Научная статья на тему 'Помпеи. Вершина эволюции античного жилища'

Помпеи. Вершина эволюции античного жилища Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
919
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИЧНОСТЬ / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ИНФРАСТРУКТУРА / ЖИЛОЙ ДОМ / ПЛАНИРОВКА / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ANTIQUITY / URBAN ENVIRONMENT / INFRASTRUCTURE / RESIDENTIAL BUILDING / PLANNING / ZONING / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мусатов А. А.

Roman residential buildings carry on the traditions of architecture of ancient Greece and also of the cultures that appeared earlier, including the heritage of the Minoan civilization. The main origins of the genesis of the Roman houses are the old Roman domus with an atrium in the center and the Greek peristyle house. Atrium-peristyle building became a completly new phenomenon in the world history of architecture. Compared with its predecessors the Roman house was more open and had a separate public zone. Regular type of ownership, axial floorplan, a certain set of invariable elements, strict zoning are the distinctive features of Roman houses. For the modern researchers Pompeii and Herculaneum preserved the samples of different types of houses in all the variety of styles starting from the Hellenistic housing. Pompeii also shows a way of life of the ancient city, and gives evidence of concern for people through the organization of infrastructure. A desire to demonstrate or to raise the social status of the citixens by the appearance of their houses has resulted in a large number of masterpieces of residential architecture

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pompeii. The Top of the evolution of Ancient House

Roman residential buildings carry on the traditions of architecture of ancient Greece and also of the cultures that appeared earlier, including the heritage of the Minoan civilization. The main origins of the genesis of the Roman houses are the old Roman domus with an atrium in the center and the Greek peristyle house. Atrium-peristyle building became a completly new phenomenon in the world history of architecture. Compared with its predecessors the Roman house was more open and had a separate public zone. Regular type of ownership, axial floorplan, a certain set of invariable elements, strict zoning are the distinctive features of Roman houses. For the modern researchers Pompeii and Herculaneum preserved the samples of different types of houses in all the variety of styles starting from the Hellenistic housing. Pompeii also shows a way of life of the ancient city, and gives evidence of concern for people through the organization of infrastructure. A desire to demonstrate or to raise the social status of the citixens by the appearance of their houses has resulted in a large number of masterpieces of residential architecture

Текст научной работы на тему «Помпеи. Вершина эволюции античного жилища»

Помпеи. Вершина эволюции античного жилища

А.А.Мусатов

Античный мир, который современники называли Ойкуменой, собирался из разрозненных, не похожих друг на друга государств. Его объединение шло разными путями. Как ни странно, изначально мир объединялся не силовыми способами, не навязыванием извне некихобщих стандартов. Процесс шел незаметно, через обмен и торговлю. Происходил выбор лучшего в разных смыслах этого слова - более удобного для жизни, более красивого. Затем лучшее укоренялось, трансформировалось, давало новые ростки. Это был долгий процесс, имевший свои скрытые закономерности. Годы мирного сосуществования перемежались с периодами войн и захватов, они убыстряли процесс, это был параллельный, силовой путь объединения.

Сначала греческое влияние связало мирторговыми связями. Эллинистический мир, пришедший на смену миру классической Греции,уже был един в культурном смысле. Это хорошо заметно, например, в сфере религиозного устройства. Уже при Александре Македонском началось отождествление собственных богов с божествами покоренных народов [1]. Без такой религиозной терпимости многонациональное государство не могло бы существовать, особенно в древности.

Мир, созданный Римом, был объединен и политически -далекие и не похожие друг на друга страны волей правителей Рима превратились в единое государство. Не все части этой сверхдержавы жили одинаково, кто-то обладал привилегиями, а кто-то нет, одни народы «врастали» в Рим, перенимали

