-- ----------------УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Т.Е. МЕЛЬНИК
кандидат экономических наук, докторант кафедры алгебры и математических методов в экономике Орловского государственного университета
Е-шай: [email protected] Тел. 8 920 282 84 81
НАПРАВЛЕНИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И СМИ В ЦЕЛЯХ ДОСТИЖЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
В статье рассматривается значимость образования и СМИ в реализации концепции устойчивого развития общества. Охарактеризованы основные проблемы устойчивого развития, подлежащие обязательному освещению в средствах массовой информации и в формальных институтах образования. Приведен пример положительного опыта в республике Македонии. Обоснована необходимость совместных действий институтов формального и информального образования для достижения наилучших результатов.
Ключевые слова: образование в интересах устойчивого развития, средства массовой информации, совместная деятельность.
Понятие «устойчивое развитие» появилось достаточно давно, впервые об этой концепции заговорили еще в 1972 году на Конференции Организации Объеденных Наций по вопросам окружающей среды в Столькгольме. В дальнейшем под этим понятием стали понимать такое развитие человечества, «которое удовлетворяет потребностям настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности»[1]. Теоретически концепция устойчивого развития достаточно быстро развивалась, были разработаны принципы, средства, методы ее осуществления, но практически ее реализация оставалась на достаточно низком уровне.
Со временем научная элита осознала, «что самая большая проблема устойчивого развития заключается в том, что само это понятие не вошло в сознание общественности»[2]. Поэтому Генеральная Ассамблея ООН возложила на ЮНЕСКО ответственность за повышение уровня информированности общественности и понимания вопросов устойчивого развития. Учитывая роль СМИ в формировании общественного мнения, ЮНЕСКО призывает все электронные и печатные средства массовой информации, специалистов средств информации, учебные заведения, а также студентов принять активное участие в «Десятилетии образования в интересах устойчивого развития ООН (2005-2014 г.г.)». Десятилетие нацелено на внедрение принципов, ценностей и практического опыта устойчивого развития во все аспекты образования и обучения с тем, чтобы устойчивое развитие стало понятным каждому, а участие в его достижении имело место на всех уровнях общества. Это можно сделать посредством изучения, усвоения и пере-
дачи знаний, необходимых для выживания, роста, защиты и развития планеты Земля.
Значительное внимание мировой общественности к образованию в интересах устойчивого развития (ОУР), выраженное во множестве международных деклараций, конвенциях, соглашениях и других правовых материалах, не случайно. Все большее число ученых признают центральную роль образования и просвещения в целях достижения устойчивого развития общества. И действительно, создавать новый императив развития цивилизации, основываясь на мировоззрении, которое и привело к краю гибели человечества, невозможно. Первоочередная задача заключается в формировании сознания, позволяющего вести плодотворный и здоровый образ жизни в гармонии с природой. Это возможно только посредством образования и просвещения в интересах устойчивого развития, обеспечивающего людей знаниями и навыками для принятия экологически обоснованных, экономически целесообразных и социально-нравственных решений как в повседневной, так и в профессиональной деятельности.
Рассмотрим основные проблемы, которые нужно освещать образованию в интересах устойчивого развития в партнерстве со СМИ для эффективного продвижения концепции устойчивого развития:
1. Изменение климата. Образование в интересах устойчивого развития и СМИ способны стимулировать активное обучение и предлагать методы, которые смогут увеличить значимость вопросов изменения климата в контексте повседневной жизни людей. Усилия в рамках Десятилетия следует направить на трансформацию пассивной осведомленности в активную обеспокоенность, а также на
© Т.Е. Мельник
^^^^ПЕДАгогакАипсихшогая
поддержку изменении в поведении людей через формирование ежедневных привычек.
ОУР и СМИ должны быть нацелены на расширение знаний о срочном ограничении масштабов ущерба, причиняемого атмосфере, а также на оценку вредных изменений климата. В этих рамках необходимо информирование людей о конвенциях и международных соглашениях, а само обучение и просвещение нужно использовать как средство создания глобального лобби в пользу эффективных действий и демонстрации людям тех возможностей, которые имеются у них для внесения своего собственного вклада в долговременные решения.
