Научная статья на тему 'Роль образования в становлении концепции устойчивого развития общества'

Роль образования в становлении концепции устойчивого развития общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1959
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ОБЩЕСТВО / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / SOCIETY / CIVILIZATION / EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельник Т.Е.

В статье рассматриваются разнообразные позиции на роль образования для достижения устойчивого развития общества. На основе анализа и обобщения данных, содержащихся в исследованиях, прослежена история становления образования в интересах устойчивого развития и отношение ученых и мирового сообщества к образованию как ключевому фактору перехода на новую модель развития цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EDUCATION IN THE DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE SOCIETY

This article discusses a variety of positions on the role of education for sustainable development of the society. Based on the analysis and synthesis of data contained in the studies the history of the formation of Education for Sustainable Development and the attitude of researchers and the international community to education as a key factor in the transition to a new model of civilization traced.

Текст научной работы на тему «Роль образования в становлении концепции устойчивого развития общества»

УДК 371 (14.07.01) Т.Е. МЕЛЬНИК

кандидат экономических наук, доцент, кафедра алгебры и математических методов в экономике, Орловский государственный университет E-mail: sych01@mail.ru

UDС 371 (14.07.01) T.E. MEL'NIK

Candidate of economic sciences, Associate Professor, Algebra and Mathematical methods in Economics, Orel

State University E-mail: sych01@mail.ru

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

THE ROLE OF EDUCATION IN THE DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE SOCIETY

В статье рассматриваются разнообразные позиции на роль образования для достижения устойчивого развития общества. На основе анализа и обобщения данных, содержащихся в исследованиях, прослежена история становления образования в интересах устойчивого развития и отношение ученых и мирового сообщества к образованию как ключевому фактору перехода на новую модель развития цивилизации.

Ключевые слова: устойчивое развитие, общество, цивилизация, образование для устойчивого развития.

This article discusses a variety of positions on the role of education for sustainable development of the society. Based on the analysis and synthesis of data contained in the studies the history of the formation of Education for Sustainable Development and the attitude of researchers and the international community to education as a key factor in the transition to a new model of civilization traced.

Keywords: sustainable development, society, civilization, education for sustainable development.

Идея устойчивого развития уже более двух десятилетий занимает центральное положение в мировом политическом дискурсе и практике. Небезосновательно Н.С. Касимов утверждает, что «никакая другая научная идея ни в естественных, ни в социальных дисциплинах не имела ранее столь широкого общественного резонанса» [1]. Несмотря на это, анализ основных вех в становлении концепции устойчивого развития выявил ряд негативных моментов ее реализации. Во-первых, недостаточный темп решения проблем перехода на путь устойчивого развития, обусловленный низкой активностью правительственных структур. С момента разработки рекомендаций, обеспечивающих выживание цивилизации, до настоящего момента прошло уже чуть более двадцать лет. Но основные показатели, характеризующие движение к мировой катастрофе, по-прежнему имеют динамику в направлении ухудшения. Ситуация не только не развернулась в нужном направлении, но и обострилась под влиянием глобализационных факторов и всемирного финансового кризиса. Безусловно, не во всех странах ситуация столь критична, и ряд государств ведут конструктивную политику по претворению в жизнь взятых на себя обязательств. В то же время большинство развивающихся и некоторые развитые стран встречаются с рядом барьеров в ходе попыток решения этих проблем. Те действия, которые предпринимаются на настоящий момент времени, слишком немногочисленны и незначительны для существенного изменения сложившейся ситуации.

Во-вторых, очень низкая степень информированности всех слоев населения служит сдерживающим

фактором в осознании каждым человеком его роли в достижении устойчивости; не позволяет использовать знания и потенциал населения для поиска эффективных путей преодоления глобального кризиса современности; не позволяет осознавать ответственность принимаемых жителями Земли решений как в повседневной, так и в профессиональной деятельности.

