ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРА ВНУТРЕННЕЙ АГРЕССИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ СПОРТСМЕНОВ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ КАРЬЕРЫ
УДК/UDC 796.012
Поступила в редакцию 20.01.2023 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Кандидат педагогических наук С.В. Скрыгин1 Кандидат педагогических наук, доцент П.В. Галочкин1 Кандидат педагогических наук А.Л. Юрченко1 Кандидат педагогических наук, доцент В.Л. Ануров1 1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
FEATURES OF THE INFLUENCE OF THE FACTOR OF INTERNAL AGGRESSION ON THE SOCIALIZATION OF ATHLETES AFTER THE COMPLETION OF THE CAREER
PhD S.V. Skrygin1
PhD, Associate Professor P.V. Galochkin1 PhD A.L. Yurchenko1
PhD, Associate Professor V.L. Anurov1 financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow
Аннотация
Цель исследования - определение уровня агрессивности спортсменов различной специализации, завершивших карьеру, как фактора их асоциализации. Методика и организация исследования. В научном изучении приняли участие 55 бывших спортсменов (2 МСМК, 17 МС, 20 КМС и 16 перворазрядников). Все испытуемые прошли тестирование по методике Л.Г. Почебут для определения уровня и направленности агрессии [4]. На основании полученных данных определялись коэффициенты корреляции между переменными агрессии и видом спортивной деятельности, а также процент бывших спортсменов различной специализации с высоким и средним уровнями агрессивности. Результаты исследования и выводы. Установлено, что агрессивное поведение в большей степени свойственно бывшим спортсменам циклических видов спорта. Для сложнокоординационных видов спорта, единоборств и спортивных игр агрессивность не является доминирующим способом поведения в процессе достижения поставленной цели. Необходима организация грамотного психологического сопровождения тренерами и специалистами для спортсменов циклических видов спорта, что поможет снизить вероятность фрустрационных явлений у последних на протяжении карьеры и после ее завершения.
Ключевые слова: уровень агрессивности, виды спорта, асоциализация спортсменов.
Abstract
Objective of the study was to determine the level of aggressiveness of athletes of various specializations who have completed their careers as a factor in their asocialization.
Methods and structure of the study. 55 former athletes took part in the scientific study (2 Masters of Sports of international class, 17 Masters of Sports, 20 Candidates for Master of Sports and 16 first-class athletes). All subjects were tested according to the method of L.G. Pochebut to determine the level and direction of aggression [4]. Based on the data obtained, the correlation coefficients between the variables of aggression and the type of sports activity were determined, as well as the percentage of former athletes of various specializations with high and medium levels of aggressiveness.
Results and conclusions. It has been established that aggressive behavior is more characteristic of former athletes of cyclic sports. For complex coordination sports, martial arts and sports games, aggressiveness is not the dominant way of behavior in the process of achieving the goal. It is necessary to organize competent psychological support by coaches and specialists for athletes of cyclic sports, which will help reduce the likelihood of frustration phenomena in the latter throughout their career and after its completion.
Keywords: level of aggressiveness, kinds of sports, asocialization of sportsmen.
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Введение. В научной литературе психологические проблемы, связанные с завершением спортивной карьеры, рассматривались достаточно подробно [1, 2, 6, 8]. Несмотря на это, изучение предметной области социальной адаптации бывших спортсменов по-прежнему остается актуальным.
Постспортивная социальная адаптация - это процесс формирования взаимоотношений с коллегами по работе, с людьми на бытовом уровне и в личной жизни [2]. Основанием для положительной адаптации является эффективное усвоение новых социальных и трудовых коммуникационных ценностей. Основным препятствием на этом пути может стать набор негативных индивидуально-личностных качеств, приобретенных во время предыдущего спортивного опыта [7]. Наиболее деструктивным из них является агрессия, которая порождается спортивной злостью и утверждается в качестве внутреннего стимула в процессе достижения цели. Со временем так
называемая инструментальная агрессия способна проявляться в виде вербальной, физической, эмоциональной или предметной враждебности. Данное явление создает причину конфликтной несовместимости между спортивным характером и необходимостью положительной адаптации к жизни после завершения спортивной карьеры.
Спортивная злость как объект психологического переноса способна спровоцировать когнитивный диссонанс в отношениях с коллегами по трудовой деятельности или с членами семьи [6].
Цель исследования - определение уровня агрессивности спортсменов различной специализации, завершивших карьеру, как фактора их асоциализации.
