Научная статья на тему 'Римский Пантеон - «Храм всех богов»'

Римский Пантеон - «Храм всех богов» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2964
363
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНИЙ РИМ / ПАНТЕОН / ИМПЕРАТОР АДРИАН / ANCIENT ROME / THE PANTHEON / IMPERATOR HADRIAN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Поляков Евгений Николаевич, Евлахов Евгений Александрович

Настоящая статья посвящена истории строительства Пантеона («храма всех богов»). Она содержит ряд оригинальных фактов и суждений, позволяющих по-новому взглянуть на события той далекой эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROMAN PANTHEON - «TEMPLE OF ALL GODS»1

The article is devoted to the history of construction of the Pantheon («Temple of all Gods»). It contains a number of original facts and opinions, allowing to look at the events of that far epoch in a new light.

Текст научной работы на тему «Римский Пантеон - «Храм всех богов»»

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

УДК 72.032 + 7.032.7

ПОЛЯКОВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ, канд. архит., доцент, polyakov. en@yandex. ru

ЕВЛАХОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, студент, ignatova@tsuab. ru

Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

РИМСКИЙ ПАНТЕОН - «ХРАМ ВСЕХ БОГОВ»

Настоящая статья посвящена истории строительства Пантеона («храма всех богов»). Она содержит ряд оригинальных фактов и суждений, позволяющих по-новому взглянуть на события той далекой эпохи.

Ключевые слова: Древний Рим; Пантеон; император Адриан.

POLYAKOV, EUGENIYNIKOLAEVICH, Сand. of arch. sc., assoc. prof., polyakov. en@yandex. ru

EVLAKHOV, EUGENIY ALEKSANDROVICH, student,

Tomsk State University of Architecture and Building,

2 Solyanaya sq., Tomsk, 634003, Russia

ROMAN PANTHEON - «TEMPLE OF ALL GODS»

The article is devoted to the history of construction of the Pantheon («Temple of all Gods»). It contains a number of original facts and opinions, allowing to look at the events of that far epoch in a new light.

Keywords: Ancient Rome; the Pantheon; imperator Hadrian.

Римский Пантеон занимает особое место в античной и мировой архитектуре. Свое название («храм всех богов») он получил, вероятно, из-за многочисленных статуй, которые украшали его внутри и снаружи.

Типологически этот памятник не принадлежит к традиционным прямоугольным греко-римским храмам. Не исключено, что его композиционное решение восходит к центрическим италийским хижинам и святилищам (храм богини Весты на Римском форуме), поскольку храм рассчитан на восприятие не столько извне, сколько изнутри. Однако архитектурный облик Пантеона принципиально отличается от всех предшествующих ему круглых периптеров.

© Е.Н. Поляков, Е.А. Евлахов, 2012

Строительство подавляющего большинства римских храмов-ротонд периода империи было связано с императорским культом. Первый Пантеон был построен в 27-25 гг. до н. э. зодчим Валерием Остийским по заказу Марка Випсания Агриппы (64/63-12 гг. до н. э.): «В это время [35 г. до н. э.] Агриппа украсил город на собственные средства... Он также воздвиг храм, названный Пантеоном. Называется этот храм так, быть может, благодаря изображениям многих богов.» (Кассий Дион, Римская история, LIII, 27) [1, с. 449].

Сохранившиеся остатки первого храма незначительны. Не исключено, что он имел круглую форму плана и был изначально посвящен Марсу и Венере - богам-покровителям императорского рода Юлиев - Клавдиев. Во второй половине I века этот храм серьезно пострадал от пожара, а в 110 г. - от удара молнии. Храм пришел в столь плачевное состояние, что император Адриан (76-138) полностью перестроил его в 118-128 гг.: «Он (Пантеон) был возведен на Марсовом поле, примерно на таком же расстоянии от центра города, как и Колизей, и служил ему своеобразным противовесом.» [2, с. 531]. По свидетельству Спартиана, «хотя повсюду Адриан построил бесчисленное множество сооружений, никогда он не писал своего имени», даже на своих собственных работах (Адриан, 19) [1, с. 463]. Поэтому на портике восстановленного Пантеона он повелел начертать: «M. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT» («Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это»)1.

Долгое время Пантеон считался одной из важнейших достопримечательностей Рима. Позднейшие реставрации Антонина Пия, Септимия Севера и Каракаллы мало изменили облик этого величественного здания: «Осматривая [356 г. н. э.] части Города [Рима], расположенные на пространстве семи холмов по склонам и на равнине, а также и предместья, Констанций находил, что все, что он видел впервые, затмевает все остальное: храм Юпитера Тар-пейского, представлявшийся ему настолько выше всего другого, насколько божественное выше земного; здания общественных бань, обширные, как целые провинции; громада амфитеатра [Флавия], сложенная из тибуртинского камня до такой высоты, что до нее едва хватает человеческий глаз; Пантеон, круглое громадное здание, заканчивающееся вверху сводом; храм города Рима, форум Мира, театр Помпея, Одейон, стадион и другие красоты Вечного города.» (Аммиан Марцеллин, XVI, 10, 14-17) [1, с. 473, 474].

