Научная статья на тему 'РИСК ИНФИЦИРОВАНИЯ ВИРУСАМИ ГЕПАТИТОВ В и С ЛИЦ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПЛАТНЫЕ СЕКСУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ'

РИСК ИНФИЦИРОВАНИЯ ВИРУСАМИ ГЕПАТИТОВ В и С ЛИЦ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПЛАТНЫЕ СЕКСУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РИСК ИНФИЦИРОВАНИЯ ВИРУСАМИ ГЕПАТИТОВ В и С ЛИЦ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПЛАТНЫЕ СЕКСУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ»

СОВРЕМЕННЫЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВГС-ИНФЕКЦИИ.

Низкий уровень репликации ВГС в гепатоцитах- не обеспечивает надежных морфологических (цитоплазматические включения) или ультраструктурных (вирионы) критериев для диагностики такой инфекции с помощью световой и электронной микроскопии. Однако, вопросы клеточной и субклеточной локализации, а также тропизма ВГС с одной стороны, и сопоставления уровня вирусной репликации в инфицированных тканях с уровнем виремии в сыворотке крови больных гепатитом С, с другой требуют использования современных методов, которые сочетают как морфологические, так и молекулярно-биологические аспекты диагностики в едином целом. Такими методами в настоящее время являются in situ гибридизация (ISH) и полимеразная цепная реакция in situ в варианте с обратной транскрипцией (RT-PCR in situ). Следует отметить, что по сути оба метода представляют собой гибридизацию зондовых молекул с вирусной мишенью, находящейся внутри среза биоптата ткани, заключенной в парафин. При этом в варианте ISH мишенью является РНК ВГС, а в случае RT-PCR in situ - амплифицированная к ДНК ВГС, что и позволяет существенно повысить чувствительность гибридизации.

Использование ISH позволило ряду авторов обнаружить ВГС не только в гепатоцитах, но также в негепатических мононуклеарных клетках, в клетках желчных протоков, кожного эпителия, и эпителиальных клетках слюнных желез. Y. Tanaka показал, что часто гепатоциты, инфицированные ВГС, имели два ядра, a S.W.Cho сообщил, что гибридизационные сигналы от ВГС зондов локализованы иногда в ядре гепатоцитов. На основе последних данных было сделано предположение, что часть жизненного цикла ВГС (вероятно репликативного) проходит в клеточном ядре.

Однако, многочисленные данные по локализации ВГС, полученные с помощью ISH, частично противоречили друг другу, поэтому в дальнейшем было обращено особое внимание на постановку различных контрольных экспериментов и повышение чувствительности ISH. G. Nuova разработал метод RT-PCR in situ в 1991г. и за 8 лет провел работу по его модификации, которая позволила улучшить фоновые характеристики метода и довести пороговую чувствительность до уровня 1 копии РНК ВГС на клетку. В настоящее время проводятся исследования по уточнению данных, полученных при изучении ВГС инфекции методом ISH с помощью модифицированной методики G. Nuova. Это является кратким содержанием обзора исследований по применению ISH и RT-PCR in situ методов к изучению ВГС инфекций, который будет опубликован в журнале "Вопросы вирусологии" № 2, 2000г. А,А. Маныкин, Институт вирусологии им. Д.И. Ивановского РАМН.

РИСК ИНФИЦИРОВАНИЯ ВИРУСАМИ ГЕПАТИТОВ В и С ЛИЦ,

ОКАЗЫВАЮЩИХ ПЛАТНЫЕ СЕКСУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

В настоящее время в мире складывается неблагоприятная ситуация по заболеваниям, передающимся половым путём (ЗППП). Причинами этого являются социальные потрясения, влекущие за собой экономическое неблагополучие, и, так называемая, сексуальная революция (или, по определению сексолога Л.М. Щеглова, сексуальный бунт), которую сегодня переживает Россия. Наиболее угрожающее положение складывается по таким ЗППП, как ВИЧ/СПИД, герпесвирусная инфекция, хламидиоз и вирусные гепатиты. По данным Центра Госсанэпиднадзора Таганрогской области в 1998 году по сравнению с 1996 годом в структуре всех вирусных гепатитов произошёл рост инфекций с парентеральной передачей возбудителя (ВГВ с 24.9% в 1996 г. до 53.9% в 1998 г., ВГС с 3.1% до 10.9%). Заражение вирусными гепатитами с парентеральной передачей возбудителя за счёт реализации полового пути происходило в 54.2% случаев (Егорова И.П., Шестерякова В.И.,1999). Зарегистрировано, что в последние годы доля полового пути в структуре путей передачи возбудителей вирусных гепатитов значительно возросла (Соринсон С.Н., 1998). По данным Центра Госсанэпиднадзора в г. Москве только за три года (1994-1997 гг.) она увеличилась с 28.6 до 41.6%.

