Научная статья на тему 'Совершенствование организации использования земель сельскохозяйственного назначения Любинского муниципального района Омской области на основе государственной кадастровой оценки земель'

Совершенствование организации использования земель сельскохозяйственного назначения Любинского муниципального района Омской области на основе государственной кадастровой оценки земель Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
785
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ / РЫНОК ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ УГОДЬЯ / IMPROVEMENT OF THE ORGANIZATION OF LAND USE / LAND MARKET / STATE CADASTRAL VALUATION / FARMLAND

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лобко Вера Олеговна, Филиппова Татьяна Анатольевна

Земля является основой всех процессов жизнедеятельности общества, происходящих в политической, экономической, социальной, производственной, коммунальной, экологической и других сферах. При формировании системы государственного регулирования земельных отношений важно понимать, что проблема проведения эффективных земельных преобразований с точки зрения вовлечения земли и недвижимости в гражданский оборот находится, прежде всего, в сфере создания соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей формирование и функционирование цивилизованного оборота земли [1]. Оценка земли обеспечивает решение одной из важнейших проблем учет и соизмерение зональных экономических и природных различий в стране. Успешное решение многих государственных, отраслевых, региональных и внутрихозяйственных задач невозможно без изучения качества земли и формирования ее сравнительной оценки. Количество и качество земли как средства производства обусловлены самой природой организации и ведения хозяйственного комплекса [2]. Целью работы является анализ существующего использования земельных ресурсов, применение результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного 8назначения для совершенствования организации использования земель. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи: проанализирована структура земельного фонда Любинского района по категориям земель и формам собственности; разработаны наиболее приемлемые варианты использования земель с учётом результатов государственной кадастровой оценки земель; предложены мероприятия, направленные на повышения сборов земельного налога с земель, а так же рекомендованы участки для перевода в другую категорию. Разработанные, по результатам, исследования могут быть применены администрацией Любинского муниципального района для повышения эффективности использования земельных ресурсов и собираемости земельных платежей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Лобко Вера Олеговна, Филиппова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the Organization of Agricultural Land Use in the Lubinsky Municipal District of Omsk Region on the Basis of the State Cadastral Valuation of Lands

Land is the basis of all social life processes taking place in the political, economic, social, industrial, municipal, ecological and other fields. In the process of formation of the state system of regulation of land relations is important to understand that the problem of effective land reforms in terms of the involvement of land and real estate in the civil turnover is primarily in the sphere of the creation of the appropriate infrastructure for the formation and functioning of a civilized market turnover of the land The land valuation provides a solution to a major problem keeping and commensuration of zonal economic and natural differences in the country. A successful solution of many of the state, branch, regional and on-farm problems is impossible without studying of the quality of land and the formation of its comparative evaluation. The land quantity and quality as a means of production caused by the nature of the organization and conduct of the economic complex itself/ The purpose of the work is the analysis of the existing use of land resources, the application of the results of the state cadastral valuation of agricultural land for improving the organization of land use. To achieve this goal the following tasks were solved: analyzed the structure of the Lubinsky district land fund on categories of land and forms of ownership; developed the most appropriate options for land use, taking into account the results of the state cadastral valuation of land; proposed activities aimed at increasing the land tax levies from land, and recommended plots of land for a transfer into another category. Developed, based on the results, the study can be applied in advance Lyubinsky municipal district to improve the efficiency of land use and collection of land payments.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организации использования земель сельскохозяйственного назначения Любинского муниципального района Омской области на основе государственной кадастровой оценки земель»

Лобко В.О., Филиппова Т.А. Совершенствование организации использования земель сельскохозяйственного назначения Любинского муниципального района Омской области на основе государственной кадастровой оценки земель // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№3 (10) июль - сентябрь. -URL http://e-journal.omgau.rU/images/issues/2017/3/00370.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 332.334.4:631.1 (571.13)

Лобко Вера Олеговна

Студентка

ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск vo.lobko1312@omgau.org

Филиппова Татьяна Анатольевна

Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск ta.filippova@omgau.org

Совершенствование организации использования земель сельскохозяйственного назначения Любинского муниципального района Омской области на основе государственной кадастровой оценки земель

Аннотация. Земля является основой всех процессов жизнедеятельности общества, происходящих в политической, экономической, социальной, производственной, коммунальной, экологической и других сферах. При формировании системы государственного регулирования земельных отношений важно понимать, что проблема проведения эффективных земельных преобразований с точки зрения вовлечения земли и недвижимости в гражданский оборот находится, прежде всего, в сфере создания соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей формирование и функционирование цивилизованного оборота земли [1].

