ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
УДК 631.4 001: 10.24411/2587-6740-2017-16003
О СОСТОЯНИИ ПЛОДОРОДИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И МЕРАХ ПО ЕГО ВОСПРОИЗВОДСТВУ
В.В. Вершинин, С.А. Липски
Процесс использования значительного земельного потенциала России (более 1,7 млрд га) осложнен низким уровнем плодородия земель, возникшими в последние годы проблемой земельных долей и пороками землепользования (парцелляризация, дальноземелье, чересполосица, вкрапления, вклинивания), а также отсутствием в стране единой земельной службы. Одной из причин этого является нынешнее состояние землеустройства, в первую очередь — фактическая ликвидация института внутрихозяйственного землеустройства. Исправить все это должна государственная политика в области использования земель и обеспечения их плодородия. Эта политика включает: законодательные меры; 2) ответственность землепользователей; программно-целевые мероприятия, реализуемые органами государственной власти. На законодательном уровне такая политика была и остается вполне последовательной, даже несмотря на известную пробельность земельного законодательства в 1990-е годы. Действуют также специальные законы о сохранении и восстановлении плодородия. Вопрос об ответственности землепользователей в части охраны почв и сохранения их плодородия также урегулирован федеральными законами. За постсоветский период были реализованы три общегосударственные программы обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Первые две программы не дали ожидаемого результата. Только программа, реализованная в 2006-2013 гг., дала позитивный эффект. В настоящее время успешно реализуется федеральная целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы». Ключевые слова: плодородие, земли сельскохозяйственного назначения, закон, программа, мониторинг, кадастр, прекращение прав.
При огромной площади земельного фонда России (более 1,7 млрд га) доля сельскохозяйственных угодий составляет менее 13%. Обширность территории, наличие огромного природно-ресурсного потенциала обнадеживающий фактор экономического развития, стратегический ресурс — залог безопасности и выживаемости государства, «запас прочности» в экстремальных глобальных ситуациях. Занимая восьмую часть Земли, Россия имеет более трети запасов природных ресурсов, обеспеченность которыми несопоставима ни с одной страной, но жизненное потребление их в 6 раз меньше, чем в США, вдвое ниже стран Западной Европы, Канады и Японии. Еще не обеспечен среднемировой уровень урожайности зерна (3 т), несмотря на то, что страна располагает половиной мировых запасов черноземов, мощным мировым производством минеральных удобрений (1618 млн т д.в.). Эти ресурсы в обозримой перспективе способны устойчиво обеспечить валовой сбор зерна порядка 120-150 млн т [1].
Основные проблемы, связанные с низким плодородием земель сельскохозяйственного назначения, связаны с отсутствием в стране единой земельной службы. В результате массово проявляются все пороки землепользования, такие как парцелляризация земель, дальноземелье, чересполосица, вкрапления, вклинивания.
Эти недостатки в землепользовании препятствуют внедрению современных систем
14 -
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 6 / 2017
земледелия (то есть возможности применения оптимальной обработки почв, внесения научно обоснованных доз удобрений, орошения земель, проведения мелиоративных и культуртехнических мероприятий, обеспечивающих высокое плодородие почв), создают неблагоприятную фитосанитарную ситуацию. Наличие этих недостатков сводит на нет положительное влияние на развитие почвенного покрова и урожайность сельскохозяйственных культур — полезащитных, водорегулирующих, приовражных, прибалочных и иных видов лесных полос, гидротехнических сооружений, иных почвозащитных инженерных сооружений.
Важнейшей причиной их появления является ликвидация института внутрихозяйственного землеустройства. Современные сельхозпредприятия осуществляют свое аграрное производство (использование земли) без проектов внутрихозяйственного землеустройства, где — по законам «социалистического землеустройства» на основе учета почвенных и иных свойств земли — для каждого участка определялось его хозяйственное использование, разрабатывалась система земледелия и защиты от возможных негативных воздействий природы и человека, устанавливался контроль не только за содержанием гумуса в почве, величиной кислотности, наличии подвижных форм питательных веществ, обеспеченности тепловой энергией, состоянием водной и воздушной среды, но и содержанию
целой группы веществ, которые могут оказать негативное воздействие на плодородие почв и возможность их использования для производства различных культур. Эти данные заносились в специальный паспорт поля, и ежегодно осуществлялся контроль над их изменениями. Можно ли говорить о том, что, отказавшись от разработки проектов внутрихозяйственного землеустройства, мы сделали шаг вперед — очевидно, что нет.
