УДК 81’243:378
ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОИСКА ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ КОНТРОЛЯ ОБУЧЕННОСТИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
© Наталья Вадимовна ГУБИНА
Военный авиационный инженерный университет, г. Воронеж, Российская Федерация, преподаватель 209 кафедры иностранных языков, e-mail: [email protected]
Автор ставит своей целью рассмотреть проблемы традиционного контроля в современной высшей школе и предпосылки поиска и внедрения инновационных методов контроля, в частности, метода проектов, кейс-метода, портфолио. Особое внимание уделяется значению рефлексии обучающихся, их способности к осуществлению самоконтроля и взаимоконтроля. Автор также анализирует и обосновывает необходимость применения данных инновационных методов контроля, способствующих повышению гуманистического значения педагогического контроля.
Ключевые слова: контроль; инновационные методы контроля; рефлексия; метод проектов; кейс-метод; портфолио.
На протяжении последнего десятилетия наблюдаются значительные изменения в сфере высшего профессионального образования, что обусловлено несколькими причинами:
- включением российской системы высшего образования в Болонский процесс;
- внедрением информационных технологий в образовательной сфере;
- разработкой технологий организации индивидуально-ориентированного образовательного процесса.
Особую значимость контролю качества обучения придает вхождение России в Болонский процесс, одной из важнейших целей которого является создание единых европейских стандартов качества преподавания и содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки унифицированных, сопоставимых методик контроля.
Контроль обученности в высшей школе является одной из областей современной педагогики, вызывающих огромный интерес со стороны ученых и педагогов. Однако, несмотря на достаточную освещенность проблемы контроля в педагогической литературе, его осуществление в ходе обучения в вузе претерпело незначительные изменения за последние десятилетия и носит, в большинстве случаев, крайне традиционный, догматичный характер.
В высшей школе на данном этапе преобладает итоговый вид контроля знаний в форме экзаменов и зачетов в конце изучения дисциплин. Студенты, как правило, усиленно готовятся к сессии в последние несколько дней, следовательно, оценка на экзамене или зачете не может претендовать на полную объективность и не может служить результатом постоянно отслеживаемой и контролируемой в разных формах работы обучающихся в течение всего семестра. Таким образом, возрастает роль текущего контроля, призванного своевременно обеспечивать обратную связь между преподавателем и обучающимися и способствовать улучшению самого учебного процесса.
Традиционные и стандартизированные процедуры контроля, направленные, в основном, на повышение объективности педагогических измерений, не учитывают процесс создания благоприятных условий для самореализации личности обучающихся, развития их познавательных возможностей. Это основное принципиальное противоречие порождает ряд проблем, последовательно выявляющих несоответствие традиционных форм и методов контроля современным принципам образования и формирующих предпосылки поиска инновационных методов и технологий контроля:
- проблема соотношения распространенных в образовательной практике высших учебных заведений разовых процедур кон-
троля, таких как контрольные работы, тесты, зачеты, экзамены, и потребности в разработке процедуры длительного, непрерывного контроля;
- проблема преобладания количественных измерений и потребность в качественных измерениях индивидуальных показателей обучающихся в процессе учебной деятельности;
- проблема доминирования преподавателя над обучающимися в ходе учебной деятельности для достижения требуемого уровня знаний. Соответственно, возникает необходимость в диалоговом взаимодействии преподавателя с обучающимися, обеспечивающим процедуру обратной связи в ходе контроля;
- проблема крайне ограниченной учебной автономии обучающихся, выраженной в практически полном отсутствии свободы выбора учебных заданий, зависимости от внешней оценки приобретенных знаний, невозможности компенсировать свои недостатки демонстрацией выигрышных областей знаний, что обусловливает необходимость в формировании большей учебной автономии для обеспечения наиболее полной реализации учащимися своего личностного потенциала.
Таким образом, сложившаяся на сегодняшний день ситуация с контролем в обучении иностранным языкам в высших учебных заведениях выявляет основную проблему, которая заключается в том, что игнорирование индивидуальных особенностей обучающихся не только сужает фокус педагогических измерений, но и нивелирует роль контроля как гуманистического фактора самореализации личности в учебно-воспитательном процессе.
