Научная статья на тему 'Процессно-ориентированный подход в управлении здравоохранением в Российской Федерации на современном этапе: ключевые проблемы и перспективы развития'

Процессно-ориентированный подход в управлении здравоохранением в Российской Федерации на современном этапе: ключевые проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
365
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Смышляев Алексей Викторович, Мельников Юрий Юрьевич, Артемова Полина Витальевна

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью повышения эффективности управления в системе здравоохранения. Поставленные задачи перед Правительством Российской Федерации в настоящее время по преодолению высокой смертности трудоспособного населения, высокой младенческой смертности, решения кадрового дефицита специалистов оказывающих первичную медико-санитарную помощь и улучшения общего качества медицинских услуг в целом возможно лишь при реализации современных методов управления основанных на процессно-ориентированном подходе, а так же на принципах контроля качества выпускаемой продукции (медицинской услуги). Теоретической основой исследования явились данные открытых источников сайтов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органов исполнительной власти Российской Федерации; нормативно-правовые акты регулирующие вопросы охраны здоровья населения в Российской Федерации; научные труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов, опубликованные в рецензируемых изданиях по вопросам фундаментальных и прикладных исследований в области теории и практики управления в здравоохранении; материалы научно-практических конференций по теме исследования. В статье рассматривается ряд актуальных проблем современной системы управления научными и лечебными учреждениями здравоохранения. В первую очередь создание института «менеджеров здравоохранения» и повышения квалификации существующих руководителей. Особенности внедрения концепция «бережливого производства» в медицинской отрасли. Автор подробно рассматривает основные функции и ключевые задачи «процессного» офиса на примере приоритетного проекта в области здравоохранения, принятого Правительством Российской Федерации. Рассмотрены ближайшие перспективы развития отрасли медицинских услуг и обосновала важность стандартизации учреждений в соответствии с международными требованиями. В ходе исследования выявлена эффективность внедрения современного подхода в управлении на примере ее реализации в субъектах Российской Федерации. На основе изучения данного вопроса автор приходит к выводу, что внедрение процессно-ориентированного подхода в управлении здравоохранением, внедрение системы ключевых показателей дает возможность руководителю сформировать обоснованные управленческие решения, планы и программы ее развития на краткосрочную и долгосрочную перспективы. Создание эффективной, ориентированной на конечного потребителя системы здравоохранения позволит выполнить стоящие перед ней задачи. Работа адресована широкому кругу руководителей научно-практических и лечебных учреждений здравоохранения, экономистов, юристов, работников сферы организации здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Смышляев Алексей Викторович, Мельников Юрий Юрьевич, Артемова Полина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESS-ORIENTED APPROACH IN HEALTHCARE IN THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE: KEY PROBLEMS AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT

The relevance of this article is due to the need to improve management effectiveness in the health care system. The tasks set before the Government of the Russian Federation at present to overcome the high mortality of the able-bodied population, high infant mortality, to solve the personnel shortage of specialists providing primary health care and to improve the overall quality of medical services as a whole are possible only with the implementation of modern management methods based on process-oriented approach, as well as on the principles of quality control of products (medical services). The theoretical basis of the research was data from open sources sites of the information and telecommunication network «Internet» of the executive authorities of the Russian Federation; normative and legal acts regulating the issues of public health protection in the Russian Federation; scientific works of domestic and foreign scientists and specialists published in peer-reviewed publications on fundamental and applied research in the field of theory and practice of health management; materials of scientific and practical conferences on the research topic. The article deals with a number of topical problems of the modern management system of scientific and medical institutions of public health. First of all, the creation of the institution of «health managers» and the upgrading of the skills of existing managers. Features of the introduction of the concept of «lean manufacturing» in the medical industry. The author examines in detail the main functions and key tasks of the «process» office on the example of the priority project in the field of health, adopted by the Government of the Russian Federation. The nearest prospects of development of the medical services industry were considered and the importance of standardization of institutions in accordance with international requirements was substantiated. In the course of the study, the effectiveness of the introduction of a modern approach to management was revealed, based on the example of its implementation in the subjects of the Russian Federation. Based on the study of this issue, the author comes to the conclusion that the introduction of a process-oriented approach to health management, the introduction of a system of key indicators enables the manager to formulate sound management decisions, plans and programs for its development for short and long-term prospects. The creation of an effective, consumer-oriented health care system will help meet the challenges ahead. The work is addressed to a wide range of heads of scientific and practical and medical institutions of public health, economists, lawyers, and workers in the field of healthcare.

