На формирование и развитие индивидуальной корпоративной культуры организации существенное влияние оказывают процессы постановки, развития и видоизменения целей организации. Р. Санчес утверждает, что организации отличаются друг от друга собственной комбинацией целей,такж е какиинда-вид/альным подходом кдостиж ению этих целей [12].
Корпоративная культуралюбой организации состоит из разделяемых ценностей, отношений, мнений и убеждений менеджеров и сотрудников, которые определяют их поведение и действия. Учитывая, что специфической особенностью образовательной организации является включение в поле корпоративной культуры не только преподавателей и сотрудников, но и студентов, она становится определяющим фактором, влияющим на фьрмйрование интеллектуального потенциала выпускаемых специалистов, его базовых компетенций, а значит; определяет и характер отношений с субъектами рынка образовательных услуг.
Таким образом, маркетинговое управление учебным заведением можеги должно осуществляться на основе корпоративного проекта, главной целью которого является приобретениеустойчивых и долговременных отношений с потребителями образовательных услут и работодателями, являющимися основными субъектами рынка.
Новым в этой маркетинговой стратегии является особое содержание проекта, продиктованное специфичностью как самой услуги, так и рынка. В данном случае его суть определяет комплекс распределенных по времени мероприятий, направленный на формирование корпоративной культуры учебного заведения. Уникальность этой корпоративной культуры, позиционирование ее имиджа на рынке образовательных услуг и составляет важнейшее конкурентное преимущество.
Библиографический список
2. Pallister J. Marketing's role in business process redesign/J. Pallister, W. Jones, L. Higgms MEG. Proceedings, Loughborough University Business School. - 1993. - P.76S-774.
3. McKenna, R. Marketing is everything/ R.McKenna// Harvard Business Review, 1991. - Vol. 69, №1, January-February, pp 65-79.
4. Wendell R. Smith, Product Differentiation and Market Segmentation as Alternative Marketing Strategies. - Journal of Marketing, July 1966, p. 3-8.
5. Pallister, J, Jones, Wand Higgms, L (1993) «Marketing's role in business process redesign». MEG Proceedings, Loughborough Universi ty Business School, pp 765-74.
6.В.Г. Волъвач. Структура человеческого капитала: социологический аспект/Актуальные методологические и теоретические проблемы в российской науке. Сборник научных трудов, ч. I./ Волъвач В.Г. — Омск: Иэд-во Омского экономического института, 2006 г.-С. 123-128
7. Schein, EH (1983) «The Role of the Founder in Creating Organisational Climate», Organisational Dynamics, Vol. 12, No 1, Summer, pp. 13-28
8. Панкрухин А.П. Маркетинг/А.П. Панкрухин. - M.: Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, 1999. - 398 с.
9. ПоповЕ.В.Теориямаркетинга/Е.В.Попов. — Екатеринбург: « Наука», Уральское отделение, 1999.-586 с.
10. Чумиков А Н. Связи с общественностью/А.Н. Чуыиков, -М.: Дело, 2000, - 272 с.
11. Campbell, D., Stonehouse.G. and Houston. В. (1999) Business Strategy — An Introduction, Butterworth-Heinemann, Oxford.
12. Sanchez, R„ Heene, A. and Thomas, H. (1996J Towards the theory and pracLice of competence-based competition, in: Sanchez, R., Heene, A. andThomas, H, (eds), Dynamics of C.ompetence-Based Competition: Theory and Practice in the New Stra tegic Management, Elsevier, Oxford.
БАРАНОВСКИЙ Александр Иосифович, кандидат экономических наук, доцент кафедры истории и теории мировой экономики.
1. Барановский А.И. Инновационный вуз на рынке образовательных услуг/А. И. Барановский, В.Г. Вольвач. — Омск: Изд-во Омского экономического института, 2005 г.
Поступила в редакцию 19.06.06. © Барановский А. И.
