Научная статья на тему 'Природа в архитектуре древнеримских вилл'

Природа в архитектуре древнеримских вилл Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
779
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНИЙ РИМ / АТРИУМ / ПЕРИСТИЛЬ / ВИЛЛА / ДВОРЕЦ / ANCIENT ROME / THE ATRIUM / THE PERISTYLE / THE VILLA / A PALACE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Поляков Евгений Николаевич, Афанасьева Анна Сергеевна, Ткаченко Надежда Сергеевна

Древнеримские аристократы традиционно считали себя властителями «римского мира», а свои роскошные загородные дома и виллы моделями вселенной. Стремясь жить в полной гармонии с природой, они превращали свои атриумы и перистили в райские обители, источники земных наслаждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURE IN ARCHITECTURE OF ANCIENT VILLAS

Ancient Roman aristocrats have traditionally regarded themselves as masters of the «Roman World», and their luxurious country houses and villas they considered as models of the Universe. In their effort to live in harmony with nature, they turned their atriums and peristyles in the paradise dwelling, the sources of earthly pleasures.

Текст научной работы на тему «Природа в архитектуре древнеримских вилл»

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

УДК 72.032 + 7.032.7

ПОЛЯКОВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ, канд. архит., доцент,

Polyakov. EN@yandex. ru

АФАНАСЬЕВА АННА СЕРГЕЕВНА, студентка,

Polyakov. EN@yandex. ru

ТКАЧЕНКО НАДЕЖДА СЕРГЕЕВНА, студентка,

Polyakov. EN@yandex. ru

Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

ПРИРОДА В АРХИТЕКТУРЕ ДРЕВНЕРИМСКИХ ВИЛЛ

Древнеримские аристократы традиционно считали себя властителями «римского мира», а свои роскошные загородные дома и виллы - моделями вселенной. Стремясь жить в полной гармонии с природой, они превращали свои атриумы и перистили в райские обители, источники земных наслаждений.

Ключевые слова: Древний Рим; атриум; перистиль; вилла; дворец.

POLYAKOV, EUGENIYNIKOLAEVICH, Cand. of arch. sc., assoc. prof.,

Polyakov.EN @ yandex. ru

AFANASJEVA, ANNA SERGEYEVNA, student,

Polyakov. EN@yandex. ru

TKACHENKO, NADEZHDA SERGEYEVNA, student,

Polyakov. EN@yandex. ru

Tomsk State University of Architecture and Building,

2 Solyanaya sq., Tomsk, 634003, Russia

NATURE IN ARCHITECTURE OF ANCIENT VILLAS

Ancient Roman aristocrats have traditionally regarded themselves as masters of the «Roman World», and their luxurious country houses and villas they considered as models of the Universe. In their effort to live in harmony with nature, they turned their atriums and peristyles in the paradise dwelling, the sources of earthly pleasures.

Keywords. Ancient Rome; the atrium; the peristyle; the villa; a palace.

В ходе войн III-II вв. до н. э. власть Рима утвердилась в Испании, в части Северной Африки, на Балканском полуострове и в Малой Азии. За-

© Е.Н. Поляков, 2012

воевания сопровождались захватом большого количества рабов и быстрым ростом в Италии развитого рабовладения. Возникли крупные рабовладельческие хозяйства - латифундии. Вместе с тем на войнах, на ограблении завоеванных провинций, на быстро расширявшейся торговле и на ростовщических операциях наживали себе огромные состояния римские торговцы и банкиры (всадники), непосредственно заинтересованные в повсеместном утверждении «римского мира». Быстрое обогащение верхушки римского общества порождало в ее среде тягу к роскоши, которой не знали во времена ранней Римской республики.

Соприкосновение с греческими колониями в Италии и Сицилии, с самой Грецией и с эллинистическими государствами Восточного Средиземноморья, а затем и военная оккупация большинства этих земель познакомили римлян с культурой эллинистического мира. Изучение греческого языка, мифологии, философии, искусства и науки стало общепринятым в высших слоях римского общества. Однако увлечение эллинизмом соединялось с желанием сохранить свою традиционную культуру, уходившую корнями в глубокую древность. Это относится к праву, религии, литературе, театру, зодчеству. В особенности к архитектуре жилых и дворцовых комплексов.

Настоящая статья посвящена роли земной природы и космического пространства в архитектуре усадебных домов древних римлян. Именно в них наиболее ярко проявился синтез исконно римских и эллинистических культурных традиций.

