Научная статья на тему 'Результаты применения образовательного сайта и модульной технологии в реализации БЖД в агпи'

Результаты применения образовательного сайта и модульной технологии в реализации БЖД в агпи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ / ДИСЦИПЛИНА "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ" / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА / СРЕДНИЙ БАЛЛ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / THE DISCIPLINE "SAFETY OF LIFE" / MODULAR TECHNOLOGY / EDUCATIONAL WEBSITE / FACTOR ANALYSIS / TESTS / THE AVERAGE BALL / INDEPENDENT WORK / STUDENT ACHIEVEMENT / LEARNING EFFECIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калюжный Е. А., Михайлова С. В.

В работе описаны современные контексты инновационной деятельности в сфере высшего педагогического образования, задачи и ориентиры его развития, представлены цели, методы и результаты исследования эффективности внедрения модульной технологии обучения с использованием образовательного сайта в процессе изучения дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF THE USE OF EDUCATIONAL WEBSITE AND MODULAR TECHNOLOGIES IN THE IMPLEMENTATION OF LS OF ASPI

This paper describes the current context of innovation in higher pedagogical education, objectives and targets of its development, presented the objectives, methods and results of research effectiveness of the implementation of modular technology education with an educational website in the discipline "Life safety".

Текст научной работы на тему «Результаты применения образовательного сайта и модульной технологии в реализации БЖД в агпи»

4. Сафонова, В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. - Воронеж: Истоки, 1996.

5. Рогова, ГВ. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / ГВ. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 1991.

6. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Филоматис, 2004.

7. Пассов, Е.И. Принципы обучения иностранным языкам: учебное пособие / под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. - Воронеж: НОУ "Интерлингва", 2002.

Статья поступила в редакцию 27.08.10

УДК 371.335

Е.А. Калюжный, канд. биологических наук, доц. АГПИ им. А.П. Гайдара, г. Арзамас. E-mail: eakmail@mail.ru; С.В. Михайлова, ассистент АГПИ им. А.П. Гайдара, г. Арзамас, E-mail: quality-infolab@mail.ru

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО САЙТА И МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РЕАЛИЗАЦИИ БЖД В АГПИ

В работе описаны современные контексты инновационной деятельности в сфере высшего педагогического образования, задачи и ориентиры его развития, представлены цели, методы и результаты исследования эффективности внедрения модульной технологии обучения с использованием образовательного сайта в процессе изучения дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

Ключевые слова: модульная технология, образовательным сайт, дисциплина "Безопасность жизнедеятельности", факторный анализ, контрольная работа, средний балл, самостоятельная работа, успеваемость студентов, эффективность обучения.

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утвержденная Президентом РФ, указывает, что "модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире ХХ1 века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам" [1, с. 63].

Одним из направлений инновационного обучения, позволяющим активизировать самообучение, повысить усвоение знаний, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала, является технология модульного обучения дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (БЖД) с использованием образовательного сайта, применяющаяся на кафедре МП и БЖД АГПИ им. А.П. Гайдара. Применяемый в данной технологии образовательный сайт - это сайт, содержащий подборку различных образовательных материалов по дисциплине БЖД для студентов, изучающих данный курс по модульной программе [2; 3].

Концептуальная и содержательная схемы модульного обучения в России начали особенно интенсивно развиваться после Постановления Правительства Российской Федерации № 796 от 06.07.1994 г., одобрившего модульную систему обучения и рекомендовавшего ее к внедрению на предприятиях и в учебных заведениях Министерства образования РФ. В настоящее время модульная технология обучения уже достаточно широко используется в различных ВУЗах России для повышения эффективности образовательной подготовки студентов [3].

