16. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.14)
16.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «БЕРЕЖЛИВОЙ ПОЛИКЛИНИКИ» И ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ МОДЕЛИ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ОКАЗЫВАЮЩЕЙ ПЕРВИЧНУЮ МЕДИКО-САНИТАРНУЮ ПОМОЩЬ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Смышляев Алексей Викторович, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник
Место работы: ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России
alexeysmishlyaev@yandex. ru
Мельников Юрий Юрьевич, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник
Место работы: ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России
Артемова Полина Витальевна, преподаватель Кафедры государственного управления Место работы: МГИМО МИД России
Аннотация: различия между структурой и методами управления государственных и негосударственных медицинских организациях исчезают. Появление многочисленных стейкхолдеров повышает риски и оправдывает внедрение lean-технологий в систему здравоохранения. Введение понятий основной и обременяющий процесс является основой современного управления. Одним из целей управления является выявление и устранение потерь на производстве, создание гибкой системы контроля над степенью удовлетворённости пациентов. Социологический опрос показал низкую степень доверия к государственным поликлиникам со стороны трудоспособного населения с высшим образованием. Для улучшения ситуации в системе здравоохранения в России реализуется проект «бережливая поликлиника». Главная его цель - создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. Реализация проекта имеет ряд трудностей: отставание медицинских организаций в отношении внедрения современных форм управления в государственном секторе от фактического социально-экономического развития страны, низкий имидж государственных медицинских организаций, фактические отсутствие обратной связи между пациентом и учреждением, пассивный саботаж персонала относительно нововведений, низкий профессиональный уровень подготовки сотрудников по основам менеджмента.
Ключевые слова: государственное управление, «бережливое» производство, амбулаторно-поликлиническая помощь, здравоохранение
IMPROVEMENT OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FRAMEWORK OF THE «LEAN POLYCLINIC» PROJECT AND THE FORMATION OF A NEW MODEL OF A MEDICAL ORGANIZATION THAT PROVIDES PRIMARY HEALTH CARE IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Smyshlyaev Alexey V., PhD in Medicine, Leading researcher
Work place: Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russia Federation
alexeysmishlyaev@yandex. ru
Melnikov Yuri Yu., PhD in Medicine, Leading researcher
Work place: Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russia Federation
Artemova Polina V., Lecturer of the Chair public administration Work place: MGIMO - University
Annotation: differences between the structure and management methods of state and non-state medical organizations are disappearing. The emergence of numerous stakeholders increases the risks and justifies the introduction of lean technologies into the health care system. Introduction of concepts is the main and burdening process is the basis of modern management. One of the objectives of the management is to identify and eliminate losses in production, create a flexible system of control over the degree of satisfaction of patients. The sociological survey showed a low degree of trust in the state polyclinics on the part of the able-bodied population with higher education. To improve the situation in the health care system in Russia, a «lean polyclinic» project is being implemented. Its main goal is to create a new model of a medical organization that provides primary health care. The implementation of the project has a number of difficulties: the backlog of medical organizations regarding the introduction of modern forms of governance in the public sector from the actual socio-economic development of the country, the low image of state medical organizations, the virtual lack of feedback between the patient and the institution, passive sabotage of personnel to innovations, employees on the basics of management and marketing.
Keywords: public administration, lean-production, outpatient care, public health.
В связи с изменениями в социально-экономической сфере и ориентированностью на потребности «рынка», в том числе и в сфере здравоохранения, государственное управление вынужденно эволюционирует от классической авторитарной модели управления по типу «веберовской бюрократии» к «рыночному» менеджменту, который прежде всего должен учитывать потребности общества, а не потребности государства. Различия между организационными структурами и методами управления частных и государственных медицинских организациях постепенно исчезают. Это говорит о необходимости строить и управлять государственным общественным здравоохранением на принципах государственного менеджмента, а не на принципах государственного администрирования. Классическая «государственная» советская модель управления была актуальна в рамках проекта «СССР», где не было понятия «частной» медицины и граждане получали официально медицинскую помощь исключительно в государственных учреждениях. Изменения конституционного строя и изменения вектора развития государства стимулирует внедрение принципов менеджмента1.
