Научная статья на тему 'Развитие профессионального самоопределения бакалавра физической культуры в условиях организации смыслообразовательной деятельности'

Развитие профессионального самоопределения бакалавра физической культуры в условиях организации смыслообразовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / БАКАЛАВР / СМЫСЛООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / BACHELOR / SENSE-MAKING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Найн Альберт Яковлевич, Сиюткин Андрей Геннадьевич, Карпова Ольга Леонидовна

В статье представлены обобщенные данные комплексного психолого-педагогического исследования, включающие определение барьеров, препятствующих развитию профессионального самоопределения бакалавра физической культуры. Определена научная проблема развития профессионального самоопределения обучающихся на основе смыслообразовательной деятельности. Разработана и актуализирована структура смыслообразовательной деятельности обучающихся, выступающая смысловым содержанием авторской методики развития профессионального самоопределения обучающихся. Сформулированы педагогические условия, способствующие эффективному развитию профессионального самоопределения бакалавра физической культуры в условиях смыслообразовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Найн Альберт Яковлевич, Сиюткин Андрей Геннадьевич, Карпова Ольга Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of Professional Identity Bachelor of Physical Culture in the Conditions of the Organization of a Sense-making Activity

The article presents summary data of integrated psycho-pedagogical research, including identification of barriers to the development of professional self-determination Bachelor of physical education. Defined scientific problem professional self-determination development of students on the basis of sense-making activity. Developed and updated structure of the sense-making activity of students, its semantic content authoring techniques for professional self development trainees. Formulates pedagogical conditions conducive to the effective development of professional self-determination Bachelor of physical culture in conditions of sense-making activity.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионального самоопределения бакалавра физической культуры в условиях организации смыслообразовательной деятельности»

УДК 378

Найн Альберт Яковлевич

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Сиюткин Андрей Геннадьевич

Аспирант кафедры педагогики, Уральский государственный университет физической культуры, siyutkin@mail.ru, Челябинск

Карпова Ольга Леонидовна

Доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных, естественнонаучных и математических дисциплин, Уральский социально-экономический институт (филиал) Академии труда и социальных отношений, профессор, olga.ursei@mail.ru, Челябинск

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БАКАЛАВРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ СМЫСЛООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье представлены обобщенные данные комплексного психолого-педагогического исследования, включающие определение барьеров, препятствующих развитию профессионального самоопределения бакалавра физической культуры. Определена научная проблема развития профессионального самоопределения обучающихся на основе смыслообразовательной деятельности. Разработана и актуализирована структура смыслообра-зовательной деятельности обучающихся, выступающая смысловым содержанием авторской методики развития профессионального самоопределения обучающихся. Сформулированы педагогические условия, способствующие эффективному развитию профессионального самоопределения бакалавра физической культуры в условиях смыслообразовательной деятельности.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, бакалавр, смыслообразовательная деятельность.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать все возрастающий интерес научного сообщества к проблеме развития профессионального самоопределения личности [1-16]. Следует отметить, что большинство исследований направлены на изучение контингента учащихся. Однако все же сегодня растет количество публикаций, касающихся проблемы развития профессионального самоопределения в студенческом возрасте. Именно в этот период, как отмечается в ряде исследований [3-6; 8-11; 14], у обучающихся формируется мировоззрение, система ценностей, смыслов, самосознание и самопознание, происходит овладение профессией, развитие рефлексии и т. д.

Несмотря на некоторый рост публикационной активности по данной проблеме, все же остается нерешенным противоречие между потенциальными возможностями образовательной среды вуза в создании педагогических условий эффективного самоопределения бакалавра и слабой теоретической и методической обеспеченностью этого

процесса в условиях организации смыслоо-бразовательной деятельности обучающихся.

Наше исследование показало, что именно в студенческом возрасте, когда выбор профессии уже сделан, обучающийся сталкивается с целым рядом барьеров (препятствий), которые существенно затрудняют процесс профессионального самоопределения [5, с. 69].

