УДК 378
Найн Альберт Яковлевич
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск
Сиюткин Андрей Геннадьевич
Аспирант кафедры педагогики, Уральский государственный университет физической культуры, [email protected], Челябинск
Карпова Ольга Леонидовна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных, естественнонаучных и математических дисциплин, Уральский социально-экономический институт (филиал) Академии труда и социальных отношений, профессор, [email protected], Челябинск
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БАКАЛАВРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ СМЫСЛООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье представлены обобщенные данные комплексного психолого-педагогического исследования, включающие определение барьеров, препятствующих развитию профессионального самоопределения бакалавра физической культуры. Определена научная проблема развития профессионального самоопределения обучающихся на основе смыслообразовательной деятельности. Разработана и актуализирована структура смыслообра-зовательной деятельности обучающихся, выступающая смысловым содержанием авторской методики развития профессионального самоопределения обучающихся. Сформулированы педагогические условия, способствующие эффективному развитию профессионального самоопределения бакалавра физической культуры в условиях смыслообразовательной деятельности.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, бакалавр, смыслообразовательная деятельность.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать все возрастающий интерес научного сообщества к проблеме развития профессионального самоопределения личности [1-16]. Следует отметить, что большинство исследований направлены на изучение контингента учащихся. Однако все же сегодня растет количество публикаций, касающихся проблемы развития профессионального самоопределения в студенческом возрасте. Именно в этот период, как отмечается в ряде исследований [3-6; 8-11; 14], у обучающихся формируется мировоззрение, система ценностей, смыслов, самосознание и самопознание, происходит овладение профессией, развитие рефлексии и т. д.
Несмотря на некоторый рост публикационной активности по данной проблеме, все же остается нерешенным противоречие между потенциальными возможностями образовательной среды вуза в создании педагогических условий эффективного самоопределения бакалавра и слабой теоретической и методической обеспеченностью этого
процесса в условиях организации смыслоо-бразовательной деятельности обучающихся.
Наше исследование показало, что именно в студенческом возрасте, когда выбор профессии уже сделан, обучающийся сталкивается с целым рядом барьеров (препятствий), которые существенно затрудняют процесс профессионального самоопределения [5, с. 69].
Понятие «барьер» в «Словаре практического психолога» представляет внутреннее препятствие выполнению определенной деятельности, отрицательное влияние прошлого опыта, препятствующее пониманию и правильной оценке ситуации, фактов, закономерностей, выбору способов действия, стратегии решения проблемы, инновациям [16, с. 39].
Обобщив данные проведенного комплексного психолого-педагогического исследования развития профессионального самоопределения бакалавров физической культуры 1-11 курса (137 чел.), перечислим выявленные барьеры в назывном порядке.
Недостаточное осознание когнитивных, профессиональных и личностных ресур-
сов и возможностей их применения в профессиональной сфере отмечается у 48 % опрошенных; нечеткость целей и смыслоо-бразовательных мотивов профессионального развития - 57 % респондентов. У более половины (54 %) опрошенных наблюдается «размытость» образа «Я-профессионал», отсутствие конкретного, четкого представления о профессии бакалавра физической культуры и о себе как будущем профессионале. Согласно полученным нами данным, большинство испытуемых демонстрируют неспособность выполнения роли полноценного субъекта построения собственной образовательной и личностной траектории (64 %).
Изучение проблемы развития профессионального самоопределения бакалавра физической культуры показывает, что только 1/3 опрошенных студентов обладают развитыми субъектными характеристиками, обеспечивающими проявление их профессионального самоопределения в ходе подготовки к профессиональной деятельности. Отсюда следует вывод о необходимости совершенствования образовательного процесса вуза, выявления условий, способствующих эффективному развитию профессионального самоопределения обучающихся.
Анализ психолого-педагогической литературы [1; 3; 5; 6; 9-13] и собственный опыт преподавательской деятельности позволил нам в качестве основополагающего фактора развития профессионального самоопределения бакалавра определить организацию смыслообразовательной деятельности.
Именно через построение личностных и профессиональных смыслов как многообразия отношений субъекта строится восприятие студента к профессии и будущей профессиональной деятельности. Смысловая регуляция является основополагающим условием, определяющим профессиональную успешность или неуспешность, движение субъекта к личностной и профессиональной самореализации, либо к неудовлетворенности процессом и результатами собственного труда, к разочарованию в выборе профессии, утрате жизненных ориентиров, к моральным и эмоциональным потерям. Как верно отмечают Т. А. Марьина и К. И. Воробьева, проблема смысла жизни, всей жизнедеятельности, в том числе и профессиональной, является решающей в судьбе человека [9, с. 250].
