-Ф-
-Ф-
Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география
УДК 504
РЕЗУЛЬТАТЫ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ: ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ
Б01: 10.24411/1728-323Х-2018-13125
Д. И. Васильева, к. б. н, доцент,
Самарский государственный экономический
университет, Самарский государственный
технический университет,
В. В. Воронин, д. г. н, профессор,
А. Г. Власов, к. т. н, профессор,
Е. С. Мост, к. э. н, доцент,
А. С. Храпунов, Самарский государственный
экономический университет,
Самара, Россия
За время реализации земельной реформы в Российской Федерации, которая была начала в
1990—1991 годах, произошли заметные изменения в экологическом состоянии земельного фонда, что исследуется на примере одного из крупных регионов — Самарской области. Целью реформы было решение различных вопросов в области сельского хозяйства, формирования и развития местного самоуправления, жилищного строительства, экологии. В ходе проведения реформы наибольшее внимание уделялось ее экономической стороне. Создание государственного кадастра недвижимости (сейчас это единый государственный реестр недвижимости) привело в формированию налоговой базы и значительному росту собираемости земельных платежей. При этом мониторинга и оценки изменения экологического состояния земель не проводилось. Сокращение работ по сохранению почвенного плодородия в период
1991—2008 гг. вызвало ускоренное развитие процессов деградации земель по всей территории Российской Федерации, которые имеются значительное проявление на территории Самарской области. Отмечается развитие негативных процессов, значительно уменьшающих плодородие почв: развитие процессов водной и ветровой эрозии; снижение доз внесения органических удобрений в почву; разрушение и ликвидация сложившихся севооборотов. Значительное влияние на состояние земель сельскохозяйственного назначения оказывает интенсификация сельскохозяйственных технологий и переход к монокультуре (в нашем регионе это, как правило, — подсолнечник), при которых посевы многолетних и однолетних трав, зернобобовых культур, фиксирующих атмосферный азот и обогащающих им почвы, имеют малый вес в структуре посевных площадей. Кроме того, широко распространены нарушения при проведении агротехнических мероприятий. Таким образом, при значительном экономическом эффекте земельной реформы в виде увеличения собираемости земельных платежей отмечены серьезные негативные изменения в экологическом состоянии земель.
Земельные ресурсы являются основой экономического и пространственного развития любой страны. Доступ к земле, гарантии прав собственности, ограничения и обременения в использовании земельных участков, качество земельных участков значительно влияют на экономическое развитие и удовлетворение общественных интересов. Земля — важнейший источник и инструмент социально-экономического развития страны в целом, в настоящее время используется в Российской Федерации неэффективно, в результате чего снижаются темпы роста как регионального, так и общественного продукта страны. Такое состояние земельных ресурсов часто превращается в препятствие для устойчивого роста и повышения благосостояния страны, регионов и ее граждан. Снижается уровень доходов и уровень жизни населения в целом, в том числе на душу населения. В настоящее время земля так и не стала экономическим активом, в сфере земельных отношений не обеспечены гарантии прав добросовестных собственников и пользователей. При обширных неиспользуемых земельных ресурсах в России сохраняются неоправданные барьеры доступа к земле (дефицит участков при изобилии земли); государство и общество не владеют достаточной и адекватной информацией о состоянии земельного фонда [1, 2].
Для повышения эффективности использования земельных ресурсов в условиях множественности форм собственности на землю необходимо государственное, экономически эффективное регулирование не только формирования форм собственности, но и использования земельных ресурсов в рамках законодательной базы.
Реформирование земельных отношений в России имеет длительную историю.
