Научная статья на тему 'Результаты санитарно-культурной работы среди пищевиков Ленинграда'

Результаты санитарно-культурной работы среди пищевиков Ленинграда Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
17
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты санитарно-культурной работы среди пищевиков Ленинграда»

нае'тся непосредственно впереди модели, затем появляются отростки, вытягивающиеся назад. Потом на месте вихревых движений за моделью проступают сухие пятна, которые сливаются с отростками сухого пятна перед моделью, непосредственно же за моделью долго остается влажное пятно, охваченное сухим кольцом. Это место соответствует скоплению пыли за моделью, где, очевидно, движение воздуха ослаблено в наибольшей степени.

Как видно из примеров изучения спектра обтекания посредством метода оседания пыли из воздушного потока, порошка алюминия на воде, микротрубки Пито-Прандтля, флажка, пульверизации окрашенной жидкостью и испаряемости, все полученные данные подтверждают друг друга с .различных сторон.

Проведенные эксперименты по изучению оседания пыли вокруг моделей дают весьма ценные указания, пригодные для практического использования при изучении загрязнения атмосферного воздуха аэрозолями, а также для изучения проветривания.

Пыль из воздушного потока (рис. 1) оседает в строго определенных местах с резко очерченными границами в зависимости от распределения воздушных потоков. Предположим, что два прибора для собирания осадков аэрозолей будут поставлены на близком расстоянии один от другого по обе стороны границы между зоной оседания пыли и выдувания. Естественно, что они дадут совершенно различные результаты. Отсюда следует, что при изучении загрязнения атмосферного воздуха аэрозолями .среди городской застройки обязательно параллельное изучение метеорологических факторов и движения ветра, в особенности, в каждой точке собирания осадков аэрозолей. Кроме того, правильная расстановка приборов для собирания осадков аэрозолей непременно требует предварительного изучения режима проветривания для выбора точек наблюдения.

После выполнения настоящей работы были предприняты наблюдения за движением ветра, в натуре на жилом квартале с целью подтвердить данные, полученные на моделях домов. Предварительные итоги последней работы показывают, что в наблюдениях на моделях и в натуре существует принципиальное сходство, хотя полного •подобия не наблюдается вследствие невозможности на моделях создать одинаковые условия с натурой в отношении пульсирующего характера ветра, температурных и влажностных условий, наличия зелени, окружения застройкой различной высоты и т. д. Таким образом, результаты опытов на моделях могут быть использованы для практических целей и без полного сходства с натурой.

Д. М. ГАСТЕВ (Ленинград)

Результаты санитарно-культурной работы среди пищевиков Ленинграда

Из Ленинградского дома санитарной культуры (дир. А. Е. Славин, зав. методической

частью И. Е. Вольперт)

Постановление ЦК ВКП(б) от 19.VIII.1931 г. о мерах улучшения ■общественного питания, постановление январского пленума ЦК ВКП(б|) в 1933 г. и-обращение ЦК ВКП(б) от 22.XII.1933 г. ставят на большую принципиальную и политическую высоту значение санитарии и санитарно-культурной работы в пищевой промышленности, пищевой торговой сети и предприятиях общественного питания.

После обращения ЦК ВКП(б) от 22.XI 1.193-3 г. развертывается плановая массовая работа по ликвидации санитарной неграмотности. Издается ряд методических пособий по санитарной культуре (Москва, Одесса, Харьков, Ленинград и др.). В центре внимания становятся кружки и курсы санитарно-техническог'о минимума.

Развернулась и в Ленинграде плановая работа по ликвидации санитарной неграмотности среди работников .пищевого дела. Через кружки и курсы ,пропущено с 1934 по 1937 г. до 120 000 пищевиков. Применялись и другие формы санитарн'о-культурной работы. Возглавлялась она Ленинградским домом санитарной культуры.

В основу проводимых нами мероприятий мы положили воспитание производственных гигиенических навыков и борьбу за санитарную культуру в быту.

Программы кружков санитарных знаний строились по следующему плану:

1) основные сведения по физиологии питания — 2 часа (в часть программ не включено);

2) заразные желудочно-кишечные заболевания и пищевые отравления— 4 часа (в части программ — 2 часа);

3) личная гигиена работников-пищевиков — 2—4 часа,;

4) производственная санитария и гигиена (в отраслевом разрезе) — 4 часа;

5) заключительная конференция — 2 часа.

Таким образом, вся программа была рассчитана на 12—14 часов.

Первые два занятия были посвящены основным теоретическим сведениям по гигиене питания и эпидемиологии кишечных инфекций. Третье и четвертое занятия 'отводились главным образом к перечислению нормативов личной и производственной гигиены и элементам санитарного товароведения.

Наряду с кружками проводилось много лекций, бесед, докладов и т. п. Были выпущены в массовом тираже лозунги, плакаты, памятки и пр.

И в кружках, и на курсах, и на лекциях основное внимание уделялось вопросу, «что надо делать пищевику, чтобы соблюсти санитарный режим на пищевом предприятии», и Х)чень мало говорилось о том, «почему 'именно надо так делать».

