5. Теплов, Б. М. Практическое мышление [Текст]/ Б. М. Теплов // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М., 1981.
6. Тихомиров, О. К. Психология мышления. [Текст] / О. К Тихомиров. - М., 1984.
УДК 370.150
Волосков а Наталья Николаевна
Доктор психологических наук, профессор Ставропольского государственного университета, [email protected], Ставрополь
Болотова Ольга Владимировна
Кандидат психологических наук, доцент Ставропольского государственного университета, [email protected], Ставрополь
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ВЛИЯНИЯ КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
Voloskova Natalia Nikolaevna
The doctor of psychological sciences, the professor of the Stavropol state university, [email protected], Stavropol
Bolotova Olga Vladimirovna
The candidate ofpsychological sciences, the senior lecturer of the Stavropol state university, [email protected], Stavropol
PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF INFLUENCE CRIMINAL SUBCULTURE ON DEVELOPMENT OF THE PERSON OFTHE TEENAGER
Понятие криминальной субкультуры как социально-психологического явления довольно сложное и многообразное. Свое проявление она находит в жизни правонарушителей как находящихся на свободе, так и отбывающих наказание и содержащихся в спецшколах, СИЗО, приемниках-распределителях и других учреждениях.
В целом под криминальной субкультурой в психолого-педагогическом аспекте понимаются нормы, ценности, традиции, обычаи, привычки криминальных группировок, тайный образ эюизни правонарушителей, регулирующие их поведение и отношение к другим людям. Ее носителями выступают чаще всего лица молодежного возраста и отрицательные группы, которые складываются стихийно в процессе общения и жизни внутри коллектива [1; 7; 8].
Проявление асоциальной субкультуры можно заметить в любом антиобщественном поведении личности, криминогенных группах подростков по
олов-
//. Н. Волоскова, О. В. Болотова рОСТ-
[ЧИЄМ ИХ ИХ
иаль-
ся:
месту жительства, в специальных учреждениях. Очевидно, чт< ковом и юношеском возрасте влияние субкультуры максималь
Криминальная субкультура, ценности которой формируе Риск>
ным миром с максимальным учетом возрастных особенност та"
ков, привлекательна для подростков и юношей, прежде всеп СУТС“
возможностей для самоутверждения и компенсации неудач, пс [НУЮ>
в обществе; процессом криминальной деятельности, включа тком>
экстремальные ситуации и окрашенной налетом ложной po^ инственности и необычности; снятием моральных ограничь твием запретов на любую информацию и, прежде всего, на учетом состояния возрастного одиночества, переживаемого \ и обеспечением ему в «своей» группе моральной, физической. РУПП ной и психологической защиты от агрессии извне [3; 5; 10; 12
Важнейшими признаками криминальной субкультуры л» Ре®°"
- во-первых, скрытый, тайный характер;
- во-вторых, наличие ее носителей в виде неформальных IV отрицательной направленности;
- в-третьих, оппозиция к официально установленным правь ваниям, законам;
- в-четвертых, наличие определенных атрибутов, симво ностей, обязательных для выполнения всеми ее носителями.
Поскольку криминальная субкультура затрагивает значимь подростков, постольку решающим образом влияет на развитие: ти и поведение. Попадая в преступную группу, восприняв ее ру, подросток как бы освобождается от иных социальных зап но также отметить, что не менее важным проявлением кри1У влияния на молодежь является проникновение в ее сознание \ элементов криминальной субкультуры, прежде всего «блатног уголовно-тюремного фольклора, татуировок с типичными сюжетами, материалов криминогенной направленности в С]У нете [9; 11; 13].
Целью нашего исследования являлось изучение влияния кр] субкультуры на развитие личности подростка и разработка профилактики преступной деятельности несовершеннолетни ^Раю ленной на дальнейшее формирование активного устойчивого лушного поведения.
Исследование проводилось с несовершеннолетними осужде [ТУе ходящимися в ФГУ ИЗ - 26/1 России УФСИН по Ставрополье и со студентами 1 курса Ставропольского государственного ун экономического факультета специальности «Прикладная инф» области экономики» в сентябре-декабре 2008 года. Количеств мых составило 140 человек.
