Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО ВНЕДРЕНИЮ LEAN-ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ОКАЗЫВАЮЩЕЙ ПЕРВИЧНУЮ МЕДИКО-САНИТАРНУЮ ПОМОЩЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО ВНЕДРЕНИЮ LEAN-ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ОКАЗЫВАЮЩЕЙ ПЕРВИЧНУЮ МЕДИКО-САНИТАРНУЮ ПОМОЩЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
189
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"БЕРЕЖЛИВЫЕ" ТЕХНОЛОГИИ / ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / LEAN-TECHNOLOGIES / PRIMARY HEALTH CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Смышляев Алексей Викторович, Мельников Юрий Юрьевич, Садовская Мария Алексеевна

Важными задачами управления являются выявление и устранение потерь на производстве, а также создание гибкой системы контроля над степенью удовлетворенности пациентов. Социологический опрос показал низкую степень доверия к государственным поликлиникам со стороны трудоспособного населения с высшим образованием. Для улучшения ситуации в системе здравоохранения в России реализуется проект «бережливая поликлиника». Главная его цель - создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. Реализация проекта имеет ряд трудностей: отставание медицинских организаций в отношении внедрения современных форм управления в государственном секторе от фактического социально-экономического развития страны, низкий имидж государственных медицинских организаций, фактическое отсутствие обратной связи между пациентом и учреждением, пассивный саботаж персонала относительно нововведений, низкий профессиональный уровень подготовки сотрудников по основам менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Смышляев Алексей Викторович, Мельников Юрий Юрьевич, Садовская Мария Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF THE PROJECT ON THE INTRODUCTION OF LEAN-TECHNOLOGIES AND A PROCESS-ORIENTED APPROACH IN THE MANAGEMENT OF A MEDICAL ORGANIZATION THAT PROVIDES PRIMARY HEALTH CARE IN THE THE RUSSIAN FEDERATION

One of the goals of management is the identification and elimination of industrial losses, the creation of a flexible system of control over the degree of patient satisfaction. A sociological survey showed a low degree of trust in state polyclinics on the part of the able-bodied population with higher education. To improve the situation in the healthcare system in Russia, the «Lean Polyclinic» project is being implemented. Its main goal is to create the creation of a new model of a medical organization that provides primary health care. The implementation of the project has a number of difficulties: the lag of medical organizations regarding the implementation of modern forms of government in the public sector from the actual socio-economic development of the country, the low image of state medical organizations, the actual lack of feedback between the patient and the institution, passive sabotage of staff regarding innovations, low professional level training employees in the basics of management.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО ВНЕДРЕНИЮ LEAN-ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ОКАЗЫВАЮЩЕЙ ПЕРВИЧНУЮ МЕДИКО-САНИТАРНУЮ ПОМОЩЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ

Ш1ННЩ

шела

УДК 614.2

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ПО ВНЕДРЕНИЮ LEAN-ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ОКАЗЫВАЮЩЕЙ ПЕРВИЧНУЮ МЕДИКО-САНИТАРНУЮ ПОМОЩЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. В. Смышляев, Ю. Ю. Мельников, М. А. Садовская

Аннотация. Важными задачами управления являются выявление и устранение потерь на производстве, а также создание гибкой системы контроля над степенью удовлетворенности пациентов. Социологический опрос показал низкую степень доверия к государственным поликлиникам со стороны трудоспособного населения с высшим образованием. Для улучшения ситуации в системе здравоохранения в России реализуется проект «бережливая поликлиника». Главная его цель — создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. Реализация проекта имеет ряд трудностей: отставание медицин-

ских организаций в отношении внедрения современных форм управления в государственном секторе от фактического социально-экономического развития страны, низкий имидж государственных медицинских организаций, фактическое отсутствие обратной связи между пациентом и учреждением, пассивный саботаж персонала относительно нововведений, низкий профессиональный уровень подготовки сотрудников по основам менеджмента.

Ключевые слова: «бережливые» технологии, первичная медико-санитарная помощь.

