ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ^^^_ ^^ И^?ИХОЛОГИЧЕСКИЕ^НАУКИ
МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСОВОДОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ИНОСТРАННЫМИ ТУРИСТАМИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
А.Д. БОГДАНОВА,
аспирант кафедры педагогики и психологии Российской международной академии туризма, старший преподаватель Псковского филиала Российской международной академии туризма
abogdanova @mail. ru
Аннотация. Рассматриваются совокупность профессиональных компетенций экскурсоводов, работающих с иностранными туристами на английском языке, и педагогические условия развития этих компетенций. Предлагается созданная в процессе исследования и апробированная модель профессиональной переподготовки экскурсоводов для работы с иностранными туристами на английском языке.
Ключевые слова: модель профессиональной переподготовки экскурсоводов для работы с иностранными туристами на английском языке, модульно-рейтинговая технология обучения, переподготовка специалистов.
THE MODEL OF PROFESSIONAL RETRAINING OF GUIDES, CONDUCTING TOURS FOR FOREIGN TOURISTS IN ENGLISH
A.D. BOGDANOVA,
post-graduate student of the department of pedagogics and psychology of Russian International Academy for tourism, senior teacher of Pskov brunch of Russian International Academy for tourism
The summary. The following phenomena, specified during the research, are dealt with: the complex of professional competencies of such specialists, the psychological-pedagogical conditions of the development of such competencies; the model of professional retraining of guides, conducting tours for foreign tourists in English, created and approved during the conducted research.
Key words: the model of professional retraining of guides, conducting tours for foreign tourists in English, modular—rating technology of retraining of specialists.
Задачей профессионального образования является подготовка специалистов, в максимальной степени отвечающих запросам современного рынка труда. Востребован «новый «образовательный результат»: не новое содержание знаний, а новые качества выпускника системы образования»1. В научно-педагогических кругах обсуждается вопрос о том, что подготовка специалистов в любой области должна осуществляться на новой концептуальной основе в рамках компе-тентностного подхода. Однако, несмотря на интерес ученых, обучение в русле компетентностного подхода остается сложной и нуждающейся в дальнейших исследованиях комплексной проблемой. Это справедливо и в отношении переподготовки экскурсоводов, компетентность которых определяет качество обслуживания туристов, конкурентоспособность региональных туристских продуктов на международном и внутреннем рынках.
В психолого-педагогических науках существуют разные подходы к пониманию терминов «компетенция» и «компетентность». Во всех подходах к определению этих понятий акцентируется опыт деятельно-
сти личности, ее активная позиция, готовность к мобилизации знаний, умений, навыков, способностей, психических качеств для выполнения профессиональных задач, включающая в себя мотивационную и ценностную составляющие.
И.А. Зимняя рассматривает компетенцию как «некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека»2. Ю.Г. Татур понимает профессиональную компетентность как «интегральное свойство личности, характеризующее ее стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определенной области»3. Компетентность трактуется шире по сравнению с компетенцией, включает ее в себя в качестве основы, но ею не исчерпывается.
Существует множество систематизаций и классификаций компетенций в образовании. Разработчики ГОС ВПО третьего поколения разделяют компе-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
тенцию на общие, универсальные способы деятельности, «не связанные непосредственно с решением профессиональных задач, но связанные с успешностью профессиональной деятельности опосредованно»4, и профессиональные (специальные), отражающие специфику определенной профессиональной деятельности.