В исследовании разработана и актуализирована структура смыслообразовательной деятельности (рис. 1).
Компонент самосознания: осознание и самопознание себя как субъекта учения и обучения; самооценка личностных и профессиональных качеств, собственного «Я»; социально-личностная самооценка; саморегулирование (профессиональное самосовершенствование) на основе осознанного самопознания и самооценки
Когнитивный компонент: наличие у субъекта знаний о своей профессиональной деятельности; представлений о себе в контексте данной и прогнозируемой деятельности; образ «Я-профессионал» адекватно интегрирован с «Я-концепцией»
\
Содержание структуры смыслообразовательной деятельности обучающихся
\
1
Ценностно-регулятивный компонент: осознанная самоактуализация; учебно-познавательная активность студента; позитивная Я-концепция как ключевой источник устойчивой адекватной самооценки; адекватная самооценка обучающегося; осознанное стремление к личностному и профессиональному саморазвитию; взвешенная самокоррекция
Мотивационно-смысловой компонент: устойчиво-осознанные познавательные потребности и интересы; рефлексивно-смыслообразующая мотивация; смысловая эмпатия; смысловая идентификация; профессионально осознанные мотивы самоактуализации
Рис. 1. Схема структуры смыслообразовательной деятельности бакалавра физической культуры в образовательном процессе вуза
Структура смыслообразовательной деятельности представлена как целостное системное образование, состоящее из ряда подсистем: компонент самосознания, когнитивный, мотивационно-смысловой и ценностно-регулятивный компоненты [5, с. 231]. В совокупности все компоненты разработанной структуры выполняют функции детерминации и регуляции профессиональной деятельности, конструирования, саморазвития и самоконтроля личности, выступая основой авторской методики развития профессионального самоопределения обучающихся.
При разработке методики мы основывались на том, что она является своеобразным «мостом» между теорией и практикой, выполняя роль инструмента (механизма) связи между теоретическим и прикладным уровнями познания проблемы развития профессионального самоопределения бакалавра физической культуры в условиях организации смыслообразовательной деятельности. В этой триаде, как верно отмечает В. В. Кузнецов, «теория - методика - практика» все звенья неразрывно связаны между собой, и ни одно из них не может обойтись без двух других [8, с. 148].
Авторская методика предусматривает реализацию конкретной цели - формирование готовности студента к профессиональному самоопределению. Ее «сердцевиной» выступают апробированные в опытно-экспериментальной работе педагогические условия развития профессионального самоопределения бакалавра на основе смыслообразова-тельной деятельности [5, с. 233]:
а) смыслообразовательная деятельность рассматривается как интегративное качество личности обучающегося, включающее совокупность устойчивых функциональных связей между его структурными компонентами (самосознания, когнитивный, мотивационно-смысловой и ценностно-регулятивный компоненты), обусловливающее возможность успешно осуществлять развитие профессионального самоопределения обучающихся;
б) психолого-педагогическое содействие обеспечивается: формированием положительного отношения студента к профессиональной деятельности посредством его включения в сферу личностных смыслов; структурирование профессионально зна-
чимой учебной информации и дополнение содержания образования в соответствии с задачей содействия становлению профессионально значимых личностных смыслов;
в) учет общих и специфических принципов, обеспечивающих цикличный и спиралевидный характер развития профессионального самоопределения студента на основе смыслообразовательной деятельности.
При этом следует отметить, что дефиниция «педагогические условия» понимается нами как совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленной учебной или исследовательской цели [11, с. 32].
При реализации педагогических условий особое место, как показывает опыт, следует уделить активным и интерактивным формам и методам проведения занятий: тренинги-семинары самопрезентации; деловые игры «Имидж спортивного комментатора», «Спартакиада» и др.; дискуссии «Роль информационных технологий в физической культуре молодежи», «Информационные технологии как средство развития мотивации к спорту», «Социальная реклама как средство пропаганды здорового образа жизни»; метод проектов «Самопроектирование профессиональной деятельности бакалавра физической культуры»; ситуация понимания; метод кооперативного обучения; спарринг-партнерство и др.
Каждая из представленных форм и методов, апробированных нами, находится в тесной корреляции со смыслообразова-тельной деятельностью. Такая деятельность происходит в создании ситуации понимания, при которой последнее представляется как процедура «движения в смыслах» и решения «задач на смысл», выполняя функцию универсального, комплексного механизма смыслового развития личности будущего бакалавра.