Скромность достигнутых результатов в движении к устойчивому развитию большинство ученых объясняют отсутствием серьезного внимания к одному из важнейших механизмов становления устойчивого будущего - образованию. Значимость образования как эффективного фактора реализации концепции устойчивого развития была подчеркнута с момента официального признания данной концепции. Проблемы образования связаны практически со всеми областями деятельности в рамках такого международного программного плана действий, принятого представителями 179 государств, как «Повестка дня на 21 век» и отражены в виде конкретных рекомендаций по каждому секторальному вопросу. Охватывая широкий круг проблем, связанных с переходом общества к устойчивому развитию, общецивили-зационная стратегия в качестве средств осуществления в главе 36 подчеркивает, что «просвещение, включая формальное образование, повышение информированности населения и профессиональную подготовку, следует признать в качестве процесса, с помощью которого человек и общество могут в полной мере раскрыть свой потенциал. Просвещение имеет решающее значение для содействия устойчивому развитию и расширения возможностей стран в решении вопросов окружающей

© Т.Е. Мельник © T.E. Mel'nik

среды и развития... просвещение по вопросам окружающей среды и развития должно касаться вопросов динамики физической/биологической и социально-экономической среды и развития (включая, возможно, духовное) человека, быть неотъемлемым элементом всех дисциплин и использовать все формальные и неформальные методы и эффективные средства коммуникации» [2].

И действительно, единственным инструментом, способным так изменить поведение людей, чтобы они могли оценивать свои действия и принимать решения с учетом требований устойчивого развития, является образование и просвещение во всех его формах и проявлениях. Оно должно быть направлено на формирование навыков и моделей поведения, на изменение ценностных и этических установок общества в направлении более рациональной деятельности в вопросах окружающей среды, экономического и социального развития.

Теоретики Римского клуба также видели путь выхода из глобального кризиса в изменении современного образа мышления и поведения людей с помощью образования. В докладе Римскому клубу «Цели человечества» Э. Ласло полагает, что развитие соответствующих психологических качеств людей может привести к ко -ренной перестройке материальных условий существования цивилизации.

В выступлении Дж. Боткина «Нет пределов обучению» мы видим, что основной акцент ставится на анализ тем, характеризующих преобразование системы обучения. Авторы считают, что существующая система народного образования, если говорить о глобальных масштабах, стала анахроничной, неспособной содействовать решению труднейших задач, вставших перед человечеством. Они рекомендуют коренным образом реформировать систему народного образования, ориентируя ее на актуальные современные проблемы человечества, на понимание общеглобального характера этих проблем и вместе с тем серьезно совершенствуя процесс обучения путем внедрения новых, более прогрессивных методов [3].

Сходные позиции относительно необходимости качественного изменения стиля и образа мышления отстаивает бывший президент Римского клуба А. Печчеи в трудах «Сто страниц для будущего» и «Человеческие качества». Он был твердо убежден, что возможность недопущения глобальной катастрофы напрямую зависит от человеческого потенциала.

Ученые Римского клуба полагали, что образование не должно сводиться к приобретению и применению определённых знаний и навыков, обеспечивающих лишь пассивную адаптацию человека к изменениям окружающей среды. Системы обучения должны динамично перестраиваться в соответствии с проблемами и трудностями в развитии человечества, позволяя тем самым приступить к их активному решению.

В 1997 году прошла конференция ЮНЕСКО «Образование для устойчивого будущего» (Салоники, Греция), на которой в очередной раз уточнилось понятие и содержание образования в интересах устойчивого

развития, заключающееся в изучении взаимодействия экологических процессов, рыночных факторов и культурных ценностей. По результатам проведения конференции был подготовлен документ, объединивший справочные материалы специалистов широкого спектра. Несмотря на охват достаточно широкого диапазона вопросов в рамках образования в интересах устойчивого развития, предложенный документ не дает конкретных рекомендаций, а выступает в качестве отправной точки для дальнейшего обсуждения ключевых идей. Принимая во внимание опыт экологического образования и интегрируя в него социальные и экологические компоненты, необходимо было проводить дальнейшие исследования и дорабатывать концепцию образования для устойчивого развития.

В апреле 2000 г. в городе Дакар прошел Всемирный форум «Образование для всех». В результате были сформулированы Дакарские рамки действий, в которых подчеркнуто, что «образование, будучи одним из основных прав человека, является ключом к устойчивому развитию, миру и стабильности внутри стран и в отношениях между ними и в силу этого служит необходимым средством для эффективного участия в жизни обществ и в экономике XXI века, которые затронуты ускоренной глобализацией» [4].

Важнейшим мероприятием для развития образования в интересах устойчивого развития выступила пятая конференция министров «Окружающая среда для Европы», которая прошла в 2003 году в городе Киеве. В первой части итогового документа «Заявление министров окружающей среды стран ЕЭК ООН о просвещении в интересах устойчивого развития» подчеркивается роль просвещения в обеспечении устойчивого будущего. «Просвещение, профессиональная подготовка и исследовательская работа признаны важными горизонтальными инструментами для достижения устойчивого развития и интеграции аспектов устойчивости во все сферы» [5].