римский образ жизни, другие бунтовали, воевали. Восстания методично подавляли, виновных жестоко казнили. Нотак или иначе повсюду собирали налоги, строили дороги, акведуки и другие элементы инфраструктуры. Постепенно выравнивался уровень цивилизации. Для людей Античного времени единство мира было реальностью. Вряд ли стоит говорить об античном рае, земную жизнь ни в какой период не стоит идеализировать [2], но попытаться глубже понять Античный мир - заманчиво. Мы привыкли смотреть в прошлое свысока, с чувством неизменного превосходства. Немногие знают, что Рим времен расцвета вмещал полтора-два миллиона жителей. Что римского уровня потребления воды на душу населения Западная Европа достигла только в середине XIX века - всего 150 лет назад! Что в богатых римских домах окна стеклились листовым стеклом. Список подобных фактов - обычных для Античности, но немыслимых для нашего понимания - бесконечен. Как эти люди могли всего этого достигнуть? Какими они были? И как выглядели их города на самом деле? Вот вопросы, которые мучают, наверное, каждого, кто попытался проникнуть в прошлое через изучение материальныхостатков античного градостроительства.

Величайшим достижением древности в сфере градостроительства был, наверное, Рим. Никогда до этого времени в одном месте не концентрировалось столько богатств, силы, амбиций. Если добавить сюда неслыханное количество даровых рабочих рук, то мы получим исходные данные для

Рис. 2. Пересечение главных улиц Потей. Улица Изобилия возле пересечения со Стабианской расширяется, создавая нечто, похожее на площадь

Рис. 1. Помпеи. Улица Изобилия возле прачечной Стефаниуса.

На первом плане фонтан, далее пешеходный переход.

Все публикуемые фото сделаны автором летом 2010 года

возникновения этого античного градостроительного феномена. К сожалению, реальное состояние античного римского наследия таково, что представить себе этот город во всей полноте очень трудно. От форумов, Колизея, Пантеона перехватывает дыхание. Никакие фотографии не способны передать ощущение почти нечеловеческой грандиозности главных творений Рима. Но картина города в целом не возникает. В этом смысле даже знаменитый макет античного Рима дает больше, чем прогулка по городу (в познавательном смысле, а не эмоционально, конечно). Практически не осталось в Риме второстепенных сооружений, обычной жилой ткани. Как можно теперь реконструировать каждодневную жизнь Рима, вообще римского города?

Есть несколько памятников, сохранивших для нас подлинное дыхание жизни городов римского времени. Это Помпеи, Геркуланум, Стабии под Неаполем, Остия под Римом. Самый знаменитый из дошедших до нашего времени памятников- Помпеи. Публи-

кации о Помпеях многочисленны. Но даже тех, кто много читал и видел, этот город способен удивить при первом знакомстве, причем сразу несколькими своими особенностями.

Во-первых, перед посещением Помпей подсознательно ожидаешь увидеть город мертвый. Зная, сколько людей погибло при катастрофическом извержении вулкана 24августа 79 года н.э., вполне понятно опасение, что попадешь на кладбище. Слепки тел погибших (обнаруженные при раскопках пустоты, заполненные гипсом) действительно встречаются в городе то тут, то там. Но на сознание посетителя этот факт не оказывает особенного воздействия. Помпеи оставляют ощущение, что это не столько город умерший, сколько место, где время мгновенно остановилось, застыло. Жизнь - настоящая жизнь - оставила Помпеи, но отзвук ее здесь все еще чувствуется, словно есть возможность при каких-то обстоятельствах оживить город снова. В этом ощущении (или в этой иллюзии?) особое очарование памятника.

Рис. 3. Развилка второстепенных улиц в Помпеях. Хорошо видны следы колес на замощении. На стрелке маленькая харчевня. Сзади немного виден Везувий

Рис. 4. Фасад жилого дома в Помпеях (дом Менандра)

Рис. 5. Дом Фавна. Декорация входной зоны

Рис. 6. Дом Золотых Амуров. Атриум

Во-вторых, человек, видевший много разновременных развалин в самых разных странах, подсознательно ожидает увидеть очередную руину, которую придется не просто осматривать, а вдобавок и напрягать разум, пытаясь понять, как все это выглядело, функционировало, развивалось. В Помпеях все наоборот. Город наваливается на зрителя во всей своей полноте, во всей целостности, в многообразии проявлений жизни его обитателей - от величественных и прекрасных до самых мелочных, житейских и даже порочных. Это настолько неожиданно, что посетитель не знает, радоваться свалившемуся на него обилию информации или же как-то ограничить ее поток.