Просвещение в вопросах изменения климата и повышение осведомленности об экологических проблемах может побудить людей к переосмыслению представлений, ценностей, которых мы придерживаемся, и решений, которые мы принимаем в контексте устойчивого развития. Освещая названную проблему, массмедиа следует заострить внимание на том, что:
- изменение климата является глобальной проблемой, однако, каждый из нас имеет силы и возможности изменить ситуацию.
- даже небольшие изменения в нашем поведении могут помочь предотвратить выбросы парниковых газов без последствий для качества жизни;
- необходимо на всех уровнях и каждому из нас предпринять действия для решения проблемы изменения климата.
2. Леса и рыбный промысел. Образование в интересах устойчивого развития и СМИ следует строить на интегрированном видении общества, которое является устойчивым не только экологически, но также социально, экономически и политически. ОУР совместно со СМИ нужно сосредоточиться не только на производственных, но и на социальных аспектах, таких как практические методы устойчивого использования леса, а также на экономических аспектах, как, например, маркетинг морепродуктов. ОУР и СМИ также следует обращаться к культурному компоненту лесного хозяйства и рыбного промысла для сохранения традиционных и/или местных производственных систем и практических методов и демонстрировать как проблемы, так и возможности для рационального использования лесов и рыбных хозяйств. Просвещение в данном направлении со стороны СМИ должно затрагивать следующие вопросы:
- рыболовство, являясь важным промыслом, обеспечивающим пищей, топливом и заработком миллионы людей, находится под угрозой из-за стремительного сокращения поголовья большинства промысловых рыб;
- существует потребность в лучшем понимании и оценке экологических, социальных и экономических возможностей лесов и прямой связи между лесными ресурсами и ежедневно получаемыми продуктами леса.
3. Пресная вода. Образование в области водных ресурсов является стратегическим отправным моментом для развития новой этики управления водными ресурсами. Образование в интересах устойчивого развития и СМИ обязаны способствовать пониманию позитивных и негативных аспектов воздействия деятельности человека на водный цикл, что позволит избегать деградации и нерационального использования водных ресурсов. ОУР и СМИ необходимо распространять существующие местные знания и опыт и содействовать обмену инновационными подходами и лучшими практическими методами, которые актуальны в местных условиях. На Земле для использования доступно очень немного воды. Приблизительно 98% ее объема - это соленая морская вода, а большая часть остальных ресурсов заперта в полярных льдах и ледниках. Пресноводные озера и реки составляют менее 0,01% воды на Земле, а грунтовые воды - 0,28%. Несмотря на это, при правильном обращении ее все же хватит для обеспечения базовых потребностей каждого из нас. Однако в настоящий момент на ребенка, живущего в развитой стране, расходуется в 30 - 50 раз больше воды, чем на ребенка, родившегося в развивающейся стране. Для осознания людьми данной проблемы образование совместно со СМИ должно работать в следующих направлениях:
- существует потребность в разработке и внедрении образовательных программ, способствующих более широкому пониманию и решению водных проблем;
- из всех социальных и природных кризисов, с которыми сталкивается человечество, водный кризис находится в основе проблемы выживания людей и планеты Земля;
- проекты по образованию и просвещению в области водных ресурсов могут способствовать вовлечению приоритетных секторов сообщества в процесс сбережения и защиты водных ресурсов.
4. Биоразнообразие и исчезновение видов. Образование, направленное на решение проблем устойчивого развития, и массмедиа, рассказывая о вопросах биоразнообразия с особым акцентом на его взаимосвязи с проблемами жизнеобеспечения, сельского хозяйства, животноводства, лесного хозяйства, рыболовства и других областей, способны добиться лучшего понимания населением того, как потребление воздействует на биоразнообразие
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
на местном и глобальном уровнях. Они помогают детям и молодежи осознать их роль и ответственность в данном процессе. Благодаря ОУР и СМИ люди смогут понять, что продукция, которую они потребляют, имеет воздействие на биоразнообразие в их сообществах и в отдаленных районах. ОУР и СМИ обязаны показывать людям, что их действия способны привести к устойчивым решениям.
Образование в интересах устойчивого развития совместно со СМИ должно донести до людей, что:
- основная задача, стоящая перед устойчивым развитием, - примирить сохранение биоразнообразия с людскими потребностями;
- разрушение среды обитания и изменение климата - две наиболее серьезные угрозы, с которыми сталкивается биоразнообразие планеты;
- хорошо обученные и приверженные своему делу люди являются ключевым фактором для решения вопросов, связанных с окружающей средой и устойчивостью.