Использовались следующие методики: 16-факторный личш росник Р. Б. Кеттелла (16 - ФЛО - 105-С); «Личностная агрес
словце сы
рНОС-
ьту-
*аж-
нюго
шие
на»,
ыми
тер-
>ной
ммы
рав-
пос-
, на-
тета ка в
[ оп-:ть и
пост-
конфликтность»; «Оценка потребности в одобрении» (Д. Краун, Д. Марлоу); «Степень самоконтроля в общении» (М. Снайдер).
При сравнении результатов диагностических методик правопослушных и осужденных подростков были получены следующие данные:
- осужденные несовершеннолетние менее интеллектуально развиты, нежели их правопослушные сверстники, отсюда можно предположить, что из-за отсутствия критичности мышления первые приняли за товарищество - лжетоварищество, поощряющее преступный образ жизни и поддались ложному романтизму криминальной субкультуры;
- для осужденных несовершеннолетних более характерна жесткость, суровость, черствость по отношению к окружающим; законопослушные несовершеннолетние отличаются от осужденных развитой способностью к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей, поэтому они не способны совершить преступление;
- подростки, находящиеся в местах лишения свободы, более конформны, чем их сверстники-студенты, следовательно, они зависят от группы, руководствуются ее мнением, ориентируются на одобрение референтной группой, поэтому они в большей степени подвержены влиянию асоциальной субкультуры.
С целью психологической коррекции характерологических особенностей осужденных нами была разработана и реализована «Программа профилактики преступной деятельности несовершеннолетних правонарушителей», состоящая из 20 групповых тренинговых занятий: 1. Знакомство. Правила и принципы групповой работы; 2. Знакомство с миром собственных эмоций; 3. Знакомство с телом; 4. Работа с самооценкой; 5. Развитие стрессоустойчивости; 6. Тренинг коммуникативной компетентности; 7. Трансовые переживания; 8. Сообщения о преступлениях; 9. Сочувствие жертве; 10. Рассказы жертв; 11. Проигрывание роли потерпевшего; 12. Последствия преступления; 13. Индивидуальные цепи решений; 14. Индивидуальные альтернативы; 15. Факторы риска; 16. Распознавание общих факторов риска; 17. Распознавание индивидуальных факторов риска; 17. Планирование стратегии предотвращения рецидива; 18. Эффект «срыва» и формирование помогающих стратегий; 19. Заключение. Подведение итогов тренинга. Результативность профилактической программы была определена после проведения повторной диагностики. По методике «16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (16 - ФЛО - 105-С)» получены следующие данные (табл. 1):
Таблица 1 - Результаты диагностики изменений личностных характеристик осужденных несовершеннолетних после проведения коррекционной программы
Факторы Осужденные несовершеннолетние Правопослушные несовершеннолетние, в %
До коррекции, в % После коррекции, в % А, %
А Замкнутость 14,28 14,28 0 14,28
Общительность 85,72 85,72 0 85,72
В Низкий уровень интеллекта 71,42 57,14 -14,28 28,57
Средний уровень интеллекта 14,28 28,57 +14,28 57,14
Высокий уровень интеллекта 14,28 14,28 0 14,28
С Эмоциональная неустойчивость 85,71 71,42 -14,28 71,42
Эмоциональная устойчивость 14,28 28,57 +14,28 28,57
Е Подчиненность 14,28 14,28 0 28,57
Средний показатель 42,85 28,57 -14,28 14,28
Доминантность 42,85 57,14 +14,28 57,14
Б Сдержанность 42,85 42,85 0 -
Средний показатель 42,85 28,57 -14,28 14,28
Экспрессивность 14,28 28,57 +14,28 85,72
в Подверженность чувствам 57,14 42,85 -14,28 -
Средний показатель 42,85 42,85 0 -
Нормативность поведения - 14,28 +14,28 100
Н Робость - - 0 -
Средний показатель 42,85 28,57 -14,28 -
Смелость 57,14 71,42 +14,28 100