Но, наверное, главная особенность Помпей в том, что здесь можно живо ощутить подлинную заботу о людях, о гражданах, которая составляла суть муниципального устройства в Древнем Риме. Оставим пока в стороне общественную жизнь города, увеселения и удовольствия (эти темы заслуживают отдельного рассказа). Взглянем на то, что теперь принято называть инфраструктурой города (рис. 1). Хотя в каждом доме существовала собственная система водоснабжения, на улицах повсеместно был и устроены водоразборные фонтаны. Они представляли собой емкости изтщательно пригнанных и соединенных гранитных плит (рис. 1,3). Выступу над стенкой фонтана, откуда струей текла вода, придавали

вид какого-либо животного, птицы или лица человека, причем изображения не повторялись. Фонтаны расставлены по всем улицам города на расстоянии нескольких десятков метров один от другого. Кстати, все они действуют и сейчас, и вода в них питьевая,только фонтаны оснастили кранами. Римляне, как известно, воду не экономили.

Улицы в Помпеях замощены повсеместно, до самых окраин, так что искать в Помпеях или Геркулануме уличную грязь - напрасное занятие. Для покрытия дорог обычно использовались крупные камни серого цвета, мощение выполнено очень качественно, проезжая часть имеет выпуклый профиль для отвода дождевых вод (рис. 2). Тротуар везде выделен очень высоким бордюрным камнем, что оберегало пешеходов от опасности попасть под копыта или колеса повозки. Движение было интенсивным, глубокие колеи остались на улицах во многих местах. Там, где бордюр особенно высок, через улицу устроены пешеходные переходы (рис. 1). Крупные, тщательно отесанные блоки уложены с промежутками. Верхняя плоскость блоков находится на уровне тротуара, пространство между камнями оставлены для колес повозок - своеобразная, удобная, остроумно придуманная «зебра».

Еще один важный аспект жизни города - защита в широком смысле слова. Военная защита - это могучие крепостные стены. Внутренний мир города свободно выходил дорогами в

Рис. 7. Дом Фавна. Главный вход

Рис. 8. Дом Менандра, парадная ось. На первом плане этрусский атриум, за ним таблинум, далее виден перистиль

пригород, с его виллами, некрополями и садами. При военной угрозе он мог в любую минуту захлопнуться, как раковина. Но даже когда никаких угроз не было, в воротах день и ночь дежурила стража. Комфортный,уютный мир города находился под постоянной охраной.

Под сенью закона и за рядами копий легионеров римские небожители имели все мыслимые возможности, чтобы обустроить свое жилище. То, что строили римляне, не всегда было изысканно, но представители римского нобилитета демонстрировали вкус, достойный сравнения с греческой классикой. Греческое начало присутствует в архитектуре города, хотя и не всегда выпукло. Вообще представление о Помпеях какоб исконно римском городе не вполне верно. Его построили самниты, народ, соседствовавший слатинами на Апеннинском полуострове. Самниты рано начали перенимать греческиетрадиции,благо колонии греков располагались совсем рядом. В Помпеях осталось несколько эллинистических домов. Уникальный дом Хирурга относится к IV веку до нашей эры. Великолепен дом Золотых амуров, принадлежавший родственнику Поппеи, жены императора Нерона. В этом доме строгая логика римского жилища не столь ощутима, не выдержана строго прямая ось, на которой должны располагаться все помещения. Дом камернее и, пожалуй, уютнее многих других помпеянских домов. Вилла Мистерий с ее знаменитыми росписями также относится к доримскому времени.

Самниты, соратники Рима в войне с Карфагеном, испытали затем и на себе военную силу своих союзников, не желавших делиться плодами своих побед. Помпеи взяли штурмом войска Суллы. Самнитов отправили на арены цирков - такова была благодарность по-римски. Со становлением римской государственности в самнитских городах стал утверждаться римский образ жизни. Эллинистические дома перестраивались, начал складываться особый тип римского жилого дома. По основным элементам планировочной структуры дом называется атриумно-перистильным, это жилище привилегированной части римского общества [4]. Беднейшие слои

Рис. 9. Богатый дом в Помпеях. Атриум и помещения вокруг него

жили в инсулах - четырех-, пятиэтажных домах, где условия ухудшались по мере подъема к верхним ярусам. Таких домов сохранилось мало, поскольку качество строительства инсул было очень плохим. Все же в Риме можноувидеть образчики такой архитектуры, в Помпеях инсул не было.