UDC 614.2

THE RESULTS OF THE PROJECT ON THE INTRODUCTION OF LEAN-TECHNOLOGIES AND A PROCESS-ORIENTED APPROACH IN THE MANAGEMENT OF A MEDICAL ORGANIZATION THAT PROVIDES PRIMARY HEALTH CARE IN THE RUSSIAN FEDERATION

A. V. Smyshlyaev, Yu. Yu. Melnikov, M. A. Sadovskaya

Annotation. One of the goals of management is the identification and elimination of industrial losses, the creation of a flexible system of control over the degree of patient satisfaction. A sociological survey showed a low degree of trust in state polyclinics on the part of the able-bodied population with higher education. To improve the situation in the healthcare system in Russia, the «Lean Polyclinic» project is being implemented. Its main goal is to create the creation of a new model of a medical organization that provides primary health

care. The implementation of the project has a number of difficulties: the lag of medical organizations regarding the implementation of modern forms of government in the public sector from the actual socio-economic development of the country, the low image of state medical organizations, the actual lack of feedback between the patient and the institution, passive sabotage of staff regarding innovations, low professional level training employees in the basics of management.

Keywords: lean-technologies, primary health care.

В октябре 2016 года по инициативе Администрации Президента Российской Федерации стартовал пилотный проект по совершенствованию системы первичной медико-санитарной помощи «Бережливая поликлиника», целью которого явились: обеспечение оптимальной доступности для населения (в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь; обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год; оптимизация работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сокращение времени ожидания в очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации, упрощение процедуры записи на прием к врачу; формирование системы защиты прав пациентов [4]. С 2019 года в рамках федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» стар-

товал проект по внедрению «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь».

Пилотными площадками по реализации технологии «Бережливая поликлиника» стали шесть поликлиник из Ярославской, Калининградской областей и Севастополя [9]. В 2018 году в проект вошли 33 субъекта страны. Для оказания организационно-методической поддержки и помощи выезды в регионы осуществляются еженедельно, зачастую совместно с представителями производственной системы «Росатом», которые являются экспертами в рамках реализации приоритетного проекта [2]. С 2019 года все субъекты Российской Федерации ре-ализовывают «новую модель поликлиники», применяя бережливые технологии для обеспечения доступности и качества оказания медицинской помощи, реформирования системы первичного звена здравоохранения и успешного выполнения поставленных руководством страны задач [3].

ШЧ ■ УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ

ХАБАРОВСКИМ КРАЙ

В Хабаровске одним из участников проекта «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» стало краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Поликлиника №7» Министерства здравоохранения Хабаровского края. Методология разработки и внедрения технологии бережливого производства в поликлинике на основе процессного подхода включала ряд этапов: формирование организационной структуры поликлиники; формирование перечня целей визитов пациента в поликлинику; разработка маршрутов движения пациента в поликлинике в соответствии с целями визитов; определение состава работ по этапам движения пациента в поликлинике, например: регистратура, смотровой кабинет, кабинет участкового врача, кабинет врача-специалиста и др., в соответствии с целями визита [1].

Новинкой явилась продуманная навигация. В поликлинике на входе, на лестничных маршах, на каждом этаже, даже на гардеробном номерке расположены маршруты во всех отделениях. Наличие электронных карт позволило перенести медицинские карты на бумажных носителях в отдельное картохранилище, что приучает пациентов не зависеть от наличия на руках амбулаторных карт, снижает негативные эмоции от их отсутствия и дает возможность спокойно работать с картами в отдельном помещении.

Рабочее место врача, приведенное в соответствие с табелем оснащения, кардинально поменяло свой внешний вид, а применение системы «5S» позволило по-новому организовать рабочее место специалистов. Проводимые мероприятия помогли существенно повысить доступность и качество медицинской помощи. Так, в созданном кол-центре поликлиники при использовании бережливых технологий в два раза сократилось затрачиваемое на ответ время, что позволяет обслуживать большее количество звонков, особенно в первый день недели. Рациональная расстановка мебели и оборудования помогла уменьшить протяженность маршрута врача по кабинету до 6—10 метров с исходных 150, что позволило сократить время нахождения пациента на приеме до 10—15 минут с исходных 25 минут, и, как результат, сократилось время ожидания в очереди с максимальных 30 до 15 минут в зависимости от цели визита пациента. При этом удовлетворенность пациентов качеством обслуживания в поликлинике превысила 70%.