Понятие «барьер» в «Словаре практического психолога» представляет внутреннее препятствие выполнению определенной деятельности, отрицательное влияние прошлого опыта, препятствующее пониманию и правильной оценке ситуации, фактов, закономерностей, выбору способов действия, стратегии решения проблемы, инновациям [16, с. 39].

Обобщив данные проведенного комплексного психолого-педагогического исследования развития профессионального самоопределения бакалавров физической культуры 1-11 курса (137 чел.), перечислим выявленные барьеры в назывном порядке.

Недостаточное осознание когнитивных, профессиональных и личностных ресур-

сов и возможностей их применения в профессиональной сфере отмечается у 48 % опрошенных; нечеткость целей и смыслоо-бразовательных мотивов профессионального развития - 57 % респондентов. У более половины (54 %) опрошенных наблюдается «размытость» образа «Я-профессионал», отсутствие конкретного, четкого представления о профессии бакалавра физической культуры и о себе как будущем профессионале. Согласно полученным нами данным, большинство испытуемых демонстрируют неспособность выполнения роли полноценного субъекта построения собственной образовательной и личностной траектории (64 %).

Изучение проблемы развития профессионального самоопределения бакалавра физической культуры показывает, что только 1/3 опрошенных студентов обладают развитыми субъектными характеристиками, обеспечивающими проявление их профессионального самоопределения в ходе подготовки к профессиональной деятельности. Отсюда следует вывод о необходимости совершенствования образовательного процесса вуза, выявления условий, способствующих эффективному развитию профессионального самоопределения обучающихся.

Анализ психолого-педагогической литературы [1; 3; 5; 6; 9-13] и собственный опыт преподавательской деятельности позволил нам в качестве основополагающего фактора развития профессионального самоопределения бакалавра определить организацию смыслообразовательной деятельности.

Именно через построение личностных и профессиональных смыслов как многообразия отношений субъекта строится восприятие студента к профессии и будущей профессиональной деятельности. Смысловая регуляция является основополагающим условием, определяющим профессиональную успешность или неуспешность, движение субъекта к личностной и профессиональной самореализации, либо к неудовлетворенности процессом и результатами собственного труда, к разочарованию в выборе профессии, утрате жизненных ориентиров, к моральным и эмоциональным потерям. Как верно отмечают Т. А. Марьина и К. И. Воробьева, проблема смысла жизни, всей жизнедеятельности, в том числе и профессиональной, является решающей в судьбе человека [9, с. 250].

В исследовании разработана и актуализирована структура смыслообразовательной деятельности (рис. 1).

Компонент самосознания: осознание и самопознание себя как субъекта учения и обучения; самооценка личностных и профессиональных качеств, собственного «Я»; социально-личностная самооценка; саморегулирование (профессиональное самосовершенствование) на основе осознанного самопознания и самооценки

Когнитивный компонент: наличие у субъекта знаний о своей профессиональной деятельности; представлений о себе в контексте данной и прогнозируемой деятельности; образ «Я-профессионал» адекватно интегрирован с «Я-концепцией»

\

Содержание структуры смыслообразовательной деятельности обучающихся

\

1

Ценностно-регулятивный компонент: осознанная самоактуализация; учебно-познавательная активность студента; позитивная Я-концепция как ключевой источник устойчивой адекватной самооценки; адекватная самооценка обучающегося; осознанное стремление к личностному и профессиональному саморазвитию; взвешенная самокоррекция

Мотивационно-смысловой компонент: устойчиво-осознанные познавательные потребности и интересы; рефлексивно-смыслообразующая мотивация; смысловая эмпатия; смысловая идентификация; профессионально осознанные мотивы самоактуализации

Рис. 1. Схема структуры смыслообразовательной деятельности бакалавра физической культуры в образовательном процессе вуза

Структура смыслообразовательной деятельности представлена как целостное системное образование, состоящее из ряда подсистем: компонент самосознания, когнитивный, мотивационно-смысловой и ценностно-регулятивный компоненты [5, с. 231]. В совокупности все компоненты разработанной структуры выполняют функции детерминации и регуляции профессиональной деятельности, конструирования, саморазвития и самоконтроля личности, выступая основой авторской методики развития профессионального самоопределения обучающихся.