Следует отметить, что свой жилой дом, усадьбу (виллу) древние римляне традиционно ассоциировали со «священным пространством», храмом: «Дом -слово греческое, и потому в священных зданиях место перед целлой, служащей местопребыванием бога, греки называют продомос, а место за нею - опистодо-мос. Слово aedes (дом, храм) происходит от aditus (подход), ибо к нему подходили по ровному месту...» (Варрон, О латинском языке, V, 160) [1, с. 123]. В доме проходила вся жизнь человека, от рождения до смерти. Огражденный от внешнего мира глухими стенами дом служил своеобразным оберегом, защитой для своих обитателей. У домашнего очага вершился культ Весты - хранительницы семейных традиций, приносились жертвы ларам и пенатам - незримым покровителям и защитникам дома и прилегающей к нему территории. Отцовский дом передавался по наследству младшему сыну (старшие сыновья при жизни отца успевали обзавестись собственными домами).

Отличительной особенностью традиционного римского дома являются зеркально-симметричный план и наличие центрального, наиболее высокого, помещения-двора - атриума: «Назван же он атриумом либо потому, что этот вид сооружений был впервые введен в Атрии, в Этрурии, или оттого, что он начинается от земли (a terra) и является, так сказать, атерриумом...» (Фест, О значении слов, извл.) [1, с. 146].

По конструктивному решению кровли и способу отвода с нее дождевой воды атриумы делились на три типа:

- атриум дисплювиум, или «тосканский, этрусский» (кровля с центральным отверстием - комплювием - и со скатом на улицу);

- атриум комплювиум, или «римский» (кровля со скатом крыши внутрь двора и с комплювием для стока дождевой воды в специальный бассейн - имплювий);

- атриум тестудинатум или «базиликальный» (кровля без комплювия). Огюст Шуази, ссылаясь на Витрувия, выделяет «атриум под открытым

небом (каведиум) с кровлей, проходящей только по окружности, и атриум в полном смысле слова, т. е. галерею со сплошным перекрытием» [3, с. 379].

Этрусский атриум стоял на высоком каменном фундаменте, который защищал постройку от влаги. Наверх поднимались по широкой лестнице. Изображение домов на этрусских урнах того времени указывает на возможность отвода воды к наружным стенам (дисплювиум - «дождеотводящий атрий») (рис. 1).

Рис. 1. Глиняная модель этрусского дома из Кьюзи (IV в. до н. э.)

В Древнем Риме царского периода (753-509 гг до н. э.) посередине атриума размещался очаг, а через отверстие в кровле дым выходил наружу. От этого дыма стены и потолок помещения были покрыты копотью, «землей» (terrra): «По словам Катона, древние обедали в атриуме... Там была и кухня; отсюда название atrium, потому что он был ater (черен) от дыма.» (Сервий, Комментарий к Энеиде, I, 726).

В домах ранней Римской республики конструкция кровли изменилась: «Скаты крыши италийского дома направлены не наружу, а к центральному прямоугольному отверстию, которое проделано над атриумом. Через это отверстие - комплювий - дождевая вода стекала в бассейн, находящийся под ним в центре атриума, - имплювий. По наклонному дну имплювия вода направлялась в цистерну, установленную под полом. Атриум с отверстием в крыше являлся световым колодцем для всех окружающих его комнат, лишенных, как правило, окон.» [4, с. 102] (рис. 2).

Типичным для жилища патриархальной римской семьи этого периода был атриумный дом с осевой схемой плана. Здесь комплювий служил «окном» в небесный templum и предназначался для лицезрения воли небесных богов. Через него же солнечные лучи освещали все помещения дома (рис. 3).

Рис. 2. Атрий в вилле Сан-Марко в Стабиях (в центре - бассейн-имплювий)

Изначально римский дом был симметричным, а его наружные стены почти полностью были лишены окон. Высоко поднятые узкие щели служили только для проветривания. Главный фасад имел вход, перекрытый деревянной балкой. Дом этого типа римский писатель Варрон упомянул в сатире «Встающий спозаранку»: «Дом - вовсе не замечательное строение, но архитектор мог бы по нему изучать симметрию...»

a б

Рис. 3. Конструкции кровель помпеянских домов: а - принципиальная схема; б - дом Веттиев