В 609 г. византийский император Фока передал Пантеон римскому папе Бонифацию IV. Тот превратил языческий храм в церковь Всех Мучеников (Всех Святых). Это спасло его от уничтожения. Хотя отдельные элементы храма были демонтированы и использованы в строительных целях.

В эпоху Возрождения Пантеоном восхищались как совершенной архитектурной конструкцией. Его украшали живописные фрески, он вдохновлял многих выдающихся творцов, например, Брунеллески и Микеланджело. В Пантеоне было захоронено несколько выдающихся деятелей культуры того времени. В XVII в. бронзовый потолок портика Пантеона был разобран и пущен на украшение собора Св. Петра, а над вестибюлем храма появились две башни, прозванные «ослиными ушами» (рис. 1).

1 По свидетельству И. С. Николаева, в кладке фундамента и купола Пантеона были обнаружены кирпичи с клеймами времен правления Траяна и Адриана (110-120) [3, с. 102].

Рис. 1. Пантеон. Гравюра Пьетро Дитри (XIX в.)

Однако простота и лаконичная соразмерность храма не нуждались в улучшениях. В XIX в. все позднейшие пристройки с его фасадов были удалены. Однако интерьер Пантеона в середине XVIII в. подвергся довольно неумелой реставрации. В настоящее время по сохранившимся рисункам времен Ренессанса восстановлен небольшой фрагмент первоначального интерьера.

Остановимся на особенностях генерального плана и функциональной структуры Пантеона.

Своим входом Пантеон развернут на север. Это типичная ориентация древнеегипетских пирамид времен Хеопса, «нацеленных» на «Ось мира» (звезда Тубан, а-Дракона) и полярные созвездия, среди которых обретали покой души умерших египтян. Согласно же этрусской мифологии, в северном секторе неба сидят рядом верховные божества-антиподы - Тиния (Юпитер) и Янус. Поэтому этрусские, а впоследствии и первые римские храмы строили таким образом, чтобы их вход был обращен на юг (например, Капитолийский храм). Тогда статуя божества, установленная около северной стены, оказывалась, в полном соответствии с каноном, повернутой лицом к прихожанам. В Пантеоне же - все наоборот. Чем это можно объяснить?

Не исключено, что северная ориентация Пантеона была продиктована сложившейся градостроительной ситуацией. Дело в том, что к югу от него первоначально размещались термы Агриппы, сгоревшие в 80 г. н. э.: «Огонь в следующем году [80 г. н. э.] опустошил большую часть Рима. Сгорели бани Агриппы, Пантеон...» (Кассий Дион, LXVI, 24) [1, с. 460]. Пантеон, вхо-

дивший в состав терм, украшал их северный фасад и, согласно одной из версий, служил им вестибюлем (рис. 2). С подобной версией трудно согласиться. Но не исключено, что практичные римляне попросту отвернули свой храм от терм, проигнорировав требования древнеримского канона.

Рис. 2. Пантеон в структуре терм Агриппы (северная сторона - внизу) (а); портрет Марка Випсания Агриппы (64/63 - март 12 г. до н. э.) (б)

У нас же есть своя версия на этот счет. Было установлено, что своим входом Пантеон нацелен точно на мавзолей императора Августа. Эта визуальная ось (закрепленная впоследствии сначала триумфальной аркой и пропилеями, а позднее - египетским обелиском, привезенным из храма Исиды) свидетельствует о едином градостроительном замысле, призванном подчеркнуть божественное происхождение первого римского императора. Статуя Юпитера, установленная внутри Пантеона как раз напротив входа, могла «созерцать» через входной портик монументальную статую Августа, венчающую мавзолей. По свидетельству античных авторов, сам Август был категорически против своего прижизненного обожествления и возведения храмов в свою честь. Строительство первого варианта Пантеона велось исключительно по инициативе Марка Випсания Агриппы - полководца, друга и зятя Августа. Император Адриан, восстановивший Пантеон, сохранил замысел своего предшественника. Поэтому свой собственный мавзолей (замок Святого Ангела) он возвел в стороне, на правом берегу Тибра. Но приблизительно на таком же расстоянии от Пантеона, что и мавзолей Августа. Видимо, этим приемом Публий Элий Адриан хотел подчеркнуть преемственность своей власти от первых цезарей Рима.