Процесс развития профессиональных компетенций экскурсоводов для работы с иностранными туристами на английском языке в ходе переподготовки будет эффективным, если:
® проанализирован зарубежный и отечественный опыт применения компетентностного подхода, про-
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ведено исследование требований работодателей, изучено мнение практикующих экскурсоводов, академического сообщества, выпускников туристских вузов и на этой основе определена совокупность профессиональных компетенций экскурсоводов для работы с иностранными туристами на английском языке;
# выявлены педагогические условия эффективной профессиональной переподготовки таких специалистов на основе компетентностного подхода;
# сконструирована и экспериментально проверена модель профессиональной переподготовки экскурсоводов для работы с иностранными туристами на английском языке;
Факторы, определяющие профессионально значимые компетенции экскурсоводов для работы с иностранными туристами
на английском языке
Тенденции, характеризующие современный этап развития сферы туризма
Запросы современных потребителей туруслуг
Современные требования работодателей к профессиональной деятельности экскурсоводов, работающих с иностранными туристами на английском языке
X
Требования личности к получению знаний, повышающих уровень ее конкурентоспособности на рынке труда
х
Современное научное знание в области туристской деятельности, экскурсионного дела
Содержание профессиональной деятельности экскурсоводов, работающих с иностранными туристами на английском языке
X
Совокупность профессиональных компетенций экскурсоводов, работающих с иностранными туристами на английском языке
ж
Цель: подготовка экскурсоводов для работы с иностранными туристами на английском языке, в максимальной степени отвечающих современным требованиям профессии
X
Исходный уровень сформированности профессиональных компетенций обучающихся
X
Ожидаемый уровень развития профессиональных компетенций экскурсоводов для работы с иностранными туристами на английском языке
X
Гарантированный уровень развития профессиональных компетенций экскурсоводов для работы с иностранными туристами на английском языке
X
Содержание профессиональной переподготовки экскурсоводов для работы с иностранными туристами на английском языке Образовательная технология: модульно-рейтинговая технология обучения
г
Психолого-педагогические условия эффективной профессиональной переподготовки экскурсоводов для работы с иностранными туристами на английском языке
Ж
Экскурсовод для работы с иностранными туристами на английском языке, в полной мере отвечающий современным требованиям профессии
Рис. Модель профессиональной переподготовки экскурсоводов для работы с иностранными туристами на английском языке
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
разработана и экспериментально проверена соответствующая этой модели технология профессиональной переподготовки таких специалистов при соблюдении выявленных педагогических условий.
В ходе анкетирования специалистов туристской сферы нами выявлена совокупность профессиональных компетенций экскурсоводов для работы с иностранными туристами на английском языке. Она включает в себя общие компетенции (общенаучные (фундаментальные); социально-личностные и коммуникативные; организационно-управленческие, в том числе системные, и специальные компетенции (профессионально-предметные; методико-коммуни-кативные; лингвистические; социокультурные, в том числе ценностно-смысловые; компетенции саморегуляции и самостоятельной познавательной деятельности, в том числе системные).
Были определены следующие основные педагогические условия эффективной профессиональной переподготовки таких специалистов на основе ком-петентностного подхода:
Ь формирование индивидуальных целей образования на основе повышения активной роли обучающихся; Ь обучение на основе сочетания принципов индивидуализации и паритетности, интегративности, системности, научности, практической ориентированности обучения, предъявления оптимальной учебной информации, перехода от обучения к самообразованию; Ь обеспечение учебного процесса преподавателями-универсалами, обладающими высоким уровнем компетентности в области как английского языка, так и истории и культуры своего региона, методики как создания и проведения экскурсий, так и преподавания, использования инновационных методов обучения и др.
В процессе исследования разработана модель профессиональной переподготовки экскурсоводов для
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
работы с иностранными туристами на английском языке (рис.).
Образовательной технологией является модульно-рейтинговая технология обучения. Разработана и проверена на практике модульная программа курсов переподготовки, направленная на развитие профессиональных компетенций экскурсоводов для работы с иностранными туристами на английском языке. Она включает в себя описание форм и методов обучения, информационно-методическое обеспечение, описание критериев оценки степени сформированности компетенций, а также совокупности средств и технологий оценки.
Итак, в ходе проведенного исследования выявлены педагогические условия формирования профессиональных компетенций экскурсоводов для работы с иностранными туристами на английском языке; сконструирована и внедрена модель профессиональной переподготовки таких специалистов, основу которой составляет совокупность их профессиональных компетенций. Эффективность модели подтверждена в результате опытно-экспериментальной проверки, проведенной на базе Псковского филиала Российской международной академии туризма в ходе реализации курсов переподготовки экскурсоводов для работы на английском языке с иностранными туристами.
1 Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Гуманизация и компетентность: контексты интеграции. М., 2006. С. 8.
2 Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 41.
3 Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектирования стандартов высшего профессионального образования. М., 2004. С. 7.
4 Субетто А.И. Онтология и эпистемология компетент-ностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. СПб.—М., 2006. С. 38.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ВЛИЯНИЯ КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
Н.Н. ВОЛОСКОВА,
доктор психологических наук, профессор Ставропольского государственного университета
О.В. БОЛОТОВА,
кандидат психологических наук, доцент Ставропольского государственного университета
bolotova @yandex. т
Аннотация. Проведен теоретический анализ и представлены результаты опытно-экспериментального исследования по проблеме влияния криминальной субкультуры на развитие личности подростка; описана программа профилактики преступной деятельности несовершеннолетних.
Ключевые слова: субкультура, криминальная субкультура, подростковый и юношеский возраст, законопослушное поведение, психологическая коррекция.