УДК 378.02 (14.35.07)
Т. Е. Мельник
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
в интересах устойчивого развития
Рассматривается необходимость внедрения образования в интересах устойчивого развития в современную практику педагогического образования, изложены основные концептуальные положения переориентации педагогического образования согласно принципам устойчивого развития.
Ключевые слова: устойчивое развитие, образование в интересах устойчивого развития, педагогическое образование, современные подходы в образовании.
Современные глобальные тенденции развития общества, основанные на потребительском отношении к окружающей среде, ведут не только к деградации биосферы, но и гибели всего человечества. Данное утверждение стало бесспорным для большинства людей научного сообщества еще с 1972 г., когда был сделан доклад Римскому клубу под названием «Пределы роста». В дальнейшем эта тема стремительно развивалась и трансформировалась в понятие «устойчивое развитие общества», предполагающее такое развитие человечества, которое не ставит под угрозу существование будущих поколений. В настоящее время огромное количество как всемирных, так и национальных конвенций, резолюций, соглашений, исследований, публикаций и других документов направлено на решение проблем устойчивого развития в триедином его аспекте (экологическая безопасность, экономическое развитие и социальная справедливость). К началу последнего десятилетия существенно возросло понимание роли образования в становлении концепции устойчивого развития, и это признание нашло отражение в формировании системы образования в интересах устойчивого развития (ОУР). В декабре 2002 г. на 57 сессии Генеральной Ассамблеи ООН было провозглашено, что десятилетие, начинающееся с 2005 г., объявлено десятилетием ОУР [1] с тем, чтобы за отведенный период была построена целостная, эффективно функционирующая система ОУР в большинстве стран мира.
И хотя десятилетие образования в интересах устойчивого развития подходит к концу, далеко не во всех странах поставленные цели достигнуты и работают на достижение устойчивого будущего человечества. Первоочередная задача реализации данного вопроса должна быть направлена на педагогическое образование. Оно не только играет ключевую роль в обучении понимания устойчивого развития и способов его достижения, но и дает эффект мультипликатора1 в обучении действую-
щих и будущих преподавателей. Педагогические вузы являются узловыми компонентами в деле трансформации всего образования, занимаясь подготовкой новых педагогов и переподготовкой действующих специалистов всей сферы образования. Изменения, происходящие в обществе и окружающей среде, порой трудно предсказуемы, поэтому ОУР должно быть направлено на развитие способности к критическому осознанию происходящих в мире изменений и перспективного мышления. Эти базовые компетенции позволят будущим специалистам учитывать постоянно развивающийся характер самой концепции устойчивого развития. Данная особенность концепции налагает на образование в интересах устойчивого развития свойство непрерывности, преподаватели настоящие и будущие должны обучаться на протяжении всей жизни, постоянно поддерживая актуальный уровень знаний.
В основу переориентации образования в целом и непосредственно педагогического образования на ОУР должны быть положены 27 принципов, изложенных в декларации на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Все перечисленные проблемы устойчивого развития должны иметь отражение в тематике преподаваемых дисциплин и быть направленными на формирование культуры устойчивого развития общества.
Несмотря на то, что в ряде стран уже существуют разработки концептуальных положений образования в интересах устойчивого развития, каждый отдельный регион должен либо полностью самостоятельно разрабатывать учебные планы, либо адаптировать их с учетом местных культурных, экологических, экономических и социальных специфик.
Проблемы устойчивого развития столь разно-плановы и обширны, что уложить их в отдельный курс, для умения комплексного и всестороннего их решения, будет недостаточно, поэтому обязательным условием педагогического образования в ин-
1 Мультипликатор - коэффициент, служащий мерой умножающего воздействия положительной обратной связи на выходную величину управляемой системы .
тересах устойчивого развития выступает междисциплинарный подход. Одновременно при разработке отдельной дисциплины «устойчивое развитие» рассмотрение разнообразных тем в едином русле требует применения целостного подхода.
Важной составляющей педагогического образования в интересах устойчивого развития является применение подхода активного преподавания и обучения, который предусматривает конкретные природоохранные или социально значимые мероприятия, осуществляемые преподавателями совместно с обучающимися. Активный подход решает сразу несколько задач: повышение уровня устойчивого развития общества за счет проводимых мероприятий, формирование навыков действовать согласно принципам устойчивого развития, демонстрация положительного примера с привлечением внимания к актуальным проблемам современности.
Процесс преподавания в педагогическом образовании в интересах устойчивого развития должен строиться на использовании новаторских учебных методик. Кроме перечисленных выше методик важно отметить необходимость перехода от преподавания, направленного сугубо на передачу знаний (знаниевая парадигма), к подходу, в рамках которого преподаватели и студенты вместе работают над приобретением знаний и умений их использовать в повседневной и профессиональной деятельности (деятельностный подход). Научных исследований и разработок, посвященных обоснованию актуальности и необходимости использования деятельностного подхода во всех его модификациях, большое количество, однако полный переход на этот подход нецелесообразен. Частично должен быть сохранен традиционный (знаниевый) подход к преподаванию отдельных дисциплин, который высоко себя зарекомендовал в уникальной российской системе образования, признанной наиболее фундаментальной и научной.
Включение вопросов устойчивого развития в педагогическое образование в интересах устойчивого развития должно проводиться сразу в нескольких направлениях:
- разработка обязательного курса по устойчивому развитию для всех направлений и специальностей в начале процесса обучения с дальнейшим междисциплинарным включением тем устойчивого развития на протяжении всей учебы;
- создание продвинутых программ в области педагогического образования в интересах устойчивого развития с выдачей соответствующих дипломов (к примеру «Преподаватель устойчивого развития»);
- организация курсов дистанционного обучения и повышения квалификации по вопросам устойчивого развития для действующих педагогов с тем, чтобы они могли затрагивать проблемы устойчивого развития в своих учебных дисциплинах;
- разработка материалов по применению современных методик образования, составлению учебных планов и организации процесса обучения в интересах устойчивого развития;
- создание дидактических материалов по внеурочной работе в области образования в интересах устойчивого развития, для организации практической деятельности, направленной на достижение устойчивого будущего.
Перечисленные инновационные учебные методики и рекомендации по реализации педагогического образования в интересах устойчивого развития являются незастывшей парадигмой, этот процесс только проходит становление и, безусловно, будет в дальнейшем совершенствоваться и развиваться. Однако их использование на начальном этапе позволит сформировать категорию граждан, способных критически мыслить и действовать в быстроменяющихся современных условиях и эффективно обучать этим навыкам других людей.
Список литературы
1. Смалева П . Г . Роль экологического образования в реализации концепции устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях (на примере Томской области) // Вестн . Томского гос. пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2009 . Вып . 6 . С . 97—101.
Мельник Т. Е., кандидат экономических наук, доцент кафедры.
Орловский государственный университет.
Ул. Комсомольская, 95, Орел, Россия, 302026.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 11.10.2012.
T. Y Melnik
CONCEPTUAL STATEMENTS OF FORMATION OF PEDAGOGICAL EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT
The article deals with the need to implement education in the interest of sustainable development in contemporary practice of pedagogical education; it outlines the main conceptual statements and recommendation for the reorientation of pedagogical education in accordance with the principles of sustainable development.
Key words: sustainable development, education for sustainable development, pedagogical education, contemporary approaches of education.
Orel State University.
Ul. Komsomolskaya, 95, Orel, Russia, 302026.
E-mail: [email protected]