Методика и организация исследования. В ходе научного изучения проводилось психологическое тестирование по методике Л. Г. Почебут для определения уровня и направленности агрессии [4]. В экспериментальную группу вошли
116
http://www.teoriya.ru
№4 • 2023 Апрель | April
55 спортсменов (2 МСМК, 17 МС, 20 КМС и 16 перворазрядников). Проверка гипотезы о наличии связи между переменными агрессии и видом спортивной деятельности производилась на основании коэффициента корреляции двумерной описательной статистики на предмет количественной меры взаимодействия.
Результаты исследования и их обсуждение. Аналитическая обработка данных выявила некоторые закономерности. Во-первых, особенности спортивной деятельности характеризуются определенным взаимодействием с агрессией. Причем величина взаимодействия переменных зависит от направленности агрессивных проявлений. Обнаружена средняя величина коэффициента корреляции между переменными классификации видов спорта с вербальной и физической агрессией (0,6). Вместе с этим, выявлена слабая связь с эмоциональной (0,4) и очень слабая с предметной агрессией. Слабая взаимосвязь показателей эмоциональной и предметной агрессии с видами спорта свидетельствует о том, что эта группа данных входит в комплекс взаимодействия под влиянием теневого фактора, который нео-познан, но своим очевидным влиянием исключает случайность на уровне очень слабой корреляционной зависимости.
На следующем этапе обработки результатов выявлялся средний и высокий показатель агрессии у бывших спортсменов по видам спорта. Для распределения их по группам была использована следующая классификация [3]:
1. Циклические виды спорта.
2. Сложнокоординационные виды спорта.
3. Единоборства.
4. Спортивные игры.
5. Скоростно-силовые виды спорта.
Полученные данные представлены в таблице. Они выражены в процентах от количества в группе представителей одного из видов спорта.
Анализируя результаты, можно отметить, что агрессивность у бывших спортсменов из различных видов спорта подчинена определенной логике. Лидером во всех видах агрессии являются спортсмены циклических видов спорта. 46,7% опрошенных из этой группы имеют средний и высокий уровень враждебности. Таким видом поведения пользуются 17,8% представителей игровых видов спорта, 13,4% - сложнокоординационных видов спорта и 12% - единоборств. Интересным является тот факт, что у спортсменов сложнокоординационных видов полностью отсутствует физическая и эмоциональная агрессия. При этом 23% опрошенных представителей единоборств и сложнокоор-динационных видов готовы решать свои проблемы с применением физической силы (см. рисунок).
Таким образом, можно предположить, что циклические виды спорта в большей степени влияют на социальную дезадаптацию спортсменов. Многие километры и множество преодоленных кругов формируют безапелляционный характер, не воспринимающий компромиссы. Отсутствие коммуникации с соперниками во время тренировок и состязаний, а также узость цели на уровне «обогнать или убежать» создают условия для ограниченного мышления. Отсутствие любого вида коммуникации с соперниками, замкнутость в себе, исключение эстетическо-творческой деятельности во время конку-
Виды спорта
4,7
Циклические Игровые Сложно-коорд. Единоборства Скоростно-сил.
Количество бывших спортсменов (%), имеющих высокий и средний уровень агрессии
рентной борьбы за вожделенную медаль создает опасность возведения агрессии в ранг основного способа поведения. Без должного психологического сопровождения спортсмены циклических видов спорта с большой долей вероятности могут лишиться возможности приобрести положительный опыт для социализации.
Выводы. На основании анализа экспериментальных данных можно утверждать, что агрессивное поведение в большей степени свойственно спортсменам циклических видов спорта.
Отсутствие какого-любого вида коммуникации с соперниками, замкнутость в себе, исключение эстетическо-творческой деятельности во время конкурентной борьбы является одной из основных причин негативной социализации.
В сложнокоординационных видах спорта, в единоборствах и спортивных играх агрессивность не является доминирующим способом поведения в процессе достижения поставленной цели.
Грамотное психологическое сопровождение поможет снизить вероятность фрустрационных явлений у спортсменов циклических видов спорта после завершения карьеры.
Дополнительная учебная информация по социальной адаптации в системе образования будущих тренеров циклических видов спорта снизит степень асоциальности спортсменов после завершения карьеры.
Главенство психологического сопровождения социальной направленности над победоносной аффирмацией поможет сформировать у спортсменов циклических видов спорта социальную толерантность как способ освобождения от агрессии.
