Научная статья на тему '«РИО+20»: достижения, проблемы и направления дальнейших действий в образовании в интересах устойчивого развития'

«РИО+20»: достижения, проблемы и направления дальнейших действий в образовании в интересах устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКЛАРАЦИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ / СТРАТЕГИЯ ЕЭК ООН В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ПРЕПЯТСТВИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / THE MILLENNIUM DECLARATION / ACHIEVED RESULTS / OBSTACLES AND DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельник Т. Е.

Проводится анализ исполнения Стратегии Европейской экономической комиссии Организации Объеденных Наций по образованию в интересах устойчивого развития. Выявляются основные трудности и предлагаются мероприятия по их устранению в деле реализации образования в интересах устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«RIO+20»: ACHIEVEMENTS, CHALLENGES AND GUIDING FUTURE ACTIONS IN EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF

The article deals an analysis of execution of strategy of the European Economic Organization of the United Nations Commission on Education for Sustainable Development. Identifies the main challenges and offers activities to address them in the realization of education for sustainable development.

Текст научной работы на тему ««РИО+20»: достижения, проблемы и направления дальнейших действий в образовании в интересах устойчивого развития»

CONTEMPORARY WAYS OF MODERNIZING THE SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION S.V. Maleta

The author considers the contemporary ways of developing of pedagogical theory,the newest requirements to the level of scientific and practical thinking of contemporary university teacher

Key words: reforming, paradigm, competence of university teacher, pedagogical model of the teacher's compenence, policultural education.

Maleta Svetlana Valeryevna, post-graduate student, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.

УДК 378

«РИО+20»: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШИХ ДЕЙСТВИЙ В ОБРАЗОВАНИИ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Т.Е. Мельник

Проводится анализ исполнения Стратегии Европейской экономической комиссии Организации Объеденных Наций по образованию в интересах устойчивого развития. Выявляются основные трудности и предлагаются мероприятия по их устранению в деле реализации образования в интересах устойчивого развития.

Ключевые слова: Декларация тысячелетия, Стратегия ЕЭК ООН в области образования в интересах устойчивого развития, достигнутые результаты, препятствия и направления совершенствования образования в интересах устойчивого развития.

С 20 по 22 июня 2012 года в Рио-де-Жанейро прошла Конференция Организации Объеденных Наций (ООН) по устойчивому развитию «Рио+20». Основная цель проведения данной конференции - оценить результаты реализации международных соглашений имевших место после подписания в 1992 году государствами-членами ООН Декларации тысячелетия, направленной на становление устойчивого развития общества. Оценивать итоги осуществления мероприятий по формированию устойчивого общества необходимо начать с анализа сферы образования, так как «для обеспечения устойчивого развития требуются глобальные изменения в умонастроениях, убеждениях и моделях поведения, и в решении этой задачи важная роль отводится образованию» [1]. Значимость образования в ходе достижения целей устойчивого развития общества, заявленных Декларацией тысячелетия, постоянно отмечается на всех заседаниях высокого уровня министрами ООН. Они признают, что «образование играет основополагающую роль в деле формирования всеохватного общества и борьбы с

несправедливостью и неравенством, а также обеспечения устойчивого, всеохватного и справедливого экономического роста, ликвидации нищеты и устойчивого развития» [2].

Нормативно-правовой основой для сопоставления полученных и запланированных результатов выступят документы, относящиеся к объявленному Десятилетию образования в интересах устойчивого развития (2004-2015 гг.). Среди них ключевым является Стратегия ЕЭК ООН в области образования в интересах устойчивого развития (далее Стратегия), выполнение которой предполагалось в три этапа. К моменту проведения «РИО+20» два этапа должны быть пройдены, а результаты представлены в виде соответствующих докладов. Анализируя отчетность стран-членов ЕЭК ООН, переданную ЮНЕСКО в виде Докладов о ходе реализации Стратегии образования в интересах устойчивого развития и доклады руководящего комитета по образованию в интересах устойчивого развития, отметим следующие основные положения.

