Научная статья на тему 'Современные проблемы пребывания высококвалифицированных спортсменок на этапе сохранения достижений в художественной гимнастике и перспективы их решения'

Современные проблемы пребывания высококвалифицированных спортсменок на этапе сохранения достижений в художественной гимнастике и перспективы их решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2142
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕНКА / ДОСТИЖЕНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудко М. С.

Рассмотрены проблемы, которые влияют на длительность пребывания спортсменок на этапе сохранения достижений. Представлены пути решения данных проблем благодаря введению индивидуализации подготовки, детального изучения соревновательной деятельности спортсменок и урегулированию и формированию четких условий и сроков отбора в сборные команды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дудко М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы пребывания высококвалифицированных спортсменок на этапе сохранения достижений в художественной гимнастике и перспективы их решения»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕБЫВАНИЯ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОК НА ЭТАПЕ СОХРАНЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ И

ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЯ

Дудко М.С.

Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

Аннотация. Рассмотрены проблемы, которые влияют на длительность пребывания спортсменок на этапе сохранения достижений. Представлены пути решения данных проблем благодаря введению индивидуализации подготовки, детального изучения соревновательной деятельности спортсменок и урегулированию и формированию четких условий и сроков отбора в сборные команды.

Ключевые слова: спортсменка, достижения, художественная гимнастика.

Анотащя. Дудко М.С. Сучасш проблеми перебування висококва. м(|)1кчжани\ спортсменок на етат збереження досягнень у художнш пмнастищ та шляхи ï\ Biipiinciiiiu. Розглянуто проблеми яш впливають на тривалють перебування спортсменок на етат збереження досягнень у художнш пмнастищ. Представлен шляхи виршення цих проблем завдяки запровадженню 1ндив1дуал1заци щдготовки, детального вивчення змагально1 д1яльност1 спортсменок, та врегулювання i наладження чггких умов та строив ввдбору до зб1рних команд. Ключовi слова: спортсменка, досягнення, художня гiмнастика.

Annotation. Dudko M.S. Modern problems of stay highly skilled sportswomen at a stage of preservation of achievements in art gymnastics and prospects of their decision. The factors of athletes' preparation at the stage of maintain of achievements. Rules, anthropometric indexes, judging and their impact on prolongation of performances in elite sports have been analyzed.

Key words: sportswoman, achievement, art gymnastics.

Введение.

В основе деятельности спортсменов в олимпийском спорте, от этапа начальной подготовки и до этапа сохранения высшего спортивного мастерства, преимущественно ставят задачи выхода и достижения наивысших результатов на Олимпийских играх.

Не вызывает сомнений тот факт, что высокие достижения многих выдающихся спортсменов с годами тяжело повторить, несмотря на значительные организационные и финансовые вложения. Поэтому наряду с проблемой совершенствования системы подготовки спортивного резерва, является и проблема продолжительного сохранения спортивной карьеры спортсменами, которые достигли высочайшего уровня [11]. Однако лишь при правильной организации подготовки, эффективном научно-методическом и медицинском обеспечении, высокой квалификации тренеров, наличии современной материально-технической базы и др., спортсмены, находящиеся на этапе сохранения высшего спортивного мастерства, смогут достичь результатов, позволяющих им бороться за награды на таких соревнованиях, как чемпионаты Европы, мира, Игры Олимпиад [6].

Возрастающая конкуренция на мировом гимнастическом помосте, а также регулярные изменения правил соревнований FIG предопределяют необходимость дальнейшего совершенствования всех компонентов исполнительского мастерства, которое достигается лишь в процессе многолетней работы гимнасток. В настоящее время спортсменкам, занимающимся художественной гимнастикой необходимо иметь большой стаж выступлений на мировой арене, чтобы претендовать на высшие награды соревнований, поэтому выступление на одних Играх Олимпиад, как правило, не позволяет спортсменке, подняться на пьедестал [1]. Не меньшую роль в достижении наивысших результатов играет и принадлежность к известным школам художественной гимнастики, как, например, украинской школе Дерюгиных, российской школе Ирины Винер, белорусской школе, имеющих традиции подготовки выдающихся спортсменок на протяжении ряда олимпийских циклов.

Значимым мотивом для удержания в спорте служит - желание войти в элитную группу гимнасток. В связи с этим видится необходимым определить значимые факторы, влияющие на результат выступлений гимнасток находящихся на этапе сохранения достижений на Играх Олимпиад. [1].

Работа выполнена по плану НИР Национального университета физического воспитания и спорта Украины.

Формулирование целей работы.