5. Загрязнение окружающей среды. Загрязнение окружающей среды может происходить из различных источников, таких как отходы/мусор, городские сточные воды, антисанитарные условия, пестициды, нитраты и экологические катастрофы. Образование в интересах устойчивого развития и СМИ должны дать возможность более глубокого понимания различных видов загрязнения окружающей среды и их воздействия на все аспекты нашей повседневной жизни. Профилактика - лучшее решение, а образование и просвещение - лучший инструмент профилактики. Образование в интересах устойчивого развития и СМИ предназначены для всех заинтересованных лиц и обеспечивают участие сообщества в областях, связанных с уменьшением и профилактикой загрязнения окружающей среды. Образование и просвещение в данной сфере объясняют, что:
- наши личные привычки играют определенную роль в профилактике загрязнения окружающей среды;
- каждый из нас несет ответственность как за возникновение проблем загрязнения окружающей среды, так и за поиски вариантов их решения;
- если существует возможность, то людям следует научиться делать экологически правильный выбор продуктов для собственного пользования [2].
Все предложенные темы, когерентно представленные в массмедиа и образовании, эффективнее излагать в трех аспектах.
1. Обзор существующей проблемы в свете соответствующих местных проявлений.
2. Прогнозирование дальнейших изменений при условии бездействия общества.
С
3. Возможные направления решения проблемы каждым отдельным человеком.
В качестве примера практической реализации совместной деятельности образования и СМИ в рамках достижения устойчивого развития можно рассмотреть опыт республики Македонии. Начиная с 1994 года на основе решения Правительства, были внесены изменения в законы об образовании для включения тем устойчивого развития в систему формального образования. Кроме этого, 21 марта был назначен выходной день «Весенний день -день окружающей среды», когда все ученики и учителя страны проводят экологические мероприятия. Координируют данную программу Министерство образования и науки и Министерство окружающей среды. Ежегодно привлекаются более 400 000 учеников и 30 000 учителей, родители и представители национальных музеев, парков, неправительственных организаций. Все текущие мероприятия и их результаты постоянно отражаются в детских и молодежных журналах, транслируются в детских радиопрограммах, информационных и учебных телепрограммах, а также других СМИ.
В заключение отметим, что образование и просвещение на всех уровнях помогает формировать будущий мир, обеспечивая каждого человека и общество в целом навыками, виденьем, знаниями и ценностями, которые позволяют жить в устойчивом обществе. Сохранение баланса между гуманитарным и экономическим благосостоянием, культурными традициями и бережным отношением к природному богатству зависит от того, насколько эффективно формальное и информальное образование будет культивировать уважительное отношение как к потребностям человека, так и к ресурсам Земли. Внедрение образования в интересах устойчивого развития требует партнерства между правительствами, академическими и научными сообществами, учителями, НПО, местными сообществами и СМИ. Средства массовой информации являются важными механизмами в деле информирования населения о проблемах устойчивого развития и для обеспечения им возможности принимать взвешенные и ответственные решения в настоящее время и в будущем. СМИ играют чрезвычайно важную роль в формировании устойчивого образа жизни, обеспечивая эффект уже в настоящем времени и охватывая гораздо больший сегмент общества, тогда как формальные институты образования обеспечивают более глубокие знания и рассчитаны на долгосрочный период. Следовательно, только совместные усилия образования и СМИ в достижении целей устойчивого развития способны принести наибольшие результаты.
^р^пЕДАгогакАипсихшогая
Библиографический список
1. Генеральная Ассамблея ООН. Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию. Брундтлант. -1987. - http://www.unesco.org/new/en/unesco/resources/online-materials/publications/unesdoc-database/
2. Бёрд Э., Лутц Р., Уорвик К. Средства массовой информации как партнеры в сфере образования в интересах устойчивого развития. Учебно-ресурсный комплект: UNESCO. 2009. 84 с.
T.E. MELNIK
DIRECTIONS OF JOINT ACTIVITY OF EDUCATION AND MEDIA IN INTEREST OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SOCIETY
The article deals the importance of education and Media in implementing the concept of sustainable development of society. Outlines the main problems of sustainable development, are subject to mandatory coverage in media and in formal institution of education. There is an example of good practice in Republic of Macedonia. Substantiates the necessity of common action of institutes offormal and informal education for the best results.
Key words: education in interest of sustainable development, joint activity.