I Жесткость 71,42 42,85 -28,57 28,57
Средний показатель 14,28 42,85 +28,57 14,28
Чувствитель- ность 14,28 14,28 0 57,14
Ь Доверчивость 42,85 42,85 0 42,85
Средний показатель 14,28 14,28 0 14,28
Подозритель- ность 42,85 42,85 0 42,85
м Практичность 28,57 28,57 0 42,85
Окончание таблицы
Средний показатель 28,57 28,57 0 14,28
Развитое воображение 42,85 42,85 0 42,85
N Прямолиней- ность 28,57 28,57 0 28,57
Средний показатель 42,85 28,57 -14,28 28,57
Дипломатич- ность 28,57 42,85 +14,28 42,85
О Уверенность в себе 71,42 71,42 0 57,14
Средний показатель 14,28 14,28 0 -
Тревожность 14,28 14,28 0 42,85
Консерватизм 42,85 28,57 -14,28 28,57
Средний показатель 14,28 28,57 +14,28 14,28
Радикализм 42,85 42,85 0 57,14
Конформизм 71,42 28,57 - 42,85 28,57
02 Средний показатель - 28,57 +28,57 14,28
Нонконформизм 28,57 42,85 +14,28 57,14
03 Низкий самоконтроль 71,42 42,85 -28,57 28,57
Средний самоконтроль 14,28 28,57 +14,28 -
Высокий самоконтроль 14,28 28,57 +14,28 71,42
<34 Расслабленность 85,71 71,42 -14,28 42,85
Средний показатель 14,28 28,57 +14,28 28,57
Напряженность - - - 28,57
мэ Высокая адекватность самооценки 71,42 71,42 0 42,85
Средняя адекватность самооценки 14,28 28,57 +14,28 42,85
Низкая адекватность самооценки 14,28 - -14,28 14,28
Как видно из таблицы 1 значимые различия обнаружены по шкалам: «жесткость - чувствительность» (I), «конформизм - нонконформизм» (С>2), «низкий самоконтроль -- высокий самоконтроль» (С>3); также изменились показатели шкал «уровень интеллекта», «эмоциональная устойчивость - неустойчивость», «подчиненность - доминантность», «сдержанность - экспрессивность», «подверженность чувствам - нормативность поведения», «робость
- смелость», «прямолинейность - дипломатичность», «консерватизм - радикализм», «расслабленность - напряженность», «адекватность самооценки».
Полученные данные позволяют утверждать, что в результате эксперимента произошло снижение жесткости осужденных подростков; конформность снизилась с 71,42% до 28,57% (у правопослушных подростков уровень конформности так же составляет 28,57%), а нонконформизм увеличился на 14,28%, следовательно, осужденные стали менее зависимы от группы и более самостоятельны в принятии решений; увеличился уровень самоконтроля на 21,45% (р < 0,05), это говорит о том, что в сознании осужденных в результате психокоррекции повысилась доля личной ответственности за происходящие с ними события и улучшилась способность осознавать акты своего поведения.
Результаты методики «Личностная агрессивность и конфликтность» выглядят следующим образом (таблица 2):
Таблица 2 - Показатели личностной агрессивности и конфликтности осужденных подростков после проведения коррекционной программы
Шкалы Осужденные подростки
До проведения Т] эенинга После и роведения тренинга
низкая средняя высокая низкая средняя высокая
Вспыльчивость 14,28% 28,57% 57,14% 28,57% 28,57% 42,85%
Напористость 42,85% 42,85% 14,28% 28,57% 42,85% 28,57%
Обидчивость 42,85% 28,57% 28,57% 57,14% 14,28% 28,57%
Неуступчивость 42,85% 14,28% 42,85% 57,14% 28,57% 14,28%
Бескомпромиссность 14,28% 42,85% 42,85% 42,85% 28,57% 28,57%
Мстительность 28,57% 57,14% 14,28% 57,14% 28,57% 14,28%
Нетерпимость к мнению других 85,71% 14,28% - 85,71% 14,28% -
Подозрительность 42,85% 14,28% 42,85% 42,85% 28,57% 28,57%
Как видно из таблицы, после проведения упражнений психопрофилактической программы снизились показатели вспыльчивости, неуступчивости, бескомпромиссности, подозрительности; уменьшился уровень мстительности; подростки стали более настойчивы. В целом, можно сказать об общем снижении агрессивности и конфликтности осужденных.
