Научная статья на тему 'Результаты предварительного анализа электронного портфолио студентов, обучающихся по направлению подготовки 49. 03. 02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)»'

Результаты предварительного анализа электронного портфолио студентов, обучающихся по направлению подготовки 49. 03. 02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
84
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / SELF-EDUCATION / HIGHER EDUCATION / STUDENT''S PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федорова Н.И.

В статье говорится о необходимости создания электронного портфолио для каждого обучающегося, в котором отражается степень мотивации обучения студентов в вузе, их уровня самооценки, эмоциональнопсихических качеств и готовности к самообразованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRELIMINARY RESULTS OF THE STUDENT'' ELECTRONIC PORTFOLIO STUDYING IN THE DIRECTION OF TRAINING 49.03.02 «PHYSICAL CULTURE FOR PERSONS WITH DISABILITIES IN THE STATE OF HEALTH (ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE)»

The article refers to the need to create an electronic portfolio for each student, which reflects the degree of motivation of students' training at the higher educational establishment, the level of their self-esteem, emotional and mental qualities and readiness for self-education.

Текст научной работы на тему «Результаты предварительного анализа электронного портфолио студентов, обучающихся по направлению подготовки 49. 03. 02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)»»

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 378 Н.И. ФЕДОРОВА

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра спортивной медицины и АФК, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

E-maihdoc_JkiT77@mail.ru

UDC378 N.I. FEDOROVA

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of Sports Medicine and the Adaptive Physical Culture, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and

Tourism

E-maihdocJhiT77@mail.ru

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 49.03.02 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ (АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА)»

PRELIMINARY RESULTS OF THE STUDENT ELECTRONIC PORTFOLIO STUDYING IN THE DIRECTION OF TRAINING 49.03.02 «PHYSICAL CULTURE FOR PERSONS WITH DISABILITIES IN THE STATE OF HEALTH (ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE)»

В статье говорится о необходимости создания электронного портфолио для каждого обучающегося, в котором отражается степень мотивации обучения студентов в вузе, их уровня самооценки, эмоционально-психических качеств и готовности к самообразованию.

Ключевые слова: самообразование, высшее образование, портфолио обучающегося.

The article refers to the need to create an electronic portfolio for each student, which reflects the degree of motivation of students" training at the higher educational establishment, the level of their self-esteem, emotional and mental qualities and readiness for self-education.

Keywords: self-education, higher education, student s portfolio.

Проблемы самообразования личности, в частности студентов, представляют большой теоретический и практический интерес для современной педагогики. Самообразование нельзя считать стихийным процессом овладения знаниями и навыками, так как индивидуум (студент) ставит перед собой конкретную цель и задачи, самостоятельно выбирает необходимый объем анализируемого материала и строго придерживается разработанного им плана освоения знаний. И это относится не только к анализу материалов, заложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшей школы, но и в дополнительных источниках информации. Поэтому самообразование является сложным творческим процессом, предполагающим наличие у обучающихся саморефлексии, высокой степени самооценки, способности самостоятельно искать необходимые знания, повышающие профессиональное мастерство |2|.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (уровень бакалавриата) по направлению подготовки 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» говорится о необходимости создания электронного портфолио для каждого обучающегося т.к. данный документ способствует, на наш взгляд, следующим переменам в самосознании учащихся высших учебных заведений:

1. мотивация и стимул для дальнейшей учебы и получения высшего образования;

2. приобретение колоссального опыта в конкуренции;

3. стимул к повышению собственной квалификации;

4. умение самостоятельно оценить показатель не только собственных профессиональных компетентностей.

Нами составлены личностные карты студентов, которые дают возможность установить степень мотивации обучения студентов в вузе, их уровня самооценки, эмоционально-психических качеств и готовности к самообразованию

Первоначально мы провели оценку мотивации обучения в вузе по методике Т.П. Ильиной [1]. которая предусматривает наличие трех градаций: «приобретение знаний», «овладение профессией», «получение диплома». Стремление к приобретению знаний, любознательность выявлены у 36% опрошенных студентов. 42% студентов стремятся овладеть специальными знаниями, способствующими формированию высокого профессионального мастерства. Стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний отметили 22% респондентов. Преобладание мотивов по первым двум разделам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.

Изучение мотивов позволило определить ценностное отношение студентов к самообразованию, осознание его значения для успешной профессиональной деятельности и самореализации личности.

© Н.И. Федорова © N.I. Fedorova

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (70), 2016 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 70. 2016

Диагностика мотивирования проводилась нами по методике «Мотивация успеха» (Т.Элерс)[3].