Хотя «Повестка дня на 21 век», наряду с рядом других документов, определяющих сохранение биосферы, была подписана большинством стран Земли, как уже было отмечено ранее, серьезных сдвигов в следующем десятилетии в осуществлении стратегии устойчивого развития не произошло. Осознавая скромность достигнутых результатов, главы правительств государств на Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 году предложили рассматривать образование в интересах устойчивого развития в качестве основного средства достижения поставленных целей. «Для продвижения по пути устойчивого развития абсолютно необходимо образование... нужно интегрировать вопросы устойчивого развития в системы образования на всех его уровнях, с тем, чтобы оказывать содействие образованию как ключевому фактору перемен [6]» выделено в докладе.

В июне 2002 года Правительство Японии во время 4-го Подготовительного комитета к Всемирному Саммиту по устойчивому развитию впервые предложило идею о необходимости проведения Десятилетия

ООН по образованию в интересах устойчивого развития (ДОУР). В сентябре этого же года на вышеуказанном Саммите предложение было поддержано и уже в декабре на 57 сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Резолюция о проведении ДОУР (57/254) с 1 января 2005 по 31 декабря 2014 г.г. На Саммите было также отмечено, что целый ряд мировых экологических проблем берет свое начало на европейском континенте, поэтому и решать эти проблемы должны совместными усилиями страны Европейского общества - члены Европейской Экономической Комиссии ООН (ЕЭК ООН).

Официальное открытие Десятилетия образования в интересах устойчивого развития состоялось на Совещании высокого уровня министров охраны окружающей среды в Вильнюсе в марте 2005 года, где был принят значимый для становления образования в интересах устойчивого развития документ - «Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития».

В очередной раз актуальность образования для устойчивого развития общества была подчеркнута на конференции РИО+20. В итоговом документе «Будущее, которое мы хотим» отмечена «необходимость поддержки учебных заведений, особенно высших учебных заведений в развивающихся странах, с тем, чтобы они проводили исследования и инновационные изыскания по проблематике устойчивого развития, в том числе в области образования, и разрабатывали качественные и инновационные программы, в том числе в сфере предпринимательства и бизнеса, профессионально-технического обучения и непрерывного образования, для восполнения нехватки специалистов, необходимых для решения национальных задач в области устойчивого развития» [7].

Названные мероприятия и документы - это далеко не полный перечень действий, направленных на активацию деятельности в области образования в интересах устойчивого развития во всем мире. Только в рамках работы ЮНЕСКО создано более 100 документов и проведено 34 совещания по вопросам реализации образования в интересах устойчивого развития в регионе ЕЭК. Столь серьезное признание роли образования во всех его формах в качестве важнейшего механизма обеспечения прогресса в целях устойчивого развития на высшем международном уровне не случайно. Осуществление глобальных перемен ложится на социальные институты, организацией функционирования которых занимаются люди со сложившимся антропоцентрическим мышлением, в центре которого стоят интересы человека, а не биосферы. Невозможно управлять процессом перехода к устойчивому развитию, обладая и используя знания и навыки, которые и привели к краю гибели человечества. В первую очередь необходима трансформация мышления на биосферное у значительного количества жителей земли, которые в дальнейшем и будут приводить механизмы перестройки на устойчивое развитие в действие. На становление биосферного мышления и направлено образование в

интересах устойчивого развития [8]. Такое образование воспринимается «как основной механизм изменения знаний, ценностей, поведения и образа жизни, что необходимо для обеспечения устойчивости» [9]. Как подчеркивает генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура, «Образование во всех его формах и на всех уровнях - не только самоцель, но и один из мощнейших инструментов, имеющихся в нашем распоряжении, чтобы проводить изменения, необходимые для достижения устойчивого развития». Образование в интересах устойчивого развития - это не просто один из вариантов выбора, а задача первостепенной важности [10].

Однако распространение базового образования в его нынешнем виде не поможет сделать общество более устойчивым. Парадокс заключается в том, что именно страны с высоким уровнем образования наносят наибольший ущерб окружающей среде, потребляя огромные объемы ресурсов и энергии, чтобы поддерживать привычный образ жизни. Нельзя создать более устойчивое будущее, лишь увеличив расходы на образование; скорее, речь идет о смене содержания образования. Большое значение для настоящего и будущего общества имеют переоценка, переосмысление и пересмотр образования - от дошкольного до университетского, - с тем чтобы в итоге оно охватывало как можно больше принципов, знаний, навыков, убеждений и ценностей, связанных с обеспечением устойчивости во всех трех сферах: экология, общество и экономика. Такой процесс должен носить глобальный междисциплинарный характер, и в нем должна участвовать широкая общественность. Образование в интересах устойчивого развития призвано научить людей из разных слоев общества предвидеть, преодолевать и решать проблемы, угрожающие устойчивому развитию нашей планеты [11].

