Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО РЕШЕНИЮ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

РЕЗУЛЬТАТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО РЕШЕНИЮ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КРЕДИТ / КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СТУДЕНТЫ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА С РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баротзода Камолиддин Ашур

Самостоятельная работа в кредитной системе обучения считается творческой и индивидуальной деятельности каждого студента высшего учебного заведения, наряду с его выполнением повышается их заинтересованность учиться. Приобретённые знания требует у студентов выполнения самостоятельной работы с помощью книг и изучения научной, методической и общественной литературы. В кредитной системе обучения самостоятельная работа студентов считается фундаментом повышения уровня и качество знаний учащихся. Каждый преподаватель наряду с самостоятельной работы должен использовать разные методы и способы обучения, а также, чтобы в кредитной системе обучения достичь значительных результатов должен стараться повысит качество и выполнение самостоятельной работы студентов (СРС) . Одним из способов повышения качество самостоятельных занятий в кредитной системе обучения является использование учебного пособия, а также учебных материалов. Поэтому каждый преподаватель в соответствии с учебным предметом, учебной программой и рабочей программой (силлабус) должен подготовит учебный комплекс и провести занятия. В учебном комплексе показаны количество лекционных и практических тем, самостоятельных работ с руководством преподавателя и самостоятельных работ студентов и студенты выполняют самостоятельные работы согласно им. Автор отметил что отсутствие учебного материала снижает качество проведения самостоятельных занятий и подвергает преподавателя трудностям. Чтобы эффективно провести самостоятельные занятия согласно учебным планом студентам дают домашнее задание выучить определенную тему и решить соответствующие задачи. С этой целью студенты коротко конспектируют тему, решают задачи и тесты в тетрадях и предъявляют преподавателю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баротзода Камолиддин Ашур

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK ON SOLVING BIOLOGICAL PROBLEMS IN THE CREDIT SYSTEM OF EDUCATION IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Independent work in the credit system of education is considered to be the creative and individual activity of each student of a higher educational institution, along with its implementation, their interest in learning increases. Acquired knowledge requires students to perform independent work using books and studying scientific, methodological and public literature. In the credit system of training, independent work of students is considered the foundation for improving the level and quality of students' knowledge. Each teacher along with independent work should use different methods and ways of teaching, and also, in order to achieve significant results in the credit system of education, he should try to improve the quality and performance of independent work of students. One of the ways to improve the quality of self-study in the credit system of training is the use of a teaching aid, as well as training materials. Therefore, each teacher in accordance with the academic subject, curriculum and work program (syllabus) should prepare the training complex and conduct classes. The educational complex shows the number of lecture and practical topics, independent work with the guidance of a teacher and independent work of students and students perform independent work according to them. The author noted that the lack of educational material reduces the quality of self-study and puts the teacher in difficulties. To effectively conduct self-study according to the curriculum, students are given homework to learn a certain topic and solve the corresponding tasks. To this end, students briefly outline the topic, do sums and tests in notebooks and give to the teacher.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО РЕШЕНИЮ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

НАТЩАГИРИИ КОРДОИ МУСТА^ИЛОНАИ ДОНИШ^УЁН ЗИМНИ ХАЛЛИ МАСЪАЛАДОИ БИОЛ ОГЙ АЗ РУИ НИЗОМИ КРЕДИТИИ ТАДСИЛ ОТ

ДАР ДОНИШГОХИ ОМУЗГОРЙ

Баротзода К.А.

Данишгауи давлатии амузгарии Тацикистан ба нами С. Айни

Бapoи xaмaтapaфa инкишoф ёфтaни шaxcияти дoнишчyëн вa бaлaнд бapдoштaни caixy cифaти дoниши orno дap низoми кpeдигии тaxcилoт кopи мycгaкилoнa нaкши бaco бyзypг мeбoзaд. Бo мавдди дap дoнишчyëн тapбия нaмyдaни мустакилият низoми кpeдигии тaxcилoт тaдaб мeнaмoяд, ки aß як тapaф дap тaфaккypи дoнишчyëн мaъpифaти мустакилият инкишсф дoдa шaвaд вa as тapaфи дигap бa дoнишчyëн дap oмysoнидaни poxy ycy^o® мyетaкилoнa кop ^дан зимни дap aмaл татбик намудани дoнишxoи нasapиявии xyд тaxти poxнaмoии oмysгop мав^и мyxимpo мeбoзaд.