При разработке методики мы основывались на том, что она является своеобразным «мостом» между теорией и практикой, выполняя роль инструмента (механизма) связи между теоретическим и прикладным уровнями познания проблемы развития профессионального самоопределения бакалавра физической культуры в условиях организации смыслообразовательной деятельности. В этой триаде, как верно отмечает В. В. Кузнецов, «теория - методика - практика» все звенья неразрывно связаны между собой, и ни одно из них не может обойтись без двух других [8, с. 148].

Авторская методика предусматривает реализацию конкретной цели - формирование готовности студента к профессиональному самоопределению. Ее «сердцевиной» выступают апробированные в опытно-экспериментальной работе педагогические условия развития профессионального самоопределения бакалавра на основе смыслообразова-тельной деятельности [5, с. 233]:

а) смыслообразовательная деятельность рассматривается как интегративное качество личности обучающегося, включающее совокупность устойчивых функциональных связей между его структурными компонентами (самосознания, когнитивный, мотивационно-смысловой и ценностно-регулятивный компоненты), обусловливающее возможность успешно осуществлять развитие профессионального самоопределения обучающихся;

б) психолого-педагогическое содействие обеспечивается: формированием положительного отношения студента к профессиональной деятельности посредством его включения в сферу личностных смыслов; структурирование профессионально зна-

чимой учебной информации и дополнение содержания образования в соответствии с задачей содействия становлению профессионально значимых личностных смыслов;

в) учет общих и специфических принципов, обеспечивающих цикличный и спиралевидный характер развития профессионального самоопределения студента на основе смыслообразовательной деятельности.

При этом следует отметить, что дефиниция «педагогические условия» понимается нами как совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленной учебной или исследовательской цели [11, с. 32].

При реализации педагогических условий особое место, как показывает опыт, следует уделить активным и интерактивным формам и методам проведения занятий: тренинги-семинары самопрезентации; деловые игры «Имидж спортивного комментатора», «Спартакиада» и др.; дискуссии «Роль информационных технологий в физической культуре молодежи», «Информационные технологии как средство развития мотивации к спорту», «Социальная реклама как средство пропаганды здорового образа жизни»; метод проектов «Самопроектирование профессиональной деятельности бакалавра физической культуры»; ситуация понимания; метод кооперативного обучения; спарринг-партнерство и др.

Каждая из представленных форм и методов, апробированных нами, находится в тесной корреляции со смыслообразова-тельной деятельностью. Такая деятельность происходит в создании ситуации понимания, при которой последнее представляется как процедура «движения в смыслах» и решения «задач на смысл», выполняя функцию универсального, комплексного механизма смыслового развития личности будущего бакалавра.

При комплексном решении задач формирования смыслообразовательной деятельности бакалавра физической культуры и реализации программно-лекционного материала применялся широкий набор физкультурно-образовательных примеров и упражнений, основанных на использовании игровых, психолого-эйдетических, рефлексивно-дви-

гательных, идеомоторных и музыкально-ритмических приемов.

Заметим при этом, что эйдетические психолого-педагогические приемы являются, по мнению Т. А. Мокроусовой, инновационными и направлены на развитие внимания, восприятия, памяти, воображения за счет восприятия образов, представлений двигательной деятельности [10, с. 173] (Эйдетизм - образ, наружный вид [12, с. 123]).

Эйдетические психолого-педагогические приемы являются отражением в памяти образов, в сохранении наглядных двигательных действий и их воспроизведений через некоторое время после выполнения физических или иных упражнений. Вместе с тем эйдетические методы имеют конкретную структуру и нацелены на активизацию слухового, зрительного, тактильного, кинестетического и двигательного анализаторов. В эйдетических образах, по словам Л. С. Выготского, в нерасчлененном виде заключены начатки трех ведущих самостоятельных функций: памяти, воображения и мышления. Отсюда при развитии образной памяти гетерогенно происходит формирование таких высших психических функций у обучающихся, как внимание, наблюдательность, творческое воображение и т. д.