В связи с этим возникает потребность в смещении акцента в процессе контроля с преподавательской деятельности на деятельность обучающегося. Для этого у них должна быть сформирована способность к объективной самооценке, рефлексии. Чтобы помочь обучающемуся адекватно оценивать свои знания, возможности, у него должна быть сформирована шкала ценностей, с которой он мог бы сверять собственные достижения в различных сферах деятельности. Особенно этот аспект касается обучения иностранным языкам, т. к. рефлексия является необходимым условием, способствующим формиро-
ванию у обучающихся языковой и концептуальной картины мира.
Анализ педагогической и методической литературы показывает, что в настоящее время рефлексивный подход к пониманию сущности проблемы контроля, разрабатываемый Ш.А. Амонашвили, А.В. Хуторским, Е.С. Полат и др., все больше укрепляет свои позиции, т. к. предусматривает развитие са-моуправленческих начал, гуманизацию контроля. Такой подход основан не на авторитарно-императивных принципах, в соответствии с которыми преподаватель, как правило, выступает в роли формального организатора процесса контроля, а на «принципах сотрудничества и педагогической поддержки, способствующих организации взаимоконтроля и самоконтроля учебных достижений учащихся» [1, с. 93].
Рефлексия особо важна в контексте высшего образования, т. к. одним из главных ее компонентов является осознание как уже действующим, так и будущим специалистом того, что для успешной работы ему необходимо приобретать новые знания и двигаться вперед, выбирая оптимальные пути. Следовательно, задача формирования рефлексивного стиля мышления должна быть одной из центральных на всех без исключения этапах вузовского обучения. Для этого следует обратиться к поискам специальных технологий формирования определенного набора качеств, представляющих собой в совокупности рефлексивный стиль мышления. К таким качествам можно отнести следующие:
- нацеленность обучающегося на конструктивный диалог с преподавателями и партнерами;
- нацеленность обучающегося на самодиагностику в отношении сформированности различных компетенций и качеств на основе сравнения своих результатов с заданными эталонами;
- открытость обучающегося новой информации, нестандартным способам решения поставленных задач и принятия решений;
- нацеленность обучающегося на проверку (неприятие на веру), на всесторонний анализ и осмысление поступающей информации, на выявление внутренних особенностей и причин того или иного характера протекания различных явлений, недоступных
при непосредственном восприятии, требующих глубокого вдумчивого анализа [2, с. 161].
Проблема самонаблюдения и рефлексии является одной из наиболее приоритетных среди отечественных и зарубежных педагогов и психологов, т. к. является чрезвычайно важной для полного и гармоничного развития личности. Именно обучающийся становится точкой отсчета при конструировании содержания образования вообще и при анализе и контроле результатов обучения иностранному языку в частности, что явно отражено в работах В.П. Беспалько, И.Л. Бим, Н.Д. Гальсковой, И. А. Зимней, Г. А. Китайгородской, В.В. Копыловой и др.
Важность изменения методов и средств контроля учебных достижений также подчеркивается многими авторами. При этом они исходят из положения, которое в настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения: методы контроля оказывают решающее влияние на процессы обучения, которые ему предшествуют. Из этого вытекает, что, изменяя процедуру контроля, мы оказываем существенное влияние и на сам учебный процесс. Соответственно, для наиболее полной реализации познавательного и рефлексивного потенциала личности необходим поиск инновационных методов и технологий контроля знаний обучающихся, которые повысили бы гуманистическое значение педагогического контроля, к которым можно отнести контроль в рамках метода проектов, кейс-метода, а также метода создания портфолио, способному вобрать в себя, аккумулировать все вышеперечисленные методы и реализовать механизм самоконтроля и взаимоконтроля, способствуя тем самым усилению познавательной активности обучающихся, росту внутренней мотивации к изучению различных дисциплин, и в частности к изучению иностранного языка.
Ведь контроль в рамках того или иного инновационного метода дополняет все необходимые процедуры обучения и является его логическим завершением. Следовательно, процессы обучения и контроля в таком случае взаимосвязаны и оказывают непосредственное влияние друг на друга, изначально ставят перед собой одинаковые цели и задачи и обеспечивают их комплексное достижение.