Атриум был окружен со всех сторон комнатами, выходившими на него дверями. По левую и правую стороны от бассейна размещались две полуоткрытые комнаты либо две группы комнат. Эти помещения назывались ала (лат. а1а - крыло), а в совокупности - але (а1ае - множественное число от а1а). Они отдаленно напоминали экседры эллинистического перистильного дома. Тут обитали домашние боги - лары, пенаты. Здесь же хранили статуэтки и маски предков. Их души через комплювий имели прямой доступ к богам: «Иначе было у наших предков: у них в атриумах напоказ были выставлены не произведения чужеземных мастеров, не работы из меди или мрамора, - по отдельным шкафам были расположены восковые лики, чтобы образы тех, кто умер раньше, присутствовали при погребении родичей. На родословном древе отдельные нарисованные портреты соединялись расходившимися в разные стороны линиями.» (Плиний, XXXV, 2, 2) [1, с. 146].

Напротив входа, на противоположной стороне атрия, находилась главная комната дома - таблинум (tablinum). Первоначально там совершались совместные трапезы ближайших родственников. Поэтому он почитался местом семейного единения. Позже таблинум стал служить кабинетом для деловых занятий главы семьи ^ater familias):

«В таблинуме хозяин дома принимал своих посетителей. Весь величавый характер римской жизни сказывается в этой просторной распланировке, объединяющей в одной ограде хозяина дома, восседающего в таблинуме, семейные предания, олицетворенные бюстами предков, и толпу клиентов, теснящуюся в нефах атриума...» [3, с. 492].

«Таблинумом называется помещение возле атриума, потому что в старину должностные лица, пока они управляли, предназначали его для хранения таблиц.» (Фест, О значении слов).

Это помещение было ограничено стенами только с двух сторон и открыто как в сторону атрия, так и в небольшой садик за домом. По вечерам это помещение освещалось масляными светильниками на бронзовых подставках. Под сенью виноградных лоз гости возлежали на ложах. По сторонам от таб-линума находились спальни (кубикулы), столовые (триклинии), приемные залы (экусы) и коридор для прохода в сад. Поэтому уже от входа можно было увидеть зелень, замыкавшую перспективу дома. То есть таблинум подчеркивал осевую композицию италийского жилища, в котором семейный уют сочетался с деловыми интересами и любовью к природе: «По своей архитектурной композиции дом с атрием является таким же, как и перистильный дом, южным домом, с господствующим в нем пространством природы, с которым тесно связаны внутренние помещения отдельных комнат.» [2, с. 216].

Наглядный пример такого жилища - дом Хирурга в Помпеях. Стены этого дома сложены из бута на глине. Земляные утрамбованные полы и обмазка стен глиной дают представление о примитивном, суровом быте его обитателей. Такой атрий назывался «тосканским», т. е. этрусским (рис. 4).

Начиная со II в. до н. э. в Риме укрепилось сословие всадников (средний, состоятельный класс римского общества). Всадники вступили в борьбу с патрициями за политическую власть в Вечном городе. Расслоение рабовладельческого класса внесло значительные перемены в типологию и объемно-

пространственную структуру римского жилого дома. «Новым» римлянам понадобились дома более обширные, удобные и парадные по сравнению с традиционным атриумом (рис. 5):

«Людям знатным, которые, занимая почетные и государственные должности, должны оказывать услуги гражданам, следует делать царственные вес-тибулы, высокие атриумы и обширнейшие перистили, сады и аллеи, разбитые с подобающим великолепием... » (Витрувий).

Рис. 4. Дом Хирурга в Помпеях, IV в. до н. э. Общий вид, план

Рис. 5. Схема атриумно-перистильного дома. Фрагмент сада (пергола)

«Следует сказать также о том, каков должен быть дом человека почтенного и знатного. Всякий дом должен отвечать своей цели, как место проживания, к чему и должен быть приурочен план постройки, с принятием, однако,

в расчет удобства и достоинства живущего в нем лица.» (Цицерон, Об обязанностях, I, 39, 138).

«Надо также остерегаться, в особенности, если ты сам строишь, чтобы не переступить известного предела в роскоши и великолепии убранства дома... Очень многие стараются подражать именно в этом смысле тому, что делают люди знатные. Кто думает подражать доблести превосходного человека Луция Лукулла? Но сколько народу подражало роскоши его вилл!..» (Цицерон, Об обязанностях, I, 39, 140).