Последняя земельная реформа в Российской Федерации была начата 1990—1991-х годах, ее целью было решение широкого круга вопросов в области сельского хозяйства, формирования и развития местного самоуправления, жилищного
-Ф-
-Ф-
During the implementation of land reform in the Russian Federation, which began in 1990—1991, there were significant changes in the ecological condition of the land fund, which is explored in the study of one of the major regions — the Samara Region. The aim of the reform was to address various issues in the field of agriculture, the formation and development of local government, housing construction, and ecology. During the reform, most attention was paid to its economic side. The creation of a state real estate cadastre (now this is a single state real estate register) led to the formation of a tax base and a significant increase in the collection of land payments. At the same time monitoring and assessment of changes in the ecological status of lands has not been carried out. Reduction of works on soil fertility conservation in the period of 1991—2008 caused the accelerated development of land degradation processes throughout the Russian Federation, which are a significant manifestation in the territory of the Samara Region. The development of negative processes that significantly reduces the fertility of soils is noted: the development of processes of water and wind erosion; reduction of the doses of organic fertilizer application to the soil; destruction and elimination of existing crop rotations. The intensification of agricultural technologies and the transition to monoculture (in our region this is usually the sunflower) has a significant impact on the state of agricultural lands, in which crops of perennial and annual grasses, leguminous plants that fix atmospheric nitrogen and enrichment soils, are of low weight in the structure of acreage. In addition, violations are frequent in the conduct of agrotechnical measures. Thus, with a significant economic effect of land reform in the form of increased collection of land payments, significant negative changes in the ecological status of lands were noted.
Ключевые слова: земельная реформа, земли, земельный фонд, экологическое состояние, почвенное обследование, Самарская область.
Keywords: land reform, land, land fund, environmental condition, soil survey, the Samara Region.
строительства, экологии. При этом проводились социально-экономические преобразования, создавалась множественность форм собственности на землю, вводилась платность землепользования, стимулировалось развитие земельного рынка. В настоящее время прошло более 25 лет от начала земельной реформы в России и м ожно подвести некоторые ее итоги. Данный вопрос привлекает внимание как научной общественности, производственников, представителей бизнеса, так и правительственных органов разного уровня [3—6]. Авторами данной статьи поставлена задача провести анализ экономических и экологических результатов земельной реформы на современном этапе на примере субъекта РФ — Самарской области.
Территория Самарской области располагается на юго-востоке европейской части России в среднем течении реки Волги, занимает площадь 5356,5 тыс. га (около 0,31 % территории России). Самарская область входит в состав Приволжского федерального округа (Поволжского экономического района), состоит из 27 муниципальных районов и 10 городских округов. Численность населения составляет 3215,7 тыс. чел. Поскольку территория Самарской области расположена на границе степи и лесостепи, в почвенном покрове преобладают черноземные почвы, характеризующие высоким естественным плодородием. В регионе широко развито сельское хозяйство и в составе земельного фонда преобладает категория земель сельскохозяйственного назначения. Наряду с землями населенных пунктов, земли сельскохозяйственного назначения можно отнести к наиболее антропогенно преобразованным.
По данным Государственного доклада о состоянии и использовании земель в Самарской области структура земельного фонда на 01.01.2016 г. имеет следующий вид: земли сельскохозяйственного назначения — 75,9 %, лесного фонда — 10,3 %, населенных пунктов — 6,7 %, промышленности, транспорта и иного специального назначения — 1,3 %, особо охраняемых территорий — 2,6 %, земли водного фонда — 3,1 %, земли запаса — 0,01 % территории области [7]. Структура земельного фонда Самарской области на 01.01.2016 г. представлена на рисунке 1.
Динамика земельного фонда Самарской области с 2007 по 2015 г. по всем категориям земель представлена в таблице 1 [7, 8].
Динамика земельного фонда Самарской области
Таблица 1
Наименование категорий земель Площадь, тыс. га
2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Земли сельскохозяйственного назначения 4112,5 4106,3 4098,3 4089,4 4070,8 4070,1 4068,7 4067,4
Земли населенных пунктов, в т. ч. 344,4 350,5 355,4 356,2 358,9 359,3 359,6 359,6
— городских населенных пунктов 168,5 170,5 170,8 170,8 170,8 170,8 170,8 170,8
— сельских населенных пунктов 175,9 180,0 184,6 185,4 188,1 188,5 188,8 188,8
Земли промышленности, транспорта 69,6 69,7 69,1 70 70,7 71 71,2 71,5
и иного специального назначения
Земли особо охраняемых территорий 135,3 87,5 87,5 138,8 138,8 138,8 138,8 138,8
Земли лесного фонда 527,0 574,8 578,5 534,4 549,6 549,6 550,5 551,5
Земли водного фонда 167,4 167,4 167,4 167,4 167,4 167,4 167,4 167,4
Земли запаса 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3
Итого земель в административных границах: 5356,5
-Ф-
земли сельскохозяйственного назначения земли лесного фонда
■ земли населенных пунктов
■ земли промышленности, транспорта и иного специального назначения земли особо охраняемых территорий
земли водного фонда . земли запаса
Рис. 1. Распределение земель по категория в Самарской области [7, 8]
Динамика земельного фонда за период от 2007 до 2015 год дает следующую картину: отмечено постепенное уменьшение площади земель сельскохозяйственного назначения, которое составило 45,1 тыс. га; увеличиваются площади земель населенных пунктов (на 15,2 тыс. га), земель промышленности и иного спецназначения (на 1,9 тыс. га), земель ООПТ (на 3,5 тыс. га) и земель лесного фонда (на 24,5 тыс. га).
