Научная статья на тему 'Совершенствование системы подготовки специалистов в сфере адаптивной физической культуры'

Совершенствование системы подготовки специалистов в сфере адаптивной физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ / ГОТОВНОСТЬ К САМООБРАЗОВАНИЮ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / SELF-EDUCATION OF STUDENTS / READINESS FOR SELF-EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Н. И.

Статья посвящена актуальной проблеме системы высшего профессионального образования самообразованию студентов. Современное общество ставит перед высшими учебными заведениями, в частности, перед вузами физической культуры и спорта, задачи по подготовке конкурентоспособных и профессионально мобильных специалистов в сфере адаптивной физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорова Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPROVING OF THE SYSTEM OF TRAINING OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF THE ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE

The article is devoted to the urgent problem of the system of higher education and self-education of students. The modern society puts in front of the higher educational establishments, in particular in front of the physical culture and sportshigher educational establishments, the aims of training of competitive and professionally mobile specialists in the adaptive physical culture.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы подготовки специалистов в сфере адаптивной физической культуры»

УДК 378 Н.И. ФЕДОРОВА

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра спортивной медицины и АФК, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма E-mail: [email protected]

UDC378 N.I. FEDOROVA

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of Sports Medicine and Adaptive Physical Culture, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and

Tourism

E-mail: [email protected]

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ АДАПТИВНОЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

THE IMPROVING OF THE SYSTEM OF TRAINING OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF THE ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE

Статья посвящена актуальной проблеме системы высшего профессионального образования - самообразованию студентов. Современное общество ставит перед высшими учебными заведениями, в частности, перед вузами физической культуры и спорта, задачи по подготовке конкурентоспособных и профессионально мобильных специалистов в сфере адаптивной физической культуры.

Ключевые слова: самообразование студентов, готовность к самообразованию, профессиональная подготовка.

The article is devoted to the urgent problem of the system of higher education and self-education of students. The modern society puts in front of the higher educational establishments, in particular in front of the physical culture and sportshigher educational establishments, the aims of training of competitive and professionally mobile specialists in the adaptive physical culture.

Keywords: self-education of students, readiness for self-education, professional training.

Рост инвалидизации населения остается одной из самых острых и социально-значимых проблем современного общества.

Воздействие на человека многочисленных негативных факторов обусловливают его социальную и личностную потребность обращения к проблемам реабилитации здоровья. Несмотря на то, что в настоящее время прикладываются значительные усилия для привлечения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к систематическим занятиям физическими упражнениями как универсальному средству физической, психической и социальной адаптации, лишь незначительная их часть вовлечена в физкультурно-оздоровительную и спортивную работу. Основную причину такого положения Л.В. Шапкова связывает с отсутствием квалифицированных педагогов, обладающих необходимыми фундаментальными и прикладными знаниями и практическими умениями, позволяющими поддерживать и развивать функциональные возможности инвалида и формировать его личность [2].

В последние годы активно ведутся исследования и разрабатываются новые подходы к совершенствованию высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта (В.К. Бальсевич, С.П. Евсеев, Ю.Д. Железняк, Н.Н. Неверкович, Ю.М. Николаев, Г.Н. Попов, В.С. Родиченко, С.Г. Сериков, Ж.К. Холодов, Н.Н. Чесноков, и др.). Однако разработка и внедрение инновационных программ обучения в сферу адаптивной

физической культуры и в практику высшего профессионального образования проводятся недостаточно [1,2].

Самообразование студентов - это основа получения знаний в системе высшего профессионального образования. Основополагающим условием самообразования студентов, обучающихся по направлению «Физическая культура лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)», служит то, что оно является неотъемлемой частью основного учебного процесса подготовки специалистов физической культуры, предусматривающего формирование у обучаемых знаний, умений, навыков, общекультурных и профессиональных компетенций, направленных на самостоятельное и творческое решение задач будущей практической деятельности. Очевидно, что грандиозные задачи по развитию адаптивной физической культуре будут успешно решаться специалистами, имеющими вышеперечисленные характеристики. В связи с этим современное общество ставит перед высшими учебными заведениями и, прежде всего, вузами физической культуры и спорта, задачи подготовки конкурентоспособных и профессионально мобильных специалистов, личностные качества которых соответствуют требованиям работодателей и Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования 3 поколения (ФГОС ВПО-3+). Поэтому традиционная система подготовки специалистов в сфере адаптивной физической культуры нуждается в усовершенствовании и изменении органи-

© Н.И. Федорова © N.I. Fedorova

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

зационных форм, методов и технологий обучения[3].

Термин «готовность к самообразованию» является неотъемлемой составляющей понятия «профессиональная компетентность», с одной стороны, с другой - его следует рассматривать как одно из звеньев комплексной системы педагогических отношений, служащих средством совершенствования взаимодействия участников образования, осуществляемого ради роста качества образования студента.