Появление многочисленных стейкхолдеров2 повышает риски в управлении системой здравоохранения, что оправдывает внедрение 1еап3-технологий4. Введение алгоритма, описывающего создание эффективной управленческой структуры, позволит сделать ключевое звено системы здравоохранения (ам-булаторно-поликлиническое), которые бы отвечало потребностям общества в целом и решало бы социальные задачи, поставленные перед государство5.
1 Гурина М.А. Создание эффективной системы управления качеством в медицинских организациях на основе внедрения технологии «бережливого» производства // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2017. - Т. 79. - №4(74). - С. 378-384.
2 Настольный словарь по корпоративному праву / отв. ред. С.В. Краснова. - Москва: ИД «Международные отношения», 2018.
Stakeholder (англ.) - заинтересованная сторона, причастная сторона, физическое лицо или организация, имеющая права, долю, требования или интересы относительно системы или её свойств, удовлетворяющих их потребностям и ожиданиям.
3 Терминологический справочник по электронному правительству / отв. ред. М.Ю. Игитян. - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. - 48 с.
Бережливое производство— концепция управления производственным предприятием, основанная на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь.
4 Государственно-частное партнерство в современной России: Монография / отв. ред. С.Г. Камолов - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. - 520 с.
5 Востропятова М.В., Левкевич М.М. Стейкхолдеры в сфере здраво-
охранения //Экономика и социальная политика. - 2014. - № 1. - С. 8-10.
Основой реализации lean-производства это введение в категории управления таких понятий как «основная» и «обременяющая» деятельность. Первое - добавляет ценность конечной услуги. Это может быть профессиональные сотрудники, современные технологии, использование лекарственных средств нового поколения, построение лечебно-диагностического контура на основе «доказательной» медицины. Это то, за что в первую очередь должно бороться руководство медицинской организации, т.к. это влияет на конкурентоспособность. Это является «визитной» карточкой учреждения. В рамках государственного амбулаторно-поли-клинического звена это прежде всего квалифицированные кадры и современное оборудование. Второе, это то, что увеличивает себестоимость конченой услуги. Это сопутствующие процессы документооборота, работа call-центра, логистических поставок, работа бухгалтерского и кадрового отдела и т.д. Такие процессы необходимо удешевить и по возможности вынести за пределы учреждений (outsourcing6)7.
Одним из ключевых понятий lean-производства являются «потери». В здравоохранении традиционно можно выделить 7 видов потерь, которые актуальны при оказании медицинских услуг: излишнее проведение лечебно-диагностических мероприятий, которые могут дублироваться и не являться обязательными при постановке диагноза; нерациональные перемещения, включая не рациональное оборудование рабочего места; нерациональное (несогласованная) транспортировка пациентов или необходимость посещать врачей в разные смены и/или несовпадения в графике работы тех или иных социалистов (в т.ч. лабораторий, процедурных кабинетов и т.д.); наличие очередей, групп ожидающих в помещении учреждения; несбалансированное (не спланированное) обеспечение расходными материалами, отсутствие таковых или их избыток; задержка в обработке данных из-за несогласованного графика работы подразделений; ошибки в работе (технического характера, «человеческий» фактор).
6 Терминологический справочник по государственным и муниципальным финансам / отв. ред. Ю.А. Караулова - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. - 87 с.
Аутсорсинг - передача организацией, на основании договора, определённых видов или функций производственной предпринимательской деятельности другой компании, действующей в нужной области.
7 Гурина М.А. Применение методов «бережливого производства» в медицинских организациях // Бережливое производство: как устранить потери и повысить эффективность производственной системы предприятия: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (18 декабря 2017 года, Союз «Липецкая торгово-промышленная палата», г. Липецк). - «Издательство РИТМ». - Воронеж. - 2017. - С. 10-14.