Предшественником атриумно-перистильного дома следует считатьтрадиционное италийское жилище - домус. Вся передняя часть у этих жилых структур во многом совпадает, но перистиль в домусе отсутствует. Функциональная схема тут проще. Жилые комнаты (кубикулы) в италийском домусе располагались вокруг атриума. Только с конца II века до нашей эры перистиль стал неотъемлемой частью римского жилища. Перистильный двор пришел в Рим из греческой традиции, но следует помнить, что греческий стиль жизни сильно отличался от римского. Греческий дом делился на две зоны, предназначавшиеся для мужчин и женщин - андрон и гинекей, функционально они были разделены. Кроме того, греческий дом имел значительно более изолированный характер. Женщина в Греции росла в доме отца, а выйдя замуж, жила в доме мужа, практически не выходя за порог, тем более без сопровождения слуг. Хозяйка дома руководила домашними рабами и трудилась вместе с ними. В дом никогда никто не приходил, потому что вся социальная жизнь эллинского мужа проходила в иных местах. Соответственно, в греческом перистиле было мало парадного, он имел чисто функциональное предназначение.

Изобретение перистиля стало значительным вкладом греческих зодчих в мировую копилку архитектурных форм и приемов. В условиях климата Средиземноморья окруженный колоннадами двор создает идеальные условия для жизни, защищая от жаркого солнца летом, но улавливая его лучи зимой. Ничего подобного мировая архитектура еще не знала. Древнее жилище Средиземноморского региона, например, Минойской или Крито-Микенской эпохи, отличалось затесненностью, произвольной разбивкой участков, полным отсутствием двориков или садов. О портиках или иных

Рис. 10. Дом Менандра, перистильный двор

архитектурных элементах и речи идти не могло. Далеким прообразом перистиля можно считать, наверное, некоторые решения, применявшиеся при строительстве минойских дворцов Крита. Уже в период Старых дворцов по периметру большого двора существовали колоннады в один и два яруса. Большой двор, окруженный портиками, чем это не предшественник перистиля? В период Новых дворцов стали появляться и небольшие дворы с колоннадами, почти полный аналог перистиля (остатки такой структуры можно видеть во дворце в Малии) [5]. Идея не ушла с гибелью Минойской цивилизации, в дальнейшем она постепенно переместилась в область дорогого жилья. В наследованиях и трансформациях идей и приемов можно видеть основной путь развития цивилизации.

Древние идеи, дошедшие до Италийского полуострова разными путями, римляне подхватили и развили их со свойственным им блеском. Римский дом - классика истории архитектуры. Его изучают в институте будущие проектировщики, потому что именно с римского атриумно-перистильного дома

Рис. 11. Перистиль в эллинистическом доме Золотых амуров

Рис. 12. Дом Венеры на раковине, вход в перистиль

в архитектуру приходиттот принцип функционального зонирования, к которому привыкли современные люди. Главная особенность римского дома в незыблемой логике развития пространства.

Римский дом, римская жизнь по сравнению со всем предшествовавшим - это совсем другой уклад, другие отношения, а значит, и другие люди. Римская женщина эпохи поздней Республики и особенно Империи обладала значительными правами. Вообще, с построением цивилизованного общества права и свободы женщины все более и более расширяются. Так, после смерти супруга римлянка уже не возвращалась в дом отца, как было заведено ранее, а сама владела всем наследством. Конечно, женщина в Риме не обладала полными правами гражданства. Но она могла жить достаточно свободно, посещать общественные мероприятия, театр и термы. Такое положение женщины давало возможность римлянам ходить друг к другу в гости и по делам, хотя по сравнению с современным жильем римский дом все-таки был достаточно замкнутым. Об этом свидетельствуют и фасады зданий. Как

Рис. 13. Дом Венеры на раковине, перистиль, в глубине видна Венера

Рис. 14. «Венера на раковине», фреска

Рис. 15. Сад в доме, устроенном по принципу римского домуса (дом Малого фонтана)

Рис. 17. Сад дома Октавия Квартио. Беседка над верхним водопадом

Рис. 16. Дом Малого фонтана. Фонтан в саду, давший название дому

Рис. 18. Сад дома Октавия Квартио. Средняя беседка на длинном канале, вид на дом и верхний водопад

правило, декорация фасадов помпейских домов весьма скупа (рис. 4). Своей сдержанностью фасады резко контрастируют с внутренним убранством, которое украшали максимально богато, тут была и скульптура, и мозаика, и декоративная кладка стен. Дом - обособленный мир его хозяина.