удк 331 027 В. А. МАРЫШЕВА
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия
РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
Рассматривается проблема повышения эффективности управления рисками. Обосновывается необходимость подготовки, обнаружения талантливых риск-менеджеров, обладающих интуицией и наделенных способностью идентифицировать, создавать определенные модели, прогнозировать развитие событий.
ляет систему оценки риска, управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе бизнеса. Риском можно управлять, используя разнообразные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового со-
s
о ;
X :
О I
" I
ьш
В рыночной экономике производители, продавцы, покупатели действуют в условиях конкуренции самостоятельно, то есть на свой страх и риск. Их финансовое будущее является поэтому непредсказуемым и мало проптчщэуемым 0игк-менелжмрнтпредстав-
бытия и вовремя принимать меры к снижению степени риска.
В российской практике риск предпринимателя количественно характеризуется субъективной оценкой ожидаемой величины максимального и минимального дохода (убытка) от вложения капитала. Чем больше диапазон между максимальным и минимальным доходом (убытком) при равной вероятности их получения, тем выше степень риска. Риск представляет собой действие в надежде на счастливый исход по принципу «повезет — не повезет». Принимать на себя риск предпринимателя вынуждает неопределенность хозяйственной ситуации, неизвестность условий политической и экономической обе гановки 1: перспектив изменения этих условий. Чем больше неопределенность хозяйственной ситуации при принятии решения, тем выше степень риска.
На степень и величину риска реально воздействовать через финансовый механизм, что осуществляется с помощью приемов стратегии и финансового менеджмента. Этот своеобразный механизм управления риском и есть риск-менеджмент, представляющий систему управления риском и экономическими (точнее финансовыми) отношениями, возникающими в процессе этого управления, и включает стратегию и та ктику управленческих действий.
Под стратегией управления понимаются направления и способы использования средств для достижения поставленной цели. Каждому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия лучшего решения. Стратегия помогает сконцентрировать усилия на различных вариантах решения, не противоречащих генеральной линии стратегии и отбросить все остальные варианты. После достижения поставленной цели данная стратегия прекращает свое существование, поскольку новые цели выдвигают задачу разработки новой стратегии.
Тактика — практические методы и приемы менеджмента для достижения установленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики является выбор наиболее оптимального решения и самых конструктивных в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.
Риск- менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы — объекта управления и управляющей подсистемы — субъекта управления. Объектом управления в риск-менеджменте выступают рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска. К таким экономическим отношениям относятся связи между страхователем и страховщиком, заемщиком и кредитором, между предпринимателями, конкурентами и т.д.
Субъект управления в риск-менеджменте — группа руководителей (финансовый менеджер, специалист по страхованию и т.д.), которая посредством различных вариантов своего воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления. Этот процесс может осуществляться только при условии циркулирования необходимой информации между субъектом и объектом управления. Процесс управления всегда предполагает получение, передачу, переработку и практическое использование информации. Приобретение надежной и Достаточной в конкретных условиях информации играет главную роль, поскольку оно помогает принять правильное решение по действиям в условиях риска. Информационное обеспечение состоит из разного Рода информации: статистической, экономической, коммерческой, финансовой и т.д.
В указанную информацию входят съедения того или иного страхового случая, события, о наличии и величине спроса на товары, на капитал, о финансовой устойчивости и платежеспособности своих клиентов, партнеров, конкуренто" и т.п.
Тот, кто владеет информацией, владеет рынком. Многие виды информации составляют предмет коммерческой тайны и могут быть одним из видов интел-лектуа \.>,ной собственности, а значит, вноситься в качестве вкладй в уставной капитал акционерного общества или товарищества. Наличие у финансового менеджера достаточной и надежной деловой информации позволяет ему быстро принять финансовые и коммерческие решения, что ведет к снижению потерь и увеличению прибыли.
Лклэое управленческое решение основывается па информации, причем важное значение имеет качество этой информации, которое должно быть оценено при ее получении, а не при передаче. Информация сейчас теряет актуальность очень быстро, ее следует использовать оперативно.