Одним из важных подходов в реализации 1еап-производства в рамках медицинских учреждений, это «гибкая» система контроля степени удовлетворённости посетителей (пациентов) и своевременное внесение коррективов в процессы (бизнес-процессы). При менеджерском подходе, прежде всего, необходимо учитывать потребность общества в тех или иных медицинских услугах и степень их удовлетворенности от их получения. Необходимо оценивать степень «ожидания» качества услуги от потенциальных пациентов (клиентов). В рамках конкуренции, когда государственные медицинские учреждения лишились монополии в отношении предоставления медицинской помощи населению, необходимость более гибкого реагирование на «отзывы» пациентов (клиентов) и повышения качества основного и удешевление сопутствующего (обеспечивающего) продукта возрастает. Поэтому при организации и управлении медицинскими организациями (за исключением ведомственных государственных медицинских организаций) необходимо, прежде всего, опираться на реальные потребности и ожидания общества прежде всего. Развивать как профессиональную, а так и «сервисную» часть8. Необходимость в изучении (мониторинга) общественного мнения в отношении деятельности государственных организаций возрастает и становиться ключевой. Система «обратной» связи должна действовать регулярно, динамично и корректно. Ключевым механизмом для реализации эффективного управления в системе здравоохранения может служить мониторинг удовлетворенности пациентов. Этот механизм призван решить задачу по ориентированности медицинских организаций на конечного потребителя9. Отсутствие единого подхода при оценке общественного мнения в сфере здравоохранения является камнем преткновения для повышения эффективности системы в целом. Одним из механизмов изучения общественного мнения может быть система анкетировании пациентов «до» и «после», работа с «жалобами» пациентов не по «вертикали»10, а по «горизонтали», т.е. анализ жалоб сторонними (в т.ч. независимыми) экспертами, оценка качества медицинской помощи по результатам и алгоритмам ее оказания общественными организациями (экспертными)11.
Согласно исследованию, проведённому среди посетителей государственных и негосударственных медицинских учреждений, выявлено, что государственные учреждения посещают 52,5% женщин и 47,5% мужчин в возрасте от 24 до 44 лет, а негосударственные учреждения - 57% мужчин в возрасте от 20 до 50 лет. При этом, как отмечают исследователи, доля посетителей с высшим образованием выше в частном секторе, чем в государственном (госсектор - 55,8% и бизнес-сектор - 74,9%). Трудоустроенные граждане (не пенсионного возраста) посещают государственные и частные учреждения практически наравне (госсектор -88,0% и бизнес-сектор89,7%). Пенсионеры (работающие) предпочитают государственные медицинские
8 Смышляев А.В., Мельников Ю.Ю., Павлюк А.В. Правовые аспекты защиты чести, достоинства и деловой репутации врача в отношении публикаций в сети интернет персональных данных в общем доступе // Экономика и предпринимательство. 2018. № 2 (91). С. 783-787.
9 Вишняков Н.И. Мнение пациентов как важный критерий качества медицинской помощи // Проблемы управления здравоохранением. -2009. - N2. - С. 43-45.
10 Направление жалоб от пациентов в вышестоящие организации (учредители).
11 Михальченко Д.В. Стоматологическая услуга как социальное взаимодействие врача и пациента // Диссертация док. мед. наук. - Волгоград. - 2012. - С. 220-245.
организации (госсектор -13,0% и бизнес-сектор -3,1%). В Таблице №1 представлены обобщенные результаты вышеуказанного социологического исследования12.