Повсеместно стали возводиться городские дома усадебного типа и загородные виллы, дававшие кров не только хозяевам, но и многочисленному штату слуг, клиентов и рабов. Подобные жилые комплексы занимали значительные территории. В них пока еще сохранялся атриум, но «этрусский» таб-линум стал проходным помещением, ведущим в «греческий» перистиль (двор, окруженный по периметру колоннадой). Перистиль стал данью моде, проникшей в богатые дома римлян вместе с греческими зодчими. Наиболее характерным стал атриумно-перистильный дом.

В Помпеях лучшие из этих домов восходят ко II в. до н. э. Некоторые из них заняли по целому кварталу, захватив участки многих сносившихся или перестраивавшихся атриумных домов. Наиболее известные из них - дом Фавна (рис. 6), Веттиев, Пансы, Серебряной свадьбы и Лукреция Фронтона в Помпеях.

Рис. 6. Дом Фавна в Помпеях, II в. до н. э. Перистиль, план Рассмотрим два примера на эту тему.

Дом Пансы в Помпеях - один из самых крупных и ясных по плану. Передняя его часть сходна с атриумным домом: она состоит из тосканского атрия

с крыльями, с тремя помещениями в глубине и с комнатками по бокам. Фасад занимали лавки. Позади атрия лежит 16-колонный перистиль, окруженный многочисленными помещениями. Узкий полутемный вестибул, освещенный сверху атрий, открытый таблинум, освещенный солнцем перистиль и зал позади него составляли анфиладу помещений, сливавшихся в единую композицию.

Прекрасным примером атриумно-перистильного дома служит также более поздний дом Серебряной свадьбы в Помпеях (первая половина I в. до н. э.) (рис. 7).

Рис. 7. Дом Серебряной свадьбы в Помпеях. Общий вид, план, атриум

В его атриуме углы комплювия поддерживаются четырьмя коринфскими колоннами - так называемый «четырехколонный атриум» (по Витрувию). Примыкающий к атрию портик перистиля выше остальных портиков. Этой разницей достигается усиление перспективного эффекта при взгляде на перистиль со стороны вестибула. Таким образом, осевая композиция атриумного дома получила в атриумно-перистильных домах дальнейшее развитие.

Римский перистиль представляет окруженный портиком сад с водоемом. Отлична и роль, которую перистиль играет в общей композиции всего дома. Он сохраняет правильную форму даже при неправильном участке. Это главное звено симметричной и осевой, т. е. односторонне направленной, композиции. Римский атриумно-перистильный дом отличается анфиладностью и несколько приподнятой дворцовой парадностью, чуждыми греческому пе-ристильному дому (рис. 8).

Рис. 8. Атриумно-перистильные дома Помпей

Огромное внимание в этот период уделялось правильной ориентации помещений усадьбы по сторонам света. Ведь от этого во многом зависело здоровье и благосостояние обитателей дома. Подтвердим это двуми фрагментами:

«Зимние столовые должны выходить на зимний закат [юго-запад], потому что в них приходится пользоваться вечерним светом, а, кроме того, заходящее солнце, направляя прямо в них свой блеск при ослабевшем зное, вечернею порою мягко нагревает эту сторону. Спальни и библиотеки должны выходить на восток, потому что назначение их требует утреннего света также для того, чтобы в них не портились книги. Ибо в библиотеках, выходящих на юг и на запад, в книгах заводятся черви и сырость, так как они порождают и питают доносящиеся сюда сырые ветры и, наполняя свитки сырым дуновением, покрывают их плесенью. Весенние и осенние столовые - на восток, потому что, когда они обращены окнами на эту сторону, солнце, проходя по своему пути к западу, нагревает их умеренно к тому времени, когда ими принято пользоваться. Летние столовые - на север, так как эта сторона, когда во

время летнего солнцестояния остальные из-за зноя делаются жаркими, благодаря тому, что она не обращена к солнечному пути, всегда бывает прохладна и при пользовании ею способствует и здоровью и удовольствию.» (Витрувий, VI, 4, 1, 2).

«Своим главным фасадом на всем протяжении постройка должна быть обращена к югу, озаряемая на одном своем углу лучами восходящего солнца и несколько отклоняющаяся от зимнего заката [юго-запада]. Тогда окажется, что зимою она будет освещена солнцем, а летом не будет испытывать его зноя. Форма же дома должна быть такова, чтобы на небольшом пространстве и для лета, и для зимы были обеспечены жилые помещения. Помещения, предназначенные для зимнего времени, должны быть размещены так, чтобы их весело озаряло зимнее солнце почти на всем протяжении своего пути. А если мы имеем дело с летними помещениями, пусть они будут обращены к летнему востоку [северо-востоку] и частично к северу. Прежде всего другого в сельской постройке нужно позаботиться о том, чтобы у нее было много света, затем - чтобы части, распределенные по временам года. были нами обращены к надлежащим странам света, а именно: летние - к северу, зимние - к югу, весенние и осенние - к востоку.» (Палладий, О сельском хозяйстве, I, 8, 9, 12).