Оценка земли обеспечивает решение одной из важнейших проблем - учет и соизмерение зональных экономических и природных различий в стране. Успешное решение многих государственных, отраслевых, региональных и внутрихозяйственных задач невозможно без изучения качества земли и формирования ее сравнительной оценки. Количество и качество земли как средства производства обусловлены самой природой организации и ведения хозяйственного комплекса [2].

Целью работы является анализ существующего использования земельных ресурсов, применение результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного 8назначения для совершенствования организации использования земель. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи: проанализирована структура земельного фонда Любинского района по категориям земель и формам собственности; разработаны наиболее приемлемые варианты использования земель с учётом результатов государственной кадастровой оценки земель; предложены мероприятия, направленные на повышения сборов земельного налога с земель, а так же рекомендованы участки для перевода в другую категорию.

Разработанные, по результатам, исследования могут быть применены администрацией Любинского муниципального района для повышения эффективности использования земельных ресурсов и собираемости земельных платежей.

Ключевые слова: совершенствование организации использования земель, рынок земельных участков, государственная кадастровая оценка, сельскохозяйственные угодья.

Введение

Адекватная и обоснованная оценка земли является одним из важных условий нормального развития экономики, так как земля считается основой для экономической и производственной деятельности. Кадастровая и рыночная оценка земельных участков широко регулирует оборот земли, а также необходима для налоговой базы и кредитования населения [3].

Государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий (государственная кадастровая оценка земель в субъектах РФ на уровне земельного участка и муниципальных образований) осуществляется для получения по каждому участку сельскохозяйственных земель комплекса оценочных показателей, необходимых для решения в хозяйстве планово-экономических задач, организации рационального использования земель, разработки проектов землеустройства, для обоснования земельного налога и иных целей, установленных законом [4].

Материалы и методы

Объектом исследования являются земельные участки сельскохозяйственного назначения, расположенные в Любинском районе Омской области. Анализ проводился по сведениям государственной статистической отчетности формы З-ЗМ за 2015-2016гг. Для проведения анализа использовались следующие методы: аналитический, статистический, абстрактно-логический, графический.

Результаты исследований

Любинский район Омской области занимает площадь 3300 км2. Район находится в 45 километрах от границ города Омска (по автомобильной трассе) и в 51 километре от железнодорожного вокзала Омска (по железной дороге). С северной стороны граничит с Тюкалинским районом, с северо-восточной с Саргатским, с восточной стороны с Омским районом, с южной с Марьяновским, с юго-западной с Москаленским, с западной с Называевским. В состав района входят 75 сельских населенных пунктов, объединенных в 19 муниципальных образований: 2 городских и 17 сельских поселений.

Любинский район относится к южной лесостепной зоне, Западно - Сибирского лесостепной провинции, полувлажной, полузасушливой, ниже среднего обеспеченного теплом. По агроклиматическом районированию входит в 2 агроклиматический район -тёплый, недостаточно увлажнённый с суммой положительных температур 1900 ° - 2000 °. Снежный покров устанавливается в среднем 10 ноября, самая поздняя дата его установления - 9 декабря. Снеготаяние начинается с 6-9 апреля и продолжается 16-20 дней. Климат континентальный, формулируется под влиянием холодных арктических масс воздуха с севера и меньшей степени сухих из Казахстана.

В настоящее время Любинский район является крупным агропромышленным районом. Население района на 1 января 2016 года составляет 38,5 тыс. человек (5 место в области), в том числе в р.п. Любинский - 10,3 тыс. человек. Плотность населения - 11,73 чел./км2. Административным центром Любинского муниципального района является рабочий поселок Любинский.

В состав Статистического регистра хозяйствующих субъектов района включено 383 организации и 729 индивидуальных предпринимателей. Любинский район является крупным агропромышленным районом. На землях сельскохозяйственного назначения производственной деятельностью занимаются 11 сельскохозяйственных организаций, 2 обособленных подразделения ООО «Сибирская Нива» (Центрально-Любинское и Боголюбовское), 86 КФХ, насчитывается 15307 личных подсобных хозяйств. В сельском хозяйстве посевные площади сельхозкультур в хозяйствах всех категорий занимают более

104,5 тыс. га. Под пшеницу яровую отводится около 36,5 тыс. га, под посевы ячменя - свыше 11,6 тыс. га. На территории Любинского муниципального района развиты скотоводство и птицеводство.