Римский жилой дом - этотип жилища, имевший устойчивые планировочные элементы, они как бы нанизывались на пря-

мую ось. В классическом римском доме старались соблюсти симметричность помещений. Уже на улице, на тротуаре перед входом, выделялась мощением или мозаикой особая зона, она называлась вестибулум (это вовсе не коридор при входе, как принято думать, это слово переводится как «преддверие»). Вход закрывали массивные деревянные двери с бронзовыми гвоздями. В Помпеях их осталось всего несколько штук. За дверью между двумя лавками или привратницкими располагался неширокий наклонный проход - фауцес. Тут в богатых домах принято было выкладывать мозаику. Чаще всего при входе можно видеть геометрические узоры, своего рода каменный ковер. Хозяева, имеющие особо утонченный вкус, могли выложить приветствие или какое-нибудь изображение, например, собаки-сторожа или других животных, а также гладиаторов. В доме Фавна стены входной зоны получили объемный декор, имитирующий ордерный строй фасадов римских сооружений (рис. 5). Проход приводил к атриуму (рис. б, 8). Атриум - центр внутренней общественной жизни дома. По сути это двор с

Рис. 19. Интерьер прачечной Стефаниуса

Рис. 20. Сцена стирки. Фреска на фасаде прачечной

Рис. 21. Прачечная Стефаниуса, бассейн для стирки

Рис. 22. Интерьер харчевни

бассейном. Римский дом занимал прямоугольный участок, застроенный весьма плотно. Свет во внутренние помещения проникал исключительно через проемы в крыше, и в этом суть компоновки дома. Кроме того, атриум обеспечивал водоснабжение жилища. Выложенный мрамором бассейн (имплювий) был неглубок (рис. 8,9). Над бассейном устраивали отверстие в потолке (комплювий). В древности скаты кровли имели обратный, «дождеотводящий» наклон. Когда под домом научились делать цистерну для запасов воды, скаты развернули внутрь, чтобы собирать воду в бассейн, который уже не грозил переполниться. Чаще всего атриумы в Помпеях бывают без колонн (они устроены по несущим балкам и называются этрусскими) или четырехколонные,хотя колонн может быть и больше. Отверстие комплювия украшалось профилями, кронштейнами, кое-где они сохранились, и это выглядит очень красиво (рис.6, 8). В обычных домах атриумы небольшие, они гармоничны и уютны. В богатейших домах атриумы бывали весьма представительны и даже помпезны (рис. 9).

Впереди по главной оси дома располагался таблинум. В италийском домусе тут стояло ложе хозяев дома, это было сердце жилища,его смысловой центр. Перед таблинумом по сторонам находились крылья атриума или алы, эти помещения предназначались для отправления культа предков. Впоследствии в таблинумеустанавливали большой стол, от названия которого происходит и наименование помещения. Таблинум сделался местом приема важнейших посетителей и официального общения. По бокам оттаблинума стали устраиватьтриклинии (столовые), обычно два, а в богатейших домах целых четыре, по временам года.

За таблинумом дальше по оси дома находился перистиль-ный двор (рис. 10, 11). В раннем италийском домусе, где перистиля не существовало, за таблинумом располагался лишь небольшой замкнутый сад (гортус), огороженный сзади высокой стеной (рис. 15). Прохода в сад через таблинум обычно не делали, в эту часть владения попадали через бо-

Рис. 23. Напольная мозаика в доме Фавна

ковой проход. Когда появился перистильный двор, он занял в композиции плана дома место сада. Прохода в перистиль через таблинум по-прежнему не было. В более поздние времена все стало зависеть от вкуса хозяина, в Помпеях много домов с организованным прямым проходом в перистиль. Быть может, чтобы не оскорблять древние традиции, в некоторых случаях проход закрывали легкими перегородками или ширмами (единственная деревянная перегородка чудом сохранилась в одном доме в Геркулануме). Перистильный двор всегда хорошо виден из атриума, но гостей туда не приглашали, т.е. его доступность была лишь визуальной, что работало на имидж дома. В центре двора обычно разбивали цветник, часто устраивали фонтаны, устанавливали статуи. Жизнь в таких двориках должна была казаться раем.