К примеру, метод проектов хотя и не вписывается в рамки современного традици-
онного контроля, но появился еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком, который определил это понятие как «от души выполненный замысел» [3, с. 125]. Согласно этому методу, обучение предлагалось строить на активной основе через целесообразную деятельность обучающихся, сообразуясь с его личным интересом.
Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию, став одной из современных инновационных педагогических технологий мотивации обучающегося и личностно ориентированного образования. На сегодняшний день она представляет собой совокупность приемов, действий обучающегося в определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения определенной проблемы, значимой для него и оформленной в виде продукта исследовательской, проектной, творческой разработки. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач и проблем, требующих интеграции знаний из различных областей. Преподавателю при этом отводится роль разработчика задания (формирования замысла проекта), координатора, эксперта или консультанта.
В России теоретические основы внедрения этого метода в современных условиях были разработаны профессором Е.С. Полат. Однако большинство педагогических исследований по методу проектов ориентируются на школьное образование. И хотя концептуальная основа метода едина, в высшей школе она имеет свои особенности реализации, описанные В. А. Девясиловым. По его мнению, широкое внедрение метода проектов особенно актуализируется в связи с переходом на новую парадигму образования и принятием стандартов третьего поколения [3].
Проектная методика организации обучения позволяет повысить эффективность обучения, обеспечивает систему действенных обратных связей, тем самым способствуя гуманизации процесса контроля, развитию
личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов.
Основные теоретические позиции контроля в рамках метода проекта можно сформулировать следующим образом:
- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что повышает его мотивацию в достижении результата;
- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого обучающегося на свой уровень развития;
- контроль и оценка деятельности осуществляется в ходе презентации и экспертизы, в которой участвуют обучающиеся из другой группы, родители, преподаватели, что способствует большей объективности процесса контроля;
- обучающийся осуществляет рефлексию процесса, себя в нем с учетом возможностей образовательной среды и уровня своего общего развития, а преподаватель оценивает свою деятельность по педагогическому эффекту и шкале уровней педагогической культуры.
Значение данного метода при реализации различных процедур контроля нельзя переоценить, т. к. он позволяет сделать контроль более гуманным, «незаметным», способствует развитию самоконтроля и взаимоконтроля в ходе работы над проектами.
К еще одному инновационному методу, зародившемуся в США, можно отнести кейс-стади (case-study). Он представляет собой технику обучения, использующую описание реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. case - случай). Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации [4, с. 92].
Метод «кейс-стади» впервые был применен в Гарвардском университете в 1924 г., и до сих пор Гарвард является флагманом «кейс-индустрии» всего мира - его преподаватели пишут в год по 600 высококачественных «кейсов».
Case-studiеs - учебные конкретные ситуации, специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью после -
дующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать управленческие решения.
Отличительной особенностью метода case-study является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Созданный как метод изучения экономических дисциплин в настоящее время метод case-study нашел широкое распространение в изучении медицины, юриспруденции, иностранного языка и других наук.
Метод case-study - инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода обучающиеся имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.
В последнее время все более популярным становится использование кейсов не только на стадии обучения, но и при контроле результатов обучения. Обучающиеся получают кейсы перед зачетом или экзаменом, они должны проанализировать его и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные в нем вопросы.
Разные методики проведения занятий требуют разных подходов к контролю знаний обучающихся, при этом преподаватель должен требовать от них овладения теми знаниями и навыками, на которые он их нацеливал в процессе обучения. Если традиционная методика преподавания тяготеет к использованию коллоквиумов и контрольных работ, которые позволяют точнее оценить теоретические знания, соответствующим образом строится и экзамен, то кейс-метод требует оценивания не столько набора определенных знаний, сколько умения обучающихся анализировать конкретную ситуацию, принимать решение, логически мыслить, при этом лучше всего использовать многокомпонентный метод формирования итоговой оценки, составными частями которого будут оценки за:
1) выступление, которое характеризует попытку серьезного предварительного ана-
лиза (правильность предложений, подготовленность, аргументированность и т. д.);
2) обращение внимания на определенный круг вопросов, которые требуют углубленного обсуждения;
3) владение категориальным аппаратом, стремление давать определения, выявлять содержание понятий;
4) демонстрацию умения логически мыслить, если точки зрения, высказанные раньше, подытоживаются и приводят к логическим выводам;
5) предложение альтернатив, которые раньше оставались без внимания;
6) предложение определенного плана действий или плана воплощения решения;
7) определение существенных элементов, которые должны учитываться при анализе кейса;
8) заметное участие в обработке количественных данных, проведении расчетов;
9) подведение итогов обсуждения.