Значительные площади сельскохозяйственных угодий находятся в ведении организаций, не занимающихся сельскохозяйственным производством и, соответственно, не обеспечивающих повышение их продуктивности и охрану.
Не решена «проблема земельных долей». Бесхозные земли, бывшие когда-то сельскохозяйственными угодьями, превращаются в леса. Затраты на возвращение их в сельскохозяйственный оборот с годами возрастают.
Много проблем в аграрном законодательстве, регулирующем охрану почвенных ресурсов страны.
Отсутствие единой земельной службы в стране не позволяет на государственном уровне прогнозировать и формировать баланс использование земельных ресурсов страны на перспективу.
В результате ежегодно, с одной стороны, растет необоснованное и невосполнимое изъятие сельскохозяйственных земель (главного средства производства в сельском хо-
www.mshj.ru
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
.«А".
•/V
зяйстве) для несельскохозяйственных нужд, а с другой — значительные площади сельскохозяйственных земель выходят из хозяйственного оборота.
Эффективная защита земель от негативных природных и антропогенных воздействий определяется рациональным сочетанием различных мероприятий, выполнение которых возложено на различные ведомства. В результате их совокупные затраты велики, эффективность не значительна, а негативные процессы продолжаются.
В целом современное состояние почв и их использование нельзя рассматривать как удовлетворительное. В условиях экономического кризиса современное сельскохозяйственное землепользование можно характеризовать как истощительное, в результате чего его следует рассматривать как ведущий фактор деградации почвенного покрова России и, по своим потенциальным последствиям, представляющим реальную угрозу национальной безопасности России.
Продолжает ухудшаться состояние значительной части используемых земель, происходит деградация почвенного покрова. У 43% пашен отмечается понижение содержания гумуса, а в Нечерноземной зоне доля таких почв достигла 45%.
Общая площадь пашни в России, на которой необходимо проводить мероприятия по защите почв от эрозии, составляет 152 млн га, сенокосов и пастбищ — 175 млн га. Число оврагов достигло 13 млн, их протяженность — более 1 млн км, а ежегодный прирост в длину — 20 тыс. км. Оврагообразование ежегодно сокращает площадь пашен на 100-150 тыс. га, а площадь смытых земель увеличивается почти на 1 млн га. За последние 10 лет из-за эрозии пахотные угодья сократились на 20 млн га, что соответствует ежегодным потерям 3040 т/га плодородной почвы. Ежегодно с полей и пастбищ смывается 2-3 млрд т мелкозема, содержащего до 100 млн т гумуса. В результате смыва унос питательных веществ в 1,5 раза превысил их количество, вносимое в почву с удобрениями. В местах опустынивания площади подвижных песков возрастают на 4045 тыс. га в год.
В России насчитывается около 6 млн га орошаемых земель и более 5 млн га осушенных земель. Большая их часть находится в неудовлетворительном состоянии (вторичное засоление, заболачивание, пересушивание). Значительные площади теряются в ходе инженерно-строительных, горных разработок и геолого-разведочных работ.
Для 55% регионов России самой острой признана проблема нарушения земель в процессе хозяйственной деятельности и невыполнения обязательных работ по их рекультивации, причем для 30% эта проблема имеет приоритетный характер для большей части территории. В их число вошли регионы с развитой добывающей промышленностью и северные территории с низким потенциалом
МСХЖ — 60 лет!
самовосстановления экосистем на нарушенных землях
Одна из значимых проблем России — загрязнение и захламление земель, которая отмечается в 54% регионов страны. В основном это регионы с развитой перерабатывающей промышленностью (химическая и нефтехимическая, цветная металлургия), высокой плотностью населения, а для регионов, пострадавших в результате Чернобыльской аварии, острота проблемы загрязнения земель получила экспертную оценку «экологического кризиса на значительной части территории».