Таблица 1
Результаты анкетирования посетителей государственных и негосу-
дарственных медицинских организаций
Категория опроса Государственные медицинские организации Негосударственные медицинские организации
Мужчины (%) Женщины (%) Мужчины (%) Женщины (%)
Обращение в медицинские организации 47,5 52,5 57 43
Посетители в высшим образования 55,8 74,9
Посетители со средним образованием 30,3 12,4
Трудоустроенные граждане (не пенсионеры) 88,0 89,7
Работающие пенсионеры 13,0 3,1
Таким образом, «среднестатистический» посетитель негосударственных медицинских учреждений - это преимущественно мужчины с высшим образованием, среднего (трудоспособного возраста). Государственные учреждение преимущественно посещают люди пенсионного возраста и люди со средним образованием. Это говорит о том, большая часть трудоспособного населения ориентированы на учреждения частного сектора. Это может говорить об их неудовлетворенности (низким доверием) к государственным организациям.
В настоящее время в Российской Федерации реализуются пилотные проекты по внедрению 1еап-производства в сфере здравоохранения, инициированные Министерством Здравоохранения 13. Согласно отчету, представленному по итогам 2017 года, в первой «волне» пилотного проекта учувствовало 3 субъекта Российской Федерации (6 поликлиник)14. Во второй «волне» (т.н. «отработке модели») уже приняло участие 40 субъектов и 304 поликлиники. Согласно проекту, предполагается создание организационного центра по совершенствованию первичной медико-санитарной помощи на федеральном уровне и уровне субъектов15. Предполагается «централизация» управления и включение в проект более 2000 поликлиник. Проект «бережливая поликлиника» в перспективе предполагается переименовать в «бережливое здравоохранение», что по замыслу автором, включит в процесс не только амбула-торно-поликлиническое звено, но и другие виды медицинской помощи (специализированную больничную, высокотехноло-
12 Алямовский В.В., Шеварков В.Д., Буянкина Р.Г. Мониторинг удовлетворенности пациентов качеством стоматологической помощи государственной и негосударственной медицинских организациях // Институт стоматологии. - 2014. - №2(63). - 16-17.
13 Паспорт приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». - (Электронный ресурс) - Режим доступа: https://static-2.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/036/907/original/Созд
ание_новой_модели_медицинской_организации_оказывающей_ПМС
n.pdf?1516183833 (дата обращения 20.08.2018).
14 Modern public administration challenges: Russia, EU, USA / Executive editor Pavlyuk A.V. - М.: Foundation for support of international programmes, 2017, - 1180 p.
15 Институционально-правовые основы государственно-частного
партнерства: учебное пособие / отв. ред. А.А. Михеев. - М.: ИНФРА-М,
2018.
гичную, скорую, паллиативную). Обобщенные результаты представлены в Таблице №216.
Таблица 2
Показатели снижение «потерь» в процессе приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» по итогам 2017 года.
Одними из первых во внедрении пилотного проекты были Ярославская, Калининградская области и город Севастополь. Опыт реализации показал, что внедрение алгоритма процессного производства и устранение потерь достаточно сложно воспринимается сотрудниками. Реализация проходит в несколько этапов:
1. Создание проектного (процессного) офиса, который является «мозговым» центром в принятии решений, контроле, разработке стратегических планов;
2. Процесс обучения сотрудников основами менеджмента на производстве, основам «бережливого» производства, освоение терминологии и инструментов управления;
3. Ранжирование задач (проблем) в порядке их значимости;
4. Непосредственная реализация работы по внедрению проекта, включающее в себя создание «дорожной» карты;
5. Создание визуального ряда процессов, проходящих в медицинской организации;
6. Проведение контроля затраты времени;
7. Определение и анализ существующих (выявленных) потерь в организации.
По результатам проведенной работы необходимо составить схему, отражающую все виды потерь в организации. Проведенный анализ должен способствовать их снижению. Согласно циклу Шухарта-Деминга17, после выявления (при контроле) потерь, следует принять управленческое решения (на своем уровне) и повторить цикл18. Мониторинг и оценка текущих процессов является индикатором правильности построение бизнес-процессов в медицинской организации. Сотрудники должны видеть в наглядном представлении схемы процессом, реперные точки, «входы»-«выходы» и т.д. Для этого необходимо использовать информационные стенды по реализовыва-емым проектам. Своевременное информирование о результатах даст возможность коллективу почувствовать результат работы, что необходимо для командной работы. Каждый сотрудник должен осознавать свою роль в работе организации.
