Научная статья на тему 'Образ богини Весты в культовом зодчестве древнего Рима'

Образ богини Весты в культовом зодчестве древнего Рима Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1000
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНИЙ РИМ / КУЛЬТ ВЕСТЫ / КРУГЛЫЕ ХРАМЫ / ПАНТЕОН / ANCIENT ROME / CULT OF VESTA / ROUND TEMPLES / THE PANTHEON

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Поляков Евгений Николаевич

С глубокой древности культ богини Весты (хранительницы домашнего очага) был связан с главными святынями Вечного города. Они хранились в круглом храме Весты на Римском форуме. Храм представлял собой римскую модель Вселенной, которая была повторена в целой серии культовых построек Римской республики, империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF GODDESS VESTA IN CULT ARCHITECTURE OF ANCIENT ROME

From ancient times a cult of goddess Vesta (goddess of the Heart and Hearth) has been connected with the main relics of the Eternal city. They were stored in a round temple of Vesta at the Roman forum. The temple represented the Roman model of the Universe which has been repeated in the whole series of cult constructions of the Roman republic, empire.

Текст научной работы на тему «Образ богини Весты в культовом зодчестве древнего Рима»

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

УДК 72.032+7.032.7

ПОЛЯКОВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ, канд. архит., доцент,

Polyakov. EN@yandex. ru

Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

ОБРАЗ БОГИНИ ВЕСТЫ В КУЛЬТОВОМ ЗОДЧЕСТВЕ ДРЕВНЕГО РИМА

С глубокой древности культ богини Весты (хранительницы домашнего очага) был связан с главными святынями Вечного города. Они хранились в круглом храме Весты на Римском форуме. Храм представлял собой римскую модель Вселенной, которая была повторена в целой серии культовых построек Римской республики, империи.

Ключевые слова: Древний Рим, культ Весты, круглые храмы, Пантеон.

POLYAKOV, EUGENIYNIKOLAYEVICH, Cand. of arch. sc., assoc. prof., Polyakov.EN @ yandex. ru

Tomsk State University of Architecture and Building,

2 Solyanaya sq., Tomsk; 634003, Russia

IMAGE OF GODDESS VESTA IN CULT ARCHITECTURE OF ANCIENT ROME

From ancient times a cult of goddess Vesta (goddess of the Heart and Hearth) has been connected with the main relics of the Eternal city. They were stored in a round temple of Vesta at the Roman forum. The temple represented the Roman model of the Universe which has been repeated in the whole series of cult constructions of the Roman republic, empire.

Keywords: Ancient Rome, cult of Vesta, round temples, the Pantheon.

Веста (лат. Vesta, греч. Еотаа) в древнеримской мифологии считалась богиней священного очага городской общины, курии, каждой семьи и жилища в целом. Поскольку родной дом и домашний очаг были основой римского общества, Веста была очень почитаема. Ее даже причислили к пенатам - богам-хранителям и защитникам Рима. Поэтому все магистраты, вступая в должность, приносили ей особые жертвы (Macrob. Sat. III, 4, 6). Изображалась она с лицом, закрытым покрывалом, с чашей, факелом, скипетром или палладием

© Е.Н. Поляков, 2011

в руках. Оскорбление Матери Рима считалось непростительным грехом (Овидий, Фасты, VI, 299-304) [1, с. 144]:

«Держится силой земля. Имя Весты - «стоящая силой»;

Имя богини еще в греческом есть языке.

Пламени место - очаг, он горит, а отсюда и имя,

В древних домах впереди строился всюду очаг.

Слово отсюда у нас «вестибул». Коль молимся Весте,

«Первое место тебе!» - мы ей тогда говорим...»

Культ Весты, восходящий к древнейшим индоевропейским традициям, был тесно связан с главными святынями Рима - с палладием, привезенным Энеем из горящей Трои (он хранился в храме Весты как залог мощи государства), и с регией (жилищем царя). Все обряды вершились жрицами-весталками (рис. 1).

