Научная статья на тему 'Иноязычное самообразование взрослых: актуальность и способы реализации'

Иноязычное самообразование взрослых: актуальность и способы реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНДРАГОГИКА / ANDRAGOGY / FOREIGN LANGUAGE SELF-EDUCATION / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ / EFFECTIVE TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO ADULTS / ТЕХНОЛОГИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ЯЗЫКОВОГО ПОРТФЕЛЯ / ELECTRONIC LANGUAGE PORTFOLIO / ELP / ИНОЯЗЫЧНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вадеева Т. Е.

В статье рассматриваются некоторые отличительные особенности обучения иностранному языку взрослой аудитории на уровне дополнительного постдипломного образования. Цель данной статьи состоит в попытке доказать актуальность самообразовательной парадигмы в обучении взрослых иностранному языку на основе анализа их психофизиологических особенностей, потребностей и целей. Особое внимание в статье уделяется рассмотрению принципов обучения взрослой аудитории в разрезе анализа нормативных документов, регулирующих дополнительное образование взрослых обучающихся. Принципы обучения взрослых по месту работы, предложенные автором на основе его преподавательского опыта, призваны повысить эффективность иноязычного образовательного процесса взрослых обучающихся. В статье аргументируется перспективность реализации технологии электронного языкового портфолио в развитии иноязычной самообразовательной компетенции взрослых обучающихся. В заключение обобщаются преимущества самообразовательной модели в иноязычном образовании взрослых обучающихся, открывая вопрос о необходимости дальнейшего научного поиска и разработки самообразовательных методов и технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN LANGUAGE SELF-EDUCATION FOR ADULTS: RELEVANCE AND REALIZATION

The article discusses a problem of teaching foreign languages to adult postgraduates effectively. The main idea of the article is to prove the relevance of a self-education pattern for adult learners based on their psychophysiological characteristics, goals and requisitions as a foreign language learner. The author reviews the normative documents regulating supplementary adult education and pays special attention to the principles of teaching adults. The new principles of teaching adults in the workplace introduced by the author are seen as reasonable to improve the effectiveness of the educational process. The article provides some evidence for effectiveness of an electronic language portfolio technique to foster an adults' self-education competence thus increasing the quality of the foreign language education process. The paper encourages any future research for self-education methods and techniques concluding that they could substantially enhance the effectiveness of teaching foreign languages to adults.

Текст научной работы на тему «Иноязычное самообразование взрослых: актуальность и способы реализации»

имодействие с родителями ученика; предусматривает организацию педагогической поддержки ученика; позволяет учитывать результаты диагностики при построении процесса обучения; позволяет учитывать результаты диагностики при планировании внеурочной работы».

По каждому параметру разработаны и оцениваются уровни владения компетенциями и трудовыми действиями.

Также по окончании овладения модулем оценивается профессиональный рост будущего педагога. Понятие «профессиональный рост» включает в себя такие составляющие как: - профессионально-педагогическая направленность,

Библиографический список

- мотивация,

- рефлексия педагогической деятельности,

- овладение профессиональными компетенциями и трудовыми действиями.

Анализ результатов освоения модуля позволяет нам сделать вывод о положительной динамике профессионального роста студентов.

Таким образом, представленный опыт организации практи-коориентированной подготовки педагога на основе модульности и сетевого взаимодействия свидетельствует о возможности его дальнейшего совершенствования и развития.

1. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. Москва: Логос, 2010.

2. Шумакова О.В., Мозжерина Т.Г., Комарова С.Ю., Гаврилова Н.В. Опыт дуального образования как возможность повышения эффективности профессиональной подготовки обучающихся. Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2016; 4 (7) октябрь - декабрь. Available at: http://ejournal.omgau.rU/index.php/2016-god/7/32-statya-2016-4/485-00230. - ISSN 2413-4066

3. Сафронова М.А., Бысик Н.В. Описание проекта модернизации педагогического образования. Психологическая наука и образование. 2014; Том 19; № 3: 78 - 86.

4. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров. Психологическая наука и образование. 2014; Т. 19; № 3: 105 - 126.

References

1. Verbickij A.A., Larionova O.G. Lichnostnyj i kompetentnostnyj podhody v obrazovanii: problemy integracii. Moskva: Logos, 2010.