16 Итоги 2017 // Доклад от 30 марта 2018 года состоявшийся на расширенном заседании Коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об итогах работы Министерства в 2017 году и задачах на 2018 год». - (Электронный ресурс). - Режим доступа: https://static-3.rosminzdrav.ru/system/
attachments/attaches/000/037/886/original/Итоги_2017_года.pdf?152276 4000 (дата обращения 20.08.2018).
17 PDCA (англ. «Plan-Do-Check-Act» - планирование-действие-проверка-корректировка) циклически повторяющийся процесс принятия решения, используемый в управлении качеством.
18 Spithoven A. Lean production and disability // International Journal of Social Economics. - 2001. - №9. - P. 753-776.
Для этого необходимо своевременно демонстрировать результат работы и вклад каждого «владельца» процесса19.
В результате реализации проекта по созданию новой модели амбулаторно-поликлинической организации в Калининградской области в период 2016-2017 г. Были достигнуты результаты по оптимизации «обременяющих» процессов. Был создан са11-центр, который позволил обрабатывать в 1,4 раза больше звонков. Это было достигнуто путем внедрение многоканального центра с использованием электронной записи (очереди). Обрабатывались вызовы на дом, неотложные вызовы, записи на диспансеризацию с помощью автоматизированной информационной системы.
Внедрение в документооборот электронных технологий (электронная история болезни, направления на консультации, исследования, рецепты, листы нетрудоспособности, справки) позволило полностью автоматизировать работу поликлиники. Это привело к тому, что время, затрачиваемое на «обременяющие» процессы у медицинских сестер и участковых терапевтов, было сокращено в 1,7 и 1,5 раза соответственно. В результате чего «пропускная» способность увеличилась в 1,3 раза. В 1,8 раз сократилось время на получение результатов (получение их в электронную медицинскую карту) с момента сдачи биоматериала. Показатели «до» и «после» можно увидеть в Таблице №3 20.
Таблица 3
Результаты реализации приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» по итогам 2017 года в Калининградской области.
Так же был внедрено технология обратной связи с пациентом (клиентов) поликлиники и сотрудниками учреждениями. Обратная связь с пациентами осуществлялась посредством «активного» выявления общественного мнения путем анкетирования (опроса), а также посредством «пассивного» выявления - «ящик предложений». В отношении сотрудников так же был внедрён «ящик предложений». Помимо этого для оценки вовлеченности персонала еженедельно проводился опрос по средством опросника Ц1221. Внедрено регулярное (непрерывное) обучение по процессному подходу в управлении, контролю качества, технологии выявление и устранения потерь. Для
19 Джордж M. Бережливое производство. Шесть сигм в сфере услуг. Как скорость бережливого производства и качество шести сигм помогают совершенствованию бизнеса. - Москва. - Манн, Иванов и Фербер. - 2011. - С. 400-450.
20 Проект «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». Материалы регионов. (Электронный ресурс). - Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/poleznye-resursy/proekt-berezhlivaya-poliklinika/materialy-i-prezentatsii/materialy-regionov (дата обращения 20.08.2018).
21 Опросник разработан исследовательской группой Gallup на основе многочисленных фокус-групп и интервью. Выбраны 12 вопросов, ответы на которые в наибольшей степени коррелируют (связаны) с основными показателями эффективности персонала.
