Научная статья на тему 'Использование инновационных образовательных технологий в повышении качества подготовки курсантов военных вузов'

Использование инновационных образовательных технологий в повышении качества подготовки курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПОРТФОЛИО / ЯЗЫКОВОЙ ПАСПОРТ / ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ПОРТФОЛИО РАБОТ / ВОЕННЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / ЛИСТ САМООЦЕНКИ / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY / PORTFOLIO / LINGUISTIC PASSPORT / OFFICIAL DOCUMENTS / MILITARY AND PROFESSIONAL GROWTH / SELF-ASSESSMENT LIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Людмила Михайловна

В данной статье рассматривается инновационная технология создания банка образовательных достижений, включающая портфолио обучающегося как форму рефлексивной самооценки индивидуальных образовательных достижений. Рассматриваются этапы создания портфолио: мотивационно-ознакомительный, информационно-целевой, формирующий, критериально-оценочный, деятельностный, презентационный, оценочно-рефлексивный. Представлены основные принципы оценивания материалов портфолио, а также принципы внедрения портфолио будущего военного специалиста по дисциплине «Иностранный язык».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранова Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES WHILE RAISING THE QUALITY OF MILITARY STUDENTS’ TRAINING

The article examines the innovative technology to create the educational achievement bank which includes the student’s portfolio as a form of reflective self-assessment of the individual educational achievements. The author analyzes the stages of portfolio formation: motivational and introductory, informational and purposeful, formative, criterial-evaluative, pragmatic, presentational, evaluative-reflexive. The paper proposes the basic principles to evaluate the portfolio materials and the principles to introduce the future military specialist‘s portfolio on the discipline “Foreign language”.

Текст научной работы на тему «Использование инновационных образовательных технологий в повышении качества подготовки курсантов военных вузов»

Баранова Людмила Михайловна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

В данной статье рассматривается инновационная технология создания банка образовательных достижений, включающая портфолио обучающегося как форму рефлексивной самооценки индивидуальных образовательных достижений. Рассматриваются этапы создания портфолио: мотивационно-ознакомительный, информационно-целевой, формирующий, критериально-оценочный, деятельностный, презентационный, оценочно-рефлексивный. Представлены основные принципы оценивания материалов портфолио, а также принципы внедрения портфолио будущего военного специалиста по дисциплине "Иностранный язык". Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/9-2/55.11^1

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 9(63): в 3-х ч. Ч. 2. C. 198-201. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2016/9-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

198

^БЫ 1997-2911. № 9 (63) 2016. Ч. 2

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378

В данной статье рассматривается инновационная технология создания банка образовательных достижений, включающая портфолио обучающегося как форму рефлексивной самооценки индивидуальных образовательных достижений. Рассматриваются этапы создания портфолио: мотивационно-ознакомительный, информационно-целевой, формирующий, критериально-оценочный, деятельностный, презентационный, оценочно-рефлексивный. Представлены основные принципы оценивания материалов портфолио, а также принципы внедрения портфолио будущего военного специалиста по дисциплине «Иностранный язык».

Ключевые слова и фразы: инновационная образовательная технология; портфолио; языковой паспорт; официальные документы; портфолио работ; военный и профессиональный рост; лист самооценки.

Баранова Людмила Михайловна

Военно-воздушная академия имени проф. Н. Е. Жуковского и А. Ю. Гагарина, г. Воронеж forget62@yandex. т

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Сложные задачи, стоящие перед Вооруженными Силами РФ на сегодняшний день, определяют возросший уровень требований к офицерским кадрам, к качеству их обучения и воспитания в военных вузах. В связи с этим возникает необходимость применения новых методов обучения и контроля уровня обученности курсантов по различным дисциплинам в военных вузах, а в частности, по иностранному языку, что будет рассмотрено в данной статье.

В теории и практике организации работы по повышению качества образования прослеживается противоречие между необходимостью построения личностно-ориентированных моделей образовательного процесса, обеспечивающих качественное образование, с одной стороны, и отсутствием адекватной системы контроля результатов обучения - с другой.

В связи с этим возникает потребность в создании новых образовательных технологий. Одной из таких инновационных технологий, позволяющей, по нашему мнению, разрешить это противоречие, является технология создания банка образовательных достижений обучающихся. Создание такого банка образовательных достижений по дисциплине «Иностранный язык» как инновационного метода контроля сможет обеспечить не только преподавателя, но и самих обучающихся объективной и достаточной информацией о качестве их знаний, процессе обучения и уровне владения иностранным языком.