Текст научной работы на тему «Процессно-ориентированный подход в управлении здравоохранением в Российской Федерации на современном этапе: ключевые проблемы и перспективы развития»

2.4. ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Смышляев Алексей Викторович, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник

Место работы: ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

alexeysmishlyaev@yandex. ш

Мельников Юрий Юрьевич, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник

Место работы: ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

[email protected]

Артемова Полина Витальевна, преподаватель кафедры государственного управления и права Место работы: МГИМО МИД России

[email protected]

Аннотация: актуальность данной статьи обусловлена необходимостью повышения эффективности управления в системе здравоохранения. Поставленные задачи перед Правительством Российской Федерации в настоящее время по преодолению высокой смертности трудоспособного населения, высокой младенческой смертности, решения кадрового дефицита специалистов оказывающих первичную медико-санитарную помощь и улучшения общего качества медицинских услуг в целом возможно лишь при реализации современных методов управления основанных на процессно-ориентированном подходе, а так же на принципах контроля качества выпускаемой продукции (медицинской услуги). Теоретической основой исследования явились данные открытых источников - сайтов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органов исполнительной власти Российской Федерации; нормативно-правовые акты регулирующие вопросы охраны здоровья населения в Российской Федерации; научные труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов, опубликованные в рецензируемых изданиях по вопросам фундаментальных и прикладных исследований в области теории и практики управления в здравоохранении; материалы научно-практических конференций по теме исследования. В статье рассматривается ряд актуальных проблем современной системы управления научными и лечебными учреждениями здравоохранения. В первую очередь создание института «менеджеров здравоохранения» и повышения квалификации существующих руководителей. Особенности внедрения концепция «бережливого производства» в медицинской отрасли. Автор подробно рассматривает основные функции и ключевые задачи «процессного» офиса на примере приоритетного проекта в области здравоохранения, принятого Правительством Российской Федерации. Рассмотрены ближайшие перспективы развития отрасли медицинских услуг и обосновала важность стандартизации учреждений в соответствии с международными требованиями. В ходе исследования выявлена эффективность внедрения современного подхода в управлении на примере ее реализации в субъектах Российской Федерации. На основе изучения данного вопроса автор приходит к выводу, что внедрение процессно-ориентированного подхода в управлении здравоохранением, внедрение системы ключевых показателей дает возможность руководителю сформировать обоснованные управленческие решения, планы и программы ее развития на краткосрочную и долгосрочную перспективы. Создание эффективной, ориентированной на конечного потребителя системы здравоохранения позволит выполнить стоящие перед ней задачи. Работа адресована широкому кругу руководителей научно-практических и лечебных учреждений здравоохранения, экономистов, юристов, работников сферы организации здравоохранения.

Ключевые слова: качество медицинской помощи, первичная медико-санитарная помощь, процессный подход к управлению.

PROCESS-ORIENTED APPROACH IN HEALTHCARE IN THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE: KEY PROBLEMS AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT

Smyshlyaev Alexey V., PhD in Medicine, Leading researcher

Work place: Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russia Federation

alexeysmishlyaev@yandex. ru

Melnikov Yuri Yu., PhD in Medicine, Leading researcher

Work place: Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russia Federation

[email protected]

Artemova Polina V., Lecturer of the Chair public administration and law Work place: MGIMO - University

[email protected]