Хозяйствующий субъект должен уметь не только собирать информацию, но и хранить и отыскивать ее в случае необходимости. Лучшей картотекой для сбора информации является компьютер, обладающий одновременно и хорошей памятью, и возможностью быстро найти нужную информацию.
Риск-менеджмент выполняет определенные функции. Различают следующие его функции:
— объекта управления, куда относится организация разрешения риска, рисковых вложений капитала, работ по снижению величины риска, процесса страхования риска, экономических отношений и связей между субъектами хозяйственного процесса.
— Субъекта управления, в рамках которого прогнозирование, организация, координация,регулирование, стимулирование, контроль.
Прогнозирование представляет собой разработку на перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Прогнозирование — это предвидение определенных событий. Организация - объединение людей, совместно реализующих программу рискового вложения капитала на основе определенных правил и процедур. Регулирование — воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости этого объекта в случае возникновения отклонения от заданных параметров. Координация — обеспечение согласованности работы всех звеньев системы управления риском. Стимулирование — побуждение финансовых менеджеров, других специалистов к заинтересованности в результатах своего труда. Наконец, контроль — это проверка организации работы по снижению степени риска.
В риск-менеджменте готовых рецептов нет и быть не может. Но зная его методы, приемы, способы решения тех или иных хозяйственных задач, можно добиться ощутимого успеха в конкретной ситуации.
Особую роль в решении рисковых задач играют интуиция менеджера и инсайт. Интуиция представляет собой способность непосредственно, как бы внезапно, без логического продумывания находить правильное решение проблемы. Интуиция является непременным компонентом творческого процесса. Инсайт — сознание решения конкретной проблемы. В момент инсайта решение осознается ясно, однако эта отчетливость часто носит кратковременный характер. Поэтому необходима сознательная фиксация решения.
В случаях, когда риск рассчитать невозможно, принятие рисковых решений происходит с помощью
эвристики, которая представляет собой совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины. Иными словами, это способы решения особо сложных задач.
Риск-менеджмент имеет свою систему эвристических правил и приемов для принятия решения в условиях риска:
— нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;
— всегда надо думать о последствиях риска;
— положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнения;
— нельзя рисковать многим ради малого;
— при наличии сомнения принимаются отрицательные решения.
Нельзя думать, что всегда существует только одно решение, возможно, что есть и другие варианты.
Прежде чем принять решение о рисковом вложении капитала, финансовый менеджер должен определить максимальный объем убытка по данному риску, сопоставить его с объемом вкладываемого капитала, сравнить его со всеми собственными финансовыми ресурсами и определить, не приведет ли потеря этого капитала к банкротству инвестора. Объем убытка от вложения капитала может быть равен объему данного капитала, быть меньше его или больше.
Неотъемлемым элементом риск-менеджмента является организация мероприятий по выполнению намеченной программы, то есть определение отдельных видов мероприятий, объемов и источников финансирования этих работ, конкретных исполнителей, сроков выполнения и т.д. Важным этапом организации риск-менеджмента являются контроль за выполнением намеченной программы, анализ и оценка результатов выбранного варианта решения.
Организация риск-менеджмента предполагает определение органа управления риском. Им может быть финансовый менеджер, менеджер по риску или соответствующий аппарат управления, отдел рисковых вложений капитала, который должен осуществлять следующие функции:
— проводить венчурные и портфельные инвестиции, то есть рисковые вложения в соответствии с действующим законодательством и уставом хозяйствующего субъекта;
— разрабатывать программу рисковой инвестиционной деятельности;
— собирать, анализировать, обрабатывать и хранить информацию об окружающей обстановке;
— определять степень и стоимость рисков, стратегию и приемы управления;
— разрабатывать программу рисковых решений и организовывать ее выполнение, включая контроль и анализ результатов;
— осуществлять страховую деятельность, заключать договоры страхования и перестрахования, проводить страховые и перестраховочные операции;
— разрабатывать условия страхования и перестрахования, устанавливать размеры тарифных ставок по страховым операциям;
— выдавать гарантию по поручительству российских и иностранных компаний, производить возмещение убытков за их счет, поручать другим лицам исполнение аналогичных функций за рубежом;
— вести соответствующую бухгалтерскую, статистическую и оперативную отчетность по рисковым вложениям капитала.