Среди современных образовательных технологий, включающих проблемно-поисковую (И. Я. Лернер, С. Л. Рубинштейн), сценарно-контекстную (А. А. Вербицкий, Г. А. Китайгородская) и проектную (И. А. Зимняя, Е. С. Полат, Т. Е. Сахарова), особое место в профессиональном становлении специалиста занимает технология рефлексивной самооценки (О. А. Симонова, А. В. Хуторской, Е. В. Доманский), что и прослеживается в оценке уровня обученности на основе создания банка образовательных технологий.

Формированию рефлексивной самооценки отводится одно из главных мест в создании банка образовательных достижений обучающихся. Одной из наиболее используемых форм рефлексивной самооценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся является портфолио [1].

Смысл технологии портфолио состоит в том, чтобы научить отбирать, систематизировать и анализировать информацию по выбранной теме, работать с различными источниками информации, прослеживать динамику отношения обучающегося к учебной дисциплине, процессу освоения рабочей программы учебной дисциплины.

При использовании данной технологии важно учитывать следующее:

- нет четкого списка наименований и количества пунктов, которые необходимо включать в портфолио, так как это полностью зависит от автора;

- есть примерный перечень, из которого можно выбрать те или иные элементы. Однако новые элементы поощряются;

- структура портфолио напрямую зависит от конкретных целей, преследуемых его автором [2].

Разработанная технология портфолио предполагает организацию процесса контроля, самоконтроля

и взаимоконтроля на основе системного, личностно-ориентированного, компетентностного и рефлексивного подходов, обеспечивающих взаимодействие субъектов образовательного процесса: как курсанта, так и преподавателя. При этом технология портфолио курсанта предполагает интеграцию традиционных методов контроля, таких как письменные и графические методы, тестирование, и инновационных, таких как метод проектов и метод кейс-стади, посредством процесса рефлексии. Все «артефакты», размещенные в портфолио

курсанта, сопровождаются аннотациями и листами самооценки, позволяющими курсантам оценить свои достижения, сделать выводы и поставить перед собой новые цели [3].

Более подробно следует остановиться на этапах создания портфолио, так как образовательная технология его создания является многоступенчатой и подразумевает организацию поэтапной деятельности:

Этап 1. Мотивационно-ознакомительный

На данном этапе следует провести ознакомление курсантов с понятием «портфолио курсанта», принципами работы с ним, преимуществами и недостатками данной технологии.

Этап 2. Информационно-целевой

Практически вся работа по созданию и использованию портфолио во многом строится в зависимости от целей создания того или иного вида портфолио. Чем понятнее и яснее будут сформулированы цели его создания тем более успешно будут достигнуты результаты его применения в дальнейшей деятельности обучающегося. Следовательно, неправильная постановка целей на каждом из этапов работы с портфолио может привести к низким результатам или вовсе к их полному отсутствию.

Целями внедрения портфолио будущего военного специалиста по дисциплине «Иностранный язык» являются:

1) улучшение языковой подготовки военного высококвалифицированного и профессионального специалиста;

2) внедрение инновационных методов обучения, в том числе проектной деятельности, метода кейс-стади;

3) повышение интенсивности обучения;

4) увеличение доли самостоятельной работы курсантов;

5) повышение компьютерной грамотности курсантов;

6) развитие взаимосвязей военных и общегуманитарных кафедр с целью повышения качества обучения и воспитания в военных вузах;

7) развитие организационно-управленческих навыков военного специалиста;

8) повышение мотивации обучающихся к ведению научно-исследовательской деятельности и непрерывному самообразованию в течение всей жизни;

9) осуществление процесса контроля, взаимоконтроля и самоконтроля в процессе обучения иностранному языку.

Этап 3. Формирующий

Целью данного этапа является формирование структуры портфолио в соответствии с целями сформированного банка образовательных достижений. Именно поэтому было очень важно разработать структуру, подходящую под конкретное предназначение, а именно «портфолио военного специалиста». Для этого необходимо было не только опираться на уже успешно апробированные ранее структуры портфолио, но и привнести свои элементы, характерные именно для будущего военного специалиста.

В связи с этим наиболее предпочтительной формой работы на данном этапе нам представляется совместная деятельность по поиску, обсуждению и разработке проекта структуры будущего портфолио. Курсантам была предложена ориентировочная основа портфолио, состоящая их следующих элементов:

• языковой паспорт (Language Passport);

• официальные документы (Official Record);

• портфолио работ (Collection of Materials);

• отзывы (Reflections).

В ходе совместных обсуждений на научных семинарах и конференциях курсантами и преподавателями кафедры было предложено добавить следующие блоки:

• работа в военно-научной секции (Military Scientific Society);

• военный и профессиональный рост (Military Career).

Этап 4. Критериально-оценочный

Исходя из разработанной на предыдущем этапе структуры «портфолио военного специалиста», нами был предложен организационный план работы, который отражает поиск, сбор и оформление необходимых материалов.

