ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
® разработана и экспериментально проверена соответствующая этой модели технология профессиональной переподготовки таких специалистов при соблюдении выявленных педагогических условий.
В ходе анкетирования специалистов туристской сферы нами выявлена совокупность профессиональных компетенций экскурсоводов для работы с иностранными туристами на английском языке. Она включает в себя общие компетенции (общенаучные (фундаментальные); социально-личностные и коммуникативные; организационно-управленческие, в том числе системные, и специальные компетенции (профессионально-предметные; методико-коммуни-кативные; лингвистические; социокультурные, в том числе ценностно-смысловые; компетенции саморегуляции и самостоятельной познавательной деятельности, в том числе системные).
Были определены следующие основные педагогические условия эффективной профессиональной переподготовки таких специалистов на основе ком-петентностного подхода:
Ь формирование индивидуальных целей образования на основе повышения активной роли обучающихся; Ь обучение на основе сочетания принципов индивидуализации и паритетности, интегративности, системности, научности, практической ориентированности обучения, предъявления оптимальной учебной информации, перехода от обучения к самообразованию; Ь обеспечение учебного процесса преподавателями-универсалами, обладающими высоким уровнем компетентности в области как английского языка, так и истории и культуры своего региона, методики как создания и проведения экскурсий, так и преподавания, использования инновационных методов обучения и др.
В процессе исследования разработана модель профессиональной переподготовки экскурсоводов для
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
работы с иностранными туристами на английском языке (рис.).
Образовательной технологией является модульно-рейтинговая технология обучения. Разработана и проверена на практике модульная программа курсов переподготовки, направленная на развитие профессиональных компетенций экскурсоводов для работы с иностранными туристами на английском языке. Она включает в себя описание форм и методов обучения, информационно-методическое обеспечение, описание критериев оценки степени сформированности компетенций, а также совокупности средств и технологий оценки.
Итак, в ходе проведенного исследования выявлены педагогические условия формирования профессиональных компетенций экскурсоводов для работы с иностранными туристами на английском языке; сконструирована и внедрена модель профессиональной переподготовки таких специалистов, основу которой составляет совокупность их профессиональных компетенций. Эффективность модели подтверждена в результате опытно-экспериментальной проверки, проведенной на базе Псковского филиала Российской международной академии туризма в ходе реализации курсов переподготовки экскурсоводов для работы на английском языке с иностранными туристами.
1 Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Гуманизация и компетентность: контексты интеграции. М., 2006. С. 8.
2 Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 41.
3 Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектирования стандартов высшего профессионального образования. М., 2004. С. 7.
4 Субетто А.И. Онтология и эпистемология компетент-ностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. СПб.—М., 2006. С. 38.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ВЛИЯНИЯ КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
Н.Н. ВОЛОСКОВА,
доктор психологических наук, профессор Ставропольского государственного университета
О.В. БОЛОТОВА,
кандидат психологических наук, доцент Ставропольского государственного университета
bolotova @yandex. т
Аннотация. Проведен теоретический анализ и представлены результаты опытно-экспериментального исследования по проблеме влияния криминальной субкультуры на развитие личности подростка; описана программа профилактики преступной деятельности несовершеннолетних.
Ключевые слова: субкультура, криминальная субкультура, подростковый и юношеский возраст, законопослушное поведение, психологическая коррекция.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ....................................................И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
RESULTS OF PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF INFLUENCE CRIMINAL SUBCULTURE ON DEVELOPMENT OF THE PERSON OF THE TEENAGER
N.N. VOLOSKOVA,
the doctor of psychological sciences, the professor of the Stavropol state university
O.V. BOLOTOVA, the candidate of psychological sciences, the senior lecturer of the Stavropol state university
The summary. In article the theoretical analysis is carried out and results are presented is skilled-experimental research on a problem of influence of criminal subculture on development of the person of the teenager; the program of preventive maintenance of criminal activity of minors is described.
Key words: subculture, criminal subculture, teenage and youthful age, legislative behaviour, psychological correction.