По мнению П.Ю. Цявичене, "модуль - это блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных целей" [4, с. 47]. Сущность модульного обучения состоит в том, чтобы студент мог самостоятельно работать с предложенной ему модульной программой

Одной из главных целей модульной технологии обучения является обеспечение гибкости, приспособление к индивидуальным потребностям студента, уровню его базовой подготовки, создание условий для развития мышления, памяти, творческих наклонностей и способностей студентов. При модульном обучении педагог выполняет помимо информирующей и контролирующей функций, еще и функции консультанта и координатора при сохранении его ведущей роли в педагогическом процессе. Модульное обучение предусматривает по сути своей индивидуальный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития студента, его подготовки по данному предмету, заинтересованности в углубленном изучении дисциплины БЖД, его личностных возможностей, а также состояния его здоровья [5; 6].

Цель исследования:

Обоснования эффективности инновационной технологии

модульного обучения с использованием образовательного сайта по дисциплине БЖД в условиях педагогического института.

Материалы и методы:

В рамках исследования на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2005 г. по дисциплине БЖД была разработана модульная программа [7]. Среди студентов второго курса были организованны две учебные группы: контрольная (n=33) - обучающаяся по традиционной программе, и экспериментальная (n=120) - обучающаяся по модульной программе. В экспериментальной группе были выделены две подгруппы: первая - студенты, пользующиеся образовательным сайтом в процессе изучения дисциплины БЖД (n=43) , вторая - студенты, не пользующиеся сайтом (n=77).

На эксклюзивно разработанном сайте (http://www.quality-web.ru/mpibzd) для кафедры МП и БЖД, размещены модули, контрольные задания, учебная и рабочая программа, дополнительная учебная литература, методические указания студентам и результаты их успеваемости.

В качестве критерия эффективности модульного обучения использовались результаты трех контрольных работ, результирующих освоение образовательного стандарта по дисциплине БЖД по типовой пятибалльной системе.

Формирование баз данных осуществляли на основе программы dbfnavigator,v.2.01; статистическая обработка данных осуществлена посредством параметрического анализа ППП "EXCEL 2003", "BIOSTAT".

Результаты исследования:

Контрольные работы показали, что студенты, работающие по модульной технологии, по первой и второй контрольной работе показали значимо больший балл успеваемости (при p<0,05), относительно студентов группы контроля, вторая контрольная работа в группе эксперимента, показала лучший результат на уровне тенденции (табл. №1).

Таблица 1

Контр.работа № 1 Контр.работ а №2 Контр.работа № 3

M ± m M ± m M ± m

Контр. группа n=33 3,77 0,13 4,0 0,13 3,9 0,13

Эксперт. группа n=120 4,1 0,07 4,2 0,08 4,3 0,06

Стат. Значимость СС о 152 F о 6,84 P о 0,009 СС о 152 F о 2,02 P о 0,157 СС о 152 F о 6,48 P о 0,01

На наш взгляд более высокие результаты экспериментальной группы получены благодаря использованию модульной технологии обучения с применением образовательного сайта. При модульной системе, располагая планом рабочей и учебной программ, всеми модулями, контрольными заданиями и методическими рекомендациями по достижению поставленных целей обучения, студент может более самостоятельно и углубленно, чем при традиционной системе, овладевать разделами учебной программы. Следовательно, при модульном обучении у студента в большей степени, чем при традиционном обучении, формируются навыки самообразования и в свою очередь у преподавателя представляются более благоприятные условия для оптимизации вариативного компонента образовательной программы.

Проведя факторный анализ успеваемости по среднему баллу трех контрольных срезов, по полу в дифференциации естественного и гуманитарного направления специализаций, обнаружили, что студенты-естественники показывают значимо лучшую успеваемость в освоении предмета БЖД независимо от технологии обучения. Юноши показывают более высокие резуль-

Таблица 2

Динамика фактора Успеваемость (М ± т) по специализации и половой принадлежности

таты контрольных срезов относительно девушек как внутри групп контроля и эксперимента, так и в общем зачете, так же независимо от технологии обучения (табл. №2).