Подтверждением эпидемиологической значимости полового пути передачи гепатитов В и С могут служить высокие уровни носительства этих вирусов среди

пациентов кожно-венерологических диспансеров. Частота выявления маркёров инфицирования ВГВ и ВГС среди венерических больных в 1996 г. (начало массового серологического обследования групп риска) составила 36.9 и 4.4% соответственно (Бурова Е.П.,1996). Уровень частоты выявления HBsAg среди пациентов КВД по г. Москве составил 4,4% и превысил таковой среди других групп риска (дети домов ребёнка, больные хроническими заболеваниями печени, контактные в очагах - от 1.3 до 4.1%) (Иваненко А.В. с соавт.,1997). Индикатором активности полового пути передачи в распространении вирусных гепатитов могут служить болезни, передаваемые половым путём. Проведённый сравнительный эпидемиологический анализ заболеваемости ЗППП и парентеральными гепатитами показал, что, начиная с 1991 г. в Москве произошёл одновременный рост заболеваемости сифилисом и ВГВ- и ВГС-инфекциями. Все это свидетельствует об общих факторах риска и необходимости использования данных заболеваемости ЗППП в эпидемиологическом надзоре за вирусными гепатитами (Дроздова О.М. с соавт., 1998). Среди пациентов клиник, специализированных по ЗППП, наиболее высокий уровень инфицированное™ ВГС был обнаружен в случае ВИЧ-инфекции (у 50 % ВИЧ-инфицированных были обнаружены антитела к ВГС) (Stary A., Kopp W., 1992).

Повышенная вероятность заражения гепатитами В, С и D проституток позволяет так же отнести их к группе риска. Подтверждением этого служит высокий процент выявления маркёров инфицирования внутри этой группы в сравнении с остальными группами населения. По данным областного центра клинической иммунологии города Тюмени HBsAg выявляется у 3.8% проституток, а анти-ВГС — у 30.8 %. (Попков А.В., Моисеенко А.В., 1999). Известно, что вирус гепатита G также может передаваться половым путём. Японские исследователи обнаружили антитела к ВГС у 12,5% обследованных ими проституток (Wu JC , Sheng, 1997).

Установлено, что инфицированность сифилисом облегчает половую передачу вирусов гепатитов В и С, чего не наблюдается при гепатите G. (Sawayama Y., Hayashi J., 1999). Указания на то, что в присутствии сифилитической инфекции вирусы гепатитов В и С могут передаваться с большей степенью вероятности, есть также в работах испанских авторов (Bratos M.A., Eiros J.M. 1999). Anti-HBs ими были обнаружены у 24,6% заражённых сифилисом проституток и у 9.7%, не имеющих трепонемных антител.

В исследовании Mesquita P.E., проведённом в 1998 году в бразильском городе Сантос, определена частота выявления серологических маркёров инфицирования вирусами гепатитов В и С у проституток. Установлено, что из них около 10% являются носителями анти-ВГС, в то время как количество заражённых гепатитом В достигает 60-80%.

Частота инфицированности вирусами гепатитов В и С проституток может увеличиваться в зависимости от продолжительности их занятия проституцией (Wu J.C., Lin H.C., 1993). Уровень инфицированности становится выше с увеличением числа половых партнёров на протяжении жизни (Zhang G.Q., Chen C.D., Lian J.H., 1995). Тайваньские исследователи установили прямую зависимость между уровнем инфицирования ВГС и ВГО и давностью вовлечения в проституцию (Као J.H., Chen W., 1997). В то же время другие авторы не находили зависимости между частотой гепатитов, передающихся половым путём., и длительностью оказания платных сексуальных услуг (Cheryl L., Williams, 1998).

Результаты исследования, проведённого в гиперэндемичном по вирусному гепатиту В районе Тайваня, позволяют предположить, что большинство случаев дельта-инфекции на фоне ВГВ-инфицирования связаны с предшествующими заболеванию контактами с проститутками (Liaw Y.F., Chiu K.W., 1990).