Стратегия риск-менеджмента — это искусство управления риском в неопределенной хозяйственной
ситуации, основанное на прогнозировании риска и приемов его снижения. Эта стратегия включает правила, на основе которых принимаются рисковые решения и способы выбора их вариантов.
В стратегии риск-менеджмента применяются следующие правила:
— максимум выигрыша;
— оптимальная вероятность результата;
— оптимальная колеблемость результата;
— оптимальное сочетание выигрышам величины риска.
Сущность правила максимума выигрыша заключается в том, что из возможных вариантов рисковых вложений капитала выбирается вариант, дающий наибольшую эффективность результата при минимальном для инвестора риске.
Достижение оптимальной вероятности результата состоит в том, что из возможных решений выбирается то, при котором вероятность результата является приемлемой для инвестора. На практике применение правила оптимальной вероятности результата обычно сочетается с использованием правила оптимальной колеблемости результата, сущность которого заключается в том, что из возможных решений выбирается то, при котором вероятности выигрыша и проигрыша для оного и того же рискового вложения капитала имеют наименьший разрыв.
Стремление оптимального сочетания размера выигрыша и величины риска заключается в том, что менеджер оценивает ожидаемые величины выигрыша и риска и принимает решение вложить капитал в то мероприятие, которое позволяет получить ожидаемый выигрыш и одновременно избежать большого риска. Правила принятия решения рискового вложения капитала дополняются различными способами выбора варианта решения. Среди последних выбор:
— варианта решения при условии, что известны вероятности возможных хозяйственных ситуаций;
— варианта решения при условии, что вероятности возможных хозяйственных ситуаций неизвестны, но имеются оценки их относительных значений;
— варианта решения при условии, что вероятности возможных хозяйственных ситуаций неизвестны, но известны основные направления оценки результатов вложения капитала.
В первом случае определяется среднее ожидаемое значение нормы прибыли на вложенный капитал по каждому варианту и выбирается вариант с наибольшей нормой прибили. Во втором путем экспертной оценки устанавливается значение вероятности условий хозяйственных ситуаций и проводится расчет среднего ожидаемого значения нормы прибыли на вложенный капитал. В третьем случае имеются три направления оценки результатов вложения капитала: выбор максимального результата из минимальной величины; выбор минимальной величины риска из максимальных рисков; выбор средней величины результата.
Расчет по оценке и выбору оптимального варианта вложения капитала производится при помощи математических методов, которые изучаются такими дисциплинами, как эконометрика, финансовый менеджмент, экономический анализ.
Предприниматель в процессе своих действий на рынке обязан выбрать стратегию, которая бы позволила ему уменьшить степень риска. Математический аппарат для выбора стратегии в конфликтных ситуациях дает теория игр, которая позволяет предпринимателю или менеджеру лучше понимать конкретную обстановку и свести к минимуму степень риска.
Анализ с помощью приемов теории игр побуждает предпринимателя рассматривать все возможные альтернативы как своим действиям, так и стратегии партнеров, конкурентов. Теория игр помогает решать многие экономические проблемы, связанные с выбором, определением наилучшего положения, подчиненного только некоторым ограничениям, вытекающим из условий самой проблемы. Следовательно, риск имеет математически выраженную вероятность наступления потери, которая опирается на статистические данные и может быть рассчитана с достаточно высокой степенью точности.
Центральное место в оценке предпринимательского риска занимают анализ и прогнозирование возможных потерь ресурсов при осуществлении предпринимательской деятельности. Имеется в виду не расход ресурсов, объективно обусловленный характером и масштабом предпринимательских действий, а случайные, непредвиденные, но потенциально возможные потери, возникающие вследствие отклонения реального хода предпринимательства от задуманного сценария.
Потери, которые могут быть в предпринимательской деятельности, целесообразно разделять на материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь.