Платность землепользования была введена в России с 1 января 1992 года после принятия Закон РФ «О плате за землю», в котором предусмот-
рены виды платы: земельный налог и арендная плата. Земельный налог играет важную роль в налоговой системе РФ, поскольку поступает в местные бюджеты и является источником формирования финансовой базы органов местного самоуправления, поэтому он оказывает значительное влияние на социально-экономическое развитие регионов. На рисунке (рис. 2) представлена динамика суммарных платежей за использование всех категорий земель в Самарской области (арендные платежи и земельный налог) за время с начала земельной реформы.
Динамику платежей имеет смысл анализировать, начиная с 1994—1995 гг. В этом интервале (по 2014 года) могут быть выделены характерные этапы (разумеется, их границы фиксируются с определенной условностью): во-первых, период формирования системы платежей (1995—1998 гг.); во-вторых, период медленного роста (1999— 2002 гг.); в-третьих, период быстрого роста с падением и последующей компенсацией (2003— 2007 гг.); в-четвертых, период быстрого устойчивого роста (2008—2014 гг.) [9].
Анализируя приведенный график, можно выделить несколько ключевых событий, скачкообразно повлиявших на динамику платежей. К таким событиям можно, во-первых, отнести падение поступлений в 1998 году, связанное с мировым финансовым кризисом, ударившим по экономике России. Как известно, после него страна в ц е-лом достаточно быстро пережила последствия кризиса, что демонстрирует рассматриваемый график. Следует отметить существенный скачок
10 000 000
8 000 000 -
6 000 000 -
4 000 000 -
2 000 000 -
Формирование системы платежей
Рост
Ускоренный рост со срывом
Устойчивый быстрый рост
Годы
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Рис. 2. Платежи за использование земель в Самарской области, тыс. руб.
-Ф-
-Ф-
земельных платежей в 2003 году, за которым последовал период устойчивого равномерного роста. Возможно, он связан с объективными изменениями в системе учета данных о земельных участках и с формированием государственного земельного кадастра (впоследствии названного государственным кадастром объектов недвижимости). На территории Самарской области в период с 2003 по 2008 год происходило наполнение данными государственного кадастра за счет плановых мероприятий, проводимых повсеместно в РФ за счет средств федерального бюджета. В период с 2003 по 2005 год в информационную базу кадастра были внесены сведения о более 1 миллионе земельных участков (на основании архивных данных о ранее учтенных земельных участках). Это позволило в полной мере сформировать базу объектов налогообложения, а также учесть все необходимые экономические характеристики. В качестве кадастровых стоимостей использовались средние для кадастрового квартала показатели по видам разрешенного использования. С 01.01.2004 года кадастровая стоимость земель населенных пунктов определялась на основании Постановления губернатора Самарской области от 03.07.2003 № 254 «Об утверждении государственной кадастровой оценки земель поселений Самарской области», которое впервые учитывало мнение операторов развивающегося земельного рынка.