Студенты, пользующиеся сайтом (п=43) показали более значимый суммарный результат трёх контрольных работ, который составил 4,6 балла (М ± т = 4,6 ± 0,08) в отличие от студентов, обучающиеся по модульной технологии, но не пользующихся сайтом (п=77; М ± т = 3,9 ± 0,09), при общей статистической разнице (п=1; F=25,79; р<0,000). Изучая посредством корреляционного анализа взаимообусловленность действия фактора "сайт" на результаты контрольных работ, обнаружили его значимую связь (при р<0,05): со средним баллом контрольных срезов г= 0,6; с полом г= 0,2; с общей успеваемостью г= 0,5.

Среди студентов, обучающихся по модульной технологии, было проведено анкетирование. На вопрос "Нужно ли дальше внедрять модульную технологию в учебно-воспитательный процесс", ответы распределились следующим образом: да - 94,5%; нет - 5,5%.

Выводы:

1. Студенты, обучающиеся по модульной технологии с использованием образовательного сайта по дисциплине БЖД, показывают значимо более высокие результаты успеваемости в течение всего курса изучения.

2. Юноши, независимо от технологии обучения и профнап-равленности, обнаруживают более глубокие знания по предмету.

3. Результаты исследования доказывают эффективность использования образовательного сайта в учебно-воспитательном процессе, что предполагает его внедрение в процесс обучения и по другим дисциплинам.

4. При модульном обучении с использованием образовательного сайта, как у студента, так и у преподавателя представляются более благоприятные условия для оптимизации обучения и самообразования.

Таким образом, модульная программа с использованием образовательного сайта, разработанные на кафедре МП и БЖД ГОУ ВПО "АГПИ им. А.П. Гайдара", по дисциплине БЖД, имеющие своей главной целью - достижение эффективного результата в усвоении научных знаний и формировании профессиональных и личностных качеств будущих педагогов, можно рассматривать в качестве перспективного средства совершенствования образовательного процесса в педагогических ВУЗах.

n M і m

Г уманитарные специальности 103 Э,8 і 0,10

Естественные специальности 50 4,Э і 0,08

Пол > 34 Э,9 і 0,11

+ 119 4,Э і 0,06

Гуманитарные специальности > 9 Э,6 і 0,19

+ 94 4,0 і 0,06

Естественные специальности > 25 4,1 і 0,12

+ 25 4,5 і 0,12

Стат. значимость Гуманитарные /естественные специальности - n=1 F = 10,86 P < 0,001 Пол - n=1 F о 9,83 P < 0,003

Библиографический список

1. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" // Вестн. образования России, 2010. - № 4.

2. Бугровская, Е.В. Образовательный сайт в изучении естественнонаучных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук. - Новосибирск, 2005.

3. Технология модульного обучения // http:// www.quality-web.ru/mpibzd.

4. Цявичене, П.Ю. Теория и практика модульного обучения // Сов. Педагогика. - 1990. - № 1.

5. Куклин, В.Ж. О сравнении педагогических технологий / В.Ж. Куклин, В.Г Наводнов // Высшее образование в России. - 1999. - № 1.

6. Борсенева, Т.И. Технология модульного обучения // Основы безопасности жизни. - 2004. - №10.

7. Михайлова, С.В. Особенности структурирования содержания учебного курса БЖД в модульном обучении // Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Арзамас: АГПИ, 2010.

Статья поступила в редакцию 27.08.10

УДК 301.085:15 (09)

Е.А. Горшков, асп. АГПИ, Арзамас, E-mail: eugenegorshkov@mail.ru

ПЕРВЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ НОРМАНА ТРИПЛЕТТА

Статья посвящена эксперименту американского психолога Нормана Триплетта, который большинством авторов признается первым экспериментом в социальной психологии. Автор проводит анализ особенностей проведения лабораторного эксперимента, процесса обработки его результатов и значения исследования Триплетта для социальной психологии США. В работе рассматриваются преимущества и недостатки первого социально-психологического эксперимента.

Ключевые слова: социальная психология, лабораторный эксперимент, Норман Триплетт, социальная фасилитация.

Проведение первого лабораторного эксперимента оказалось психологии США как самостоятельной науки. Вначале, стоит необычайно важным событием в ходе становления социальной отметить, что именно эксперимент Триплетта 1897 г., с подачи

173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.