Следует отметить, что контроль и оценивание, особенно работы в группе, представляет собой довольно сложный процесс. Опытный преподаватель понимает, что удержать в памяти все ситуации обсуждения бывает очень сложно. Поэтому он разрабатывает свою матрицу оценки, в которой по горизонтали приводится список группы, а по вертикали показатели, по которым ведется оценивание: «Активность», «Презентация», «Оригинальные идеи», «Конструктивность мышления» и т. п. Такой подход позволяет максимально технологизировать процесс оценивания, добиться большей объективности контроля.
Однако одним из самых перспективных инновационных методов контроля является портфолио, которое, на наш взгляд, может синтезировать в себе несколько как традиционных, так и инновационных методов, способствуя тем самым развитию рефлективной деятельности обучающихся и более успешному формированию интеллектуальных и нравственных качеств их личности.
Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося в определенный период его обучения и ориентирован не только на процесс контроля и оценивания, но и самоконтроля и самооценивания.
Специфика портфолио заключается в том, что, являясь как методом, так и средством, портфолио способствует реализации контроля непосредственно в ходе учебной деятельности, включая в себя такие виды контроля, как самоконтроль и взаимоконтроль. Все это позволяет индивидуализировать процесс контроля обученности, повысить учебную автономию обучающихся и их ответственность за результаты обучения, что, в свою очередь, способствует развитию рефлексии.
Различные варианты языковых портфолио служат средством реализации рефлексивных технологий, оценивания личных достижений обучающегося, а также инструментом повышения их мотивации к дальнейшему совершенствованию навыков владения иностранным языком, побуждающим к саморазвитию и самообразованию.
Как один из вариантов портфолио нами предлагается выделить «портфолио курсанта», сочетающее в себе признаки портфолио достижений, рефлексивного, проблемноориентированного и рейтингового (оценочного) портфолио.
Актуальность внедрения нового варианта портфолио - «Портфолио курсанта» - определяют следующие тенденции в образовательном процессе:
1) улучшение языковой подготовки военного специалиста для работы в условиях глобализации и единого информационного пространства;
2) внедрение инновационных методик обучения, в т. ч. проектной деятельности;
3) повышение интенсивности обучения;
4) увеличение доли самостоятельной работы курсантов;
5) развитие взаимосвязей военных кафедр и общегуманитарных с целью обучения и воспитания высоко образованного и профессионального специалиста.
Таким образом, важной целью портфолио как инновационного метода контроля является представить «отчет» по процессу обучения курсанта иностранному языку, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
1. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. М., 2008.
2. Зубов А.В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам. М., 2009.
3. Полат Е.С., Бухаркина М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2003.
4. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. М., 2006.
Поступила в редакцию 11.05.2011 г.
UDC 81 '243:378
OBJECTIVE PREREQUISITES FOR SEARCH OF INNOVATIVE ASSESSMENT METHODS AND TECHNOLOGIES OF LEARNERS' KNOWLEDGE OF FOREIGN LANGUAGES IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Natalya Vadimovna GUBINA, Air Force Engineering University, Voronezh, Russian Federation, Lecturer of 209 Department of Foreign Languages, e-mail: [email protected]
In this article the author considers the problems of traditional assessment in modern higher educational institutions and the prerequisites for the search of the innovative methods of assessment, such as project-based method, case-study, and portfolio. Special attention is paid to the significance of learners' reflection, their ability for self- and peer-assessment. The author also analyzes and proves the necessity of application of these innovative methods, which contribute to the rise of the humanistic value of pedagogical assessment.
Key words: assessment; innovative methods of assessment; reflection; project-based method; case-study; portfolio.