35% ■ 30%

' ■ ■ ■

ш

15% ■ I

10% ■

5% I

0% Ш ■

низкий уровень средний уровень умеренно высокий слишком высокий мотивации мотивации уровень мотивации уровень мотивации

Рис.1. Уровень мотивации студентов, обучающихся по направлению подготовки «Адаптивная физическая культура».

Из анализа анкет видно, что 30% опрошенных студентов имели низкий уровень мотивации, они не способны ставить перед собой задачи самообразования и не готовы планировать и организовывать собственную осознанную познавательную деятельность. Навыки самоанализа профессионального развития, оценивания личностно-профессиональных качеств у студентов не сформированы. Лишь 13% респондентов имели слишком высокий уровень мотивации, были склонны к рефлексии своей деятельности, осознанно опирались на самообразование как на эффективный метод личностного развития, однако при этом у них отсутствовала систематичность в организации процесса самообразования и они нуждались в периодических консультациях для корректировки направлений работы по самоорганизации.

Направленность личности на непрерывное профессиональное саморазвитие, самосовершенствование обеспечивают возможность формирования устойчивого курса на систематические занятия по самообразованию.

Самообразование предполагает развитие определенных интеллектуальных и эмоционально-психических качеств личности, таких как: самостоятельность, наблюдательность, способность к саморегуляции и самоанализу, гибкость мышления. В свою очередь, реализация самообразования эффективно способствует интеллектуальному развитию личности.

Анализ эмоционально-психических качеств студента проводили с помощью методики «Уровень субъективного контроля» и теста М.Снайдера [4].

Уровень субъективного контроля определяет степень ответственности человека за свои посту пки. Выделяют два типа контроля: экстернальный, когда человек полагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатом действия внешних причин; и ин-

терналъныи, в этом случае человек интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий.

■ интернальныйтип контроля

Iэкстернальный тип контроля

Рис.2. Тип контроля ответственности студентов за свои поступки.

Студентам с экстернальным типом контроля (58%) в большей степени присуще комфортное и уступчивое поведение, они предпочитали работать в группе, были чаще пассивны, тревожны и не уверены в себе. Студенты с интернальным типом контроля (42%) были активны, независимы, самостоятельны в работе, чаще имели положительную самооценку, уверенность в себе.

Тест М. Снайдера позволил провести оценку самоконтроля в общении студентов. Высокий коммуникативный контроль имели 25% опрошенных студентов, они хорошо знали, где и как себя вести, управляли выражением своих эмоций. 33% респондентов имели низкий коммуникативный контроль, были более непосредственны и открыты в общении и часто менялись в зависимости от ситуации.

Полученные данные позволяют говорить о недостаточной степени готовности студентов к непрерывной, систематической самообразовательной деятельности.

Таким образом, анализ полученных данных с помощью составленных нами анкет (портфолио студента), показал, что почти 78% обучающихся имеют хорошо мотивированное желание овладевать профессиональными знаниями. Однако менее половины из них (42%) обладают качествами, необходимыми для самообразования и самосовершенствования, и лишь 25% из последней группы имеют высокий коммуникативный контроль, тогда как 33% требуют к себе повышенного внимания педагогов для своевременной и полноценной коррекции работы, направленной на повышение эффективности самообразования. Кроме того, результаты первого этапа исследования показали, что в учебно-воспитательном процессе необходимо формировать не только интерес к учебным дисциплинам, но и такие профессионально значимые качества личности, как умения социального взаимодействия с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Библиографический список

1. Дарвти О.Б. Возрастая психология: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. Под ред. В.Е. Клочко. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 264 е.: ил.

2. Зборовский Г.Е. Самообразование как социологическая проблема / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина // Социологические исследования. 1997, №10. С. 80.

3. Ильин Е. 77. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2011. 701 е.: ил.

4. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ»,1998. 672с.

References

1. Danish О.В. Age-related psychology: Textbook for higher educational establishments. Ed. V.E. Klochko. Publishing house VLADOS-PRESS, 2003. 264 p.: illustrations.

2. Zbomvskiy G.E. Self-education as a sociological problem / G.E. Zborovskiy, E.A. Shuklina // Sociological studies. 1997, №10. P. 80

3. IlyinE.P. Psychology of individual differences. SPb .: Peter, 2011. 701 p.: illustrations.

4. RaigotvdskivD.Ya. Practical psychodiagnostics. Procedures and tests. Textbook. Samara: Publishing House "BAKHRAKH" 1998.672p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.