Органичная связь архитектуры с окружающим ландшафтом и климатом местности в полной мере раскрывается в композиции загородных вилл. Особое внимание уделялось выбору местности, характеру рельефа: «Нужно постараться расположить виллу предпочтительно у подножия горы с обширными пастбищами - так, чтобы она была открыта наиболее здоровым ветрам, дующим в поле. Наиболее удобна - обращенная к равноденственному востоку, потому что летом в ней тень, а зимою солнце. Если мы вынуждены строить вдоль по берегу реки, нужно позаботиться, чтобы вилла не располагалась прямо против этой реки, ибо зимой она будет чрезвычайно холодной, а летом нездоровой.» (Варрон, О сельском хозяйстве, I, 12, 1) [1, с. 170].

«Здание, к постройке которого мы приступаем, следует располагать в здоровой местности, и притом наиболее здоровой части этой местности. Поэтому следует искать воздуха умеренно холодного и теплого, который обычно бывает на середине холмов, ибо здесь он не такой, как в низинах, где зимой он застывает от мороза, а летом делается знойным от жары, и не такой, как на вершинах гор, где он круглый год, даже при малейшем ветре и дожде, бывает резок. Итак, лучшим будет положение на середине холма, на месте, образующем некоторый бугор, дабы низвергающийся с вершины дождевой поток не размыл фундаментов.» (Колумелла, О сельском хозяйстве, I, 4, 10) [1, с. 170].

Опираясь на рекомендации различных римских авторов (Варрона, Витрувия, Колумеллы, Палладия, Плиния и др.) по оптимальной ориентации различных помещений сельской виллы по сторонам света, мы составили сводную таблицу.

Наиболее образованные и обеспеченные римляне умели тонко оценивать красоту природного пейзажа, не обезображенного человеческой деятельностью. Многие из них, считая самих себя и свои загородные виллы «центрами вселенной», старались максимально «облагородить» их, гармонично вписать в окружающий мир: «Красота этого дома. нуждается не в ограниченном человеке,

но в зрителе одаренном, который не судит по одному только виду, но мудрым размышлением сопровождает свое созерцание. То, что хоромы обращены к наипрекраснейшему часу дня (а всего прекраснее и желаннее нам его начало), взошедшее солнце проникает в покои сквозь распахнутые настежь двери и досыта наполняет их своим светом с той же стороны, куда обращали свои святилища наши предки; прекрасная соразмеренность длины с шириной, и той и другой с высотой, а также свободный доступ света, прекрасно приноровленный к каждому времени года, - разве все это не приятные качества, заслуживающие всяческих похвал?..» (Лукиан, О доме, 1-10) [1, с. 159].

Ориентация помещений сельской римской виллы по сторонам света

Стороны света

СЗ С СВ В ЮВ Ю ЮЗ З

Жилое здание:

летние помещения

весенние помещения

осенние помещения

зимние помещения

Спальня

Библиотека

Весенние, осенние столовые

Летняя столовая

Пинакотека

Прогулочная галерея, двор

Баня

Хлев

Стойла для лошадей, волов

Зернохранилище

Давильня, хранилище масла

Хранилище вина

Овощехранилище (опоротека)

Сад (зимний участок)

Сад (летний участок)

«Представь себе огромный амфитеатр, который одна только природа может создать; далеко раскинувшаяся равнина охвачена горами; горы увенчаны старым лесом с большим количеством дичи в нем. По склонам гор тянется лес, перемежающийся с жирными холмами (скал здесь проищешь напрасно). Внизу вокруг раскинулись виноградники. Где они кончаются, начинаются фруктовые сады, которые окаймляют равнину. На ней лужайки и хлебные поля. Все питается обильными ручьями. По середине местности протекает судоходный Тибр.» [2, с. 309] (рис. 9).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 9. Вилла Плиния Младшего в Лаурентиуме. Реконструкция

Об этом же свидетельствуют выдержки из писем Плиния Младшего

о его виллах. Или его же письмо к Домицию Аполлинарию, в котором он пишет о своей Тускумской вилле (V, 6):