2. Shumakova O.V., Mozzherina T.G., Komarova S.Yu., Gavrilova N.V. Opyt dual'nogo obrazovaniya kak vozmozhnost' povysheniya 'effek-tivnosti professional'noj podgotovki obuchayuschihsya. 'Elektronnyj nauchno-metodicheskij zhurnal Omskogo GAU. 2016; 4 (7) oktyabr' -dekabr'. Available at: http://ejournal.omgau.rU/index.php/2016-god/7/32-statya-2016-4/485-00230. - ISSN 2413-4066

3. Safronova M.A., Bysik N.V. Opisanie proekta modernizacii pedagogicheskogo obrazovaniya. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2014; Tom 19; № 3: 78 - 86.

4. Margolis A.A. Trebovaniya k modernizacii osnovnyh professional'nyh obrazovatel'nyh programm (OPOP) podgotovki pedagogicheskih kadrov v sootvetstvii s professionalem standartom pedagoga: predlozheniya k realizacii deyatel'nostnogo podhoda v podgotovke pedagogicheskih kadrov. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2014; T. 19; № 3: 105 - 126.

Статья поступила в редакцию 05.12.17

УДК 374.1

Vadeeva T.E., 2nd year postgraduate, Nizhny Novgorod Linguistics State University n.a. N.A. Dobrolyubov (Nizhny Novgorod,

Russia), E-mail: [email protected]

FOREIGN LANGUAGE SELF-EDUCATION FOR ADULTS: RELEVANCE AND REALIZATION. The article discusses a problem of teaching foreign languages to adult postgraduates effectively. The main idea of the article is to prove the relevance of a self-education pattern for adult learners based on their psychophysiological characteristics, goals and requisitions as a foreign language learner. The author reviews the normative documents regulating supplementary adult education and pays special attention to the principles of teaching adults. The new principles of teaching adults in the workplace introduced by the author are seen as reasonable to improve the effectiveness of the educational process. The article provides some evidence for effectiveness of an electronic language portfolio technique to foster an adults' self-education competence thus increasing the quality of the foreign language education process. The paper encourages any future research for self-education methods and techniques concluding that they could substantially enhance the effectiveness of teaching foreign languages to adults.

Key words: andragogy, foreign language self-education, effective teaching foreign languages to adults, electronic language portfolio, ELP.

Т.Е. Вадеева, аспирант 2 года обучения Нижегородского государственного лингвистического университета

им. Н.А. Добролюбова, г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected]

ИНОЯЗЫЧНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ: АКТУАЛЬНОСТЬ И СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ

В статье рассматриваются некоторые отличительные особенности обучения иностранному языку взрослой аудитории на уровне дополнительного постдипломного образования. Цель данной статьи состоит в попытке доказать актуальность самообразовательной парадигмы в обучении взрослых иностранному языку на основе анализа их психофизиологических особенностей, потребностей и целей. Особое внимание в статье уделяется рассмотрению принципов обучения взрослой аудитории в разрезе анализа нормативных документов, регулирующих дополнительное образование взрослых обучающихся. Принципы обучения взрослых по месту работы, предложенные автором на основе его преподавательского опыта, призваны повысить эффективность иноязычного образовательного процесса взрослых обучающихся. В статье аргументируется перспективность реализации технологии электронного языкового портфолио в развитии иноязычной самообразовательной компетенции взрослых обучающихся. В заключение обобщаются преимущества самообразовательной модели в иноязычном образовании взрослых обучающихся, открывая вопрос о необходимости дальнейшего научного поиска и разработки самообразовательных методов и технологий.

Ключевые слова: андрагогика, иноязычное самообразование, повышение эффективности иноязычного образования взрослых, технология электронного языкового портфеля.

Анализ потребностей в образовательных услугах у работающего населения показал, что спрос на иноязычное образование занимает ведущие позиции в образовательных приорите-

тах взрослого специалиста. Владение иностранными языками отмечается взрослыми респондентами как одна из ключевых компетенций, необходимых в текущей или желаемой работе [1,

с. 7]. В связи с этим растет практика обучения иностранному языку взрослых по месту работы в форме тренингов и краткосрочных программ, предполагающих по завершении актуализацию результатов обучения - достаточного уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции в ситуациях межкультурного профессионального общения. Достижение такого результата в кратчайшие сроки представляет собой общую задачу для преподавателя и взрослого сотрудника, которые совместно ищут пути повышения эффективности процесса обучения.

