Научная статья на тему 'Психологическая коррекция влияния криминальной субкультуры на развитие личности подростка'

Психологическая коррекция влияния криминальной субкультуры на развитие личности подростка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1058
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ОСУЖДЕННЫЕ / СУБКУЛЬТУРА / КРИМИНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРЕСТУПНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волоскова Наталья Николаевна, Болотова Ольга Владимировна

В статье авторами представлено теоретическое обоснование проблемы криминальной субкультуры среди подростков, описаны ее важнейшие признаки и проявления; авторами представлено описание результатов опытно-экспериментального исследования криминальной субкультуры подростков и программы профилактики преступной деятельности осужденных несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая коррекция влияния криминальной субкультуры на развитие личности подростка»

5. Теплов, Б. М. Практическое мышление [Текст]/ Б. М. Теплов // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М., 1981.

6. Тихомиров, О. К. Психология мышления. [Текст] / О. К Тихомиров. - М., 1984.

УДК 370.150

Волосков а Наталья Николаевна

Доктор психологических наук, профессор Ставропольского государственного университета, [email protected], Ставрополь

Болотова Ольга Владимировна

Кандидат психологических наук, доцент Ставропольского государственного университета, [email protected], Ставрополь

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ВЛИЯНИЯ КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Voloskova Natalia Nikolaevna

The doctor of psychological sciences, the professor of the Stavropol state university, [email protected], Stavropol

Bolotova Olga Vladimirovna

The candidate ofpsychological sciences, the senior lecturer of the Stavropol state university, [email protected], Stavropol

PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF INFLUENCE CRIMINAL SUBCULTURE ON DEVELOPMENT OF THE PERSON OFTHE TEENAGER

Понятие криминальной субкультуры как социально-психологического явления довольно сложное и многообразное. Свое проявление она находит в жизни правонарушителей как находящихся на свободе, так и отбывающих наказание и содержащихся в спецшколах, СИЗО, приемниках-распределителях и других учреждениях.

В целом под криминальной субкультурой в психолого-педагогическом аспекте понимаются нормы, ценности, традиции, обычаи, привычки криминальных группировок, тайный образ эюизни правонарушителей, регулирующие их поведение и отношение к другим людям. Ее носителями выступают чаще всего лица молодежного возраста и отрицательные группы, которые складываются стихийно в процессе общения и жизни внутри коллектива [1; 7; 8].

Проявление асоциальной субкультуры можно заметить в любом антиобщественном поведении личности, криминогенных группах подростков по

олов-

//. Н. Волоскова, О. В. Болотова рОСТ-

[ЧИЄМ ИХ ИХ

иаль-

ся:

месту жительства, в специальных учреждениях. Очевидно, чт< ковом и юношеском возрасте влияние субкультуры максималь

Криминальная субкультура, ценности которой формируе Риск>

ным миром с максимальным учетом возрастных особенност та"

ков, привлекательна для подростков и юношей, прежде всеп СУТС“

возможностей для самоутверждения и компенсации неудач, пс [НУЮ>

в обществе; процессом криминальной деятельности, включа тком>

экстремальные ситуации и окрашенной налетом ложной po^ инственности и необычности; снятием моральных ограничь твием запретов на любую информацию и, прежде всего, на учетом состояния возрастного одиночества, переживаемого \ и обеспечением ему в «своей» группе моральной, физической. РУПП ной и психологической защиты от агрессии извне [3; 5; 10; 12

Важнейшими признаками криминальной субкультуры л» Ре®°"

- во-первых, скрытый, тайный характер;

- во-вторых, наличие ее носителей в виде неформальных IV отрицательной направленности;

- в-третьих, оппозиция к официально установленным правь ваниям, законам;

- в-четвертых, наличие определенных атрибутов, симво ностей, обязательных для выполнения всеми ее носителями.

Поскольку криминальная субкультура затрагивает значимь подростков, постольку решающим образом влияет на развитие: ти и поведение. Попадая в преступную группу, восприняв ее ру, подросток как бы освобождается от иных социальных зап но также отметить, что не менее важным проявлением кри1У влияния на молодежь является проникновение в ее сознание \ элементов криминальной субкультуры, прежде всего «блатног уголовно-тюремного фольклора, татуировок с типичными сюжетами, материалов криминогенной направленности в С]У нете [9; 11; 13].