Материальные виды потерь проявляются в непредусмотренных предпринимательским проектом дополнительных затратах или прямых потерях оборудования, имущества, продукции, сырья, энергии и т. д. По отношению к каждому отдельному из перечисленных видов потерь используются свои единицы измерения. Наиболее естественно измерять материа/ьные потери в тех же единицах, в которых измеряется количество данного вида материальных ресурсов, т. е. в физических единицах веса, объёма, площади и др.
Однако свести воедино потери, измеряемые в разных единицах, и выразить их одной величиной не представляется возможным. Нельзя складывать килограммы и метры. Поэтому неизбежно исчисление потерь в стоимостном выражении, в денежных единицах. Для этого потери в физическом измерении переводятся в стоимостное измерение путём умножения на цену единицы соответствующего материального ресурса. Для материальных ресурсов, стоимость которых известна, потери сразу можно оценивать в денежном выражении. Имея оценку вероятных потерь по каждому из отдельных видов материальных ресурсов в стоимостном выражении, реально свести их воедино, соблюдая при этом правила действий со случайными величинами и их вероятностями.
Трудовые потери представляют потери рабочего времени, вызванные случайными, непредвиденными обстоятельствами. В непосредственном измерении трудовые потери выражаются в человеко-часах, человеко-днях или просто часах рабочего времени. Перевод трудовых потерь в стоимостное, денежное выражение осуществляется путём умножения трудо-часов на стоимость (цену) одного часа.
Финансовые потери - это прямой денежный ущерб, связанный с непредусмотренными платежами, выплатой штрафов, уплатой дополнительных налогов, потерей денежных средств и ценных бумаг. Кроме того, финансовые потери могут быть при недополучении или неполучении денег из предусмотренных источников, при невозврате долгов, неоплате покупателем поставленной ему продукции, уменьшении выручки вследствие снижения цен на реализуемые продукцию и услуги. Особые виды денежного ущерба связаны с инфляцией, изменением валют-
ного курса рубля, дополнительные к узаконенному изъятием средств предприятий в государственный (республиканский, местный) бюджет. Наряду с безвозвратными могут быть и временные финансовые потери, обусловленные замораживанием счетов, несвоевременной вы дачей средств, отсрочкой выплаты долгов.
Потери времени существуют тогда, когда процесс пре\принимат ельской деятельности идёт медленнее, чем было намечено. Прямая оценка таких потерь осуществляется в часах, днях, неделях, месяцах запаздывания в получении намеченного результата. Чтобы перевести ощ нк-' потерь времени в стоимостное измерение, необходимо установить, к каким потерям дохода, прибыли от предпринимательства способны приводить случайные потери времени,
Специальные виды потерь имеют место в виде нанесения ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предпринимателя, атакже вследствие других неблагоприятных социальных и морально-психологических последствий. Чаще всего специальные виды потерь крайне трудно определить в количественном, тем более в стоимостном выражении. Для каждого из видов потерь исходную оценку возможности их возникновения и величины производят за определённое время, охватывающее месяц, год, срок функционирования бизнеса. При проведении комплексного анализа вероятных потерь риска важно не только установить все источники риска, но и выявить, какие источники преобладают.
Необходимо далее разделить вероятные потери на определяющие и побочные.
При оценке предпринимательского риска побочные потери могут быть исключены в количественной оценке уровня риска. Если в числе рассматриваемых потерь выделяется один вид, который либо по величине, либо по вероятности возникновения заведомо больше остальных, то при количественной оценке уровня риска в расчёт можно принимать только его.
В принципе надо учитывать только случайные потери, не поддающиеся прямому расчету, непосредственному прогнозированию и потому не учтенные в предпринимательском проекте. Если потери можно заранее предвидеть, то они должны рассматриваться не как потери, а как неизбежные расходы и должны входить в расчетную калькуляцию. Так, предвидимое движение цен, налогов, их изменение в ходе осуществления хозяйственной деятельности предприниматель обязан учесть в бизне-плане.