Цель настоящей статьи состоит в попытке выявить особенности взрослого обучающегося и принципы обучения взрослых, а затем на их основе обосновать потенциал технологии электронного языкового портфеля как способа повышения эффективности обучения иностранным языкам на уровне дополнительного образования взрослых, а также как средства развития иноязычной самообразовательной компетенции взрослых.

Обучение иностранному языку по месту работы как один из вариантов дополнительного образования взрослых призвано решить одну из важнейших стратегических образовательных задач современности: включения взрослых в непрерывный образовательный процесс для обеспечения их социальной и профессиональной адаптации. Важнейшие документы («Рекомендации о развитии образования взрослых» ЮНЕСКО 1976 г. [2], «Концепция ФЦП развития образования на 2016-2020 годы» 2014 г. [3], «Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года» (Проект на обсуждении))^], регламентирующие качество дополнительного образования в любой форме (в образовательных коммерческих организациях, по месту работы, неформальное, информальное и самообразование), определяют основные принципы обучения взрослых:

- включение всех форм дополнительного образования в контекст непрерывного образования, образования в течение всей жизни;

- учет профессионального, учебного и социального опыта взрослых обучающихся и использование его в качестве средства развития самого обучающегося. Благодаря накопленному опыту взрослый может выступать как в роли обучающегося, так и в роли обучающего в процессе образовательной деятельности;

- гибкость образовательной системы: учет возрастных, психофизиологических, профессиональных особенностей, семейных обстоятельств обучающегося, его потребностей и целей, профессионального и социального опыта, условий его труда и быта;

- практическая ориентированность, максимальная актуализация результатов образовательной деятельности в профессиональной;

- самостоятельность субъекта обучения в выборе целей, средств, содержания и форм обучения.

Есть основания предположить, что эффективность обучения взрослых иноязычному общению можно повысить, руководствуясь в планировании и реализации учебного процесса также и следующими принципами:

- личностной значимости и эмоциональной насыщенности содержания обучения. По справедливому утверждению М.А. Ариян, эмоционально насыщенная образовательная деятельность не только способствует повышению эффективности процесса овладения иностранным языком, но и совершенствует социально ценные качества личности (психологическую гибкость, эмоциональную открытость, рефлексию, эмпатию, эмоциональный интеллект, коммуникативную состоятельность) [5, с. 138; с. 142], которые играют ключевую роль в успешности межкультурного профессионально-делового общения;

- учета профессиональной сферы деятельности. Данный принцип соотносится с принципом практической ориентированности обучения взрослых, для которых основным мотивом в овладении иностранным языком являются запросы профессиональной деятельности. Решение профессионально-ориентированных задач средствами иностранного языка, а также актуализация профессионально-ориентированного содержания обучения на всех этапах деятельности по изучению будет способствовать повышению мотивации и вовлеченности взрослых специалистов в учебную деятельность;

- приоритета взаимообучающих и групповых форм работы. Взрослые специалисты часто отмечают, что дисбаланс между наличным опытом, знаниями, культурно-образовательным уровнем с одной стороны (так называемый содержательный компонент мысли), и недостаточно развитой иноязычной ком-

муникативной компетенцией с другой (план выражения мысли), оказывает демотивирующее влияние на устные выступления в процессе обучения. Коллективные формы работы позволяют успешно преодолеть это затруднение, снимая психологические барьеры в общении, активизируя речемыслительную активность и способствуя эффективному интеллектуальному развитию обучающихся [6, с. 18].

Опыт обучения сотрудников по месту работы, а также опыт преподавания в языковых школах позволяет утверждать, что система иноязычного дополнительного образования взрослых не всегда отвечает указанным принципам и осуществляется традиционными методами, без учета потребностей взрослых и их психофизиологических особенностей, представляющих несомненный интерес в дидактическом отношении.