Изменение уровня конформности можно выявить с помощью методики «Оценка потребности в одобрении» (Д. Краун, Д. Марлоу), в результате проведения которой были получены следующие данные (рис. 1):
60,00%
50,00%
40,00%
30,00%
20,00%
10,00%
0,00%
О до проведения коррекции Ипосле проведения коррекции
57,14%
НИЗКИЙ средний ВЫСОКИЙ
уровень уровень уровень
Рисунок 1 - Изменение уровня потребности в одобрении осужденных подростков после проведения коррекционной программы
100,00%
50,00%
0,00%
низкий средний ВЫСОКИЙ
уровень уровень уровень
Рисунок 2 - Сравнительный анализ уровня потребности в одобрении осужденных (после проведения психокоррекционной программы) и правопослушных подростков
Исходя из приведенных данных, можно сделать вывод о том, что у осужденных подростков снизилась потребность в одобрении, то есть уменьшилась степень зависимости от благоприятных оценок со стороны значимой группы и чувствительность к влияниям среды. Следовательно, снизилась и податливость воздействиям криминальной субкультуры.
После повторного проведения методики «Степень самоконтроля в общении» (М. Снайдер) были получены следующие результаты:
60,00%
40,00%
20,00% 0,00%
низкий уровень средний высокий
уровень уровень
адо проведения тренинга опосле проведения тренинга
Рисунок 3 - Изменение степени самоконтроля в общении осужденных подростков после проведения коррекционной программы
Увеличение уровня коммуникативного контроля свидетельствует об эффективности тренинговых упражнений [2; 4; 6], включенных в предложенную психокоррекционную программу.
Представленные данные позволяют констатировать, что в результате проведения тренинговой программы у испытуемых произошли позитивные изменения по ряду личностных свойств, что позволяет нам сделать вывод.
0 осужденные подростки
□ правопослушные подростки
что профилактика влияния криминальной субкультуры на личность подростков в виде групповых тренинговых занятий весьма успешна.
Библиографический список
1. Александров, Ю. К. Очерки криминальной субкультуры. [Текст]/ Ю. К. Александров. - М., 2001.
2. Алексеев, А. И. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. [Текст]/ А. И. Алексеев, С. И. Герасимов, А. Я Сухарев. - М., 2001.
3. Анисимков, В. М. Криминальная субкультура. [Текст]/ В. М. Анисимков. -Уфа, 1998.
4. Башкатов, И. П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. [Текст]/ И. П. Башкатов. - М., 2000.
5. Блэкборн, Р. Психология криминального поведения. [Текст]/Р. Блэкборн, -СПб., 2004.
6. Волкова, В. М. Предупреждение преступности несовершеннолетних (Соци-ально-криминологический анализ) [Текст]: дис. ... канд. юрид. наук. /В. М. Волкова. - Ставрополь, 2000.
7. Горбунов, В. Исторические аспекты воспитания малолетних преступников в российской пенитенциарной системе [Текст]/ В. Горбунов. // Преступление и наказание. - 2005, № 3.
8. Мацкевич, И. М. Криминальная субкультура. [Текст]/ И. М. Мацкевич. // Российское право в Интернете. - 2005, № 1.
9. Пирожков, В. Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). - Тверь, 1994.
10. Пирожков, В. Ф. Криминальная психология. [Текст]/В. Ф. Пирожков. - М., 2001.
11. Пирожков, В. Ф. Криминальная субкультура: психологическая интерпретация функций, содержания, атрибутики [Текст]/В. Ф. Пирожков.//Психологический журнал. - 1994, № 2, Т. 15.
12.Пирожков, В. Ф. О психологических причинах воспроизводства подростковой преступности [Текст]/В. Ф. Пирожков.// Психологический журнал. - 1995, №2, Т. 16.
13. Погосян, Л. А. Профилактика девиантного поведения молодежи Дона и Юга России [Текст]/ Л. А. Погосян, С. В. Бондаренко, В. В. Черноус // Приложения к «Южнороссийскому обозрению». - Приложение № 1. - 2003.