Annotation: the relevance of this article is due to the need to improve management effectiveness in the health care system. The tasks set before the Government of the Russian Federation at present to overcome the high mortality of the able-bodied population, high infant mortality, to solve the personnel shortage of specialists providing primary health care and to improve the overall quality of medical services as a whole are possible only with the implementation of modern management methods based on process-oriented approach, as well as on the principles of quality control of products (medical services). The theoretical basis of the research was data from open sources - sites of the information and telecommunication network «Internet» of the executive authorities of the Russian Federation; normative and legal acts regulating the issues of public health protection in the Russian Federation; scientific works of domestic and foreign scientists and specialists published in peer-reviewed publications on fundamental and applied research in the field of theory and practice of health management; materials of scientific and practical conferences on the research topic. The article deals with a number of topical problems of the modern management system of scientific and medical institutions of public health. First of all, the creation of the institution of «health managers» and the upgrading of the skills of existing managers. Features of the introduction of the concept of «lean manufacturing» in the medical industry. The author examines in detail the main functions and key tasks of the «process» office on the example of the priority project in the field of health, adopted by the Government of the Russian Federation. The nearest prospects of development of the medical services industry were considered and the importance of standardization of institutions in accordance with international requirements was substantiated. In the course of the study, the effectiveness of the introduction of a modern approach to management was revealed, based on the example of its implementation in the subjects of the Russian Federation. Based on the study of this issue, the author comes to the conclusion that the introduction of a process-oriented approach to health management, the introduction of a system of key indicators enables the manager to formulate sound management decisions, plans and programs for its development for short and long-term prospects. The creation of an effective, consumer-oriented health care system will help meet the challenges ahead. The work is addressed to a wide range of heads of scientific and practical and medical institutions of public health, economists, lawyers, and workers in the field of healthcare. Keywords: quality of medical care, pro, primary health care, process approach.

Научно-технический прогресс, бурное развитие электронно-вычислительных техники и математического моделирования в середине прошлого столетия положило начало в развитии школы количественных методов управления. Ее основатели (Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер и др.), создали основу для развития системного, ситуационного и процессного подходов в управлении, что вывело менеджмент на новый этап. Данный подход в настоящее время является универсальным и всеобще признанным в системе управления. Основы этого подхода в настоящее время легли в построение системы социального обеспечения и здравоохранения во многих станах мира.

Повышение эффективности системы здравоохранения является приоритетом Правительства Российской Федерации в настоящее время. Согласно «майским» Указам Президента Российской Федерации1 во главу угла поставлены приоритеты социальной политики, главным образом - решения текущих проблем здравоохранения. Поставлены амбициозные задачи по преодолению высокой смертности трудоспо-

1 «О национальных целях и стратегических задачах развития Россий-

ской Федерации на период до 2024 года»

собного населения от неинфекционных заболевания и высокой младенческой смертности, по решению кадрового «голода» специалистов оказывающих первичную медико-санитарную помощь, улучшения общего качества медицинских услуг и повышение степени удовлетворенности населения этими услугами. В связи с общемировой тенденцией стирания границ между рынком услуг поставлена задача повысить экспорт медицинских услуг. Для решения этих задач запланировано формирование единой сети медицинских учреждений первичного звена. Для повышения качества и конкурентоспособности принято решение о создании централизованной сети научно-исследовательских центров с целью координации их деятельности.

В связи с этим встает актуальный вопрос управления в здравоохранении, так как без взвешенного и последовательного подхода в сфере управления медицинских услуг реализации этого указа не возможна. Вопрос о внедрении в управление здравоохранением принципов научного менеджмента стал насущным как никогда. Государственные, муниципальные и частные лечебно-профилактические, реабилитационные, ам-булаторно-поликлинические и другие учреждения могут быть

объединены в единую информационную, правовую, социально-экономическую сеть. Это позволит произвести пересмотр структуры здравоохранения, а внедрение института «менеджеров здравоохранения» позволит внести профессионализацию в область управления медицинскими услугами [19].

В номенклатуре медицинских специальностей существует понятие «организатор здравоохранения», а функция, которую он выполняет - организация здравоохранения. В настоящее время оно не отражает сущность управленческого подхода в учреждениях здравоохранения. Причина кроется в том, что под управлением понимается более сложный процесс, нежели только «процесс организации». Под менеджментом понимают «совокупность принципов, методов управления, направленных на достижение поставленных целей на основе использования внутреннего потенциала организации», которые включают в себя координацию, планирование, организацию, мотивацию и контроль [2]. Поэтому подход к управлению здравоохранени-ям исходя только из функции его «организации» не является полноценным и актуальным в современном мире.