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Тюменская область вошла в приоритетный проект «Создание новой модели медицинской организации первичной медико-санитарной помощи» в 2019 году. Тогда же на базе ГАУ ТО «Медицинский информационно-аналитический центр» создан региональный центр организации первичной медико-санитарной помощи, в функции которого входит внедрение инструментов и принципов бережливого производства в поликлиниках Тюменской области. В настоящее время в приоритетном проекте

34 медицинских организации и подразделения, принято к реализации 36 проектов. Задачами проектов является улучшение «климата» поликлиник, в том числе специализированных медицинских организаций: улучшение работы регистратур, создание комфортных условий для оказания помощи взрослым пациентам и детям, увеличение доступности лабораторных и инструментальных исследований, совершенствование процессов вакцинации и профилактических осмотров взрослых и детей [5].

Поликлиники озадачены и экономической составляющей деятельности. Реализуются проекты, направленные на совершенствование процесса управления ресурсами, повышение эффективности работы оборудования. В деятельности рабочих групп принимают участие представители территориального фонда ОМС Тюменской области, страховых медицинских организаций, ГАУЗ ТО «Хоспис», ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тюменской области», Департамента здравоохранения Тюменской области. В проекте активно участвуют пациенты и их родственники.

В 2019 году в поликлиниках, участвующих в проектах, увеличилась эффективность информационного обмена в регистратуре, сократилась длительность прохождения диспансеризации первого и второго этапов, а также количество посещений поликлиники, сокращено время пребывания пациентов в поликлинике, исключены дублирующие учетные формы и лишние функции в работе регистратуры. Для получения результатов используются все возможные методы, в том числе информатизация, автоматизация, удаленные сервисы и региональный портал Госуслуг. В медицинских организациях Тюмени внедряется система организации рабочего места ведутся работы по внедрению единого брендбука, системы организации производства и снабжения, позволяющей реализовать принцип «точно в срок». Организовываются места комфортного пребывания в поликлиниках (детские уголки, кафетерии и т.д.) [7].

В реализации проекта используются все возможные методы коммуникации: социальные сети и мессендже-ры, видео-конференц-связь. В реализации проекта используется автоматизированная система управления проектами Правительства Тюменской области, которая способствует верному планированию и реализации мероприятий проекта.

В 2018 году 31% медицинских организаций вошли в проект «Бережливая поликлиника» и «Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», в 2019 году — уже 40%. Все команды прошли тренинг РЦ ПМСП по реализации проекта и основам бережливого производства, 87% команд приняли решение о продолжении проекта самостоятельно, что указывает на высокий уровень вовлеченности, прежде всего, руководителей медицинских организаций.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

В рамках внедрения новых технологий управления в медицинскую организацию проводилось анкетирование

www.akvarel2002.ru

УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ

ВДЯ1НЫЩ

»VI

руководителей медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и участвующих в реализации проекта на территории Санкт-Петербурга, участников и руководителей рабочих групп по направлениям реализации проекта в медицинских организациях и других сотрудников амбулаторно-поликлинических учреждений [8].

Основные трудности, с которыми столкнулись сотрудники медицинских организаций в процессе реализации проекта: отсутствие финансирования на цели реализации проекта; недостаточность базовых экономико-управленческих знаний у руководителей медицинских организаций; проблемы в сфере информатизации отрасли, в том числе разное программное обеспечение в медицинских организациях; невовлеченность большей части сотрудников медицинских организаций в реализацию проекта; активное сопротивление переменам; опасность подмены линейного руководства медицинскими организациями руководством со стороны Регионального центра первичной медико-санитарной помощи; дискоординация «участников процесса» совершенствования первичной медико-санитарной помощи (направления «Бережливое производство» и работы Росздравнадзора по формированию методики сертификации медицинских организаций 2019—2024 гг.).