«Великое наслаждение получишь ты, если эту местность окинешь взором с горы. Тебе покажется, будто не земля перед тобою, а некая картина невиданной красоты: на этом разнообразии, на этом согласии, куда ни взглянуть, отдыхает взор. Вилла, на первый взгляд расположенная в самом низу холма, теперь глядит почти с вершины; так легко и постепенно движется путь по обманчивому откосу, что, не чувствуя подъема, ты замечаешь, что поднялся. Сзади, поодаль - Апеннины. В ясные и тихие дни оттуда дуют ветры, не резкие и пронизывающие, а истомленные и ослабленные далеким пространством. Большей своей частью вилла обращена на юг, летнее солнце она видит с шестого часа, а зимнее несколько позже; она как бы манит в свой портик, широкий и не слишком длинный.» [1, с. 199] (рис. 10).

В своих виллах богатые римляне также стремились «правильно» ориентировать по сторонам света жилые помещения. Художники изображали на стенах и дверях астрономические символы и карты «римского мира». Во дворах устанавливались гномоны (солнечные часы), копии афинской «Башни ветров» и т. п. Приведем примеры.

Говоря о доме богача Тримальхиона, Петроний упомянул довольно примитивный гороскоп: «На другой же (дощечке) были изображены фазы луны и ход семи светил, и равным образом показывалось, посредством разноцветных шариков, какие дни счастливые и какие несчастные.» (Петроний, Сатирикон, 28-30) [1, с. 149].

Рис. 10. Вилла Плиния Младшего в Тускуме (I в.). План

Овидий в своих «Метаморфозах» пишет о дверях, украшенных «астрономической» символикой (II, 1-18) [1, с. 286]:

«Створки двойные дверей серебряным светом сияли...

Сверху покрыты они подобьем блестящего неба.

Знаков небесных по шесть на правой створке и левой...»

Особого внимания заслуживает круглая колоннада (фолос), описанная Варроном: «С внутренней стороны стилобата, справа и слева, по краям прямоугольной площадки, возле портиков, находятся две узкие продолговатые писцины, разделенные промежутком. Между этими писцинами открывается по дорожке путь к фолосу - круглой колоннаде вроде той, что находится в доме Катула, если заменить стены колоннами. Между наружными каменными колоннами фолоса и равными им внутренними тонкими колоннами из ели - промежуток в пять футов. Внутри, в фолосе, на внутренней стороне свода, круговращаются и движутся днем Денница, а ночью Геспер, показывая, который час. В середине той же полусферы вокруг стержня флюгера начерчен круг восьми ветров, как на часах в [Башне ветров] в Афинах, сделанных уроженцем города Кирра [Андроником], и торчащая там стрелка так приводится в движение, что, находясь внутри, ты можешь знать, какой дует ветер.» (Варрон, О сельском хозяйстве, III, 5, 12-18) [1, с. 184-185]. Стремление

к строительству огромных жилых комплексов, напоминавших дворцы восточных царей и эллинистических правителей (диадохов), к безудержной роскоши интерьеров в конечном итоге привело к социальному расслоению римского государства и к его гибели.

Тщетно Варрон и другие дальновидные писатели и политики призывали своих сограждан вернуться к ценностям пасторальной жизни, к простоте нравов, воздержаться от неумеренных трат:

«А теперь, наоборот, стараются, чтобы господский дом был как можно более обширным и как можно лучше отделанным, и соперничают с виллами Метелла и Лукулла, построенными на погибель республики. Вот на что направлены теперь их труды: свои летние триклинии обратить к прохладному востоку, а зимние - к заходящему солнцу, вместо того чтобы, подобно древним, задуматься, куда должны выходить окна в хранилищах для вина или масла; ведь вино в бочках требует более холодного воздуха, а масло более теплого.» (Варрон, О сельском хозяйстве, I, 18, 7) [1, с. 189]. Порою они даже прибегали к астрономическим аллегориям, сравнивая драгоценные отделочные материалы и позолоту со звездным небом: «Вот так-то и кровля этого дома. прекрасна сама по себе; золотом она украшена не более чем небо в ночи, по которому рассыпаны сверкающие звезды, разбросаны там и здесь огненные цветы. А будь небо сплошь из одного лишь огня, - не прекрасным, но страшным показалось бы оно нам тогда.» (Лукиан, О доме, 8) [1, с. 159].