Перерабатывающее производство, представлено в районе следующими предприятиями: ЗАО «Любинский молочноконсервный комбинат, ООО НПФ «Внедрение», ООО «Коопхлеб», ООО «Молочная река», ООО «Прогресс». Кроме перерабатывающей промышленности на территории Любинского района действуют предприятия такие как, Любинский Лесхоз - Филиал Бюджетного учреждения Омской области «Омское управление лесами», ОАО «Любинский АГРОХИМ», ООО «Любиноагрострой», Любинская швейная фабрика.

Проанализировав структуру земельного фонда Любинского района по категориям земель, представленную на рисунке 1, можно сделать вывод о том что, наибольший процент земель занимают земли сельскохозяйственного назначения (92,8%), а так же земли лесного фонда (4,2%). Наименьший процент по району занимают земли запаса (0,6%).

и поэтому в

Востребованность земель сельскохозяйственного назначения высокая Любинском районе интенсивно развивается сельское хозяйство.

Земли лесного Земли запаса фонда " ----__ ____—----- 0, б %

4.2 % Земли промышленности и иного специального назначения 0,8 % Земли населенных пунктов 1,6%

Земли _ с ель с кохозя йств енн ого назначения 92,8 %

Рис. 1 - Структура земельного фонда Любинского района по категориям земель(2016г) В Таблице 1 показано распределение земель Любинского района по категориям и формам собственности.

Таблица 1

Категория земель Площадь, га В собственности граждан, га В собственности юридических лиц, га В государственной и муниципальной собственности, га

Земли сельскохозяйственного назначения 304751 156793 13085 134882

Земли населенных пунктов в том числе: 5122 3181 31 1910

городских населенных пунктов 1450 763 31 656

сельских населенных пунктов 3672 2418 - 1254

Земли промышленности и иного специального назначения в том числе: 2675 - - 2666

- земли транспорта в том числе: 2446 - - 2446

- земли промышленности 214 - - 214

- земли энергетики 5 - - 5

- железнодорожного 1440 - - 1440

- автомобильного 694 - - 694

- воздушного 312 - - 312

земли иного специального назначения 10 - - 10

Земли особо охраняемых территорий и объектов в том числе: - - - -

рекреационного назначения - - - -

Земли лесного фонда 13549 - - 13549

Земли водного фонда - - - -

Земли запаса 1982 - - 1982

Итого земель в административных границах 328079 159974 13116 154989

Из таблицы 1 следует, что наибольшую площадь 159974 га (48,7%) занимают земли, находящиеся в собственности граждан. В основном это земли сельскохозяйственного назначения и приусадебные земли. Площадь государственных и муниципальных земель составляет 154989 га (47,24)%. В собственности юридических лиц находится 4,6% земли, это земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов. Производством сельскохозяйственной продукции занимаются 11 крупных товаропроизводителей, 86 К (Ф)Х и 15307 личных подсобных хозяйств.

К числу крупных товаропроизводителей относятся организации, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Список действующих предприятий в Любинском районе, занимающихся

сельскохозяйственной и иной деятельностью_

Наименование организации Вид деятельности Площадь земель в границах организации, кв. м

ООО «Сибирская земля» Растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) 4848,00

СПК "СИБИРЬ" Выращивание зерновых и зернобобовых культур 5362,00

СПК «Капустино» Растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) 1425,00

СПК «Веселополянский» Выращивание зерновых и зернобобовых культур 1274,00

ЗАО «Рассвет» Разведение крупного рогатого скота 1500,00

ООО «Северо-Любинский» Выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, не включенных в другие группировки 1535,00

ООО «Птицефабрика Любинская» Производство прочего оборудования общего назначения 1648,00

СПК «Веста» Выращивание зерновых и зернобобовых культур 1455,00

ЗАО «Любинский молочноконсервный комбинат» Производство сгущенных молочных продуктов и молочных продуктов, не включенных в другие группировки 4382,00

СПК «Шулаевский» Выращивание зерновых и зернобобовых культур 1224,00

ООО «Гарант» Выращивание зерновых и зернобобовых культур 788,00

ООО «Тавричанское» Выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, не включенных в другие группировки 972,80

ООО «Орловское» Выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, не включенных в другие группировки 2678,00

ООО «Иртыш» Овощеводство 1364,00

ООО «Племзавод Северо-Любинский» Выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, не включенных в другие группировки 2447,00

Из таблицы следует что, 69 % составляют предприятия занимающиеся, выращиваем зерновых и других культур, а остальные 31 % занимающиеся животноводством и иным производством [5].