При комплексном решении задач формирования смыслообразовательной деятельности бакалавра физической культуры и реализации программно-лекционного материала применялся широкий набор физкультурно-образовательных примеров и упражнений, основанных на использовании игровых, психолого-эйдетических, рефлексивно-дви-
гательных, идеомоторных и музыкально-ритмических приемов.
Заметим при этом, что эйдетические психолого-педагогические приемы являются, по мнению Т. А. Мокроусовой, инновационными и направлены на развитие внимания, восприятия, памяти, воображения за счет восприятия образов, представлений двигательной деятельности [10, с. 173] (Эйдетизм - образ, наружный вид [12, с. 123]).
Эйдетические психолого-педагогические приемы являются отражением в памяти образов, в сохранении наглядных двигательных действий и их воспроизведений через некоторое время после выполнения физических или иных упражнений. Вместе с тем эйдетические методы имеют конкретную структуру и нацелены на активизацию слухового, зрительного, тактильного, кинестетического и двигательного анализаторов. В эйдетических образах, по словам Л. С. Выготского, в нерасчлененном виде заключены начатки трех ведущих самостоятельных функций: памяти, воображения и мышления. Отсюда при развитии образной памяти гетерогенно происходит формирование таких высших психических функций у обучающихся, как внимание, наблюдательность, творческое воображение и т. д.
Смыслообразовательная деятельность, как отмечает Л. П. Самойлов, позволяет вовлекать в настоящее важнейшие виды смыслового опыта студента и, что крайне важно, опыта не только прошлого, но и будущего, поскольку смысл есть то, что создает переход от настоящего к будущему [12, с. 123].
Успешное проведение опытно-экспериментальной работы, достижение положительной динамики, а также ряд новых идей, возникших в процессе реализации авторской методики, открывают перспективы для дальнейших исследований, связанных с изучением профессионального самоопределения бакалавра физической культуры в условиях организации смыслообразовательной деятельности. Категории «профессиональное самоопределение» и «смыслообразователь-ная деятельность» являются сегодня чрезвычайно перспективными в плане осмысления потенциала психолого-педагогической науки по поиску путей и возможностей преодоления обучающимся личностных и профессиональных барьеров, в том числе и в плане преодоления узловых противоречий процесса профессионального самоопределения бакалавра физической культуры в условиях организации смыслообразова-тельной деятельности.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К. А. Время личности и время жизни. - М.: Алетейя, 2001. - 304 с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2010. - 288 с.
3. Вазина К. Я. Саморазвитие человека: инновации в образовательном пространстве // Матер. Междунар. науч.-практ. конф. - Н. Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2007. - С. 21-41.
4. Валитова Е. Ю., Стародубцев В. А. Профессиональное самоопределение студентов вуза в контексте индивидуализации и персонификации образования // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 6. - С. 68-73.
5. Карпова О. Л., Скочилова Е. Ю. Организация самообразовательной деятельности как основа развития профессионализма студентов вуза физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 4. - С. 66-71.
6. Карпова О. Л., Сиюткин А. Г. Содержательные характеристики информационной компетентности как фактор профессионального самоопределения бакалавра физической культу-
ры // Теория и практика физической культуры. -2016. - № 5. - С. 27-29.
7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2004. -304 с.
8. Кузнецов В. В. Методика профессионального обучения в постиндустриальном обществе: теория, опыт, проблемы // Вестник ОГУ. - 2013. -№ 2 (151). - С. 147-150.
9. Марьина Т. А., Воробьева К. И. Смысл профессии и профессиональной деятельности в структуре смысложизненных ориентаций личности // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. - 2013. -Т. 2. - С. 250-254.
10. Мокроусова Т. А. Профессиональное самоопределение студентов в контексте формирования субъектной позиции // Символ науки. -2015. - № 12. - С. 171-173.
11. Найн А. Я. Педагогические основания профессионального становления будущего специалиста физической культуры: методич. посо-
бие для магистрантов и аспирантов. - Челябинск: Уральская Академия, 2016. - 68 с.
12. Самойлов Л. П. Инженерное образование: проблема смыслового опыта // Вестник Волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. - № 4 (28). - С. 120-124.
13. Стаханова Е. В. Психологические особенности смысловой саморегуляции студентов при изучении иностранного языка как смыслоо-бразующего контекста: автореф. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д, 2006. - 23 с.
14. Усманов А. Р. Условия и средства организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в региональной системе образования // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 1. - С. 117-121.