Меридиональная ось «Пантеон - мавзолей Августа» была территориально обозначена: «Как показали раскопки, перед Пантеоном располагался прямоугольный вытянутый мощеный двор, окруженный портиками с пропи-

леями на оси портика храма и триумфальной аркой в центре двора.» [2, с. 531]. «Сильнее всего фронтальную осевую ориентацию придал храму ко-лоннадный прямоугольный двор длиной 110 м, предварявший относительно высокий и широкий портик.» [2, с. 541]. В настоящее время на месте пери-стильного двора находится площадь Пьяцца дель Ротонда, замкнутая с севера более поздней застройкой. Этот двор, напоминающий древнегреческий колонный портик (стою), - был ранее уже апробирован Адрианом в храме Венеры и Ромы: «Тем сильнее было воздействие архитектуры и солнечного света: от яркого солнца колоннадного двора посетитель переходил к затененности глубокого портика и к полутьме перехода за ним, а затем снова внезапно к солнцу и простору внутреннего пространства Пантеона.» [2, с. 541]. В этом монументальном ансамбле император-зодчий умело синтезировал античные и древневосточные традиции культового зодчества (рис. 3).

Рис. 3. Ансамбль Пантеона. Реконструкция

Пантеон состоит из трех частей:

1) прямоугольный портик, покрытый двускатной кровлей и украшенный восемью колоннами по фасаду; к портику ведет равная ему по ширине лестница из пяти ступеней;

2) переходный элемент (пилон) между портиком и ротондой, имеющий высоту ротонды и ширину портика;

3) купольная ротонда, покрытая позолоченной черепицей.

Вход в храм начинался с глубокого «этрусского» портика (30^14 м). Это преддверие храма (греч. пронаос), перекрытое двускатной кровлей на бронзовых стропилах. Кровля включает в себя мраморный антаблемент и треугольный фронтон. Бронзовые статуи, украшавшие фронтон во времена Адриана, ныне утрачены. Антаблемент покоится на шестнадцати монолитных колоннах коринфского ордера. Их стволы не имеют каннелюр. Они высечены из серого египетского гранита, а капители и базы - из белоснежного греческого мрамора. Высота колонн - 14 м, ширина основания ствола - 1,5 м. Аналогичные колонны, кстати, были применены Адрианом в перистиле храма Венеры и Ромы.

По фасаду портика стоят восемь колонн (октастиль, по Витрувию). Остальные восемь колонн установлены в два ряда, по четыре в каждом. Они делят пространство портика на три нефа. Крайние нефы завершаются апсидами (полукруглыми нишами), а центральный - монументальной, облицованной бронзовыми листами, дверью, ведущей в вестибюль. Простенки между апсидами и входом украшены пилястрами квадратного сечения из желтоватосерого камня. Грани их украшены каннелюрами (рис. 4).

Рис. 4. Северный фасад Пантеона (современное состояние)

В одной из апсид стояла статуя Августа, в другой - Агриппы: «Агриппа хотел там водрузить статую Августа и присвоить зданию его имя. Но так как Август не разрешил ни того, ни другого, Агриппа поставил там статую первого цезаря, а в предхрамии - статую Августа и свою собственную.» (Кассий Дион, Римская история, 27) [1, с. 449, 450].

То есть портик Пантеона стал монументальной интерпретацией трех-целлового храма (ареостиля) либо традиционного римского дома, центральный портал которого (таблинум) ведет в главную, сакральную часть здания. Все эти архитектурные приемы как бы сужали поле зрения при подходе

к Пантеону. Сильно выступающий вперед портик выглядит намного больше своих истинных размеров. Он почти заслоняет, скрывает от взоров прихожан колоссальную ротонду (рис. 5).

Рис. 5. Римский Пантеон. План

Похоже, что Адриана мало интересовало внешнее оформление храма, поскольку все его фасады решены в самых простых и лаконичных формах. Скорее всего, это объясняется чрезвычайной теснотой городской застройки. В подобной ситуации детальная проработка фасадов просто не имела смысла. Поэтому фасады вестибюльной части и ротонды имеют минимум украшений. Цилиндр ротонды рассечен по высоте тремя горизонтальными поясами. Они служат границами между внутренними частями постройки: «Нижний горизонтальный выступ отражает границу между первым и вторым ярусом стены... Второй отмечает начало купола, т. е. границу между несущими и несомыми частями конструкции. Стена в нижней части была, вероятно, облицована мрамором, а в верхней - оштукатурена. Третий выступ соответствует переходу от кольцевой стенки вокруг основания купола к семи ступенчатым уступам, загружающим нижнюю часть свода.» [2, с. 532].

Бронзовые ворота высотой в семь метров, сохранившиеся со времен античности, ведут в прямоугольный вестибюль. Стены этого помещения частично выложены из мраморных блоков, а частью покрыты мраморной облицовкой.

Из вестибюля на противоположной стороне круглого зала была видна огромная статуя Юпитера, сидящая в полукруглой нише. Уже само ее центральное, доминирующее положение в интерьере храма подразумевало, что это верховное божество империи.