Кри мycгaкилoнa ин фaъoдияти э^дй ва инфиpoдии xap як дoнишчyи мaкoтиби oдй дap ниsoми кpeдигии тaxcилoт бa xhcoô paфтa, xaнгoми и^и oн шавки дoнишaндysии дoнишчyëн зиёд мeгapдaд. Дoнишaндysй as дoнишчyëн и^и кopи мycгaкилoнapo 6o китоб вa oмyxтaни aдaбиёти илмй, мeтодй ва oммaвиpo Ta^o мeнaмoяд.

Дap низами кpeдиши тaxcилoт кopи мyетaкилoнaи дoнишчyëн acocи бaлaнд бapдoштaни caтxy cифaти дoниши тoдибилмoн бa xиcoб мepaвaд.

Xap як oмysгop as poxy ycyлxoи гyнoгyн иcгифoдa бypдa, бoяд КУШИШ нaмoяд, ки cифaт вa и^и кopxoи мycгaкилoнaи дoнишчyëн (КМД) бaлaнд бapдoштa шавад, то ин ки дap ниsoми кpeдитии тaxcилoт бa мyвaффaкдяIxoи нasappac COX^6 гapдaд.

Яте as poxxoи бaлaнд бapдoштaни cифaти мaшFyдияIxoи мyетaкилoнa дap низoми кpeдитии тaxcилoт мавчуд бyдaни мачмуаи таъдимй, as oн чумла вacoиги таъдимию китобxoи дapcй бa myinop мepaвaд[ 3]. Нaбyдaни мaвoди таълимй cифaти гysapoнидaни мaшFyдияIxoи мyетaкилoнapo пacт мeгapдoнaд вa ycтодpo бa дyшвopиxo дyчop мeнaмoяд. Бинoбap ин зapyp acr, ки бapoи пypcaмap гyзapoнидaни мaшFyдияIxoи мycгaкилoнa бoяд oмysгopoн бa дoнишчyëн мaвoди ёpиpacoнй тaъдимиpo пeшкaш нaмoянд.

Хангами гysapoнидaни мaшFyдияIxoи мyетaкилoнa тжти poxбapии oмysгop чун дap мaшFyдияIxoи дeкcиoнй накши acocиpo уогод мeбoзaд. Омysгop бapoи caмapaбaxш гузашгани мaшFyдияIxoи мycгaкилoнa ба дoнишчyён мувдфикд накшаи кopии таъдимй аз xyд намудани мавзуи муайян ва ёфгани чaвoбxoи мycбaти caвoлxoи тестии ба ин мавзуъ тaaллyкдoштapo вазифаи xoнaгй мecyпopaд. Ба ин мавдд дoнишчyён мaеъaлapo дap дaфтapaшoн xan мeнaмoянд ва чaвoбxoи мyебaти еaвoлxoи lecrapo мeнaвиеaнд. nac, дap мaшFyдияти мycгaкилoнaи oяндa oмysгop баъди гysapoнидaни кдоми ташкилии дapc ичpoи вазифаи xoнaгй пypеoн мeшaвaд [2].

Аз дoнишчyëнe, ки еyпopиши xoнaгиpo ^po намудаанд, дaфтapxoи и^и вазифаи xoнaгй тaлaб кapдa мeшaвaнд ва баъд аз нasap гysapoнидaни дaфтap, oмysгop бapoи caнчиш аз дoнишчy як ё ду еaвoди Tecrapo мeпypеaд. Дap мaвpиди чaвoби мyебaт дoдaни ^omrny oмysгop дap дaфтapи кaйдxoяш ^Mp ба и^и кopxoи мyетaкилoнa ба дoнишчy бaxoи мyебaт мeгysopaд.

Ба oн дoнишчyёнe, ки cyпopишxoи xoнaгиpo ^po нaкapдaaнд ё ба caвoлxoи тёстй чaвoби мyебaт нaдoдaaнд, oмyзгop дap дaфтapи кaйдx0яш дoиp ба ^po нaкapдaни кopxoи мyетaкилoнa бaxoи «Faйpикaнoaтбaxш» мeгysopaд ва аз onxo тaкpopaн и^и ин вазифаи xoнaгиpo то дapcи oяндa тanaб мeнaмoяд. Дap мaвpидe, ки дoнишчyëни cyетxoн дap вакти гysapoнидaни мaшFyдияIxoи мyетaкилoнa вasифaxoи xoнaгии xyдpo нaмecyпopaнд, onxopo бepyнasдapc даъват намуда, мaшFyдияти илoвaгй мeгysapoнaд.