Основная масса загрязнений в почву поступает вместе с атмосферными осадками, распространяется с мест складирования отходов производства и потребления (полигонов отходов, несанкционированных свалок), с вносимыми в почву удобрениями, пестицидами. По результатам обследований, проведенных Росгидрометом на площади 34,4 млн га сельскохозяйственных угодий из 221,1 млн га, имеющихся в России, установлено, что 1,1 млн га существенно загрязнены соединениями тяжелых металлов, представляющими особую экологическую опасность. Более 2% почвы загрязнены веществами первой группы опасности, более 3,8% -веществами второй группы опасности. Превышение ПДК по тяжелым металлам установлено в Бурятии, Дагестане, Краснодарском, Красноярском и Приморском краях, на Среднем и Южном Урале, в Кемеровской, Костромской, Сахалинской и Читинской областях, на Кольском полуострове. Таким образом, загрязнения имеют место не только в зонах крупных промышленных агломераций. Путем трансграничного переноса им подвержены и сельскохозяйственные районы многих регионов России.
Особенно тяжелая ситуация с загрязнением почв тяжелыми металлами сложилась в ряде городов России. В почвах 210 городов страны тяжелые металлы (№, Zn, РЬ, Си, С<1 Со, Бп, Сг, Мо) содержатся в концентрациях, заметно превышающих ПДК, то есть 0,5% почв загрязнены чрезвычайно опасно, от 3 до 5% — опасно, более 8,5% — умеренно опасно [2].
Среди положительных тенденций в области охраны и повышения продуктивности почв последних лет следует отметить отдельные результаты реализации Федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения на 2014-2020 годы». Так, несмотря на сложную финансовую и экономическую ситуацию в агропромышленном комплексе, благодаря мерам государственной поддержки мелиоративного комплекса были успешно достигнуты ряд планируемых индикаторов отмеченной ФЦП. Осуществлен ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель на площади 89,69 тыс. га в 2015 г. и на площади 90,08 тыс. га в 2016 г.; проведены работы по защите земель от водной эрозии, затопления и подтопления на площади 149,16 тыс. га в 2015 г. и на площа-
ди 139,0 тыс. га в 2016 г.; 88 гидротехнических сооружений приведено в безопасное состояние в 2015 г. и 39 в 2016 г.; реализованы мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания на площади 157,29 тыс. га в 2015 г. и на площади 103,1 тыс. га в 2016 г.; вовлечено в оборот выбывших сельскохозяйственных угодий в 2015 г. на площади 185,88 тыс. га и на1 42,65 тыс. га в 2016 г. [3].
Далее рассмотрим, какие меры по повышению почвенного плодородия принимались в период земельной реформы и принимаются сейчас. При этом государственную политику в области обеспечения плодородия мы понимаем как совокупность: А) законодательных мер; Б) программно-целевых мероприятий (включающих соответствующее финансирование); В) ответственности землепользователей.
Законодательные меры. Закон РСФСР «О земельной реформе» (1990) определил, что одной их ключевых задач земельной реформы было создание условий для рационального использования и охраны земель. При этом землепользователи поощрялись за улучшение качества земель и повышение плодородия почв, а за загрязнение и порчу земель, снижение их плодородия налагалась административная и уголовная ответственность (ст. 1, 13).
Более развернуто это зафиксировал Земельный кодекс РСФСР 1991 г., который определил, что:
• воспроизводство плодородия почв является одной из основных задач земельного законодательства (преамбула Кодекса);
• землепользователи обязаны восстанавливать и повышать плодородие земли (ст. 53, 101);
• использование земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, влечет за собой прекращение права на землю, причем без возмещения стоимости земли и произведенных на ее улучшение затрат (ст. 39,), также были предусмотрены иные виды ответственности (ст. 125).
Следует отметить, что в 1993 г. ст. 39 указанного Кодекса была признана недействующей. Ее должна была заменить норма Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 г. (далее — ГК РФ) — ст. 285, согласно которой использование сельскохозяйственных земель, приводящее к существенному снижению их плодородия, является основанием для изъятия земельного участка. Однако данная статья на протяжении 7 лет не вступала в силу (как и другие нормы главы 17 ГК РФ).