Практические рекомендации. Важной составляющей подготовки спортсменов в циклических видах спорта является вопрос приобретения положительного социального опыта. Одним из методов решения проблемы является расширение социально-направленной деятельности: усвоение социальных ролей, моделей поведения и позитивных социальных ценностей.
Для достижения этой цели необходимо решить три задачи:
• Диагностика для оценки уровня социальной адаптации спортсмена.
• Психологическая подготовка в виде имитации правильных решений при взаимодействии с партнерами по команде и соперниками.
• Закрепление поведенческой способности проявлять толерантность, возвышая ценность окружающих людей вне зависимости от спортивной квалификации.
Процентное соотношение бывших спортсменов с высоким и средним уровнем агрессии различной направленности
Виды агрессии Виды спорта
Циклические Игровые Сложнокоординационные Единоборства Скоростно-силовые
Вербальная 43,8 18,8 12,5 12,5 6,3
Физическая 38,5 15,4 23,1 23,1 0,0
Эмоциональная 54,5 18,2 18,2 0,0 0,0
Предметная 50,0 18,8 0,0 12,5 12,5
1 46,7 17,8 13,5 12,0 4,7
№4 • 2023 Апрель | April
http://www.teoriya.ru
46,7
Литература
1. Бутова Е. С. Проблемы социальной адаптации спортсменов после завершения карьеры / Е. С. Бутова, Л. М. Демьянова // Наука без границ. - 2018. - № 5 (22). - С. 122-124.
2. Кролевец Ю. Л. Многофакторность социального поведения в современном обществе: монография / Ю. Л. Кролевец, С. В. Скры-гин. - М.: Русайнс, 2021. - 186 с.
3. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов / Ю. Ф. Курамшин, В. И. Григорьев, Н. Е. Латышева [и др.]; под ред. Ю. Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2004. - 463 с.
4. Почебут Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология: учебное пособие / Л. Г. Почебут. Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 336 с.
5. 5. Скрыгин С. В. Современное нравственное воспитание на основе опыта христианской педагогики: монография / С. В. Скрыгин, В. Л. Ануров. - М.: Русайнс, 2020. - 167 с.
6. Скрыгин С. В. Особенности психологических взаимоотношений преподавателей физической культуры в вузе / С. В. Скрыгин, А. Л. Юрченко // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 3. - С. 53-55.
7. Скрыгин С. В. Формирование нравственных убеждений у спортсменов в процессе тренировочной деятельности [Электронный ресурс] / С. В. Скрыгин // Электронный научный журнал. - 2017. -№ 3. - Ч. 2. - С. 323-328.
8. Хорунжий А. Н. К проблеме социальной адаптации высококвалифицированных спортсменов / А. Н. Хорунжий // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 5. - С. 42-44.
References
1. Butova E.S., Demyanova L.M. Problemy sotsialnoy adaptatsii sports-menov posle zaversheniya karyery [Problems of social adaptatran of
athletes after the completion of a career]. Nauka bez granits. 2018. No. 5 (22). pp. 122-124.
Krolevets Yu.L., Skrygin S.V. Mnogofaktornost sotsialnogo povedeniya v sovremennom obshchestve [The multifactorial nature of social behavior in modern society]. Moscow: Rusayns publ., 2021. 186 p. Kuramshin Yu.F., Grigoriev V.l., Latysheva N.E. Teoriya i metodika fizicheskoy kultury [Teoriya i metodika fizicheskoy kultury]. Textbook for high schools. Yu.F. Kuramshin [ed.]. - Moscow: Sovetskiy sport publ., 2004. 463 p.
Pochebut L.G. Kross-kulturnaya i etnicheskaya psikhologiya [Cross-cultural and ethnic psychology]. Study guide. St. Petersburg: Piter publ., 2012. 336 p.
Skrygin S.V., Anurov V.L. Sovremennoe nravstvennoe vospitaniye na osnove opyta khristianskoy pedagogiki [Modern moral education based on the experience of Christian pedagogy]. Moscow: Rusayns publ., 2020. 167 p.
Skrygin S.V., Yurchenko A.L. Osobennosti psikhologicheskikh vzaimootnosheniy prepodavateley fizicheskoy kultury v vuze [Peculiarities of psychological relationships between teachers of physical culture at the university]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2021. No. 3. pp. 53-55.