На данном этапе могут обнаружиться некоторые недостатки, связанные с избыточностью или, наоборот, чрезмерной лаконичностью структуры портфолио, сроками его оформления и спецификой наполнения. Именно поэтому на этом этапе следует провести корректировку первоначальной структуры портфолио. Корректировка структуры портфолио при формировании элементов в нашем случае не понадобилась, так как она, по мнению курсантов и преподавателей, способна отобразить все сферы языкового становления курсанта.

Однако прежде чем переходить к следующему этапу по сбору материалов и оформлению портфолио, необходимо определиться с требованиями к качеству создаваемого продукта. Субъекты технологии портфо-лио (в нашем случае курсанты) должны обязательно иметь представление о критериях оценки своего порт-фолио, чтобы конкретизировать свою деятельность и четко представлять ее результат.

При выработке критериев для оценивания материалов портфолио необходимо придерживаться трех основных принципов:

1. Обеспечение полноты и объективности оценивания. Параметры и критерии оценивания должны вырабатываться на основе уже имеющихся в культуре представлений о качестве портфолио-продукта и собственного творческого вклада участников создания портфолио, необходимого для полноты оценивания. Соответственно, чем более уникальный портфолио-продукт создается, тем большим будет собственный вклад участников его создания в разработку критериев оценивания.

200

ISSN 1997-2911. № 9 (63) 2016. Ч. 2

2. Совместное оценивание. Выработка системы оценивания (самой процедуры и критериев оценки) должна строиться в процессе совместного обсуждения всех сторон и участников, заинтересованных в успешных результатах использования портфолио-технологии.

3. Цикличность оценивания. Совместная деятельность по выработке критериев оценивания должна выстраиваться циклически как при выработке самих критериев, так и при непосредственном оценивании порт-фолио-продукта.

На основании данных принципов совместно с курсантами были разработаны рубрики для оценивания «портфолио курсанта» (assessment sheets) в электронном варианте, которые могут быть использованы преподавателями и самими курсантами (для осуществления самоконтроля и взаимоконтроля).

Этап 5. Деятельностный

Целью данного этапа является раскрытие последовательности выполнения заданий для сбора данных в портфолио, определение формы организации материалов и их оформление.

Сбор материалов осуществляется в соответствии с составленным на предыдущем этапе планом.

При оформлении материалов следует привлечь внимание обучающихся к следующим аспектам:

- портфолио должно быть презентабельным, то есть привлекать внимание, вызывать желание у тех, для кого оно предназначено (преподавателя, других курсантов), ознакомиться с его содержимым;

- необходимо передать все сведения, содержащиеся в портфолио, как можно более четко и понятно, то есть соблюсти структуру, грамотность, наглядность, доказательность;

- обеспечить достоверность предоставляемой информации.

У курсантов могут возникнуть вопросы в процессе данного этапа, на которые преподаватель должен ответить. Для этого на данном этапе целесообразным будет проведение консультаций, факультативов, где преподаватель сможет дать объяснения и снять возникающие трудности по сбору материалов для портфолио.

Немаловажным для данного этапа является введение рефлексии, под которой мы здесь подразумеваем фиксацию успехов и трудностей, проявленных на практике. Ведь именно следствием этих успехов и трудностей являются те первые и промежуточные результаты, с которых начинается движение к достижению целей портфолио-технологии.

Рефлексия предполагает выявление так называемых точек опоры - уже имеющихся знаний, умений, навыков, которые позволяют добиваться успехов в рамках данной портфолио-технологии - и точек роста -тех дефицитов и трудностей, которые тормозят достижение запланированных результатов.

Рефлексивное осмысление точек опоры и точек роста позволяет:

- зафиксировать особенности движения в деятельности относительно ожидаемых результатов, а также значимые изменения, происходящие в самом субъекте деятельности;

- через осознание полученной практики перевести ее в опыт, которым можно пользоваться в дальнейшем;

- на основе полученного выше приходить к выводам и своевременно корректировать последующую деятельность, делая ее более эффективной.

Для организации рефлексивной деятельности можно использовать следующие формы работы:

- групповая и индивидуальная работа;

- обсуждения на семинарских занятиях;

- оценочные листы, листы самооценки, психологическое тестирование и т.д.

Следует отметить, что анализ рефлексивной деятельности курсантов следует проводить как на данном этапе портфолио-технологии, так и на всех последующих.

Этап 6. Презентационный

Презентация - это публичное представление материалов портфолио-продукта лицам, заинтересованным в информации о достижениях его владельца и планах по его дальнейшему саморазвитию. Презентация позволяет выгодно представить свои сильные стороны и в то же самое время скрыть недостатки либо выгодно их обыграть.