Смыслообразовательная деятельность, как отмечает Л. П. Самойлов, позволяет вовлекать в настоящее важнейшие виды смыслового опыта студента и, что крайне важно, опыта не только прошлого, но и будущего, поскольку смысл есть то, что создает переход от настоящего к будущему [12, с. 123].

Успешное проведение опытно-экспериментальной работы, достижение положительной динамики, а также ряд новых идей, возникших в процессе реализации авторской методики, открывают перспективы для дальнейших исследований, связанных с изучением профессионального самоопределения бакалавра физической культуры в условиях организации смыслообразовательной деятельности. Категории «профессиональное самоопределение» и «смыслообразователь-ная деятельность» являются сегодня чрезвычайно перспективными в плане осмысления потенциала психолого-педагогической науки по поиску путей и возможностей преодоления обучающимся личностных и профессиональных барьеров, в том числе и в плане преодоления узловых противоречий процесса профессионального самоопределения бакалавра физической культуры в условиях организации смыслообразова-тельной деятельности.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К. А. Время личности и время жизни. - М.: Алетейя, 2001. - 304 с.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2010. - 288 с.

3. Вазина К. Я. Саморазвитие человека: инновации в образовательном пространстве // Матер. Междунар. науч.-практ. конф. - Н. Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2007. - С. 21-41.

4. Валитова Е. Ю., Стародубцев В. А. Профессиональное самоопределение студентов вуза в контексте индивидуализации и персонификации образования // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 6. - С. 68-73.

5. Карпова О. Л., Скочилова Е. Ю. Организация самообразовательной деятельности как основа развития профессионализма студентов вуза физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 4. - С. 66-71.

6. Карпова О. Л., Сиюткин А. Г. Содержательные характеристики информационной компетентности как фактор профессионального самоопределения бакалавра физической культу-

ры // Теория и практика физической культуры. -2016. - № 5. - С. 27-29.

7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2004. -304 с.

8. Кузнецов В. В. Методика профессионального обучения в постиндустриальном обществе: теория, опыт, проблемы // Вестник ОГУ. - 2013. -№ 2 (151). - С. 147-150.

9. Марьина Т. А., Воробьева К. И. Смысл профессии и профессиональной деятельности в структуре смысложизненных ориентаций личности // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. - 2013. -Т. 2. - С. 250-254.

10. Мокроусова Т. А. Профессиональное самоопределение студентов в контексте формирования субъектной позиции // Символ науки. -2015. - № 12. - С. 171-173.

11. Найн А. Я. Педагогические основания профессионального становления будущего специалиста физической культуры: методич. посо-

бие для магистрантов и аспирантов. - Челябинск: Уральская Академия, 2016. - 68 с.

12. Самойлов Л. П. Инженерное образование: проблема смыслового опыта // Вестник Волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. - № 4 (28). - С. 120-124.

13. Стаханова Е. В. Психологические особенности смысловой саморегуляции студентов при изучении иностранного языка как смыслоо-бразующего контекста: автореф. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д, 2006. - 23 с.

14. Усманов А. Р. Условия и средства организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в региональной системе образования // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 1. - С. 117-121.

15. Фугелова Т. А. Моделирование процесса формирования профессиональной мобильности будущего специалиста // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10 (ч. 13). - С. 298-299.

16. Шапарь В. Б. Словарь практического психолога. - М.: АСТ, 2004. - 320 с.