В середине 1990-х были приняты специальные федеральные законы в области плодородия земель: «О мелиорации земель» (1996) и «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (1998, далее — закон о плодородии).
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 6 / 2017
LAND RELATIONS AND LAND MANAGEMENT
Согласно этим законам, недостаточное плодородие земель подлежит улучшению путем проведения гидротехнических, куль-туртехнических, химических, противоэрози-онных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий. А в качестве основных направлений обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения определены:
• разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения воспроизводства плодородия земель, а также соответствующих региональных целевых программ;
• проведение учета показателей плодородия земель и мониторинга плодородия земель;
• разработка стандартов, норм, нормативов, правил, регламентов в области обеспечения плодородия земель;
• разработка планов проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий в области обеспечения плодородия земель;
• разработка планов мероприятий по реабилитации земель, загрязненных радионуклидами, тяжелыми металлами и другими вредными веществами;
• финансирование мероприятий по обеспечению плодородия земель;
• контроль за качеством используемых в целях обеспечения плодородия земель агро-химикатов и пестицидов и контроль за безопасным обращением с ними;
• создание банков данных в области обеспечения плодородия земель (ст. 11 закона о плодородии).
Принятый в 2001 г. Земельный кодекс Российской Федерации (далее — ЗК РФ):
• обязал землепользователей проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия (ст. 13) и не допускать его ухудшения (ст. 42);
• определил, что использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия, являются основанием для прекращения права на землю (ст. 45, 46);
• предусмотрел возможность консервации земель с изъятием их из оборота в целях восстановления плодородия почв (ст. 13). Что касается мер ответственности землепользователей в вопросах охраны почв и сохранения их плодородия, то она установлена Уголовным кодеком Российской Федерации (ст. 254) и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 8.6, 8.7) — за порчу земель, а также за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв. Кроме того, ответственность за снижение плодородия предусмотрена Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — закон об обороте сельхозземель).
16 -
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 6 / 2017
Таким образом, на законодательном уровне политика в рассматриваемый период была вполне последовательной, причем, несмотря на известную пробельность земельного законодательства в 1990-е годы (см. подробнее [4]), по целому ряду ключевых положений вопросы обеспечения плодородия были (и остаются) сравнительно урегулированными.
Что касается программно-целевого подхода к обеспечению плодородия земель, то за постсоветский период были реализованы три программы. Первая из них («Государственная комплексная программа повышения плодородия почв России», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1992 г. № 879) должна была обеспечить увеличение сельскохозяйственной продукции на 30-50 млн т в пересчете на зерно. Полноценное выполнение ее мероприятий позволило бы существенно улучшить ситуацию с уровнем почвенного плодородия. Но цели, определенные данной программой, не были достигнуты — в 1990-е годы в АПК сохранялась тенденция снижения плодородия почв и ухудшения общей экологической обстановки. Главной причиной неудовлетворительного выполнения намеченных мероприятий стало недостаточное и несвоевременное финансирование.
Выполнение мероприятий, намеченных следующей программой («Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2001 г. № 780) должно было обеспечить повышение плодородия почв (на 2-2,5 балла, а на пашне — на 4,5-5 балла), прирост сельскохозяйственной продукции (свыше 65 млн т зерновых единиц), сокращение выбытия сельхозугодий (предотвращение выбытия из сельхозоборота около 4 млн га) и создание порядка 250 тыс. новых рабочих мест. Важным звеном этой программы стали схемы и проекты землеустройства, позволяющие учитывать конкретные условия землепользования, его почвенно-клима-тические ресурсы, ландшафт используемых земель и на этой основе дифференцированно определять по каждому хозяйству комплекс взаимоувязанных мероприятий по использованию и охране земель, повышению плодородия почв, формированию экологически безопасных агроландшафтов (см. подробнее о землеустроительной экологии [5]). Однако достигнуть намеченных результатов не удалось — негативные тенденции только усиливались.