Отечественными и зарубежными учеными (Б.Г. Ананьев, Ю.Н. Кулюткин, С.Г. Вершловский, М. Ноулз и др.) установлено, что период зрелости или взрослости (в разных трактовках от 1821 года до 50-60 лет) представляет собой самую продуктивную возрастную фазу развития человека. Доказано, что взрослые обладают высоким потенциалом обучаемости, так как именно в зрелости многие психофизиологические функции достигают своего оптимума. Установлено, например, что оптимум объемной характеристики внимания относится к 33 годам; устойчивость внимания усиливается начиная с 22 лет и достигает оптимума в 34 года; объем восприятия достигает своего оптимума у взрослых в среднем возрасте (с 30 лет) и сохраняется на высоком уровне и у пожилых людей [7, с. 243 - 244]. При этом, несмотря на неравномерность развития различных функций, взрослый человек может скомпенсировать отставание некоторых из них за счет оптимального развития других, так как с возрастом все они интегрируются в некоторое целое. Было доказано, что во взрослом состоянии возрастает степень обучаемости при некотором замедлении скорости интеллектуальных реакций. На сегодняшний день не представляет сомнения тот факт, что взрослый человек может противостоять инволюционным процессам при развитии интеллекта и личности, способности к обучению, постоянному самообразованию [7, с. 250].

Парадигма иноязычного самообразования опирается на философские и психолого-педагогические исследования последних лет в русле социосинергетического подхода к изучению человека и познавательной деятельности [8; 9]. С позиций данного подхода человек рассматривается как активная система, способная к саморегуляции и самоорганизации. Любые воздействия извне воспринимаются им субъективно, на основе его опыта, образования и уровня культуры. Самообразовательная парадигма образования осуществляет поиск таких способов воздействия на человека, которые выводят «систему» на новый, благоприятный, собственный путь развития, самоуправляемого и самоподдерживаемого.

Поиск оптимальных путей иноязычного самоуправляемого развития - одна из задач современных исследований также и в методической науке. Научные исследования по проблеме иноязычного самообразования направлены на обоснование необходимости иноязычной самостоятельной деятельности для развития личности обучающихся, изучение структуры самостоятельной деятельности, поиск путей и способов внедрения принципа самостоятельной познавательной активности обучающихся в процесс обучения иностранному языку (М.А. Ариян, И.А. Зимняя, Н.Ф. Коряковцева, Н.Д. Гальскова и др.), изучение потенциала информационно-телекоммуникационных технологий и возможностей электронной сети Интернет в обеспечении самостоятельной иноязычной деятельности (П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев, С.В. Титова, Е.С. Полат и др.). Активно разрабатываются проблемы учебной или образовательной автономии в изучении иностранного языка (Е.Н. Соловова, Н.Ф. Коряковцева, Т.Ю. Тамбовкина и др.). Признавая значимость данных исследований, следует отметить, что эти труды не исчерпывают проблему развития иноязычной самостоятельной деятельности взрослых обучающихся, равно как не адресуют развитие иноязычной самообразовательной компетенции взрослых в качестве отдельной проблемы исследования.

Также необходимо констатировать, что современные процессы глобальной информатизации основных сфер жизнедеятельности общества, возникновение новой «экранной культуры» [9] общения и получения знаний изменили самих обучающихся в сторону открытости и интереса к компьютерным технологиям самостоятельного изучения иностранного языка. Наблюдения за взрослыми обучающимися позволяют утвер-

ждать, что многие из них проявляют готовность к иноязычной самообразовательной деятельности, осуществляя выбор в пользу учебных интернет-ресурсов по самообучению иностранному языку, отмечая их многочисленные дидактические преимущества: доступность и открытость, возможность круглосуточного доступа и автоматизацию контроля, учет личностных запросов и потребностей [10, с. 28]. Однако, несмотря на значительный потенциал компьютерных технологий в разработке методов самостоятельной деятельности, приходится констатировать, что лишь немногие из взрослых обучающихся способны использовать интернет-ресурсы в планировании, управлении, эффективной организации полноценной самообразовательной деятельности, самоконтроля и самооценки её результатов. Представляется возможным утверждать, что данные трудности связаны с недостаточным уровнем развития иноязычной самообразовательной компетенции взрослых обучающихся.

Современные педагогические исследования направлены на поиск средств и технологий, которые могли бы помочь взрослому специалисту оптимизировать изучение иностранного языка, снабдив его инструментом, позволяющим самостоятельно выстраивать образовательную траекторию, расставляя приоритеты, планируя собственную деятельность, контролируя, оценивая и корректируя ее. Попытаемся доказать, что таким инструментом может стать языковое портфолио, или языковой портфель в его электронном варианте, удобном в коррекции, дополнении и хранении в любое время и в любых условиях.