Эти сельхозпредприятия в основном арендуют земли сельскохозяйственного назначения, а точнее земельные доли [6]. В соответствии с положениями Земельного кодекса РФ земельные участки сельскохозяйственного назначения могут использоваться для различных связанных с сельскохозяйственным производством целей. Данное понятие включает в себя помимо растениеводства и животноводства также ведение личного подсобного хозяйства (приусадебного и полевого), организацию огородных, дачных и садовых участков. Арендная плата за земельный участок может быть в разы меньше той, которая была бы назначена за аналогичный земельный участок в черте поселения. Возможность сэкономить предоставляется и при организации личного подсобного хозяйства. Согласно российскому законодательству, максимальная площадь участков, используемых для этих целей, может составить 2,5 гектара. Очевидно, что приобрести в собственность такой участок сможет не каждый — гораздо удобнее взять землю в аренду.

По данным администрации Любинского муниципального района большое количество земельных долей не востребованы гражданами, и большинство долей не выделены в земельные участки. Результаты обобщения данных по невостребованным долям приведены в таблице 3.

Таблица 3

Сведения о невостребованных земельных долях из земель сельскохозяйственного

назначения по состоянию на 01 апреля 2016 года

Наименование поселений Информация о невостребованных земельных

долях

кол-во площадь (га)

Алексеевское сельское поселение 274 4685,4

Боголюбовское сельское поселение 191 2788,6

Большаковское сельское поселение 124 2120,4

Веселополянское сельское поселение 80 1368

15 256,5

32 547,2

43 735,3

Замелетеновское сельское поселение 74 774

Казанское сельское поселение 94 827,2

6 52,8

Камышловское сельское поселение Собственность Российской Федерации

Любино-Малоросское сельское поселение 18 244,8

Новоархангельское сельское поселение 147 1440,6

Новокиевское сельское поселение 252 4082,4

Пролетарское сельское поселение 48 820,8

Протопоповское сельское поселение 68 741,2

Северо-Любинское сельское поселение Собственность юридических лиц

Тавричанское сельское поселение - -

Увало-Ядринское сельское поселение 199 2149,20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Центрально-Любинское сельское поселение 110 1463

Южно-Любинское сельское поселение 54 25 718 333

Красноярское городское поселение Нет коллективно-долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения

Любинское городское поселение

Итого по району 1854 26148,4

Из таблицы видно, что на территории Любинского района имеются невостребованные земельные доли и не разграниченные доли. Больше всего таких долей находится в Алексеевском сельском поселении (15%), а меньше всего в Любино-Малоросском сельском поселении. Так же невостребованные земельные доли в Камышловском сельском поселении находится в собственности Российской Федерации, в Северо-Любинском сельском поселении в собственности юридических лиц, а в Красноярском и Любинском городском поселении нет коллективно-долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения. В результате исследования выявлены недостатки в управлении земельными ресурсами Любинского района. Наведение порядка с установлением прав на земельные участки и выделение земельных долей в виде участков сельскохозяйственного назначения позволит в конечном итоге повысить социальную и экономическую эффективность использования земель. Экономическая эффективность предложенных мероприятий была рассчитана по результатам кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Любинского района Омской области.

Государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий в субъектах РФ на уровне земельного участка и муниципальных образований осуществляется для получения по каждому участку сельскохозяйственных земель комплекса оценочных показателей, необходимых для решения в хозяйстве планово-экономических задач, организации рационального использования земель, для обоснования земельного налога и иных целей, установленных законом. Кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения проведена в Омской области в 2013 году на основе утвержденных Минэкономразвития России Методических указаний [3]. В Любинском районе в оценку вошли 16338 земельных участков сельскохозяйственного назначения, внесённых в государственный реестр недвижимости. В результате исследования была рассчитана кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения в разрезе сельских поселений по значению удельного показателя кадастровой стоимости (УПКСЗ) и площади этих земель. По результатам расчётов наибольшее значение УПКСЗ получилось в Камышловском сельском поселении равна 9,37 руб/кв.м., а наименьшие - в Алексеевском и Веселополянском сельских поселениях, соответственно 1,61 руб/кв.м и 1,68 руб/кв.м.

По результатам государственной кадастровой оценки был рассчитан размер потенциального земельного налога (без учета льгот) и только на тех участках, которые поставлены на государственный кадастровый учет (таб.4). Если сельскохозяйственный участок, хотя бы частично, применяется по целевому назначению, налоговая ставка для него не может превышать 0,3 % от кадастровой стоимости.

