Научная статья на тему 'Анализ соответствия перспективно-прогностическим моделям координационной подготовленности юных гимнасток, занимающихся на этапе начальной специализированной подготовки (на примере спортивной и художественной гимнастики)'

Анализ соответствия перспективно-прогностическим моделям координационной подготовленности юных гимнасток, занимающихся на этапе начальной специализированной подготовки (на примере спортивной и художественной гимнастики) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ОТБОР / SPORTS QUALIFICATION / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / COORDINATING ABILITIES / ПЕРСПЕКТИВНО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ / PERSPECTIVE-PROGNOSTIC MODELS / ARTISTIC GYMNASTICS / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / RHYTHMIC GYMNASTICS / СПОРТИВНАЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ботяев В.Л.

In connection with the early specialization in many sports and constant complication of sports equipment the role of coordinating abilities gets undeniably important, which is especially significant in comprehensive coordination sports, undoubtedly including artistic and rhythmic gymnastics. The success of specialization in these sports, opportunities for improvement of technical skills are largely ensured by the high level of development of general coordinating skills, and its structural components are determined by a specific combination and dominance of different coordinating abilities depending on the kind of sport, age, skills and sports training phase. Our proposed concept of enhancement of the system of sports qualification is based on the fundamental principles and conceptual positions of comprehensive and systematic study of coordinating abilities, when human body is considered as a highly organized system with its biological and environmental laws of development. Based on our long-term researches in a number of comprehensive coordination sports we created "perspective-prognostic" models of coordination skills at initial phases of specialized, advanced specialized training and at the phases of perfection of sports skills. The individual profile of coordinating skills formed on the basis of perspective-prognostic models helps to predict successful specialization in a specific sport and enables to plan an individual training trajectory based on identified reserves of coordinating skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ соответствия перспективно-прогностическим моделям координационной подготовленности юных гимнасток, занимающихся на этапе начальной специализированной подготовки (на примере спортивной и художественной гимнастики)»

УДК: 796.034-053.6

АНАЛИЗ СООТВЕТСТВИЯ

перспективно-прогностическим моделям координационной подготовленности юных гимнасток, занимающихся на этапе начальной специализированной подготовки (на примере спортивной и художественной гимнастики)

Кандидат педагогических наук, доцент В.Л. Ботяев Сургутский государственный педагогический университет, Сургут

£ л а

■о с

га

^

О (U ■С

Н

ANALYSIS OF CORRESPONDENCE OF COORDINATION SKILLS OF YOUNG FEMALE GYMNASTS TO PERSPECTIVE-PROGNOSTIC MODELS AT INITIAL PHASE OF SPECIALIZED TRAINING (CASE STUDY OF ARTISTIC AND RHYTHMIC GYMNASTICS) V.L. Botyaev, associate professor, Ph.D.

Surgut State Pedagogical University, Surgut

Key words: sports qualification, coordinating abilities, perspective-prognostic models, artistic gymnastics, rhythmic gymnastics. In connection with the early specialization in many sports and constant complication of sports equipment the role of coordinating abilities gets undeniably important, which is especially significant in comprehensive coordination sports, undoubtedly including artistic and rhythmic gymnastics. The success of specialization in these sports, opportunities for improvement of technical skills are largely ensured by the high level of development of general coordinating skills, and its structural components are determined by a specific combination and dominance of different coordinating abilities depending on the kind of sport, age, skills and sports training phase.

Our proposed concept of enhancement of the system of sports qualification is based on the fundamental principles and conceptual positions of comprehensive and systematic study of coordinating abilities, when human body is considered as a highly organized system with its biological and environmental laws of development. Based on our long-term researches in a number of comprehensive coordination sports we created "perspective-prognostic" models of coordination skills at initial phases of specialized, advanced specialized training and at the phases of perfection of sports skills. The individual profile of coordinating skills formed on the basis of perspective-prognostic models helps to predict successful specialization in a specific sport and enables to plan an individual training trajectory based on identified reserves of coordinating skills.

Ключевые слова: спортивный отбор, координационные способности, перспективно-прогностические модели, спортивная, художественная гимнастика.