Понятие «среды»2 организации является обязательным в современном менеджменте качества и учет этих факторов важен для управления. «Внешними» косвенными факторами для здравоохранения является социально-экономическая и политическая обстановка, размер бюджетирования и принципы финансирования. Развитие глобального рынка медицинских услуг, и как следствие, повышение конкуренции явилось триг-герным фактором для пересмотра понимания «клиента» только как гражданина России. Развитие «медицинского» туризма является неотъемлемой частью глобализации. «Внешние» прямые факторы - пациенты (клиенты), поставщики лекарственных средств, службы обеспечения - являются прямым ограничителями деятельности медицинского учреждения.

В связи с изменениями «внешней» среды системы общественного здравоохранения всё чаще стали звучать мнения о необходимости изменении структуры и системы здравоохранения. В связи с этим становиться очевидным тот факт, что контроль качества медицинских услуг в здравоохранении является главной задачей, вставшей перед правительством России. Трехуровневая система контроля и ее результативность (эффективность) зиждиться, прежде всего, на контроле, осуществляемом внутри лечебных учреждений. Отсутствие единой системы в отношении внутреннего контроля качества медицинских услуг является основной «ахиллесовой пятой» здравоохранения [15].

Процессный подход в управлении обозначает «население» как ключевого клиента основного лечебного процесса. Каждый посетитель, пациент, клиент может определять для себя выбор посещаемого им заведения. Возможность выбирать медицинское учреждение не зависимо от места проживания - важнейший фактор воздействия на конечный продукт. Выбор - это вариант «пассивного» отзыва клиента о качестве услуг. Руководитель должен понимать, что его цель - борьба за конечного потребителя. За право предоставлять услугу, как конкретному человеку, так и населению в целом. Понимание сути основного бизнес-процесса (лечебного процесса), как процесса, добавляющего ценность конченого продукта, а вспомогатель-

2 Среда организации - это совокупность объективных условий, в которых она осуществляется свою деятельность.

ного, как добавляющего стоимость, позволит повышать качество и доступность медицинской услуги.

Концепция lean production (в переводе с англ. - «стройное производство» или «бережливое производство») является основополагающей при оптимизации и улучшении процессов в организации. Американские исследователи, изучавшие этот феномен на заводе Toyota Motor Corporation3, пришли к выводу, что постоянное устранение всех видов потерь и максимальная ориентация на потребителя, является причиной роста качества продукции. Если перевести это на язык здравоохранения, то улучшение основного процесса (лечения) в медицинском учреждении ведет к повышению «качества» услуг, а оптимизация вспомогательных процессов (документооборот, лекарственное обеспечение, форма записи пациента) ведет к повышению ее «доступности».

Применение процессно-ориентированного подхода в управлении здравоохранением имеет ряд трудностей. Практически отсутствуют подготовленные кадры в управлении медицинских учреждений. Даже на стадии обучения, будучи студентами медицинских ВУЗов, будущие потенциальные «руководители» (или как принято говорить в более традиционном варианте - «организаторы») не показывают высокую мотивацию в постижении менеджмента. Проблема формирования профессиональной мотивации состоит в том, нет идентификационных реперных точек (общедоступных принципов) в понимании ключевых задач в управлении здравоохранением на этапе академического образования врачей. Не формируется устойчивый интерес в получаемой профессии. Нет теоретико-практических курсов (факультативов и т.д.) которые бы ярко демонстрировали особенности будущей профессии, а так же способствовали бы развитию мотивации к ее приобретению [12].

Так слушатели программы Master of Business Administration4 по направлению «Менеджмент в здравоохранении» достаточно резко и однозначно высказались о современном состоянии дел в отношении профессиональных компетенций руководителей здравоохранения. Они сообщили, что существует явный недостаток профессиональных знаний, навыков и умений у менеджеров высшего (министры, заместители министров, руководители управлений, директора департаментов) и среднего звена (главные врачи, руководители лечебных учреждений и их заместители). Реализация различных программ направленных на реформирование отрасли здравоохранения не сопровождается созданием «института менеджеров здравоохранения». Необходима централизованная система подготовки управленческих кадров различных уровней (главным образом высшего и среднего звена менеджмента) [11]. Необходимые условия для эффективности организации это - достойные лидерские качества и способность создавать профессиональные команды руководителей [20].