Языковой портфель был задуман как учебное средство, позволяющее документировать иноязычные компетенции и опыт межкультурного общения, а также как инструмент самооценки обучающегося, опыта его рефлексии над собственной деятельностью по изучению иностранного языка. Любой языковой портфель основан на 6 уровнях владения иностранным языком согласно общеевропейской системе компетенций (А1-С2) и содержит три части:

- языковой паспорт, в котором обучающийся фиксирует уровни владения иностранными языками по компетенциям;

- языковую биографию, где более подробно отражаются умения в изучаемых языках, определяются дальнейшие цели и приоритеты изучения, а также фиксируется опыт изучения и языковых межкультурных контактов;

- языковое досье, представляющее собой коллекцию лучших или значимых продуктов языковой деятельности, сертификаты и другие документы, подтверждающие успех в изучении языка.

Версия языкового портфеля для России была разработана в 2003 году коллективом ведущих специалистов Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ) (руководитель проекта - доктор педагогических наук, профессор И.И. Халеева). Впоследствии эта образовательная технология исследовалась Е.И. Пассовым, Н.Д. Гальсковой, Н.Ф. Коряков-цевой и др. Н.Д. Гальскова определяет языковой портфель как документ, в котором ученик фиксирует свой опыт и достижения в овладении неродным языком [11, с. 13]. Н.Ф. Коряковцева рассматривает языковой портфель как средство организации самостоятельной работы обучающихся: «языковой портфель понимается как пакет рабочих документов, которые представляют тот или иной результат учебной деятельности учащегося по овладению иностранным языком, дающий учащемуся и преподавателю самостоятельно или совместно проанализировать и оценивать объем работы и спектр достижений учащегося в области изучении языка и культуры, динамику овладения изучаемым языком в различных аспектах [12, с. 135]. Как средство, направляющее учебную деятельность по изучению иностранных языков, языковой портфель предстает в дефиниции Е.Ю. Протасовой: автор определяет языковой портфель как личный документ, который позволяет человеку продемонстрировать свою языковую компетентность в различных языках и контакты с другими культурами, а также руководит им в направлении изучения других языков [13, с. 12]. Обобщая рассмотренные подходы к определению языкового портфеля, нам представляется возможным констатировать, что в развитии иноязычной самообразовательной компетенции взрослых обучающихся языковой портфель может использоваться как индивидуальное средство перманентной фиксации результата в изучении иностранного языка, стимулирующее самооценку и рефлексию обучающегося, коррекцию его целей и планирование новых направлений деятельности по достижению этих целей.

Будучи гибким учебным средством, языковой портфель может быть адаптирован к различным целям и формам работы. Самообразовательный потенциал технологии языкового портфеля можно развивать, применяя его:

- как инструмент самооценки достигнутых результатов на определенном отрезке изучения иностранного языка;

- как инструмент планирования учебной деятельности по изучению иностранного языка на основе достигнутых результатов и диагностированных трудностей;

- как инструмент организации автономной учебной деятельности по изучению иностранного языка в разных видах речевой деятельности или в комплексном аспекте.

Рассмотрим преимущества использования образовательной технологии языкового портфеля для взрослых, изучающих иностранные языки.

Во-первых, данная образовательная технология полностью удовлетворяет принципам обучения взрослой аудитории. Взрослым специалистам, учитывая их опыт и уровень образованности, особенно важно понимать, зачем они выполняют ту или иную деятельность. Языковой портфель предоставляет возможности целенаправленного создания собственного пути в овладении иностранным языком, ориентируясь на индивидуальные потребности и трудности. Достижение намеченных целей становится прозрачным и контролируемым не только во временном отношении, но и в возможностях непрерывной коррекции собственной деятельности.

Во-вторых, технология языкового портфеля обладает неоспоримым мотивирующим потенциалом. Взрослые обучающиеся, как правило, имеют неудачный опыт изучения иностранного языка в школьном возрасте, что часто отрицательно сказывается на их мотивации и отношении к учебному процессу. Языковой портфель за счет фиксирования достигнутого результата в позитивных утверждениях «Теперь я могу...» и «В дальнейшем я хотел бы.» ("can-do" and "would like to be able to do" statements) восстанавливает у взрослых веру в собственные силы и возможность достижения успеха в овладении иностранным языком.

