В ПОИСКАХ НОВОГО ПРОРЫВА
Литература
1. Бутова Е. С. Проблемы социальной адаптации спортсменов после завершения карьеры / Е. С. Бутова, Л. М. Демьянова // Наука без границ. - 2018. - № 5 (22). - С. 122-124.
2. Кролевец Ю. Л. Многофакторность социального поведения в современном обществе: монография / Ю. Л. Кролевец, С. В. Скры-гин. - М.: Русайнс, 2021. - 186 с.
3. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов / Ю. Ф. Курамшин, В. И. Григорьев, Н. Е. Латышева [и др.]; под ред. Ю. Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2004. - 463 с.
4. Почебут Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология: учебное пособие / Л. Г. Почебут. Санкт-Петербург: Питер, 2012. - з3б с.
5. 5. Скрыгин С. В. Современное нравственное воспитание на основе опыта христианской педагогики: монография / С. В. Скрыгин, В. Л. Ануров. - М.: Русайнс, 2020. - 167 с.
6. Скрыгин С. В. Особенности психологических взаимоотношений преподавателей физической культуры в вузе / С. В. Скрыгин, А. Л. Юрченко // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 3. - С. 53-55.
7. Скрыгин С. В. Формирование нравственных убеждений у спортсменов в процессе тренировочной деятельности [Электронный ресурс] / С. В. Скрыгин // Электронный научный журнал. - 2017. -№ 3. - Ч. 2. - С. 323-328.
8. Хорунжий А. Н. К проблеме социальной адаптации высококвалифицированных спортсменов / А. Н. Хорунжий // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 5. - С. 42-44.
References
1. Butova E.S., Demyanova L.M. Problemy sotsialnoy adaptatsii sports-menov posle zaversheniya karyery [Problems of social adaptatran of
athletes after the completion of a career]. Nauka bez granits. 2018. No. 5 (22). pp. 122-124.
Krolevets Yu.L., Skrygin S.V. Mnogofaktornost sotsialnogo povedeniya v sovremennom obshchestve [The multifactorial nature of social behavior in modern society]. Moscow: Rusayns publ., 2021. 186 p. Kuramshin Yu.F., Grigoriev V.l., Latysheva N.E. Teoriya i metodika fizicheskoy kultury [Teoriya i metodika fizicheskoy kultury]. Textbook for high schools. Yu.F. Kuramshin [ed.]. - Moscow: Sovetskiy sport publ., 2004. 463 p.
Pochebut L.G. Kross-kulturnaya i etnicheskaya psikhologiya [Cross-cultural and ethnic psychology]. Study guide. St. Petersburg: Piter publ., 2012. 336 p.
Skrygin S.V., Anurov V.L. Sovremennoe nravstvennoe vospitaniye na osnove opyta khristianskoy pedagogiki [Modern moral education based on the experience of Christian pedagogy]. Moscow: Rusayns publ., 2020. 167 p.
Skrygin S.V., Yurchenko A.L. Osobennosti psikhologicheskikh vzaimootnosheniy prepodavateley fizicheskoy kultury v vuze [Peculiarities of psychological relationships between teachers of physical culture at the university]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2021. No. 3. pp. 53-55.
Skrygin S.V. Formirovaniye nravstvennykh ubezhdeniy u sports-menov v protsesse trenirovochnoy deyatelnosti [Formation of moral convictions among athletes in the process of training activities] [Electronic resource]. Elektronnyy nauchnyy zhurnal. 2017. No. 3. Part 2. pp. 323-328.
Khorunzhiy A.N. K probleme sotsialnoy adaptatsii vysokokvalifitsirovan-nykh sportsmenov [To the problem of social adaptation of highly qualified athletes]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2011. No. 5. pp. 42-44.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ СПОРТСМЕНОК СБОРНОЙ
КОМАНДЫ РОССИИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
НА КРУПНЕЙШИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ КРИТЕРИЙ РАЗВИТИЯ СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ В СТРАНЕ
Аспирант А.С. Собещакова1
'Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва
УДК/UDC 7.092
Ключевые слова: игры олимпиад, художественная гимнастика, победительницы и призеры, города России, тенденции.
Введение. Художественная гимнастика - красивый и в то же время сложный вид спорта, который на сегодняшний день приобрел широкую популярность не только в России, но и во всем мире.
Цель исследования - на основе анализа результатов выступлений спортсменок по художественной гимнастике выявить ее распространенность в регионах России.
Методика и организация исследования. Проведен анализ выступлений спортсменок сборной России по художественной гимнастике за период 1996-2020 гг. В качестве источников информации использовались статистические данные олимпийских турниров по художественной гимнастике.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате сравнительного анализа было выявлено, что к настоящему времени в число российских гимнасток, получавших награды на играх олимпиад, входили спортсменки из 16 регионов страны. Показатели свидетельствуют, что наибольшее количество спортсменок было подготовлено специалистами из Москвы. Среди остальных 15 регионов лидируют Екатеринбург, Нижний Новгород и Омск, что свидетельствует о высокой профессиональной спортивной школе в этих городах и доступности спортивных объектов для тренировочной деятельности.
В течение первых трех циклов исследуемого периода ротация происходила среди представительниц семи региональных центров подготовки: Москва, Волгоград, Екатеринбург, Пенза, Новосибирск, Нижний Новгород и Астрахань. Начиная с 2008 г., олимпийская сборная пополнялась гимнастками
PERFORMANCE RESULTS OF THE RUSSIAN NATIONAL RHYTHMIC GYMNASTICS TEAM ATHLETES AT MAJOR INTERNATIONAL COMPETITIONS AS AN OBJECTIVE CRITERION OF THE DEVELOPMENT OF THE HIGH-PERFORMANCE SPORT IN THE COUNTRY
Postgraduate student A.S. Sobeshchakova1 'Russian University Sport (SCOLIPE), Moscow
Поступила в редакцию 18.02.2023 г.
еще из девяти различных регионов. Гимнастки из Московской области, Пензы и Волгограда принесли в копилку сборной по три медали, из Ростова-на-Дону - две. Специалисты из Белгорода, Томска, Иркутска и Элисты воспитали по одной олимпийской медалистке. В 2013 г. была принята программа «Развитие художественной гимнастики в Российской Федерации до 2020 года», которая предусматривала дальнейшее развитие системы федеральных и региональных центров художественной гимнастики. Выполнение ряда пунктов программы привело к тому, что на Играх в Токио впервые серебряную медаль завоевали спортсменки из Краснодара и Владимира.
Вывод. В настоящее время существуют традиционно сильнейшие школы, которые на протяжении десятилетий подготавливают наибольшее количество спортсменок, завоевывающих награды на крупнейших соревнованиях, в том числе на играх олимпиад. Введена система спортивного отбора и подготовки спортивного резерва, которая стала охватывать не только традиционно сильнейшие школы, но и региональные центры художественной гимнастики.
Использованная литература
1. Винер-Усманова И. А. Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы развития: учебное пособие / И. А. Винер-Усманова, Е. С. Крючек, Е. Н. Медведева, Р. Н. Терехина // Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - М.: Человек, 2014. - 217 с.: ил., цв. ил.; ISBN 978-5-906131-29-4.
2. Паспорт программы развития художественной гимнастики в Российской Федерации до 2020 года http://vipsport40.ru/ images/documents/programmy-po-vidam-sporta/hudozhestvennaya-gimnastika-20160622.pdf.
Информация для связи с автором: [email protected]
118
http://www.teoriya.ru
№4 • 2023 Апрель | April