Таблица 4

Расчет потенциальных земельных платежей на основе кадастровой стоимости

по сельским поселениям Л юбинского района

Сельское поселение Кадастровая Земельный налог, Арендная плата,

стоимость, руб. руб. руб.

Алексеевское 104198238 312595 625189

Боголюбовское 224232044 672696 1345392

Большаковское 267811168 803434 1606867

Веселополянское 163800669 491402 982804

Замелетеновское 208819552 626459 1252917

Казанское 184307589 552923 1105846

Камышловское 5827284 17482 34964

Любино-Малоросское 91073137 273219 546439

Новоархангельское 101906750 305720 611440

Новокиевское 285002191 855007 1710013

Пролетарское 141729714 425189 850378

Продолжение таблицы 4

Сельское поселение Кадастровая Земельный налог, Арендная плата,

стоимость, руб. руб. руб.

Протопоповское 83350890 250053 500105

Северо-Любинское 372984225 1118953 2237905

Тавричанское 290651757 871955 1743911

Увало-Ядринское 211604355 634813 1269626

Центрально-Любинское 130878816 392636 785273

Южно-Любинское 167000986 501003 1002006

Итого по району 3035179366 9105538 18211076

Можно сделать вывод, что самый большой экономический потенциал имеют земли сельскохозяйственного назначения Северо-Любинского поселения, а самый низкий -Камышловского сельского поселения. Всего по району величина ежегодного потенциального земельного налога получилась равной 9 105 538, а арендной платы 18 211 076 рублей. Это может быть обеспечено за счёт аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые могут быть поставлены на государственный кадастровый учет, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.

Кадастровая оценка земель служит основанием для перевода земель в другую категорию, что иногда повышает эффективность использования земельных участков [7]. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях [8].

Для обоснования экономической эффективности перевода земель в работе были проанализированы все земельные участки с низким удельным показателем кадастровой стоимости земель. Среднее значение УПКСЗ сельскохозяйственных угодий по Любинскому району составляет - 2,31 руб/кв.м. Для примера взято Алексевское сельское поселение со средним УПКСЗ равным 1,61 руб/кв.м., что гораздо ниже среднего по району.

Анализ результатов оценки земель сельскохозяйственных угодий показал, что УПКСЗ ниже минимального значения встречается у 68% земельных участков в Алексеевском сельском поселении. Поэтому было рекомендовано перевести такие земельные участки в другую категорию, данные отбора представлены в таблице 5.

Таблица 5

Выбор потенциальных участков для перевода земель в другую категорию_

Кадастровый Поселение Категория Вид Удельный Кадастров

номер земель разрешенного показатель ая

земельного использова- кадастровой стоимость

участка ния стоимости земель

55:11:031003:18 Земли Для 958800

55:11:031003:20 сельскохозяй- сельскохозяй- 479400

55:11:031003:1 Алексеевский ственного ственного 1,41 535800

55:11:031003:2 назначения производства 437100

Проанализировав данные расчётов и местоположение этих участков на карте сельского поселения, можно сделать вывод, что эти земельные участки целесообразно перевести из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения, так как данные земельные участки находятся вблизи автомобильных дорог.

Заключение

Цель данной работы состояла в совершенствовании организации использования земель сельскохозяйственного назначения, на основе результатов государственной кадастровой оценки земель. По результатам кадастровой оценки был рассчитан размер потенциального земельного налога (без учета льгот), на участках, которые поставлены на государственный кадастровый учет [9].

В соответствии с указанной целью были решены следующие задачи:

- исследованы природные, социальные условия, развитие производства, которые показали, что Любинский муниципальный район имеет относительно благоприятные условия для жизни населения, производственной и сельскохозяйственной деятельности;

-проанализировано распределение земель Любинского района по категориям и формам собственности, а так же по землепользователям;

-изучена структура и состав земель сельскохозяйственных предприятий, рассмотрены аспекты аренды земельных участков;

- выявлены невостребованные земельные доли на территории сельских поселений Любинского района;

- рассчитан потенциальный земельный налог и арендная плата по сельским поселениям Любинского района с использованием результатов кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения;

- предложены мероприятия по совершенствованию организации использования земель за счёт использования потенциала земель и за счёт перевода земель с низкой кадастровой стоимостью из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

Проектные предложения предполагают повышение собираемости земельных платежей с земель сельскохозяйственного назначения Любинского муниципального района, а так же повышения стоимости этих земель и их экономического потенциала [10].