Риски проявили себя в трудностях реализации проекта: не в полной мере использована приоритетная поддержка высшими органами государственной власти внедрения «Новой модели медицинской организации» в субъектах Российской Федерации; повышение эффективности использования финансовых средств ОМС; распространение лучших практик внедрения «Новой модели медицинской организации» в среде профессионального сообщества для получения синергетического эффекта [12]. По итогам анкетирования удовлетворенность граждан организацией проведения диспансеризации повысилась с 47 до 70% [10]. Таким образом, использование «бережливых технологий» в медицинских производственных процессах может быть реальным инструментом повышения доступности и качества медицинских услуг и, как следствие, вести к росту удовлетворенности населения медицинской помощью [11].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для успешной реализации проектов по усовершенствованию сферы здравоохранения необходимы: заинтересованность руководства, обучение персонала принципам бережливого производства, четкое целеполагание, признание, материальное и нематериальное поощрение [6]. В структурных подразделениях, осуществляющих внедрение бережливого производства, руководители подразделений должны обратить особое внимание на снижение следующих демотивирующих факторов для внедрения улучшений: игнорирование идей и инициатив сотрудников непосредственными и вышестоящими руководителями; отсутствие взаимодействия между сотрудниками и вышестоящим руководством, которое принимает решения по реализации улучшений. Эффективность внедрения принципов бережливого производства в медицинской организации во многом зависит и будет успешной при выстроенной системе мотивации персонала.

Анализ работ по оценке эффективности показал, что исследование организации только по экономическим показателям дает ограниченное представление о результатах ее работы, поскольку социально-психологический аспект деятельности остается без внимания. Если речь идет о корпоративной культуре, то мы подразумеваем, что ее элементы, специфика их формирования, изменения и взаимодействия регламентируются компанией в контексте объединения всех ее элементов вокруг общей организационной цели. В случае «организационной» культуры все элементы и взаимоотношения складываются более свободно и самостоятельно, по факту отражая деятельность коллектива, процесс формирования команды, единого стиля работы для всех сотрудников. Понимание особенностей управления организацией здравоохранения позволяет составить усредненный профиль организационной культуры и проанализировать особенности его формирования, динамику и специфику управления. В государственных организациях сферы здравоохранения, как правило, преобладает иерархический тип культуры, в частных — рыночный. Элементы остальных типов культур присутствуют в меньшей степени, что определяется рядом управленческих факторов и построением межличностных отношений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алямовский В. В., Шеварков В. Д., Буянкина Р. Г. Мониторинг удовлетворенности пациентов качеством стоматологической помощи в государственной и негосударственной медицинских организациях // Институт стоматологии. — 2014. — №2 (63). — С. 16—17.

2. Вишняков Н. И. Мнение пациентов как важный критерий качества медицинской помощи // Проблемы управления здравоохранением. — 2009. — №2. — С. 43—45.

3. Востропятова М. В., Левкевич М. М. Стейкхолдеры в сфере здравоохранения // Экономика и социальная политика. — 2014. — №1. — С. 8—10.

4. Гурина М. А. Создание эффективной системы управления качеством в медицинских организациях на основе внедрения технологии «бережливого» производства // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. — 2017. — Т. 79. — №4 (74). — С. 378—384.

5. Гурина М. А. Применение методов «бережливого производства» в медицинских организациях / Бережливое производство: как устранить потери и повысить эффективность производственной системы предприятия: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (18 декабря 2017 года, Союз «Липецкая торгово-промышленная палата», г. Липецк). — Воронеж: Издательство «РИТМ». — 2017. — С. 10—14.

Ч^ЗИКЛД ХИРУРГИЯ

6. Об итогах работы Министерства в 2017 году и задачах на 2018 год / Доклад от 30.03.2018 на расширенном заседании Коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://static-3.rosminzdrav.ru/system/ аНас11тег^/аНас1^/000/037/886/опдта1/Итоги_2017_года.рс^?1522764000 (дата обращения 20.12.2019).

7. Паспорт приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://static-2.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/036/907/original/ Создание_новой_модели_медицинской_организации__оказывающей_ПМСП.pdf?1516183833 (дата обращения 20.12.2019).

8. Проект «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». Материалы регионов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/poleznye-resursy/proekt-berezhlivaya-poliklinika/materialy-i-prezentatsii/materialy-regionov (дата обращения 20.12.2019).