Введение. Развитие современного спорта, его возрастающая престижность в мировом сообществе диктуют необходимость поиска путей совершенствования системы подготовки спортивного резерва. Все больше специалистов, ученых, тренеров склоняются к тому, что высоких достижений на современном этапе развития спорта могут добиться только на самом деле талантливые и одаренные спортсмены. Поиск и приобщение к спорту таких детей и подростков - основная цель системы спортивного отбора. Характеризуя современное состояние системы спортивного отбора, авторы [1, 4, 5] отмечают, что реализуемая в настоящее время система отбора чаще всего носит примитивный характер, ориентирована в основном на оценку кондиционных способностей спортсменов и признаков, «лежащих на поверхности»: внешние данные, отсутствие медицинских противопоказаний, интерес, желание тренироваться и пр. При этом часто решающими оказываются субъективные и средовые факторы.

Авторы также отмечают, что наряду с развитием теоретических представлений и накоплением эмпирического материала отсутствует научно обоснованный отбор перспективных спортсменов, который чаще всего организованно осуществляется уже в спорте высших достижений, при комплектовании сборных команд для выступления на международных соревнованиях.

Можно сказать, что необходимость совершенствования системы спортивного отбора обусловлена рядом взаимосвязанных причин:

- невозможностью реализовывать основные принципы и положения теории спортивного отбора и выпол-

94

№ 10 • 2014 Октябрь | October

нять возложенные на них функции в существующих в настоящее время организационно-методических формах отбора;

- отсутствием научно обоснованного отбора перспективных спортсменов на начальных этапах подготовки, его реализацией только в спорте высших достижений при комплектовании сборных команд для выступления на международных соревнованиях;

- отсутствием единой точки зрения и направления решения теоретических и методологических проблем спортивного отбора;

- отсутствием системного подхода к изучению комплекса показателей, лимитирующих высокую результативность в конкретном виде спорта;

- отсутствием научно обоснованных подходов к контролю и оценке координационных способностей (КС) как одного из критериев спортивного отбора.

В связи с ранней специализацией во многих видах спорта постоянным усложнением спортивной техники неоспоримо возрастает роль КС, особенно это значимо

в сложнокоординационных видах спорта, к которым несомненно, относятся спортивная и художественная гимнастика. Успешность специализации в этих видах спорта, возможности технического совершенствования в большей степени обеспечиваются высоким уровнем развития общей координационной подготовленности, структурные компоненты которой определяются своеобразным сочетанием и доминированием различных КС в зависимости от вида спорта, возраста, квалификации и этапа спортивной подготовки

В основе предлагаемой нами концепции совершенствования системы спортивного отбора лежат основополагающие принципы и концептуальные положения комплексного и системного изучения КС, когда организм человека рассматривается как высокоорганизованная система с ее биологическими и средовыми закономерностями развития.

Методы и организация исследования. Проведенные нами в ряде сложнокоординационных видов спорта многолетние исследования [1, 2] позволили создать

Таблица 1. Уровень соответствия представительниц спортивной гимнастики перспективно-прогностическим моделям, п-18

Координационные способности Количество спортсменов, соответствующих определенному уровню

Низкий уровень Ниже среднего Средний уровень Выше среднего Высокий уровень

Способность к реагированию

Падающая линейка 4 4 6 3 1

РДО 3 6 5 2 2

Способность к согласованию

Перешагивание через г/палку 2 5 4 5 2

ККЭ прыжка в длину, лицом и спиной вперед 3 4 6 4 1

Передвижение в упоре лежа сзади 1 5 6 4 2

Перекладывание мячей 3 4 6 3 2

ККЭ прыжка вверх со взмахом руками и без него 2 5 5 4 2

Кинестетические способности

Бросок мяча на расстояние 50% от макс. 3 4 6 4 1

Воспроизведение пространственных углов (асимметричных) на кинематометре 1 2 8 4 3

Воспроизведение мышечного усилия 50% от макс. результата кистевой динамометрии 2 5 5 4 2

Воспроизведение временного интервала, заполненного световым сигналом 3 4 6 4 1

Способность к ориентированию

Прыжок с вращением на разметку 1 3 7 5 2

Воспроизведение длины отрезка (правой, левой рукой) 2 5 6 3 2

Статокинетическая способность

Вращение на платформе и остановка в исходном положении 2 3 6 4 3

Прыжок с вращением 1 3 5 6 3

Проба Яроцкого - 3 8 5 2

Определение угловой скорости вращения 2 4 5 5 2

Темпо-ритмовая способность

Изменение ритма прыжков: минимально, быстрее 1 4 6 5 2

Воспроизведение ритма прыжков 2 5 5 4 2

ККЭ результатов бега на 20 м и бега по обручам 20 м 3 3 5 5 2

Способность к равновесию

Три поворота на 360° на низком гимнаст. бревне 1 4 6 4 3

Проба Ромберга 2 4 5 6 1

Поза Фламинго 1 4 6 4 3

Общая координационная подготовленность - 4 7 5 2

№ 10 • 2014 Октябрь | ОйоЬег

95

«перспективно-прогностические» модели координационной подготовленности на этапах начальной специализированной, углубленной специализированной подготовки и на этапах спортивного совершенствования.

