Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГОВ ФИЛОЛОГОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА'

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГОВ ФИЛОЛОГОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ-ПЕДАГОГОВ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адольф В.А., Озолина И.А.

В статье представлена и обоснована эффективность применения цифровых элементов образовательной среды вуза для повышения результативности занятий по английскому языку для будущих бакалавров-педагогов филологов. Представлены основные результаты реализации педагогического обеспечения для формирования иноязычной коммуникативной компетенции в цифровой образовательной среде вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Адольф В.А., Озолина И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE PEDAGOGICAL RESOURCING IN ORDER TO INCREASE THE EFFECTIVENESS OF THE ENGLISH CLASSES DURING THE PROCESS OF BACHELORS’ PREPARATION

The article deals with the presentation and justification of the effectiveness digitalization, aimed at solving the problems existed in the current educational standards for increasing the effectiveness of English classes for the future bachelors-teachers. The article presents the main results of the implementation of the pedagogical resourcing forming the foreign languagecomminicative competence to boost the effectiveness of the English classes for future bachelor-teachers, their involvement in the educational process in the digital surrounding.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГОВ ФИЛОЛОГОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА»

Социально-политические отношения в сетевом обществе

УДК 378.22

йО! 10.34823/332.2022.1.51751

В.А. АДОЛЬФ профессор, доктор педагогических наук, директор института физической культуры, спорта и здоровья им. И.С. Ярыгина, заведующий кафедры педагогики, Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева

И.А. ОЗОЛИНА

старший преподаватель кафедры английской филологии, Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева

8- 9039883582

Результаты реализации педагогического обеспечения формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих бакалавров педагогов филологов в цифровой

среде вуза

В статье представлена и обоснована эффективность применения цифровых элементов образовательной среды вуза для повышения результативности занятий по английскому языку для будущих бакалавров-педагогов филологов. Представлены основные результаты реализации педагогического обеспечения для формирования иноязычной коммуникативной компетенции в цифровой образовательной среде вуза.

Ключевые слова: цифровизация, педагогическое обеспечение, иноязычная коммуникативная компетенция, подготовка будущих бакалавров-педагогов, цифровая образовательная среда вуза.

образовательной

V.A. ADOLF

professor at the Krasnoyarsk State Pedagogical University I.A. OZOLINA

senior lecturer at the Krasnoyarsk State Pedagogical University

The results of the implementation of the pedagogical resourcing in order to increase the effectiveness of the english classes during the process of bachelors' preparation

The article deals with the presentation and justification of the effectiveness dig-italization, aimed at solving the problems existed in the current educational standards for increasing the effectiveness of English classes for the future bachelors-teachers. The article presents the main results of the implementation of the pedagogical resourcing forming the foreign languagecomminicative competence to boost the effectiveness of the English classes for future bachelor-teachers, their involvement in the educational process in the digital surrounding.

Keyword: digitalization, pedagogical resourcing, gaming shell, motivation, involvement, results of application of gaming, preparation of bachelors, bonus program.

Современное высшее образование предназначено готовить производственный потенциал для инновационной экономики при помощи широкого спектра новых знаний. Четвертая промышленная революция трансформирует цифровые технологии и несет с собой возможности для преобразования сферы образования путем поиска новых методов и способ работы. Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в качестве одной из приоритетных задач в сфере образования определено «создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней» [1].

Цифровая образовательная среда педагогического вуза имеет ярко выраженную профориентационную направленность, то есть она целеориентирована на передачу профессиональных знаний, специальных умений и навыков, стимулирование принятия профессиональной роли, формирование стратегического мышления при наличии персонализованного следа обучающегося, так как предметом цифровой дидактики профессионального образования и обучения

является «взятый в целом процесс обучения как система организации среды учения в цифровой образовательной среде» [6].

Под педагогическим обеспечением формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих бакалавров-педагогов филологов мы понимаем вид такой профессионально-педагогической деятельности, направленный на активизацию таких образовательных ресурсов, позволяющих обучающемуся конструктивно решать профессиональные задачи иноязычного общения в цифровой образовательной среде вуза при соблюдении принципов его организации: принципа персонализации; принципа научности; принципа профессионально-коммуникативной ориентированности; принципа востребованности и успешности; принципа целостности и целесообразности; принципа комплексности и интерактивности, комбинирующий виды иноязычной коммуникативной деятельности с индивидуальной программой саморазвития студента; принципа гибкости и адаптивности.