Образование для устойчивого развития - это динамическая концепция, включающая в себя все аспекты информированности общества, образования и подготовки в целях обеспечения или расширения понимания взаимосвязи между вопросами устойчивого развития и развитием знаний, навыков, перспектив и ценностей, которые дадут возможность людям любого возраста принять на себя обязательства по созданию устойчивого будущего и обладанию им.

То есть целью образования для устойчивого развития является пропаганда, установление связи и создание сети в целях оказания помощи всем педагогам по включению целей и задач устойчивого развития в их собственные программы. Развитие мышления, ориентированного на будущее, - ключевая задача образования.

Международное сообщество твердо верит, что с помощью образования есть возможность сформировать нормы поведения, устои и образ жизни, необходимые для обеспечения устойчивого будущего. Образование для устойчивого развития требует переориентировать систему образования, его политику и практику с тем, чтобы наделить способностью каждого человека принимать решения и соответствующие меры для устранения проблем, которые представляют угрозу для нашего будущего. Таким образом, люди всех возрастов

могут развивать и оценивать альтернативные взгляды об устойчивом будущем и претворять их в жизнь через созидательную работу и сотрудничество.

Вышеприведенный анализ документов, встреч, конференций и научной литературы показал, что на международном уровне задачи образования в интересах устойчивого развития вызвали широкий дискуссионный резонанс на самом высоком уровне. Актуальность перехода к новой системе образования, нацеленного на устойчивое развитие общества, не вызывает сомнения. И действительно, в современном глобализированном, быстро меняющемся мире для результативного функционирования во всех сферах человеческой деятельности с учетом экономических, экологических, социальных и культурных аспектов в едином русле необходимы новые кадры. Это специалисты, обладающие такими качествами, как критическое и междисциплинарное мышление, способность к самостоятельному принятию обдуманных и ответственных решений, анализ ценностей и норм этики в едином понимании всех элементов, формирующих устойчивое развитие общества. Причем данными чертами должны обладать не только руководители и служащие высшего звена. Только тогда, когда

в умах всех людей на земле (или, по крайней мере, большей ее части) будет ясное представление, что именно от их профессиональной и повседневной деятельности зависит будущее нашей планеты, тогда мы сможем говорить об устойчивом, неразрушающем развитии человечества. Именно такое образование, соответствующее всем перечисленным требованиям, принято называть образованием для устойчивого развития общества [12].

Образование выступает центральным элементом в усилиях по разработке и продвижению устойчивых решений для потребностей в области развития как народов, так и всей планеты. Образование позволяет людям понять характер и масштаб проблем в области устойчивого развития; оно дает возможность сформировать критический, нестандартный и творческий подход, необходимый для поиска новых, более эффективных решений общемировых проблем; оно позволяет людям понять суть тех мощных факторов, которые определяют неустойчивый образ жизни; и оно может помочь людям выработать уверенность в себе, организационные навыки и оптимизм, который позволит им действовать по отдельности и коллективно во благо интересов устойчивого будущего.

Библиографический список

1. КасимовН.С., ТикуноваВ.С. Образование для устойчивого развития. Смоленск.:Маджента, 2003. 160 с.

2. Повестка дня на 21 век: Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Нью-Йорк: ООН, 1992 [официальный сайт ООН]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml (дата обращения: 29.12.2013).

3. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование. Курс лекций. М.: Педагогическое общество России, 2002. 392 с.

4. Дакарские рамки действий. Образование для всех: выполнение наших общих обязательств. Дакар, 2000. ED-2000/ conf/211/1 [официальный сайт ЮНЕСКО]. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0012/001202/120240R.pdf (дата обращения: 29.12.2013).

5. Окружающая среда для Европы. Пятая конференция министров. Киев, 2003 [официальный сайт ООН]. URL: http:// daccess-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/G03/305/77/PDF/G0330577.pdf (дата обращения: 29.12.2013).

6. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию. Йоханнесбург, 2002 [официальный сайт ООН]. URL: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_wssd.shtml (дата обращения: 29.12.2013).