Skrygin S.V. Formirovaniye nravstvennykh ubezhdeniy u sports-menov v protsesse trenirovochnoy deyatelnosti [Formation of moral convictions among athletes in the process of training activities] [Electronic resource]. Elektronnyy nauchnyy zhurnal. 2017. No. 3. Part 2. pp. 323-328.
Khorunzhiy A.N. K probleme sotsialnoy adaptatsii vysokokvalifitsirovan-nykh sportsmenov [To the problem of social adaptation of highly qualified athletes]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2011. No. 5. pp. 42-44.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ СПОРТСМЕНОК СБОРНОЙ
КОМАНДЫ РОССИИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
НА КРУПНЕЙШИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ КРИТЕРИЙ РАЗВИТИЯ СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ В СТРАНЕ
Аспирант А.С. Собещакова1
'Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва
УДМ^С 7.092
Ключевые слова: игры олимпиад, художественная гимнастика, победительницы и призеры, города России, тенденции.
Введение. Художественная гимнастика - красивый и в то же время сложный вид спорта, который на сегодняшний день приобрел широкую популярность не только в России, но и во всем мире.
Цель исследования - на основе анализа результатов выступлений спортсменок по художественной гимнастике выявить ее распространенность в регионах России.
Методика и организация исследования. Проведен анализ выступлений спортсменок сборной России по художественной гимнастике за период 1996-2020 гг. В качестве источников информации использовались статистические данные олимпийских турниров по художественной гимнастике.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате сравнительного анализа было выявлено, что к настоящему времени в число российских гимнасток, получавших награды на играх олимпиад, входили спортсменки из 16 регионов страны. Показатели свидетельствуют, что наибольшее количество спортсменок было подготовлено специалистами из Москвы. Среди остальных 15 регионов лидируют Екатеринбург, Нижний Новгород и Омск, что свидетельствует о высокой профессиональной спортивной школе в этих городах и доступности спортивных объектов для тренировочной деятельности.
В течение первых трех циклов исследуемого периода ротация происходила среди представительниц семи региональных центров подготовки: Москва, Волгоград, Екатеринбург, Пенза, Новосибирск, Нижний Новгород и Астрахань. Начиная с 2008 г., олимпийская сборная пополнялась гимнастками
PERFORMANCE RESULTS OF THE RUSSIAN NATIONAL RHYTHMIC GYMNASTICS TEAM ATHLETES AT MAJOR INTERNATIONAL COMPETITIONS AS AN OBJECTIVE CRITERION OF THE DEVELOPMENT OF THE HIGH-PERFORMANCE SPORT IN THE COUNTRY
Postgraduate student A.S. Sobeshchakova1 'Russian University Sport (SCOLIPE), Moscow
Поступила в редакцию 18.02.2023 г.
еще из девяти различных регионов. Гимнастки из Московской области, Пензы и Волгограда принесли в копилку сборной по три медали, из Ростова-на-Дону - две. Специалисты из Белгорода, Томска, Иркутска и Элисты воспитали по одной олимпийской медалистке. В 2013 г. была принята программа «Развитие художественной гимнастики в Российской Федерации до 2020 года», которая предусматривала дальнейшее развитие системы федеральных и региональных центров художественной гимнастики. Выполнение ряда пунктов программы привело к тому, что на Играх в Токио впервые серебряную медаль завоевали спортсменки из Краснодара и Владимира.
Вывод. В настоящее время существуют традиционно сильнейшие школы, которые на протяжении десятилетий подготавливают наибольшее количество спортсменок, завоевывающих награды на крупнейших соревнованиях, в том числе на играх олимпиад. Введена система спортивного отбора и подготовки спортивного резерва, которая стала охватывать не только традиционно сильнейшие школы, но и региональные центры художественной гимнастики.
Использованная литература
1. Винер-Усманова И. А. Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы развития: учебное пособие / И. А. Винер-Усманова, Е. С. Крючек, Е. Н. Медведева, Р. Н. Терехина // Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - М.: Человек, 2014. - 217 с.: ил., цв. ил.; ISBN 978-5-906131-29-4.
2. Паспорт программы развития художественной гимнастики в Российской Федерации до 2020 года http://vipsport40.ru/ images/documents/programmy-po-vidam-sporta/hudozhestvennaya-gimnastika-20160622.pdf.
Информация для связи с автором: [email protected]
118
http://www.teoriya.ru
№4 • 2023 Апрель | April