Рядом ученых (И.О. Котляровой, В.А. Худяковым, В.Н. Ларионовым и др.) были выделены следующие характеристики готовности студентов к самообразованию [4]:

- эмоционально-личностный аппарат, позволяющий учитывать значимость единства различных сторон личности человека для реализации самообразования на практике и включающий следующие компоненты: личностные ценности обучаемых, определяющие их мировоззрение, отношение к учению и самообразованию; взгляды личности на роль коллектива, более опытных наставников в его деятельности, коммуникабельность во взаимодействии с другими людьми; уровень развития эмоционально-волевого аппарата до возможности осуществления добровольного систематического самообразования;

- уровень усвоенных личностью знаний, умений и навыков по определенным направлениям социального опыта. Эта характеристика отражает уровень интеллектуального развития личности и включает компоненты: в конкретном виде проявление общего; из общего выделить конкретное; видеть внутри- и межпредметные связи относительно различных научных понятий, методов и т.п.; осознание единства и целостности научной картины мира; умение соотносить научные категории с объективной реальностью; уровень понимания относительного характера знаний и необходимости уточнять их путем систематического познания; умение анализировать и обобщать; гибкость мыслительной деятельности; осознанность, устойчивость и самостоятельность мышления; прочность имеющихся знаний, умений и навыков, их восстанавливаемость;

- умения личности работать с основными источниками информации, в которых собран, обобщен и хранится накопленный человечеством социальный опыт; основными составляющими являются следующие: характер ориентирования в разнообразных объемах информации, выраженной с помощью основных источников; психологическая готовность верно оценить функциональные возможности как отдельного источника, так и их совокупности, выбрать на этой основе целесообразные средства для поиска и усвоения информации; культура восприятия информации источника (умение слушать лектора или собеседника, наблюдаемость информации зрительно и т.п.); рациональная запись информации с различных источников; культура освоения информации в процессе взаимодействия с источником, а также при работе с записями; качество диалога с консультантом, ПК и другими источниками информации, дискуссии в коллективе при обсуждении

предмета самообразования и пр.; умение использовать источник информации при самоконтроле и самооценке качества результатов самообразования;

- организационно-управленческие умения, выраженные осмысленной системой действий, приемов, методов и т.п., направленных на достижение поставленных целей самообразования: умения намечать и принимать к исполнению задачи самообразования, основные пути поиска и усвоения социального опыта; навыки планирования учебного труда, распределение усилий и времени для выполнения различных обязанностей; умения создавать благоприятные условия для самостоятельной работы (культуру быта, гигиену труда и т.п.); умения и навыки самоконтроля, самоанализа и самооценки результатов самообразовательной деятельности и на ее основе - разрабатывать новые задачи самообразования.

Перечисленные характеристики готовности студентов к самообразованию отражают наиболее важные способности, обуславливающие возможность осуществления самообразования. Систематически ориентируя обучаемых на самообразование с использованием всех доступных средств, создавая в педагогической практике условия (социальные, психологические, педагогические), благоприятные для самообразования личности, преподаватели побуждают студентов включаться не только в решение задач воспитания и образования, но и в сознательно осуществляемую субъектную деятельность по самообразованию непосредственно в педагогическом процессе. Поэтому самообразование, как метод саморазвития и активный познавательный процесс, должно стать неотъемлемой частью образовательного пространства в вузе.

Таким образом, одна из основных задач, стоящих перед высшей школой, - подготовить студентов к постоянной самообразовательной деятельности, вооружить необходимыми умениями и навыками. Однако в учебных программах высших учебных заведений физической культуры и спорта России не отводится специального времени для овладения студентами эффективными способами самообразовательной деятельности, методами самообучения и самообразования. Для решения данной задачи нами была разработана программа дисциплины по выбору «Самообразование студентов в сфере адаптивной физической культуры». Основная цель дисциплины - вооружить студентов теоретико-прикладными знаниями, умениями, концепциями в сфере самообразовательной деятельности, составляющей основу для их успешной учебы, жизни и профессиональной работы. Задачи - ознакомить студентов, обучающихся по направлению «Физическая культура лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)», с теоретическими и методологическими основами самообразования, показать научно-прикладную значимость самообразования в профессиональной подготовке будущих специалистов.

Пилотный вариант данной дисциплины по выбору студентов апробируется нами в Смоленской государственной академии физической культуры спорта и туризма.

Библиографический список

1. Аксенова О. Э. Использование активных методов обучения при подготовке специалиста по адаптивной физической культуре // О. Э. Аксенова, Е. В. Малинина // Адаптивная физическая культура. 2006. №3. С. 13.

2. Балашова В.Ф. Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре. М.: Физическая культура, 2008. 245 с.

3. Овчинникова Л.П. Модель самоуправляемой самостоятельной работы студентов. //Фундаментальные исследования. И.Д.Академия естествознания. 2013. №6,часть 5. С.1253-1256.

4. Сериков Г. Н. Самообразование. Совершенствование подготовки студентов. Иркутск: Издательство Иркутского университета, 1991. 232 с.

References

1. Aksenova O.E. The use of active teaching methods in the training of an expert in the adaptive physical culture // O.E. Aksenov, E.V. Malinin // Adaptive physical culture. 2006. №3. P. 13.

2. Balashova V.F. Competence of adaptive physical culture specialists. M .: Physical Culture, 2008. 245 p.

3. OvchinnikovaL.P. The model of self-governing independent work of students. / L.P.Ovchinnikova // Basic research. I.D. Academy of Natural Science 2013. №6, Part 5. Pp. 1253-1256.

4. Serikov G.N. Self-education of students. The improving of students' training. Irkutsk: Publishing House of the Irkutsk University, 1991. 232 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.