Рис. 1. Статуя Весты (Сад весталок, Римский форум) (слева); богиня Веста (современная интерпретация) (справа)

Служительницами Весты становились девочки 6-10 лет из знатных римских семей, которые в течение тридцати лет обязаны были хранить целомудрие. Нарушительницу заживо закапывали в землю либо замуровывали в стену. Первой весталкой, по преданию, была Рея Сильвия - мать Ромула и Рема. При царе Нуме было четыре весталки, затем их число увеличили до шести. Эта традиция оставалась незыблемой вплоть до падения Римской империи. Одежда весталок состояла из длинного костюма, вышитого по краям пурпуром, и широких головных повязок. Жили они в Доме весталок, возведенном рядом с храмом. Отдыхая, прогуливались в своем саду, украшенном статуями знаменитых жриц.

Весталки поддерживали постоянный огонь в очаге храма Весты. Очаг был символом незыблемости римского государства (Serv. Verg. Aen. X 228). Хотя угасание священного пламени считалось дурным предзнаменованием, в канун нового года (1 марта) его традиционно гасили и зажигали вновь трением двух кусков сухого дерева. От этого пламени зажигались огни в очагах курий. Также обновлялись хранившиеся в храме священные лавры (Macrob. Sat. I 12, 6). Во время жертвоприношений жрицы готовили смесь из муки, соли и пепла жертвенных животных (т. н. mola salsa; Serv. Verg. Вис. VIII, 820). Девятого мая отмечался праздник Весты. В этот день храм открывал свои двери для женщин, которые приходили сюда, чтобы просить помощи и благословения богини.

В частных домах Весте посвящался вход в дом - вестибул: «Vestibu-lum (преддверие) есть первая часть входной двери. Называется оно так либо потому, что одевает (vestiat) дверь, так что мы видим крышу, поддерживаемую двумя колоннами; либо потому, что оно посвящено Весте, почему девушки, выходящие замуж, не касаются порога. Лукан, [II, 359]: «Поверху ногу неся, избегает коснуться порога»...» (Сервий, Комментарий к Энеиде, II, 469) [1, с. 144].

Впоследствии Весту и ее храм стали отождествлять с земным шаром, неподвижно висящим в космосе и заключающим внутри себя огонь, а также с огнем - «чистейшим» из четырех первоэлементов. Об этом говорит Публий Овидий Назон (Фасты, VI, 261-282) [1, с. 65]:

«Медью, ты видишь, теперь все покрыто святилище Весты,

В дни же седой старины крылось соломой оно.

Весты тот храм небольшой, столь же малый и в нынешнем Риме,

Храмом великим тогда был он при Нуме царе.

Внешнюю форму его, говорят, сохранили и ныне;

Этому, думаю я, много есть важных причин.

Веста и наша земля - они вечный огонь охраняют:

Наша земля и очаг - место святого огня.

Шару подобна земля: не имея нигде укрепленья,

Бременем тяжким она в воздухе вечно висит.

Уравновешенный шар сохраняет вращением форму,

И на поверхности нет остроконечных углов.

Место же шара того - посредине обширного мира,

И отстоит от концов на расстояньи одном.

Будь земля не кругла, не имей она места в средине,

Мир бы тогда не имел тяжести в центре своем.

Малый подвешенный шар в Сиракузском имеется замке,

В воздухе шарик висит, мир представляя собой.

Место есть там и земле в расстояниях равных повсюду, -Этого чтобы достичь, шаром ей следует быть.

Формы такой же и храм без углов и без выступов разных,

И защищает его фолос от сильных дождей.» (рис. 2).

Итак, именно богине Весте римляне посвятили свой первый круглый храм (фолос) на Римском форуме, описанный Овидием. Форма этого храма отобразила античные представления о форме Земли: «Круглый храм царь

римлян Нума Помпилий посвятил Весте, - видимо, потому, что считал ее землею, которая поддерживает жизнь человеческую; и шаровидную форму храм должен иметь для того, чтобы богине воздавалась честь в храме, подобном ей самой.» (Фест, О значении слов) [1, с. 66].

Рис. 2. Круглый храм Весты на Римском форуме (римский рельеф); статуя весталки на Римском форуме

Плутарх уточнил, что этот храм был римским вариантом модели Вселенной: «По преданию, Нума построил также храм Весты для хранения неугасимого огня. Он дал ему круглую форму; но она представляла не фигуру земли, - ее могла бы изображать Веста, - а вообще Вселенную, в центре которой, по верованиям пифагорейцев, горит огонь, называемый Гестией или Монадой.» (Нума, 11) [1, с. 66].