Все эти призывы оказались тщетными - процесс исторической трансформации Римской республики в мировую империю остановить уже было невозможно. Поэтому в архитектуре Древнего Рима появился новый тип зданий, ставших монументальными моделями «римского мира». Речь идет о дворцовых комплексах и виллах римских императоров. В них, как и в виллах римских аристократов времен республики, также нашли применение космологические мотивы и символы.

Первый пример - «Золотой дом» Нерона (Domus Aurea) в Риме (сер.

I в. н. э.). На его строительство была выделена огромная даже по тем временам сумма: «Первым государственным актом, подписанным Отоном [69 г. н. э.], был приказ о выдаче пятидесяти миллионов сестерциев на окончание Золотого дома.» (Светоний, Отон, 7, 1).

«Нерон. выстроил дворец, в котором не столько были дивом драгоценные каменья и золото, - вещи обычные и прежде и ставшие привычными из-за развития роскоши, сколько поля, пруды и уединенные леса, чередующиеся с открытыми площадками и живописными видами. Строился он под наблюдением и руководством Севера и Целера, изобретательность и смелость которых отваживались даже на то, чему противилась природа и что превосходило средства правителя.» (Тацит, Анналы, XV, 42). Вспомним также Светония:

«Ни в чем, однако, не был Нерон столь расточителен, как в строительстве. Он выстроил дом протяжением от Палатина до Эсквилий. О его размерах и украшении достаточно сообщить следующее: он имел вестибул, в котором стояла колоссальная, вышиною в 120 футов, статуя, изображавшая самого Нерона. Дом был столь обширен, что у него был портик с тремя рядами колонн, длиною в тысячу футов; кроме того, при нем был пруд, наподобие моря,

окруженный зданиями наподобие городов; затем поля, на которых чередовались пашни, виноградники, луга и леса со множеством всяких видов скота и зверей. В прочих частях весь дом внутри был отделан золотом и украшен драгоценными камнями и перламутром.» (Светоний, Нерон, 31, 1).

В Domus Aurea использовались самые передовые технологии того времени. При входе гостей встречал каскад, под которым находилось специальное механическое устройство, собирающее воду. Почти в каждом зале имелись технические сюрпризы. Например, был устроен первый в мире лифт-подъемник, приводимый в действие вручную. Следует отметить, что его увенчанный куполом Восьмиугольный зал, в который свет попадал через круглый проем в центре, являл собой древнейший пример кирпичной постройки, возведенной с использованием цемента (рис. 11).

Рис. 11. Интерьер октогонального зала в «Золотом доме» Нерона

Здесь были бани с серной и минеральной водой, крупнейший в мире гидравлический орган, движущиеся панели. Во многих покоях все было покрыто золотом, украшено драгоценными камнями и перламутровыми раковинами. В главном трапезном зале потолок был устроен в виде небесного свода, который безостановочно вращался, следуя движению небесных светил: «Столовые имели потолки с вращающейся обшивкою из слоновой кости, дабы можно было сыпать сверху цветы, а сквозь трубки брызгать благовониями. Главная столовая была круглая: днем и ночью она непрерывно совершала круговое движение наподобие вселенной.» (Светоний, Нерон, 31, 2) (рис. 12).

Столь же значительное место в архитектуре загородных римских дворцов занимает вилла Адриана в Тибуре (118-134 гг. н. э.).

В ней с наибольшей широтой осуществлены принципы садово-парковой архитектуры, которые развивались с I в. до н. э.

Наиболее монументальные здания занимали высокую террасу над долиной, переименованной в Темпейскую. Большой дворец с примыкающим к нему

комплексом Золотой площади и малый дворец (так называемая Академия) расположены на вершинах холмов, служащих водоразделом между двумя речками.

Рис. 12. Интерьер главной столовой Золотого Дома Нерона (реконструкция)

Прочие здания и садовые устройства образовывали на их террасах и склонах панораму с куполами павильонов, трельяжами с легкими деревянными покрытиями в виде сводов, цветниками, статуями, причудливо подстриженными деревьями (рис. 13).

В генеральном плане виллы можно различить не менее четырех осей. Их направления связаны с рельефом местности. Господство пространства природы, на котором основана греческая и римская архитектура, находит себе очень ясное выражение в том, что постройки органично включены в пейзаж. В вилле Адриана нет и намека на правильную симметрическую композицию. Но вместе с тем отдельные части ее оформлены строго симметрично. Например, части, группирующиеся вокруг перистилей. Пространство этих перистилей связано с пространством природы через посредство открытых дворов (рис. 14).