В-третьих, языковой портфель и, в особенности, электронный языковой портфель отвечают потребностям взрослых обучающихся, для которых учебная деятельность не является основной, а, следовательно, имеет второстепенное значение по приоритетности распределения временных ресурсов. Электронный языковой портфель как средство автономного планирования, контроля, оценки и коррекции деятельности по изучению иностранных языков может оформляться, храниться и корректироваться в любое удобное для взрослого обучающегося время и в любом месте при наличии доступа к сети Интернет. Убедительность данного тезиса проверена большим количеством пользователей, заполняющих и корректирующих языковой паспорт на сайте europass (http://www.europass.cedefop.europa.eu/ documents/european-skills-passport/language-passport), устанавливающих приложение ePorfolio_English как шаблон для заполнения и коррекции своих собственных результатов в электронном виде (http://www.eelp.org), а также создающих и хранящих персонализированные языковые портфели на веб-сайтах, предоставляющих возможность создания неязыковых портфолио с возможностью выгрузки и хранения всех необходимых файлов, создания новых страниц и ведения блога (http://www.wix.com/ website/builder/; https://www.portfoliobox.net/). Все существующие шаблоны для создания персонализированного языкового порт-фолио могут быть дополнены и улучшены в зависимости от целей обучающегося, который может, например, используя сервисы закладок (www.diigo.com; www.pinterest.com и др.), добавлять отдельные страницы со ссылками на ресурсы, которые могут быть полезными в изучении языка и расширении границ своего межкультурного опыта. В этом случае электронный портфель становится средством стимулирования автономии в изучении иностранных языков, способствуя повышению эффективности учебного процесса и познавательной активности взрослых обучающихся.

В заключение важно отметить, что электронный языковой портфель не является единственной образовательной технологией, способствующей развитию иноязычной самообразовательной компетенции взрослых обучающихся. В целях развития иноязычной самостоятельности взрослых активно исследуются и внедряются в образовательный процесс метод проектной деятельности, технология проблемного обучения, метод кейсов и другие образовательные технологии, направленные на повышение эффективности процесса обучения.

Технология языкового портфеля, рассмотренная в данной статье, отвечает всем принципам обучения взрослых специалистов, что увеличивает ее ценность в организации иноязычного самообразовательного процесса взрослых. Мы попытались доказать, что потребности и цели взрослых обучающихся, их психофизиологические особенности, наличный профессиональный, социальный и личный опыт требуют организации особой формы обучения иностранному языку - иноязычной самообразовательной деятельности: стимулируя познаватель-

Библиографический список

ную активность взрослых, она помогает выстроить собственный путь развития и достичь качественных результатов за более короткий срок. Представляется возможным утверждать, что одна из актуальных задач современной педагогической науки состоит в поиске новых средств и технологий для создания методической системы обучения иноязычному самообразованию, которая позволит повысить мотивацию в изучении языка и откроет пути личностного роста и интеллектуального долголетия взрослых обучающихся.

1. Дополнительное образование взрослых: стратегии слушателей. Информационный бюллетень. Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. 32 с. Мониторинг экономики образования; № 4 (78).

2. Рекомендации о развитии образования взрослых (1976 г.). Available at: http://www.un.org/ru/events/literacy/adult_education.pdf

3. Концепция ФЦП развития образования на 2016-2020 годы (Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р). Available at: http://government.ru/docs/16479/

4. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года (Проект на обсуждении). Available at: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095

5. Aриян МЛ. Социально-эмоциональное развитие обучающихся средствами иностранного языка. Язык и культура. 2017; 38: 138 - 151.

6. Aриян МЛ. Интеллектуальное развитие обучающихся средствами иностранного языка. Развивающие аспекты лингвистического образования: проблемы и перспективы. Нижний Новгород, 2016: 13 - 21.

7. Aнаньев Б.Г. О проблемах современного человекознания. 2-ое издание. Санкт-Петербург: Питер, 2001.

8. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Aнтропный принцип в синергетике Вопросы философии. 1997; № 3: 62 - 79.

9. Зборовский Г., Шуклина Е. Самообразование - парадигма 21 в. Высшее образование в России. 2003; № 5: 25 - 33.