В нашем исследовании приняли участие юные спортсменки специализации спортивная (п-18) и художественная гимнастика (п-23), обучающие обучение на этапе начальной специализированной подготовки (стаж занятий спортом - 3-4 года).

Программа диагностики координационной подготовленности в спортивной гимнастике состояла из 23 тестовых заданий, в художественной - из 22. Программа тестирования на данном этапе подготовки в большей степени ориентирована на оценку базовых КС, поэтому набор тестовых заданий не столь различен, как на последующих этапах подготовки. В программу диагностики включены как двигательно-моторные тесты, так и задания с использованием компьютерных технологий позволяющих объективно не только оценивать возможности нервно-мышечного аппарата, но и рассматривать механизмы

психофизиологического обеспечения КС, состояние сенсорных систем организма, моторный потенциала индивидуума, а также особенности взаимодействия сложнодина-мических систем, обеспечивающих их проявление.

Цель данного исследования - выявить соответствие модельным характеристикам юных спортсменок отделения художественной и спортивной гимнастики, обучающихся на этапе начальной специализированной подготовки.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ соответствия модельным характеристикам координационной подготовленности юных спортсменок отделения спортивной гимнастики показал (табл. 1), что основная масса спортсменок соответствует среднему и выше среднего уровню. В то же время необходимо отметить, что соответствие моделям носит разноуровневый характер, это характерно как для результатов отдельных тестов, так и для показателей развития отдельных КС. Если рассматривать результаты общей, интегральной координационной подготовленности на ее соответствие модельному значению,

Таблица 2. Уровень соответствия представительниц художественной гимнастики перспективно-прогностическим моделям, п-2

£ л а

а

' "О

с

га

^

О (и л Н

КС Количество спортсменов, соответствующих определенному уровню

Низкий уровень Ниже среднего Средний уровень Выше среднего Высокий уровень

Способность к реагированию

Реакция выбора 3 6 7 5 2

РДО 4 6 6 6 1

Способность к согласованию

Перешагивание через г/палку 2 7 7 6 1

ККЭ прыжка в длину, лицом и спиной вперед 4 6 8 4 1

Передвижение в упоре лежа сзади 3 7 7 4 2

Перекладывание мячей 2 7 8 5 2

Контактная координациометрия по профилю с ОС 3 5 8 5 2

Кинестетические способности

Бросок мяча на расстояние 50% от макс. 2 5 8 7 1

Воспроизведение пространственных углов на кинема-тометре (асимметричное ) 3 4 9 5 2

Воспроизведение мышечного усилия 50% от макс. результата кистевой динамометрии 4 6 8 4 1

Воспроизведение временного интервала, заполненного звуком 1 5 9 6 2

Способность к ориентированию

Прыжок с вращением на разметку 3 7 7 4 2

Воспроизведение длины отрезка 3 5 7 6 2

Прыжки к цели без зрительного контроля 2 6 8 6 1

Статокинетическая способность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вращение на платформе и остановка в исходном положении 3 7 7 4 2

Прыжок с вращением 4 6 5 5 3

Оценка угловой скорости движения 2 7 9 5 -

Темпо-ритмовая способность

Изменение ритма прыжков: минимально, быстрее 3 6 6 5 3

Воспроизведение ритма прыжков 2 5 8 6 2

Воспроизведение ритма ударов мяча о пол 3 6 7 5 2

Способность к равновесию

Повороты кругом на низком бревне 4 7 7 4 1

Проба Ромберга 3 5 8 5 2

Общая координационная подготовленность 2 5 9 6 1

96

№ 10 • 2014 Октябрь | ОСоЬег

Сравнительный анализ соответствия перспективно-прогностическим моделям представителей художественной и спортивной гимнастики, %

можно отметить, что он находится на достаточно высоком уровне: высокий уровень демонстрируют 2 гимнастки; выше среднего - 6; средний - 7; ниже среднего - 3; низкий - 0.