Равномерный рост платежей после 2003 года был прерван резким падением в 2006 году. Оно, на наш взгляд, связано с проведением на территории Самарской области масштабных работ по кадастровой оценке земель всех категорий в 2005 году. Массовая кадастровая оценка входила в систему общероссийских мероприятий по формированию системы государственного кадастра объектов недвижимости и финансировалась из средств федерального бюджета. Впервые кадастровая оценка земель была объявлена государственным мероприятием и проводилась по единым методикам, утвержденным для всех субъектов. В результате масштабной оценки были приняты Постановление Правительства Самарской области от 07.12.2005 № 141 «Об утверждении государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в Самарской области», Постановление Правительства Самарской области от 18.05.2005 № 56 «Об утверждении государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Самарской области», Постановление Правительства Самарской области от 29.12.2005 № 179 «Об утверждении государственной кадастровой
оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Самарской области», Постановление Правительства Самарской области от 29.12.2005 № 178 «Об утверждении государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Самарской области», а также постановления по землям лесного и водного фонда. С 2006 года Налоговый кодекс РФ предусматривает для земель всех категорий в качестве налоговой базы использовать только кадастровую стоимость. Кроме того, на исчисление от кадастровой стоимости были переведены все методики расчета арендных платежей в каждом из муниципальных образований Самарской области.
С 2006 по 2008 год наблюдался устойчивый рост платежей, прежде всего, за счет высоких темпов инфляции, которые снизились после экономического кризиса в сентябре 2008 года. Арендные платежи за землю, составляющие более 60 % всех поступлений, исчисляются с учетом коэффициентов инфляционного удорожания нарастающим итогом. Кроме того, именно на этот период приходится волна массового выкупа земель в частную собственность, так как Земельным кодексом был предусмотрен льготный порядок выкупа по цене 2,5 % от кадастровой стоимости для предприятий «доприватизирующих» землю. Таким образом, местные бюджеты пополнялись за свет платы за выкуп. Как было отмечено, снижение платежей в 1998 и 2006 годах было компенсировано более быстрым ростом в последующие годы [9].
Таким образом, проведенное исследование динамики собираемости земельных платежей (земельного налога и арендной платы) показало устойчивый рост их собираемости во всех муниципальных районах с 1992 по 2014 год. Данный показатель можно отнести к положительным итогам реализации земельной реформы в субъекте РФ — Самарской области.
Однако не настолько же положительно можно оценить тренды изменения качественного состояния земельных ресурсов. Сокращение работ по сохранению почвенного плодородия в 1991—2008 годы вызвало ускоренное развитие процессов деградации земель по всей территории Российской Федерации [10]. Самарская область не является исключением. На территории области отмечается развитие негативных процессов, значительно уменьшающих плодородие почв: развитие процессов водной и ветровой эрозии; снижение доз
-ф-
-Ф-
"Ф
-Ф-
внесения органических удобрений в почву; разрушение и ликвидация сложившихся севооборотов. Происходит интенсификация сельскохозяйственных технологий или переход к монокультуре (в нашем регионе это, как правило, подсолнечник), при которых посевы многолетних и однолетних трав, зернобобовых культур, фиксирующих атмосферный азот и обогащающих им почвы, имеют малый вес в структуре посевных площадей. Кроме того, широко распространены нарушения при проведении агротехнических мероприятий (сжигание стерни, неиспользование растительных остатков, переуплотенние почвы) и в целом снижение общей культуры обработки земель [10, 11].
На современном этапе экологическое состояние во всех регионах РФ требует особого внимания. Экологическую компоненту муниципального развития может характеризовать показатель «выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (тонн на 1000 чел.)» (табл. 2). Под выбросами в атмосферу загрязняющих веществ понимается поступление в атмосферный воздух загрязняющих веществ, оказывающих неблагоприятное воздействие на здоровье населения и окружающую среду, от стационарных и передвижных источников выбросов. Учитываются все загрязнители, поступающие в атмосферный воздух как после прохождения пылегазоочистных установок (в результате неполного улавливания и очистки) на организованных источниках загрязнения, так и без очистки от организованных и неорганизованных источников загрязнения. Учитывая неравномерность распределения по территории области основных загрязнителей — предприятий добывающих и перерабатывающих видов деятельности объем выбросов имеет сильную вариацию (84,6 %). Экологически благополучными с точки зрения выбросов вредных веществ являются 9 муниципальных районов, причем для Шигонского района такая ситуация наиболее позитивна, так как на его территории расположены лесные массивы — памятники природы.