Римский нобилитет создавал дома, которые лучше называть дворцами, наполнял их шедеврами живописи и скульптуры. Самые большие и роскошные помпейские дома широко известны, даже знамениты. Например, дом Фавна, получивший свое название по фигурке мифологического персонажа, установленного на краю бассейна при входе. Дом изыскан, и главный шик здесь в двух перистильных дворах. Удвоение элементов усложняет пространственную композицию и добавляет много помещений (атриумов здесь тоже было два). Дом занимал территорию целого квартала, он имел и второй, непарадный вход стыльной стороны. Изначально тут существовали два владения. Во II веке до нашей эры ранние дома снесли и начали создавать чудо роскоши и престижа. Вокруг первого перистиля группируются жилые помещения, свои небольшие термы и т.п., второй перистиль - просто сад, место уединения и отдыха. Между первым и вторым перистилем располагаются важные помещения -два триклиния и экседра (гостиная). В экседре на полу была найдена знаменитая эллинистическая мозаика, изображавшая битву Александра Великого с Дарием. Сейчас мозаика хранится в Неаполе, а на месте оригинала выставлена копия.

Рис. 24. Фрагмент декоративной обработки фасада одного из помпеянских домов

Дом наполнен удивительными по красоте деталями, начиная от входа и до второго перистиля со стенами и колоннами, покрытыми тонким стуком. Все это стоило несметно дорого. Хозяева дома Фавна, видимо, получили огромные богатства от расширения империи на восток. Это был богатейший дом, каких сохранилось мало, даже если рассматривать разные римские города, оставшиеся на Италийском полуострове.

Жители из тех социальных групп, которые не принадлежали к «сливкам общества», прокладывали свой особый путь к роскоши. Путей таких было много, но особого внимания заслуживают два. Путь первый можно назвать «мещанским»,его условный девиз «И мы не хуже других людей». Не имея возможности украсить свое жилище трудами лучших мастеров, хозяева приглашали ремесленников подешевле. Ярчайший образец - дом Венеры на раковине (рис. 13,14). Особенно впечатляет центральный живописный элемент, по имени которого и назван дом. Пусть Венера и не лишена некоего грубоватого очарования и в контексте интерьера смотрится вполне уместно, но поставить ее в один ряд с лучшими пом-пеянскими живописными произведениями невозможно.

Часто можно встретить дома, где колонны имеют каннелюры только в верхней части ствола. Острые кромки каннелюр легко сбить, задев ненароком. Выщербленная колонна - некрасиво, а заменять ее - дорого. Вот и появились элементы, жестоко исказившие эстетику ордера. В более поздние времена такая «мода» стала практически повальной. Неизбежный путь потери качества при переходе архитектуры из класса единичных шедевров в разряд ширпотреба.

Другой путь - это создание своего, особого мира. Для историков дом со своим выстроенным миром всегда интересен, он создавался исходя из предпочтений и особенностей семьи и в рамках имеющихся средств. Иногда совершенно нестандартное решение получали огромные и дорогие дома. Как пример можно привести известный дом Ситариста, который занимает почти весь квартал на пересечении улицы Изобилия и Стабианской,т.е. двух главных улиц города - кардо и декуманус. Угловая часть квартала принадлежала другому дому, поэтому дом Ситариста имел два входа с разных улиц и две оси, расположенные перпендикулярно. Но это не дом, рассчитанный на две семьи, как иногда делали в Помпеях (дом Диоскуров, например). Дом Ситариста - единое владение, две его основные части соединяются проходом, что делает композицию особенно интересной. В этом месте города существовал значительный уклон рельефа. При строительстве уклон выровняли, но перепад уровней остался. Данная особенность участка обостряет восприятие архитектурных форм, давая возможность рассматривать нижнюю половину дома с верхних точек. Сочетание сложной композиции и парадных, изысканных форм делает дом Ситариста совершенно особенным, выходящим из общего ряда.