Рассмотрим детальнее структуру потерь в зависимости от вида предпринимательской деятельности, т.е. производственного, коммерческого и финансового предпринимательства. Охарактеризуем некоторые специфические источники потерь и влияющие на них факторы. К ним следует отнести:
— потери от воздействия непредвиденных политических факторов, которые порождают политический риск, проявляющийся в форме неожиданного, обусловленного политическими соображениями и событиями изменения условий хозяйственной деятельности, что создает неблагоприятный для предпринимателя фон и тем самым способен привести к повышенным затратам ресурсов и потере прибыли. Типичные источники такого риска — увеличение налоговых ставок, введение принудительных отчислений, изменение договорных условий, трансформация форм и отношений собственности, отчуждение имущества и денежных средств по политическим мотивам. Величину возможных потерь и определяемую ими степень риска очень трудно предвидеть;
— потери, обусловленные стихийными бедствиями, а также воровством и рэкетом;
— по тери, вызванные несовершенством методологии и некомпетентностью лиц, формирующих бизнес-план и осуществляющих расчет прибыли и дохода. Если в результате действия подобных факторов величины ожидаемых значений прибыли и дохода от предпринимательского проекта будут завышены, а реально полученные результаты окажутся ниже, то разница воспринимаются как потери. Но, в действительности, если бы номинальные значения прибыли (дохода) были определены корректно, угроза таких потерь могла бы и не учитываться. Если же завышение расчетной прибыли имело место, то ее «недобор» заведомо будет считаться ущербом, и риск подобных потерь существует;
— потери предпринимателя, обусловленные недобросовестностью или несостоятельностью компаньонов. Риск оказывается обманутым в сделке или столкнуться с неплатежеспособностью должника, невозможностью долга, к сожалению, в России достаточно реален.
Полностью избежать риска практически невозможно, но, зная источник потерь, бизнесмен способен снизить их угрозу, уменьшить действие неблагоприятных факторов. Охарактеризуем потери, потенциальная возможность которых порождает предпринимательский риск, в частности, в производственном бизнесе.
Снижение намеченных объемов производства и реализации продукции вследствие уменьшения производительности труда, простоя оборудования или недоиспользования производственных мощностей, потерь рабочего времени, отсутствия необходимого количества исходных материалов, повышенного процента брака ведет к недополучению запланированной выручки. Вероятные потери в этом случае в стоимостном выражении определяются произведением вероятного суммарного уменьшения объема выпуска продукции и цены реализации единицы объема продукции.
Снижение цен, по которым намечается реализовать продукцию, в связи с недостаточным качеством, неблагоприятным изменением рыночной конъюнктуры, падением спроса, инфляцией приводит к вероятным потерям, определяемым произведением вероятного уменьшения цены единицы объема продукции на общий объем намеченной к выпуску и реализации продукции.
Повышенные материальные затраты, обусловленные перерасходом материалов, сырья, топлива, энергии, ведут к потерям, определяемым произведением вероятного перерасхода материального ресурса по каждому виду на цену единицы ресурса. Другие повышенные издержки могут быть вследствие высоких транспортных расходов, торговых издержек, накладных и других побочных расходов. Перерасход намеченной величины фонда оплаты труда возможен вследствие превышения расчетной численности либо вследствие выплаты более высокой, чем запланировано, заработной платы работникам. Возможна также уплата повышенных отчислений и налогов, если в процессе бизнеса ставки отчислений и налогов изменятся в неблагоприятную для предпринимателя с торону. Не следуеттакже упускать из виду возможности потерь в виде штрафов, естественнрй убыли, атакже обусловленных стихийными бедствиями, хотя учесть такие потери расчетным образом весьма сложно.
Имеют место потери и в коммерческом предпринимательстве. Так, неблагоприятное изменение (по-
вышение) закупочной цены на товар в процессе осуществления предпринимательского проекта, не блокированное условиями договора о закупке, приводит к потерям, определяемым произведением объема закупок товара в физическом измерении на вероятное повышение закупочной цены. Непредвиденное снижение объема закупки в сравнении с намеченным вызывает уменьшение объема реализации. Потеря прибыли (дохода) исчисляется при этом как произведение снижения объема закупки на величину прибыли (дохода), приходящейся на единицу объема реализации товара. Следует учитывать, что уменьшение объема закупки и реализации может сопровождаться снижением расходов, ибо, кроме так называемых условно-постоянных расходов, существуют затраты, пропорциональные объему операции.