Поступила в редакцию 24.05.2017

Nine Albert Yakovlevich

Dr. Sci. (Pedag.), Prof. of the Department of Pedagogy, Chelyabinsk

Siyutkin Andrey Gennadievich Graduate Student Pedagogy, Ural State University of Physical Culture, siyutkin@mail.ru, Chelyabinsk

Karpova Olga Leonidovna Dr. Sci. (Pedag.), Prof. of the Humanities, Natural and Mathematical Disciplines, olga.ursei@mail.ru, Chelyabinsk

THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL IDENTITY BACHELOR OF PHYSICAL CULTURE IN THE CONDITIONS OF THE ORGANIZATION OF A SENSE-MAKING ACTIVITY

Abstract. The article presents summary data of integrated psycho-pedagogical research, including identification of barriers to the development of professional self-determination Bachelor of physical education. Defined scientific problem professional self-determination development of students on the basis of sense-making activity. Developed and updated structure of the sense-making activity of students, its semantic content authoring techniques for professional self development trainees. Formulates pedagogical conditions conducive to the effective development of professional self-determination Bachelor of physical culture in conditions of sense-making activity.

Keywords: professional self-determination, Bachelor, sense-making activity.

References

1. Abulkhanova-Slavske, K. A., 2001. Time of personality and lifetime. Moscow: Aletheia Publ., 304 p. (In Russ.)

2. Ananiev, B. G., 2010. Man as an object of knowledge. St. Petersburg: Peter Publ., 288 p. (In Russ.)

3. Vazina, K. Y., 2007. Self-development people: innovation in the educational space. Intern. scientific.-pract. Conf. N. Novgorod: VGIPU Publ., pp. 21-41. (In Russ.)

4. Valitova, E. Yu., Starodubtsev, V. A., 2014. Professional self-determination of students in the context of the individualization and personalization of education. Siberian pedagogical journal, 6, pp. 68-73. (In Russ.)

5. Karpova, O. L., Skochilova, E. U., 2008. Organization of self-educational activity as a basis of

development of professionalism of the students of the University of physical culture. The theory and practice of physical culture, 4, pp. 66-71. (In Russ.)

6. Karpova, O. L., Syutkin, A. G., 2016. Characteristics of information competence as a factor of professional self-determination of the bachelor of physical culture. The Theory and practice of physical culture, 5, pp. 27-29. (In Russ.)

7. Klimov, E. A., 2004. Psychology of professional self-determination. Moscow: Academy Publ., 304 p. (In Russ.)

8. Kuznetsov, V. V., 2013. Methodology of professional training in postindustrial by society: theory, experience, problems. Vestnik OGU, 2 (151), pp. 147-150. (In Russ.)

9. Mar'ina, T. A., Vorobyeva, K. I., 2013. The Meaning of profession and professional activity in

the structure of life-meaningful orientations of the person. Scientific-technical and economic cooperation of Asia Pacific region in the twenty-first century, T. 2, pp. 250-254. (In Russ.)

10. Mokrousova, T. A., 2015. Professional self-determination of students in the context of the formation of subject position. Symbol of science, 12, pp. 171-173. (In Russ.)

11. Nine, A. I., 2016. Pedagogical bases of professional formation of a future specialist of physical culture: methodological a manual for undergraduates and postgraduates-ing. Chelyabinsk: Ural Academy Publ., 68 p. (In Russ.)

12. Samoilov, L. P., 2008. Engineering education: the problem of meaning of the experience. Vestnik of Volgograd state pedagogical University, 4 (28), pp. 120-124. (In Russ.)

13. Stakanova, E. V., 2006. Psychological peculiarities of the sense of self-regulation of students when learning a foreign language as a meaning-making context. Cand. Sci. (Psihol.). Rostov on Don, 23 p. (In Russ.)

14. Usmanov, A. R., 2015. Means and Conditions of the organizational-pedagogical support of professional self-determination of students in the regional system of education. Siberian pedagogical journal, 1, pp. 117-121. (In Russ.)

15. Fugisawa, T. A., 2013. Modeling of the process of formation of professional mo-the stability of the future specialist. Fundamental research, 10 (part 13), pp. 298-299. (In Russ.)

16. Shapar, V. B., 2004. Dictionary of the practical psychologist. Moscow: AST Publ., 320 p. (In Russ.)

Submitted 24.05.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.