Важным показателем экологической устойчивости региона является состояние почвенного покрова как компонента природных л андшафтов. Как было показано выше, в Самарской области более 70 % территории занято землями сельскохозяйственного назначения, поэтому определяющее значение на экологическое состояние всей территории региона оказывает состояние сельскохозяйственных земель. Последнее почвенное обследования было проведено в Самарской области в 2002—2003 годы. При этом были получены показатели изменения состояния плодородия
земель сельскохозяйственного назначения за период между обследованиями. Наиболее динамичным показателем в пахотном слое является содержание гумуса — основной показатель плодородия почв. По данным ВолгоНИИгипрозема содержание гумуса в почвах области в среднем составляет 4,9 %. Наиболее гумусные (6,6—7,0 %) почвы сосредоточены в северо-восточной части области: Исаклинский, Камышлинский, Кляв-линский, Кошкинский, Похвистневский, Сергиевский, Челно-Вершинский и Шенталинский районы. К югу и западу содержание гумуса в почвах заметно уменьшается (4,1—5,9 %). В Красноярском, Ставропольском, Шигонском и Сызран-ском районах это уменьшение связано с легким гранулометрическим составом. Низкое содержание гумуса (4,2—4,3 %) имеет пашня южных и юго-восточных районов (Большеглушицкий, Не-фтегорский, Алексеевский), самое низкое содержание гумуса (3,7—3,8 %) в Хворостянском, Пестравском, Большечерниговском районах. Изменение содержания гумуса по области в целом за период между обследованиями в 1991—1992 и 2002—2003 годах составляет 0,2 %. Ежегодная потеря гумуса по области составляет 0,4 т/га. Наибольшая потеря гумуса зафиксирована в Безен-чукском, Исаклинском и Челно-Вершинском районах. Уменьшение запасов гумуса в пахотном горизонте можно связать со снижением культуры земледелия, превалированием экстенсивных методов хозяйствования, а следовательно, и уменьшением количества применяемых органических и минеральных удобрений.
Таблица 2 Типология муниципальных районов Самарской области по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу (2014 г.)
Тип Выбросы, Число
т/1000 чел. регионов
Низкий уровень До 100 9
Приволжский, Хворостянский, Борский, Клявлинский,
Шигонский, Камышлинский, Елховский, Красноярс-
кий, Исаклинский
Пониженный уровень 100—200 8
Большеглушицкий, Сызранский, Кошкинский,
Пестравский, Ставропольский, Безенчукский,
Кинель-Черкасский, Шенталинский
Средний уровень 200—300 5
Красноармейский, Похвистневский, Нефтегорский,
Волжский, Алексеевский
Повышенный уровень 300—400 3
Большечерниговский, Богатовский, Челно-Вершинский
Высокий уровень 400 и более 2
Кинельский, Сергиевский
ИТОГО: 27
-Ф-
-Ф-
Кроме того, значительно увеличились площади переувлажненных почв, вызывающих задержку обработки (на 9506 га). Наибольшие площади таких земель выявлены в Волжском и Кинель-ском районах. Произошло увеличение площадей почв, обуславливающих невозможность обработки на 2988 га. Наибольшие площади таких земель выявлены в Кошкинском, Сергиевском и Челно-Вершинском районах. Уменьшились площади вторично засоленных земель с 13 070 до 11 185 га за счет сокращения площадей орошаемых земель и площади нарушенных земель с 957 до 719 га за счет проведения рекультивации земель. В связи с развитием на территории области трубопроводного транспорта и нефтедобывающих отраслей промышленности во многих районах встречаются земли, загрязненные нефтепродуктами. Увеличение площадей таких земель зафиксированы в Алексеевском, Волжском, Кинельском, Красноармейском районах.
Изучение содержание тяжелых металлов в почвах контрольных площадок ФГУ «Станция агрохимической службы «Самарская» показало, что содержание в почвах хрома, никеля, кадмия, меди, свинца, цинка, железа, марганца не превышает нормативов ПДК, а ртуть, мышьяк, хлорсо-держащие и фосфорсодержащие соединения отсутствуют. Мощность дозы гамма излучения приближена к нормативам и не превышает фонового значения. В одном из хозяйств области, СПК «Неприк» Борского района, выявлено повышенное содержание никеля — 98 мг/кг при ПДК 85 мг/кг. На остальной территории области содержание никеля не превышает нормативов ПДК. Повышенное содержание кобальта отмечено в 14 хозяйствах области.