Порой достаточно серьёзны потери в финансовом предпринимательстве.
Финансовое предпринимательство, по сути, это то же коммерческое, но товаром в этом случае выступают деньги, ценные бумаги, валюта. Следовательно, потери, в целом характерные для коммерческого предпринимательства, присущи и финансовому предпринимательству. Но при оценке финансового риска необходимо учитывать такие специфические факторы, как неплатежеспособность одного из агентов финансовой сделки, изменение курса денег, валюты, ценных бумаг, ограничения на валютно-де-нежные операции, возможные изъятия определённой части финансовых ресурсов в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
Поэтому особенно важен для условий России финансовый риск, который возникает в сфере отношений предприятия с банками и другими финансовыми институтами. Финансовый риск деятельности фирмы обычно измеряется отношением заемных средств к собственным: чем выше это отношение, тем больше предприятие зависит от кредиторов, тем серьёзнее и финансовый риск, поскольку ограничение или прекращение кредитования, ужесточение условий кредита влечет обычно трудности и даже остановку производства из-за отсутствия сырья, материалов и т.п. Для рынка ценных бумаг рискованность -свойство почти любой сделки в связи с тем, что эффективность сделки не полностью известна в момент ее заключения. Некоторое исключение составляют государственные процентные бумаги. Но если принять во внимание непрогнозируемость инфляции или обменного курса валют, то отсутствие риска, даже применительно к векселям казначейства США, вызывает сомнение.
В обязанности финансового менеджера входит обеспечение снижения всех видов риска, а не только финансового, поскольку между различными сферами деятельности предприятия не существует четких границ. Риск и доход в финансовом менеджменте рассматриваются как две взаимосвязанные категории. Они могут быть ассоциированы как с каким-либо отдельным видом актов, так и с их комбинацией.
Финансовые менеджеры, естественно, стремятся учитывать риск в своей работе. При этом возможны различные варианты поведения, а значит, итипы менеджера. Но ключевая идея, которой руководствуется менеджер, заключается в том, что требуемая доходность и риск должны изменяться в одном направлении (пропорционально друг другу). Риск является вероятным, следовательно, его количественное измерение не может быть однозначным и предопределенным. В зависимости от того, какая методика исчисления риска применяется, величина его может меняться.
Готовность менеджера идти на риск обычно формируется под воздействием результатов практической реализации прошлых аналогичных решений, принятых в условиях неопределенности. Понесенные потери диктуют выбор осторожной политики, успех же побуждает к риску. Большинство людей предпочитает малорискованные варианты действий. Вместе с тем отношение к риску во многом зависит от величины капитала, которым располагает предприниматель.
К принимаемым в условиях риска относятся решения с известной вероятностью получения любого результата. Это происходит в условиях, когда невозможно оценить вероятность возможных результатов. Если требующие анализа и учета факторы весьма сложны, а достоверной или достаточной информации о них нет, то вероятность того или иного результата невозможно предсказать более или менее точно. Неопределенность характерна для многих решений, принимаемых в быстро меняющихся обстоятельствах. Эта ситуация хорошо знакома российским предпринимателям. В этом случае менеджер попытается получить дополнительную информацию, еще раз проанализировать проблему и , следовательно, учесть ее новизну и сложность, сочетая информацию и результаты анализа с накопленным опытом. Иногда полезно привлечь к этой работе специалистов для составления экспертных оценок.