Гигантская ротонда имеет внутренний диаметр 43,5 м и сферический купол диаметром 43,2 м, покрытый позолоченной черепицей: «Купол превосходит по размеру не только все подобного рода конструкции древности, но также конструкции средних веков, Возрождения и нового времени. До XIX в. Пантеон представлял собой самый монументальный образец купольного здания римской эпохи.» [2, с. 531]. Похоже, что в основу художественного образа ротонды был положен строгий расчет. Диаметр ее почти равен общей высоте храма. Если в его пространство вписать шар, то половину его займет купол. В совершенных гармонических формах круга и шара зодчий воплотил идею полного покоя и возвышенного величия. Гармонический покой ротонды дополнен движением вдоль предполагаемой центральной оси. Идея осевой направленности в круглом здании, ранее апробированная в республиканских центрических храмах (храм В на Ларго Арджентино и др.), получила здесь логическое завершение.

Интерьер Пантеона отличается еще большим величием, чем его фасады. Основная проблема, которая была разрешена здесь, - организация внутреннего пространства. Оно строго центрично и ограничено для зрителя, стоящего в центре зала, не уходящими вдаль прямыми стенами и перекрытым балками потолком, как это имело место в греческом периптере или римской базилике, а мягкой кривой линией кольца стен и полусферой купола. Украшенный кессонами купол охватывает все пространство. Взор приковывает круглое отверстие в его вершине (опайон, «Глаз Пантеона»), сквозь которое видно небо. В стенах, богато украшенных разноцветным мрамором и светлыми пилястрами, предусмотрены ниши для статуй. Пол покрыт круглыми и квадратными плитами из мрамора, порфира и гранита. В центре зала были предусмотрены стоки для дождевой воды, которая попадает в храм через опайон. Окон здесь нет, однако здание обладает настолько совершенной естественной вентиляцией, что сырость и холод тут не ощущаются даже зимой.

Внутреннее пространство храма абсолютно симметрично. Нижний ярус цилиндрической стены, украшенный колоннами и пилястрами коринфского ордера, имеет в высоту 13 м. Он расчленен четырьмя прямоугольными и тремя полуциркульными нишами. Напротив средней полуциркульной ниши находится арочный вход. Колонны, поддерживающие антаблемент, частично заслоняют ниши и тем самым способствуют созданию единого внутреннего пространства зала. Без них оно было бы визуально раздроблено. Это композиционный прием, апробированный Адрианом в Piazza d' Oro. Только в расположенной напротив выхода нише эти колонны раздвинуты и обрамляют ее с боков, а антаблемент проходит по вогнутой линии ниши. Широкие гладкие простенки между нишами, обрамленные коринфскими пилястрами, оживлялись небольшими эдикулами.

Второй ярус представляет собой аттик высотой 8,7 метров. До XVIII в. он расчленялся могучими полуциркульными арками, находившимися над нишами нижнего яруса. Сейчас он украшен прямоугольными рамами и пилястрами из цветного мрамора: «Пояс аттика, раскрепованный только над нишей, противолежащей входу, образует органический переход от стены к сфере. Аттиковый ярус воспринимается как часть купола, еще больше акцентируя его роль в интерьере Пантеона.» [2, с. 533].

Профилированное кольцо отделяет второй ярус от купола, поверхность которого в нижней и средней частях оживлена пятью рядами больших кассет: «В интерьере Пантеона доминирует полусфера его грандиозного купола. Впечатление единства пространственного целого усиливается равновесием между его вертикальными и горизонтальными измерениями. Единое нерасчленен-ное пространство охватывается мощной сферой, воспринимавшейся как символическое изображение небесной сферы. О таком понимании перекрытия Пантеона прямо пишут древние авторы. Именно это определяло особую роль купола в конструкции Пантеона, отличную от той роли, которую купол играл в зданиях утилитарного назначения» [2, с. 532, 533]. По материалу купол невероятно тяжел, но его линиями тяжесть преодолена совершенно. Основной закон архитектуры - преодоление тяжести - нашел здесь свое идеальное воплощение. Ротонда обладает прекрасной акустикой и большой вместимостью - в ней может одновременно находиться более двух тысяч человек.

Остановимся теперь на конструктивном решении Пантеона.

Ротонда опирается на кольцевой фундамент шириной 7,3 м и глубиной 4,5 м. Распор купола определил значительную толщину бетонной стены с кирпичной облицовкой в 6,3 м (77 диаметра ротонды), которая расчленена большими нишами на восемь гигантских пилонов. Восемь основных ниш имеют ширину 8,9 м и глубину 4,5 м при толщине их задних стенок 1,8 м. Они соединены кирпичными арками двоякой кривизны, которые связывают пилоны между собой и образуют кольцевую опору для купола.

Кроме того, все восемь пилонов разбиты малыми пустотами (в форме обратных заделанных ниш) на 16 радиальных опор-контрфорсов. Более мелкие арки связали между собой крупные, дополнив систему опоры купола. Это значительно облегчило объем стены и превратило ее в жесткий каркас из 16 опор, чередующихся с тонкими участками стены. Ниши облегчили стену, как минимум, в полтора раза. Благодаря этому в стене Пантеона почти нет инертной массы. Она образует многоярусную аркаду, обеспечивающую прекрасную сохранность памятника в сейсмических условиях.