Для внедрения и развития современного подхода (процессного) в управлении здравоохранением и контролю качества услуг необходимо организовать обособленный орган управления. Он является уникальным по своей структуре и функция

3 Крупнейшая японская автомобилестроительная корпорация, также предоставляющая финансовые услуги и имеющая несколько дополнительных направлений в бизнесе.

4 Мастер делового администрирования или Магистр делового адми-

нистрирования, является одной из распространенных схем обучения менеджеров среднего и высшего звена, реализующаяся во всем мире.

для традиционной модели Российского здравоохранения. Данной подразделение являет собой «процессный офис», который является «центром» управленческих принятия решений. Главной задачей подобного офиса является органичная интеграция всех подразделений по управлению в единую сеть на основе разработки единых регламентов внутри организации (или структуры) [1].

Согласно паспорту приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», функцию проектного офиса будет выполнять «Центр организации первичной медико-санитарная помощи» (Далее - ЦПМСП). В субъектах Российской Федерации планируется создать аналогичные центры регионов на функциональной основе.

Основными задачами ЦПМСП будут являться: диагностика текущего состояния и проектирование (моделирование) процессов на различных уровнях управления, оптимизация, регламентация, разработка показателей результативности (эффективности), контроль, координация внедрения новых или оптимизированных бизнес-процессов, так же организация непрерывного обучения сотрудников. Необходим персональный контроль со стороны высшего руководства в связи с высоким риском саботажа линейно-функциональных руководителей.

Организация ЦПМСП позволяет осуществить переход к планомерному совершенствованию процессов, получение поддержки высшего руководства, установление цели и критерии эффективности, определение структуры подчиненных учреждений (отделов и т.д.) и обозначение владельцев процессов.

В первую очередь необходимо создание структуры, унифицированных стандартов, методик описания, анализа и оптимизации процессов. Следующий шаг заключается в пересмотре (ревизии) и возможной доработки существующих процессов, а так же их ранжирование. Формируется комплекс процессов и основные (базовые) решения по формированию утверждаются высшим руководством. После одобрения основных процессов сотрудники офиса должны детально описать существующие и целевые процессы. Необходимо привлекать сотрудников, имеющих опыт в моделировании и создании регламентов. Необходимо стремиться к «автономности» офиса и его сотрудников и не возлагать ключевые задачи на внешних консультантов (outsourcing5). Хотя практика привлечения их для тренингов и передачи знаний и контроля по организации процессов в подразделениях является обоснованной и способствует развитию и совершенствованию офиса [20].

Эффективность работы офиса будет напрямую отражаться на эффективности работы всей структуры управления и перспектив эффективного решения дальнейших проблем. Миссией офиса является интеграция операционной управленческой деятельности в единый «организм», способный достигать основные целей и задач [4].

Одной из основных задач, а по большому счету и принципом управления в настоящее время стала технология контроля качества и возможности ее совершенствования. Стремление управлять качеством выпускаемой продукции, а в системе здравоохранения это главным образом медицинская услуга, привело к внедрению стандартов серии ИСО 9000 на местах.

5 Аутсорсинг — передача организацией, на основании договора, определённых видов или функций производственной предпринимательской деятельности другой компании, действующей в нужной области.

Для их соблюдения необходимо поэтапное внедрение процессов по выявлению существующих и потенциальных проблем, причинно-следственных связей как внутри учреждений, так и во взаимодействии с «внешней средой», постоянный контроль и оценка работы подразделений, и постоянная корректировка целей и задач [7]. Стандарты явились триггерным фактором для появления сертификации данной области и возникновении отдельного направления в сфере контроля качеством выпускаемой продукции (услуг). Основными принципами которой стали - ориентация на конечного потребителя продукции (услуги), вовлеченность всех сотрудников учреждения в процесс создания конченого продукта (услуги), постоянный контроль и улучшения качества конечного продукта (услуги) и руководство принципами Management by objectives (MBO)6.