Дap мaшFyдияIxoи мyетaкилoнa дoнишчyён мaлaкaи мyетaкилoнa аз xyд намудани дoнишxopo пaйдo мeкyнaнд. Кopи мycтaкилoнa дoнишчyëнpo acoеaн ба чустучуи дoнишxoи нав ва илoвaгй xидoяг мecoзaд

[3].

Кopи мyегaкилoнa аз як тapaф бoиcи истифoдaи poбитaи байнифаннии биoдoгия 6o фaнxoи pиёsй ва физика г^дал, аз тapaфи диг-ap бapoи бaлaнд бapдoштaни cифaти Iaiïëp намудани мyтaxacеиеoни бaлaндиxтиеoеи еoxaи oмyзгopии чaвoбгyи етaндapIxoи дaвлaтй накши бага кaлoн дopaд.

Яте аз poxxoи бaлaнд бapдoштaни cифaти мaшFyдияIxoи мycтaкилoнa дap ниsoми кpeдитии тaxcилoт мэвчуд будэни мзчмуэи тзъдимй, зз oн чумлз, вaеoити тзъдимию aдaбиёIxoи тяблими 63 шyмop мepaвaд. Аз ин py xap як oмysгop вoбacгa ба фанни таъдимй аз p^ бapнoмaи ва фaъoдияти бapнoмaи кopй (cиnлaбyc) мачмуаи таъдимй i^ëp намуда, аз pyи oн мaшFyдияIxopo мeгyзapoнaд. Дap мачмуаи таъдимй микдopи мaвзyБxoи амалй, КМДРО ва КМД нишoн дoдa шудааст ва дoнишчyëн аз p^ oн кopxoи мyегaкилoнapo w^po мeнaмoяд.

Зимни oмysиши фанни «Халли мaеъaлaxoи биoдoгй> ба pox мoндaни кopxoи мyегaкилoнa Taxin poxбapии ycrcw xeдo кудай мeбoшaд. Дoнишчyëн дap дapеxoи КМДРО такти poxбapии ycrcw мacъaлaxoи пeшниxoдшyдapo дap дaфтapaшoн x^ мeнaмoянд.

Холо дap пoëн ^япли якчaнд мacъaлaxopo зимни омузиши фaнни «Хaлли мacъaлaxoи биологй» дap кypcи 4-ум гашники мeнaмoeм.

Масъалаи 1. Дap ^apaëRH диccиммлятcия 7 мoл глюкoзa твчзия шуд, ки aß ин 2 мoл глюкoзa пyppa бa тaвpи oкcигeнй гвчзия шуд. Хросб ншоед, ки дap ин чapaëн чaнд мoл киcлaгaи шиp вa чaнд мoл дyoкcиди кapбoн хоеил шyдaacт? б) Чaнд мoл AТФ дap ин вaкx cингeз мeшaвaд? 4a4A мoл oкcигeн бapoи oкcидшaвии n^^a capф мeшaвaд? [ 1,5].

С6Н12О6+2Н3РО4+2AДФ=2С3Н6О3+2AТФ+2Н2О 1мoл (С6Н12О6) —

х = 5:2 =

1 10 мoл (киcлaгaи шиp) As pyM мyoдилaи peaкcияи пyppaи твязияи глюкoзa (2мoл) микдopи C02-po мeëбeм. 2мoл х мoл

С6Н12О6+6О2+38Н3РО4+38AДФ=6СО2+38AТФ+44Н2О 1мoл (С6Н12О6)--------

x = 6:1 =

1 12мoл (СО2)

Myвсфики мyoдилa xaншми твязияи пyppa 2 мoл AТФ вa твязияи пyppa 38 мoл AТФ хс^ил мeшaвaд. As мyoдилaи якум вa дуюм иcгифoдa бypдa, микдopи AТФ-po бapoи 7 мoл (5+2) (С6Н12О6) глюкoзa мeëбeм.

5 • 2 + 2 • 38 = 86 мoл AТФ

Mикдopи AТФ бapoи тaчsияшaвии 5 мoл глюкoзa бa pox^ нoпyppa вa 2 мoл глюкoзa бa poxи пyppa ë oкcиneнй бa 86 мoл бapoбap acт.