Древнейший храм Весты повторил также форму италийской хижины из соломы и дерева, с конусной крышей и отверстием в центре для выпуска дыма: «Место культа Весты - одной из главных богинь, хранительницы домашнего очага - было простым круглым навесом над неугасимым огнем.» [2, с. 434].

Первый храм Весты неоднократно горел и восстанавливался. Свидетельством последней реставрации, выполненной в начале III века по приказу жены Септимия Севера Юлии Домны, являются сохранившиеся доныне руины круглого здания (рис. 3-4).

Строители круглых храмов в Древнем Риме скорее всего копировали греческие образцы. И круглый храм на Ларго Арджентина (II в. до н. э.), и храм-толос Весты (Сивиллы) в Тибуре (нач. I в. до н. э.), и даже храм Весты в Риме (IV-! вв. до н. э.) имели по 18 колонн коринфского ордера, установленных по периметру цилиндрообразного святилища (целлы).

Рис. 4. Круглый храм Весты на Форум Романум (Римском форуме) (современное состояние)

Остановимся теперь на типологических особенностях круглых античных храмов - толосов и моноптеров.

Толос (гр. tolos купол) - круглое в плане сооружение, внутреннее пространство которого завершалось куполом. В классический период античной Греции сформировался тип круглого в плане храма, который затем стал популярным в Риме. Толос имел круглую в плане целлу, окруженную колоннадой. Этот храм мог иметь также внутреннюю колоннаду, что превращало его интерьер в круглый колонный зал, но данный элемент в архитектуре толоса не был обязательным. Вход в храм был, по этрусскому обычаю, устроен с торцевой стороны.

Моноптер (гр. monos один, единственный, pteron крыло) - круглый в плане тип храма без целлы, без стен, крыша которого поддерживалась кольцевым рядом колонн. Главная особенность этого типа храма - полная открытость и проницаемость колоннады: «Моноптеры, в силу своей открытости, не могли служить местом хранения сокровищ, не могли они также скрывать от глаз верующих какие-либо священные реликвии, в них не было недоступного для непосвященных внутреннего пространства. Все это накладывало отпечаток и на характер использования сооружений этого типа, и на принципы их размещения. Моноптеры могли быть своего рода сенью над открытым, доступным для каждого алтарем или скульптурным изображением почитаемого божества.» [3, с. 41].

Этой разновидности храмов Витрувий в своем трактате «Десять книг об архитектуре» посвятил целый раздел:

«Бывают также круглые храмы, из которых одни делают моноптерами с колоннами, но без целлы, другие - так называемыми периптерами (толоса-ми. - П.Е.). Те, у которых нет целлы, имеют возвышение и ступенчатый подъем в третью часть их диаметра. Колонны на стилобате делают высотой, равной диаметру стилобатов между наружными частями его стен, а толщиной -в десятую часть своей высоты вместе с капителями и базами. Архитрав - высотой в половину толщины колонны. Фриз и все то, что ставится наверху, делают по правилам соразмерности. Если же такой храм возводят в виде (то-лоса), то внизу делают две ступени и стилобат. Затем ставят стену целлы, отходящую от стилобата примерно на пятую часть его ширины, а в середине оставляют место для входных дверей. Диаметр такой целлы, не считая стен и кругового прохода, равен высоте колонны. Колонны на стилобате кругом целлы размещают по тем же правилам пропорций и соразмерности. Размер крыши по середине должен быть таков, чтобы высота купола, не считая маковки, равнялась половине диаметра всей постройки, а маковка без своей пирамиды по величине равнялась капители колонны. Остальное должно делать согласно вышеуказанным пропорциям и соразмерности.» (Витрувий, Кн. 4, гл. VIII, 1-3) [4, с. 85].