Одним из результатов внедрения этой системы в отношении оказания стационар-замещающих видов медицинских услуг стало повышение удовлетворённости конечного потребителя (пациента) качеством получаемой медицинской услуги. Важно отметить в сокращение круглосуточных стационаров и переход к оказанию большинства медицинских услуг в амбулаторно-поликлинических условиях необходимо совершать под контролем качества и результативности последних [5]. Это связано с тем, что в большинстве случаев данного перехода катастрофически теряется качество, прежде всего связанно с потерей в кадровом врачебном звене.

Последнее десятилетие ознаменовалось точечным внедрением контроля качества медицинских услуг в соответствии со стандартами серии ИСО 9000 в системе отечественного здравоохранения. Один из примеров - ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника №6 Промышленного района». Из докладов руководства по реализации проекта в 2008 году в СГП №6 были подведены следующие итоги первого этапа работы «процессного офиса». Были выявлены «участки неэффективности», основные причинно-следственные связи между подсистемами в реализации к управлению качеством конечно продукции (услуги), найдены оптимальные пути решения улучшения процессов (как основных так и «обременяющих»), определены «владельцы» процессом и сформирована система слаженной работы сотрудников по принципу «единого организма». Оценка работы сотрудников основывалась в основном на полученных результатах и их соотношением к поставленным задачам, другими словами, выработаны принципы работы, где заработная плата, а так же не материальные стимулы, встали в прямую зависимость от качества работы персонала и организации в целом. Результатом этого стал тот факт, что в 2009 году система управления качеством медицинской помощи упомянутой организации получила сертификат соответствия ИСО 9001-2008 [6].

Наряду с этим в период с 2010 по 2014 годы в рамках научно-исследовательской работы «Процессно-ориентированное управление качеством услуг в здравоохранении» Евдокимовой Е.Г. было проведено исследование функционирования медицинской организации с целью определения результативности управленческой деятельности, уровня достижения целевых показателей [8]. На базе специализированного медицинского центра была построена процессно-ориентированная система управления качеством медицинских услуг (далее - МУ) на основе внедрения медицинской информационно-аналитической

6 Управление по результатам поставленных целей (Питер Друкер, 1954 год, «The Practice of Management»)

системы (далее - МИАС) «Поликлиника». В рамках данного исследования были выявлены и сгруппированы ключевые показатели эффективности деятельности рассматриваемой организации, среди которых была выделена подсистема показателей качества и доступности МУ (табл. 1).

Таблица 1

Ключевые показатели доступности и качества медицинских услуг

В результате проведенного анализа было установлено, что за рассматриваемый период с 2010 по 2014 годы размер клиентской базы медицинской организации вырос на 149%, а посещаемость клиники на 57%. Рост данных показателей обоснован широким ассортиментом предоставляемых МУ, удовлетворенностью пациентов работой медицинского персонала, повышением уровня сервиса предоставляемых МУ, улучшением качества медицинской помощи. Продолжительность ожидания пациентом в очереди на прием к врачу у кабинета сократилась на 60%, а продолжительность ожидания пациентом посещения по предварительной записи уменьшилась на 77%, что обусловлено увеличением скорости протекания бизнес-процессов в медицинской организации. В целом же по итогам проведенного анкетирования степень удовлетворенности пациентов увеличилась на 29%, а сотрудников учреждения - на 13%.

Таким образом, разработанная система ключевых показателей с последующим анализом их тренда дает возможность руководителю организации здравоохранения формировать обоснованные управленческие решения, планы и программы ее развития на краткосрочную и долгосрочную перспективы. При создании эффективной, ориентированной на конечного потребителя и в конечном итоге конкурентно способной на мировом рынке медицинских услуг системы здравоохранения необходимо совершенствовать подходы в управлении, основанные на соблюдении принципов «всеобщего менеджмента

качества». Стандартизация медицинских организаций в соответствии с требованиями ИСО 9000 позволит достичь увеличения качества и повышение доступности медицинских услуг.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 89,01%.