Масштабное распространение негативных процессов и ухудшение агроэкологического состояния пахотных земель свидетельствует о том, что выделение бюджетных средств на проведение почвозащитных и природоохранных мероприятий на локальных участках территории не исправят ситуацию [11]. Необходима разработка комплекс -ных мероприятий по организации рационального использования земель сельскохозяйственными организациями. Повышению устойчивости землепользования участками из земель госсобственности будет способствовать увеличение минимального срока аренды (3 года — для земель сельскохозяйственного назначения, а для других видов деятельности срок не установлен) [2]. Кроме то-
го, это будет м отивировать арендатора к более бережному отношению к земле и приведет к повышению эффективности использования земель.
Бессистемная хозяйственная деятельность большинства агропромышленных предприятий области, утрата в году перестройки научно-обоснованных севооборотов и схем чередования культур, размещение культур в агроландшафте без учета естественного плодородия почв и степени их влияния на объемы аккумуляции органического вещества в пахотном горизонте, а также отсутствие современного картографического материала с указанием размера полей и запольных участков, карт крутизны склонов и степени эро-дированности территорий приводят к обработке почвы без соблюдения элементарных правил почвозащитного земледелия. Не способствует стабилизации почвенного плодородия и сложившаяся структура посевных площадей. Доминирование в посевах зерновых и технических культур при незначительных нормах применения минеральных удобрений существенно снижает запас питательных веществ в почве.
В современных экономических условиях эффективное использование имеющихся биоклиматических ресурсов невозможно без научно-обоснованного адаптивно-ландшафтного и точечного земледелия. Внедрение ресурсосберегающих и экологически приемлемых технологий в растениеводстве и животноводстве требует профессионального обследования почвенного покрова, определения степени засоренности полей и их эро-дированности. Только на этой основе можно проектировать севообороты и размещение культур в конкретных агро ландшафтах, разрабатывать системы восстановления плодородия почв, их обработку и агрохимические мероприятия.
Таким образом, рассмотрев эколого-экономические последствия проведения земельной реформы в субъекте РФ — Самарской области, можно сделать выводы о том, что передача земли в частную собственность, создание информационной базы кадастра (или реестра) недвижимости, проведение кадастровой оценки и другие мероприятия по увеличению собираемости земельного налога привели к значительному экономическому эффекту. Однако это сопровождается ухудшением качества земельных резусов, деградацией почвенного покрова и ухудшением состояния окружающей природной среды.
Библиографический список
1. Казьмин М. А. Трансформация сельскохозяйственного землепользования в регионах России в ходе современных социально-экономических реформ // Региональные исследования. 2016. № 2 (52). С. 103—112.
2. Шагайда Н. И., Алакоз В. В. Земля для людей // Экономическое развитие. М., 2017. — 30 с.
-Ф-
-Ф-
3. Давлетов В. И., Камалетдинов Д. А., Фаттахова А. Д. Земельная реформа в России 1991—2013 гг. планы и реальность // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: Сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2 (39). URL: http://sibac.info/archive/economy/2(39).pdf
4. Макаров А. Н. Реформа земельной собственности: болевые точки и региональные особенности // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2011. № 1 (73). С. 29—41.
5. Воробьев А. В. Земельная реформа в Волгоградской области (Изменения сельскохозяйственного землепользования региона в 1990—2010 годы): Монография. — Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2014. — 164 с.
6. Пустуев А. Л., Пустуев А. А., Коротаева Е. М. Земельные отношения в сельском хозяйстве и продовольственная безопасность: надежды и разочарования // Агропродовольственная политика России. 2014. № 7 (31). С. 7—10.
7. Доклад о состоянии и использовании земель в Самарской области в 2015 году». Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
8. Власов А. Г., Васильева Д. И. Динамика земельного фонда Самарской области // Биоэкологическое краеведение: мировые: российские и региональные проблемы: материалы 5-й Международной научно-практической конференции: посвященной 110-летию со дня рождения д. б. н., проф. Л. В. Воржевой и 125-летию со дня рождения к. п. н., доц. Г. Г. Штехера. 14 декабря 2016 г. г. Самара, РФ / отв. ред. С. И. Павлов. — Самара: СГСПУ, 2016. — С. 166—169.