Круглая («наиболее совершенная») форма храмов вполне устраивала самых знаменитых и просвещенных людей Древней Греции и Рима: «Ты говоришь, Веллей, что конус, цилиндр и пирамида кажутся тебе красивее шара. У вас [последователей Эпикура] новая точка зрения. Пусть они более красивы на вид (хотя я не разделяю этого взгляда), но что может быть красивее той

фигуры, которая единственно вмещает в себе все другие фигуры, которая не может иметь ни шероховатостей, ни возможности за что-либо зацепиться, ни углов, ни кривизны, ни выступов, ни впадин? Две формы выдаются из всех тел - шар (так мы переводим греческое слово 8рЬа1га), а из плоских фигур -круг (который греки называют кук1о8). Единственно в этих двух формах все их части схожи между собой и периферии находятся на равном расстоянии от центра, что представляет большое удобство.» (Цицерон, О природе богов, II, 18, 47) [1, с. 66].

Поскольку круглые храмы, отобразившие древнейшие мифологические и философские воззрения о форме мироздания, относились к разряду культовых сооружений, построено их было сравнительно немного. Перечислим наиболее известные круглые храмы Древнего Рима.

Культовый комплекс на Ларго Арджентина (1У-1 вв. до н. э.)

Комплекс на Ларго Арджентина состоит из четырех храмов, ориентированных на восток. Самое интересное здание в этом комплексе - круглый храм В (II в. до н. э.). Он стоял на высоком подии и имел только один вход, обозначенный лестницей (рис. 5):

«Храм В является одним из существенных звеньев в формировании круглого италийского храма, постепенно развившегося сначала из деревянного, а затем каменного ограждения вокруг очага со священным огнем Весты. На сложение архитектурного образа храма, несомненно, повлияли также формы греческого толоса. Но постановка здания на подий, имеющий доступ только со стороны входа, свидетельствует об италийской основе храма с его строго осевой ориентацией.» [5, с. 437].

Рис. 5. Круглый храм В на Ларго Арджентина в Риме (IV-! вв. до н. э.)

Храм Весты на Бычьем рынке в Риме (11-1 вв. до н. э.)

Этот италийский храм был построен в самом конце республиканского периода. Однако он был сложен не из традиционного туфа и травертина, а «из орфостатов паросского мрамора в греческой технике кладки и имел прекрасные коринфские колонны классического типа, сложившиеся из греческих образцов. Несколько позже вокруг подия появились ступени, как в греческих храмах.» [5, с. 442].

Построенный на рубеже двух эпох, храм относится к архитектуре республики по своим скромным размерам и по простому, покрытому стуком, материалу. Однако он стоит на пороге архитектуры империи по чеканному совершенству исполнения, по своей несколько подавляющей представительности, по суховатым, как бы вычерченным циркулем профилям. Новая трактовка профилей, впервые примененная здесь, получила развитие в архитектуре Ранней империи (рис. 6-7).

Рис. 6. Храм Весты на Бычьем рынке (современное состояние)

Храму на Бычьем форуме близки и другие, строившиеся в Лациуме в годы Римской республики. Это, прежде всего, круглый храм Весты в Тиволи (начало I в. до н. э.). Отличающиеся друг от друга в деталях, сооружения Ла-циума составляют гармоничное единство с пейзажем. Они более открыты природе, нежели столичные храмы, замкнутые в пределах своих форм и тесной городской застройки.

Рис. 7. Храм Весты на Бычьем рынке: гравюра XIX века; фрагмент коринфской колоннады; капитель

Храм Сивиллы (Весты) в Тибуре (Тиволи), нач. I в. до н. э.

Небольшой круглый храм, построенный в окрестностях Рима, отобразил другую сторону архитектурного мышления эпохи Августа (рис. 8).

Подобные постройки впервые появились в греческой архитектуре (древний фолос Аполлона в Дельфах, ок. 580 г. до н. э.), но широкого применения там не получили. В Риме же этот архитектурный тип, ведущий начало от культа богини Весты, был более популярен.

Кровля храма Весты опиралась на восемнадцать колонн итало-коринфского ордера. Архитектурные и скульптурные детали проработаны

очень тонко. Фриз был украшен рельефами с изображением традиционного римского мотива - бычьих черепов (букраниев), с которых свисают тяжелые гирлянды. Это был символ жертвоприношения и памяти (рис. 9).

Рис. 8. Храм богини Весты в Тибуре (Тиволи), I в. до н. э. Гравюра XIX в.