Mai^yin acт,ки xaнгoми гвчзияи 1 мoл AТФ 40 КЧ энepгия xopwi мeшaвaд. As pyM тaнсcyб, мидс^и энepгия бapoи 86 мoл AТФ чунин мeшaвaд:

1 мoл AТФ--------40 КЧ

г _ 86 • 40 _

86 мoл AТФ 1 3440 КЧ

As pyи мyoдмлa мидс^и oкcиneнpo мeëбeм. 2мoл xмoл

С6Н12О6+6О2+З 8Н3РО4+З 8AТФ = 6СО2+38AТФ+44Н2О 1 MOЛ (СбН12Об)-------

x = 6:2 =

1 12 мoл (О2)

Масъалаи 2. Maa^ мoлeкyлавим caфeдa бa 50000 г бapoбap acт. ХиоС» кугад ки oн as чaнд aминoкиcлaгa ибopaт acт вa дapoзим зaнчиp чй KaAap acт? (бa хиеСб гмpeд ки мaccaи мoлeкyлaвим як aминoкиcлaгa бa хиесби миëнa 100 г вa мacoфa дap бaйни ду нyклeaгмд 0,34 нм acx). As тaнocyби sepин иcтифoдa бypдa, микдopи aминoкиcлaгapo мeëбeм:

50000 г : 100=500 aминoкиcлaгa Хaмин т^щ caфeдa as 500 aминoкиcлaгa ^opax acx. Asбacкм код тpиплeт ad, он гох микдopи нyклeaгмдxopo мeëбeм. 500 • 3=1500 нyклeaгмд.

Бapoи ëфтaнм дapoзим saнчмp микдopи нyклeaгмдxopo бa 0,34нм sapб мeзaнeм. 1500 • 0,34 нм=510 нм.

Дapoзии saнчмpи caфeдa бa 510 нм бapoбap ad, ки ин бa дapoзим генхои saнчмpи КДН бapoбap ad. Масъалаи 3. Зимни диccимилятcия дap xy^pa 5мол кмcлaгaи шиp вa 27 мол СО2 хооил шуд. Хигс>б кyнeд, ки чaнд мол глюкoзa бa poxи пyppa вa чaнд мол бa poxи нoпyppa гвчзия шyдaacт? Б) Дap ин хол чй KaAap AТФ хоеил мeшaвaд? В) Чaнд мол о^иген capф мeшaвaд?

ХаЛлш масьала

Aз pyм мyoдмлaи peaкcия мик^^и киcлaгaи шмppo мeëбeм: Хмол 5мол 1.СбН12Об+2Н3РО4+2AДФ = 2С3Н6О3+ 2AТФ + 2Н2О 1 мол( глюкoзa )-----------------2 м

x = и =

2 2,5 мол ( глюкoзa )

Х мол 27 мол

СбН12Об+6О2+38Н3РО4+38AДФ = 6СО2+38AТФ+44Н2О

1 мол ( глюкоза )--------

1- 27

Х =-=

6 4,5 мол ( глюкоза ) Аз руи муодилаи якум ва дуюм истифода бурда, суммаи глюкозаро меёбем: 2,5 мол+4,5 мол= 7 мол глюкоза

Аз натичаи муодилаи якум ва дуюм истифода бурда, микдори мархилаи тачзияшавии нопурра ва 4,5 мол глюкозаи мархилаи тачзияшавии пурраро хисоб мекунем. 2,5 • 2 + 4,5 • 38= 176 мол АТФ

Сипас, аз руи муодилаи дуюм микдори оксигенро меёбем:

1 мол ( глюкоза)-----------6 мол (О2)

4,5 мол (глюкоза)-----

х = ^ =

1 27 мол (оксиген)

Цавоб. Барои дар хучайраи хосилшавии 5 мол кислотаи шир ва 27 мол СО2 хангоми диссимилятсия 7 мол глюкоза сарф шуда, 176 мол энергия ба шакли АТФ чамъ мешавад ва 27 мол оксиген хорич мешавад [ 4,5].

Масъалаи 4. Организми инсон барои пурра тачзияшавии 250г глюкоза, чи кадар оксиген ( дар ш.о.) истифода мебарад ва микдори СО2-и хорич шуда ба чИ кадар ( дар ш.о.) мерасад? Муодилаи реаксияро навишта, онро хисоб менамоем: 250 Хл

С6Н12О6+6О2+З8АДФ+З8Н3РО4 = 6СО2+З8АТФ+44Н2О

180 (глюкоза)----------------

Y_ 250-134,4 _

180 186,7=187 л (О2) Цавоб. Барои тачзияшавии 250 г глюкоза дар организми одам 187 л оксиген лозим буда, 187 л СО2 хорич мешавад.