Поскольку кирпичный каркас выше второго снизу ряда кессонов не обнаружен, специалисты считают, что купол Пантеона почти полностью отлит из бетона и лишь в опорной части армирован кирпичными арками. Состав бетона меняется по высоте купола. В нижней его части наполнителем послужила твердая травертиновая крошка, а в верхней - крошка туфа и легкой пемзы, которые специально для этой цели доставлялись с Везувия. Кроме того, толщина оболочки купола постепенно уменьшалась по направлению от основания к световому окну. При толщине основания купола 6 м толщина поперечного сечения у светового окна всего 1,4 м (рис. 6).

Важную роль тут играют кессоны, отлитые одновременно с куполом. Пять рядов кессонов, по 28 штук в каждом, покрывают внутреннюю поверхность купола на две трети от его общей высоты. Гладким осталось пространство вокруг опайона, укрепленного бронзовым бордюром. Соответственно уменьшению окружности верхние кессоны вдвое меньше нижних. Они визуально расчленили поверхность купола и уменьшили приблизительно на 1/6 его вес. Их перспективное сокращение зрительно увеличивает высоту купола.

Рис. 6. Купол Пантеона. Вид с высоты птичьего полета

Купол Пантеона поднимается над ротондой на 22 м, так что высота здания в целом почти равна внутреннему диаметру ротонды и достигает 42,7 м. В одной средневековой легенде говорится, что эта гигантская оболочка была построена с помощью огромной насыпи, помещенной в центр ротонды. И чтобы эту кучу быстро разгребли по завершении строительства, Адриан перед началом земляных работ велел рассеять в песке множество мелких монет и кусочков золота. Это история выглядит вполне правдоподобной.

Дело в том, что в нижней части купола сохранилась затяжка в виде семи кольцевых ступеней, охватывающих его основание по периметру (рис. 6). Похоже, что на этом участке заливка бетона осуществлялась ступенями с постепенным сокращением диаметра колец (техника «ложного свода»). Скорее всего, этот участок купола был сооружен с помощью кольцевой опалубки, в которую горизонтальными слоями заливался бетон. Технология этого процесса остается пока загадкой. Огюст Шуази предположил, что укладку бетона начинали с растворного слоя, на который набрасывался слой крупного заполнителя. Большинство других авторов подчеркивают наличие чередующихся слоев крупного заполнителя и раствора, которыми одновременно заполняли деревянную опалубку. Опалубка поддерживалась кружалами, опирающимися на деревянные стойки. Для кессонов в конструкции опалубки были предусмотрены стандартные коробчатые формы. Далее, вплоть до опайона, идет наибо-

лее сложный для монтажа участок купола с гладкой, напоминающей блюдо, поверхностью. Не исключено, что здесь была осуществлена единовременная заливка сразу всего оставшегося участка (монолитное бетонирование). Чтобы надежнее укрепить деревянную опорную платформу и цилиндрическую опалубку опайона, способные выдержать давление огромной массы бетона (8-10 тыс. т), потребовалась очень высокая и прочная опора. Ею и могла быть земляная насыпь, о которой говорится в легенде.

Ну и, наконец, остановимся на космологической символике Пантеона. Она включает в себя как древнейшие политеистические представления Древнего Востока и античных государств об устройстве мироздания, так и философские концепции о шарообразности Земли и бесконечности Вселенной. В ряде работ, опубликованных ранее, мы уже касались подобных аспектов в древневосточной и античной архитектуре [4-6]. Попытаемся обозначить нашу точку зрения применительно к «храму всех богов».

Как уже было отмечено, символика любого культового здания начинается, что называется, с порога.

Портик Пантеона, встречающий посетителя, традиционно имитирует «небесную лестницу» и состоит из семи уровней по числу небесных светил и дней недели (древневавилонская традиция). Сюда входят пять ступеней лестницы (подземное царство Плутона), по которой посетители поднимаются в храм, колоннада (уровень Земли) и антаблемент с фронтоном (Небеса), украшенным бронзовыми фигурами небожителей (ныне утраченными). Кровлю портика поддерживают 16 темно-серых колонн (этрусско-римские боги-фуль-гураторы, владыки шестнадцати секторов небесного горизонта).

Далее идет наружная стена вестибюля, расчлененная на три части (этрусско-римский принцип троичности в социальном устройстве, архитектуре и градостроительстве). В левой нише стояла статуя Августа (заказчика первой версии Пантеона), в правой - Агриппы (главного строителя). По центру -вход в вестибюль (рим. Vestibül), обозначенный бронзовой дверью.

В полном соответствии с античной традицией, Пантеон изначально был задуман как «жилище бога». Точнее - как место обитания всех важнейших богов империи. Здесь римские небожители должны были принимать своих почитателей. Лучше всего для этой цели подходила традиционная схема атри-умно-перистильного дома. В частности, это огромный внутренний двор (атрий), в котором хозяева принимали своих гостей и клиентов. По периметру атрия в римском доме стояли восковые изображения предков. В Пантеоне их должны были заменить многочисленные изображения богов.