Цель исследования - определить проблемы и перспективные направления их решения в подготовке высококвалифицированных спортсменок на этап сохранения достижений в художественной гимнастике.

Методы исследования. В работе использовались анализ научно-методической и специальной литературы, данные Internet, сопоставление.

Результаты исследования.

Анализ литературных источников позволяет утверждать, что в современной системе подготовки высококвалифицированных спортсменок на этапе сохранения достижений в художественной гимнастике существуют следующие проблемы:

1.Невнимание к индивидуализации процесса подготовки спортсменок на этапе сохранения достижений в художественной гимнастике. Подтверждением того, что индивидуальные особенности гимнасток учитываются явно

недостаточно, является то, что многие способные гимнастки ушли из спорта, в значительной мере не раскрыв своих возможностей. Это связано с тем, что в отношении к ним была применена стандартная система подготовки, не учитывающая их индивидуальных, психических особенностей, функциональных и адаптационных резервов.

Решением данной проблемы должно быть глубокое изучение индивидуальных особенностей гимнасток, степени исчерпанности адаптационных ресурсов, наличия резервных возможностей организма, степени влияния тренировочных и соревновательных нагрузок на функциональное состояние и уровень подготовленности квалифицированных спортсменок. Эти факторы позволят вплотную подойти к решению проблемы эффективного управления через индивидуализацию процесса подготовки спортсменок в художественной гимнастике [5,7].

В современном олимпийском спорте одним из наиболее перспективных направлений оптимизации процесса спортивной подготовки представляется установление соответствия индивидуальных возможностей организма спортсменов нагрузкам, которые соответствуют, предложенным требованиям и условиям подготовки [2]. В связи с этим индивидуализация представляется одной из форм управления, ведущим принципом спортивной подготовки спортсменов высокой квалификации, в основе которой лежит учет особенностей и возможностей конкретных спортсменов при планировании нагрузок в различных структурах тренировочного процесса.

2. Значительное увеличение количества ответственных соревнований в году у высококвалифицированных гимнасток. Данная тенденция в первую очередь привела к тому, что подготовка гимнасток перестала быть ориентированной на одни главные соревнования в сезоне. Увеличение числа спортивных соревнований заметно расширило границы соревновательного периода, изменив стандартную схему периодизации процесса спортивной подготовки. Таким образом, возникла проблема поиска оптимальных показателей тренировочных и соревновательных нагрузок в период подготовки к Играм Олимпиад. Вместе с тем рост числа коммерческих стартов стал значительным стимулом для высококвалифицированных гимнасток к продолжению спортивной карьеры. При чем увеличение количества соревнований повлекло за собой уменьшение тренировочных объемов [3]. Рассматривая соревновательную деятельность гимнасток участвовавших на одних Играх Олимпиад и на двух и более Играх Олимпиад в своей карьере, необходимо выделить следующие особенности. Спортсменки, имеющие в своей соревновательной практике выступление на нескольких чемпионатах мира и одних Играх Олимпиад значительно изменяют тренировочные объемы после первых в своей карьере Игр. У всех гимнасток наблюдается значительное уменьшение тренировочных и соревновательных объемов в первый год после выступления на Олимпийских играх. При этом характер динамики объема нагрузок имел следующие особенности: до выступления на первых в своей спортивной карьере Играх объем нагрузок у спортсменок увеличивался постепенно, что в наибольшей степени соответствовало механизмам адекватной адаптации и характеризовало этап максимальной реализации многолетней подготовки спортсменов. У спортсменок, для которых участие на Играх Олимпиад было вторым или третьим в карьере динамика объема нагрузки по годам четырехлетнего цикла имела волнообразный характер. Данная модель отражает особенности подготовки на этапе сохранения достижений и в наибольшей степени соответствует адаптивным особенностям организма спортсменок, имеющих в своем активе опыт выступлений на Играх Олимпиад.

Таким образом, решением данной проблемы должно стать внесение коррекций в схемы подготовки спортсменок на этапе сохранения достижений. Кроме того, спортсменкам, участвующим в подготовке ко вторым или третьим Играм можно рекомендовать большое количество соревновательных стартов как основное средство подготовки. При этом решение задач, связанных с интегральной подготовкой, наиболее эффективно может осуществляться на фоне общего сниженного тренировочного объема.

3. Проблема отбора в олимпийскую сборную гимнасток находящихся на этапе сохранения достижений, связанная с отсутствием четких критериев к спортсменкам этой категории.

Согласно современной теории подготовки спортсменов в олимпийском спорте отбор в олимпийские сборные должен проводиться с учетом следующих критериев: морфологических; спортивно-педагогических; социальных; медицинских; психологических; функциональных [9].