В 2006 г. (когда истек срок реализации программы 2001 г.) была принята очередная программа («Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 99). В ней вновь было отмечено, что выбывание из оборота сельскохозяйственных угодий
продолжилось (за 1990-е годы и первую половину «нулевых» годов оно составило более 15 млн га). Вносимые же дозы минеральных и органических удобрений не компенсировали потерю (при сборе урожая) питательных веществ почв (среднегодовой дефицит гумуса в пахотном слое составил 0,52 т/га). Изначально данная программа была рассчитана на период до 2010 г., но срок ее реализации был продлен до 2013 г.
Характеризуя программу 2006 г. (а по сути, все три программы последних 20 лет), следует отметить, что в целом они дали определенный позитивный эффект. Так, удалось вовлечь в сельскохозяйственный оборот 4,77 млн га неиспользуемых до этого сельскохозяйственных угодий и предотвратить выбытие 6,79 млн га; осуществлена реабилитация и вовлечение в интенсивный сельскохозяйственный оборот 232,15 тыс. га земель, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС; удалось защитить от водной эрозии, затопления и подтопления 548,91 тыс. га и 1201,32 тыс. га от ветровой эрозии и опустынивания [6].
В настоящее время реализуется федеральная целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. № 922. Необходимость ее разработки обусловлена тем, что за годы реформ в агропромышленном комплексе внимание к мелиорации было ослаблено. Так, если на начало 1991 г. в Российской Федерации использовалось 11,5 млн га мелиорированных сельскохозяйственных угодий, из них 6,1 млн га орошаемых земель и 5,4 млн га осушенных земель, то к настоящему времени в пользовании сельскохозяйственных товаропроизводителей находятся 9,1 млн га мелиорированных земель, в том числе 4,3 млн га орошаемых и 4,8 млн га осушенных. При этом более чем на 60% изношены основные фонды мелиоративных систем.
Данная программа входит в состав Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717.
Реализация Программы направлена на создание условий по обеспечению высокой продуктивности мелиорированных земель, устойчивости сельскохозяйственного производства, снижения рисков и негативных последствий в части изменений климата и проявления экстремальных климатических аномалий (засуха, наводнение, опустынивание территорий и др.), импортозамещению по рису, овощам, картофелю, кормам, техническим и плодовым культурам. При этом большая часть целевых индикаторов Программы за 2014-2016 гг. выполнена на 100% и более.
www.mshj.ru
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
^txw
Таким образом, реализуемые в рамках государственной политики по обеспечению плодородия меры законодательного характера вполне последовательны и адекватны значению земли как главного средства производства для аграрного сектора [7, 8]. Федеральные целевые программы в данной области дают позитивные эффект, хотя при этом сказываются трудности с их финансированием (тяжелое положение в 1990-х годах, мировой финансово-экономический кризис 2008 г. и последующих годов).
Литература
1. Иванов А.Л. Почвенный покров России: состояние, информационный ресурс, исследовательские задачи и прикладные проблемы (к 100-летию академика Г.В. Добровольского): Доклад на пленарном
заседании международной научной конференции «Роль почвы в биосфере и жизни человека». Москва, 5-7 октября 2015 г.
2. https://uchebniki-besplatno.com/osnovi-ekologii-uchebnik/sostoyanie-landshaftov-pochvennogo-43732. html; https://studopedia.ru/7_21143_lesa-rastitel niy-i-zhivotniy-mir.html/
3. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. М.: Рос-информагротех, 2017. 208 с.
4. Липски С.А. Земельное право: учебник. М.: Кно-рус, 2017. 340 с.
5. Вершинин В.В. Землеустроительная экология: новое научное направление // Аграрная наука. 2005. № 5. С. 4-7.
6. Липски С.А. Государственная политика в области обеспечения плодородия земель в постсоветской России // Аграрная Россия. 2013. № 11. С. 25-29.
7. Муха В.Д., Муха Д.В. Почвенное плодородие и социально-экологическая система // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2012. № 2. С. 74-75.
8. Соловьева Н.В. Обоснование факторов, влияющих на экономическое плодородие почвы // Вестник Московского государственного агроинженер-ного университета им. В.П. Горячкина. 2009. № 8-1. С. 69-71.
9. Волков С., Фомин А., Черкашина Е., Черка-шин К. Землеустроительное обеспечение перехода от категории земель к территориальному зонированию в Российской Федерации // Международный сельскохозяйственный журнал. 2015. № 5. С. 3-8.
