УДК 34
Агасян Кристина Романовна Kristina R. Agasian
аспирант кафедры теории и истории Juridical faculty of the
государства и права Кубанского Kuban state university
государственного университета Milena.555@mail.ru Milena.555@mail.ru
Результаты правового
воздействия на личность и их классификация
Аннотация. В статье затрагиваются некоторые проблемы, связанные с результатами правового воздействия на личность. По мнению автора, классификация и анализ этих результатов должны способствовать более избирательному и эффективному воздействию правовых средств на конкретную личность. Именно свойства права во многом определяют специфику правового воспитания как длительного процесса формирования правового сознания и правовой культуры членов общества и делают его правовым, так как само право является не только исходной базой такого процесса, но и основным источником и инструментальным материалом.
Ключевые слова: воздействие, личность, право, результаты.
The results of the legal
impact on the person and their classification
Annotation. The article addresses some of the problems associated with the results of the legal impact on personality. According to the author, classification and analysis of these results should encourage more selective and effective legal means at the specific impact of personality. Properties of the right in many respects define specifics of legal education as long process of formation of legal consciousness and legal culture of members of society and do it legal as the right is not only initial base of such process, but also the main source and tool material.
Keywords: impact, personality, the right, results.
Правовое воздействие на личность вызывает целый ряд самых разнообразных результатов, а юридическая наука и практика нуждаются в детальном и практико-ориентированном анализе этих результатов. При этом представляется необходимым:
1) разработать реальные и по возможности измеримые показатели наступления таких результатов;
2) для более избирательного, целенаправленного и эффективного правового воздействия на личность эти результаты классифицировать по
.
, , -
вого воздействия могут носить измеримый и неиз-.
с изданием правовых актов либо не связаны. , ,
к правовому воздействию на каждую личность в , ,
правовым воздействием на определенные катего-, , -
кретным правовым воздействием на конкретную личность в конкретном случае (отношении).
Результаты могут быть также разделены на стратегические и непосредственные (ситуацион-
).
воздействия на личность, является совершение либо не совершение ей юридически значимых .
может носить как положительный, так и отрица-.
Результаты можно также разделить на поведенческие, то есть, связанные с юридически значимой деятельностью, и культурно-идеологические, связанные с изменениями в правосознании и право,
.
Результаты правового воздействия на личность также необходимо различать в зависимости от
сферы личностной деятельности. В таком случае :
1. ( , -
шение материального положения личности, удовлетворение ее экономических интересов, в том
числе посредством правоприменительной дея-,
законом экономической деятельности, например, совершение сделок, уплата налогов и т.д.).
2. ( ,
в деятельности политических партий и борьбе за , -
щественных обсуждениях законопроектов, не
запрещенное законом лоббирование изменений в законодательстве и т.д.).
3. Социальные, в частности, участие в общественных объединениях и социальной жизни, благотворительности и общественных акциях.
4. Культурные и идеологические, в том числе, восприятие и защита социально-правовых ценностей, освоение основ общей и правовой культуры.
,
можно классифицировать по форме объективного выражения (действие либо бездействие); по форме реализации права (воздержание от нарушения запретов, активные действия по исполнению обязанностей, использование субъективных прав), применение права с вынесением соответствующего индивидуального правового акта.
Недооцененным видом результатов правового воздействия являются идеологические, в том числе, изменение мотивации правомерного поведения и его характеристик. Важнейшей целью и результатом правового воздействия является смещение мотивации от маргинального поведения и конформистского к социально-аетивному и .
Значимым стратегическим поведенческим результатом правового воздействия на личность является ее правовая активность. Точнее было бы сказать, что это социальная активность, урегулированная правом. Правовая активность -
это внутренне осознанное, целенаправленное,
,
субъектов в сфере права. По родовому объекту социально-правовая активность есть правомерное поведение, выступающее его «высшей» .