Вместе с тем в художественной гимнастике в настоящее время при формировании олимпийской сборной в первую очередь руководствуются следующими критериями:

• продолжительность времени, на протяжении которого гимнастка находится в расцвете своих спортивных возможностей;

• числа равных по силам конкуренток;

• наличие или отсутствие серьезных травм;

• уровень личностных взаимоотношений с тренером, и гимнастками в сборной команде;

• достаточная мотивация к продолжению тренировок;

• наличие резервных возможностей организма для сохранения уровня подготовленности;

• желание гимнастки, продолжать спортивную карьеру;

• гарантии социальной и материальной независимости спортсменки во время подготовки к Играм Олимпиад;

• конъюнктурные обстоятельства (Лищенко В.Е.);

4.Значительное омоложение женских видов спорта, в том числе и художественной гимнастики которое ведет к раннему уходу из спорта и исчерпанию адаптационных ресурсов спортсменок в раннем возрасте.

Как показали исследования, большинство спортсменок начали заниматься спортом еще в детстве, в возрасте до 6 лет. Эти данные подтверждают современную тенденцию омоложения художественной гимнастики.

Стремительный рост рекордов заставляет тренеров привлекать к занятиям спортом детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данная тенденция характерная для развития художественной гимнастики, на международной арене.

Спортивная карьера юной гимнастки не всегда складывается удачно и бывает довольно краткосрочной. Как показали исследования, до 20 лет заканчивают активные занятия спортом 46% спортсменок [4, 8].

Причины раннего ухода со спорта у спортсменок разнообразные. У одних это травмы и болезни, у других -спортивные неудачи, неспособность выдерживать высокие спортивные нагрузки, третьи - разочаровались в спортивной деятельности и хотели бы попробовать себя в другом деле, в том числе получить образование, выйти замуж и т.д.

В связи с этим, решением данной проблемы может послужить анализ проблем социальной адаптации гимнасток после завершения спортивной карьеры. Активное внедрение в тренировочный процесс современных методик предотвращения травм и заболеваний; нестандартность построения тренировочного процесса, избежание монотонности работы и нагрузки одних и тех же функциональных систем организма.

Выводы

В художественной гимнастике на данный момент можно выделить следующие проблемы современной системы подготовки спортсменок на этапе сохранения достижений:

• невнимание к индивидуализации, процесса подготовки спортсменок на этапе сохранения достижений в художественной гимнастике;

• резкое увеличение количества ответственных соревнований в году у высококвалифицированных гимнасток;

• отсутствие общей объективной системы, сроков и условий отбора гимнасток на этапе сохранения достижений в олимпийскую команду;

• значительное омоложение художественной гимнастики.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения современных проблем пребывания высококвалифицированных спортсменок на этапе сохранения достижений в художественной гимнастике.

Литература.

1. Винер И. А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике: Автореф. дис...канд. пед. наук. - С-Пб.: ГАФК имени Лесгафта, 2003. - 25с.

2. Запорожанов В. А. Индивидуализация - важнейшая проблема спорта высших достижений Теория и практика физической культуры. - М., 2002. - №7. - С 8-10.

3. Копчикова С., Телепн О. Iндивiдуалiзацiя тдготовки плавщв високого класу в олiмпiйських циклах // Теорiя i методика фiзичного виховання i спорту. - 2006. №1. - С 40-44.

4. Лубышева Л.И. Женщина и спорт: социальный аспект Теория и практика физической культуры. - М., 2000. -№6. С 15-17.

5. Платонов В., Сахновский К., Озимек М. Современная стратегия многолетней спортивной подготовки // Наука в олимпийском спорте. - 2003. - №1. - С 3-13.

6. Платонов В.Н. Направления совершенствования системы олимпийской подготовки // Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - К.: Олимпийская литература, 2004. - С 80 - 87.

7. Рыбаков В.В., Медведева Г. Э. Алешин И. Н., Сидоров А. Д. Подходы к разработке концепции индивидуализации подготовки спортсменов высокой квалификации // Теория и практика физической культуры. - М., 2000.- №4.- С. 9-10.

8. Шахлина Л.Я. Медико-биологические основы спортивной тренировки женщин. - К.: Наукова думка, 2001. - С 127-143.

9. Шинкарук О.М. 1ерарх1чна структура вщбору та орiентацil з позицп системного шдходу // Теорiя i методика фiзичного виховання i спорту. - 2006. №1. - С 62-67.

10. Ягело В., Ткачук В. Особенности этапа сохранения спортивных достижений // Теория и практика физической культуры. - М., 2003. - №7.С 5-9.

Поступила в редакцию 2.12.2006г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.