7. Будущее, которого мы хотим. Проект резолюции, представленный Председателем Генеральной Ассамблеи. 2012. A/66/L.56 [официальный сайт ООН]. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UND0C/LTD/N12/436/90/PDF/N1243690.pdf (дата обращения: 29.12.2013).

8. Мельник Т. Е. Интеграция высших учебных заведений для образования в интересах устойчивого развития //Alma mater (Вестник высшей школы). 2013. № 9. С. 80-84.

9. Просвещение и информирование населения в интересах устойчивого развития. Доклад Генерального секретаря ООН.

2001. E/CN. 17/2001/PC/7 [официальный сайт ООН]. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N01/292/60/PDF/ N0129260.pdf (дата обращения: 29.12.2013).

10. Десятилетие образования в интересах устойчивого развития Организации Объединенных Наций. ED-2007/WS/17 [официальный сайт ЮНЕСКО]. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0014/001416/141629r.pdf (дата обращения: 29.12.2013).

11. Проект Международного плана мероприятий в рамках Десятилетия образования в интересах устойчивого развития Организации Объединенных Наций (2005-2014 гг.). 2005. 172 EX/11 [официальный сайт ЮНЕСКО]. URL: http://unesdoc.unesco. org/images/0014/001403/140372r.pdf (дата обращения: 29.12.2013).

12. Мельник Т.Е. Оценка реализации стратегии ЕЭК ООН в области образования в интересах устойчивого развития в мире. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ ). Краснодар: КубГАУ, 2012. №10(84). URL: http://ej.kubagro.ru/2012/10/pdf/46.pdf

References

1. Kasimov N.S., Tikunova V.S. Education for sustainable development. Smolensk.:Madzhenta. 2003. 160 p.

2. Report ofthe UnitedNations Conference on Environment and Developmen: United Nations Resolutions Adopted by the Conference in Rio de Janeiro. New York: United Nations, 1992, ^f^cial site United Nations]. URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/agenda21.shtml (accessed 29 December 2013) (in Russian).

3. Bestuzhev-lada I.V., Namestnikova G.А. Social forecasting. Course of lectures. Moscow.: Pedagogical society of Russia Publ,

2002. 392 p.

4. The Dakar Framework for Action. Education For All: Meeting our Collective Commitments. Dakar, 2000, ED-2000/conf/211/1 [ОШиа1 site UNESCO]. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0012/001202/120240R.pdf (accessed 29 December 2013) (in Russian).

5. Environment for Europe. Fifth ministerial conference. KIEV, 2003 ^facial site United Nations]. URL: http://daccess-dds-ny. un.org/doc/UND0C/GEN/G03/305/77/PDF/G0330577.pdf (accessed 29 December 2013) (in Russian).

6. Johannesburg Declaration on Sustainable Development. Johannesburg, 2002, ^facial site United Nations]. URL: http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_wssd.shtml (accessed 29 December 2013) (in Russian).

7. The future we want. Draft resolution submitted by the President of the General Assembly, 2012, A/66/L.56 ^facial site United Nations]. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UND0C/LTD/N12/436/90/PDF/N1243690.pdf (accessed 29 December 2013) (in Russian).

8. Mel'nik Т. Е. Integration of higher educational establishments of education for sustainable development //Alma mater (journal of higher education). 2013, vol. 9.Pp. 80-84 (in Russian).

9. Education and public awareness for sustainable development. Report of the Secretary-General United Nations, 2001, E/ CN.17/2001/PC/7 ^facial site United Nations]. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N01/292/60/PDF/N0129260.pdf (accessed 29 December 2013) (in Russian).

10. UN Decade of Education for Sustainable Development 2005 - 2014. ED-2007/WS/17 ^facial site UNESCO]. URL: http:// unesdoc.unesco.org/images/0014/001416/141629r.pdf (accessed 29 December 2013) (in Russian).

11. Draft International implementation scheme for the United Nations Decade of Education for Sustainable Development (20052014), 2005, 172 EX/11 ^facial site UNESCO]. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0014/001403/140372r.pdf (accessed 29 December 2013) (in Russian).

12. Mel'nik Т.Е. Evaluation implementation of the UNECE strategy for education for sustainable development in the world / Т.Е. Mel'nik // Polythematic online scientific journal of Kuban state agrarian university (Scientific Journal of KubSAU). Krasnodar: KubSAU Publ, 2012. vol.10(84). URL: http://ej.kubagro.ru/2012/10/pdf/46.pdf (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.