцией Брянской области проведения выездных проверок. За анализируемый период в Брянской области возрастаем сумма доначислений в расчёте на одну результативную выездную проверку в среднем на 31,8%.
Большое значение в налоговом контроле имеет показатель качества проведенных проверок. Он выражает правомерность доначисления налоговых платежей по результатам налоговых проверок.
Проанализировав данный показатель можно сказать, что правомерность проверок налоговых органов Брянской области близка к 100% и оставляет в среднем за 5 лет 98%. Все эти данные свидетельствуют о высоком налоговом контроле со стороны Инспекции Брянской области, что в свою очередь увеличивает результативность и эффективность налогового контроля.
Оценивая эффективность налогового контроля, следует также учитывать различия между камеральными и выездными проверками (табл. 10).
Таблица 10 - Сравнительная характеристика эффективности камеральных и выездных проверок
Показатель 2016 год
Процент результативных выездных проверок, % 53,9
Процент результативных камеральных проверок, % 5,68
Сумма доначислений в расчёте на одну камеральную результативную проверку, тыс. руб. 49,5
Сумма доначислений в расчёте на одну выездную результативную проверку, тыс. руб. 8939,5
Как видно из приведенных расчётов процент результативных выездных проверок составил 53,9% , а камеральных проверок 5,68%, т.е на 48,2% выше. Сумма доначислений в расчёте на одну результативную проверку в 180,6 раза выше при выездной проверке, чем при камеральной.
Выездные проверки являются более результативными, так как налоговый орган проводит их только в отношении экономических агентов с высоким налоговым риском. Подводя итого следует отметить, что результативность камеральных налоговых проверок растет, а затраты на проведение таких проверок снижаются, это может говорить о повышении эффективности налогового контроля. Вместе с тем результаты налоговых проверок — это только одна из составляющих, формирующая показатель собираемости. Важную роль в определении этого показателя играют и другие факторы: степень сознательности и информированности самих налогоплательщиков и качество работы налого-
вых органов по сбору налоговых платежей.
Таким образом, можно констатировать, что проблема уклонения от уплаты налогов является одной из самых значительных для экономики региона, она создаёт угрозы для экономической безопасности, устранить которую можно создав определённые условия для работы финансовой системы. Необходимо исключить возможность для незаконного использования финансовых средств в различных областях экономики Брянской области и страны в целом, что требует совершенствования системы налогового контроля.
Библиографический список
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изм. от с изм. от 13.07.2015 № 85-ФЗ); часть вторая - Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. от 05.04.2016 №102-ФЗ): [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Электрон.данные. - Режим доступа: http: www.consultant.ru.
2. Акимбекова Р.Д. Управление налоговыми неналоговыми доходами государственного бюджета Республики Казахстан // Актуальные вопросы экономики и агробизнеса: сб. статей VIII Между-нар. науч.-практ. конф. в 4 ч. Ч. 2. С. 112-117.
3. Организация налогового контроля в Российской Федерации: современное состояние, проблемы и возможные пути их устранения / Б.Х. Алиев и [и др.] // Фундаментальные исследования, 2016. №8-2. С. 291-295.
4. Винокурова Т.П. Налоговые расходы как аналитическая категория: понятии е, состав и необходимость расчета // Актуальные вопросы экономики и агробизнеса: сб. ст. VIII Междунар. науч.-практ. конф. в 4 ч. Ч. 2. С. 196-200.
5. Гринь М.Г. Налоговый учет и отчетность КФХ на ЕСХН в 2017 году // Актуальные вопросы экономики и агробизнеса: сб. ст. VIII Междунар. науч.-практ. конф. в 4 ч. Ч. 2. С. 178-183.
6. Кувшинов М.Н. Организация использования радиоактивно загрязненных сельскохозяйственных угодий: автореф. дис. ... к. э. наук. М.: ВНИОПТУСХ, 2011. 18 с.
7. Майбурова И.А. Налоги и налогооблажение. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 326 с.
8. Морозов М.С. К вопросу результативности налогового контроля // Сервис PLUS, 2009. N 4. с. 67-72.
9. Мусаева Х.М., Сиражудинова С.И., Керимова З.А. Добровольная уплата налоговых платежей как показатель эффективности деятельности налоговых органов Российской Федерации // Налоги и налогообложение, 2016. № 11. С. 847-856.
10. Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов. [Электронный ресурс]: https://www.nalog.ru/m32/related_activities/statistics_and_analytics/forms/#t2. Дата обращения: (01.04.2017).
11. Положение об Управлении Федеральной налоговой службы по Брянской области от 14.05.2015 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn32/about_fts/docs/5699358/
12. Приказ ФНС России от 08.04.2011 № ММВ-7-2/258 «О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»: [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система. -Электрон. данные. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/3799166/
13. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия: 4-е изд. М.: ИНФРА-М, 2013. 882 с.
14. Экономические системы современной России: теоретические и практические проблемы развития: коллективная монография / под ред. А.Д. Шафронова, Ю.Н. Каткова. Брянск: Изд-во ООО «Новый проект», 2015. 504 с.