Масъалаи 5. Массаи молекулавии яке аз занчирхои КДН ба 34155 г баробар аст. Микдори мономерхои сафеда ва триплетро дар КДН муайян намоед.

Халли масьала

Маълум аст, ки массаи молекулавии як нуклеотид ба 345 г баробар аст. Он гох микдори нуклеотидхои таркиби КДН чунин аст:

34155 : 345 = 99 нуклеотид дар таркиби КДН.

Ин микдорро ба 3 (триплетанд) таксим карда, микдори мономерхои сафедаро меёбем: 99:3=33 аминокислота (мономерхои сафеда) Чавоб: 33 аминокислота

Масъалаи 6. Массаи молекулавии гени занчири дуспиралаи КДН чИ гуна аст, агар дар як занчири он сафеда бо массаи 1500 г чойгир шуда бошад.

Халли масьала

Маълум аст, ки массаи молекулавии як аминокислота ба 100 г баробар аст. Аз руи он микдори сафедаро барои сафедаи массааш 1500 г меёбем.

1500:100=15 аминокислота микдори генхои як занчир чунин аст. 15х3 = 45 нуклеотид

Массаи молекулавии генхои як занчир аз руи массаи молекулавии як нуклеотид чунин мешавад:

1 нуклеотид_345 г

45 нук

45-345 _

1 15525 г

Барои ёфтани массаи харду занчири КДН нишондодро 2 карат зиёд менамоем:

15525 г • 2= 31050 г

Чавоб: Массаи молекулавии генхои занчири дуспиралаи КДН ба 31050 г баробар аст. Хамин тарик ба рох мондани корхои мустакилона фикрронии донишчуёнро бедор намуда, диккати онхоро дар омузиш зиёд мекунад ва онхо маводро бодиккат хонда, сатхи фикррониашон фаъол гардида, нисбат ба кор масъулият хис мекунанд.

АДАБИЁТ

1. Баротзода К., Савлатов С., Fайраroв М., Одинаев Н. Халли масъалахои биологи - Душанбе, 2020.

2. Воронин А.С. Самостоятельная работа студентов учебно-методическое пособие для студентов. -Екатеринбург, 2005.

3. Зубайдов У.З. Тавсияхои методИ оид ба ташкили корхои мустакилонаи беруназаудитории донишчуён. - Душанбе, 2014

4. Рубочкин В.А. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов. - М., 1998.

5. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии -М.: Просвещение, 1988.

6. Савлатов С., Баротов К.А Генетика. - Душанбе, 2010

РЕЗУЛЬТАТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО РЕШЕНИЮ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Самостоятельная работа в кредитной системе обучения считается творческой и индивидуальной деятельности каждого студента высшего учебного заведения, наряду с его выполнением повышается их заинтересованность учиться. Приобретённые знания требует у студентов выполнения самостоятельной работы с помощью книг и изучения научной, методической и общественной литературы.

В кредитной системе обучения самостоятельная работа студентов считается фундаментом повышения уровня и качество знаний учащихся.

Каждый преподаватель наряду с самостоятельной работы должен использовать разные методы и способы обучения, а также, чтобы в кредитной системе обучения достичь значительных результатов должен стараться повысит качество и выполнение самостоятельной работы студентов (СРС).

Одним из способов повышения качество самостоятельных занятий в кредитной системе обучения является использование учебного пособия, а также учебных материалов. Поэтому каждый преподаватель в соответствии с учебным предметом, учебной программой и рабочей программой (силлабус) должен подготовит учебный комплекс и провести занятия.

В учебном комплексе показаны количество лекционных и практических тем, самостоятельных работ с руководством преподавателя и самостоятельных работ студентов и студенты выполняют самостоятельные работы согласно им.

Автор отметил что отсутствие учебного материала снижает качество проведения самостоятельных занятий и подвергает преподавателя трудностям.

Чтобы эффективно провести самостоятельные занятия согласно учебным планом студентам дают домашнее задание выучить определенную тему и решить соответствующие задачи. С этой целью студенты коротко конспектируют тему, решают задачи и тесты в тетрадях и предъявляют преподавателю.