Планы и композиция нестандартных домов сильно отходят от привычного канона, и вариаций тут огромное количество. Иногда, жертвуя размерами помещений, владельцы дома

развивали пространства сада с бассейнами, фонтанами и иными малыми формами. Таков дом Октавия Квартио, который соседствует с домом Венеры на раковине. Он расположен в конце улицы Изобилия, близ самого амфитеатра. Сам дом не очень велик, хотя и располагается на достаточно большом участке. Кстати, хозяева владения были не бедные, об этом говорят сохранившиеся предвыборные надписи, печать хозяин а, клиентская скамейка у входа. Дом строился в два этапа, первый из них самнитский. Необычен облик дома, который получился в результате поздних изменений. Особенно резко выделяет владение среди других домов своеобразное решение планировки участка. Это настоящий шедевр ландшафтной архитектуры античной эпохи (рис. 17,18). Осью композиции сада стал длинный (около 50 метров) бассейн-канал с уютными беседками, маленькими водопадами и другими элементами садовой архитектуры. Исследователи отмечают, что в этом и других подобных домах начинают проступать черты загородных вилл, хотя они находятся еще в черте города.

Некоторые хозяева устраивали на своих участках настоящий большой сад, иные разбивали виноградники и делали вино. Виноградная лоза, выращенная по римской технологии, есть кое-где в Помпеях и сейчас. Одно время даже обсуждалась идея делать настоящее римское вино и угощать туристов, но оказалось, что вкусы современных европейцев сильно отличаются от римских.

Получение от своего дома, своего владения какой-либо дополнительной прибыли - это еще одна тема, без которой представление о жизни Помпей не будет полным. Деловая жизнь не являлась главной среди всех возможных функций римского дома, но все же занимала определенное место. Римская империя простиралась от севера Англии до Ближнего Востока. Все это пространство было пронизано торговыми и деловыми связями. Деньги в Риме значили пусть не так много, как в современном мире, но однако определяли и уровень жизни человека, и в огромной степени его социальный статус. Особенно заметен дух общественной и деловой жизни в самых роскошных домах Помпей,таких как дом Фавна, дом Пансы, дом Менандра и др. Эти дома явно рассчитаны на то, что их будут так или иначе видеть люди, не входящие в состав семьи - деловые партнеры, клиенты и т.п. Сейчас трудно себе представить, но никаких офисов еще и в помине не было. Те жители, которые держали в руках торговые предприятия, деловые связи или налоговые операции, принимали деловых партнеров и клиентов в зоне атриума, который выделялся в структуре жилища как парадная зона. Граждане меньшего достатка и не столь высокого социального статуса выделяли в своем доме зоны, которые могли бы приносить хозяину доход. Причем в последний период, после предыдущего землетрясения 62 года, когда город восстанавливали от повреждений, даже в домах достаточно богатых людей стали выделять зоны, предназначенные для того, чтобы хозяин получал прибыль. К числу таких предприятий относились термополии - харчевни (рис. 22), всевозможныелавки, мас-

терские. Иногда их сдавали внаем, иногда владельцы сами организовывали дело. Чаще всего под такие функции отдавали помещения на углах улиц, на перекрестках. Другой вариант - при классическом осевом построении дома лавки размещались справа и слева от входа. В традиционном варианте здесь находились помещения для привратника и других рабов-прислужников. Отличить одно решение от другого очень просто. Лавки и харчевни открыты со стороны улицы. Подсобные помещения, напротив, со стороны улицы закрыты и выглядят как глухой наружный фасад. Опустившись еще немного вниз по социальной лестнице, мы также можем увидеть много интересного. Некоторые люди превращали свои дома в большие таверны (каупоны), прачечные, гостиницы, ремесленные лавки. Сами они жили при этих заведениях, в довольно скромных помещениях в глубине участка или на втором этаже.