В процессе поиска путей повышения социально-правовой активности личности, в том числе в контексте определения направленности и содержания правового воздействия необходимо помнить, что она являет собой единство объективного и субъективного. «Повышение правовой активности личности невозможно «в отрыве» от объективного фактора - эволюционного развития всех сфер общественных отношений. Субъективный фактор основывается на расширении возможностей индивидуального выбора вариантов поведения. «Раздвижение границ» личной свободы в принятии решений повышает ответственность и активность личности. Право одновременно используется и «гаерху» - государством в качестве инструмента социального управления, и «отизу» - отдельными индивидами, их объединениями как средство реализации субъективных прав и законных интересов» [1, с. 31].
Повышению уровня и «качества» правовой активности личности в результате правового воздействия призвано способствовать соблюдение надлежащей меры воздействия; избегание в организации воздействия на нее посредством юридических норм двух крайностей: во-первых, чрезмерной регламентации поведения, приводящей к снижению инициативы, ограничениям в удовлетворении важных личностных потребно-
стей, во-вторых, недостаточной урегулированно-сти, что ведет к стихийности в регуляции поведения и может «вылиться» в рост уровня антисоциальных поступков и тенденций, общее снижение авторитета права в социальной жизни.
Другим важнейшим стратегическим в отношении конкретного лица результатом правового воздействия на личность является ее социализация, в том числе правовая.
Процесс правовой социализации является той системой влияния на личность, занимающей ведущее место на этапе освоения правовых ценностей, без «внедрения» которых право не может осуществлять свою регулятивную функцию [8, с. 153].
Социализация включает, во-первых, усвоение личностью всего ранее накопленного социального опыта путем вхождения в существующую систему социальных связей, а во-вторых, активное применение, использование данной системы связей.
В ходе правовой социализации личности происходит ее включение в социально-правовую среду, выбор человеком варианта своего поведе-
,
социально-политического опыта, приобретение , -
лизации в соответствующем обществе. При этом право и его инструменты воздействуют на сознание и волю личности независимо от ее желания или нежелания.
Правовая социализация способствует формиро-- -
ций, процесса нормативно-ценностной пере-
[3,
с. 142-143]. Это предполагает, с одной стороны, познание правовых норм и ценностей, в том числе прав и свобод, с другой - их оценку. Только познав и оценив нормы права, человек вырабатывает определенные политико-правовые убеж-- -
активности личности в гражданском обществе [6, с. 120].
На человека в обществе действуют параллельные и зачастую состязательные потоки социализации, ведь на человека оказывает влияние семья, коллектив работников, религиозные верования, профессиональные сообщества, средства
массовой информации, собственный опыт и т.д.
, ,
,
навыков участия в социальной жизни, в том числе, правовой, увеличение социально-правовой активности. Достигается это путем усвоения социально-правовых ценностей, апробации личностью различных социальных ролей, выработки социально-правовых установок и ориентаций.
Конечным продуктом правовой социализации в литературе считается правовая личность как компетентный и правопослушный субъект права,
обладающий высоким уровнем позитивного пра-, -
,
[7, с. 40]. Такая личность должна стремиться к самосовершенствованию, в т.ч. правовому.
Однако при всей привлекательности термина «правовая личность» считаю, что этот термин необходимо конкретизировать, наполнить реальным смыслом и четкими характеристиками. Тогда мы можем рассматривать формирование правовой личности в качестве цели и результата .
Другой результат правового воздействия можно .
в ценностном формировании личности, формировании у лица определенных ценностных установок, ориентаций.
В результате правового воздействия и сопровождающей его инкультурации происходит трансформация внешних правовых требований во внутренние духовно-нравственные принципы,
что закрепляется и в правосознании индивида.
, -
менного исторического периода, такие как свобода собственности, независимость, инициативность и др. были реально восприняты социумом, необходимо перестроить ценностное сознание российских граждан с ориентиром на уважительное отношение к праву и другим элементам правовой системы, поскольку существенные преобразования в обществе не могут быть жизнеспособными без трансформации правового сознания людей. Кроме того, ,
законодателем народного правового менталитета есть совершенно необходимая духовная гарантия законности и правопорядка [2, с. 35].