Целью нашего исследования являлось изучение влияния кр] субкультуры на развитие личности подростка и разработка профилактики преступной деятельности несовершеннолетни ^Раю ленной на дальнейшее формирование активного устойчивого лушного поведения.

Исследование проводилось с несовершеннолетними осужде [ТУе ходящимися в ФГУ ИЗ - 26/1 России УФСИН по Ставрополье и со студентами 1 курса Ставропольского государственного ун экономического факультета специальности «Прикладная инф» области экономики» в сентябре-декабре 2008 года. Количеств мых составило 140 человек.

Использовались следующие методики: 16-факторный личш росник Р. Б. Кеттелла (16 - ФЛО - 105-С); «Личностная агрес

словце сы

рНОС-

ьту-

*аж-

нюго

шие

на»,

ыми

тер-

>ной

ммы

рав-

пос-

, на-

тета ка в

[ оп-:ть и

пост-

конфликтность»; «Оценка потребности в одобрении» (Д. Краун, Д. Марлоу); «Степень самоконтроля в общении» (М. Снайдер).

При сравнении результатов диагностических методик правопослушных и осужденных подростков были получены следующие данные:

- осужденные несовершеннолетние менее интеллектуально развиты, нежели их правопослушные сверстники, отсюда можно предположить, что из-за отсутствия критичности мышления первые приняли за товарищество - лжетоварищество, поощряющее преступный образ жизни и поддались ложному романтизму криминальной субкультуры;

- для осужденных несовершеннолетних более характерна жесткость, суровость, черствость по отношению к окружающим; законопослушные несовершеннолетние отличаются от осужденных развитой способностью к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей, поэтому они не способны совершить преступление;

- подростки, находящиеся в местах лишения свободы, более конформны, чем их сверстники-студенты, следовательно, они зависят от группы, руководствуются ее мнением, ориентируются на одобрение референтной группой, поэтому они в большей степени подвержены влиянию асоциальной субкультуры.

С целью психологической коррекции характерологических особенностей осужденных нами была разработана и реализована «Программа профилактики преступной деятельности несовершеннолетних правонарушителей», состоящая из 20 групповых тренинговых занятий: 1. Знакомство. Правила и принципы групповой работы; 2. Знакомство с миром собственных эмоций; 3. Знакомство с телом; 4. Работа с самооценкой; 5. Развитие стрессоустойчивости; 6. Тренинг коммуникативной компетентности; 7. Трансовые переживания; 8. Сообщения о преступлениях; 9. Сочувствие жертве; 10. Рассказы жертв; 11. Проигрывание роли потерпевшего; 12. Последствия преступления; 13. Индивидуальные цепи решений; 14. Индивидуальные альтернативы; 15. Факторы риска; 16. Распознавание общих факторов риска; 17. Распознавание индивидуальных факторов риска; 17. Планирование стратегии предотвращения рецидива; 18. Эффект «срыва» и формирование помогающих стратегий; 19. Заключение. Подведение итогов тренинга. Результативность профилактической программы была определена после проведения повторной диагностики. По методике «16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (16 - ФЛО - 105-С)» получены следующие данные (табл. 1):

Таблица 1 - Результаты диагностики изменений личностных характеристик осужденных несовершеннолетних после проведения коррекционной программы