Об авторах:
Вершинин Валентин Валентинович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой почвоведения, экологии и природопользования, (ЖЮ: http://orcid.org/0000-0001-9046-827X, [email protected]
Липски Станислав Анджеевич, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой земельного права, (ЖЮ: http://orcid.org/0000-0003-1283-3723, [email protected]
ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, д. 15)
ABOUT THE STATE OF FERTILITY OF AGRICULTURAL LAND AND MEASURES FOR ITS REPRODUCTION
V.V. Vershinin, S.A. Lipski
The process of using a significant land potential of Russia (1.7 billion ha) Is complicated by the low level of soil fertility, problems of land shares and vices of land use (small land plots, overlapping, etc.) which had emerged in recent years and the lack of a unified land service. One reason for this is the current state of land use planning, in the first place — the actual elimination of the Institute of on-farm land use planning. The state policy in the field of land use and ensure their fertility needs to fix of that. This policy includes: legislative measures; the responsibility of the land users; program activities implemented by public authorities. This policy at the legislative level was and remains quite consistent, even despite the obvious failure of land legislation in 90-ies of the last century. Special laws on the preservation and restoration of fertility are also. The question of responsibility of land users in terms of soil conservation and preservation of their fertility is also regulated by federal laws. Three national program of ensuring fertility of lands of agricultural purpose were implemented during the post-Soviet period. The first two programs were not giving the expected result. Only the program, implemented in 2006-2013, led to a positive effect. Currently the Federal target program "Development of reclamation of agricultural lands of Russia for 2014-2020" is successfully implementing. Keywords: soil fertility, agricultural land, law, program, monitoring, cadaster, termination of rights.
References
1. IvanovA.L. Soil cover of Russia: state, information resource, research tasks and applied problems (the 100th anniversary of academician G.V. Dobrovolsky): Report at the plenary meeting of the international scientific conference "The role of soils in the biosphere and human life". Moscow, October 5-7, 2015.
2. https://uchebniki-besplatno.com/osnovi-ekologii-uchebnik/sostoyanie-landshaftov-pochvennogo-43732. html; https://studopedia.ru/7_21143_lesa-rastitelniy-i-zhivotniy-mir.html/
3. National report "On the progress and results of the implementation in 2016 of the State program of development of agriculture and regulation of mar-
kets of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020". Ministry of agriculture of the Russian Federation. Moscow: Rosinformagrotech, 2017. 208 p.
4. Lipski S.A Land law: textbook. Moscow: Knorus, 2017. 340 p.
5. Vershinin VV. Spatial ecology: new scientific field. Agrarnaya nauka = Agricultural science. 2005. No. 5. Pp. 4-7.
6. Lipski S.A. The state policy in the sphere of ensuring fertility of lands in post-soviet Russia. Agrarnaya Ros-siya = Agrarian Russia. 2013. No. 11. Pp. 25-29.
7. Mukha V.D., Mukha D.V. Soil fertility and socio-ecological system. Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel-
skokhozyajstvennoj akademii = Vestnik of Kursk state agricultural academy. 2012. No. 2. Pp. 74-75.
8. Soloveva N.V. Factors affecting the economic soil fertility. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo agro-inzhenernogo universiteta im. V.P. Goryachkina = Vestnik of Moscow state agroengineering university V.P. Gory-achkin. 2009. No. 8-1. Pp. 69-71.
9. Volkov S., Fomin A., Cherkashina E., Cherkashin K. Spatial transition from land category to land zoning in the Russian Federation. Mezhdunarodnyj selskokho-zyajstvennyj zhurnal = International agricultural journal. 2015. No. 5. Pp. 3-8.
About the authors:
Valentin V. Vershinin, doctor of economic sciences, professor,
head of the chair of soil science, ecology and environmental,
ORKID: http://orcid.org/0000-0001-9046-827X, [email protected]
Stanislav A. Lipski, doctor of economics sciences, docent, head of the chair of land law,
ORKID: http://orcid.org/0000-0003-1283-3723, [email protected]
State university of and use planning (15 Kazakova str., Moscow, 105064 Russia)
МСХЖ — 60 лет!
- 17
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 6 / 2017