Возможно также действовать в соответствии с прошлым опытом и интуицией, особенно если не имеется времени на сбор дополнительной информации или если затраты на нее очень велики. По мере увеличения уязвимости бизнеса от финансовых рис:сов многие компании признают, что поиск решения проблем риска должен быть поставлен на профессиональную основу, т.е. риск может быть профессионально управляем. Это обстоятельство заставило многие русские компании иначе взглянуть на роль и место заведующего фина нсовым отделом (финансиста) компании и радикальным образом изменить его функции. Обязанности финансового менеджера ранее сводились обычно к обеспечению запасов наличных денег и наличия при необходимости кредитных средств. Менеджер отвечал зато, чтобы резервные фонды компании были выгодно инвестированы. В настоящее время менеджер должен больше обеспечивать защиту всех активов и прибылей от потерь из-за изменений и колебаний процентных ставок и валютных курсов. Во многих фирмах, кроме того, возрастает роль центров прибыли, которые создают условия для получения дохода и извлечения прибыли за счет операций на финансовом рынке и создания необходимых для операций инструментов и механизмов.
Вся коммерческая деятельность подвержена не одному, а нескольким видам финансового риска. Характерен, например, политический риск-актив, или доходы за рубежом могут быть заморожены или экспроприированы. Имеется и риск регулирования (процедуры бухгалтерского учета и принципы налогообложения могут быть изменены властями). Экономический риск, в частности, когда долгосрочные контракты с иностранными поставщиками могут быть подвержены воздействию изменений.
Менеджер-финансист посредством сбора и анализа соответствующей информации и эффективного
ее применения способен принести огромную пользу компании. В ситуациях, сопряженных с финансовым риском, финансист обязан находить оптимальное решение. Это обычная ситуация риска, относящегося к процентным и валютным куосам. На сегодня имеется не много фирм I. России, способных функционировать без внешних займов. Как правило, компании рассматривают заем кзк более разумный шаг, нежели выш'с ^ дополнительных акций. Но проценты должны быть выплачены в этом случае в установленных размерах, вне зависимости от рентабельности компании. Менеджер, таким образом, должен управлять затратами по проценту. Для многих компаний не представляется возможным реализовать займы на продолжительный срок на основе фиксированного курса, поскольку предложение долгосрочных кредитов на этой основе весьма ограничено. Воздействие резких скачков в процентных ставках ощущается и с точки зрения движения бюджетов наличных средств и создает осложнения в планировании налогов.
Даже компании, недействующие на международных рынках, подвержены риску, связанному с валютными операциями, поскольку их внутренние рынки сбыта могут быть переориентированы на иностранных поставщиков. Так, «Лукойл» является концерном, проводящим все свои операции на территории России в рублевом выражении. При изменении же курса рубля относительно других валют нефть из Персидского залива может стать более привлекательной для многих ее потребителей. Большинство компаний в той или иной мере вовлечены в международный бизнес, подвержены изменениям в цене активов и средств компании относительно иностранных валют. Так, европейские производители автомобилей; экспортирующие продукцию в США, понесли большие убытки из-за падения курса доллара США по отношению к фунту стерлингов и немецкой марке — цена на продукцию европейцев на американском рынке оказалась завышенной, или же они вынуждены были смириться с низким уровнем прибыли. Для японских автомобилестроителей, которые ранее уже сталкивались с подобной проблемой и создали производственные мощности в США с целью ее решения, новой проблемой стало негативное воздействие на баланс материнской компании внезапное падение стоимости их американских инвестиций в ценовом выражении.
Библиографический список
1. Альгин А.П. Грани экономического риска/А.П. Альгин -. М.: Знание, 1991.
2. Гольдштейн Г.Я, Гуц А.Н. экономический инструментарий принятия решений/А.Н. Гуц, Г.Я. Гольдштейн.- М.: ИНИОН, 2004.
3. Севрук В.Т. Банковские риски/ В.Т. Севрук. - М.: Дело ЛТД, 2003.
4. Уткин Э.А. Банковский маркетинг/ Э. А, Уткин,- М .:Инф. ра-м,1995.
МАРЫШЕВА Валерия Анатольевна, аспирантка кафедры менеджмента и маркетинга
Поступила в редакцию 30.05.06. © Марышева В. А.