Научная статья на тему 'Планирование защиты от рисков в предпринимательской деятельности'

Планирование защиты от рисков в предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
932
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАХОВАНИЕ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ЛИМИТИРОВАНИЕ / РЕЗЕРВИРОВАНИЕ / РИСК / PLANNING / INSURANCE / DIVERSIFICATION / LIMITATION / RESERVATION / RISK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Резниченко Д. С.

В статье рассматриваются основные способы, средства и принципы снижения рисков предпринимательской деятельности. Приводится математическое описание модели деления риска. Также предлагается классификация предпринимательских сделок в зависимости от риска, которая позволяет предприятию оценить характер предполагаемой сделки, и перечислены возможные действия, предпринимаемые для минимизации рисков по хозяйственным контрактам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Risk coverage planning in enterpreneurial business

The basic ways, tools and approaches of entrepreneurial business risk reduction are introduced in the article. The mathematical description of risk division pattern is brought in the article. Also the classification of business transactions depending on risks is represented by the author. This classification allows any enterprise to estimate the character of a supposed transaction. The author lists possible activity undertaking for minimizing business contracts risks

Текст научной работы на тему «Планирование защиты от рисков в предпринимательской деятельности»

Д. С. Резниченко, аспирант, кафедра экономики и предпринимательства, Московская академия экономики и права, г. Москва, Россия, d [email protected]

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ОТ РИСКОВ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любая предпринимательская деятельность, как известно, связана с неожиданностями, степень которых зависит от способности предпринимателя прогнозировать политическую и экономическую ситуацию, рассчитывать финансовую окупаемость проекта, выбирать партнеров для своей деятельности, быстро реагировать на изменение рынка и принимать эффективные управленческие решения. Однако предусмотреть все неожиданности, сопутствующие предпринимательской деятельности, как правило, невозможно, а потому всегда существует риск убытков или неполучения намеченной прибыли.

Важной функцией планирования выступает защита организации от риска. Российская и зарубежная практика накопила множество методов защиты от риска. Главное внимание направлено на соблюдение параметров риска как до разработки и принятия решения, так и в ходе его выполнения. Данная статья посвящена анализу методов и средств снижения рисков в предпринимательской деятельности.

Как уже было сказано выше, деятельность предприятия, так или иначе, связана с риском, и задачей руководства предприятия является снижение риска. Для этого используются различные способы и средства. Способы можно подразделить на две группы — внешние и внутренние (рис. 1).

Способы снижения рисков

Внешние Внутренние

Страхование, получение информации о внешней среде Диверсификация, лимитирование, резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов, распределение риска, получение информации о внешней и внутренней среде

Рис. 1. Способы снижения рисков

Рассмотрим каждый из них подробнее:

1. Страхование, как один из внешних способов — это передача определенных рисков страховой компании. Для снижения степени риска используются имущественное страхование и страхование от несчастных случаев. Первое может иметь следующие формы: страхование риска подрядного строительства, страхование оборудования, страхование грузов и др. Второе включает страхование общей гражданской ответственности и страхование профессиональной ответственности. Широко используется и такой вид страхования, как хеджирование — страхование цены товара от риска либо нежелательного для производителя ее падения,

либо невыгодного для потребителя увеличения1.

2. Диверсификация, как один из внутренних методов — это распределение капиталовложений между разнообразными видами деятельности, результаты которых между собой непосредственно не связаны. Предприятие, неся убытки по одному виду деятельности, может получить прибыль по-другому. Диверсификация позволяет повысить устойчивость предприятия к изменениям в предпринимательской среде.

3. Лимитирование предполагает установление лимита — определенных сумм расходов, продажи товаров в кредит, вложения капитала и т. п.

4. Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов предполагает установление соотношения между потенциальными рисками и размерами расходов, необходимых для преодоления последствий этих рисков. В общем случае резерв используется для финансирования дополнительных работ, компенсации непредвиденных изменений материальных и трудовых затрат, накладных расходов и других затрат, возникающих в процессе осуществления проекта.