Ссылки на источники:

1. Филиппова Т.А. Земельно-имущественные отношения : учеб. пособие / Филиппова Т.А., Макенова С.К. - Омск : Изд-во ИП Макшеевой Е.А., 2016. - 56 с.

2. Олейник О.В. Анализ сложившейся системы землепользования различных видов интеграции АПК в условиях осуществления современной аграрной реформы // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2015. -№2(2) июль-сентябрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/2015-god/2/19-statya-2015-2/149-00038. - ISSN 2413-4066.

3. Махт В.А. Проблемы государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации / Махт В.А., Руди В.А., Осинцева Н.В. //

Вестник омского государственного аграрного университета. - 2013. - № 2 (10). - С. 25-28. Электронная библиотека - Elibrary [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25001576 (Дата обращения 19.02.2017г.)

4. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 25.10.2001 N 136-Ф3 (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).-М.- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/ (Дата обращения 19.02.2017г.)

5. Любинский муниципальный район [Электронный ресурс]. - Портал правительства Омской области - Режим доступа: http://www.lubin.omskportal.ru/

6. Долматова О.Н. Организация и планирование эффективного использования земель сельскохозяйственными организациями в условиях рыночной экономики / Долматова О.Н. // Вестник государственного и муниципального управления. - 2013. - № 2. - С. 5. Электронная библиотека - киберленинка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n7indeksnaya-otsenka-ekonomicheskogo-sostoyaniya-zemelno-resursnogo-potentsiala-selskohozyaystvennyh-organizatsiy-cherlakskogo (Дата обращения 19.02.2017 г.)

7. Михайлова М.А. Земельно-ресурсный комплекс как основа устойчивого развития сельскохозяйственного производства Тарского района / Михайлова М.А., Рогатнев Ю.М. // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. - №3(6) июль - сентябрь. Электронная библиотека - киберленинка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/zemelno-resursnyy-kompleks-kak-osnova-ustoychivogo-razvitiya-selskohozyaystvennogo-proizvodstva-tarskogo-rayona

8. АбрамовМ.В. Современный сельскохозяйственный земельно-имущественный комплекс / Абрамов М.В., Рогатнев Ю.М. - Омск : Изд-во ИП Макшеевой Е.А., 2016. - С. 6 - 11.

9. Рощупкина Е.А. Изучение сложившегося использования земель с применением основ системного подхода / Рощупкина Е.А., Филиппова Т.А. - Омск: Изд-во ИП Макшеевой Е.А., 2017. - 146 с.

10. Долматова О.Н. Устойчивое землепользование как основа формирования эффективного сельскохозяйственного производства / Долматова О.Н. // Вестник государственного и муниципального управления. - 2016. - № 3.- С. 5. Электронная библиотека - киберленинка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ustoychivoe-zemlepolzovanie-kak-osnova-formirovaniya-effektivnogo-selskohozyaystvennogo-proizvodstva (Дата обращения 19.02.2017г.)

Vera Lobko

Student

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk Tatyana Filippova

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Improvement of the Organization of Agricultural Land Use in the Lubinsky Municipal District of Omsk Region on the Basis of the State Cadastral Valuation of Lands

Abstract. Land is the basis of all social life processes taking place in the political, economic, social, industrial, municipal, ecological and other fields. In the process of formation of the state system of regulation of land relations is important to understand that the problem of effective land reforms in terms of the involvement of land and real estate in the civil turnover is primarily in the sphere of the creation of the appropriate infrastructure for the formation and functioning of a civilized market turnover of the land

The land valuation provides a solution to a major problem - keeping and commensuration of zonal economic and natural differences in the country. A successful solution of many of the state, branch, regional and on-farm problems is impossible without studying of the quality of land and the

9

formation of its comparative evaluation. The land quantity and quality as a means of production caused by the nature of the organization and conduct of the economic complex itself/

The purpose of the work is the analysis of the existing use of land resources, the application of the results of the state cadastral valuation of agricultural land for improving the organization of land use. To achieve this goal the following tasks were solved: analyzed the structure of the Lubinsky district land fund on categories of land and forms of ownership; developed the most appropriate options for land use, taking into account the results of the state cadastral valuation of land; proposed activities aimed at increasing the land tax levies from land, and recommended plots of land for a transfer into another category.

Developed, based on the results, the study can be applied in advance Lyubinsky municipal district to improve the efficiency of land use and collection of land payments.

Keywords: improvement of the organization of land use, land market, the state cadastral valuation, farmland.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.