№ Показатель Результат к 2017 году
1 Время ожидания для регистрации обращения в медицинскую организацию (очно) Снизилось в 4 раза
2 Уменьшение времени пребывания в поликлинике Снизилось в 1,4 раза
3 Время «дозвона» в са11-центр Снизилось в 4,2 раза
4 Время ожидания приема специалиста (непосредственно в медицинской организации) Снизилось в 8 раз
5 Время оформления записи на повторный прием ко врачу Снизилось в 5 раз
6 Время работы врача с пациентов (непосредственно) Увеличилось в 2 раза
Показатель Было до проекта Стало после реализации проекта
Кол-во обработанных вызовов в смену (в сутки) 260 384
Затраты времени медицинского персонала на «обременяющие» действия в мин. (участковый врач/медицинская сестра) 17,5/20 11,5/11,5
Кол-во человек (пациентов) принятых за смену До 20 До 26
Затраты времени на «обременяющие» логистические процессы в часах 7,5 4
Автоматизация рабочего места (%) 70 100
повышения приверженности, лояльности информирование позитивного имиджа пилотного проекта проводилась его популяризация. Ведена навигация и форма персонала в рамках единого Brand book22 ( 80%). Внедрен принцип 5S23 для применения сотрудниками на своих рабочих местах (70%). Проведена диверсификация потоков пациентов (70%). Помимо внутренней интеграции, активно проводилась внешняя интеграция медицинской организации посредством привлечение волонтером и работы с ВУЗами (70%). В целом оптимизация и стандартизация процессов составила 75%. «Открытая регистратуры» составила 75%24.
Модернизация системы здравоохранения с целью повышения ее эффективности на уровне амбулаторно-поликлинического звена, а также на уровне клинических больниц (стационаров), служб скорой и паллиативной медицинской помощи имеет ряд трудностей. Прежде всего, отставание медицинских организаций в отношении внедрения современных форм управления в государственном секторе от фактического социально-экономического развития страны. Прошло более 25 лет с момента, когда был обозначен новый вектор развития страны в целом и здравоохранения в частности. Внедрение принципов врача общей практики было обозначено в приказе Министерства здравоохранения еще в 1992 году. 25 Переход на основы оказания первичной медико-санитарной помощи на новый принцип ведет за собой перестройку всей инфраструктуры здравоохранения. За длительный период активно развивался частный сектор медицинских услуг что в результате привело к тому, что значительная часть трудоспособного населения (с высшим образованием) выбирают негосударственные организации. Имидж государственных медицинских организаций заметно ниже, ввиду «негативных» ожиданий от их посещения. Введение «бережливого» производства в государственных учреждений здравоохранения обусловлено прежде всего не желанием чиновников, а острой социальной необходимостью. «Атоминизация» учреждений от общества привело к тому, что до введения проекта фактически отсутствовала система динамической обратной связи «пациент-поликлиника». Не было централизованно утвержденного механизма устранения «потерь», что привело к «кумуляции» проблем. Отсутствие понимания и должной подготовки персонала будет приводить к «пассивному» саботажу
22 Брендбук (англ. brand book) - официальный документ компании, в котором описывается концепция бренда, атрибуты бренда, целевая аудитория, позиционирование компании и другие данные, которыми руководствуется отдел маркетинга и руководители бизнеса для построения коммуникации с потребителями и развития компании в целом.
23 5S - система организации и рационализации рабочего места (рабочего пространства), один из инструментов бережливого производства. 5S - это пять японских слов или 5 Шагов (5 Step): сэири (SS) «сортировка» (нужное-ненужное), сэитон (8Ш) «соблюдение порядка» (всему своё место), сэисо (ЖШ) «содержание в чистоте» (уборка), сэикэцу ( ЖШ) «стандартизация» (поддержание порядка), сицукэ (Щ) «совершенствование (буквальный перевод - воспитание)».
24 Проект «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». Материалы регионов. (Электронный ресурс). - Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/poleznye-resursy/proekt-berezhlivaya-poliklinika/materialy-i-prezentatsii/materialy-regionov (дата обращения 20.08.2018).
25 Приказ Минздрава РФ от 26 августа 1992 г. N 237 "О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)". - (Электронный ресурс). -
Режим доступа: http://base.garant.ru/4101396/#ixzz5P5lbIk26 (дата обращения 20.08.2018).