5. Распределение риска предполагает его разделение между участниками проекта. Рост размеров и продолжительности инвестирования, внедрение новых технологий, высокая динамичность внешней среды увеличивают риск проекта. Способом разделения риска являются операции факторинга. В практике зарубежных банков развитие факторинговых операций связано главным образом с потребностью отдельных поставщиков в ускоренном поступлении платежей, которые представляются сомнительными. Как правило, в этих ситуациях имеет место риск неуплаты претензий плательщиком. Банк, выкупивший такие претензии, может понести убытки. Операции факторинга относятся к операциям повышенного риска. Размер комиссионного вознаграждения зависит как от степени риска (уровня «сомнительности» выкупаемого долга), так и от длительности договорной отсрочки. В некоторых случаях он доходит до 20 % от суммы платежа.

При управлении рисками используется ряд приемов: в основном они состоят из

средств разрешения рисков и приемов снижения степени риска. Средствами разрешения рисков являются:

♦ избежание риска — это сознательное решение не подвергаться определенному виду риска. Человек может решить не подвергать себя риску, связанному с какой-то профессией или работой в какой-то компании, может уклоняться от работы в определенных отраслях производства, потому что они представляются ему чересчур рискованными. Но избежать риска удается не всегда. Например, каждый человек подвергается риску заболеть — просто потому, что он человек, а все люди болеют. Это неизбежно;

♦ предотвращение ущерба сводится к действиям, предпринимаемым для уменьшения вероятности потерь и для минимизации их последствий. Такие действия могут предприниматься до того, как ущерб был нанесен, во время нанесения ущерба и после того, как он случился. Например, вы можете уменьшить риск заболевания, если будете хорошо питаться, достаточно спать, не курить и держаться подальше от тех, кто уже заболел гриппом. Если вы все же «подхватили» простуду, можно перейти на постельный режим и тем самым свести к минимуму вероятность того, что ваше недомогание перейдет в воспаление легких;

♦ принятие риска состоит в покрытии убытков за счет собственных ресурсов. Иногда это происходит само собой, например, когда человек не подозревает о существовании риска или не обращает на него внимания. Бывают случаи, когда люди сознательно решают пойти на риск. В частности, некоторые отказываются от медицинской страховки, предпочитая в случае заболевания пожертвовать на лечение часть заработанных средств. Предупредительные сбережения семьи — одно из средств облегчить расходы в связи с принятием риска;

♦ перенос риска состоит в перенесении риска на других лиц. Продажа рискованных ценных бумаг кому-то другому и приобретение страхового полиса — примеры такой стратегии управления риском. Другой пример: вы не предпринимаете

никаких действий, чтобы избежать риска, и рассчитываете, что нанесенный ущерб будет покрыт за чей-то счет; ♦ деление риска — это управленческие действия, направленные на уменьшение будущего неблагоприятного риска. Наиболее явное выражение подобных действий — решения по управлению финансами.

Рассмотрим более подробно данный способ решения по управлению финансами на числовых примерах.

Пусть имеется возможность вложить некую сумму капитала через приобретение акций двух предприятий. У них одинаковые дивиденды — 2 (две) у. е. на 1 (одну) у. е. в год и одинаковый риск возможной неудачи получения нулевых доходов. Как распорядиться своими средствами?

Вариант 1. Вложить средства в первое предприятие. Средний доход в этом случае равен:

2 х 0,5 + 0 х 0,5 = 1 у. е./у. е. в год.

Вероятность потери средств равняется

0,5.

Вариант 2. Вложить средства во второе предприятие.

Средний доход в этом случае равен:

0 х 0,5 + 2 х 0,5 = 1 у. е./у. е. в год.

Вариант 3. Поделить средства между предприятиями. Средний доход в этому случае равен:

2(0,5 х 0,5) + 1(0,5 х 0,5) + 1(0,5 х 0,5) + + 0(0,5 х 0,5) = 1 у. е./у. е. в год.

Вероятность потери средств равняется (оба предприятия не будут иметь прибыли): 0,5 х 0,5 = 0,25.

В последнем варианте в два раза уменьшился риск полной потери средств, а средний доход оказывается одинаковым во всех вариантах.

В рассмотренном примере управление средствами фактически не влияло на средний будущий доход, поэтому, выбирая распределение средств, можно использовать в качестве оценки минимум риска потери средств.