Какие же результаты нашей работы?

Мы провели обследование-экзамен группы ленинградских пищевых работников по такому вопроснику:

1. Предприятие.

2. Фамилия, имя, отчество.

3. Возраст.

4. Должность.

5. Рабочий стаж.

6. В каком году проходил кружок по санитарнр-техническому минимуму?

7. Какие составные части всякой пищи?

8. Как передается дизентерия?

9. Как надо поступать с санитарным халатом при посещении уборной и после выхода из нее?

10. Что дает потребителю медосмотр пищевиков?

11. Что необходимо делать для соблюдения правил санитарии после каждой отлучки с рабочего места?

12. Какое дезинфицирующее средство применяется в повседневной дезинфекции?

13. Отчего портятся и гниют продукты-. Самый экзамен проводился таким образом. Обследователь после предварительных разъяснений задавал группе работников вопросы и предлагал письменно ответить на них, после чего листы с ответами тут же отбирались.

Отдельным работникам обследователь сам задавал вопросы и записывал ответы, )

При оценке ответов мы обращали внимание только на их правильность по существу, игнорируя ферму и не требуя полноты ответов. Обследование охватило 256 работников следующих предприятий: хлебозавод № 10, кондитерскую фабрику им. Микояна, Свердловский райпищекомбинат, магазины «Гастроном» № 1, 3, 8, 15, 26 и <>4. Предприятия были взяты нами случайно и лишь систему «Гастроном» мы включили намеренно, учитывая наличие в ней старых кадров наиболее квалифицированных работников пищевой тор-Iовли.

Своим "обследованием мы охватили часто встречающиеся в пищевой отрасли профессии с преобладающим возрастом свыше 30 лет и со стажем работы более 3 лет.

Из 256 человек, подвергавшихся обследованию, прошли кружки санитарно-технического минимума в 1933—1935 гг. 78 человек (31%), в 1936—1937 гг. 103 (39%), не проходили — 75 (30%).

Общая оценка ответов обследованной группы дала такие результаты: знали составные части пищи 71% работников, знали, как передается дизентерия, 76%, как надо поступать с санитарным халатом при посещении уборной — 93%, понимают значение медицинского осмотра пищевиков 92%, знают про необходимость мытья! рук после отлучки с рабочего места 93%, знакомы с дезинфицирующими веществами, употребляемыми при повседневной дезинфекции, 84%, считают микробы и неправильное хранение причиной порчи продуктов 53%.

Полученные данные свидетельствуют о том, что обследованная группа пищевых работников обладает известным запасом элементарных санитарных сведений, достаточных для приобретения санитарных навыков, но слабо знакома с вопросами теоретического порядка (составные части пищи, причины порчи продуктов).

На основании полученных нами данных мы имеем основание сделать вывод, что работники пищевого дела добились определенных успехов в приобретении познаний по санитарии и усвоении основных элементарных гигиенических правил.

Приведенное нами положение подтверждается также данными санитарной характеристики ленинградских пищевых производств. Возьмем для примера материалы пищевой лаборатории Ленинградской государственной санитарной инспекции о наличии кишечной палочки в напитках. Здесь мы видим такую картину (в процентах проб):

Снижение титра кишечной палочки подтверждает наш вывод о подъеме санитарно-культурного уровня работников пищевых предприятий.

Напиток

1933 г. 1934 г. 1935 г.

Пиво . . Лимонад Квас . .

28,6 4,7 13,4 7,2 2,8 2,7

6,5 0,3 0,2

Считаем необходимым отметить, ' что, ¡несмотря на повышение уровня санитарных знаний, случаи невыполнения санитарных правил, антисанитарные поступки и пр. все еще имеют место в среде пищевых работников. До известной степени это можно объяснить тем, что уже было сказано; методика нашей работы строилась главным образом на положении «что надо делать» и мало обращала внимания на вопрос, «почему надо так делать». Отсюда недостаток теоретической подготовки работников и отсутствие у них должного понимания, значения своего поведения.

В дальнейшей работе большую пользу принесла бы более широкая и углубленная аргументация навыка, т. е. более серьезная проработка теоретических вопросов бактериологии и физиологии питания в кружках по санитарно-техническому минимуму, организация лекций, выступлений, выпуск Популярной литературы и прочие методы углубленной пропаганды этих вопросов. Конечно, здесь необходимы и меры административно-воспитательного воздействия со стороны государственной санитарной инспекции. Не менее ценна широкая организация «живого» примера на производствах. Мы имеем в виду хорошо подготовленный теоретически санитарный актив (общественные санитарные инспекторы, общественные санитарные уполномоченные и т. д.), находящийся в постоянном общении с государственными санитарными инспекторами! или домами санитарной культуры и, конечно^, санитарной службой предприятия. Такой актив своим примером и корректированием санитарного поведения товарищей дал бы возможность закрепить и практически 'претворить в жизнь полученные санитарные знания.

Г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.