С точки зрения самостоятельных оценок, проведенных участвующими странами, осуществление Стратегии идет полным ходом. В течение последних нескольких лет правительства стран, несомненно, приложили усилия для создания политических, нормативно-правовых и оперативных рамок способствующих реализации Стратегии ЕЭК ООН в области образования в интересах устойчивого развития (ОУР). Тематическому вопросу об ОУР уделяется все более пристальное внимание [4]. Во многих странах уже перешли к реализации практических аспектов ОУР, но административные работники по-прежнему нередко не рассматривают его в качестве высокоприоритетного. Возникли сложности и с введением в действие экономических стимулов поддержки процесса ОУР, из всех стран только Белоруссия отметила наличие целевых ассигнований из государственного бюджета на данные нужды.

Вопросы об ОУР все более широко рассматриваются в рамках систем формального, неформального и информального обучения. Однако многие страны также утверждают, что эта деятельность, хотя и приобретающая все более широкие масштабы, по-прежнему носит спорадический характер, до некоторой степени остается изолированной на местном уровне без ее необходимого тиражирования и не подкрепляется необходимыми финансовыми и людскими ресурсами, для того чтобы она могла считаться успешной. Несмотря на то, что особое внимание уделяется таким вопросам, как развитие компетентности и разработка соответствующих учебных средств и учебно-методических материалов по ОУР в секторе образования, различные страны указывают, что они сталкиваются с трудностями в ходе достижения этой цели [4]. При включении тематики устойчивого развития во все системы обучения ряд стран до сих пор основные усилия направляют на секторальное экологическое образование, тогда как стоит задача формирования комплексного концептуального представления

устойчивого развития, направленного на решение существующих проблем, а не на ту или иную тему или дисциплину как в целом сейчас обстоит дело.

Немаловажное значение в процессе реализации Стратегии отводится сотрудничеству на всех уровнях власти и между всеми причастными учреждениями. В проекте Стратегии подчеркивается, что «с учетом широкого многообразия заинтересованных сторон, участвующих в работе по ОУР, и сложности вопросов устойчивого развития налаживание кросс-секторального сотрудничества является абсолютно необходимым условием для успешного осуществления Стратегии. Основные партнеры, включая правительства, педагогические и научные круги, сектор здравоохранения, частный сектор и промышленность, международные организации, средства массовой информации, местные общины и правительственные организации должны работать совместно над ее осуществлением» [3]. Несмотря на это, в отчетах подавляющего большинства стран, присутствовали только один или два правительственных департамента, а также научноисследовательские институты. Многие страны создали координационные центры по ОУР, способствующие продвижению концепции, однако налаженного эффективного взаимодействия между министерствами не отмечалось и привлечение широкого круга заинтересованных сторон не организовалось.

Разработка и распространение учебных материалов и учебнометодических пособий ведется в разных странах с разной интенсивностью. В странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии в этой области проводится лишь весьма ограниченная деятельность, а страны ЕС/Запад, напротив, значительно продвинулись на пути осуществления всех подпо-казателей, относящихся к этой цели Стратегии ЕЭК ООН для ОУР. К сожалению, распространение учебных материалов осуществляется через неформальные сети, которые не были официально учреждены органами государственной власти, что существенно снижает эффективность данных мероприятий.

Значительно увеличились за последнее время масштабы научных исследований по вопросам ОУР, тем не менее встает та же проблема, что и с формальным образованием, когда охватываются лишь традиционные вопросы, связанные с окружающей средой и рациональным природопользованием.

Не многие страны в своих отчетах указали применение современных методов обучения устойчивому развитию общества. Тем не менее страны уделяющие внимание этому вопросу, упоминали использование активных методов обучения, позволяющих эффективно развивать системное, критическое и творческое мышление.

Сотрудничество между странами-членами ЕЭК, в частности между государственными учреждениями и учебными заведениями, ведется довольно активно. Это сотрудничество осуществляется, главным образом, в

форме проведения международных конференций, создания сетей, организации форумов и развития партнерских отношений в ходе реализации программ.