Список литературы:

1. Андрей Коптелов // Журнал «Открытые системы» - 2014. - № 09. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.osp.ru/os/ 2014/09/13043835 (дата обращения 18.12.2017).

2. Барсукова И.М. Перспективы создания системы менеджмента качества в службе скорой медицинской помощи // Журнал им. Н.В. Склифосовского. Неотложная медицинская помощь. - 2015. - №2. -С. 42-47.

3. Богдан В.В., Урда М.Н., Павлюк А.В. К вопросу о миграционном законодательстве в России // Социально-политические науки. 2017. № 5. С. 60-63

4. Гавловский Р.С. Проблемы и пути решения внедрения процессно-ориентированного управления в организациях малого и среднего бизнеса РФ // Сборник: Государство и бизнес. Современные проблемы экономики. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. - 2016. - С. 136-143.

5. Горохова И.В. Процессный подход к организации стационароза-мещающих видов медицинской помощи // Социальные аспекты здоровья населения. - 2015. - Т.46. - №6. - С.5.

6. Горохова И.В. Подходы к управлению качеством медицинской помощи многопрофильной городской поликлинике в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001 // Вестник Рос-здравнадзора. - 2015. - №4. - С. 53-59.

7. Дьяченко В.Г., Солохина Л.В., Дьяченко В.Г. Управление качеством медицинской помощи. - Хабаровск: Изд-во ГБОУ ВПО ДГМУ. - 2012.

- С. 655.

8. Евдокимова Е.Г. Процессно-ориентированное управление качеством услуг в здравоохранении. // Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Москва - 2015.

9. Камолов С.Г., Кириллова Е.А., Павлюк А.В. Институт административной ответственности Москва: Издательство «Актуальность.РФ», 2017. 208 с

10. Камолов С.Г., Павлюк А.В. Проблемы административно-правового регулирования взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и кредитных организаций // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 5. С.174-177

11. Камолов С.Г. Повышение качества жизни граждан России -ключевой вопрос государственной политики // Власть. 2008. №

12. С. 34-38.

12. Кича Д.И., Фомина А.В., Макарян А.С., Пачгин И.В., Иваненко А.В., Луговой В.Е. Формирование компетенций организаторов здравоохранения в ходе дополнительной профессиональной подготовки // Социальные аспекты здоровья. - 2013. - Т.34. - №6. - С. 12.

13. Павлова О.П. Проблема формирования профессиональной мотивации в процессе подготовки менеджеров здравоохранения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - №5 (63). - С. 67-71.

14. Павлюк А.В., Кабакова С.С. Административно-правовое регулирование внешних трудовых миграционных потоков в Российской Федерации // Социально-политические науки. 2017 № 5. С. 135-143

15. Подколзина И.М., Шматко С.Г. Перспективы развития онлайн страхования в России // Экономика и предпринимательство. 2013. № 7 (36). С. 568-571.

16. Предложение по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (стационаре) // Вестник Росздравнадзора. - 2016. - №2.

- С. 35-36.

Показател и доступности медицинской услуги Единица измерения 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год

Посещаемость клиники Посещений в день 318 318 318 500 500

Средняя занятая врачебная долж- Человек 29,4 30,5 33,8 34,9 34,3

ность

Продолжительность

ожидания пациентом на прием к врачу в очереди у кабинета Минут 30 25 20 15 12

Продолжительность

ожидания пациентом посещения по Дней 90 70 50 30 20

предварительной

записи

Минут в

Продолжительность приема врачом расчете на посещение 10 15 15 15 12

Наличие МИАС Есть/нет есть есть есть есть есть

Количество сотруд-

ников, прошедших повышение квали- % 100 100 100 100 100

фикации

Степень удовлетворенности персонала % 80 70 70 90 90

Степень удовлетворенности пациентов % 70 73 75 83 90

Размер клиентской базы Человек 1199 5 1364 7 1993 0 2228 3 2989 2

17. Степкин С.П. Закон о закупках во многом действует не в интересах участников размещения заказа // Право и экономика. 2012. № 07/2012. С. 4-9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Степкин С.П. Зачет иных периодов работы в стаж федеральной государственной гражданской службы // Государственная служба 2017. №1 (105). С. 70-73

19. Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015 - 2030 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/strategiya-razvitiya-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii-na-dolgosrochnyy-period (дата обращения 21.12.2017).