15. Фугелова Т. А. Моделирование процесса формирования профессиональной мобильности будущего специалиста // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10 (ч. 13). - С. 298-299.
16. Шапарь В. Б. Словарь практического психолога. - М.: АСТ, 2004. - 320 с.
Поступила в редакцию 24.05.2017
Nine Albert Yakovlevich
Dr. Sci. (Pedag.), Prof. of the Department of Pedagogy, Chelyabinsk
Siyutkin Andrey Gennadievich Graduate Student Pedagogy, Ural State University of Physical Culture, [email protected], Chelyabinsk
Karpova Olga Leonidovna Dr. Sci. (Pedag.), Prof. of the Humanities, Natural and Mathematical Disciplines, [email protected], Chelyabinsk
THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL IDENTITY BACHELOR OF PHYSICAL CULTURE IN THE CONDITIONS OF THE ORGANIZATION OF A SENSE-MAKING ACTIVITY
Abstract. The article presents summary data of integrated psycho-pedagogical research, including identification of barriers to the development of professional self-determination Bachelor of physical education. Defined scientific problem professional self-determination development of students on the basis of sense-making activity. Developed and updated structure of the sense-making activity of students, its semantic content authoring techniques for professional self development trainees. Formulates pedagogical conditions conducive to the effective development of professional self-determination Bachelor of physical culture in conditions of sense-making activity.
Keywords: professional self-determination, Bachelor, sense-making activity.
References
1. Abulkhanova-Slavske, K. A., 2001. Time of personality and lifetime. Moscow: Aletheia Publ., 304 p. (In Russ.)
2. Ananiev, B. G., 2010. Man as an object of knowledge. St. Petersburg: Peter Publ., 288 p. (In Russ.)
3. Vazina, K. Y., 2007. Self-development people: innovation in the educational space. Intern. scientific.-pract. Conf. N. Novgorod: VGIPU Publ., pp. 21-41. (In Russ.)
4. Valitova, E. Yu., Starodubtsev, V. A., 2014. Professional self-determination of students in the context of the individualization and personalization of education. Siberian pedagogical journal, 6, pp. 68-73. (In Russ.)
5. Karpova, O. L., Skochilova, E. U., 2008. Organization of self-educational activity as a basis of
development of professionalism of the students of the University of physical culture. The theory and practice of physical culture, 4, pp. 66-71. (In Russ.)
6. Karpova, O. L., Syutkin, A. G., 2016. Characteristics of information competence as a factor of professional self-determination of the bachelor of physical culture. The Theory and practice of physical culture, 5, pp. 27-29. (In Russ.)
7. Klimov, E. A., 2004. Psychology of professional self-determination. Moscow: Academy Publ., 304 p. (In Russ.)
8. Kuznetsov, V. V., 2013. Methodology of professional training in postindustrial by society: theory, experience, problems. Vestnik OGU, 2 (151), pp. 147-150. (In Russ.)
9. Mar'ina, T. A., Vorobyeva, K. I., 2013. The Meaning of profession and professional activity in
the structure of life-meaningful orientations of the person. Scientific-technical and economic cooperation of Asia Pacific region in the twenty-first century, T. 2, pp. 250-254. (In Russ.)
10. Mokrousova, T. A., 2015. Professional self-determination of students in the context of the formation of subject position. Symbol of science, 12, pp. 171-173. (In Russ.)
11. Nine, A. I., 2016. Pedagogical bases of professional formation of a future specialist of physical culture: methodological a manual for undergraduates and postgraduates-ing. Chelyabinsk: Ural Academy Publ., 68 p. (In Russ.)
12. Samoilov, L. P., 2008. Engineering education: the problem of meaning of the experience. Vestnik of Volgograd state pedagogical University, 4 (28), pp. 120-124. (In Russ.)
13. Stakanova, E. V., 2006. Psychological peculiarities of the sense of self-regulation of students when learning a foreign language as a meaning-making context. Cand. Sci. (Psihol.). Rostov on Don, 23 p. (In Russ.)
14. Usmanov, A. R., 2015. Means and Conditions of the organizational-pedagogical support of professional self-determination of students in the regional system of education. Siberian pedagogical journal, 1, pp. 117-121. (In Russ.)
15. Fugisawa, T. A., 2013. Modeling of the process of formation of professional mo-the stability of the future specialist. Fundamental research, 10 (part 13), pp. 298-299. (In Russ.)
16. Shapar, V. B., 2004. Dictionary of the practical psychologist. Moscow: AST Publ., 320 p. (In Russ.)
Submitted 24.05.2017