9. Платонова Н. И., Смышляев А. В. Проблемы нормативно-правового регулирования оказания первичной медико-санитарной помощи в Российской Федерации // Право и политика. — 2018. — №8. — С. 114—121.

10. Платонова Н. И., Смышляев А. В., Мельников Ю. Ю. Принципы правового регулирования оказания первичной медико-санитарной помощи уполномоченными государственными (муниципальными) медицинскими организациями в амбулаторных условиях в Российской Федерации // Юридические исследования. — 2018. — №7. — С. 1—9.

11. Смышляев А. В., Мельников Ю. Ю., Артемова П. В. Процессно-ориентированный подход в управлении здравоохранением в Российской Федерации на современном этапе: ключевые проблемы и перспективы развития // Проблемы экономики и юридической практики. — 2018. — №3. — С. 37—42.

12. Смышляев А. В., Мельников Ю. Ю., Артемова П. В. Совершенствование государственного управления в рамках реализации проекта «Бережливой поликлиники» и формирование новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь в субъектах Российской Федерации // Проблемы экономики и юридической практики. — 2018. — №5. — С. 286—291.

АВТОРСКАЯ СПРАВКА

Смышляев Алексей Викторович — кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации», г. Москва; e-mail: [email protected]. Мельников Юрий Юрьевич — кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации», г. Москва.

Садовская Мария Алексеевна — специалист Департамента здравоохранения г. Москвы.

ОСЛОЖНЕНИЯ В КОЛОРЕКТАЛЬНОЙ ХИРУРГИИ: ФАКТОРЫ РИСКА

А. А. Кульчиев, А. А. Морозов, Э. А. Перисаева, З. О. Карсанова, Я. Я. Козаева

Аннотация. В статье представлена систематизация основных некорригируемых факторов риска осложнений в коло-ректальной хирургии. Авторами рассмотрено значение пола, возраста, коморбидного фона пациента. Дана оценка таких особо значимых для безопасного выполнения хирургического вмешательства характеристик пациентов, как предшествующая анемия, нутриционный статус, висцеральное ожирение,

предшествующие операции на органах брюшной полости и наличие обширных спаек. Делается вывод, что на роль оптимальной периоперационной стратегии в современной ко-лоректальной хирургии может претендовать технология Fast Track Surgery.

Ключевые слова: колоректальная хирургия, осложнения, факторы риска, периоперационная стратегия.

COMPLICATIONS IN COLORECTAL SURGERY: RISK FACTORS

А. A. Kulchiev, Â. A. Morozov, E. A. Perisaeva, Z. O. Karsanova, Ya. Ya. Kozaeva

Annotation. The article presents a systematization of the main uncorrected risk factors for complications of colorectal surgery. The authors considered the importance of gender, age, comorbid background of the patient. In addition, an assessment of the significance of such characteristics of patients that are particularly

significant for the safe performance of surgical intervention, such as previous anemia, nutritional status, visceral obesity, previous operations on the abdominal organs and the presence of extensive adhesions, is given. It is concluded that the Fast Track Surgery technology can claim the role of the optimal perioperative strategy in modern colorectal surgery.

Keywords: colorectal surgery, complications, risk factors, perioperative strategy.

На данном этапе развития хирургии многие вопросы организации своевременного выявления профильных заболеваний, быстрой и точной диагностики, оптимальной маршрутизации пациентов и ранней реабилитации уже с этапа хирургического лечения тщательно разработаны в различных по экономическому обеспечению системах здравоохранения [4, 29].

Применительно к колоректальной хирургии следует признать, что результат лечения в значительной степени за-

висит от формирования оптимальной лечебной стратегии, базирующейся на максимально точной оценке факторов риска периоперационных осложнений и реализации превентивных мер по их профилактике [2, 3]. При этом важно понимать, что не все гипотетически возможные осложнения у этой, без сомнения, очень сложной по коморбидности и разнообразной по приоритету рисков когорты пациентов имеют равное значение в формировании высоких рисков неблагоприятного прогноза хирургического лечения [2, 6, 8].

www.akvarel2002.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.