Обобщим проблемы, с которыми столкнулось большинство стран, в области реализации Стратегии ЕЭК ООН для ОУР:

1) надежное и устойчивое включение тематики ОУР в учебные планы по-прежнему является одной из основных проблем и все еще воспринимается как «добавочный» элемент учебных планов, а не в качестве междисциплинарного принципа;

2) информация об ОУР в недостаточной степени доводиться до сведения директивных органов и общества в целом;

3) низкий уровень участия заинтересованных сторон и неправительственных организации в реализации Стратегии ЕЭК ООН для ОУР;

4) взаимодействие между министерствами связанно с определенными трудностями и неэффективно;

5) неблагоприятный политический и финансовый климат в экономически сложный период кризиса;

6) отсутствие инфраструктуры знаний, авторитетных баз данных или информационных сетей, которые бы связывали проекты, инициативы и организации в области ОУР;

7) трудности в концептуализации трансдисциплинарного и целостного характера ОУР [4].

Таким образом, за последние несколько лет концепция ОУР получила широкое признание и страны уделяют внимание уже больше практическим, а не политическим вопросам. Обеспечивается значительный охват связанных с ОУР ключевых тем и результатов, методов и стратегий в процессе формального образования в равной степени, как и деятельность по ОУР в секторах информального и неформального обучения. Вопросы устойчивого развития получили значительно более широкое освещение в средствах массовой информации, а также активизировалась проведение научных исследований по проблемам устойчивого развития.

Для дальнейшей эффективной реализации Стратегии ЕЭК ООН для ОУР потребуется на постоянной основе уделять внимание разработке соответствующих программ мониторинга, оценки и подготовки показателей, а также оказывать поддержку исследованиям, связанным с ОУР. Необходимо дополнительно укреплять и обеспечивать политические обязательства на национальном и международном уровнях, повышать уровень синергизма, сетевых связей и координации для перевода тематики ОУР с периферии в центр повестки дня.

Важно создать механизмы, которые будут поддерживать успешное тиражирование методов обучения, учебно-методических материалов, компаний и опыта для обеспечения устойчивого развития. Научные исследования в области ОУР и его воздействия на устойчивое развитие общества

по-прежнему являются относительно ограниченными, и их масштабы потребуется расширить в ближайшие годы. Вопросам устойчивого развития должно уделяется более пристальное внимание, путем закрепления тематики ОУР в межсекторальных рамках проводимой политики.

Список литературы

1. Проведение Десятилетия образования в инетерсах устойчивого

развития Организации Объеденных Наций (204-2015 г.г.): стратегия на вторую половину Десятилетия и среднесрочный доклад о ходе работы URL: http://www.unesco.org/new/en/unesco/resources/online-

materials/publications/unesdoc-database/ (дата обращения: 10.12.2012).

2. Проект заявления министров на этапе согласований высокого уровня Экономического и Социального совета в 2011 году. Реализация согласованных на международном уровне целей и обязательств в отношении образования. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=E/2011/L.28 (дата обращения: 10.12.2012).

3. Проект Стратегии ЕЭК ООН в области образования в интересах

устойчивого развития URL:

http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=CEP/AC.13/2004/3 (дата обращения 10.12.2012).

4. Учимся друг у друга: достижения, проблемы и направления

дальнейших действий. URL: http://daccess-

ods.un.org/TMP/3047213.85240555.html (дата обращения: 10.12.2012).

Мельник Татьяна Евгеньевна, канд. экон. наук, доц., [email protected], Россия, Орел, Орловский государственный университет.

«ЯЮ+20»: ACHIEVEMENTS, CHALLENGES AND GUIDING FUTURE ACTIONS IN EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF

Т. Е. Melnik

The article deals an analysis of execution of strategy of the European Economic Organization of the United Nations Commission on Education for Sustainable Development. Identifies the main challenges and offers activities to address them in the realization of education for sustainable development.

Key words: the Millennium Declaration, achieved results, obstacles and directions of improvement of education for sustainable development.

Melnik Tatiana Evgenevna, candidate of Economic Sciences, docent, [email protected], Russia, Orel, Orel State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.