Математическое описание модели деления риска следующее2. Рассмотрим распреде-

ление средств между двумя предприятиями. Каждое из них характеризуется средним доходом и дисперсией отклонения от среднего дохода. Получаемая сумма дохода равняется:

Е = аЕ1 + (1 - а)Е2,

(1)

где а - доля средств, вкладываемых в первое предприятие; Е: и Е2 — доход на капитал, вложенный в первое и второе предприятие, соответственно. Величина Е является случайной и для нее вычисляются математическое ожидание е и дисперсия D.

Математическое ожидание вычисляется по формуле:

е = ае: + (1 — а)е2. (2)

Формула вычисления дисперсии включает три слагаемых:

(3)

D =а^ + (1 — а)(1 — а^2 +

+ 2а(1 — а)Рл/Б1Б2 ,

где D1 и D2 — дисперсия дохода по первому и второму предприятиям, Р — коэффициент корреляции между доходами рассматриваемых предприятий.

Вариант 1. При е: = е2 и полной независимости предприятий (Р = 0) получим следующее правило деления средств между предприятиями из условия минимума дисперсии:

(4)

а =

^ + ^

Вариант 2. При е: = е2 и прямой предпринимательской зависимости между предприятиями (Р = 1) получается, что итоговая сумма дохода не зависит от значения а, и минимальная дисперсия итогового дохода будет минимальна при а = 1, если D1 < D2, а = 0, если D1 > D2.

Вариант 3. При е1 = е2 и обратной зависимости предприятий (р = — 1) средняя сумма дохода не зависит от значения коэффициента Р, а дисперсия будет минимальна при

а =

(5)

Комплексная оценка вариантов распределения средства имеет, вид:

ге - D,

где коэффициент г характеризует значимость для владельца средств дохода по отношению к риску. Для владельца значительных средств вложение небольшой суммы осуществляется, как правило, при большом значении коэффициента г. Инвестор готов вкладывать средства в мероприятия с большим возможным доходом, не обращая внимания на возможный риск. Соответственно, инвестор с малыми средствами при вложении всех своих средств будет крайне осторожен и значение коэффициента г приемлет не-болыпим. В этом случае большое значение имеет, прежде всего, риск, а не ожидаемый доход.

Вслед за решением о том, как поступать с выявленным риском, следует переходить к реализации выбранных приемов. Главный принцип, которого следует придерживаться на этом этапе управления риском, сводится к минимизации затрат на реализацию избранного курса действий. Другими словами, если вы решили приобрести медицинскую страховку на случай болезни, надо найти страховую компанию, услуги которой обойдутся вам дешевле. Если вы решили вложить деньги в приобретение акций, следует сравнить, чьи услуги вам обойдутся дешевле - компании по управлению взаимным фондом или брокера.

Суммируя все сказанное выше, можно сделать вывод, что общими в хозяйственной практике являются три основных принципа снижения риска:

♦ не рисковать больше, чем позволяет собственный, капитал;

♦ не забывать о последствиях риска;

Если вы решили вложить деньги в приобретение акций, следует сравнить, чьи услуги вам обойдутся дешевле — компании по управлению взаимным фондом или брокера.

♦ не рисковать многим ради малого.

Реализация первого принципа означает, что прежде чем вкладывать капитал, инвестор должен:

— определить максимально возможный объем убытка по данному риску;

— сопоставить его с объемом вкладываемого капитала;

— сопоставить его со всеми собственными финансовыми ресурсами и определить, не приведет ли потеря этого капитала к банкротству инвестора.

Исследования показывают, что оптимальный коэффициент риска составляет 0,3, а коэффициент риска, ведущий к банкротству инвестора 0,7 и более, если под коэффициентом риска понимать величину КЯ = У/С, где У—мак-симально возможная сумма убытка, у. е.; С — объем собственных финансовых ресурсов с учетом точно известных поступлений средств, у. е.

Реализация второго принципа требует, чтобы предприниматель, зная максимально возможную величину убытка, определил бы, к чему она может привести, какова вероятность риска, и принял бы решение об отказе от риска (т. е. от мероприятия), о принятии риска на свою ответственность или о передаче риска на ответственность другому лицу.