Напротив входа (вестибюля) - статуя Юпитера, хозяина храма. Он сидит в центральной полукруглой нише - таблинуме. Перед ним, в центре ротонды, - место для сбора дождевой воды (возможно, переносной бассейн-имплювий), попадающей в храм через опайон (комплювий). В обычные дни в этом месте стоял переносной жертвенник. Тем самым все посетители «жилища богов» чувствовали себя гостями и находились под незримым покровительством Весты - богини домашнего очага: «Зритель, попадая в Пантеон, чувствовал себя точно во дворе именно в силу того, что эта гигантская внутренность производит впечатление неоформленной, что архитектор не овладел

еще внутренним пространственным ядром. С другой стороны, довольно значительное круглое отверстие в вершине купола, через которое видно синее небо, через которое светит солнце и льет дождь, сильно напоминает отверстие атрия, делая Пантеон похожим на перистиль, на открытый двор.» [7, с. 335].

Конечно, ротонда Пантеона уже не соответствовала традиционному типу античного «жилища бога», создаваемого по образу древнегреческого мега-рона, этрусского атриума либо римской базилики: «В Пантеоне дано принципиально новое решение сакрального здания, в корне порывавшего с традициями античного восприятия храма. Обычные греческий и римский храмы это дома божества, доступ в который для рядового человека если не запрещен, то затруднен. Свободно туда входил только жрец. Все остальные в момент совершения религиозной церемонии находились снаружи. Совершенно иное решение предложил зодчий Пантеона. Молящийся находился внутри, он со всех сторон охвачен пространством, которое считается священным. Здесь уже появляется иное, не античное понимание внутреннего пространства храма.» [2, с. 534] (рис. 7).

Рис. 7. Интерьер Пантеона - «храма всех богов»

В первую очередь, это была монументальная античная модель дискообразной Земли (Тегга), перекрытой железным небесным куполом (Се1ит, Те8-Ш&пе): «Те81и&пе... - потолок вогнутый, т. е. сводчатый, какой, по утверждению писавших о строении храмов, делался так для того, чтобы своей формой давать образ неба, которое, как известно, есть свод.» (Сервий, Комментарий

к Энеиде, I, 505) [1, с. 61]. Римляне купол Пантеона традиционно связывали с Юпитером и небесным сводом: «Юпитер в древности назывался Диовис и Диеспатер, т. е. отец-день (Dies pater). Отсюда произошли слова: dei (боги), далее dius (божественный), divum (небо), затем sub divo (под открытым небом). Вот почему крыша храма Юпитера имеет отверстие вверху, позволяющее видеть divum, т. е. небо. Некоторые утверждают, что в закрытом помещении нельзя клясться его именем.» (Варрон, О латинском языке, V, 66) [1, с. 65]. «Там, где воздавали поклонение Термину (один из эпитетов Юпитера. - П.Е.), было вверху, в крыше, сделано отверстие, потому что считали неподобающим находиться Термину под крышей.» (Фест, О значении слов (извл.)) [1, с. 64].

Столь величественный образ культового здания римляне в период расцвета своей империи могли позаимствовать из религии древних персов. Вспомним Цицерона: «Я. не разделяю взгляда персидских магов, по совету которых, как говорят, Ксеркс. предал огню храмы в Греции под тем предлогом, что боги в них заключены в четырех стенах, тогда как все для них должно быть открыто и свободно и весь мир должен служить им храмом и обиталищем.» (Цицерон, О законах, II, 10-11, 26) [1, с. 63]. Кассий Дион, римский писатель начала III века и современник Адриана, написал о Пантеоне следующее: «Я же думаю, что название (храма) происходит от того, что храм имеет вид фолоса, напоминающего небо.» (Римская история, LIII, 27) [1, с. 449, 450]. Эта традиция сохранилась в культуре многих народов мира. В православии, например, купол считается образом небес. Он украшается образами Небесного Царства, Бога и ангелов.

Однако в пропорции этой гигантской ротонды был заложен более глубокий философский смысл. В нее может быть вписан шар - античный прообраз Земли, в центре которой, по верованиям пифагорейцев, горит вечный огонь, именуемый Гестией (Вестой) или Монадой (от. греч. monados - единица, неделимое): «Нума построил также храм Весты для хранения неугасимого огня. Он дал ему круглую форму, но она представляла не фигуру Земли, ее могла бы изображать Веста, а вообще Вселенную, в центре которой, по верованию пифагорейцев, горит огонь, называемый Гестией и Монадой.» (Плутарх, Нума, 11) [1, с. 65].