Благодаря введению свода, внутренние помещения, получают самостоятельный, не зависящий от перистиля акцент. Перистильная композиция Piazza d' Oro уже очень существенно и глубоко отличается от композиции эллинистических перистилей. .Благодаря тому, что все парадные залы виллы Адриана сдвинуты по одну сторону перистиля и сосредоточены в одно место, в ней перистиль и внутренние помещения противопоставлены друг другу. Перистиль уже не является главным ядром всего комплекса, он превратился в двор перед внутренними помещениями, которые сами взяли на себя роль главного центра архитектурной композиции.» [2, с. 315].

Рис. 13. Вилла Адриана в Тибуре (совр. Тиволи). Макет

Рис. 14. Вилла Адриана в Тибуре (совр. Тиволи). Разрез, генеральный план

Постепенно эта вилла превратилась в «микромодель» Римской империи. Здесь можно было увидеть уменьшенные копии многих знаменитых построек того периода: «Виллу в Тибуре Адриан всю построил удивительно, начертав в ней наиболее прославленные имена провинций и мест, назвав части ее Лике-

ем, Академией, Пританеем, Канопом, Пойкиле, Темпе; чтобы ничего не было забыто, придумал еще Подземное царство.» (Спартиан, Адриан, 26) [1, с. 191].

Особое внимание было уделено защите от палящего солнца летом, аккумуляции солнечных лучей в холодное время года, водолечебным устройствам и т. д. Обилием каналов, фонтанов, нимфеев вилла превосходила все другие. Здесь император отдыхал, устраивал блестящие приемы и оргии, состязания художников, скульпторов и зодчих. Здесь же он экспериментировал в области архитектурного формообразования. Преуменьшенный масштаб павильонов позволил произвести ряд экспериментов, осуществив бесконечно разнообразные сводчатые и купольные покрытия небольшого пролета (10-20 м). Императора-зодчего интересовали не только размеры построек, но и принципы их механической работы.

Наиболее знаменит перекрытый куполом центральный зал Piazza d'Oro («Золотой площади»). Полусферический купол здесь опирался на квадратное в плане основание: «В купольном зале Piazza d'Oro наблюдается неувязка между. купольным помещением, которое является замкнутым внутренним пространством, противопоставленным пространству природы, и ордерами колоннад, прорезывающими это новое архитектурное пространство, отделяя в нем портики и экседры, точно это еще пространство природы. Архитектор, перенеся центр тяжести внутрь зала и охватив его пространство большим куполом, вместе с тем еще не овладел новой пространственной формой, которую он наполняет портиками, как его предшественники наполняли ими пространство природы и дворов. Римская архитектура вплотную подошла к проблеме, которую в XV веке разработал флорентийский ренессанс. Но Риму нужны были колоссальные сводчатые общественные залы. Очеловечить их внутреннее пространство было гораздо труднее. Купольный зал Piazza d'Oro показывает, как архитекторы за это боролись. Большими внутренними пространствами они еще не владели.» [2, с. 317] (рис. 15).

Рис. 15. Реконструкция главного здания Золотой площади (Piazza d' Oro)

Между восемью опорными конструкциями купола змеилась выпукловогнутая колоннада, которая придала интерьеру зала пластичную динамику, повторенную позднее в архитектуре барокко («волнообразные стены», «купола с овальным планом» из творческого наследия Г. Гварини, Ф. Борромини и др.). Колоннады его интерьера, выгнутые в плане к центру, должны были исключить всякое впечатление тяжести. «Волнистая» колоннада из 16 колонн была повторена затем в римском «храме всех богов» - Пантеоне.

Библиографический список

1. Зубов, В. П. Архитектура античного мира. Материалы и документы по истории архитектуры / В.П. Зубов, Ф.А. Петровский. - М. : Изд-во Академии архитектуры СССР, 1940. -519 с.

2. Брунов, Н.И. Очерки по истории архитектуры: в 3 т. Т. 2: Греция - Рим - Византия / Н.И. Брунов. - М. ; Л. : АСАБЕМ1А, 1935. - 621 с.

3. Шуази, О. История архитектуры: в 2 т. Т. 1 : [пер. с франц.] / О. Шуази. - М. : Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1935. - 631 с.

4. Кравченко, В.И. Помпеи, Геркуланум, Стабии / В.И. Кравченко. - М. : Искусство, 1985. - 156 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.