Действие третьего принципа предполагает, что, прежде чем принять решение о внедрении мероприятия, содержащего риск, необходимо соизмерить ожидаемый результат (отдачу) с возможными потерями, которые понесет предприниматель в случае наступления рискового события. Действие этого принципа четко проявляется при передаче финансового риска. В этом случае он означает, что инвестор должен определить приемлемое для него соотношение между страховой премией и страховой суммой. Страховая премия, или страховой взнос, — это плата за страховой риск страхователя страховщику. Страховая сумма — это денежная сумма, на которую застрахованы материальные ценности

(или гражданская ответственность, жизнь и здоровье страхователя). Риск не должен быть удержан, т. е. инвестор не должен принимать на себя риск, если размер убытка относительно велик по сравнению с экономией на страховых взносах. ™ ^Н

Остановимся подробнее на нескольких способах уменьшения рисков. Основной способ минимизации риска — это страхование. Страхование предпринимательских рисков представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий)3.

В принципе страхование относится к методу передачи риска посредством заключения контракта, в роли трансфера в данном случае выступает страховая компания. Кроме этого, из всех форм передачи риска страхование более всего отвечает идеальным условиям, предъявляемым к трансферу риска. Однако, учитывая огромную роль, которую играет страхование в современном бизнесе, данный вид трансфера выделяется в отдельный метод минимизации риска.

Для покрытия потерь предпринимательские фирмы получают ресурсы от страховых организаций быстрее, чем из любого другого источника, за исключением ресурсов внутри самого бизнеса. Следует отметить, что данный метод минимизации риска имеет ряд ограничений:

♦ в первую очередь — это цена. Иногда премия, запрашиваемая страховщиком за принятие на себя риска, превышает ту цену, которую страхователь полагает разумной за трансфер данного риска;

• другим ограничением использования страхования является невозможность за-

страховать некоторые виды рисков, так как они не принимаются к страхованию. Так, если вероятность наступления рискового события очень велика, страховые фирмы либо не берутся страховать данный вид риска, либо вводят непомерно высокие платежи.

Цена и ограниченность страхования прямо связаны между собой, так как страхователь принимает на себя тот риск, потери от которого он может оценить.

Страхуемый вид риска характерен для таких чрезвычайных ситуаций, когда существует статистическая закономерность их возникновения, т. е. определена вероятность убытка. Отметим, что с помощью страхования можно минимизировать практически все имущественные, а также многие политические, кредитные, коммерческие и производственные риски.

За рубежом в зависимости от специфики деятельности фирмы могут быть застрахованы риски не только прямого, но и косвенного ущерба, такие как: риск ошибки работника фирмы и мошенничества; риск убытков от болезни или смерти руководителя, ведущего специалиста фирмы; риск разглашения коммерческой тайны и др. В России страхование подобных рисков пока развито слабо.

В первую очередь при заключении любой сделки для снижения риска по хозяйственным контрактам предпринимателю необходимо проверить предполагаемого партнера. Однако какого-либо традиционного или стандартного перечня того, что надо знать о коммерческих партнерах, не существует, за исключением практикующегося американ-

С помощью страхования можно минимизировать практически все имущественные, а также многие политические, кредитные, коммерческие и производственные риски.

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций V

скими бизнесменами правила пяти «си»4, с помощью которого можно оценить кредитоспособность партнера. (Название правила объясняется тем, что ключевые слова по-английски начинаются с буквы «си».) Предпринимательской фирме о заемщике нужно знать следующее:

1. Характер (character) — личность заемщика, его репутацию в деловом мире, ответственность и готовность выполнить взятое обязательство.

2. Финансовые возможности (capacity) — способность погасить взятую ссуду за

счет текущих денежных поступлении или от продажи активов.

3. Имущество (capital) — величину и структуру акционерного капитала.

4. Обеспечение (collateral) — виды и стоимость активов, предлагаемых в качестве залога при получении кредита.

5. Общие условия (conditions) — состояние экономической конъюнктуры и другие внешние факторы.

Предлагаемая в табл. 1 классификация позволяет предприятию оценить характер предполагаемой сделки.

Таблица 1

Классификация предпринимательских сделок в зависимости от риска

Характер сделки Критерии надежности

1. Надежная Представлены подлинные документы, цена приобретения сопоставима с рыночной, наличие неудовлетворенного спроса на приобретаемый товар (услуги) и реального сбыта (реализации)

2. Реальная Подлинные документы, условия сделки сопоставимы с рыночными, спрос на приобретаемый товар (услуги) ограничен

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Сомнительная Подлинные документы, условия сделки и возможность ее реализации требуют дополнительной экспертизы

4. Нереальная Представлены копии документов, необходима экспертиза их подлинности и условий реализации сделки

В том случае, если предпринимателя устраивают предполагаемый партнер и условия заключаемой сделки, перед ним стоит задача — заключить договор сделки таким образом, чтобы снизить все возможные риски.