Роль неугасимого «небесного пламени» (древнеиранского «хварно») здесь выполняет вертикальный столб света, льющегося из опайона. В полдень свет наиболее ощутим. Он не «растекается» по периметру зала, а сохраняет форму гигантского светового цилиндра и становится почти осязаемым: «Отверстие в центре свода создавало удивительный эффект освещения - посредине полутемного сферического пространства. возникал гигантский световой столб. На римлянина, воспринимавшего Юпитера не антропоморфно, но более как сам небесный свод, такой эффект воздействовал сильнее, чем на современного человека. Здесь любой молящийся со всех сторон охвачен священным пространством, символизирующим само небо.» [8, с. 135].

Огромные размеры круглого зала, яркий световой столб в его центре и скрытые в полумраке ниши, расположенные по периметру, не только создавали впечатление покоя и сосредоточенности, но и заставляли молящегося

с особым чувством воспринимать небо и солнечный свет. Световой столб олицетворял первичный космический Огонь, вокруг которого разворачивается внутреннее пространство. Чтобы понять, как должен был воспринять посетитель подобное пространство храма, необходимо помнить, что для него Юпитер был не просто огромным антропоморфным богом, сидящим перед ним в центральной нише храма, но также необъятным небесным сводом (&уит), излучающим божественный свет. В центре зала устанавливался церемониальный жертвенник. Дым его поднимался вверх к опайону. Это был знак безусловного почитания верховного божества империи.

Не подлежит сомнению, что император Адриан, проявлявший живейший интерес к культуре всех стран, где он побывал, в том числе и к астрономии, был знаком с самыми различными вариантами «моделей мира». Композиция «храма всех богов» являет собою, при кажущейся простоте объема, сложнейшую космогоническую систему, сочетающую античные (греческие, этрусские, римские) и восточные (египетские, вавилонские и др.) модели Вселенной. Желая создать общий «темплум» для всех, он сумел предельно насытить гигантскую ротонду космическими символами всех подвластных стран и народов. Эта грандиозная задача полностью отвечала политическим устремлениям римского цезаря. Например, есть в композиции Пантеона деталь, которая имеет глубокий символический смысл. Это повсеместное, монотонно повторяющееся сочетание Круга и Квадрата. Так, в разрезе внутреннее пространство Пантеона вписывается в квадрат, в который, в свою очередь, вписывается круг (рис. 8).

Рис. 8. Поперечный разрез Пантеона

Единство небесного Круга и земного Квадрата встречается в культуре многих народов: «Четыре стихии, четыре времени года, четыре стадии человеческой жизни и в особенности четыре стороны света - все они являются источником порядка и стабильности мира. Это не противоречит женскому характеру, который китайская, индийская и другие традиции приписывают квадрату, поскольку он соответствует земле, в противоположность мужскому характеру круга.» [9, с. 239, 240]. Квадраты как символы Земли (Весты, Гес-тии) и круги, олицетворяющие Небо (Юпитера) в римском Пантеоне обрели гармоничное единство. Их изображениями украшены пол, стены и потолок храма (рис. 9).

Рис. 9. Круг и Квадрат в интерьере Пантеона

В интерьере Пантеона зрителя поражает ощущение единства пространства. Оно включает в себя три яруса. Корни трехчастного деления пространства по вертикали следует искать в культовом зодчестве Месопотамии, древней Индии, Этрурии, Греции.

Купол разделен пятью кольцевыми рядами кессонов. «Пять» (кессоны) + «Один» (аттик) + «Один» (ниши, колоннада) = «Семь» (7 дней недели, 7 небес, 7 космических светил и планет, известных в те времена, - вавилонская структура Вселенной!). Своими отвесными членениями кессоны перекликаются с пилястрами и колоннами и поднимаются кверху, по меридианам, замыкая купол. Горизонтали кессонов как бы вторят линиям карниза. Перспективно уменьшаясь кверху, они зрительно увеличивают пространство, помогают избавиться от давящего эффекта при восприятии этой огромной конструкции. Оказывается, количество кессонов по окружности ротонды также выбрано неслучайно - их 28, что равняется количеству суток в лунном месяце вавилонского календаря (рис. 10, 11).

Рис. 10. Купол Пантеона

Массивные цилиндрические стены облегчены за счет устроенных в их толще семи прямоугольных и полукруглых апсид, служивших в древнеримское время алтарями, и восьми потайных ниш. Восьмиугольник2 (число апсид по периметру Пантеона) представляет собой промежуточное состояние между квадратом и кругом.

2 Число 8 (Одоада), по Пифогору, - символ гармонии, священное число. В мировом зодчестве популярны здания и экспозиции, основанные на восьмиугольнике, что символизирует духовное возрождение, поскольку фигуры с 8 сторонами связаны с идеей посредника между квадратом и кругом.

Рис. 11. Видовые точки интерьера Пантеона. Опайон - световое отверстие в шелыге купола

Всего получается 16 проемов, считая и главный вход в храм, ориентированных в радиальных направлениях. Согласно этрусским верованиям, подобную структуру имеет небесный храм - «темплум», населенный добрыми и злыми божествами. Структура «темплума» была канонизирована как в градостроительстве, так и в культовом зодчестве этруссков и римлян [6].