15. Юн Г.Б., Таль Г.К., Григорьев В.В. Словарь по антикризисному управлению. М.: Дело, 2003.
References
1. Tax code of the Russian Federation: part I of Federal Law № 146-FL, 31 July 1998 (as amended of tha amemded № 85-FL, 13.07.2015); part two - the Federal Law № 117-FL, 5 August, 2000 № 117-FZ (as amended №102- FL, 05.04.2016)): [Electronic resource] // Consultant plus: Computer-based legal system. -Electron.data. - Access mode: http: www.consultant.ru.
2. Akimbekova R.D. Managing tax non-tax revenues of the state budget of the Republic of Kazakhstan // Urgent problems of economy and agribusiness. Collected works of VIII International scientific-practical confererence in 4 parts. Part 2. P. 112-117.
3. Organization of tax control in the Russian Federation: current state, problems and possible ways of their elimination /Aliev B. Kh. [et al.] //Fundamental Researches, 2016. №. 8-2. P. 291-295.
4. Vinokurova T.P. Tax expenditures as an analytical category: the concept e, the composition and the calculation necessity // Urgent problems of economy and agribusiness. Collected works of VIII International scientific-practical confererence in 4 parts. Part 2. P. 196-200.
5. Grin M.G. Tax accounting and reporting of farm holdings on the unified agricultural tax in 2017// Urgent problems of economy and agribusiness. Collected works of VIII International scientific-practical confererence in 4 parts. Part 2. P. 178-183.
6. Kuvshinov M.N. Management of radioactively contaminated agricultural lands: author's abstract of cand. diss. of economic sciences. M. VNIOPTUSKh. 2011. 18 P.
7. Mayburova I.A. Taxes and taxation. M.: YUNITI-DANA, 2007. 326p.
8. Morozov M.S. To the question of tax control effectiveness //Service PLUS, 2009. № 4. P. 67-72.
9. Musaeva H.M., Sirazhudinov S.I., Kerimova Z.A. Voluntary tax payments as a measure of activity efficiency of tax bodies of the Russian Federation //Taxes and taxation, 2016. № 11. P. 847-856.
10. Report on the results of control work of tax authorities. [Electronic resource]: https://www.nalog.ru/rn32/related_activities/statistics_and_analytics/forms/#t2. Date of access: (01.04.2017).
11. Regulations on Management of Federal tax service of the Bryansk region, 14.05.2015: [Electronic resource]. Mode of access: https://www.nalog.ru/rn32/about_fts/docs/5699358/
12. Order of the Federal Tax Service of Russia № MMV-7-2/258, 08.04.2011, "About introduction of changes of the Order of the Federal Tax Service of Russia № MM-3-06/333, "On approval of the concept of planning system of outsourced tax auding", 30.05.2007: [Electronic resource] // Consultant plus: Computer-based legal system. - Electron.data. - Mode of access: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/3799166/
13. Rumyantseva E.E. New economic encyclopedia: 4th ed. -M.: INFRA-M, 2013. 882 p.
14. The economic systems of modern Russia: theoretical and practical problems of development: collective monograph / under the editorship of A.D. Shafronova, Yu.N.Katkova. -Bryansk: Publishing house "New project", 2015. - 504p.
15. Yun G.B., Tal G.K., Grigoriev V.V. Dictionary on crisis management. M: Business, 2003.
УДК 378
О НЕОБХОДИМОСТИ И ПУТЯХ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ
To the Question of Necessity of Students' Cognitive Activity and the Ways of its Development
Голуб Л.Н., кандидат педагогических наук, e-mail: [email protected]
Golub L.N.
ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» 243365 Брянская область, Выгоничский район, с. Кокино, ул. Советская, 2а
Bryansk State Agrarian University
Реферат. Задача преподавателя вуза - формирование творчески активного специалиста, обладающего не только хорошими знаниями по предмету, но и умеющего применить эти знания, преломить их к конкретной ситуации, умеющего рассуждать, логически и творчески мыслить, ориентироваться в сложных ситуациях.Чтобы решить эту задачу, мы должны развивать познавательный интерес обучаемых, который в свою очередь является стимулом их познавательной активности. На развитие познавательной и творческой активности влияет и содержание материала, и методы обучения, и организационные формы, и постановка воспитательной работы, и материальная база учебного заведения, личность преподавателя.
Summary. The task of the teacher of high school is the formation of creative activity of a specialist who has not only a good knowledge on the subject, but also knows how to use this knowledge, and interpret it in the particular situation, who is able to reason logically and to think creatively, to be quick to size up difficult situations. To solve this problem, we need to develop cognitive interest of students, which in turn is the stimulus of their cognitive activity. The content of the material, the teaching methods and forms of organization, as well as arrangement of educational work, and the material base of the institution, and the personality of a teacher have an influence on the development of cognitive and creative activity.
Ключевые слова: познавательный интерес, познавательная активность, педагогические технологии, интеллектуальные задания, принципы обучения, технологии проблемного обучения.