Факторы Осужденные несовершеннолетние Правопослушные несовершеннолетние, в %

До коррекции, в % После коррекции, в % А, %

А Замкнутость 14,28 14,28 0 14,28

Общительность 85,72 85,72 0 85,72

В Низкий уровень интеллекта 71,42 57,14 -14,28 28,57

Средний уровень интеллекта 14,28 28,57 +14,28 57,14

Высокий уровень интеллекта 14,28 14,28 0 14,28

С Эмоциональная неустойчивость 85,71 71,42 -14,28 71,42

Эмоциональная устойчивость 14,28 28,57 +14,28 28,57

Е Подчиненность 14,28 14,28 0 28,57

Средний показатель 42,85 28,57 -14,28 14,28

Доминантность 42,85 57,14 +14,28 57,14

Б Сдержанность 42,85 42,85 0 -

Средний показатель 42,85 28,57 -14,28 14,28

Экспрессивность 14,28 28,57 +14,28 85,72

в Подверженность чувствам 57,14 42,85 -14,28 -

Средний показатель 42,85 42,85 0 -

Нормативность поведения - 14,28 +14,28 100

Н Робость - - 0 -

Средний показатель 42,85 28,57 -14,28 -

Смелость 57,14 71,42 +14,28 100

I Жесткость 71,42 42,85 -28,57 28,57

Средний показатель 14,28 42,85 +28,57 14,28

Чувствитель- ность 14,28 14,28 0 57,14

Ь Доверчивость 42,85 42,85 0 42,85

Средний показатель 14,28 14,28 0 14,28

Подозритель- ность 42,85 42,85 0 42,85

м Практичность 28,57 28,57 0 42,85

Окончание таблицы

Средний показатель 28,57 28,57 0 14,28

Развитое воображение 42,85 42,85 0 42,85

N Прямолиней- ность 28,57 28,57 0 28,57

Средний показатель 42,85 28,57 -14,28 28,57

Дипломатич- ность 28,57 42,85 +14,28 42,85

О Уверенность в себе 71,42 71,42 0 57,14

Средний показатель 14,28 14,28 0 -

Тревожность 14,28 14,28 0 42,85

Консерватизм 42,85 28,57 -14,28 28,57

Средний показатель 14,28 28,57 +14,28 14,28

Радикализм 42,85 42,85 0 57,14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конформизм 71,42 28,57 - 42,85 28,57

02 Средний показатель - 28,57 +28,57 14,28

Нонконформизм 28,57 42,85 +14,28 57,14

03 Низкий самоконтроль 71,42 42,85 -28,57 28,57

Средний самоконтроль 14,28 28,57 +14,28 -

Высокий самоконтроль 14,28 28,57 +14,28 71,42

<34 Расслабленность 85,71 71,42 -14,28 42,85

Средний показатель 14,28 28,57 +14,28 28,57

Напряженность - - - 28,57

мэ Высокая адекватность самооценки 71,42 71,42 0 42,85

Средняя адекватность самооценки 14,28 28,57 +14,28 42,85

Низкая адекватность самооценки 14,28 - -14,28 14,28

Как видно из таблицы 1 значимые различия обнаружены по шкалам: «жесткость - чувствительность» (I), «конформизм - нонконформизм» (С>2), «низкий самоконтроль -- высокий самоконтроль» (С>3); также изменились показатели шкал «уровень интеллекта», «эмоциональная устойчивость - неустойчивость», «подчиненность - доминантность», «сдержанность - экспрессивность», «подверженность чувствам - нормативность поведения», «робость

- смелость», «прямолинейность - дипломатичность», «консерватизм - радикализм», «расслабленность - напряженность», «адекватность самооценки».

Полученные данные позволяют утверждать, что в результате эксперимента произошло снижение жесткости осужденных подростков; конформность снизилась с 71,42% до 28,57% (у правопослушных подростков уровень конформности так же составляет 28,57%), а нонконформизм увеличился на 14,28%, следовательно, осужденные стали менее зависимы от группы и более самостоятельны в принятии решений; увеличился уровень самоконтроля на 21,45% (р < 0,05), это говорит о том, что в сознании осужденных в результате психокоррекции повысилась доля личной ответственности за происходящие с ними события и улучшилась способность осознавать акты своего поведения.

Результаты методики «Личностная агрессивность и конфликтность» выглядят следующим образом (таблица 2):

Таблица 2 - Показатели личностной агрессивности и конфликтности осужденных подростков после проведения коррекционной программы

Шкалы Осужденные подростки

До проведения Т] эенинга После и роведения тренинга

низкая средняя высокая низкая средняя высокая

Вспыльчивость 14,28% 28,57% 57,14% 28,57% 28,57% 42,85%

Напористость 42,85% 42,85% 14,28% 28,57% 42,85% 28,57%

Обидчивость 42,85% 28,57% 28,57% 57,14% 14,28% 28,57%

Неуступчивость 42,85% 14,28% 42,85% 57,14% 28,57% 14,28%

Бескомпромиссность 14,28% 42,85% 42,85% 42,85% 28,57% 28,57%

Мстительность 28,57% 57,14% 14,28% 57,14% 28,57% 14,28%

Нетерпимость к мнению других 85,71% 14,28% - 85,71% 14,28% -

Подозрительность 42,85% 14,28% 42,85% 42,85% 28,57% 28,57%

Как видно из таблицы, после проведения упражнений психопрофилактической программы снизились показатели вспыльчивости, неуступчивости, бескомпромиссности, подозрительности; уменьшился уровень мстительности; подростки стали более настойчивы. В целом, можно сказать об общем снижении агрессивности и конфликтности осужденных.