Комплекс храма Геркулеса в Тибуре постепенно захватил своими постройками природные террасы, служившие мощными подступами к городу. На верхней площадке одной из террас разместились два небольших храма -псевдопериптер и круглая ротонда Весты: «Замечательно расположение храмика на вершине живописных скал, по которым ниспадают водопады. Храмик рассчитан и на вид из его наружного обхода сквозь колонны вдаль, и на вид на него снизу, когда он составляет одно целое с пейзажем и своими строгими формами подчеркивает картинность природы. Вместе с тем вся эта композиция скал и храмика проникнута стремлением к природе и своеобразным романтизмом, напоминающим английские парки эпохи классицизма конца XVIII века. Строгая рассудочность гармонически сочетается с живым и большим чувством природы.» [5, с. 241, 242].

Рис. 9. Круглый храм Весты в Тибуре, ГН вв. до н. э. Общий вид

Архитектуру подобных храмов отличает жесткость рисунка и суховатость форм. Колонны утратили присущую им пластичность, простые арочные субструкции представляют переход от диких скал к прекрасному круглому периптеру коринфского ордера. Чтобы обособить храм от площадки, он был поднят на высокий подий с лестницей только со стороны входа. Окна целлы придвинуты к самому входу. С этой стороны три фасции архитрава сглажены в единую ленту, на которой высечены четкие буквы надписи. Лестница, сближенные окна и надпись на архитраве придают круглому храму осевую направленность, характерную для архитектуры античной Италии.

Ордер круглого храма в Тибуре - лучший пример обычного в Италии

II - начала I в. до н. э. итало-коринфского ордера. Его главной отличительной особенностью является капитель (рис. 10).

Пышный двойной венец «мягкого аканта» скрывает начало волют и завитков, которые вырастают независимо друг от друга. Крупный стилизованный цветок и тяжелые гладкие завитки противопоставлены богатству форм и светотени листвы. Скульптурный фриз в антаблементе храма сочетается с тонко профилированным, но лишенным порезки карнизом. Потолок обходной галереи украшен красивыми розетками с простыми профилями кессонов.

Рис. 10. Круглый храм Сивиллы (Весты) в Тибуре (Тиволи), П-1 вв. до н. э. Капитель, план

Греческий круглый храм (толос) обычно имел ступенчатое основание и был рассчитан на круговое обозрение. Храм Сивиллы в Тибуре, как и этрусские храмы, сочетает фронтальную строго симметричную продольную осевую композицию и радиальную (рис. 11). Ось храма подчеркнута парадным входом с расположенными перед ним ступеньками, дверью и окнами. Массивное, со сводчатыми пролетами основание храма в Тиволи создает переход от каменного обрыва скалы, которую он живописно завершает, к изящной круглой ротонде коринфского ордера с легким фризом из гирлянд. Поднятый на высокое основание, гармоничный по пропорциям, со стройной и строгой колоннадой, наполненной светом, храм доминирует в пейзаже. Его спокойные гармоничные формы контрастируют с бурным каскадом водопада.

Малая толщина стен целлы исключает возможность купольного покрытия и заставляет предполагать коническую крышу, которая могла покоиться на повышенных по сравнению с портиком стенах целлы. Эти стены и ядро подия бетонные. Облицовка подия, наличники оконных проемов и весь ордер высечены из травертина. Слой стука, покрывавшего поверхность бетона и травертина, исчез. Главные части из тесаного камня теперь четко выделяются на фоне инцерта, покрывающего бетон.

Как нам кажется, апофеозом философских и космополитических исканий античных зодчих, начавшихся в небольшом храме Весты на Римском форуме, стал Пантеон («храм всех богов»), построенный в 126 году императором Адрианом (76-138). Изначально этот храм был задуман как огромный внутренний двор (атрий) жилого дома для всех посетителей храма, находящегося под незримым покровительством Весты - богини домашнего очага: «Зритель, попадая в Пантеон, чувствовал себя точно во дворе именно в силу того, что эта гигантская внутренность производит впечатление неоформленной, что архитектор не овладел еще внутренним пространственным ядром. С другой стороны, довольно значительное круглое отверстие в вершине купола, через которое видно синее небо, через которое светит солнце и льет дождь,

сильно напоминает отверстие атрия, делая Пантеон похожим на перистиль, на открытый двор.» [5, с. 335].