Состояние современного российского общества
часто характеризуют как ситуацию своеобразно- , -
тором одни социальные ценности и нормы перестали существовать или ушли в прошлое, а другие еще не успели сформироваться [5, с. 3]. В связи с этим, в условиях современной России процесс разрушения прежней системы правовых
ценностей не должен опережать процесса фор,
времени системы ценностей и норм.
, -
культурных традиций российского народа спо-Литература:
1. Аминев А.Т. Механизм воздействия норм права на личность: теоретический аспект. Авто-реф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 31.
2. . .
правовой менталитет // Правоведение. 2000. 2. . 35.
3. . . -ция поведения. М., 1978. С. 142-143.
4. . . -тания в условиях построения правового государства // Юридическое образование и наука. 2012. № 2. С. 31.
собны обеспечить необходимую трансформацию отечественной правовой системы. Целенаправленное формирование правового сознания российских людей, включающая всю совокупность социально-правовых ценностей, может рассматриваться в качестве примера системного ответа на социальные и культурные вызовы современности.
Важнейшим стратегическим результатом правового воздействия на личность в современном мире является формирования взаимной ответственности личности и государства.
Формирование ответственности граждан друг
,
и, наоборот, государства и общества перед личностью вообще является одним из главных факторов современного развития правовой системы. Такая ответственность, помимо прочего, выражается в обязанности государственных органов и учреждений принимать решения, направленные на удовлетворение интересов каждого, на реализацию принципа справедливости.
Формирование взаимной ответственности личности и государства неотделимо от процесса
.
,
определяют специфику правового воспитания как длительного процесса формирования правового сознания и правовой культуры членов общества и делают его правовым, так как само право является не только исходной базой такого
процесса, но и основным источником и инстру-
.
можно с полной уверенностью утверждать, что «жизнь» права немыслима без правового воспитания [4, с. 31].
Ответственность личности способствует упорядочению ее правовой активности, ее самореализации, как и уровень развития личности характеризуется определенным уровнем социально-
правовой ответственности.
,
результатов правового воздействия на личность нуждается в своей дальнейшей разработке в целях оптимизации этих результатов и более целенаправленной работы по формированию личности и ее поведения.
Literature:
1. Aminev A. T. Mechanism of action of norms of the right to identity: theoretical aspect. Abstract. Diss. Cand. the faculty of law.Sciences. M., 2011. P. 31.
2. Bainiazov R.S. The sense of justice and the Russian legal mentality // Jurisprudence. 2000. № 2. P. 35.
3. Bobneva M.I. Social norms and regulation of behavior. M., 1978. P. 142-143.
4. Matevosova E.K. The value of legal education in terms of rule of law // Legal education and science. 2012. № 2. C. 31.
5. . .
в воспитании личности. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2006. С. 3.
6. . . -ста в гражданском обществе. М., 2007. С. 114.
7. Петручак ПЛ. Правовая культура современной России: теоретико-правовое исследование. Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2012. С. 40.
8. . .
личности в российском социокультурном пространстве: ценностно-смысловое и функциональное содержание // Вестник Волгоградского
. 7. -
софия. 2013. № 1 (19). С. 154.
5. Mojina N.I. Law as a value and its role in the education of the individual. Abstract. diss. ... cand. of law.sciences. Ufa, 2006. P. 3.
6. Orlova O.V. The law and self-realization of the personality in civil society. M., 2007. P. 114.
7. Petruchak L.A. Legal culture in modern Russia: theoretical-legal research. Abstract.diss.doctor of law sciences. M., 2012. P. 40.
8. Popandopulo O.A. Legal socialization of personality in the Russian socio-cultural space: value-semantic and functional content of // Vestnik of Volgograd state University. Series 7. Philosophy. 2013. № 1 (19).