В Пантеоне проводились службы во имя семи наиболее почитаемых римских богов - Юпитера, Венеры, Дианы, Марса, Меркурия, Аполлона и Сатурна. Их статуи стояли в семи нишах по периметру ротонды. В эдикулах были помещены изображения второстепенных божеств. Однако, несмотря на это, казалось бы столь подчеркнутое в многочисленных статуях богов многобожие, композиция Пантеона показывает, что уже наметился сдвиг от многобожия к единобожию, который окончательно завершился в христианстве: «В Пантеоне статуя Юпитера и ведущая к ней продольная ось составляют только незначительную часть всей архитектурной композиции, в которой доминирует купол, изображающий небесный свод, охватывающий статуи отдельных божеств и объединяющий их, господствует огромное внутреннее пространство, в котором теряются и растворяются отдельные пластические статуи. В римской идеологии II в. возможно отчетливо проследить этот сдвиг, ярко отразившийся в общей концепции Пантеона. Несомненно, что внутренность Пантеона была выражением новых религиозных воззрений и что она была предназначена воздействовать на огромную массу молящихся, которых она вмещала. » [8, с. 347, 348]. Н.И. Брунов также сравнил Пантеон с первыми раннехристианскими храмами, освещаемыми через отверстие в потолке - люминарий, с культовыми по-

стройками средневековья и Нового времени: «Религиозное воздействие Пантеона усиливается благодаря определенному сходству его интерьера с пещерой. Основное отличие от более поздних аналогичных сооружений, например зданий эпохи Возрождения или классицизма, состоит здесь в отсутствии окон. Свет, падающий сверху, лишает интерьер обыденности и наполняет его интимным звучанием.» [7, с. 345, 346].

Возрастание роли религии к концу античного периода и ее новые формы заставляли переосмыслить и архитектурную символику храма. Перемещение верующего внутрь святилища можно заметить и во многих храмах мистериаль-ных культов. Принцип здесь тот же самый, разница только в размерах и форме пространства. Отразив новые тенденции в развитии религиозной идеологии, Пантеон стал одним из прообразов христианских центрических храмов византийской эпохи. Для архитектуры последующих эпох он навсегда остался одним из самых совершенных образцов центрического здания, увенчанного куполом, и одновременно - примером блестящего решения задачи создания сооружения с обширным внутренним пространством: «В Пантеоне нашла свое наивысшее отражение инженерная и архитектурная мысль античного Рима, подготовленная предшествующими поисками и находками римских зодчих (развитие ротонды, купола большого диаметра, применение традиционной осевой композиции к центрическому зданию). Пантеон явился тем образцом, которому следовали многие построенные позднее ротонды...» [2, с. 541]. Этот храм является примером замечательного единства глубокой образной идеи и архитектурных форм ее выражения и, наконец, одним из самых высоких достижений строительной техники всей античной эпохи. Возведение его совпало по времени с завершающим этапом расцвета Римской империи - первой половиной II века. Постройки, созданные после Пантеона, порой будут превосходить его размерами, но в них прозвучат уже не величественные и жизнеутверждающие, а тревожные темы, предвещающие закат античной цивилизации.

Библиографический список

1. Зубов, В.П. Архитектура античного мира. Материалы и документы по истории архитектуры / В.П. Зубов, Ф.А. Петровский. - М. : Изд-во Академии архитектуры СССР, 1940. - 519 с.

2. Всеобщая история архитектуры (ВИА): в 12 т. Т. 2. Архитектура античного мира (Греция, Рим). - Изд. 2-е. - М. : Изд-во литературы по строительству, 1973. - 712 с.

3. Николаев, И.С. Профессия архитектора / И.С. Николаев. - М. : Стройиздат, 1984. - 384 с.

4. Поляков, Е.Н. Образ Вселенной в культовом зодчестве Древнего мира / Е.Н. Поляков. -Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2009. - 434 с.

5. Поляков, Е.Н. Архитектурное наследие римского императора Адриана / Е.Н. Поляков, Е.В. Евраскина // Вестник ТГАСУ. - 2010. - № 3. - С. 9-26.

6. Поляков, Е.Н. Ареостиль - этрусский храм священных молний / Е.Н. Поляков // Вестник ТГАСУ. - 2010. - № 4. - С. 9-31.

7. Брунов, Н.И. Очерки по истории архитектуры: в 3 т. Т. 2. Греция - Рим - Византия / Н.И. Брунов. - М.; Л. : Аса<!еш1а, 1935. - 621 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Мусатов, А.А. Архитектура античной Греции и античного Рима / А.А. Мусатов. - М. : Архитектура-С, 2006. - 144 с.

9. Керлот, Х.Э. Словарь символов. Мифология, магия, психоанализ / Х.Э. Керлот. - М. : КЕЕЬ-Ъоок, 1994. - 608 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.