Даже в пропорции этой гигантской ротонды был заложен глубокий философский смысл. В нее может быть вписан шар - античный прообраз Земли, в центре которой, по верованиям пифагорейцев, горит вечный огонь, именуемый Гестией (Вестой) или Монадой (гр. monas (monados) первичная, неделимая). Именно древнеримские зодчие, в совершенстве овладевшие техникой возведения бетонных стен, сводов и куполов на опалубке, смогли максимально сблизить понятия «храм», «небесный свод» и «Вселенная»: «Юпитер в древности назывался Диовис и Диеспитер, то есть отец день (Dies pater). Отсюда произошли слова: dei (боги), далее dius (божественный), divum (небо), затем sub divo (под открытым небом) и Dius Fidius. Вот почему крыша храма Юпитера имеет отверстие вверху, позволяющее видеть divum, то есть небо. Некоторые утверждают, что в закрытом помещении нельзя клясться его именем.» (Варрон, О латинском языке, V, 66) [1, с. 65].

Роль неугасимого «небесного пламени» здесь выполняет вертикальный столб света, льющегося из опайона: «Отверстие в центре свода создавало удивительный эффект освещения - посредине полутемного сферического пространства. возникал гигантский световой столб. На римлянина, воспринимавшего Юпитера не антропоморфно, но более как сам небесный свод, такой эффект воздействовал еще сильнее, чем на современного человека. Это важная особенность архитектуры Пантеона, ибо он, как храм, разрывает с античной традицией, когда для рядовых верующих сакральное помещение мало доступно. Здесь любой молящийся со всех сторон охвачен священным пространством, символизирующим само небо.» [3, с. 135] (рис. 11).

Рис. 11. Интерьер Пантеона - «храма всех богов»

Н.И. Брунов написал о римском Пантеоне следующее: «Когда зритель из залитых светом улиц и площадей города входит внутрь темного Пантеона, то его не только поражает сумрак, окутывающий храм, но и охватывает несколько жуткое ощущение таинственности. Цилиндрическая купольная форма вызывает ассоциации, напоминающие впечатление, производимое гробницей Атрея. Правда, в Пантеоне ряд других элементов архитектурной композиции, восходящих к греческому зодчеству. Дион Кассий, римский писатель начала

III века, говорит, что Пантеон «...так назван потому, что он, построенный куполообразно, похож на небесный свод». Это доказывает, что римляне с куполом Пантеона связывали представление о небесном своде. Религиозно-мистическое впечатление, производимое на зрителя внутренностью Пантеона, основано главным образом на пещерном характере его пространства. Решающим является, что он не имеет окон и что масса изнутри читается как толща неопределенной глубины, кажущаяся огромной. Впечатление толщины и массивности оболочки усиливается огромностью внутреннего пространства и нишами, которые вдаются в массу и этим наглядно показывают толщу ее. Вместе с тем ниши, углубляясь в материю, выражают распространение пространственного ядра во все стороны, борьбу пространства с толщей земли, стремящейся его задавить и поглотить. Пещерность усиливается и круглым отверстием купола, так как получается впечатление, что поверхность земли находится на уровне этого отверстия, через которое свет и воздух проникают в объемистое подземелье. Отсутствие окон, ниши и отверстие купола создают у находящегося внутри Пантеона зрителя впечатление, что он стоит глубоко под землей. Таинственное мистическое впечатление основывается также на освещении при помощи верхнего отверстия в куполе. Косой луч солнечного света, льющегося из опайона, прорезывает пещерную внутренность в разных направлениях, в зависимости от времени дня, и производит неожиданно странное и несколько жуткое впечатление, контрастируя с темнотой пространства, особенно сгущающейся в нишах.» [5, с. 345, 346].