Изменение уровня конформности можно выявить с помощью методики «Оценка потребности в одобрении» (Д. Краун, Д. Марлоу), в результате проведения которой были получены следующие данные (рис. 1):

60,00%

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

10,00%

0,00%

О до проведения коррекции Ипосле проведения коррекции

57,14%

НИЗКИЙ средний ВЫСОКИЙ

уровень уровень уровень

Рисунок 1 - Изменение уровня потребности в одобрении осужденных подростков после проведения коррекционной программы

100,00%

50,00%

0,00%

низкий средний ВЫСОКИЙ

уровень уровень уровень

Рисунок 2 - Сравнительный анализ уровня потребности в одобрении осужденных (после проведения психокоррекционной программы) и правопослушных подростков

Исходя из приведенных данных, можно сделать вывод о том, что у осужденных подростков снизилась потребность в одобрении, то есть уменьшилась степень зависимости от благоприятных оценок со стороны значимой группы и чувствительность к влияниям среды. Следовательно, снизилась и податливость воздействиям криминальной субкультуры.

После повторного проведения методики «Степень самоконтроля в общении» (М. Снайдер) были получены следующие результаты:

60,00%

40,00%

20,00% 0,00%

низкий уровень средний высокий

уровень уровень

адо проведения тренинга опосле проведения тренинга

Рисунок 3 - Изменение степени самоконтроля в общении осужденных подростков после проведения коррекционной программы

Увеличение уровня коммуникативного контроля свидетельствует об эффективности тренинговых упражнений [2; 4; 6], включенных в предложенную психокоррекционную программу.

Представленные данные позволяют констатировать, что в результате проведения тренинговой программы у испытуемых произошли позитивные изменения по ряду личностных свойств, что позволяет нам сделать вывод.

0 осужденные подростки

□ правопослушные подростки

что профилактика влияния криминальной субкультуры на личность подростков в виде групповых тренинговых занятий весьма успешна.

Библиографический список

1. Александров, Ю. К. Очерки криминальной субкультуры. [Текст]/ Ю. К. Александров. - М., 2001.

2. Алексеев, А. И. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. [Текст]/ А. И. Алексеев, С. И. Герасимов, А. Я Сухарев. - М., 2001.

3. Анисимков, В. М. Криминальная субкультура. [Текст]/ В. М. Анисимков. -Уфа, 1998.

4. Башкатов, И. П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. [Текст]/ И. П. Башкатов. - М., 2000.

5. Блэкборн, Р. Психология криминального поведения. [Текст]/Р. Блэкборн, -СПб., 2004.

6. Волкова, В. М. Предупреждение преступности несовершеннолетних (Соци-ально-криминологический анализ) [Текст]: дис. ... канд. юрид. наук. /В. М. Волкова. - Ставрополь, 2000.

7. Горбунов, В. Исторические аспекты воспитания малолетних преступников в российской пенитенциарной системе [Текст]/ В. Горбунов. // Преступление и наказание. - 2005, № 3.

8. Мацкевич, И. М. Криминальная субкультура. [Текст]/ И. М. Мацкевич. // Российское право в Интернете. - 2005, № 1.

9. Пирожков, В. Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). - Тверь, 1994.

10. Пирожков, В. Ф. Криминальная психология. [Текст]/В. Ф. Пирожков. - М., 2001.

11. Пирожков, В. Ф. Криминальная субкультура: психологическая интерпретация функций, содержания, атрибутики [Текст]/В. Ф. Пирожков.//Психологический журнал. - 1994, № 2, Т. 15.

12.Пирожков, В. Ф. О психологических причинах воспроизводства подростковой преступности [Текст]/В. Ф. Пирожков.// Психологический журнал. - 1995, №2, Т. 16.

13. Погосян, Л. А. Профилактика девиантного поведения молодежи Дона и Юга России [Текст]/ Л. А. Погосян, С. В. Бондаренко, В. В. Черноус // Приложения к «Южнороссийскому обозрению». - Приложение № 1. - 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.