В табл. 2 перечислены возможные действия, предпринимаемые для минимизации рисков по хозяйственным контрактам.

В стратегии риск-менеджмента применяется ряд правил, на основании которых осуществляется выбор того или иного приема управления риском и варианта решений.

Основными из этих правил являются следующие:

♦ стремление к максимуму выигрыша;

♦ оптимальное сочетание выигрыша и величины риска;

♦ оптимальная вероятность результата. Стремление к максимуму выигрыша

означает, что из возможных вариантов решений, содержащих риск, выбирается тот, который обеспечивает максимальный результат (доход, прибыль и т. д.) при минимальном и приемлемом для предпринимателя риске.

Таблица 2

Пути минимизации рисков по хозяйственным контрактам

Вид риска Возможные действия предпринимателя

Несоблюдение партнером обязательств по контракту 1. Составление протокола о намерениях, где оговаривается срок, в течение которого обе стороны, заключающие контракт, могут внести изменения

2. Указание в протоколе о намерениях размера материальной ответственности сторон в случае отказа от подписания контракта

3. Вступление контракта в силу не с момента его подписания, а с момента его согласования

Окончание табл. 2

Вид риска Возможные действия предпринимателя

4. Указание в контракте условия рассмотрения споров через третейский суд

5. Введение в контракт системы штрафных санкций за каждое взятое обязательство по контракту (размер санкций определяется по договоренности обеих сторон)

6. Введение, кроме штрафных санкций, условия уплаты неустойки в размере 0,1 % за каждый день невыполнения обязательств

7. Указание в контракте действий форс-мажорных обстоятельств не приводит к освобождению от ответственности

Неплатежеспособность партнера 1. Вступление контракта в силу после поступления средств на расчетный счет исполнителя

2. Передача права собственности заказчику только после 100 %-ной оплаты

3. Использование услуг банка по аккредитивной форме расчетов

4. Введение в контракт условия залоговых платежей

5. Заключение с банком договора на факторинговое обслуживание возможной дебиторской задолженности

Так как на практике более прибыльные варианты в основном являются и более рискованными, то из всех вариантов решений, обеспечивающих приемлемый для предпринимателя риск, выбирается тот, у которого соотношение дохода и потерь (убытка) является наибольшим, что и является сутью правила оптимального сочетания выигрыша и величины риска.

Сущность правила оптимальной вероятности результата заключается в том, что из всех вариантов, обеспечивающих приемлемую для предпринимателя вероятность получения положительного результата, выбирается тот, у которого выигрыш максимальный. Конечной целью управления риском является получение наибольшей прибыли при оптимальном, приемлемом для предпринимателя соотношении прибыли и риска, что соответствует целевой функции предпринимательства.

Таким образом, подводя итог всему сказанному выше, следует отметить, что: ♦ конечной целью планирования защиты от рисков является получение наибольшей прибыли при оптимальном, приемлемом для предпринимателя соотношении прибыли и риска, что соот-

ветствует целевой функции предпринимательства; ♦ в основе планирования защиты от рисков лежит целенаправленный поиск и организация работы по снижению риска, получение и увеличение отдачи в неопределенной хозяйственной ситуации.

В основе управления риском лежит целенаправленный поиск и организация работы по снижению риска, получение и увеличение отдачи в неопределенной хозяйственной ситуации — исследование условий принятия решения по рискам и варианты организации работы в этом направлении и были представлены в данной статье. ^

1. Чернова Г. В., Базанов А. Н., Белинская Л. В. и др., Страхование : учебник. М. : Проспект, 2009.

2. Шапкин А. С., Шапкин В. А. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций. М. : Дашков и К, 2005.

3. Шахов В. В. Введение в страхование: экономический аспект. М. : Финансы и статистика, 2007.

4. Тэпман Л. Н. Риски в экономике. М. : Юнити-Дана, 2002.

С \

На практике более прибыльные варианты в основном являются и

более рискованными.

ч__

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.