Ключевые слова: самостоятельная работа, кредит, кредитная система обучения, преподаватель, студенты, самостоятельная работа студентов, самостоятельная работа студента с руководством преподавателя.

THE RESULTS OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK ON SOLVING BIOLOGICAL PROBLEMS IN THE CREDIT SYSTEM OF EDUCATION IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Independent work in the credit system of education is considered to be the creative and individual activity of each student of a higher educational institution, along with its implementation, their interest in learning increases. Acquired knowledge requires students to perform independent work using books and studying scientific, methodological andpublic literature.

In the credit system of training, independent work of students is considered the foundation for improving the level and quality of students' knowledge.

Each teacher along with independent work should use different methods and ways of teaching, and also, in order to achieve significant results in the credit system of education, he should try to improve the quality and performance of independent work of students.

One of the ways to improve the quality ofself-study in the credit system of training is the use ofa teaching aid, as well as training materials. Therefore, each teacher in accordance with the academic subject, curriculum and workprogram (syllabus) shouldprepare the training complex and conduct classes.

The educational complex shows the number of lecture and practical topics, independent work with the guidance of a teacher and independent work of students and students perform independent work according to them.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The author noted that the lack of educational material reduces the quality of self-study andputs the teacher in difficulties.

To effectively conduct self-study according to the curriculum, students are given homework to learn a certain topic and solve the corresponding tasks. To this end, students briefly outline the topic, do sums and tests in notebooks and give to the teacher.

Keywords: Independent work, credit, credit system of education, teacher, students, independent work of students, and independent work of a student with the guidance of a teacher.

Сведения об авторе:

Баротзода Камолиддин Ашур — кандидат педагогических наук, доцент кафедры общая биология и методика обучения биология Таджикского государственного педагогического университета имени СадриддинаАйни, Тел.: (+992) 934050446.

About the autor:

Barotzoda Kamoliddin Ashur — Candidate pedagogical sciences Associate Professor of the Department of General Biology and Teaching Methodology Biologists of the Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel.: (+992) 934050446.

УДК.51(075) ББК.74.262 Б. 91

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Бурханов К. Т.

Хаджандский государственный университет имени академика Б.Гафурова

В настоящее время коллектив дошкольной образовательной организации работает над проблемой «Совершенствование педагогического процесса в сохранении и укреплении физического и психического здоровья детей, мировоззренческом и социально-личностном становлении дошкольников». Одной из основных задач, решаемых педагогами, является развитие логического мышления дошкольников на занятиях по математике посредством использования дидактических игр с логико-математическим содержанием.

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) у детей дошкольного возраста в современных условиях является важной частью интеллектуального и личностного развития. В соответствии с программой дошкольная образовательная организация является первой ступенью образования, поэтому детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Успешность дальнейшего обучения ребёнка зависит от того, насколько качественно и своевременно будет он подготовлен.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их применение помогает наиболее глубокому усвоению материала, ребёнок становится активным участником познавательной деятельности.

На пути становления методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста основу её как научной дисциплины составляло устное народное творчество: разнообразные сказки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, шутки. На первом этапе развития методики особое внимание уделялось содержанию и методам обучения дошкольников арифметике и развития представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве. Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, КДУшинский, Л.Н.Толстой и другие высказывали определённые предложения о содержании и методах обучения детей, в основном в семье. Методы развития у детей представлений о числе и форме нашли отражение и дальнейшее развитие в системах сенсорного воспитания немецкого педагога Ф.Фребеля, итальянского педагога ММонтессори и других. В этих классических системах сенсорного воспитания специально рассматривались вопросы ознакомления детей с геометрическими формами и величинами; обучение счёту, измерениям, составлению рядов предметов по размеру, весу.

Итак, передовые педагоги XX века, русские и зарубежные, признавали роль и необходимость первичных математических знаний в развитии и воспитании детей до школы, выделяли при этом счёт в качестве средства умственного развития и настоятельно рекомендовали обучать детей ему как можно раньше, примерно с трёх лет[1, с. 5].

В 20-е годы XX в. была создана принципиально новая система общественного дошкольного воспитания. В эти годы Е.И.Тихеевой, Л.В.Глаголевой, Ф.Н.Блехер разрабатывались методические пособия, программы, игры и дидактические материалы, способствующие математическому развитию дошкольников.

В 50-60-е годы XX в. вопросами развития количественных представлений у дошкольников занималась А.М.Леушина. Суть методики заключалась в следующем: усвоение ребёнком математических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.