С опорой на анализ научных трудов разработано следующее педагогическое обеспечение на основе технологии SAMR формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих бакалавров-педагогов филологов. 1) Замена (Substitution): цифровые технологии в каких- то случаях могут заменять традиционные (например, интерактивные тексты); 2) Накопление (Augmentation): цифровые технологии становятся инструментом оптимизации в решении учебных задач (например, текущее или диагностирующее, или итоговое оценивание с использованием интерактивной платформы , например progressme, мобильных приложений и сервисов); 3) Модификация (Modification): существенные функциональные изменения в образовательном процессе вуза и взаимодействии его участников; 4) Преобразование (Redefinition): постановка и решение новых педагогических задач, которые не могли быть решены ранее.

Педагогическое обеспечение формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих бакалавров-педагогов филологов в вузе включает: обогащение образовательной среды вуза цифровыми и интерактивными элементами: геймификация, метод изучения случая и групповая дискуссия в цифровой образовательной среде; интерактивные, информационные средства обучения, что обусловлено необходимостью вовлечь субъектов цифровой образовательной среды в иноязычном общении в цифровой образовательной среде вуза; разработку и реализацию рабочей программы дисциплины учебных занятий, создавая ситуации профессионального общения с использованием цифровых ресурсов и интерактивных методов (платформы Progressme, Moodle) при прослеживании цифрового

следа обучающегося; проведение занятий по английскому языку с использованием игровых механик; активизация познавательной активности будущих бакалавров-педагогов филологов посредством оптимального сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм обучения в цифровой образовательной среде; организацию и апробацию междисциплинарной деятельности с носителями языка на базе современных мультимедийных технологий, позволяющей развить у будущих бакалавров-педагогов филологов в вузе умения взаимодействовать в иноязычной профессиональной сфере, осваивать способы поиска, и обмена профессионально ориентированной иноязычной информации для понимания профессионального контекста стран-партнеров.

Эффективность реализации педагогического обеспечения в цифровой образовательной среде вуза при формировании иноязычной коммуникативной компетенции будет определяться реализацией следующих принципов: принцип персонализации, предполагающий свободу выбора обучающегося в постановке учебных целей, проектировании индивидуального образовательного маршрута, определении темпа и уровня освоения тех или иных элементов образовательной программы, предпочитаемых технологий, форм и методов обучения, с учётом его образовательных потребностей, персональных склонностей и предпочтений, культурных особенностей; принцип научности, реализуемый при оптимальном использовании вариативных алгоритмов и соответствующих цифровых средств для отражения достижений в научных аспектах; принцип профессионально-коммуникативной ориентированности, при котором содержание и стратегия лингвистической подготовки направлены на реализацию задач профессиональной и коммуникативной областей; принцип востребованности и успешности, инициирующий актуальность потребностей студента и потребностей общества в целом; принцип целостности и целесообразности, обеспечивающий интеграцию дисциплин различных предметных блоков в логике профессиональной подготовки; принцип комплексности и интерактивности, комбинирующий виды иноязычной коммуникативной деятельности с индивидуальной программой саморазвития студента; принцип гибкости и адаптивности, сочетающий самоорганизацию студента в ходе лингвистической подготовки и педагогическое воздействие, основанное на диалоге и сотрудничестве.

Педагогическое обеспечение формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих бакалавров-педагогов в цифровой образовательной среде педагогического вуза предполагает форми-

рование и развитие личностной, теоретической и практической составляющих иноязычной коммуникативной компетенции. Поэтому выявление уровня каждого из компонентов иноязычной коммуникативной компетенции после выполнения заданий на занятиях по программе рабочей дисциплины курса «Практический курс английского языка» является предварительным и только на продуктивном этапе во время взаимодействия с коллегами из разных стран и в процессе рефлексии можно выявить окончательный результат.