Понятие криминальной субкультуры как социально-психологического явления довольно сложное и многообразное. Свое проявление она находит в жизни правонарушителей как находящихся на свободе, так и отбывающих наказание и содержащихся в спецшколах, СИЗО, приемниках-распределителях и других учреждениях. Своим негативным влиянием криминальная субкультура охватывает не только взрослых правонарушителей, но и несовершеннолетних.
В целом под криминальной субкультурой в психолого-педагогическом аспекте понимаются нормы, ценности, традиции, обычаи, привычки криминальных группировок, тайный образ жизни правонарушителей, регулирующие их поведение и отношение к другим людям.
Носителями этой субкультуры чаще всего выступают лица молодежного возраста и отрицательные группы, которые складываются стихийно в процессе общения и жизни внутри коллектива. Важнейшие признаки криминальной субкультуры: скрытый, тайный характер; наличие ее носителей в виде неформальных малых групп отрицательной направленности; оппозиция к официально установленным правилам, требованиям, законам; наличие определенных атрибутов, символов, условностей, обязательных для выполнения всеми ее носителями. Поскольку криминальная субкультура затрагивает значимые интересы подростков, постольку решающим образом влияет на развитие их личности и поведение. Попадая в преступную группу, восприняв ее субкультуру, подросток как бы освобождается от иных социальных запретов; более того, их нарушение нередко бывает одной из норм криминальной субкультуры.
Очевидно, что в подростковом и юношеском возрасте влияние криминальной субкультуры максимально. Криминальная субкультура, ценности которой формируется уголовным миром с максимальным учетом возрастных особенностей подростков, привлекательна для подростков и юношей, прежде всего:
наличием возможностей для самоутверждения и компенсации неудач, постигших их в обществе; процессом криминальной деятельности, включающей риск, экстремальные ситуации и окрашенной налетом ложной романтики, таинственности и необычности; снятием моральных ограничений; отсутствием запретов на любую информацию и, прежде всего, на интимную; учетом состояния возрастного одиночества, переживаемого подростком, и обеспечением ему в «своей» группе моральной, физической, материальной и психологической защиты от агрессии извне. Не менее важным проявлением криминогенного влияния на молодежь служит проникновение в ее сознание и поведение элементов криминальной субкультуры, прежде всего «блатного жаргона», уголовно-тюремного фольклора, татуировок с типичными тюремными сюжетами, материалов криминогенной направленности в СМИ и интернете.
Цель нашего исследования — изучить влияние криминальной субкультуры на развитие личности подростка и разработать программу профилактики преступной деятельности несовершеннолетних, направленную на дальнейшее формирование активного устойчивого законопослушного поведения. Исследование проводилось с несовершеннолетними осужденными, находящимися в ФГУ ИЗ — 26/1 России УФСИН по Ставропольскому краю и со студентами 1 курса Ставропольского государственного университета экономического факультета по специальности «Прикладная информатика в области экономики» в сентябре-декабре 2008 г. Количество испытуемых составило 140 человек. Использовались следующие методики: 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (16 — ФЛО — 105-С); «Личностная агрессивность и конфликтность»; «Оценка потребности в одобрении» (Краун Д., Марлоу Д.); «Степень самоконтроля в общении» (М. Снайдер).
При сравнении результатов диагностических методик правопослушных и осужденных подростков были
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ__^ -
получены следующие данные: осужденные несовершеннолетние менее интеллектуально развиты, нежели их правопослушные сверстники, отсюда можно предположить, что из-за отсутствия критичности мышления первые приняли за товарищество — лжетоварищество, поощряющее преступный образ жизни и поддались ложному романтизму криминальной субкультуры; для осужденных несовершеннолетних более характерна жесткость, суровость, черствость по отношению к окружающим; законопослушные несовершеннолетние отличаются от осужденных развитой способностью к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей, поэтому они не способны совершить преступление; подростки, находящиеся в местах лишения свободы, более конформны, чем их сверстники-студенты, следовательно, они зависят от группы, руководствуются ее мнением, ориентируются на одобрение референтной группой, а потому они в большей степени подвержены влиянию асоциальной субкультуры.