Иногда богатые дома и, например, прачечные могли находиться по соседству. Такие примеры можно видеть на улице Изобилия, которая после извержения 62 года стала настоящим центром торговли и услуг, особен но вблизи перекрестка со Стабианской улицей. Невдалеке от известного дома Юлия Полибия располагалось сразу несколько заведений такого рода, и среди них знаменитая прачечная Стефаниуса, которая дошла до нас в превосходном состоянии (рис. 19,21). В том месте, где в обычных домах находился атриум, здесь был устроен бассейн для стирки. От обычного имплювия он отличается прежде всего глубиной, а также специальной тумбой для отжимания одежды. В жилые помещения на втором этаже из атриума вела простая деревянная лестница. Окна комнат выходили прямо на улицу над входом. Участок дома не был маленьким, но все убранство более чем скромное. Видно, что вся жизнь тут вращалась вокруг главного дела-стирки белья. Прачечные, находившиеся через улицу напротив, полностью не откопаны, освобождены лишь фасады. Зато тут сохранились росписи, изображавшие процесс стирки - своего рода вывеска или реклама античного времени (рис. 20). Известна также сцена продажи хлеба в пекарне. Подобные зарисовки жизни города бесценны, их осталось очень немного.

Каким бы ни был дом, лицо его хозяина легко просматривается и по прошествии веков. Люди небогатые лезли из кожи вон, чтобы их жилище смотрелось не хуже, чем дворцы хозяев жизни. Сделать красиво, богато или же сделать оригинально, или поразить при общей скромности дома каким-то запоминающимся элементом - фонтаном, например (дома Большого и Малого фонтанов), - жители Помпей использовали все возможности. Дом во что бы то ни стало должен был свидетельствовать о благополучии хозяев. И в этом люди древности очень похожи на нас с вами.

Литература

1. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М.,«Прогресс», 1989.

2. Боннар А. Греческая цивилизация. Т. I. От Илиады до Парфенона. М., «Искусство», 1992.

3. Всеобщая история архитектуры (2-е изд., в 12 томах). Т. 1. Архитектура Древнего мира. М., Издательство литературы по строительству, 1970, Т. 2, М., 1973.

4. Мусатов А.А. История архитектуры Древней Греции и Древнего Рима. М., «Архитектура-С», 2006. С. 118-131.

5. Мусатов А.А. Периодизация дворцов Минойского Крита по результатам натурного обследования. Academia, №2,2010. С. 43-48.

6. Помпеи, Геруланум, Везувий. KINA, Italia.

Literatura

1. Kumanetsky К. Istoria kulturi Drevney Gretsii i Rima. M., «Progress»». 1989.

2. Bonnar A. Gretseskaja civilizada. V. 1. M., «Iskusstvo», 1992.

3. Vseobchaja istoria architecture v 12. vol. V. 1. M., 1973.

4. Istoria architecture Drevney Gretsii i Drevnego Rima. M., «Architectura-C», 2006.

5. Musatov A. Periodizatsia dvortsov Minoiskogo Crita. «Academia», №2, 2010. С. 43-48.

6. Pompei, Gerculfnum, Vezuvy. KINA, Italia.

Pompeii. The Top of the Evolution of Ancient House.

By A.A.Musatov

Roman residential buildings carry on the traditions of architecture of ancient Greece and also of the cultures that appeared earlier, including the heritage of the Minoan civilization. The main origins of the genesis of the Roman houses are the old Roman domus with an atrium in the center and the Greek peristyle house. Atrium-peristyle building became a completly new phenomenon in the world history of architecture. Compared with its predecessors the Roman house was more open and had a separate public zone. Regular type of ownership, axial floorplan, a certain set of invariable elements, strict zoning are the distinctive features of Roman houses. For the modern researchers Pompeii and Herculaneum preserved the samples of different types of houses in all the variety of styles starting from the Hellenistic housing. Pompeii also shows a way of life of the ancient city, and gives evidence of concern for people through the organization of infrastructure. A desire to demonstrate or to raise the social status of the citixens by the appearance of their houses has resulted in a large number of masterpieces of residential architecture.

Ключевые слова: античность, городская среда, инфраструктура, жилой дом, планировка, функциональное зонирование, развитие.

Key words: antiquity, urban environment, infrastructure, residential building, planning, zoning, development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.