9. Хасаев Г. Р., Власов А. Г., Васильева Д. И., Климовский А. П., Лобанов В. П., Володина Т. В., Сафонова О. В. Анализ динамики собираемости земельных платежей в субъекте РФ (на примере Самарской области) // Известия вузов «Геодезия и аэрофотосъемка». — 2016. № 6. С. 55—63.
10. Воронин В. В., Власов А. Г., Васильева Д. И. Структура и оценка качества земель Самарской области // Проблемы региональной экологии. 2013. № 4. С. 109—116.
11. Воронин В. В., Власов А. Г., Васильева Д. И., Мост Е. С. Экологическое состояние и качество земель Самарской области // Экология урбанизированных территорий. 2013. № 4. С. 76—86.
12. Воронин В. В., Кочуров Б. И., Васильева Д. И., Гавриленкова В. А., Мытарев А. Г., Токарев Ю. А. Муниципальные районы: управление и развитие. М.: Изд-во Русайнс, 2017. — 486 с.
THE RESULTS OF LAND REFORM IN RUSSIA: ECOLOGICAL AND ECONOMIC ASPECT
D. I. Vasilieva, Ph. D. (Biology), Associate Professor, Samara State University of Economics, Samara State Technical University,
V. V. Voronin, Ph. D. (Geography), Dr. Habil, Professor;
A. G. Vlasov, Ph. D. (Engineering), Professor;
E. S. Most, Ph. D. (Engineering), Associate Professor;
A. S. Chrapunov, Samara State University of Economics, Samara, Russia
References
1. Kazmin M. A. Transformation of agricultural land use in the regions of the Rssia in the course of modern social and economic reforms. Regional studies. 2016. № 2 (52). P. 103—112.
2. Shagaida N. I., Alakoz V. V. Land for people. Economic development. Moscow, 2017. 30 p.
3. Davletov V. I., Kamaletdinov D. A., Fattakhova A. D. Land reforam in Russia 1991—2013 Plans and reality. Scientific community of students of the XXI century. Economic Sciences: Sat. Art. by mat. XXXIX Intern. stud. scientific-practical. Conf. No. 2 (39). URL: http://sibac.info/archive/economy/2(39).pdf
4. Makarov A. N. Reform of landed property: pain points and regional features. Land management, cadastre and land monitoring. 2011. № 1 (73). P. 29—41.
5. Vorobiev A. V. Land reform in the Volgograd region (Changes in agricultural land use in the region in 1990—2010): monograph. Volgograd: Volgograd State Automobile Inspection, 2014. — 164 p.
6. Pustuev A. L., Pustuev A. A., Korotaeva Ye. M. Land relations in agriculture and food security: hopes and disappointments. Agrofood policy of Russia. 2014. No. 7 (31). P. 7—10.
7. Report on the state and use of land in the Samara region in 2015. Federal Service of State Registration, Cadastre and Cartography Department of the Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography of the Samara Region.
8. Vlasov A. G., Vasilyeva D. I. Dynamics of the land fund of the Samara region. Bioecological local lore: world: Russian and regional problems: materials of the 5th international scientific and practical conference: dedicated to the 110th anniversary of the birth of Doctor of Biological Sciences, prof. L. V. Vorzhevoy and the 125th anniversary of the birth of Ph. D., Assoc. G. G. Shtekhera. December 14, 2016, Samara, Russia. Samara: SSGBU, 2016. P. 166—169.
9. Khasayev G. R., Vlasov A. G., Vasilyeva D. I., Klimovsky A. P., Lobanov V. P., Volodina T. V., Safonova O. V. Analysis of the dynamics of the collection of land payments in a subject of the Russian Federation (on the example of the Samara region). News of higher educational institutions "Geodesy and aerial photography". 2016. № 6. P. 55—63.
10. Voronin V. V., Vlasov A. G., Vasilieva D. I. Structure and assessment of the quality of lands in the Samara region. Problems of regional ecology, № 4. 2013. P. 109—116.
11. Voronin V. V., Vlasov A. G., Vasilyeva D. I., Most E. S. Ecological condition and quality of lands in the Samara region. Ecology of urbanized territories. No. 4, 2013. P. 76—86.
12. Voronin V. V., Kochurov B. I., Vasilieva D. I., Gavrilenkova V. A., Mytarev A. G., Tokarev Yu. A. Municipal areas: governance and development. Moscow: Rusays Publishing House. 2017. 486 p.