Известно, что на фоне заболеваний, передаваемых половым путём, особенно сопровождающихся образованием эрозий и язв, передача вирусов гепатитов В и С осуществляется с большей вероятностью. Возможно, это является одним из объяснений высокой степени инфицированности проституток ВГВ и ВГС, учитывая, что распространение ЗППП в этой группе риска весьма значительно (25% по данным ирландских авторов) (McDonnell R.J., McDjnnell P.M., 1998).

Существуют данные, что неиспользование барьерных средств контрацепции существенно увеличивает риск инфицирования вирусами гепатитов В и С (Rosenblum L.,

Darrow W., 1992). Наблюдается тесная взаимосвязь между применением сексуальных практик, подразумевающих травматизацию половых органов и анальные контакты, и уровнем инфицированности ВГС (Cheryl L. ,WiIIiams, 1998).

Причиной, вызывающей более широкое распространение гепатитов В и С среди лиц, оказывающих платные сексуальные услуги, кроме рискованного полового поведения и низкого социально-экономического уровня большинства этих лиц, может быть сравнительно частое в этой группе употребление наркотических веществ, как непарентерально, так и парентерально. Так, в Великобритании в группе проституток 83% принимали наркотические вещества внутривенно (Carr S., Goldberg D.J., 1996). Следствием потребления психоактивных веществ становится нарушение иммунного статуса, повышающее риск возникновения инфекционных заболеваний (Климова С.Н. с соавт. 1994, Гамалея Н.Б., 1995). Значительное распространение ВГВ- и ВГС-инфекции среди лиц, оказывающих платные сексуальные услуги, определяет необходимость проведения среди них таких профилактических мероприятий, как вакцинация против гепатита В, санитарно-просветительская работа и т.д. О.В.Токарева, Российский Университет Дружбы Народов,

ФУЛЬМИНАНТНЫЙ ГЕПАТИТ, СВЯЗАННЫЙ С ВИРУСОМ ГЕПАТИТА С.

Роль вируса гепатита С (HCV) в развитии фульминантного гепатита (ФГ) изучена пока недостаточно. К настоящему времени накопленный клинический материал свидетельствует, по крайней мере, о двух вариантах участия HCV в формировании ФГ, Во-первых, HCV может быть самостоятельной и единственной причиной развития ФГ. Во-вторых, HCV может способствовать фульминантному течению гепатита как кофактор.

1. Вирус гепатита С - этиологический агент ФГ.

Одно из первых сообщений об остром фульминантном гепатите С появилось в 1991 г (Woodfield D.G.). Был описан случай развития посттрансфузионного ФГ у 21-летней женщины. Пациентке была проведена трансплантация печени с последующим выздоровлением. В дальнейшем стали появляться и другие клинические статьи, в которых подвергались разбору больные с фульминантным гепатитом С (Petrachi F., 1993, Inokuchi К. et. al. 1996). Каких-либо особенностей, типичных для клинической картины ФГС, не было отмечено. Как правило, развивалось коматозное состояние с печеночной энцефалопатией III-IV ст. Заслуживает внимания факт успешного лечения больного с ФГС альфа-интерфероном. Терапия была начата на фоне уже развивавшейся энцефалопатии IV ст. Пациент вышел из комы, трансплантация печени не понадобилась. Со временем биохимические показатели нормализовались, и PHK-HCV из крови исчезла (Gordon F.D. et. al.1995). В последние годы большинство исследователей пришли к выводу, что вирус гепатита С относительно редко приводит к течению острого гепатита С по фульминантному типу: не чаще, чем в 2-9% случаев. Интересно, что развитие ФГ в результате инфицирования организма только вирусом гепатита С до сих пор признается далеко не всеми специалистами-гепатологами (Feray С. et. al. 1993, Madan К. et. al. 1998).

Особый интерес представляет собой факт развития ФГ у больных с критической HCV-инфекцией после резкой отмены иммуносупрессивной химиотерапии, которую они получали по поводу злокачественных заболеваний (Kanamori H. et. al. 1992, Funaoka M. et. al. 1996). В этих случаях происходила быстрая реактивация HCV, и, по сути, развивался острый гепатит С по фульминантному типу. Подобные случаи свидетельствуют о наличии иммуно-опосредованных механизмов поражения печени при HCV-инфекции. Не исключено, что в патогенезе развития ФГС немаловажная роль принадлежит и патогенности и вирулентности самого вируса гепатита С. На это указывают результаты недавнего проведенного эксперимента инфицированием HCV шимпанзе (Farei P. et. al. 1999).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.