Этап 7. Оценочно-рефлексивный

Организация деятельности по оцениванию созданного портфолио является одним из важнейших этапов портфолио-технологии. Итоговая рефлексия суммирует все результаты, полученные в ходе поэтапной деятельности. Среди них - как ожидаемые результаты, так и образовательные эффекты, которые могут проявится как незапланированные, но значимые дополнительные умения и навыки [4].

Смысл технологии портфолио состоит в том, чтобы научить отбирать, систематизировать и анализировать информацию по выбранной теме, работать с различными источниками информации, прослеживать динамику отношения курсанта к учебной дисциплине, процесса освоения учебной программы и учебных достижений.

В итоге можно отметить, что инновационная образовательная технология по созданию «портфолио курсанта» позволяет достичь следующих целей:

- в отличие от традиционных технологий, которые разделяют преподавание, учение, контроль и оценивание, технология портфолио органически интегрирует эти четыре составляющие процесса обучения;

- технология портфолио позволяет объединить количественную и качественную оценку образовательных достижений посредством анализа разнообразных продуктов его образовательной деятельности;

- позволяет осуществить не только контроль, но и самоконтроль и взаимоконтроль субъектов образовательного процесса;

- данная технология направлена на сотрудничество преподавателя и обучающегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в ходе освоения программы учебной дисциплины «Иностранный язык»;

- портфолио дает возможность непрерывной оценки и самооценки в условиях вузовского образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям альтернативной оценки;

- портфолио легко интегрируется в профессиональные и служебные системы оценки, что дает возможность раннего формирования профессионально значимых умений курсантов и способствует развитию их самостоятельности;

- технология портфолио курсанта показывает возможные направления обновления традиционной системы оценивания в военном вузе [5].

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что портфолио - это инновационная образовательная технология, позволяющая повысить качество подготовки военных специалистов на основе фиксирования их образовательных индивидуальных достижений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученные данные позволят осуществлять мониторинг образовательных достижений с целью оценки качества обучения, корректировать индивидуальные достижения обучающихся и повышать личностный и профессиональный рост военного специалиста.

Список литературы

1. Доманский Е. В. Рефлексия как элемент ключевой образовательной компетенции [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2003/0424.htm (дата обращения: 12.08.2016).

2. Зимняя И. А., Китросская И. И., Мичурина К. А. Самоконтроль как компонент речевой деятельности и уровни его становления // Общая методика обучения иностранным языкам. М.: Русский язык, 1991. С. 144-154.

3. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3. С. 3-10.

4. Симонова О. А. Лингводидактическая среда как фактор формирования готовности студентов к межкультурной коммуникации (на примере факультета лингвистики): автореф. дисс. ... к. пед. н. Сургут, 2008. 24 с.

5. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс]: доклад на Отделении философии образования и теории педагогики РАО (23 апреля 2002). URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 12.08.2016).

USING INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES WHILE RAISING THE QUALITY OF MILITARY STUDENTS' TRAINING

Baranova Lyudmila Mikhailovna

Russian Air Force Military Educational and Scientific Center " Air Force Academy named after Professor N. E. Zhukovsky and Y. A. Gagarin " forget62@yandex. ru

The article examines the innovative technology to create the educational achievement bank which includes the student's portfolio as a form of reflective self-assessment of the individual educational achievements. The author analyzes the stages of portfolio formation: motivational and introductory, informational and purposeful, formative, criterial-evaluative, pragmatic, presentational, evaluative-reflexive. The paper proposes the basic principles to evaluate the portfolio materials and the principles to introduce the future military specialist's portfolio on the discipline "Foreign language".

Key words and phrases: innovative educational technology; portfolio; linguistic passport; official documents; military and professional growth; self-assessment list.

УДК 372:881.111.1

В статье обосновывается необходимость применения в современной университетской образовательной среде эффективных форм и методов изучения иностранного языка (видеопрезентаций, видеолекций, видеомостов и т.д.). Особое внимание уделяется имитационной и тренировочной функциям информационно-коммуникационных технологий при обучении студентов профессиональному иностранному языку, обеспечивающих быстрое вхождение выпускников вуза в постоянно меняющийся многогранный мир бизнеса.

Ключевые слова и фразы: видеопрезентация на иностранном языке; видеоресурсы; технология создания видеопрезентации; информационно-коммуникационные технологии.

Лизунова Нина Михайловна, к. пед. н., доцент Чернышкова Наталия Владимировна, к. филол. н.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва nina_lizunova@mail.ги; ronas2007@yandex.ги

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Прогресс в развитии информационно-коммуникационных технологий, стремительно меняющийся мир бизнеса, необходимость повышения качества подготовки студентов по иностранному языку в вузе заставляют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.