С целью психологической коррекции характерологических особенностей осужденных нами была разработана и реализована «Программа профилактики преступной деятельности несовершеннолетних правонарушителей», состоящая из 20 групповых тренинговых занятий: 1. Знакомство. Правила и принципы групповой работы. 2. Знакомство с миром собственных эмоций. 3. Знакомство с телом. 4. Работа с самооценкой. 5. Развитие стрессоустойчивости. 6. Тренинг коммуникативной компетентности. 7. Трансовые переживания. 8. Сообщения о преступлениях. 9. Сочувствие жертве. 10. Рассказы жертв. 11. Проигрывание роли потерпевшего. 12. Последствия преступления. 13. Индивидуальные цепи решений. 14. Индивидуальные альтернативы. 15. Факторы риска. 16. Распознавание общих факторов риска. 17. Распознавание индивидуальных факторов риска. 18. Планирование стратегии предотвращения рецидива. 19. Эффект «срыва» и формирование помогающих стратегий. 20. Заключение. Подведение итогов тренинга.
Результативность профилактической программы была определена после проведения повторной диагностики. По методике «16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (16 — ФЛО — 105-С)» получены следующие данные, которые позволяют утверждать, что в результате эксперимента произошло снижение жесткости осужденных подростков; конформность снизилась с 71,42% до 28,57% (у правопо-слушных подростков уровень конформности так же составляет 28,57%), а нонконформизм увеличился на 14,28%, следовательно, осужденные стали менее зависимы от группы и более самостоятельны в принятии решений; увеличился уровень самоконтроля на 21,45% (р < 0,05). Это говорит о том, что в сознании осужденных в результате психокоррекции повысилась доля личной ответственности за происходящие с ними события и улучшилась способность осознавать
* и^СИХОЛОГИЧЕСКИЕ.НАУКИ
акты своего поведения. После проведения упражнений психопрофилактической программы снизились показатели вспыльчивости на 14,28 % (р < 0,05), неуступчивости на 28,57% (р < 0,05), бескомпромиссности на 28,57% (р < 0,05), мстительности на 32% (р < 0,05); подростки стали более настойчивы. В целом, можно сказать об общем снижении агрессивности и конфликтности осужденных.
Результаты методики «Оценка потребности в одобрении» показали, что у осужденных подростков снизилась потребность в одобрении на 24% (р < 0,05), т.е. уменьшилась степень зависимости от благоприятных оценок со стороны значимой группы и чувствительность к влияниям среды. Следовательно, снизилась и податливость воздействиям криминальной субкультуры. Увеличение уровня коммуникативного контроля на 14% (р < 0,05) свидетельствует об эффективности тренинговых упражнений, включенных в предложенную психокоррекционную программу.
Таким образом, в результате проведения тренинго-вой программы у испытуемых произошли позитивные изменения по ряду личностных свойств.
Литература
1. Александров Ю.К. Очерки криминальной субкультуры. М., 2001.
2. Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М., 2001.
3. Анисимков В.М. Криминальная субкультура. Уфа, 1998.
4. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. М., 2000.
5. Блэкборн Р. Психология криминального поведения. СПб., 2004.
6. Волкова В.М. Предупреждение преступности несовершеннолетних (Социально-криминологический анализ) // Дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2000.
7. Горбунов В. Исторические аспекты воспитания малолетних преступников в российской пенитенциарной системе // Преступление и наказание. 2005. № 3.
8. Мацкевич И.М. Криминальная субкультура. // Российское право в Интернете. 2005. № 1.
9. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь, 1994.
10. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М., 2001.
11. Пирожков В.Ф. Криминальная субкультура: психологическая интерпретация функций, содержания, атрибутики // Психологический журнал. Т. 15. 1994. № 2.
12. Пирожков В.Ф. О психологических причинах воспроизводства подростковой преступности // Психологический журнал. Т. 16. 1995. № 2.
13. Погосян Л.А., Бондаренко С.В., Черноус В.В. Профилактика девиантного поведения молодежи Дона и Юга России // Приложения к «Южнороссийскому обозрению». Приложение № 1. 2003.