10. Дугарцыренова Вл., Бердникова Д.В., Купцова AX. Сетевые ресурсы как средство оптимизации обучения академическому письму на иностранном языке в условиях самостоятельной работы. Иностранные языки в школе. 2017; № 3: 26 - 38.

11. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Российский языковой портфель для начальной школы. Руководство для учителя и родителей. Москва: МГЛУ, 2003.

12. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранные языки. Москва: AРKTИ, 2002.

13. Протасова Е.Ю. Европейская языковая политика. Иностранные языки в школе. 2004; № 1: 8 - 14.

References

1. Dopolnitel'noe obrazovanie vzroslyh: strategii slushatelej. Informacionnyj byulleten'. Moskva: Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola 'ekonomiki», 2014. 32 s. Monitoring 'ekonomiki obrazovaniya; № 4 (78).

2. Rekomendacii o razvitii obrazovaniya vzroslyh (1976 g.). Available at: http://www.un.org/ru/events/literacy/adult_education.pdf

3. Koncepciya FCP razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody (Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29 dekabrya 2014 g. № 2765-r). Available at: http://government.ru/docs/16479/

4. Koncepciya razvitiya nepreryvnogo obrazovaniya vzroslyh v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda (Proekt na obsuzhdenii). Available at: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095

5. Ariyan M.A. Social'no-'emocional'noe razvitie obuchayuschihsya sredstvami inostrannogo yazyka. Yazyk ikul'tura. 2017; 38: 138 - 151.

6. Ariyan M.A. Intellektual'noe razvitie obuchayuschihsya sredstvami inostrannogo yazyka. Razvivayuschie aspekty lingvisticheskogo obrazovaniya: problemy i perspektivy. Nizhnij Novgorod, 2016: 13 - 21.

7. Anan'ev B.G. O problemah sovremennogo chelovekoznaniya. 2-oe izdanie. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.

8. Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. Antropnyj princip v sinergetike Voprosy filosofii. 1997; № 3: 62 - 79.

9. Zborovskij G., Shuklina E. Samoobrazovanie - paradigma 21 v. Vysshee obrazovanie vRossii. 2003; № 5: 25 - 33.

10. Dugarcyrenova V.A., Berdnikova D.V., Kupcova A.K. Setevye resursy kak sredstvo optimizacii obucheniya akademicheskomu pis'mu na inostrannom yazyke v usloviyah samostoyatel'noj raboty. Inostrannye yazyki v shkole. 2017; № 3: 26 - 38.

11. Gal'skova N.D., Nikitenko Z.N. Rossijskij yazykovoj portfel' dlya nachal'noj shkoly. Rukovodstvo dlya uchitelya i roditelej. Moskva: MGLU, 2003.

12. Koryakovceva N.F. Sovremennaya metodika organizacii samostoyatel'noj raboty izuchayuschih inostrannye yazyki. Moskva: ARKTI, 2002.

13. Protasova E.Yu. Evropejskaya yazykovaya politika. Inostrannye yazyki v shkole. 2004; № 1: 8 - 14.

Статья поступила в редакцию 05.12.15

УДК 378

Varin E.A., senior lecturer, Ball Choreography Department, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

Wagner P.A., senior lecturer, Ball Choreography Department, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MODERN PROFESSIONAL TEACHING CHOREOGRAPHY IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF CULTURE AND ARTS. The article shows the formation of a common view that reveals the essence of modern professional training of future choreography of high-level specialists in higher educational institutions of culture and arts. The researchers analyze conditions of the effectiveness of pre-vocational and vocational training for professionals. Modern development in the teaching of dance is aimed at the development of the student in accordance with an individualized approach to the educational process and the formation of professional skills in the interaction of theoretical and practical disciplines. Professional learning choreography is based on a systematic and integrated approach using advanced educational technologies. The positive dynamics of development of choreographic education is reflected in the increase in the level of general scientific and special training of graduates, a growing quantity of students in the geographical expansion of educational space, in improving the scientific and pedagogical skills of the teaching staff of educational institutions.

Key words: choreography, dance education, specialist, university, student.

Э.А. Варин, доц. каф. бальной хореографии, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,

E-mail: [email protected]

П.А. Вагнер, доц. каф. бальной хореографии, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.