Принадлежность будущих бакалавров-педагогов филологов к определенному уровню иноязычной коммуникативной компетентности в цифровой образовательной среде определялась по общему баллу всех критериев. Предложенная методика предусматривает оценку проявления каждого показателя, характеризующего компоненты структуры иноязычной коммуникативной компетентности, по дискретной шкале: 0; 0,5; 1; 1,5. Для количественной оценки критерия необходимо суммировать оценки всех входящих в него показателей, а для оценки, сформированной иноязычной коммуникативной компетентности будущих бакалавров-педагогов необходимо суммировать оценки по каждому критерию иноязычной коммуникативной компетентности. В соответствии с этим профессиональный уровень будут иметь обучающиеся набравшие 19-25 баллов, свободный уровень будет у тех обучающихся, кто набрал 16-19, творческий уровень будут иметь обучающиеся, получившие 10,5-15 баллов, продвинутый 5,5-10, пороговый 3,5 - 5, адаптивный 0-3. При этом 10,5-15 баллов будут соответствовать высокому уровню только в том случае, если коммуникативный критерий будет иметь высокий уровень. Результативно-оценочный критерий иноязычной коммуникативной компетентности будущих бакалавров-педагогов в цифровой образовательной среде вуза включает в себя критерии и уровни сформированности содержательных компонентов иноязычной коммуникативной компетенции. Рассмотрим сводный анализ результатов сформированно-сти иноязычной коммуникативной компетенции будущих бакалавров-педагогов филологов в цифровой образовательной среде по компонентам. Исследование было проведено в начале опытно- экспериментальной работы, вовремя и после обучения по программе рабочей программы дисциплины курса «Практический курс английского языка» в рамках разработанного педагогического обеспечения. Исследование проводилось методами анкетирования, тестирования и экспертных оценок преподавателей и работодателей. Данные исследования представлены в таблице ниже. Уровни адаптивный, пороговый и основной не представлены в таблице ниже, так как уже сформированы и составляют оставшееся процентное соотношение.

Таблица

Сводная динамика изменения уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетентности будущих бакалавров-педагогов к профессионально ориентированному иноязычному общению на начало и окончание опытно-экспериментальной работы

Уровни Формирующий этап Контрольный этап

КГ ЭГ КГ ЭГ

Творческий 46 % 36,7 % 38 % 12,4 %

Свободный 15 % 20,4 % 23 % 37 %

Профессиональный 3,8 % 14,3 % 4,4 % 47, 1 %

Список использованных источников

1. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»от 07.05.2018 № 204 // [Электронный ресурс] URL:http://kremlin.ru/ acts/bank/43027

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф-3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: ||Нр://минобрнауки.рф/документы/2974

3. Адольф, В. А. Избранные труды : сборник научных трудов : в 2 томах / В. А. Адольф. - Красноярск : КГПУ им. В.П. Астафьева, 2020 - Том 2 -2020. - 220 с.— Текст: электронный// Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/151533 (дата обращения: 07.08.2021). - Режим доступа: для авториз. пользователей.

4. Адольф, В.А., Петрова, Е.О. Конкурентоспособность как результат профессионально - ориентированного обучения иноязычному речевому общению будущих бакалавров-педагогов медиков / В.А. Адольф, Е.О. Петрова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - №1. - С.121 - 125.

5. Адольф, В.А., Юрчук, Г.В. Организации практико-ориентированной речевой деятельности будущих бакалавров-педагогов в процессе обучения иностранному языку В.А. Адольф, Г.В. Юрчук // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 6 (часть 4). - С.1012 - 1016.

6. Вербицкий, А. А. «Цифровое поколение» : проблемы образования / А. А. Вербицкий. - Текст : непосредственный // Профессиональное образование. - 2016. - № 7. - С. 10-13.

7. Морозов А.В. Профессиональная подготовка руководителей системы образования с использованием современных цифровых технологий // Человек и образование. - 2018. - № 4 (57). - С. 105-110.

8. Озолина, И.А. Геймификация в образовательном процессе вуза и ее использование для будущих бакалавров педагогов // V Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» (в рамках V Международного научно-образовательного

форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития». Красноярск, декабрь, 2016 г.).

9. А. Barkhatova, P.S. Lomasko, N.I. Pak, I.A.Ozolina, Jour of Adv Research in Dynamical & Control Systems, Vol. 11, Special Issue-08, 2019 1883 The Organization of the Research Activity of the Future It-Teachers Based on the International Cluster Laboratory at the Pedagogical University Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.