Статуи богов стояли в Пантеоне, видимо, и в больших нижних нишах, и в маленьких нишах наверху. Однако, несмотря на это, казалось бы, столь подчеркнутое в многочисленных статуях богов многобожие, композиция Пантеона показывает, что уже наметился сдвиг от многобожия к единобожию, который окончательно завершился в христианстве: «В Пантеоне статуя Юпитера и ведущая к ней продольная ось составляют только незначительную часть всей архитектурной композиции, в которой доминирует купол, изображающий небесный свод, охватывающий статуи отдельных божеств и объединяющий их, господствует огромное внутреннее пространство, в котором теряются и растворяются отдельные пластические статуи. Очень важно, что Пантеон был, по-видимому, посвящен семи «планетным» богам (Аполлон, Диана, Меркурии, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн). В римской идеологии II века возможно отчетливо проследить этот сдвиг, ярко отразившийся в общей концепции Пантеона. Несомненно, что внутренность Пантеона была выражением новых религиозных воззрений и что она была предназначена воздействовать на огромную массу молящихся, которых она вмещала.» [5, с. 347, 348].

Ширина внутреннего пространства Пантеона равна его высоте, так что все оно вписывается в огромный куб. В цилиндр стен можно вписать полусферу, которая доведет до полной сферы полусферу купола (рис. 12).

Рис. 12. Поперечный разрез Пантеона

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В разрезе внутреннее пространство Пантеона вписывается в квадрат, а в него, в свою очередь, вписывается круг: «Четыре стихии, времени года, четыре стадии человеческой жизни и в особенности четыре стороны света -все они являются источником порядка и стабильности мира. Это не противоречит женскому характеру, который китайская, индийская и другие традиции приписывают квадрату, поскольку он соответствует земле, в противоположность мужскому характеру круга.» [6, с. 239, 240]. Эти символы Земли (Весты, Гестии) и Неба (Юпитера) в римском Пантеоне обрели гармоничное единство. К примеру, «восьмиугольник (число апсид по периметру Пантеона. -П.Е.) представляет собой промежуточное состояние между квадратом и кругом» [6, с. 276] (рис. 13).

Граница между стенами и куполом проходит на половине высоты всего здания, так что высота купола равна высоте стен. Все эти большие соотношения, по которым построены основные членения внутри Пантеона, определяют главные композиционные линии и очень важны для непосредственного впечатления. Они основаны на квадрате и на сопоставлении одинаковых отрезков, которые дифференцированы по своей обработке, но равны по размерам: «Квадрат типичен для римской архитектуры, и в Пантеоне он является выражением той же механистичности, которой обусловлено, например, сопостав-

ление в наружной композиции Колоссея и многих других зданий большого количества совершенно одинаковых друг другу римских арочных ячеек. Форму квадрата, которая зрительно сильно отличается от золотого сечения. находим и в ряде более мелких делений в стенах внутри Пантеона. Однако для его внутренней отделки наряду с квадратом очень большую роль продолжает играть и золотое сечение. Так, например, отношение верхней полосы стены к нижней, пропорции прямоугольных очертаний больших ниш и пролетов между ними и многих других форм основаны на золотом сечении.

Рис. 13. Римский Пантеон. План

Все эти соотношения, среди которых первое место занимает квадрат, второе - золотое сечение, вносят сильную ноту рационализма в композицию внутренности Пантеона, проясняя ее и подчиняя человеку и его разуму.» [5, с. 353].

Библиографический список

1. Зубов, В.П. Архитектура античного мира. Материалы и документы по истории архитектуры / В.П. Зубов, Ф.А. Петровский. - М. : Изд-во Академии архитектуры СССР, 1940. - 519 с.

2. Всеобщая история архитектуры (ВИА): в 12 т. Т. 2. Архитектура античного мира (Греция, Рим). - Изд. 2-е. - М. : Изд-во литературы по строительству, 1973. - 712 с.

3. Мусатов, А.А. Архитектура античной Греции и античного Рима / А.А. Мусатов. - М. : Архитектура-С, 2006. - 144 с.

4. Витрувий. Десять книг об архитектуре / Витрувий ; пер. с лат. Ф.А. Петровского. - М. : Архитектура-С, 2006. - 328 с.

5. Брунов, Н.И. Очерки по истории архитектуры: в 3 т. Т. 2. Греция - Рим - Византия / Н.И. Брунов. - М. ; Л. : Аса<!еш1а, 1935. - 621 с.

6. Керлот, Х.Э. Словарь символов. Мифология, магия, психоанализ / Х.Э. Керлот. - М. : КЕЕЬ-Ьоок, 1994. - 608 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.