на рабочих местах26. В отчетах по работе по внедрению проекта новой модели поликлиник главным образом уделяется внимание оптимизации «обременяющим» процессам. Возложение функций по налаживанию процессов этого ранга главным образом на медицинский персонал является не вполне корректным. Отсутствие должной подготовки руководителей учреждений и отсутствие профессионализации в сфере медицинского менеджмента может ставить реализацию проекта по вопрос. Увеличение пропускной способности как достижения является не вполне уместным, т.к. не ведет за собой увеличение качества «основного» лечебно-диагностического процесса. Нет изменений в структуре управления поликлиник. Успешное проведение модернизации амбулаторно-поликлинического звена при сохранении прежней организационной структуры может не повлечь за собой коренных изменений в функционировании новой модели медицинской организации.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 89,54%.
Список литературы:
1. Алямовский В.В., Шеварков В.Д., Буянкина Р.Г. Мониторинг удовлетворенности пациентов качеством стоматологической помощи государственной и негосударственной медицинских организациях // Институт стоматологии. - 2014. - №2(63). - 16-17.
2. Вишняков Н.И. Мнение пациентов как важный критерий качества медицинской помощи // Проблемы управления здравоохранением. - 2009. - N2. - С. 43-45.
3. Востропятова М.В., Левкевич М.М. Стейкхолдеры в сфере здравоохранения //Экономика и социальная политика. - 2014. -№ 1. - С. 8-10.
4. Государственно-частное партнерство в современной России: Монография / отв. ред. С.Г. Камолов - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. - 520 с.
5. Гурина М.А. Создание эффективной системы управления качеством в медицинских организациях на основе внедрения технологии «бережливого» производства // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2017. - Т. 79. -№4(74). - С. 378-384.
6. Гурина М.А. Применение методов «бережливого производства» в медицинских организациях // Бережливое производство: как устранить потери и повысить эффективность производственной системы предприятия: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (18 декабря 2017 года, Союз «Липецкая торгово-промышленная палата», г. Липецк). - «Издательство РИТМ». - Воронеж. - 2017. - С. 10-14.
7. Джордж M. Бережливое производство. Шесть сигм в сфере услуг. Как скорость бережливого производства и качество шести сигм помогают совершенствованию бизнеса. - Москва. - Манн, Иванов и Фербер. - 2011. - С. 400-450.
8. Институт административной ответственности / отв. ред. Камолов С.Г. - М.: Издательство «Актуальность.РФ», 2017. 208 с.
9. Институционально-правовые основы государственно-частного партнерства: учебное пособие / отв. ред. А.А. Михеев. - М.: ИНФРА-М, 2018.
10. Камолов С.Г., Артемова П.В. Информационные технологии для государственных служащих. Москва, 2017.
11. Итоги 2017 // Доклад от 30 марта 2018 года состоявшийся на расширенном заседании Коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об итогах работы Министерства в 2017 году и задачах на 2018 год». - (Электронный ресурс). - Режим доступа: https://static-3.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/037
26 Институт административной ответственности / отв. ред. Камолов С.Г. - М.: Издательство «Актуальность.РФ», 2017. 208 с.
/886/original/MTO™_2017_i^a.pdf?1522764000 (дата обращения 20.08.2018).
12. Михальченко Д.В. Стоматологическая услуга как социальное взаимодействие врача и пациента // Диссертация док. мед. наук. - Волгоград. - 2012. - С. 220-245.
13. Настольный словарь по корпоративному праву / отв. ред. С.В. Краснова. - Москва: ИД «Международные отношения», 2018.
14. Паспорт приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». - (Электронный ресурс) - Режим доступа: https://static-2.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/036/907/original/C оздание_новой_модели_медицинской_организации_ _оказывающей_ПМСП^1?1516183833 (дата обращения 20.08.2018).
15. Проект «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». Материалы регионов. (Электронный ресурс). - Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru я/poleznye-resursy/proekt-berezhlivaya-poliklinika/materialy-i-prezentatsii/materialy-regionov (дата обращения 20.08.2018).