В художественной гимнастике выявленные уровни соответствия более низкие, преобладают средние и ниже среднего результаты (табл. 2). Хотя необходимо отметить и наличие достаточно высоких результатов в отдельных тестовых заданиях. Анализ соответствия модельным показателям общей координационной подготовленности также показывает более низкие результаты, чем у представителей спортивной гимнастики: высокий уровень имеет 1 гимнастка, выше среднего - 6, средний уровень -9, ниже среднего - 5, низкий - 2.

Сравнительный анализ соответствия юных спортсменок модельным значениям координационной подготовленности показал (см. рисунок), что в спортивной гимнастике количество детей, соответствующих высокому и выше среднего уровням, - 39 %, тогда как в художественной гимнастике этот уровень имеют только 30,5 % спортсменок. Низкий и ниже среднего уровни имеют 16,8 и 30,5 % юных спортсменок соответственно в спортивной и художественной гимнастике. Все это позволяет говорить о том, что в спортивной гимнастике осуществляется спортивный отбор более качественно и системно, а сам тренировочный процесс больше ориентирован на развитие специальных КС.

Заключение. Проведенное педагогическое исследование позволяет сделать следующие выводы:

• Оценка координационной подготовленности должна строиться на основе использования блока однородных (гомогенных) тестовых заданий, позволяющих объективно оценивать уровень развития как отдельных КС, так и общей координационной подготовленности.

• Предлагаемая технология диагностики КС построена на основе нового методологического подхода,

которыи в первую очередь направлен на комплексное изучение КС, с обязательной оценкой психофизиологических функции, обеспечивающих процесс взаимодействия анализаторов, центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата спортсмена.

• Объективную оценку координационной подготовленности юного и квалифицированного спортсменов обеспечивают два направления в исследовании КС:

- двигательно-моторные тесты, реализация которых не требует дорогостоящего оборудования и дополнительного обучения тестирующего персонала. Направление доступно для практической реализации в тренировочном процессе;

- тестовые задания с использованием информационных технологий, в основе которых - современные компьютерные программы: «ИВПС», «НС Психотест», «Стабилометрия», «Прогноз».

• Выявленные различия в результатах отдельных тестовых заданий говорят о том, что высокий общий уровень координационной подготовленности, даже на этапе начальной специализированной подготовки, может быть обеспечен совокупностью высоких показателей развития различных КС.

• Сформированный на основе перспективно-прогностических моделей индивидуальный профиль координационной подготовленности не только позволяет прогнозировать успешную специализацию в своем виде спорта, но и дает возможность построения индивидуальной траектории подготовки на основе выявленных резервов координационной подготовленности.

Литература

1. Бальсевич В.К. Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. - 1980. - № 1. - С. 31-33.

2. Ботяев В.Л. Индивидуальные особенности развития координационных способностей у спортсменов различной специализации, возраста и квалификации / В.Л. Ботяев // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 7. С. 71-76.

3. Ботяев В.Л. Перспективно-прогностические модели координационной подготовленности в художественной гимнастике / В.Л. Ботяев // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 9. - С. 66-70

4. Бриль М.С. Принципы и методологические основы активного отбора для спортивного совершенствования: автореф. дис. ... докт. пед. наук / М. С. Бриль. - М., 1983. - 46 с.

5. Булгакова Н.Ж. Спортивная ориентация и отбор как научная проблема / Н.Ж. Булгакова, В.А. Румянцев // Теория и практика физ. культуры. -1995. - № 4. - С. 21-24.

References

1. Balsevich, V.K. Methodological principles of research on the problems of qualification and sports orientation / V.K. Balsevich // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 1980. - № 1. - P. 31-33. (In Russian)

2. Botyaev, V.L. Individual features of development of coordinating abilities of athletes of different specializations, ages and qualifications / V.L. Botyaev // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2012. - № 7. P. 71-76. (In Russian)

3. Botyaev, V.L. Perspective-prognostic models of coordinating abilities in ehythmic gymnastics / V.L. Botyaev // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. -2013. - № 9. - P. 66-70 (In Russian)

4. Bril', M.S. Principles and methodological basis of active qualification for perfection of sports skills: abstract of doctoral thesis (Hab.) / M.S. Bril'. -Moscow., 1983. - 46 P. (In Russian)

5. Bulgakova, N.Zh. Sport orientation and qualification as a scientific problem / N.Zh. Bulgakova, V.A. Rumyantsev // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. -1995. - № 4. - P. 21-24. (In Russian)

Информация для связи с автором: vl_bot53@mail.ru

Поступила в редакцию 04.06.2014 г.

№ 10 • 2014 Октябрь | October

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.