20. Шматко С.Г., Подколзина И.М., Гладилин А.А. Пути повышения инвестиционной активности российских страховщиков // Экономика и предпринимател ьство. 2014. № 12-2 (53-2). С. 857-860.

21. Gubareva A.V., Kovalenko K.E., Semyakin M.N., Stepkin S.P. Commerce Development in Russia // Journal of Fundamental and Applied Sciences. -2018. -Vol. 10 No 6S (2018). -Pp. 277-283.

22. Kamolov S., Konstantinova A. E-government: way of modernization and efficiency enhancement of public governance // Право и управление. XXI век. 2017. № 1 (42). С. 13-21.

23. Kicha Dmitry, Heinz Naegler, Grummie Milo. Tempus joint European project MBA «Health care management». Материалы III международной конференции (по технологиям дистантной формы) «Проблемы здравоохранения, гигиены и медицины». 2009. М.: РУДН, С. 15-18.

24. Survey of Business Process Initiatives 2013, Business Process Trends and Transformation + Innovation. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bptrends.com/bptrends-surveys (дата обращения 16.12.2017).

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Процессно-ориентированный подход в управлении здравоохранением в Российской Федерации на современном этапе: ключевые проблемы и перспективы развития» ведущего научного сотрудника ЦНИИОИЗ МЗ РФ, канд. мед. наук Смышляева А.В., ведущего научного сотрудника ЦНИИОИЗ МЗ РФ, канд. мед. наук Мельникова Ю.Ю., преподавателя Кафедры государственного управления и права МГИ-

МОМИД РФ Артемовой П.В. Актуальность научной статьи «Процессно-ориентированный подход в управлении здравоохранением в Российской Федерации на современном этапе: ключевые проблемы и перспективы развития» состоит в том, что согласно «майским» Указам Президента Российской Федерации, повышение эффективности системы здравоохранения является приоритетным направлением в работе Правительства Российской

Федерации. В связи с этим, встает актуальный вопрос управления в здравоохранении, так как без взвешенного и последовательного подхода в сфере медицинских услуг реализации этого указа не возможна. Внедрения в управление здравоохранением принципов научного менеджмента позволит, по мнению автора, произвести пересмотр структуры здравоохранения, а внедрение института «менеджеров здравоохранения» позволит внести профессионализацию в область управления медицинскими услугами. К предмету исследования автор относит механизмы управления здравоохранением Российской Федерации, которые в настоящее время функционируют не эффективно и не позволяют достичь поставленных задач.

Название статьи и ее содержание полностью совпадают. Автор использовал общетеоретический метод исследования материалов представленных на официальным сайтах информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органов исполнительной власти Российской Федерации, а так же нормативно-правовые ресурсы регулирующие вопросы охраны здоровья населения в Российской Федерации, материалы научно-практических конференций по теме исследования, научные труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области управления здравоохранением, опубликованные в рецензируемых изданиях по вопросам фундаментальных и прикладных исследований в области теории и практики управления в здравоохранении.

Научная новизна заключается в анализе текущей ситуации в системе здравоохранения сквозь призму современных методов управления предоставлением медицинских услуг, которые отвечают требованиям времени. Автор проанализировал слабые стороны существующей системы управления и выделил ключевые принципы, позволяющие совершенствовать модель здравоохранения. Так же, автор приводит пример «точечной» реализации современных подходов в управлении в субъектах Российской Федерации и доказывает тем самым их эффективность.

Аннотация работы достаточно информативна и отражает сущность научной статьи. Автор продемонстрировал хорошие навыки работы с открытыми источниками данных, умение детально анализировать проблемы и делать соответствующие выводы.

Аргументированные выводы и содержательные суждения автора будут интересны широкому кругу читателей, вовлеченных в процесс управления здравоохранением.

Доцент Кафедры гражданского права Юго-Западный государственный университет, канд. юрид. наук

Кириллова Е. А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.