16. Приказ Минздрава РФ от 26 августа 1992 г. N 237 "О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)". - (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://base.garant.ru/4101396/Sixzz5P5lbIk26 (дата обращения 20.08.2018).
17. Смышляев А.В., Мельников Ю.Ю., Павлюк А.В. Правовые аспекты защиты чести, достоинства и деловой репутации врача в отношении публикаций в сети интернет персональных данных в общем доступе // Экономика и предпринимательство. 2018. № 2 (91). С. 783-787.
18. Терминологический справочник по электронному правительству / отв. ред. М.Ю. Игитян. - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. - 48 с.
19. Терминологический справочник по государственным и муниципальным финансам / отв. ред. Ю.А. Караулова - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. - 87 с.
20. Modern public administration challenges: Russia, EU, USA / Executive editor Pavlyuk A.V. - М.: Foundation for support of international programmes, 2017, - 1180 p.
21. Spithoven A. Lean production and disability // International Journal of Social Economics. - 2001. - №9. - P. 753-776.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Совершенствование государственного управления в рамках реализации проекта «Бережливой поликлиники» и формирования новой модели умедицинской организации оказывающей первичную медико-санитарную помощь в субъектах Российской Федерации» ведущего научного сотрудника ФГБУ ЦНИИОИЗ МЗ РФ, канд. мед. наук Смышляева А.В., ведущего научного сотрудника ФГБУ ЦНИИОИЗ МЗ
РФ, канд. мед. наук Мельникова Ю.Ю., преподавателя Кафедры государственного управления и права МГИМО МИД РФ Артемовой П.В. Актуальность научной статьи «Совершенствование государственного управления в рамках реализации проекта «Бережливой поликлиники» и формирования новой модели медицинской организации оказывающей первичную медико-санитарную помощь в субъектах Российской Федерации» состоит в том, на сегодняшний день государственное управления в сфере здравоохранения нуждается в совершенствовании и внедрении принципов эффективного менеджмента.
В настоящее время, для повышения удовлетворённости населения оказываемой ей медицинской помощи, а так же для оптимизации работы амбулаторно-поликлинических учреждений и улучшения качества лечения, проводится пилотный проект по созданию новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. Учитывая, что базой для всей системы здравоохранения как в России так и во всем мире, является именно первичная медико-санитарная помощь, уделение ей особого внимание совершено обосновано. В современной России, когда общество «приняло» новые правила игры, когда население может само определять свой выбор лечебного учреждения, совершенствование механизмов управления и внедрение базовых основ менеджмента, изменение классической бюрократической модели государственного управления в сторону государственного менеджмента в сфере здравоохранения становиться крайне необходимым. Введение новых понятий в управление здравоохранением (клиент-ориентированность, процессный подход, потери и т.д.) является базовым элементов ее совершенствования и дальнейшего развития.
Название статьи, а так же ее содержание совпадают. Автор использовал общетеоретический метод исследования материалов представленных на официальным сайтах информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», материалы научно-практических конференций по теме исследования, научные труды зарубежных ученых и специалистов в области управления здравоохранением, опубликованные в рецензируемых изданиях по вопросам фундаментальных и прикладных исследований в области теории и практики государственного управления в здравоохранении.
Научная новизна заключается в анализе текущей ситуации в системе государственного управления здравоохранением и механизмах совершенствования системы оказания первичной медико-санитарной помощью.
Аннотация работы информативна и отражает сущность научной статьи. Автор показал уверенные навыки работы с открытыми источниками данных, а так же умение анализировать проблемы и делать выводы. Выводы статьи аргументированные и содержательные. Статья будет интересна специалистам занятых в сфере управления здравоохранением, а так же студентам профильных факультетов.
Доцент кафедры теории и истории государства и права Юридического факультета КФУ, канд. юрид. наук
Антонян Т.Г.